|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ИНСТИТУТ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И АНАЛИЗА
Рецензенты: М.К. Сулейменов - академик АН Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор; С.П. Мороз - доктор юридических наук, профессор. Ответственный редактор С.И. Климкин, к.ю.н., доцент
Работа подготовлена коллективом авторов в составе: Братусь Д.А., к.ю.н.: задачи к теме 2, тестовые вопросы к теме 2; Грешников И.П., к.ю.н., доцент: задачи к теме 1; Климкин С.И., к.ю.н., доцент: введение; задачи к темам 3, 4, 6; тестовые вопросы к темам 1, 3, 4, 6; Сарсенов Н.Г., к.ю.н.: задачи к теме 5; тестовые вопросы к теме 5; Ынтымаков С А.: задачи к теме 7; тестовые вопросы к теме 7.
Практикум предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и ВУЗов Республики Казахстан, практикующих юристов и предпринимателей. Может быть использован при самостоятельном изучении темы.
ISBN 978-601-250-003-5 ББК 67.7я73 Ю 70
© Коллектив авторов, 2008 © Институт правовых исследований и анализа, 2008
Основные нормативные правовые акты ТЕМА 1 Общие положения о юридических лицах ТЕМА 2 Государственное предприятие ТЕМА 3 Товарищество с ограниченной ответственностью ТЕМА 4 Другие формы хозяйственных товариществ ТЕМА 6 Производственный кооператив ТЕМА 7 Отдельные формы некоммерческих организаций ТЕМА 1 Общие положения о юридических лицах ТЕМА 2 Государственное предприятие ТЕМА 3 Товарищество с ограниченной ответственностью ТЕМА 4 Другие формы хозяйственных товариществ ТЕМА 6 Производственный кооператив ТЕМА 7 Некоммерческие организации
Настоящее издание представляет собой сборник материалов для практических занятий по теме «Юридические лица» в рамках курса «Гражданское право Республики Казахстан. Общая часть». Однако с учетом того, что некоторые задания являются довольно сложными, требующими в ряде случаев нестандартного мышления, исключающего буквальное толкование норм законодательства, а порой и их критической оценки, сборник может быть использован при преподавании специальных дисциплин, таких как «Юридические лица по законодательству Республики Казахстан», «Предпринимательское право Республики Казахстан», «Организационно-правовые формы предпринимательства в Республике Казахстан» и т.п. Выбор тех или иных заданий осуществляет преподаватель. Авторы сознательно указывают в перечне литературы в качестве основной лишь национальные источники, причем вышедшие за последнее время, то есть после принятия Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года. Данное обстоятельство, а также тот факт, что традиционно студенты казахстанских юридических вузов и факультетов используют на практических занятиях практикумы, подготовленные известными цивилистическими кафедрами высших учебных заведений Российской Федерации, и дало авторам настоящего сборника основание для его подготовки. Это объясняется не только желанием обратить особое внимание студентов на работы казахстанских авторов, но и тем, что по целому ряду позиций, а порой и принципиально, законодательства стран СНГ о юридических лицах отличаются. К несчастью, последнее обстоятельство вкупе с популярностью российских учебников в казахстанских вузах нередко дает неверное представление о правовом положении организаций по законодательству Республики Казахстан. Что же касается основного нормативного материала, требующегося при подготовке к занятиям, то необходимо учитывать, что не все нормативные правовые акты, указанные в перечне, действуют в настоящее время в их первоначальной редакции. Поэтому студенты должны крайне внимательно относиться к информации по этому вопросу, звучащей на лекционных занятиях, а также самостоятельно следить за текущим законодательством. Также следует иметь в виду, что в перечне указаны лишь законодательные акты. Это означает, что иные акты законодательства будут особо названы дополнительно как на лекционных, так и на практических занятиях. В целях закрепления пройденного материала авторы дополнительно предлагают ряд примерных тестовых вопросов по курсу. Подготовка и издание настоящего сборника - уже второй в Казахстане проект выпуска практикума по вопросам юридических лиц. Первый был осуществлен в 2003 г. почти тем же коллективом авторов (Юридические лица. Практикум // Д.А. Братусь, И.П. Грешников, С.И. Климкин, Н.Г. Сарсенов, Ф.К. Шакиров, С.А. Ынтымаков / Под ред. С.И. Климкина. - Алматы, 2003). Однако время не стоит на месте. Примечательно, что буквально на момент сдачи той работы в печать был официально опубликован Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. «Об акционерных обществах», а чуть позже - Закон РК от 16 мая 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ», которым были внесены поправки в 19 законодательных актов. Понятно, что уже на стадии выпуска «в свет» того издания оно отчасти устарело. Убежден, в этом не было каких-либо ошибок или недоработок со стороны авторов. Проблема, причем огромная, требующая принципиального разрешения, связана с процессом разработки, обсуждения, принятия, процедурами опубликования и введения в действие законодательных актов, в том числе в области экономики. Поэтому авторы надеются, что настоящее издание не потребует скорейшего переиздания в связи с очередным изменением законодательства о юридических лицах. Мы с благодарностью и уважением примем и учтем все замечания и предложения по совершенствованию настоящего сборника.
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ1
Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года (§ 2 главы 2); Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года (глава 56); Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»; Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 года «О профессиональных союзах»; Закон от 7 апреля 1995 года «О товарных биржах»; Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»; Закон Республики Казахстан от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах»; Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О государственном предприятии»; Закон Республики Казахстан от 5 октября 1995 года «О производственном кооперативе»; Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года «Об общественных объединениях»; Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 года «О банкротстве»; Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях»; Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года «О нотариате»; Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года «Об адвокатской деятельности»; Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»; Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности»; Закон Республики Казахстан от 21 июля 1999 года «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)»; Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях»; Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»; Закон Республики Казахстан от 15 мая 2001 года «О потребительском кооперативе»; Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года «О политических партиях»; Закон Республики Казахстан от 8 апреля 1003 года «О сельском потребительском кооперативе водопользователей»; Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года «Об акционерных обществах»; Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг»; Закон Республики Казахстан от 3 мая 2005 года «О торгово-промышленных палатах». _____________________ 1 Необходимо использовать в редакции, действующей на день решения задач. Следует также учитывать специальное законодательство об отдельных вилах деятельности (о банковской, страховой деятельности, микрокредитных организациях, инвестиционных фондах, пенсионном обеспечении и т.д.).
Раздел I
1. История возникновения феномена юридического лица. Теории юридического лица. 2. Понятие и признаки юридического лица. 3. Классификации юридических лиц: - коммерческие и некоммерческие организации; - государственные и частные организации; - в зависимости от прав учредителей (участников) на имущество созданных ими организаций. 4. Правосубъектность юридического лица. Его органы. 5. Учредители и учредительные документы юридического лица. Регистрация и перерегистрация организаций. 6. Наименование и местонахождение организаций. 7. Филиалы и представительства. 8. Прекращение юридического лица.
ЗАДАЧИ
1. В суд поступил иск г-на Мурзина к творческому объединению «Возрождение», зарегистрированному в форме частного учреждения. Представитель ответчика в своем отзыве возражал против подачи иска, мотивируя это тем, что творческое объединение «Возрождение» не может быть признано субъектом права. Так, в соответствии со статьей 33 ГК РК, юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Однако творческое объединение «Возрождение» не работало более двух лет и не имело никакого имущества. Кроме того, юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету, а учреждение «Возрождение» даже не значилось в реестре налоговой инспекции и, соответственно, не составляло бухгалтерских балансов. Представитель ответчика также ссылался на высказываемое в казахстанской цивилистической литературе мнение о том, что ни одно коллективное образование, не обладающее вместе взятыми признаками имущественной обособленности, организационного единства, самостоятельной имущественной ответственности и правом выступать в обороте от своего имени, не может быть признано юридическим лицом, то есть не может быть субъектом гражданских правоотношений. Основываясь на вышеизложенном, ответчик утверждал, что творческое объединение «Возрождение» не является юридическим лицом и не может отвечать в суде. Разберите и оцените доводы представителя ТО «Возрождение». Является ли учреждение «Возрождение» организацией со статусом юридического лица? Во всех ли случаях для получения статуса юридического лица организации необходимо обладание имуществом? Назовите признаки юридического лица.
2. Товарищество с ограниченной ответственностью «Казметалл» (г. Алматы) предъявило в суд иск о взыскании суммы задолженности по договору поставки к фирме «Свобода-96» (г. Минск, Республика Беларусь). Ответчик против иска возражал на основании того, что фирма «Свобода-96» не прошла в Республике Беларусь государственную регистрацию в качестве субъекта предпринимательства; она является, по существу, подразделением акционерного общества «Свобода-центр-96-РБ» и не может быть истцом. Истец же ходатайствовал о признании фирмы «Свобода-96» ответчиком и субъектом права, обосновывая свои доводы тем, что договор поставки был подписан с этой организацией, фирма обладает обособленным имуществом, самостоятельными счетами в банках, в том числе валютным, осуществляет учет, имеет самостоятельный баланс, обладает печатью с собственным наименованием. Какое решение должен вынести суд? Может ли суд признать фирму «Свобода-96» юридическим лицом? С кого должна быть взыскана сумма задолженности и почему? Каков порядок обретения организацией статуса юридического лица? Во всех ли случаях государственная регистрация является необходимым условием для получения конкретной организацией статуса юридического лица? Какие органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц в Республике Казахстан?
3. 20 января 2007 г. между товариществом с ограниченной ответственностью «Азат» и закрытым акционерным обществом «Нурсат» был заключен договор, по которому товарищество брало на себя обязательство поставить в адрес акционерного общества продукцию, определенную договором. В связи с неисполнением товариществом договорных обязательств общество предъявило иск в специализированный экономический суд о взыскании убытков. Суд, а затем и вышестоящая судебная инстанция постановили, что закрытое акционерное общество «Нурсат» не имело права заключать какие-либо сделки, а также подавать иски в суд в связи с тем, что не внесло соответствующие изменения в свои учредительные документы и не прошло государственную перерегистрацию, сославшись на статью 90 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. «Об акционерных обществах». Несмотря на отсутствие факта ликвидации этой организации, указали суды, она утратила свою правосубъектность, поэтому не имела права заниматься предпринимательской деятельностью и заключать какие-либо договоры. Оцените доводы судов и выскажите свою позицию по этому вопросу.
4. Прокурор области обратился в суд с иском, поданным в интересах акционерного общества «Альфа и Омега», к банку «Біздін Жол». Истец требовал признать недействительным гарантийное обязательство, выданное президентом акционерного общества с превышением его уставной компетенции. В иске указывалось, что в соответствии с уставом акционерного общества вопрос о выдаче гарантийных обязательств на сумму более миллиона тенге должен решаться общим собранием акционеров. Однако президент принял такое решение самостоятельно, то есть в нарушение положений устава о его компетенции. Более того, поскольку содержание устава не является коммерческой тайной, представители банка могли ознакомиться с ним и должны были знать о компетенции президента акционерного общества. Ответчик в своем отзыве на иск указал, что гарантийное письмо было подписано президентом АО «Альфа и Омега», то есть исполнительным органом юридического лица. Согласно статье 44 ГК РК действия должностных лиц (органов) юридического лица считаются действиями самого юридического лица, которое отвечает за эти действия перед третьими лицами по обязательствам, принятым его органом даже с превышением полномочий. Он также просил суд учесть то обстоятельство, что банк не знал и не должен был знать о том, что гарантийное обязательство было подписано президентом акционерного общества с превышением полномочий, и удовлетворение иска прокурора о признании недействительным гарантийного обязательства будет способствовать уклонению ответчика от исполнения своих обязательств. Разберите доводы сторон. Какое решение должен вынести суд? Вправе ли прокурор подавать иски в защиту интересов частных организаций? Не нарушается ли при этом принцип равенства сторон в гражданском процессе?
5. Между банком и инвестиционным фондом был заключен договор доверительного управления, согласно которому капитал фонда был передан банку. Банк, в свою очередь, обязался платить проценты с дохода. Со стороны банка договор был подписан одним из его учредителей - Альжановым, который являлся членом совета директоров банка, а также главным бухгалтером банка Манасовой. В дальнейшем вознаграждение, полагавшееся по договору (интерес), не было выплачено, и инвестиционный фонд предъявил банку соответствующие требования. Банк в выплате вознаграждения отказал, мотивируя это тем, что ни учредитель банка, ни член совета директоров, ни его главный бухгалтер не имели права подписывать договор, и подал встречный иск о признании данной сделки недействительной. Что такое орган юридического лица? Могут ли в данном случае учредитель, главный бухгалтер, член совета директоров рассматриваться в качестве органов банка, правомочных заключать сделки? Рассмотрите доводы сторон и решите дело.
6. Между акционерным обществом «Каскеленский региональный банк» и республиканским государственным казенным предприятием «Каскеленское опытное хозяйство» был заключен кредитный договор на сумму 11 000 000 тенге сроком на один год. В обеспечение кредита заемщик, в соответствии с договором залога, предоставил кредитору свое имущество - основные и оборотные средства. В установленный срок заемщик кредит не вернул. Кроме того, имел место факт реализации части залогового имущества без согласия банка -залогодержателя. Банк обратил взыскание на заложенное имущество во внесудебном порядке, организовав публичные торги и продав имущество. Заместитель прокурора области подал иск, в котором потребовал признать недействительным договор залога и возвратить стороны в первоначальное положение. Свои требования он мотивировал ссылкой на пункт 1 статьи 44 ГК РК, а также нормы законодательства о залоге. Кроме того, в иске указывалась на то, что казенное предприятие не имело права заключать договор залога без согласия уполномоченного государственного органа. Представитель банка возражал, ссылаясь на то, что решение суда о признании договора залога недействительным и возврате сторон в первоначальное положение фактически освободит заемщика от ответственности по кредитному договору. Решите дело. Какова правосубъектность казенных предприятий? Каковы особенности заключения ими сделок? Кто и в каком порядке несет ответственность по долгам казенных предприятий?
7. В середине 1970-х годов в г. Алма-Ате был создан государственный трест «Алматыжилстрой», который в 1997 году прошел перерегистрацию и преобразовался в государственное предприятие «Трест «Алматыжилстрой». В 2005 году в г. Алматы было зарегистрировано акционерное общество «Алматыжилстрой». Это акционерное общество привлекало деньги граждан на строительство жилого дома, а через некоторое время его президент скрылся, похитив привлеченные деньги. При этом граждане, заключившие договоры с АО «Алматыжилстрой», были уверены, что вступают в отношения с хорошо известным и надежным государственным предприятием. ГП «Трест «Алматыжилстрой» предъявило иск к акционерному обществу с требованием исключить из его наименования слово «Алматыжилстрой». Предприятие также потребовало привлечь в качестве соответчика по делу Департамент юстиции г. Алматы и взыскать с него убытки, причиненные незаконной регистрацией акционерного общества с наименованием, полностью совпадающим с фирменным наименованием государственного предприятия. Департамент юстиции г. Алматы в своем отзыве ссылался на то, что у него нет технических и финансовых возможностей вести электронный реестр регистрируемых организаций, и законодательство не предусматривает какую-либо ответственность за регистрацию организаций под одним наименованием. Поэтому, по мнению Департамента, к ответственности должно быть привлечено АО «Алматыжилстрой». АО «Алматыжилстрой» свою причастность к делу отрицало, так как их организация была официально зарегистрирована Департаментом юстиции, и оно использовало не чужое, а свое фирменное наименование на законных основаниях. Кроме того, в состав наименования входит не только название, но и указание на организационно-правовую форму. Организационно-правовая форма юридического лица - акционерное общество, а не казенное предприятие. Поэтому фирменные наименования, утверждало общество, не являются идентичными. Решите дело. Какие требования предъявляет законодательство к наименованию юридического лица? Несет ли регистрирующий орган ответственность за регистрацию организаций с одинаковыми наименованиями?
8. В регистрирующий орган были поданы документы на регистрацию акционерного общества «Кабинет Министров РК». Со ссылкой на статью 38 ГК РК в регистрации было отказано. В исковом заявлении учредители указали, что государственного органа с таким наименованием в Казахстане нет и поэтому отказ в регистрации незаконен. В своем отзыве на иск Департамент юстиции отметил, что в фирменном наименовании АО «Кабинет Министров» есть указание на всем хорошо известный государственный орган, существующий во многих странах и действовавший продолжительное время в Казахстане. Зарегистрировать организацию с упомянутым названием - значит ввести в заблуждение неограниченное число граждан и юридических лиц относительно связи этой организации с правительством той или иной страны, а также относительно целей ее создания, направлений деятельности и т.п. Оцените доводы сторон и решите дело.
9. Гражданин Жуманов подал в суд исковое заявление к филиалу иностранной авиакомпании о возмещении материального ущерба в связи с утерей багажа и компенсации морального вреда. Определением суда исковое заявление было возвращено истцу в связи с его неподсудностью. Возвращая исковое заявление без рассмотрения, суд сослался на тот факт, что ответчик - филиал иностранной авиакомпании - не является юридическим лицом, и, следовательно, иск должен предъявляться и рассматриваться по месту нахождения органа юридического лица. Проанализируйте ситуацию и решите дело. Являются ли филиалы и представительства субъектами гражданских и гражданско-правовых отношений? Каков объем правомочий филиалов и представительств? Каковы полномочия руководителей филиалов и представительств?
10. Товарищество с ограниченной ответственностью «Ардак» подало в суд иск о признании недействительным договора, заключенного его филиалом с акционерным обществом «Алматымонолитстрой» на строительство офисного здания. В обоснование иска товарищество сослалось на то, что филиал действует на основании положения о нем, утвержденного общим собранием участников ТОО. При этом положение запрещает филиалу заключать сделки на сумму более 10 000 000 тенге. Согласно смете общая стоимость договора составляет более 200 000 000 тенге. Ответчик же должен был ознакомиться с уставом ТОО «Ардак» и положением о его филиале. В суде представитель ответчика - АО «Алматымонолитстрой» - против иска возражал, ссылаясь на то, что в доверенности, выданной на имя директора филиала ТОО «Ардак» г-на Сызбаева, никаких ограничений предусмотрено не было. Поэтому договор не может быть признан недействительным. Кроме того, контрагент не обязан знакомиться с положением о филиале, поскольку положение - это внутренний документ товарищества, не имеющий отношения к деятельности третьих лиц. Проанализируйте доводы сторон и решите дело. Каково соотношение доверенности, выданной руководителю филиала, и положения о филиале?
ТЕМА 2 ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
1. Законодательство Республики Казахстан о государственных предприятиях. 2. Понятие государственного предприятия. Виды государственных предприятий. Государственное предприятие как имущественный комплекс и организационно-правовая форма юридического лица. 3. Создание и прекращение государственных предприятий. Виды приватизации государственных предприятий. 4. Имущество государственного предприятия. Пределы распоряжения им. 5. Управление государственным предприятием. 6. Ответственность государственного предприятия по своим обязательствам. 7. Правовой статус дочернего государственного предприятия.
ЗАДАЧИ
1. Правительством Республики Казахстан принято постановление о вопросах республиканского государственного предприятия «Казатомпром», назначен руководитель госпредприятия и дано указание Национальному Банку Республики Казахстан открыть госпредприятию банковский счет. После вступления постановления в юридическую силу руководитель госпредприятия подписал несколько важных для экономики Казахстана договоров. Какова процедура создания республиканского государственного предприятия? Каким является порядок регистрации государственного предприятия: нормативно-явочным, распорядительным или разрешительным? В чем между ними разница? С какого момента государственное предприятие считается правоспособным, и чем его правоспособность отличается от правоспособности иных коммерческих организаций?
2. Уполномоченный государственный орган направил в Департамент юстиции учредительные документы на регистрацию государственного предприятия. В регистрации было отказано. Основание отказа: в уставе госпредприятия указан неисчерпывающий перечень видов его деятельности. Обоснован ли отказ в регистрации? Какой правоспособностью обладает госпредприятие? Назовите виды правоспособности юридических лиц. Отличается ли правоспособность казенного предприятия от правоспособности предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения?
3. Согласно приказу директора государственного предприятия было решено «выделить из состава госпредприятия отдельные структурные подразделения с правами юридического лица для того, чтобы обеспечить Их финансовую самостоятельность». В деятельности создаваемых организаций предполагалось использовать печать и банковский счет головного госпредприятия. Департамент юстиции отказал в регистрации таких структурных подразделений. Каким признакам должны отвечать юридические лица согласно Гражданскому кодексу? Каков правовой статус дочернего госпредприятия? Какими полномочиями обладает головное госпредприятие в отношении дочернего?
4. На коллегии центрального исполнительного органа рассматривались перспективы создания государственного предприятия. Участники заседания пришли к следующим выводам: 1) предприятие будет осуществлять свою деятельность на территории Алматинской области; 2) основная задача предприятия - контроль за природным заказником, его научная и организационно-техническая поддержка; дополнительно на базе предприятия планировалось создать научно-исследовательский центр по изучению поведения животных в условиях повышенной сейсмической активности, а также лабораторию по изготовлению редких лекарственных препаратов, которые предприятие могло бы реализовывать как на казахстанском, так и на международном рынке; 3) предприятие должно обладать обширными хозяйственными возможностями (заключать гражданско-правовые договоры, различными рекламными акциями обеспечивать туристскую привлекательность Алматинской области, заниматься производством лекарств и т.д.), но действовать под строгим контролем уполномоченного государственного органа. Юристам было поручено: 1) уточнить процедуру создания и определить правовой статус предприятия (республиканское или коммунальное, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления); 2) разъяснить, на основании каких учредительных документов будет функционировать предприятие (положение или устав) и указать на их существенные условия; 3) определить объем ответственности предприятия по своим обязательствам. Дайте консультацию по изложенным вопросам. Какое предприятие посоветуете создать: республиканское или коммунальное, казенное или на праве хозяйственного ведения? Чем отличаются эти госпредприятия? На основании каких учредительных документов может функционировать государственное предприятие?
5. Казенное предприятие «Картография и топография» в связи с отсутствием необходимого объема работ и недостаточностью бюджетного финансирования организовало выпуск и продажу популярной художественной литературы. Прокуратура сочла такую деятельность противоречащей уставным целям предприятия и обратилась в суд с требованием о ликвидации казенного предприятия. Насколько обосновано требование прокуратуры? Каковы основания ликвидации юридического лица? Может ли казенное предприятие осуществлять предпринимательскую деятельность? Предусматривает ли законодательство Республики Казахстан какие-либо приоритеты для госпредприятий при осуществлении ими предпринимательской деятельности? Как соотносятся пункт 1 статьи 10 и часть 2 пункта 3 статьи 34 Гражданского кодекса?
6. Группа граждан обратилась в суд с иском о ликвидации коммунального государственного предприятия «Горводоканал» в связи с его несостоятельностью и невозможностью оказания населению услуг надлежащего качества. Суд отказал в иске, поскольку, по мнению суда, госпредприятие может быть ликвидировано лишь по решению уполномоченного государственного органа, создавшего это предприятие. На решение суда граждане подали жалобу. В каком порядке ликвидируется госпредприятие? Кто вправе инициировать процедуру его ликвидации? Как изменится решение суда, если будут установлены нарушения, допущенные при создании государственного предприятия?
7. Министерство приняло решение о реорганизации подведомственного республиканского госпредприятия путем преобразования его филиала1 в дочернее госпредприятие. Юрист Департамента юстиции, проводивший экспертизу учредительных документов, сообщил, что решение о реорганизации госпредприятия принимает Правительство Республики Казахстан. По этому основанию в регистрации дочернего госпредприятия было отказано. Министерство направило письмо начальнику Департамента юстиции, в котором, подтверждая свои полномочия, ссылалось на следующие факты: 1) Министерство действует на основании утвержденного Правительством положения и осуществляет по отношению к госпредприятию функции органа государственного управления; 2) о разукрупнении госпредприятия говорится в Правительственной концепции управления государственным имуществом. Вправе ли Департамент юстиции в данном случае отказать в регистрации дочернего госпредприятия и почему? Какова процедура создания госпредприятия? В чем заключаются отличия в правовом положении дочернего госпредприятия от дочернего юридического лица? Как соотносятся понятия «управление государственной собственностью» и «управление государственным предприятием»?
8. Директор республиканского государственного предприятия «ИнГосСтрах» выдал своему заместителю генеральную доверенность на представление интересов госпредприятия при заключении крупного договора с иностранной компанией. В доверенности указывались следующие правомочия: 1) с учетом пожеланий иностранной компании и рыночной конъюнктуры определять конечный размер страховой премии госпредприятия, обсуждать иные условия договора страхования; 2) после согласования с иностранной компанией всех условий договора страхования подписывать его от имени госпредприятия; 3) обсуждать условия других возможных страховых сделок и заключать их с письменного (факсимильного) одобрения директора госпредприятия. Юристы организации, осуществляющей функции органа управления госпредприятием, указали на недействительность такой доверенности и сообщили госпредприятию, что для заключения договора страхования должен быть командирован сотрудник их организации, а не госпредприятия. Действительна ли указанная выше доверенность? Необходимо ли согласование отмеченных выше пунктов доверенности с уполномоченным государственным органом госпредприятия? Какова в данном случае процедура согласования и заключения договора? Повлияет ли на эту процедуру факт полного одобрения уполномоченным государственным органом доверенности, выданной госпредприятием? Сравните понятия «орган государственного управления госпредприятием» и «орган, осуществляющий функции субъекта права государственной собственности в отношении имущества госпредприятия». Какие государственные органы в Республике Казахстан осуществляют функции субъекта права государственной собственности?
9. Республиканское государственное предприятие «Прогресс» и товарищество с ограниченной ответственностью «Форт» решили заключить долгосрочный договор аренды части имущественного комплекса, принадлежащего госпредприятию на праве хозяйственного ведения. Одобренный сторонами проект договора был направлен на согласование уполномоченному государственному органу, осуществляющему функции собственника в отношении имущества госпредприятия. Уполномоченный госорган по существу договора высказал два замечания: 1) уточнить пределы арендуемой территории; 2) уменьшить перечень технологического оборудования, передаваемого арендатору в составе части имущественного комплекса. После устранения этих замечаний стороны зарегистрировали договор в уполномоченном органе по недвижимости и приступили к его исполнению. Однако уполномоченный госорган в судебном порядке потребовал расторгнуть договор, указав на то, что с ним не была согласована окончательная редакция договора. Определите процедуру заключения договора аренды с участием государственного предприятия на праве хозяйственного ведения. Вправе ли выступать стороной подобного договора казенное предприятие? Какое имущество государственного предприятия не может быть предметом гражданско-правовых сделок?
10. Акционерное общество «Интерьер» заключило с республиканским государственным казенным предприятием договор поставки итальянской мебели. Акционерное общество «Интерьер» исполнило свои обязательства в строгом соответствии с договором, однако госпредприятие долгое время задерживало оплату. По истечении года с момента наступления срока платежа поставщик обратился к покупателю с письмом, в котором настаивал на исполнении денежных обязательств в части оплаты мебели и выплате предусмотренной договором неустойки. Против оплаты мебели госпредприятие не возражало и погасило этот долг. В отношении же неустойки поставщику были высказаны следующие возражения: 1) сумма неустойки не учтена в лимите бюджетных денег, выделенных госпредприятию. Имеющиеся в его распоряжении деньги должны быть израсходованы строго по целевому назначению (согласно смете расходов); 2) требование по оплате неустойки поставщик должен предъявить к Правительству Республики Казахстан. Имеет ли право казанное предприятие в рассмотренном случае отказать в уплате неустойки? Кто отвечает по долгам казенного предприятия при нехватке у него денег? Каковы особенности ответственности госпредприятий на праве хозяйственного ведения за нарушение договорных обязательств? Проанализируйте изменения статьи 44 Гражданского кодекса.
11. Товарищество с ограниченной ответственностью «Вита» в январе 2000 г. приобрело на тендере 100% государственного пакета акций акционерного общества «Интерфарм». Продавцом выступил местный исполнительный орган в лице Алматинского городского территориального комитета по госимуществу и приватизации. После исполнения сделки купли-продажи акций республиканское государственное предприятие «Медицинский стоматологический центр» потребовало освободить занимаемое акционерным обществом здание. В освобождении здания было отказано со ссылкой на постановление Правительства, согласно которому в 1998 г. государственный пакет акций акционерного общества «Интерфарм» был передан в коммунальную собственность. Следовательно, как утверждало АО «Интерфарм», все обязательственные права на его имущество перешли исполнительной власти г. Алматы, а по итогам тендера были переданы ТОО «Вита». Госпредприятие мотивировало свои доводы тем, что в 1999 г. постановлением Правительства спорное здание было возвращено в республиканскую собственность и передано на баланс госпредприятия. Товарищество обратилось за консультацией к юристу. Дайте консультацию от имени юриста. Оцените правомерность действий Правительства РК. Какие действия Вы посоветуете предпринять ТОО «Вита»?
12. Коммунальное казенное госпредприятие «Алматы-Водоканал» и товарищество с ограниченной ответственностью «Сервис» заключили договор, согласно которому ТОО подрядилось установить в жилых помещениях одного из городских микрорайонов счетчики забора горячей и холодной воды. Договором предусматривалось право ТОО взимать с жильцов плату как за сами счетчики, так и за услуги по их установке.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание ВведениеОсновные нормативные правовые актыРаздел I. ЗАДАЧИТЕМА 1 Общие положения о юридических лицахТЕМА 2 Государственное предприятиеТЕМА 3 Товарищество с ограниченной ответственностьюТЕМА 4 Другие формы хозяйственных товариществТЕМА 5 Акционерное обществоТЕМА 6 Производственный кооперативТЕМА 7 Отдельные формы некоммерческих организацийРаздел II. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫТЕМА 1 Общие положения о юридических лицахТЕМА 2 Государственное предприятиеТЕМА 3 Товарищество с ограниченной ответственностьюТЕМА 4 Другие формы хозяйственных товариществТЕМА 5 Акционерное обществоТЕМА 6 Производственный кооперативТЕМА 7 Некоммерческие организации |