|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
С.И. Климкин
г. Алматы. Баспа. 1997 г.
РК - Республика Казахстан КМ РК - Кабинет Министров Республики Казахстан ГК - Гражданский кодекс ГК РК - Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (общая часть) Указ ПРК, и.с.з. - Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона ГК Каз.ССР - Гражданский кодекс Казахской Советской Социалистической Республики от 28 декабря 1963 года ОГЗ - Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 года (общая часть) КазГЮУ - Казахский государственный юридический университет ГП - государственное предприятие XT - хозяйственное товарищество ПК - производственный кооператив ПТ - полное товарищество КТ - коммандитное товарищество ТОО - товарищество с ограниченной ответственностью ТДО - товарищество с дополнительной ответственностью АО - акционерное общество ЗАО - закрытое акционерное общество ОАО - открытое акционерное общество СП - совместное предприятие ИЧП - индивидуальное частное предприятие МРП - месячный расчетный показатель Содержание
Глава I. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЕ ЕГО ФОРМ В КАЗАХСТАНЕ Глава II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 1. Индивидуальное предпринимательство 2. Простое товарищество (договор о совместной деятельности) Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ Глава IV. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО 1. Общие положения о хозяйственных товариществах 2. Особенности отдельных форм хозяйственных товариществ 3. Дочернее хозяйственное товарищество и зависимое акционерное общество Глава V. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Глава VII. ФОРМЫ ДЕЛОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ Федеративная Республика Германия
Настоящее учебное пособие представляет собой систематизированный материал, посвященный изложению и комментированию в доступной форме норм действующего законодательства о формах предпринимательской деятельности. Работа будет интересна и полезна студентам юридических ВУЗов и факультетов, изучающих специальный курс «Правовые формы предпринимательства в Республике Казахстан», курс гражданского права, а также практикующим юристам и предпринимателям. Действующие нормативные акты, используемые в настоящей работе, даны по состоянию на 1 апреля 1997 года. Приступая к изучению любой учебной дисциплины, мы задаемся вопросом: о чём она, что является её предметом? Сам термин «форма предпринимательства» («организационно-правовая форма предпринимательской деятельности», и т.д.) появился в законодательном и деловом обороте сравнительно недавно. Своим рождением он обязан ломке старых методов построения экономических отношений. Ведь еще совсем в недалеком прошлом в советской экономике господствовал государственный сектор. Роль негосударственного сектора была крайне мала. И даже время так называемой «перестройки» не дало существенных результатов в развитии и построении новых экономических отношений. Тем не менее, было бы необъективным вообще не отметить определенные положительные сдвиги в этой связи, произошедшие за период с середины восьмидесятых до начала девяностых годов. Так, 30 июня 1987 года был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», 26 мая 1988 года - Закон СССР «О кооперации в СССР», 7 апреля 1989 года - Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об аренде и арендных отношениях», также целый пакет актов, посвященных созданию и деятельности совместных предприятий и так далее. 1990 год был ознаменован утверждением Советом Министров СССР двух Положений, сыгравших огромную роль в развитии предпринимательства: «Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» от 19 июня 1990 года и «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 8 августа 1990 года. Обретение Казахстаном государственной независимости послужило фактором бурного, но не всегда логичного и последовательного развития собственного законодательства о формах предпринимательства, общий обзор которого предлагается в главе I настоящей работы. Название учебного пособия состоит из двух ключевых слов: «форма» и «предпринимательство». Под формой в нашем случае понимается «вид, тип,...структура, внешнее выражение чего-нибудь, обусловленные определенным содержанием».1 Таким образом, эта учебная дисциплина изучает конкретные способы осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Однако, необходимо отметить принципиальную разницу между видом, формой предпринимательства как способом его осуществления и видом предпринимательской деятельности как родом занятий. Настоящая дисциплина изучает способы осуществления предпринимательства, оставляя за пределами рассмотрения отдельные виды деятельности, которые являются предметами других учебных дисциплин (например, банковского права, страхового права, курса «Рынок ценных бумаг» и так далее). Что же касается термина «предпринимательство», то его содержание раскрывается в первой глазе настоящей работы. _________ 1 Ожегов С.И. Словарь русского языка (под ред. Шведовой Н.Ю.), 16-е изд., испр., М., изд. Русский язык, 1984, с. 761.
Любая учебная дисциплина характеризуется определенными способами её построения, позволяющими наиболее оптимальным образом обеспечить возможность её изучения. Изучение этой дисциплины начинается с рассмотрения простейших форм предпринимательства с последующим переходом к всё более и более сложным. Также рассматриваются вопросы, являющиеся общими для всех форм предпринимательства. В заключении дается краткий анализ правовых форм предпринимательства некоторых зарубежных государств. В целом, программа курса строится следующим образом: Раздел I. Понятие предпринимательства. Развитие предпринимательства и его форм в Республике Казахстан. В этом разделе рассматриваются современное легальное понятие предпринимательства, проблемы, связанные с ним, а также история развития национального законодательства о формах предпринимательской деятельности. Раздел II. Предпринимательство без образования юридического лица раскрывает сущность индивидуального предпринимательства, порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, а также принципы деятельности простого товарищества, в том числе консорциума. Раздел III. Предпринимательство юридических лиц Республики Казахстан. В разделе, являющимся наиболее объемным, изучается правовое положение государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, всех форм хозяйственных товариществ и производственного кооператива. Раздел IV. Государственная регистрация предпринимателей - юридических лиц посвящен вопросам регистрации создания и ликвидации юридических лиц. Особо рассматриваются вопросы перерегистрации, а также регистрации юридических лиц с иностранным участием. Раздел V. Формы бизнеса в некоторых зарубежных государствах. Последний раздел посвящен краткому обзору деловых организаций в Соединенных Штатах Америки, Франции и Германии. Содержание настоящего пособия соответствует предложенной программе спецкурса. Основой курса «Правовые формы предпринимательства в Республике Казахстан» является гражданское право, поскольку рассматриваемые вопросы являются, в свою очередь, предметом изучения в рамках общей части гражданского права. И в этой связи представляется, что названный курс не может претендовать на автономию от одной из важнейших отраслей права и законодательства. Тем не менее, значение курса, все же, не вызывает сомнений. Двухлетняя практика его преподавания в Казахском государственном юридическом университете подтверждает верность идеи о его включении в учебный план. Эти вопросы изучаются студентами 4-го курса предпринимательско-правового факультета КазГЮУ в общем объёме 32-36 часов в рамках спецкурсов «Хозяйственное право» и «Корпоративное право». Опыт показывает, что этого количества часов недостаточно для более глубокого и полного освещения ряда вопросов. Дело в том, что с учетом общей подготовки студентов старшего курса и того обстоятельства, что рассматриваемые вопросы, хотя и не столь подробно, но уже изучались ими в рамках общей части гражданского права, представляется необходимым заострение внимания на проблемных вопросах. А их, вызванных несовершенством законодательства, к сожалению, немало. В перспективе эта дисциплина будет преподаваться в более увеличенном объеме и под названием, наиболее адекватно отражающем её содержание, а именно - «Формы предпринимательства в Республике Казахстан». Использование прежних названий было вызвано как определенными сложностями с изменением уже утвержденного учебного плана, так и постоянным уточнением предмета дисциплины. Тем не менее, всё же нельзя не отметить значительную общность этих дисциплин. Так, хозяйственное право, по мнению Мартемьянова В.С. регулирует предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.2 Тем самым, хозяйственное право в полной мере охватывает реальные сущностные связи всех субъектов по вертикали и горизонтали, чего не могут обеспечить отдельно административное и гражданское право.3 Кашанина Т.В. следующим образом определяет предмет корпоративного права: «Это система правил поведения, разработанных на предприятии, в организации, выражающих волю ее коллектива и регулирующих различные стороны деятельности данной организации».4 Говоря иными словами, корпоративное право - это внутриорганизационное, внутрифирменное право. В последнее время в литературе также можно встретить различные суждения о так называемом «предпринимательском праве» (другой вариант - «торговое право»), которое нередко рассматривается как «подотрасль гражданского права, содержащая нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, обуславливающие особый правовой режим предпринимательства».5 _____________ 2 см. Хозяйственное право. Часть I (под ред. Мартемьянова B.C.), М.: БЕК, 1994, с. 1. 3 Там же, с. 5. 4 Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности; М. Издательская группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 1995, с. 1. 5 см., напр., Романкова И.В. Соотношение предпринимательского права и гражданского права. Общая часть Гражданского кодекса Республики Казахстан (сборник статей, комментариев). Алматы, КазГЮИ. 1996, с. 76.
Точка зрения профессорско-преподавательского состава кафедры гражданского права КазГЮУ на эти феномены однозначна - ни один из них не может претендовать на роль отрасли или даже подотрасли права. Действительно, обращаясь к их содержанию, нельзя не заметить явного дублирования институтов других, объективно уже устоявшихся, отраслей законодательства. Так, хозяйственное право содержит элементы как гражданского права (субъекты отношений, право собственности и иные вещные права, сроки, ответственность участников отношений и так далее), так и административного и финансового права (ценообразование на предприятиях-монополистах, финансирование хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет и так далее). Кашанина Т.В., характеризуя корпоративное право как регулятор различных сторон деятельности организаций, выделяет следующие виды корпоративных норм: финансово-правовые, административно-правовые, трудовые, гражданско-правовые, а также нормы, регулирующие информационные отношения в организации. Что же касается предпринимательского права, то одного факта присутствия в гражданском правоотношении фигуры предпринимателя явно недостаточно для того, чтобы говорить о возникновении особых «предпринимательско-правовых» отношений. Включение в учебный план этой дисциплины продиктовано, прежде всего, необходимостью подготовки на предпринимательско-правовом факультете КазГЮУ юристов-профессионалов в сфере бизнеса. Ранее, во времена господства плановой экономики и засилья государственной собственности преподавание такой дисциплины было просто невозможным в силу отсутствия, во-первых, предпринимательства как такового; во-вторых, элементарной альтернативы государственным предприятиям. В настоящее время, роль частного сектора в экономике Казахстана постоянно возрастает, причем, как благодаря поступательно проводимому процессу приватизации, так и за счет возникновения новых негосударственных хозяйствующих субъектов. И это необратимый процесс, о чем ещё раз свидетельствует издание Указа Президента Республики Казахстан «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» от 14 июня 1996 года. Как отметил Назарбаев H.A.: «существенными элементами этого этапа должны быть коренная реформа и оздоровление предприятий, их форсированная приватизация и укрепление частного сектора... На повестке дня стоит задача реализации специальной программы поддержки малого бизнеса и оказания ему всемерной поддержки».6 Эти слова Президента получили реальное подтверждение в Указе от 6 марта 1997 года «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства». Отныне поддержка и развитие малого предпринимательства являются приоритетной сферой государственной экономической политики. В Указе содержится немало конкретных поручений Правительству и акимам, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса в Казахстане. Перед предпринимателями встают освещаемые в рамках этого курса вопросы на всех этапах осуществления предпринимательской деятельности: и при принятии решения об открытии своего «дела», и в процессе работы, и при его прекращении. В этой связи роль юриста как консультанта предпринимателя значительно возрастает. Какая из всего широкого спектра форм предпринимательской деятельности является наиболее оптимальной в каждом конкретном случае? Как грамотно составить учредительные документы и обеспечить процесс регистрации? Как строить свои отношения с партнерами? Наконец, как быстро и с минимальными затратами реорганизовать или ликвидировать предпринимательскую структуру? На эти и многие другие вопросы должен знать ответы юрист в сфере бизнеса. ___________ 6 Назарбаев H.A. «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики на 1997 год». Казахстанская правда, 18 октября 1996 г.
Их изучению и обобщению в последнее время стало уделяться значительное внимание. Издаётся большое число разного рода сборников нормативных актов, и, что не менее отрадно, в печати все чаще и чаще появляются теоретические материалы с разъяснениями и толкованиями положений гражданского законодательства Республики Казахстан, и в том числе по вопросам предпринимательства. Вышли в свет два, готовятся следующие выпуски издания «Гражданский кодекс Республики Казахстан - толкование и комментирование» под обшей редакцией Диденко А.Г. Этими вопросами занимаются и наши коллеги из дальнего зарубежья. К сожалению, подобный опыт несет в себе ряд негативных последствий: нередко в силу невозможности буквального перевода текстов официальных документов, использования специфических терминов, отличия правовых систем, а зачастую и элементарной юридической некорректности, зарубежными авторами допускаются досадные неточности в употреблении наименований нормативных актов и их толковании. В результате этого читатели, и что ещё печальнее, - начинающие юристы и предприниматели получают неверную информацию, у них складывается ошибочное представление о предмете рассмотрения. В этой связи ещё раз хочется подчеркнуть мысль о том значении, которое заслуженно имеют работы казахстанских юристов в этом направлении. Как отмечалось выше, курс является проблемным. Это означает, что в процессе его изучения происходит оценка действующего законодательства, результатом которой становится выработка представлений о целесообразности наличия тех или иных норм, о логичности ряда законодательных установлений, о необходимости их усовершенствования, изменения и дополнения. Эти знания, в свою очередь, могут сыграть полезную роль в правотворческой и правоприменительной деятельности юристов.
Глава I. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Под предпринимательством понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение прибыли или личного дохода путем удовлетворения спроса на товары, работы или услуги. Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя. Из этого определения, данного статьёй 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан, следует, что в качестве предпринимателей не могут рассматриваться участники хозяйственных товариществ (включая акционеров акционерных обществ) и члены производственных кооперативов. Ведь участники (члены) этих юридических лиц сами не вступают в отношения с третьими лицами, хотя и могут принимать соответствующие решения на этот счет, участвуя в работе органов юридических лиц. В деловые отношения вступают непосредственно юридические лица (хозяйственные товарищества и производственные кооперативы), причем, от своего имени, за свой риск и под свою имущественную ответственность. Следует различать частное и государственное предпринимательство. Частное предпринимательство основано на частной собственности, то есть на собственности граждан и (или) негосударственных юридических лиц и их объединений. К негосударственным юридическим лицам относятся все коммерческие юридические лица, за исключением государственных предприятий. Поэтому, даже если доля государства в уставном фонде, например, хозяйственного товарищества составляет 100 процентов, это хозяйственное товарищество будет являться негосударственным. Следовательно, форма его собственности - частная. Государственное предпринимательство основано на праве хозяйственного ведения государственного предприятия. Правосубъектность государственных предпринимателей (госпредприятий на праве хозяйственного ведения) является более узкой по своему содержанию, чем у частного предпринимателя. Подробнее об этом речь пойдет ниже. Четко очерченные границы государственного предпринимательства не позволяют включить в состав его субъектов государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления - казенные предприятия. Поэтому казенные предприятия в рамках настоящего курса не рассматриваются. Коммерческие юридические лица составляют преобладающую часть юридических лиц. Так, за 1996 год их доля в общем количестве зарегистрированных управлением юстиции города Алматы юридических лиц составила почти 72 процента, среди перерегистрированных юридических лиц эта цифра выше - 91 процент. Ниже приведена таблица отдельных форм коммерческих юридических лиц по данным управления юстиции г. Алматы на 1 января 1997 года.
Таблица № 1
Начиная разговор о развитии национального законодательства о предпринимательстве и его формах, в первую очередь следует отметить Закон Каз.ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР» от 11 декабря 1990 года. В соответствии с ним предпринимательство рассматривалось как инициативная, в рамках действующего законодательства, хозяйственная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имуществ и средств с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода. Закон предусматривал следующие организационные формы предпринимательства: - предприятия с любыми формами собственности и образуемые ими объединения; - хозяйственные и иные общества и товарищества; - фонды и иные общественные организации, правомочные осуществлять предпринимательскую деятельность; - частное предпринимательство. Рассмотрим подробнее эти формы предпринимательства. В соответствии с Законом Каз.ССР «О предприятиях в Казахской ССР» от 13 февраля 1991 года под предприятием понимался самостоятельный субъект с правами юридического лица, осуществляющий хозяйственно-коммерческую деятельность на основании своего устава и в соответствии с законодательством. Предусматривалась возможность создания следующих видов предприятий: 1. Частные, базирующиеся на частной собственности отдельного физического лица или группы лиц, имеющих право осуществлять найм рабочей силы в целях извлечения доходов от своей деятельности. 2. Предприятия, основанные на коллективной собственности. В эту группу входили: - коллективные предприятия, образуемые в случае перехода всего имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива, выкупа арендованного имущества или приобретения имущества иными предусмотренными законом способами; - кооперативные предприятия, основанные на денежных, имущественных взносах физических лиц (на паевой основе) и предполагавшее их совместную трудовую деятельность; - предприятия в форме акционерного общества, функционирующие на основе собственности акционеров на акции и вложения средств в развитие частного, коллективного или государственного предприятия; - предприятия общественных организаций, создаваемых за счет средств этих организаций и действующих для обеспечения их деятельности; - предприятия религиозных организаций, создаваемых за счет собственных средств этих организаций, пожертвований граждан, предприятий и организаций и функционирующие для обеспечения культовой деятельности, социальных и благотворительных мероприятий. 3. Предприятия, основанные на государственной собственности: - государственные республиканские предприятия, образуемые для решения общегосударственных задач экономического и социального развития Казахстана; - предприятия коммунальной собственности, создаваемые для удовлетворения социально-экономических потребностей населения соответствующей территории. 4. Предприятия, основанные на собственности Союза ССР, других государств, международных организаций, иностранных юридических и физических лиц. 5. Совместные предприятия с участием иностранных лиц. Этот перечень не являлся закрытым. Закон допускал возможность образования предприятий и иных видов, если их создание ему не противоречило. Говоря о видах предприятий, нельзя не отметить и ещё один его вид, предусматривавшийся действовавшим в тот период законодательством, а именно так называемые малые предприятия. Своим рождением они обязаны постановлению Совета Министров СССР от 8 августа 1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», на основе которого 31 октября 1990 года Советом Министров Казахской ССР было принято соответствующее постановление № 432. Для отнесения хозяйствующего субъекта к категории малого предприятия в основу был положен принцип числа работающих на нем человек. Так, малыми считались предприятия с числом работников: - в промышленности и строительстве - до 200 человек; - в науке и научном обслуживании - до 100; - в других отраслях производственной сферы - до 50; - в отраслях непроизводственной сферы - до 25; - в розничной торговле - до 15 человек. Малые предприятия могли создаваться гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хозяйство, различными юридическими лицами и государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом. Время показало ошибочность отнесения малого предприятия к одной из форм юридического лица, и все они обязаны перерегистрироваться в одну из предусмотренных Гражданским кодексом форм коммерческого юридического лица до 1 января 1998 года. 21 июня 1991 года принят Закон Казахской ССР «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах», который предусматривал следующие виды хозяйственных товариществ: - полные товарищества; - коммандитные товарищества; - товарищества с ограниченной ответственностью; - товарищества с дополнительной ответственностью; - акционерные общества. Интерес представляет тот факт, что наряду с этим Законом на территории Казахстана некоторое время действовало и союзное Положение «Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» от 19 июня 1990 года. Таким образом, правовое положение этих форм юридического лица определялось двумя указанными нормативными актами, причем, совсем не одинаково. Вот только некоторые основные отличия. Во-первых, юридические лица имели разное наименование («общество с ограниченной ответственностью» - «товарищество с ограниченной ответственностью»). Во-вторых, по союзному Положению размер уставного фонда у таких организаций составлял не менее 50000 рублей, казахстанский же Закон устанавливал размер намного ниже - 10000 рублей, а также определял иной порядок формирования уставного фонда. В-третьих, высший орган общества с ограниченной ответственностью назывался «собрание участников», в товариществе с ограниченной ответственностью - «совет» или «правление». Казахстанская модель обязывала включать в состав его высшего органа не менее одного представителя трудового коллектива. И ещё одна примечательная особенность: участник товарищества с ограниченной ответственностью, независимо от размера его доли, имел в совете (правлении) один голос, если иного не предусматривали учредительные документы. По союзному же Положению участники общества с ограниченной ответственностью обладали количеством голосов, пропорциональным размеру их доли в уставном фонде. Как ни странно, но исполнительные органы местных Советов народных депутатов регистрировали одновременно и общества, и товарищества с ограниченной ответственностью. Естественно, вставал вопрос: в чем же заключаются их принципиальные отличия? Как правило, регистрирующие органы при решении вопроса о регистрации организации в качестве общества или товарищества с ограниченной ответственностью брали за основу лишь размер уставного фонда. То есть, если учредителями заявлялся уставный фонд менее 50000 рублей, организация регистрировалась как товарищество с ограниченной ответственностью и подпадала под действие казахстанского акта. Были также значительные отличия и в регулировании правового положения акционерного общества. Однако, такая ситуация продолжалась сравнительно недолго - до вступления в силу Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года. 12 апреля 1993 года в Закон «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» были внесены изменения. Изменилось само название Закона: после слова «обществах» появилось слово «компаниях». Акционерные общества, компании отныне могли создаваться одним учредителем (кстати, нередко эта новелла неверно приписывается Гражданскому кодексу РК). Было введено понятие «золотая акция». По общему правилу теперь акционеры не могли получить освобождение от оплаты акций, что являлось их единственной обязанностью. Казахстанское законодательство уделяло и уделяет большое значение совершенствованию правового регулирования предпринимательства. 4 июля 1992 года принят Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства». Закон определил границы частного предпринимательства: к частному предпринимательству не относится деятельность юридических лиц, контрольный пакет акций или большая доля паевого взноса в которых принадлежит государству. Частное предпринимательство предусматривалось в двух формах: без образования юридического лица и с образованием такового. К первой группе относилось физическое лицо (индивидуальный предприниматель) или группа лиц (простое товарищество, трудовое и крестьянское хозяйство). В форме частного предпринимательства с образованием юридического лица могло выступать одно физическое лицо (индивидуальное частное предприятие), либо коллектив физических или юридических лиц (арендное, коллективное, кооперативное предприятие, хозяйственное товарищество и акционерное общество, хозяйственное объединение и другие). Устанавливалось, что субъекты предпринимательства имеют равные права на осуществление предпринимательской деятельности. Отметим некоторые достоинства этого Закона: - устанавливалось, что государственная регистрация в качестве хозяйствующего субъекта одновременно является его регистрацией в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности (хотя, если быть точнее, особая регистрация хозяйствующих субъектов в качестве участников внешнеэкономической деятельности была отменена Указом Президента «Об организации внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан на период стабилизации экономики и проведения рыночных преобразований» от 25 января 1992 года); - вводился упрощенный порядок регистрации: запрещалось обусловливать выдачу свидетельства о государственной регистрации требованием о предоставлении документов, не предусмотренных этим Законом (учредительного договора, устава, справки банка о наличии уставного фонда, лицензии, акта землепользования, заключения экологической экспертизы и других), а также требованием о получении согласия (отсутствия возражения) на образование хозяйствующего субъекта от каких-либо государственных органов (санитарного, пожарного, технического надзора, органов внутренний дел и других); отказывать в регистрации по мотивам нецелесообразности, наличия сомнений в личности предпринимателя и отсутствия к нему доверия; - органам государственной власти и управления запрещалось давать указания частным предпринимателям о поставке товаров (работ, услуг) отдельным потребителям, устанавливать ограничения по ввозу и вывозу товаров из одного региона республики в другой, устанавливать цены на реализуемые товары (работы, услуги); - определялось, что ввоз, вывоз или пересылка иностранной валюты за границу и из-за границы осуществляется частными предпринимателями свободно, без ограничения в сумме. Как следует из этого Закона, одной из форм предпринимательства без образования юридического лица являлось крестьянское хозяйство. Его правовое положение определялось Законом «О крестьянском хозяйстве в Казахской ССР» от 21 мая 1990 года. Под крестьянским хозяйством понималось семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство, в котором производство основано преимущественно на личном труде членов хозяйства и совместной собственности на средства производства и иное имущество. Крестьянское хозяйство признавалось равноправной производственной единицей сельского хозяйства. К сожалению, специальным законодательством не регламентировалось правовое положение индивидуальных частных предприятий, в связи с чем на практике возникало большое количество вопросов, связанных с этой формой предпринимательства. Они актуальны по сей день, поскольку, созданные до официального опубликования Гражданского кодекса (общая часть), эти юридические лица имеют право на существование до 1 января 1998 года, и число их очень значительно. Одним из наиболее важных вопросов является вопрос об ответственности учредителя ИЧП по долгам созданного им предприятия. Судебная практика знает примеры, когда на учредителей таких предприятий возлагалась неограниченная (полная) ответственность при недостаточности имущества у самого юридического лица. Представляется, что при анализе таких ситуаций, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, само возникновение юридических лиц основано на идее обособления его имущества от имущества учредителей и, соответственно, ограничения предпринимательского риска. Не зря законодательства ряда развитых государств, таких как, например, Швейцария, США, Англия и др. не воспринимают идею придания статуса юридического лица полным и коммандитным товариществам (партнёрствам). Во-вторых, решение этого вопроса должно основываться на систематическом и историческом методе толкования. Так, на момент вступления в действие Закона «О защите и поддержке частного предпринимательства» действовал Закон «О собственности в Казахской ССР» от 15 декабря 1990 года. Этот Закон устанавливал общее правило, по которому собственник не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц, а они не отвечают по обязательствам собственника, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Казахской ССР. Применимо к индивидуальным частным предприятиям законодательные акты соответствующих оговорок не содержали. Несколько иная ситуация возникла в связи с вступлением в действие на территории РК Основ гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 года (подробнее об этом чуть ниже), установивших, что в случае, если банкротство юридического лица вызвано неправомерными действиями собственника его имущества, он отвечает по обязательствам юридического лица при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов. Хочется особо отметить также такую форму предпринимательства, как арендное предприятие. Создание таких предприятий предусматривалось Законом Казахской ССР «Об аренде» от 22 февраля 1990 года. Трудовой коллектив государственного предприятия или структурной единицы объединения был вправе образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия. Собственностью арендного предприятия являлись произведенная продукция, полученные доходы и другое приобретенное за счет средств этого предприятия имущество. Определялись размеры вкладов членов трудового коллектива в создании этого имущества за счет их личного трудового участия, а также денежных и других имущественных взносов. На стоимость вклада могли выдаваться ценные бумаги, на которые, в свою очередь, начислялись и выплачивались дивиденды исходя из конечных результатов производства и задач развития предприятия. В 1994 году был принят целый пакет документов, регламентирующих процесс разгосударствления и приватизации. К предмету нашего курса имеют непосредственное отношение некоторые из них, например, утвержденное 5 марта 1994 года Президентом Республики Казахстан Положение «О государственных холдинговых компаниях» и Указ Президента «О правовом регулировании отдельных вопросов разгосударствления и приватизации» от 20 марта 1994 года. В соответствии с этими актами государственной холдинговой и государственной акционерной компанией признавались компании, государственный пакет акций которых составлял 51 и более процентов. Компании, государственный пакет акций которых составлял менее 51 процента, а также компании, не имеющие государственного пакета акции, но в управлении которых участвовало государство посредством «золотой акции», именовались компаниями с участием государства. Интерес представлял тот факт, что президент государственного холдинга утверждался Правительством Республики Казахстан. Несколько слов следует также сказать о предприятиях с участием иностранного капитала. Порядок создания и деятельности таких юридических лиц на основе Закона «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» от 7 декабря 1990 года устанавливался постановлением Кабинета Министров «О порядке создания и деятельности на территории Республики Казахстан предприятий и организаций с иностранными инвестициями» от 31 октября 1991 года. Регистрацией этих юридических лиц занималось Национальное агентство по иностранным инвестициям при Министерстве экономики Республики Казахстан. Постановлением КМ РК от 15 июля 1993 года устанавливался минимальный уставный фонд СП: для иностранных инвесторов - 50000 долларов США, для казахстанской стороны - 20000 тенге. Предприятия с иностранным участием пользовались значительными налоговыми льготами.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Принятые сокращенияВВЕДЕНИЕГлава I. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЕ ЕГО ФОРМ В КАЗАХСТАНЕГлава II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА1. Индивидуальное предпринимательство2. Простое товарищество (договор о совместной деятельности)Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯГлава IV. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО1. Общие положения о хозяйственных товариществах2. Особенности отдельных форм хозяйственных товариществ3. Дочернее хозяйственное товарищество и зависимое акционерное обществоГлава V. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВГлава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙГлава VII. ФОРМЫ ДЕЛОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВСоединенные Штаты АмерикиФранцузская РеспубликаФедеративная Республика ГерманияНормативные акты и литература |