|
|
|
Практика совместного предприятия «Тенгизшевройл»
Выступление Ж.С.Елюбаева на расширенном совещании актива Атырауской области по вопросам соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда (июнь, 2000 года)
Быстрые темпы социально-экономических преобразований в стране, появление всё новых усложняющихся задач по управлению хозяйственным комплексом страны, развитие новых общественных отношений, в частности в сфере трудовых отношений, бесспорно требуют динамизма законодательства, приближения его к нуждам сегодняшнего дня. Видимо поэтому, вполне оправдано, на обсуждение сегодняшнего совещания вынесены вопросы соблюдения хозяйствующими субъектами области требований Законов «О труде», «Об охране труда» и «О занятости населения». Принятие, в декабре 1999 года, нового Закона о труде следует расценивать как положительный шаг в реформировании национального законодательства в условиях утверждения в стране рыночных отношений. Новый Закон о труде (статьи 7 и 8) более чётче, чем старый КЗоТ, определил права и обязательства работника и работодателя по многим вопросам трудовых отношений, что значительно упрощает правильное понимание и применение положений этих норм. Он позволяет сейчас, без вмешательства со стороны государственных органов и профсоюзов, в полной мере регулировать отношения, связанные с: · заключением и расторжением индивидуального трудового договора (далее - ИТД); · созданием режима и условий труда на производстве; · заключением коллективного договора; · организацией отдыха работников и предоставлением им социальных льгот; · нормированием труда, выплатой заработной платы и премий; · обеспечением гарантий и компенсационных выплат работникам; · разрешением трудовых споров; · применением мер поощрения и наказания работников; · действием государственных органов по контролю за соблюдением законодательства о труде. Должны с удовлетворением отметить, что СП «Тенгизшевройл» (далее - ТШО), как одно из ведущих нефтянных компаний страны с участием иностранных инвесторов, осуществляя свою деятельность по освоению Тенгизского месторождения, предпринимает всяческие меры к соблюдению требований национального законодательства, в частности в области регулирования трудовых отношений. Администрация предприятия делает всё возможное для обеспечения нормальных безопасных условий труда и отдыха своих работников, большинство из которых выполняют свои трудовые обязанности в сложных климатических и производственных условиях. В этой связи хотелось бы поделиться опытом работы администрации предприятия по соблюдению требований законодательства, регулирующих трудовые отношения. Сразу же после выхода в свет нового Закона о труде специалистами Управления людских ресурсов и Договорно-правового отдела ТШО был проведён подробный анализ новых положений закона, на основе которого была составлена сравнительная таблица правовых норм старого и нового трудового законодательства. Ими же была разработана типовая форма ИТД, а также подготовлены рекомендации по его заключению. Исходя из смысла и содержания ряда норм Закона о труде (статьи 9, 10, 12, 25, 26, 30), регулирующих вопросы оформления трудовых отношений работника с работодателем, было определено, что ИТД должен в обязательном порядке заключаться: · с гражданами, которые поступят на работу в ТШО после 1 января 2000 года; · с работниками ТШО, которые будут переведены с их согласия на другую работу или должность после 1 января 2000 года; · с любым работником ТШО, если он после 1 января 2000 года добровольно заявит о желании оформить свои отношения с ТШО на условиях ИТД. Поскольку наша форма ИТД была подготовлена до выхода в свет приказа № 38-П Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 15 февраля 2000 года, которым был утверждён образец формы ИТД, то сейчас специалистами ТШО проводится работа по приведению в соответствие нашей формы ИТД форме, утверждённой Минтрудсоцзащитой. Хотелось бы отметить, что многие вопросы в области трудовых отношений и охраны труда неурегулированных либо недостаточно урегулированных нормативно-правовыми актами государства, в ТШО разрешаются на основании локальных актов в виде утверждённых менеджментом Процедур, Политик, Руководств, Рекомендаций и т.д. Естественно, все эти внутренние акты ТШО были разработаны в период действия старого КЗоТ РК и сейчас требуют пересмотра и приведения их в соответствие с новым Законом о труде. В частности, в настоящее время пересматриваются следующие локальные акты ТШО: · Политика по вопросам профилактики алкоголизма и наркомании; · Программа премирования работников; · Программа по системе оплаты труда; · Политика по вопросам повышения и понижения в должности; · Руководство по учёту рабочего времени и сверхурочных работ; · Руководство по вопросам заключения трудового контракта и увольнения; · Руководство по вопросам сокращения штатов и выплаты выходного пособия; · Руководства по вопросам предоставления отпуска, временных работников, внутреннего поиска кандидатов на открытые вакансии; · Рекомендации по порядку наложения дисциплинарных взысканий; · Руководство по вопросам взаимоотношений с профсоюзами и заключения коллективного договора и т.д. Наличие таких внутренних актов предприятия помогают нам максимально исключить факты нарушения требований законодательства, регулирующих трудовые отношения и улучшить административное управление. Таким образом, администрация предприятия предпринимает все меры к тому, чтобы максимально уменьшить споры между работником и работодателем, как на стадии заключения ИТД, так и на стадии его расторжения. Хотя следует отметить, что полностью исключить такие споры не удаётся, особенно в стадии расторжения ИТД. Например, в 1999 году судами было рассмотрено 97 дел о восстановлении на работе. При этом, 27 дела было связано с увольнением по причине появления на работе в нетрезвом состоянии; 65 дел - с увольнением по сокращению штатов, 3 дела - с увольнением за прогул и 2 дела - с увольнением по причине недостаточной квалификации работника. Подавляющее большинство этих дел (89), что составляет 91,7% от общего количества дел, было разрешено в пользу ТШО. Эти цифры свидетельствуют о что законности и обоснованности действий администрации предприятия. В текущем году, судами рассмотрено 9 аналогичных дел, 5 из которых выиграно юристами нашего предприятия, а остальные решения находятся в стадии обжалования в вышестоящие суды В тоже время администрация ТШО много работает над тем, чтобы максимально исключить трудовые споры, создать безопасные условия труда на предприятии и установить производственный режим не противоречащий нормам Законов «О труде» и «Об охране труда». В частности, на предприятии, в зависимости от производственной необходимости, введены режимы пятидневной рабочей недели, когда нормальная продолжительность рабочего времени не превышает 40 часов в неделю (статья 45), а также вахтового метода на объектах с непрерывным производственным циклом. При этом, при вахтовом методе период выполнения работ на объекте и междусменного отдыха в вахтовом посёлке ТШО составляет 14 дней, что соответствует положениям статьи 42 Закона «О труде». К сожалению, у нас на предприятии на ряде объектах пока ещё сохраняется и режим с продолжительностью вахты 28 дней. Мы понимаем, что это противоречит требованиям действующего законодательства, однако это связано со спецификой производства и использования труда работников из числа иностранных граждан. Администрация ТШО не может полностью отказаться от такого режима работы. Однако, в настоящее время Управление людских ресурсов ТШО в соответствии с требованиями части 2 статьи 42 Закона «О труде», допускающей продолжительность вахты до тридцати календарных дней, предпринимает меры к узаконению такого режима работы. Надо отметить, что любой производственный процесс, тем более на таком специфичном предприятии, как ТШО, предопределяет необходимость ведения сверхурочных работ, работ в ночное время, праздничные и выходные дни. Но и в этом случае, администрация предприятия строго ведёт учёт рабочего времени и в полном объёме выполняет требования закона и своевременно производит оплату труда своих работников за сверхурочные работы, за работу в ночное время, праздничные и выходные дни. Принимая во внимание то, что значительная часть работников ТШО работают в условиях вахтового метода и проживают в рабочем посёлке предприятия, администрация делает всё возможное для обеспечения нормальной жизнедеятельности своих работников и их отдыха. Так, работники ТШО, занятые на вахтовом методе, обеспечены бесплатным трёхразовым широкоассортиментным и высококалорийным питанием, им созданы хорошие жилищные услуги, предоставлены различные коммунальные услуги и медицинское обслуживание. Они имеют возможность пользоваться в период междусменного отдыха всесезонным крытым плавательным бассейном, тренажёрными залами со спортивным инвентарём, теннисными кортами, библиотекой, телевизорами и т.п. услугами. Таким образом, в ТШО создана целая система для отдыха работников, что в не малой степени способствует обеспечению безопасной работы на производстве. На сегодняшний день ТШО достиг мирового рекорда по безопасности на производстве - более 8 млн. чел./час. (544 дня) без производственного травматизма с потерей рабочего врмени. В ТШО существует утверждённая система оплаты труда и премирования, предусматривающая возможность ежегодного повышения позиций работников, в зависимости от их вклада в общее дело предприятия, влекущих за собой и повышение заработной платы. Администрация предприятия своевременно, в соответствии с положениями статьи 76 Закона «О труде», производит выплату заработной платы и премий. На сегодняшний день средняя заработная плата наших работников остаётся одной из самых высоких в нефтегазовой отрасли и западном регионе страны. Производятся различные компенсационные выплаты работникам, например, в связи с: · прохождением медицинского осмотра (статья 81); · повышением квалификации и переподготовкой с отрывом от производства (статья 82); · пребыванием в служебных командировках (статья 83); · переводом в другую местность (статья 84). Предприятие производит и выплаты социальных пособий в связи с временной нетрудоспособностью, трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, беременностью и родами и т.д. Администрация предприятия умело применяет нормы Закона «О труде» (Глава 10), предусматривающих меры поощрения и наказания работников. Так, например, по системе «Парящий орёл», с учётом оценки индивидульного вклада каждого работника в общее дело предприятия, а также принимая во внимание качество выполнения работником своих трудовых обязанностей, администрация ТШО ежегодно, в апреле месяце, в качестве поощрения выплачивает денежную премию. Применяются и другие меры поощрения, такие как внеочередное повышение в позиции, вручение памятных подарков и т.д. В тоже время, администрация ТШО предъявляет и жёсткие меры к работникам за нарушение техники безопасности, неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, совершение правонарушений и дисциплинарных проступков. Об этом свидетельствуют вышеприведённые цифры из судебной статистики. Существующая система трудовых отношений в ТШО и их правовая закреплённость, обоюдная ответственность администрации и работников за результаты работы, стабильная система оплаты труда и премирования, наличие различных льгот и компенсаций, социальная защищённость работников от негативных явлений в экономике (инфляций, финансовых кризисов, повышения стоимости потребительской корзины и т.п.) максимально исключили предпосылки трудовых споров и социальных конфликтов на предприятии. Как правило, трудовые споры в ТШО возникают лишь в тех случаях, когда администрация предприятия применяет к работникам меры дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины. Все эти споры по инициативе работников рассматриваются судом. Институт же согласительных комиссий (статьи 97-99), как орган по рассмотрению трудовых споров, в ТШО на сегодняшний день не востребован. В этой связи следует отметить, что позиция некоторых контролирующих органов, считающих обязательным создание на предприятии согласительных комиссий по рассмотрению трудовых споров, не бесспорна. В соответствии со статьёй 98 Закона «О труде», трудовые споры действительно могут рассматриваться согласительной комиссией, но только по соглашению сторон, т.е. на основе добровольного волеизъявления сторон. Каких-либо обязательных норм для администрации об образовании согласительных комиссий на предприятии не имеется. Трактуя таким образом данное положение закона, мы, в принципе не отвергаем, возможность и необходимость создания на предприятии согласительной комиссии для рассмотрения трудовых споров. Однако, это не должно носить обязательного характера. Если говорить о состоянии безопасности труда, то следует отметить, что ТШО одним из первых хозяйствующих субъектов в регионе с октября 1998 года начал реализацию программы по аттестации производственных объектов предприятия. При этом исследование производственных объектов проводилась по современным методикам, часть из которых была согласована с Министерством труда и социальной защиты Республики Казахстан, и с участием высокопрофессиональных специалистов предприятия, как национальных, так и иностранных. Аттестация была проведена впервую очередь на тех объектах, где в течении последних лет было введено новое технологическое оборудование, усовершенствована материальная база, в некоторой степени изменена технологическая схема производства, проведена компьютеризация системы контроля, повлекшие за собой значительное улучшение условий и безопасности труда. Результаты аттестации подтвердили, что на тех объектах, где была проведена реконструкция и введено в строй высокотехнологическое и экологически чистое оборудование, отстутствовали факторы, свидетельствующие о вредности и опасности производства для жизни и здоровья работников, что явилось основанием к переходу на новые условия труда при сохранении существующих льгот для работников. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости перевода всех объектов ТШО на новые технологии, чтобы максимально решить вопросы охраны и безопасности труда. Ради справедливости необходимо отметить, что результаты проведённых аттестаций производственных объектов, особенно первоначальных, неоднозначно, порой отрицательно, были встречены частью трудового коллектива и профсоюзами. Однако, тщательная проверка результатов аттестации представительной комиссией Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан, а также исследования по вопросам экологической обстановки на объектах ТШО, осуществлённая Независимой экспертной группой, развеяли все имеющиеся сомнения по данной проблеме. На сегодняшний день специальная комиссия, а также соответствующие службы ТШО продолжают работу по исследованию объектов предприятия и их паспортизации, в целях обеспечения нормальных условий труда и отдыха работников предприятия. Необходимо отметить, что на тех производственных объектах, где в ходе аттестации были обнаружены вредные и опасные условия труда, был сохранён прежний режим работы. В ТШО разработана также целая Программа по охране окружающей среды, успешная реализация которой напрямую связана с охраной труда и защитой здоровья работников ТШО. Как уже говорилось выше, на предприятии предъявляются самые высокие требования к вопросам охраны труда работников. В обязательном порядке проводятся первичные, периодические, внеочередные и разовые инструктажи по безопасному ведению работ на предприятии с целью ознакомления работников с общими правилами и нормами безопасности, основными положениями трудового законодательства, правилами внутреннего трудового распорядка, правилами поведения на объектах предприятия, характеристиками основных опасных и вредных производственных факторов. Для реализации задач, так называемого, «производственного здравоохранения» (определение МОТ и ВОЗ как «повышение и обеспечение самого высокого уровня физического, умственного и социального благосостояния рабочих всех специальностей») в ТШО силами медицинского персонала, промышленных гигиенистов, инженеров по технике безопасности и других специалистов осуществляются обязательные медицинские осмотры и надзор за условиями работы на производстве. При этом, выполнение медицинских обследований проводятся на уровне самых высоких стандартов, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и «политик» Шеврона и ТШО. По результатам профосмотров, проведённых в 1999 году, 96,5% работников годны к работе на предприятии; 0,3% - нуждаются во временном переводе на лёгкий труд; у 2,9% - обнаружены ограниченные трудовые способности, требующие дальнейшей оценки; и 0,3% - выявленных признаны негодными к работе на предприятии. Эти данные можно назвать положительным фактором, свидтельствующим о состоянии безопасности труда на предприятии. Анализируя основные положения соглашений и договоров по Тенгизскому проекту следует отметить, что Республика Казахстан, привлекая в страну в качестве инвестора всемирно известные нефтянные компании, предоставила ТШО свободу действий по многим направлениям его деятельности, в частности в вопросах найма персонала, в том числе иностранных работников. Так, согласно статьи 12 Соглашения по проекту наше предприятие имеет право на найм персонала на условиях и положениях, имеющихся в соглашениях и договорах по Тенгизскому проекту, без каких-либо требований со стороны правительственных органов Республики Казахстан о получений дополнительных согласий, разрешений, лицензий и т.д. Следует отметить, что это положение Соглашения до настоящего времени признаётся как местными, так и центральными органами Республики Казахстан, в компетенцию которых входят вопросы регулирования трудовых отношений. Позиция ТШО и наших партнёров по этим вопросам поддерживает и Акимат Атырауской области. Что касается национальных работников, то надо сказать, что в целях увеличения числа местных работников, администрацией ТШО выработана конструктивная кадровая стратегия достижения к 2004 году показателя - 80% работающих в ТШО граждане Казахстана. Сокращение же числа иностранных специалистов (в том числе граждан СНГ) менее чем на 20%, на наш взгляд, отрицательно скажется на производственной деятельности предприятия и повлечёт за собой отрицательные издержки в административном управлении. При этом, сокращение числа иностранных работников (в том числе граждан СНГ) должно быть осуществлено в строгом соответствии с нормами Закона о труде. К сожалению, здесь мы не видим должной законодательной поддержки. Тем не менее, одними из приоритетных направлений увеличения числа казахстанских граждан на нашем предприятии в рамках трудового законодательства Республики Казахстан, мы видим, в оптимизации управления производством, что повлечёт за собой сокращение штатов, в том числе иностранных специалистов, а также инициирование увольнения иностранных работников, достигших пенсионного возраста. Хотя по действующему законодательству само по себе достижение пенсионного возраста не является основанием к увольнению работника. Здесь видимо целесообразно будет внедрить меры поощрительного характера в виде выходных денежных пособий и т.п. И в заключении хотелось бы отметить, что предпринимательская и административно-управленческая деятельность хозяйствующего субъекта, если эта деятельность осуществляется в рамках существующих законов, контрактов, соглашений и договоров, должна быть защищена от незаконного вмешательства общественных объединений, каковым являются профсоюзы, государственных контролирующих и надзирающих органов. Эта свобода законного предпринимательства прямо вытекает из требований статьти 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Следует всегда иметь ввиду, что собственник либо управляющий орган вправе сами решать свои производственные, административные и управленческие задачи, естественно в рамках действующих законов, только тогда мы можем ожидать успеха от хозяйственной деятельности предприятия, только тогда не будет места трудовым спорам и социальным конфликтам. ТШО очень много делает для защиты интересов и прав своих работников путём обеспечения нормальных условий работы и отдыха, высокой заработной платы, различных льгот не предусмотренных трудовым законодательством (например, бесплатное трёхразовое питание, бесплатный проезд к месту работы и обратно к месту жительства, обеспечение бесплатным жильём и другими коммунальными услугами в вахтовом посёлке, шестимесячное выходное пособие при увольнении по сокращению штатов, выделение беспроцентных жилищных ссуд сроком на десять лет, гибкая премиальная система и т.д.). На наш взгляд, деятельность профсоюзов и других общественных объединений должна быть направлена в первую очередь на конструктивную и законную защиту интересов трудящихся, она не должна способствовать возникновению социальных конфликтов и трудовых споров, она должна быть направлена на соблюдение требований действующего законодательства, в том числе трудового. ТШО, как законопослушный хозяйствующий субъект, желает работать в рамках законов Республики Казахстан, он не требует к себе особого подхода или особых льгот. В тоже время ТШО, как казахстанское предприятие с участием иностранных инвесторов, всегда будет остаивать свои права, предусмотренные Соглашением по Тенгизскому проекту и ожидает конструктивного, взаимовыгодного и свободного партнёрства со всеми субъектами в Республике Казахстан. Мы можем заверить, что ТШО всегда будет соблюдать законы суверенного государства во имя процветания предприятия, во имя общих интересов наших партнёров, во имя утверждения законности и свободных рыночных отношений в Казахстане.
Благодарю всех за внимание!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |