|
|
|
Детство без жестокости и насилия
Составители: Байсакова З.М., Мухамедсадыкова А.Т. Перевод на каз.яз.: Жазыкбекова Токтархан
Методическое пособие «Детство без жестокости и насилия» обобщает наилучшие практики работы с детьми, подвергшихся сексуальному насилию и жестокому обращению, предназначено для сотрудников ИПК и методических служб организаций образования по повышению квалификации педагогических работников, в т. ч. психологов, социальных работников по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей.
Алматы: ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана», Алматы, 2013
Оглавление
Глава 1. Определение, виды и формы насилия, жестокого обращения с ребенком Глава 2. Способы идентификации насилия и жестокого обращения Глава 3. Общие стратегии и рекомендации по работе с детьми, пережившими насилие Глава 4. Стандарты работы по защите и обеспечению безопасности ребенка Глава 5. Международный опыт по развитию социальной инфраструктуры защиты прав детей от насилия Глава 6. Восстановление, реабилитация и социальная реинтеграция детей, подвергшихся насилию Приложение 2. Сексуальное воспитание и просвещение
В настоящее время проблемой во всем мире стало насилие и жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними. В Казахстане ситуация усугубляется тем, что воспитание детей и молодежи осуществляется в условиях постоянного реформирования - меняется функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и вся социокультурная жизнь подрастающего поколения. С одной стороны, под влиянием общей гуманизации общества насилием стали называть действия родителей, ранее принимаемые за разумную строгость. А с другой, социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, наступившая правовая, моральная, экономическая незащищенность населения усилила конфликтность отношений между людьми, и особенно между супругами, родителями и детьми, вызвав дестабилизацию жизни большинства семей, что особенно сказалось на подрастающем поколении. Защита детей и подростков от насилия и жестокого обращения, предупреждение преступлений против них является одной из важных, социально-значимых и актуальных задач, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб. Однако усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбиваются о препятствия, в числе которых: - ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность; - субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества; отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы с подрастающим поколением и семьей; - отсутствие социальных стандартов оказания помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; - недостатки в законодательных нормах и правоприменительной практике по защите и реабилитации жертв, что усугубляется правовой неграмотностью и недоверием населения к правоохранительным органам, низкими материальными доходами, не позволяющими обращаться за квалифицированной юридической помощью; - низкий профессиональный уровень знаний, навыков общения с жертвой у педагогических, полицейских, социальных, медицинских работников, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего; - отсутствие эффективно действующей и организованной реабилитационной системы, приводящей к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни; - и многое другое. Проблема усложняется тем, что значительная часть жертв насилия - выходцы из неблагополучных слоев или «уличные» дети, в судьбах которых лично мало кто заинтересован. Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей. Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые, так или иначе, причастны к детям. Работа по нивелированию последствий насилия должна основываться не на замене или устранении родителей, а организации помощи семье в восстановлении и формировании родительской ответственность за воспитание своих детей. Таким образом, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) привели к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения чаще всего становится ребенок. Перечень видов насилия над детьми в настоящее время пополнился, включив экономическое насилие, торговлю детьми и пр. Между тем модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому остановить насилие возможно, только преодолев жестокость по отношению к беззащитным детям. За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица, их заменяющие или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. С 2008 года в Казахстане функционирует Национальная телефонная линия для детей и молодежи № 150, которая является одним из первых и важных звеньев в системе предотвращения жестокого обращения в отношении детей. Телефон доверия оказывает круглосуточную анонимную психологическую и юридическую помощь всем обратившимся. В методическом пособии рассматриваются виды насилия и жестокого обращения с детьми и подростками; индикаторы и методы выявления жертв жестокого обращения; описаны технологии работ по оказанию помощи детям, пережившим насилие; приводятся рекомендации по организации комплексной системы профилактики жестокого обращения с детьми.
Глава 1. Определение, виды и формы насилия, жестокого обращения с ребенком
В Казахстане, как и во всем мире, дети ежедневно сталкиваются с жестоким обращением и насилием дома, в школе, в других общественных учреждениях и на улице, однако эта проблема остается невидимой для общества. Дети, как и взрослые, имеют основополагающие права на уважение их физической неприкосновенности и человеческого достоинства, а также на равную защиту со стороны закона, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах, Конституции и законах Республики Казахстан. Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт1. Понятия «жестокости и насилия» более узкие и входят в понятие «агрессия». Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению2. Насилие - это нарушение чужого поведения. Способность определить и распознать насилие над ребенком и надлежащие процессы реагирования на него могут зависеть от местного и государственного определения насилия и защиты прав ребенка. Определение насилия. Дать определение насилию над ребенком как мировому феномену сложно из-за широких культурных, религиозных, социально-политических, юридических и экономических различий жизни детей. То, что может казаться насильственным в одной стране, может быть допустимым в другой. Насилие - это система поведения, основанная на применении различных форм принуждения одного человека с целью установления и сохранения власти и контроля над другим человеком. Но для того, чтобы защита ребенка имела смысл для организации, очень важно достичь общего понимания, что такое «определение насилия над ребенком» и при каких обстоятельствах применяется их политика и процедуры. «Насилие над ребенком и беспризорность, иногда отмечается, как жесткое обращение с детьми, определяется как все формы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, беспризорности или уклонение от родительских обязанностей, коммерческая или иная эксплуатация, причиняющая настоящий или потенциальный вред детскому здоровью, выживанию, развитию, или достоинству в контексте в отношении ответственности, доверия, или власти».3 Термин «насилие над ребенком» используется для описания вреда, причиняемого ребенку, обычно в результате не исполнения обязанностей со стороны родителей/опекунов или организаций/сообществ по обсечению необходимых стандартов опеки и защиты или умышленного нанесения вреда. __________________ 1 Дети и психология агрессии С.Н. Ениколопов (журнал «Школа здоровья» № 3 1995) 2 Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. (ВНИИ Проблем исследования (М. 1990)) 3 ВОЗ,1999 и 2002
Термин «защита ребенка» в широком смысле используется для описания действии, предпринимаемых индивидами, организациями, странами и сообществами по защите ребенка от актов жестокого обращения (насилия) и эксплуатации, проводимой в конкретных сообществах, окружении или программ по защите детей от риска причинения вреда из-за ситуации, в которой они живут. Вопросы защиты ребенка обычно возникают в экстренных ситуациях, в ситуациях, где дети удалены и разлучены с семьями или семья находится в трудной жизненной ситуации. Поэтому важно распознать различие между детьми, нуждающимися в защите, и особыми случаями жестокого обращения (насилия), которое может быть физическим, сексуальным, эмоциональным или возникшим в результате невыполнения родительских обязанностей. В широком определении жестокого обращения с ребенком выделяют пять типов: • физическое насилие; • сексуальное насилие; • пренебрежение интересами и нуждами ребенка (беспризорность, уклонение от родительских обязанностей, экономическое насилие); • эмоциональное/психологическое насилие; • сексуальная и коммерческая эксплуатация.
1. Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте от 0 до 18 лет. Физическое насилие также включает в себя вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). - это настоящий или потенциальный вред в результате действий или бездействия, которые приемлемы в рамках родительского контроля или ответственного, уполномоченного, доверяемого лица. Эти случаи могут быть единичными и повторными. (ВОЗ, 1999).
2. Сексуальное насилие - использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает в себя половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, демонстрация порнографического материала. - это вовлечение ребенка в сексуальную деятельность, которую он или она не полностью осознают, не могут дать информированного согласия, или на которую ребенок не готов по уровню развития и не может дать согласия, если они нарушают законы или социальные табу общества. Сексуальное насилие над ребенком выражается деятельностью между ребенком и взрослым или другим ребенком, который по возрасту или развитию имеет отношение к ответственности, доверию или власти, действиям, направленным на утоление или удовлетворение потребностей другого лица. Сексуальное насилие может включать, но не ограничивается уговорами или принуждением ребенка заниматься любой не законной сексуальной деятельностью; эксплуатационное использование ребенка в проституции или другой не законной сексуальной практике; эксплуатационное использование детей в порнографических демонстрациях, картинки и материалы в интернете (ВОЗ, 1999). Использование взрослыми современных технологий, таких как интернет, соблазняющий детей к встречам или участию в виртуальном сексе также является насилием. Виды сексуального насилия: • инцест; • сексуальное соблазнение; • сексуальное нападение; • изнасилование; • эксплуатация ребенка для порнографии и проституции; • приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения. Сексуальное насилие включает ряд действий сексуального характера: • вагинальное или анальное сношение; • сексуальные прикосновения; • мастурбация; • оральный секс; • эксплуатационное использование детей в детской проституции. Большинство сексуальных преступлений - это запланированное и умышленное поведение. Инцест (лат. incestus - преступный, греховный) - кровосмешение, половая связь между кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами). Инцестом считается секс между членами семьи и родственниками не дальше уровня троюродных. Кровосмесительные отношения между родителями и малолетними детьми запрещены в большинстве стран современного мира. В законодательстве большинства стран предусмотрены наказания за сексуальные отношения между родителем и ребёнком. Тем не менее, случаи инцеста такого рода имеют место.
3. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим последствиям, опасным для жизни и здоровья ребенка. - это невнимание или упущение со стороны лица, осуществляющего опеку в обеспечении развития ребенка: физического здоровья, образования, эмоционального развития, питания, жилья и безопасных условии проживания в контексте доступных ресурсов семьи или опекунов в разумных размерах, которые причиняют, или имеют риск причинения вреда детскому здоровью или физическому, ментальному, духовному, моральному или социальному развитию. Это также включает невыполнение необходимого наблюдения и защиты детей от вреда настолько, насколько это возможно. (ВОЗ, 1999)
4. Эмоциональное/психологическое насилие Данная форма насилия труднее всего распознается, поскольку проявляется как изолированно, так и в сочетании с другими формами. Эмоциональное насилие над ребенком: - это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни; - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинения, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь и обман, в результате которых ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям; - оно включает в себя неспособность обеспечить поддерживающее окружение, соответствующее развитию ребенка, в том числе в лице первого близкого человека, находящегося рядом, для того чтобы ребенок смог достичь своего полного потенциала в контексте общества, в котором он живет; - это действия, причиняющие вред или имеющие высокую степень риска причинения вреда детскому здоровью или физическому, ментальному, духовному, моральному или социальному развитию. Эти действия должны быть разумными в рамках контроля родителя или лица, имеющего отношение к ответственности, доверию или власти. Действия включают ограничения движений, унижения, оскорбления, выставление ребенка крайним и виноватым, угрозы, запугивания, дискриминация, высмеивание, или другие нефизические формы враждебного или отвергающего отношения. (ВОЗ, 1999). Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка4. В процессе развития ребенку приходится неоднократно испытывать напряжение из-за неадекватной эмоциональной реакции взрослого или другого ребенка: страх, унижение, волнение, подавленность и т. д. Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение, поэтому эмоциональное развитие ребенка ставится под угрозу. В этом случае эмоции развиваются односторонне, искажается как понимание собственных эмоций, так и их внешнее проявление. Вследствие односторонности эмоций ребенок не учится понимать чувства других людей и адекватно реагировать на них. Нормальные реакции родителей на успех ребенка - похвала, чувства гордости и радости. Однако иногда родители выражают противоположные чувства - равнодушие и раздражение. Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение и чувства, быстро теряет мотивацию и чувство гордости от своих достижений. Он делает вывод, что проявлять радость от своих достижений и связанное с этим чувство счастья даже опасно и неправильно. При альтернирующем, непоследовательном отношении со стороны родителей ребенок воспитывается в условиях эмоциональной депривации и часто становится жертвой эмоционального насилия, что свойственно не только алкогольным и асоциальным семьям. Постоянные переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов, ссор, агрессии и насилия в этих семьях, а также невозможность признаться кому-либо в своих бедах (поскольку это является секретом семьи) и хоть немного облегчить свою душу приводят к тому, что чувства ребенка как бы замораживаются. Возникает своего рода эмоциональная тупость, которая заглушает боль. Без этого просто не выжить. «Замораживанию» чувств способствует и то, что в дисфункциональной семье вообще не принято выражать свои эмоции. С самого раннего детства ребенок слышит: «Не реви!», «Не злись!», «Что ты тут хохочешь? А ну, потише!», «Отстань, не мешай мне!», «Не путайся под ногами!» и т. п. Привыкнув к подобной реакции со стороны родителей, ребенок перестает чувствовать потребность в том, чтобы поделиться горем или радостью, успехами, наблюдениями, да и просто приласкаться, почувствовать нежность, тепло самых близких людей. Переживание, выражение радости и положительных чувств - это серьезная проблема для детей - жертв насилия просто потому, что они часто не умеют находить радость в том, от чего радуются другие дети. У них хуже развита способность к эмпатии, они не способны понимать чувства других людей, сопереживать им. Во взрослом состоянии они не только не умеют выражать свои переживания, но и вообще как бы отказываются от них, боятся их и стремятся уйти из ситуаций, где затрагиваются чувства. __________________ 4 Руководство по предупреждению насилия над детьми под редакцией Н.К. Асановой (М. 1997)
5. Коммерческая или иная эксплуатация ребенка - насилие при уязвимом положении, дифференцированной власти или доверии для сексуальных целей, включая извлечения денежной, социальной или политической выгоды от эксплуатации другого лица. Детская проституция и торговля детьми для сексуального насилия и эксплуатация лишь один пример этому. - означает использование ребенка в работе или в другой деятельности для выгоды другого лица, включая, но, не ограничиваясь детским трудом. Эта деятельность наносит ущерб детскому физическому или ментальному здоровью, образованию, моральному или социально-эмоциональному развитию (ВОЗ, 1999). Дети, которых набирают в армию для участия в боевых действиях, также относятся к этой категории.
Дети с ограниченными возможностями и насилие
Дети с ограниченными возможностями более подвержены риску совершения насилия. Индикаторы насилия дают нам важные подсказки того, что может происходить с ребенком или подростком, их нельзя рассматривать отдельно от остальной жизни и переживаний ребенка. Индикаторы насилия над детьми с ограниченными возможностями могут быть замаскированы или спутаны с их ограничениями. Люди могут сказать, что: • повреждения нанесены самим ребенком; • такое поведение симптоматично при этом ограничении (заболевании); • утверждения детей с ограниченными возможностями ложны, поскольку они сами не знают, о чем говорят; • приходится так поступать с ними для их же пользы, например, пытаться связать, не кормить, запирать, не одевать и т.п. Поэтому важно распознать, что ребенок с ограниченными возможностями может подвергаться насилию и причинению вреда, а последствия насилия могут быть более опасными. Например, если не кормить ребенка, который не может кушать сам, в конечном счете, приведет к смерти. Защита детей с ограниченными возможностями может нуждаться в дополнительном обдумывании и внимании в особенности, если общество не признает прав таких детей. Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых. Кроме того, выделяют и насилие в школе, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или учениками по отношению к учителю. Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие: - физические недостатки - носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя; - особенности поведения - замкнутые дети или дети с импульсивным поведением; - особенности внешности - рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.; - неразвитые социальные навыки; - страх перед школой; - отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); - болезни - эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез, нарушения речи и т. п.; - низкий интеллект и трудности в обучении. Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает много форм насилия сразу. Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие разрушению семейных отношений и доверия к семье манипуляции, физическое насилие (избиение), эмоциональное насилие (угрозы убить или покалечить), психологическое насилие (запугивания со стороны родителя-насильника). Таким образом, умение распознавать признаки жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми. Контрольные вопросы: 1. Что включает понятие «насилие над ребенком»? 2. На чем основывается термин «защита ребенка»? 3. Назовите виды жестокого обращения и дайте их характеристику. 4. Перечислите категории детей группы риска.
Глава 2. Способы идентификации насилия и жестокого обращения
В связи со скрытностью, латентностью явления насилия поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Специалисты, работающие с детьми, должны уметь диагностировать и идентифицировать факты насилия и жестокого обращения. При сборе информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей5. Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми. Существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительные органы: - следы побоев, истязаний, другого физического воздействия; - следы сексуального насилия; - запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.п.); - отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними; - систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и т.п.
Физическое насилие
Поведенческие и психологические индикаторы Задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, нервные тики, сосание пальцев, раскачивание. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание6. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия. _________________ 5 Проект «Доверие», Мартынова О.С. (М.2008) 6 Руководство по предупреждению насилия над детьми под редакцией Н.К. Асановой (М. 1997)
Признаки физического насилия над ребенком: - членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие); - разные по времени возникновения; - в разных частях тела (например, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, на спине и груди одновременно); - непонятного происхождения; - имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута); - определенный тип ожогов (ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр, от утюга и другие, чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове); - укусы: следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную форму; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков. Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие или другие взрослые. Чаще всего это происходит в семьях, где: - убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей; - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; - родители (или один из них) имеют психические заболевания; - нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); - родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; - родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития; - дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний, они гиперактивны, неусидчивы.
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если: - родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди; - следы травм различной давности; - родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся и проявляют нежелание внести ясность в произошедшее; - обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений; - не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре; - отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь); - повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера; - невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком; - обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка; - рассказы о том, как их наказывали в детстве; - признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
Влияние на ребенка Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка: Возраст 0-6 месяцев: - малоподвижность; - безразличие к окружающему миру; - отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; - редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев. Возраст 6 месяцев -1,5 года: - боязнь родителей; - боязнь физического контакта со взрослыми; - постоянная беспричинная настороженность; - плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; - испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. Возраст 1,5-3 года: - боязнь взрослых; - редкие проявления радости, плаксивость; - реакция испуга на плач других детей; - крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности. Возраст 3 года - 6 лет: - примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; - пассивная реакция на боль; - болезненное отношение к замечаниям, критике; - заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; - псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); - негативизм, агрессивность; - лживость, воровство; - жестокость по отношению к животным; - склонность к поджогам; - задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста. Младший школьный возраст: - стремление скрыть причину повреждений и травм; - одиночество, отсутствие друзей; - боязнь идти домой после школы; - странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д. Подростковый возраст: - побеги из дома; - суицидальные попытки; - делинквентное поведение; - депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность. Факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению к ребенку: • необъяснимая отсрочка в не/обращении родителей за помощью к врачу в случае физической травмы ребенка; • существует история повторных подозрительных повреждений; • родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо; • родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение; • ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений. • ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения; • у родителя отмечается предшествующая история повреждении в детстве7; • известно, что в этой семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию; • родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительно; • родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом-ремнем и т. д.); • известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь...») или как он вспоминал насильственные действия («Ты у меня получишь, как тогда...»); • описание родителем происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка (например, родитель привозит своего шестилетнего сына без сознания, объясняя травму головы падением с качелей, а при этом на теле ребенка обнаруживаются кровоподтеки разной давности, ссадины в виде полос от ударов ремнем и связывания); • родитель не может объяснить, как возникла травма, дает противоречивые объяснения. __________________ 7 Меньшикова Е. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический журнал, 1993.
Жертвы физического насилия ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными, они верят, что другие лучше их. Если ребенок, воспитанный в нормальных условиях, внутренне и внешне протестует против несправедливого наказания, то ребенок, подвергающийся физическому насилию, часто считает, что наказание справедливо. Отсутствие положительного опыта, на который можно опереться, способствует формированию низкой или нестабильной самооценке, которая при малейших неудачах еще более усугубляется. Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникают острые состояния страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности.
Эмоциональное/психическое насилие
Виды насилия: • обвинения в адрес ребенка (брань, крики); • принижение его успехов, унижение его достоинства; • отвержение ребенка; • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка; • изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения; • угрюмость, отказ от обсуждения проблемы; • «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять); • оскорбление ребенка; • терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха; • поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы; • запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе, и я возьмусь за ремень»); • моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков). Факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение психологического насилия по отношению к ребенку, если родитель постоянно: • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми он не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к переживанию им фрустрации; • сурово наказывает ребенка; • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его; • злится и устрашающе ведет себя; • не утешает ребенка, который в этом нуждается;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |