|
|
|
Хрестоматия по некоммерческому праву
Алматы, 2009
Хрестоматия по некоммерческому праву представляет собой сборник документов и аналитических материалов по международному праву, принципам и стандартам в области реализации права на свободу объединения. В Хрестоматию включены тексты основных международных договоров, содержащих гарантии реализации права на свободу объединения, неофициальные переводы ряда судебных решений, вынесенных Европейским Судом по правам человека, а также соображения Комитета по правам человека Организации Объединенных Наций, в рамках которых были рассмотрены основные аспекты права на свободу объединения, а также установлены параметры осуществления и ограничения данного права. Сборник также включает в себя аналитические статьи с описанием положительной международной практики в области реализации права на свободу объединения и регулирования деятельности некоммерческих организаций. Цель настоящего сборника - ознакомить юристов, а также всех интересующихся вопросами регулирования организаций гражданского общества с содержанием международных стандартов в отношении права на свободу объединения, а также опытом их реализации в международной судебной практике и национальных законодательствах европейских стран. Настоящий сборник будет полезен студентам и преподавателям юридических факультетов, юристам-практикам, работникам государственных органов, а также всем, кто интересуется международным опытом регулирования деятельности организаций гражданского общества.
Содержание
Всеобщая декларация прав человека Международный пакт о гражданских и политических правах Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Конвенция о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы (Конвенция МОТ № 87) Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская Конвенция по правам человека) Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе и пояснительная записка II. Решения Европейского Суда по правам человека по делам, касающимся свободы объединения Объединенная Коммунистическая партия Турции и другие против Турции Социалистическая партия и другие против Турции Партия Свободы и Демократии (OZDEP) против Турции Сидиропулос (Sidiropoulos) и другие против Греции Партия Рефах (Партия благоденствия) и другие против Турции Сигурдур А. Сигурйонсон (Sigurdur A. Sigurjonsson) против Исландии Юнг, Джеймс и Вебстер (Young, James and Webster) против Соединенного Королевства III. Соображения Комитета по правам человека ООН, касающиеся свободы объединения Роберт У. Готье (Robert W. Gauthier) против Канады Джереми Макбрайд Международное право и судебная практика в поддержку гражданского общества Ли Айриш Схема анализа правомерности наложения ограничений на свободу объединения Кевин Боррап Понятие гражданского общества Наталья Боржели Правовой статус и организационно-правовые формы некоммерческих организаций Каролина Ньюман Создание организаций в странах Западной Европы Кевин Боррап Сотрудничество неправительственных организаций и государственных органов
Международный Центр Некоммерческого Права (ICNL) рад представить Вашему вниманию Хрестоматию по некоммерческому праву, посвященную описанию международных стандартов и положительной практики, касающихся свободы объединения и регулирования деятельности некоммерческих организаций (также называемых неприбыльными организациями или неправительственными организациями). Хрестоматия по некоммерческому праву включает в себя документы и аналитические материалы в области реализации права на свободу объединения. Помимо текстов основных международных договоров, содержащих гарантии реализации права на свободу объединения, Хрестоматия содержит неофициальные переводы ряда судебных решений, вынесенных Европейским Судом по правам человека, и соображения Комитета по правам человека Организации Объединенных Наций, в рамках которых были рассмотрены основные аспекты права на свободу объединения, а также установлены параметры осуществления и ограничения данного права. Сборник также включает в себя аналитические статьи с описанием положительной международной практики в области реализации права на свободу объединения и регулирования деятельности некоммерческих организаций. Ряд аналитических материалов, а также некоторые решения Европейского суда по правам человека, никогда ранее не переводившиеся на русский язык, были специально переведены для настоящей публикации. Представленные материалы будут полезны не только студентам и преподавателям юридических факультетов, но также юристам-практикам, работникам государственных органов, а также всем, кто интересуется международным опытом регулирования деятельности некоммерческих организаций. Надеемся, что настоящее пособие будет содействовать повышению уровня профессиональной осведомленности о различных аспектах реализации права на свободу объединения для того, чтобы обеспечить правовые основы для стабильной деятельности и развития некоммерческих организаций и гражданского общества в целом.
С уважением, Элизабет Уорнер Региональный Директор Программы ICNL в Центральной Азии
Всеволод Овчаренко Региональный Юридический Консультант ICNL по Центральной Азии
I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НОРМЫ (СТАНДАРТЫ),
Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе
Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе, включая пояснительную записку к ним, были приняты на 837-ом заседании Комитета Министров Совета Европы 16 апреля 2003 года. Принципы не имеют обязательной силы и носят исключительно рекомендательный характер. Тем не менее, они представляют собой основные стандарты в области государственного регулирования создания и деятельности НПО. Принципы были выработаны в рамках межправительственной организации с учетом гарантии свободы объединения, содержащейся в Статье 11 Европейской Конвенции по правам человека, с тем, чтобы помочь государствам-участникам Конвенции в исполнении ими своих обязательств по Конвенции. Многие юристы относят Принципы к источникам так называемого «мягкого права». И, хотя, сами по себе они не являются обязательными, тем не менее, они имеют определенный правовой вес и часто используются государствами для разработки и улучшения законодательства об НПО.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ СТАТУСА
Решение Комитета Министров Совета Европы 837-ое заседание - 16 апреля 2003
Пункт 2.3
Отношения между Советом Европы и неправительственными организациями (НПО) - Отчет Докладчика (RAP-ONG(2003)6, RAP-ONG(2003)2 revised, RAP-ONG(2003)3 revised 2, RAP-ONG (2003)4) Постоянные Представители стран членов Совета Европы …/… 5. С большим удовлетворением приняли к сведению «Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе» (RAP - ONG (2003)4) и дали указание Секретариату обеспечить их насколько возможно широкое распространение, в частности, через информационные центры Совета Европы и в сотрудничестве с неправительственными организациями, которые имеют консультативный статус при Организации. ____________________ 19 Источник: Официальный сайт Совета Европы, раздел «Правовые вопросы», <http://www.coe.int/t/e/legal_affairs/legal_co-operation/civil_society/basic_texts/Principes%20version%20russe.asp> [дата обращения к источнику: 01.12.2009]
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ СТАТУСА НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЕВРОПЕ
Участники многосторонних встреч, состоявшихся в Страсбурге 19-20 ноября 2001 г., 20-22 марта 2002 г. и 5 июля 2002 г., Принимая во внимание Статью 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой «каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими», Принимая во внимание Европейскую конвенцию ETS № 124 о признании международных неправительственных организаций субъектами права и желательность расширения числа ее участников, Полагая, что неправительственные организации (далее - НПО) вносят существенный вклад в развитие, реализацию и поддержание жизнеспособности демократического общества, в частности, путем повышения осведомленности общества и активного участия граждан в общественной жизни, и в равной степени содействуют развитию культурной жизни и социального благополучия общества, Считая, что НПО вносят неоценимый вклад в дело достижения целей и выполнения принципов Устава ООН и Устава Совета Европы, Полагая, что вклад НПО осуществляется через комплекс чрезвычайно разнообразных видов деятельности, от выполнения роли связующего информационного звена между различными сегментами общества и органами государственной власти, продвижения изменений в законодательстве и государственной политике и помощи нуждающимся до выработки технических и профессиональных стандартов, проверки выполнения взятых обязательств по национальному и международному законодательству, предоставления возможностей для самореализации, а также преследования, продвижения и защиты общих интересов, Полагая, что существование многочисленных НПО является признаком реализации права их членов на свободу собраний и объединений и приверженности страны пребывания НПО принципам демократического плюрализма, Признавая, что работа в НПО подразумевает не только права, но обязанности, Приняли настоящие Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе.
Сфера действия
1. НПО - это, по сути, добровольные самоуправляющиеся организации, которые вследствие этого не могут подчиняться органам государственной власти. Термины, используемые для их описания в национальном законодательстве, могут варьироваться: это могут быть ассоциации, благотворительные общества, фонды, общественные, некоммерческие организации, общества и трасты. К неправительственным организациям не относятся структуры, действующие по принципу политических партий. 2. К НПО относятся организации, созданные отдельными лицами (физическими или юридическими) и группами лиц. Они могут быть как национальными, так и международными по составу и сфере действия. 3. НПО - это обычно, хотя и не всегда, организации, основанные на членстве. 4. Основной целью НПО не является получение прибыли. Прибыль, получаемая ими в ходе осуществления своей деятельности, не распределяется между членами или учредителями, а направляется на выполнение задач организации. 5. НПО могут быть как неформальными организациями, так и структурами, обладающими правосубъектностью. В целях отражения различий в финансовых и иных видах поддержки, получаемой НПО в дополнение к правосубъектности, они могут пользоваться различным статусом в соответствии с национальным законодательством.
6. НПО создаются по инициативе частных лиц или групп лиц. Поэтому такая инициатива должна встречать поддержку и содействие в рамках соответствующих положений национальной правовой и финансовой системы. 7. Все НПО пользуются правом свободы выражения мнений. 8. НПО, обладающие правосубъектностью, должны иметь те же возможности, что и прочие юридические лица, действовать и подвергаться санкциям согласно нормам административного, гражданского и уголовного права, обычно применяемым в отношении юридических лиц. 9. Любое действие или бездействие со стороны органа государственной власти в отношении НПО должно быть рассмотрено в административном порядке, а также в независимом, непредвзятом и наделенном полной юрисдикцией суде.
10. НПО свободно формулирует и выполняет свои задачи при условии законности как собственно задач, так и средств для их достижения. Среди возможных задач НПО могут быть исследования, образование и правозащитная деятельность по вопросам, представляющим общественный интерес вне зависимости от того, соответствует ли занятая организацией позиция официальной политике государства. 11. Создание НПО может также иметь целью внесение изменений в законодательство. 12. НПО, поддерживающая какого-либо кандидата или партию на выборах, должна открыто заявить о своей мотивировке. Такая поддержка должна, кроме того, осуществляться в соответствии с законодательством о финансировании политических партий. Участие в политической деятельности может существенно повлиять на решение о предоставлении финансовых и иных видов поддержки в дополнение к правосубъектности. 13. Обладающая правосубъектностью НПО, вправе заниматься любой законной хозяйственно-экономической и коммерческой деятельностью, направленной на поддержку некоммерческой части своей работы, без специального разрешения, но с соблюдением всех требований в области лицензирования и надзора в отношении осуществляемых видов деятельности. 14. НПО вправе преследовать свои цели путем членства в федерациях и конфедерациях неправительственных организаций.
15. Любое физическое или юридическое лицо, гражданин страны или иностранец, либо группа таких лиц, должны быть вправе свободно создавать НПО. 16. Два и более лица должны быть вправе учреждать НПО, основанную на принципе членства. Для приобретения статуса юридического лица может потребоваться более высокое число членов, однако оно не должно устанавливаться на уровне, препятствующем учреждению НПО. 17. Любой человек должен иметь право учреждать НПО путем завещания или дарения имущества, в результате чего обычно создается фонд или траст.
Содержание устава
18. Любая НПО, обладающая правосубъектностью, должна иметь свой устав. Под «уставом» НПО следует понимать любой учредительный или регистрационный документ, а также, в случае если они представляют собой отдельный документ, собственно устав НПО. В уставе НПО обычно указываются: - наименование, - цели деятельности, - полномочия, - высший руководящий орган, - частота заседаний руководящего органа, - порядок созыва таких заседаний, - порядок утверждения руководящим органом финансовых и иных отчетов, - свобода руководящего органа определять административную структуру организации, - порядок изменения устава и роспуска организации, либо ее слияния с другой НПО. 19. Если в основе НПО лежит принцип членства, высшим руководящим органом является членский состав организации. Для внесения любых изменений в устав в соответствии с законом и уставом требуется согласие руководящего органа. Для НПО, построенных на иных принципах, высшим руководящим органом является орган, определенный уставом.
20. Членство в НПО должно быть по возможности добровольным: никто не может быть принужден к вступлению в ту или иную НПО, кроме тех случаев, когда в целях регулирования профессиональной деятельности в некоторых странах законом предусмотрены специальные структуры, рассматриваемые государством как НПО. 21. Национальное законодательство не может необоснованно ограничивать право физических или юридических лиц вступать в НПО, основанную на принципах членства. Право вступать в конкретную НПО определяется ее уставом. При этом такое право также не должно подвергаться любым формам необоснованной дискриминации. 22. Члены НПО должны быть защищены от исключения, противоречащего уставу организации. 23. К лицам, являющимся членами НПО, не должны применяться какие-либо санкции только на основании их членского статуса. Тем не менее, членство в некоторых НПО может оказаться несовместимым с занимаемой должностью или постом.
24. В случаях, если НПО обладает правосубъектностью, ее необходимо четко отделить от статуса членов или учредителей организации, которые в принципе не должны нести личную ответственность за образовавшуюся в результате деятельности НПО задолженность и принятые организацией обязательства. 25. НПО может быть лишена правосубъектности в случае банкротства, продолжительного бездействия или нарушений только в соответствии с сознательным решением ее членов, либо, если НПО не основывается на принципах членства, руководства НПО. НПО, созданная путем слияния двух или более НПО, становится преемником их прав и обязательств.
Приобретение правосубъектности
26. В случае, если правосубъектность не возникает автоматически при учреждении НПО, правила приобретения правосубъектности должны быть сформулированы объективно и не оставлять возможностей для их произвольной трактовки соответствующими органами. 27. Национальное законодательство может лишать граждан права учреждать НПО, обладающие правосубъектностью, на основании тех или иных причин, среди которых осуждение за уголовные преступления, банкротство и т.д. 28. Правила приобретения правосубъектности должны публиковаться вместе с указаниями о порядке ее приобретения. Процесс приобретения правосубъектности должен быть понятным, не затратным и скорым. В частности, НПО должна лишь зарегистрировать устав, представить своих учредителей, руководителей, должностных лиц и юридического представителя, а также место расположения штаб-квартиры. От фонда или траста может потребоваться предоставить подтверждения наличия финансовых средств для достижения заявленных целей. 29. Основанной на принципах членства НПО следует начинать процедуру приобретения правосубъектности только после принятия собранием всех ее членов соответствующего решения. При получении указанного статуса может потребоваться подтверждение данного решения. 30. Любые сборы, которые могут взиматься за подачу заявки на приобретение правосубъектности, не должны устанавливаться на запретительном уровне. 31. Отказ в приобретении правосубъектности может иметь место только в том случае, если организацией-заявителем не были представлены все необходимые документы, использовано наименование, явно вводящее в заблуждение или неотличимое от наименования уже действующего в данной стране физического или юридического лица, либо при наличии в уставе организации целей, прямо противоречащих законодательству. 32. Оценка приемлемости целей НПО при приобретении ею правосубъектности должна проходить в обстановке информационной открытости и уважения понятия политического плюрализма без каких бы то ни было предрассудков. 33. Орган, ответственный за предоставление статуса субъекта права, не обязательно должен быть судебной инстанцией, однако его независимость от исполнительной ветви власти предпочтительна. Необходимо обеспечить последовательность в принятии решений и возможность их обжалования. 34. Для выполнения возложенных на него функций указанный орган должен располагать достаточным числом должным образом подготовленных сотрудников, а также обеспечивать оказание находящейся в процессе приобретения правосубъектности НПО консультативной и иной помощи. 35. Решения о предоставлении или отказе в предоставлении статуса субъекта права должны приниматься в течение установленного срока. Заявитель должен информироваться о любых решениях. Решение об отказе должно сопровождаться письменным объяснением причин. 36. Решения о предоставлении НПО права на получение финансовой или иной поддержки должны приниматься отдельно от решений, касающихся приобретения ими правосубъектности и желательно другим органом. 37. От иностранных НПО может потребоваться получение разрешения на деятельность в той или иной стране. Это не является нарушением принципов и положений Европейской конвенции ETS № 124 о признании международных неправительственных организаций субъектами права, однако, иностранным НПО, желающим работать в странах, ратифицировавших указанную Конвенцию, не должны выдвигаться требования о создании новой или отдельной организации. В то же время, это не отменяет требования об образовании новой или отдельной организации в случае переноса места постоянной регистрации из одной страны в другую. 38. Деятельность НПО на международном уровне должна встречать содействие посредством ратификации Европейской конвенции № 124 ETS о признании международных неправительственных организаций субъектами права. 39. В случае если правосубъектность НПО не возникает автоматически при учреждении НПО, желательно обеспечить общественности доступ к единому национальному реестру всех обладающих правосубъектностью НПО. 40. НПО, которой по уставу разрешается учреждать или наделять полномочиями филиалы, не должна получать для этого отдельного разрешения. 41. Для НПО не могут устанавливаться требования о периодическом повторном приобретении правосубъектности. 42. Изменения в уставе обладающей правосубъектностью НПО должны утверждаться органом государственной власти только в случае если такие изменения касаются наименования или целей организации. Утверждение происходит в соответствии с теми же принципами, что и первоначальное приобретение правосубъектности. Одновременно, указанные изменения не должны влечь за собой обязанность НПО учреждать новую организацию взамен старой.
43. В НПО, построенной на принципах членства, лица, ответственные за управление организацией, должны избираться или назначаться либо членами, либо уполномоченным на это органом. 44. Управление НПО, не работающей на принципах членства, определяется в соответствии с уставом организации. 45. Органы управления и принятия решений должны действовать в соответствии с уставом организации и законодательством государства, однако, в остальном НПО вольны самостоятельно определять пути достижения своих целей. В частности, назначение, выборы или смена должностных лиц, а также прием в члены или исключение из организации являются предметом ведения соответствующей НПО. 46. Органы управления и принятия решений должны учитывать интересы членов, потребителей, выгодоприобретателей, правления, контрольных органов, сотрудников и учредителей. Государственные структуры, осуществляющие финансовую и иную поддержку НПО, также вправе проявлять интерес в отношении деятельности НПО. 47. Изменения во внутренней структуре или правилах НПО не должны санкционироваться органами государственной власти. Любые формы внешнего вмешательства в управление НПО не допускаются, кроме случаев нарушения со стороны НПО административного, гражданского или уголовного законодательства, страховых обязательств, финансовых или иных подобных норм, а также случаев, когда такие нарушения представляются неминуемыми. В то же время, не исключается принятие законов, требующих особого надзора над деятельностью фондов и иных учреждений. 48. НПО обязана соблюдать все действующие трудовые нормы и страховые обязательства в отношении своих сотрудников. 49. НПО не может подвергаться каким-либо особым ограничениям в плане присутствия иностранных граждан в правлении или среди сотрудников.
Имущество и сбор средств
50. НПО вправе ходатайствовать о получении финансирования и получать его - в виде денежных средств или товаров - из другой страны, от многосторонних агентств, организаций или частных жертвователей в соответствии с действующими нормами внешнеэкономического и таможенного законодательства. 51. Обладающая правосубъектностью НПО должна иметь доступ к услугам кредитных учреждений. 52. Обладающие правосубъектностью НПО должны быть вправе требовать через суд возмещения ущерба, причиненного их имуществу. 53. В целях обеспечения надлежащего управления своим имуществом НПО следует прибегать к услугам независимых консультантов при продаже или приобретении земли, помещений и других ценных активов. 54. Имущество, приобретаемое НПО на условиях освобождения от уплаты налогов, не должно использоваться в сферах, где освобождения от уплаты налогов не предусмотрено. 55. НПО вправе назначать правопреемника своих активов на случай прекращения своей деятельности, но только после выполнения всех обязательств, в том числе обязательств по возврату средств жертвователям. Правопреемником, как правило, становится НПО со сходными целями деятельности. В случае если цели или средства для их достижения признаются незаконными, правопреемником становится государство. В последнем случае, а также в случае отсутствия назначенного правопреемника, имущество должно передаваться или предлагаться государством другой НПО или юридическому лицу с наиболее сходными целями. 56. Имеющиеся в распоряжении НПО денежные средства могут использоваться для оплаты труда ее сотрудников. Сотрудникам и лицам, работающим на общественных началах от имени НПО, могут возмещаться понесенные ими в связи с этим обоснованные расходы.
Государственная поддержка
57. Должны существовать четкие и объективные стандарты отбора НПО для оказания им тех или иных форм государственной поддержки в виде выделения денежных средств или освобождения от уплаты подоходного и других налогов или сборов с членских взносов, средств и товаров, полученных от жертвователей, либо государственных и международных структур, доходов от инвестиций, аренды, лицензионных (авторских, патентных) отчислений, хозяйственной деятельности и имущественных сделок, а также посредством стимулирования благотворительности через введение льгот по уплате подоходного налога или кредитование. 58. При оказании указанных форм поддержки может учитываться характер осуществляемой НПО деятельности, а также то, существует ли НПО за счет своих членов, либо полностью или частично за государственный счет. Формы поддержки могут также зависеть от особого статуса НПО и быть связанными с особыми требованиям по финансовой отчетности и предоставлению финансовой информации. 59. Изменения в материальной части устава или деятельности НПО могут привести к корректировке или прекращению государственной помощи.
Прозрачность и подотчетность
60. НПО должны предоставлять своим членам или руководителям годовой отчет о своей деятельности, а также финансовую отчетность. В случае если НПО ранее получала налоговые льготы или другие формы государственной поддержки, такие отчеты могут также потребоваться для предоставления в контрольные органы. 61. По требованию жертвователей НПО должны предоставлять им достаточно подробные отчеты об использовании пожертвований с тем, чтобы продемонстрировать выполнение связанных с ними условий. 62. Документация, отчетность и деятельность НПО может в соответствии с законом или по договору подвергаться проверке контрольным органом. От НПО могут также потребовать сообщить о процентной доле финансовых ресурсов, используемых для сбора средств. 63. Отчеты должны предоставляться, а проверки проводиться с соблюдением законных норм конфиденциальности информации о жертвователях, выгодоприобретателях и сотрудниках, а также права на защиту коммерческих сведений. 64. НПО должны предоставлять свою финансовую документацию на аудиторскую проверку организации или лицу, не зависящему от руководства НПО. 65. Иностранные НПО могут подвергаться проверкам и должны предоставлять отчеты только в отношении их деятельности в стране пребывания.
Надзор
66. Деятельность НПО может регулироваться в целях обеспечения соблюдения прав других лиц, в том числе ее членов и других НПО, но при этом они должны пользоваться презумпцией законности любых видов своей деятельности в отсутствие доказательств противного. 67. Органы власти не должны подвергать помещения НПО обыску, изымать документы и прочие материалы без объективных причин и предварительно полученной судебной санкции. 68. В случае наличия достаточных оснований для утверждения о несоблюдении обладающей правосубъектностью НПО требований, касающихся приобретения указанного статуса, адекватными ответными мерами могут быть возбуждение административного, гражданского и (или) уголовного производства. 69. НПО должны быть вправе просить о приостановке действия административных мер, в соответствии с которыми НПО должна прекратить конкретные виды деятельности. В случае отказа на указанное прошение НПО должны быть вправе оперативно обжаловать его в судебном порядке. 70. В большинстве случаев санкции против НПО должны ограничиваться требованием об устранении нарушений и (или) решением о наложении административного, гражданского взыскания или применении уголовных санкций в отношении организации и (или) непосредственно виновных лиц. Взыскания должны основываться на нормах действующего законодательства с соблюдением принципа соразмерности. 71. В исключительных случаях и только при наличии неопровержимых доказательств деятельность НПО может послужить причиной ее роспуска.
72. Должностные лица, руководители и сотрудники обладающей правосубъектностью НПО не должны в принципе нести личную ответственность за долги и обязательства организации. 73. Должностные лица, руководители и сотрудники обладающей правосубъектностью НПО могут нести ответственность перед организацией или третьими лицами за нарушение или невыполнение своих обязанностей.
Отношения с государственными органами
74. Следует поощрять и приветствовать участие НПО в государственных и квазигосударственных механизмах диалога, консультаций и обменов в целях поиска решений для удовлетворения потребностей общества. 75. Такое участие не должно ни гарантировать, ни исключать выделение государственных субсидий, заключение контрактов или предоставление помощи отдельным НПО или их объединениям. 76. Консультации не должны рассматриваться государственными органами как средство принуждения НПО к принятию своих приоритетов. НПО, в свою очередь, не должны использовать консультации в качестве побудительного мотива для отказа от своих целей, принципов или их компрометации. 77. Государственные органы вправе работать с НПО в целях достижения целей государственной политики, однако, они не должны предпринимать попыток поглотить или взять НПО под свой контроль. 78. НПО следует также привлекать для консультаций во время работы над первичным и вторичным законодательством, затрагивающим их статус, финансирование или сферу деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ ПРИНЦИПАМ СТАТУСА НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЕВРОПЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Свобода собраний и объединений, в соответствии со статьей 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, является правом, которое признается всеми государствами-членами Совета Европы. 2. В большинстве государств-членов это право нашло отражение в бурном росте числа зарегистрированных организаций некоммерческого сектора, которое составляет от 2 до 3 миллионов, причем эта цифра не учитывает неофициальные, незарегистрированные объединения, которых очень много в некоторых странах. Число неправительственных организаций (далее - НПО) растет, и эта тенденция неразрывно связана с идеалами свободы и демократии, которыми руководствуются Совет Европы и входящие в его состав государства. 3. Тем не менее, свобода собраний и объединений эффективна лишь тогда, когда она находится в тесной связи с законодательными мерами, способствующими ее реализации и учитывающими значение вклада НПО в жизнь и развитие общества. Несмотря на то, что содействовать созданию и работе НПО можно посредством принятия благоприятного законодательства, осведомленность о НПО и уважение к ним развиваются, только если сами НПО стараются действовать ответственно, эффективно и этично. 4. Именно по этим причинам были составлены Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе. Их цель заключается не в том, чтобы предложить образцы законодательных актов о НПО, а в том, чтобы свести воедино рекомендации по внедрению ряда принципов, которые должны сформировать соответствующее законодательство и практические меры в демократическом обществе, основанном на принципах верховенства права. 5. В Европейской конвенции о признании международных неправительственных организаций субъектами права (ETS № 124) рассматриваются существующие НПО, уже обладающие правосубъектностью в стране, где находится их штаб-квартира, и желающие, чтобы этот статус был признан другими государствами, в которых они намереваются осуществлять свою деятельность. Одновременно в Основополагающих принципах сделана попытка дать зеленый свет законодательству, способствующему созданию НПО и, помимо прочих моментов, устанавливающему механизмы приобретения правосубъектности в стране возникновения, вне зависимости от того, будет ли работа НПО осуществляться только на национальном, или также и на международном уровне. В национальном законодательстве должны содержаться гибкие правовые рамки, которые давали бы НПО возможность выполнять рекомендации, содержащиеся в Основополагающих принципах. Законодательство о НПО должно разрабатываться при консультациях с представителями НПО.
ПРЕДЫСТОРИЯ
6. Основополагающие принципы статуса НПО в Европе явились результатом дискуссий, начатых еще в 1996 г. с проведения в 1996-98 гг. ряда многосторонних встреч и региональных конференций. Их итогом стало принятие «Основных направлений содействия развитию и усилению НПО в Европе», представляющих собой выводы многосторонней встречи по вопросам правового статуса НПО и их роли в плюралистической демократии. Именно эти Основные направления и заложили фундамент Основополагающих принципов. 7. Подготовить предварительный проект Основополагающих принципов статуса НПО в Европе было поручено эксперту профессору Джереми МакБрайду (Jeremy McBride). Текст проекта обсуждался на двух открытых совещаниях стран-участниц Европейской конвенции о признании международных неправительственных организаций субъектами права, проведенных в Страсбурге 19 и 20 ноября 2001 г., 20-22 марта 2002 г. и 5 июля 2002 г.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ СТАТУСА НПО В ЕВРОПЕ
Преамбула
8. В преамбуле Основополагающих принципов статуса НПО в Европе особо указывается на важность и ценность вклада НПО в развитие демократического общества, на самые разнообразные области их деятельности, от правозащитной и природоохранной до деятельности в области спорта, здравоохранения и защиты интересов различных групп общества. В тексте преамбулы делается особый акцент на роли НПО в повышении осведомленности и уровня знаний о демократии, и при этом говорится, что хотя эти задачи являются чрезвычайно важными для общества, приверженного ценностям демократии и верховенства права, деятельность НПО ими не ограничивается. Характер вклада НПО в развитие различных сфер жизни общества также различен. 9. В преамбуле подчеркивается, что благодаря многочисленным и разнообразным видам общественно-полезной деятельности, осуществляемой НПО, последние способствуют выполнению задач и принципов, закрепленных в Уставе Совета Европы и Хартии ООН. Что касается Совета Европы, вклад НПО осуществляется путем проведения образовательных, обучающих мероприятий, распространения стандартов Совета Европы, участия в экспертных комитетах и, в особенности благодаря статусу консультантов, который имеют в Организации около 370 НПО.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |