|
|
|
Товарный знак и
Сагидолла Баймурат, LLM LSE, MJ ENU Мадина Байжанова, помощник юриста Bolashak Consulting Group
Если Вас спросят, что такое «товарный знак», то Вам может прийти на ум логотип «Apple» или название крупнейшей автомобилестроительной корпорации «Toyota». Вы даже можете предположить, что товарные знаки относятся только ко всемирно известным брендам, таким как модные компании «Chanel» или фаст-фуд «McDonald's». Даже, начиная свой бизнес, Вы не задумываетесь о регистрации товарного знака. А зря. Ведь с самого начала Вы уже несёте своим клиентам определенную информацию, исключительно благодаря которой Вас, Ваш продукт или сервис узнают. Если же Вы не хотите затеряться среди Ваших конкурентов, о товарном знаке нужно задуматься с самого начала. При этом следует учитывать, что товарный знак - это не просто логотип. Например, фанфары «Двадцатый Век Фокс» (20th Century Fox Fanfare) - это тоже трейдмарк, то есть товарный знак. А розовый цвет на упаковке чистящего средства уже принадлежит «Vanish». Другими словами, если Вы не уделили достаточное количество времени для своего товарного знака, может оказаться так, что тот логотип, который нарисован для Вас дизайнером, может навредит Вашему бизнесу из-за того, что аналогичный рисунок уже существует на рынке. Владелец может потребовать у Вас изменения логотипа, выплаты компенсации, или даже уничтожения всего товара. И наоборот, если Вы отнеслись к товарному знаку со всей серьезностью, это не только говорит о Ваших серьезных намерениях по развитию Вашего бизнеса, но и обезопасит от действий недобросовестных или менее внимательных конкурентов. Такой кейс рассматривался Верховным Судом Республики Казахстан (далее - ВС РК). Весь спор крутился вокруг знаменитого товарного знака Coca-Cola. Данный кейс должен был создать резонанс среди юридического сообщества, однако ни бурного обсуждения, ни реакции юристов Казахстана на Постановление ВС РК от 13 декабря 2017 года № 3гп-281(2)-17 не последовало. Мы считаем, что самые актуальные мнения судей ВС РК должны быть донесены не только до наших коллег, но и до всех граждан и бизнесменов Казахстана. Итак, в 2016 году The Coca-Cola Company, владелец оригинального товарного знака Coca-Cola, который ни с чем невозможно перепутать, обратилась с иском к казахстанской компании, которая выпускает напиток Kazakhstan Cola. Да, тоже не безызвестный товарный знак. Наверняка на тоях, вечеринках и на прилавках магазинов Вы видели напитки с таким названием. Сравнивая эти товарные знаки, у Вас могут возникнуть разные мнения. Но судьи специализированного межрайонного экономического суда Южно-Казахстанской области пришли к выводу, что права The Coca-Cola Company не нарушены. Апелляционная коллегия также не выявила нарушений, посчитав, что эти два товарных знака имеют существенные различия и не сходны между собой. Однако, после Протеста Генерального Прокурора Республики Казахстан Верховный суд РК пришёл к следующему выводу. «Согласно статье 178, пункту 1 статьи 180 Предпринимательского кодекса неправомерным использованием средств индивидуализации товаров, работ, услуг, а также объектов авторского права является незаконное использование упаковки в виде, который может ввести в потребителя в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.» «…Изначально товарный знак «Kazakhstan Cola» имеет словесное обозначение, написанное черными заглавными буквами на белом фоне и изображение стилизованных белых гор на красном фоне. Однако [казахстанская компания] при производстве и реализации напитков вместо черных букв использует словесное обозначение «Kazakhstan Cola» белыми буквами, которое по своему содержанию и цвету схоже с товарным знаком «Coca-Cola». В случае использования ответчиком своего товарного знака в том виде, в каком он зарегистрирован в уполномоченном органе, спор между сторонами бы не возник. Подачу иска повлекло не использование [искаженного] товарного знака «Kazakhstan Cola», а форма и цветовая гамма изображения этого товарного знака, то есть копирование внешнего вида продукции [The Coca-Cola Company]. Учитывая вышеприведенные нормы материального права действия [казахстанской компании] подлежат признанию неправомерными (незаконными)»[1]. В итоге Верховный Суд постановил обязать казахстанскую компания: 1) прекратить неправомерное использование средств индивидуализации товаров The Coca-Cola Company; 2) уничтожить этикетки и бутылки Kazakhstan Cola; 3) удалить с документации, рекламы, вывесок и иных материалов, которыми сопровождается производство и реализация напитка Kazakhstan Cola.[2] Это - урок для всех. И для тех, кто хочет создать знаменитую марку, и для тех, кто хочет просто подзаработать. Казахстанская компания исказила зарегистрированный ею товарный знак. Постановление ВС РК обрекла её на колоссальные убытки. Вместе с тем, ВС РК защитил законные права и интересы владельца товарного знака. Таким образом, одним из ключевых составляющих правильного ведения Вашего бизнеса является регистрация товарного знака и его правильное использование. Так как получение исключительных прав физическими и юридическими лицами на товарный знак после его регистрации дает полноправную возможность защищать права на товарный знак, как в суде, так и в других государственных органах. Для сведения нужно добавить, что после внесения сведений о знаке и его владельце в Государственный Реестр товарных знаков РК выдается свидетельство о государственной регистрации товарного знака сроком на 10 лет, которое в дальнейшем может пролонгироваться. При этом не стоит стараться изменить зарегистрированный товарный знак в целях придания ему схожести со знаменитым брендом. В некоторых случаях спор о нарушении права на товарный знак может быть урегулирован мирно (без рассмотрения дела в суде) путем направления предупреждающих писем нарушителю и последующих переговоров. Без каких-либо злых намерений, нарушитель может использовать чужой товарный знак или знак, похожий на него, и при этом не знать, что использование подобной марки может представлять собой нарушение. Разработка предупреждающих писем требует экспертных знаний и опыта в области защиты прав интеллектуальной собственности. Направляя предупреждающее письмо нарушителю, желательно, если Вы обратитесь за профессиональной помощью. Как правило, в таких случаях, предупреждающее письмо, направленное нарушителю, сказывается положительным образом и нарушения прекращаются. В случае если же правообладатель выявляет грубые нарушения прав на товарный знак, ему следует воспользоваться следующими правами: 1) подать возражение в уполномоченный государственный орган, например, в департамент интеллектуальной собственности; 2) обратиться в антимонопольную службу с заявлением о признании действий нарушителя актом недобросовестной конкуренции; или же 3) подать иск в суд, требуя прекратить нарушение прав на товарный знак. Законодательство Республики Казахстан предусматривает для правообладателей широкий круг возможностей в сфере защиты своих исключительных прав на товарный знак, в том числе давая возможность выбора между теми или иными способами защиты, которыми правообладатели должны пользоваться. Повторимся, что товарный знак выполняет важную роль - выдвигает на первый план определенный товар из общего ряда однородных товаров, тем самым, позволяя потребителю сделать выбор в пользу зарекомендовавшего себя качественного товара. Чтобы исключить или минимизировать негативные последствия для бизнеса - Вам следует пройти все процедуры правовой защиты прав на товарный знак. Правовая защита товарного знака является залогом успешного развития бизнеса!
[1] Постановление ВС РК №3гп-281(2)-17; [2] Казахстанской компании запретили выпускать продукцию схожую с Coca-Cola / URL: Kaztime.kz https://www.kaztime.kz/kazaxstanskoj-kompanii-zapretili-vyipuskat-produkcziyu-sxozhuyu-s-coca-cola.html (дата обращения: 02.05.2018).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |