|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Ответы на вопросы по применению контрольно-кассовых машин (ДГД по Северо-Казахстанской области, 5 декабря 2018 года)
1. Вопрос: Что такое контрольно-кассовая машина? Ответ: Контрольно-кассовая машина - это электронное устройство с блоком фискальной памяти без функции передачи данных, аппаратно-программный комплекс с (без) функцией (-и) фиксации и (или) передачи данных, электронное устройство с функцией фиксации и (или) передачи данных, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг.
2. Вопрос: На кого распространяется обязанность по применению контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных при денежных расчетах? Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 166 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) обязанность по применению контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных при денежных расчетах распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, виды деятельности, установленные уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования. В свою очередь, внесены изменения в Приказ Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 206: дополнен Перечень видов деятельности, при осуществлении которых на территории Республики Казахстан налогоплательщики обязаны применять контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных при денежных расчетах
3. Вопрос: Сколько видов деятельности, при осуществлении которых налогоплательщики обязаны применять контрольно-кассовые машины, утверждены Министерством финансов? Ответ: Отметим, что в Казахстане осуществляется поэтапное внедрение онлайн-ККМ: с 2015 года в отношении оптовой и розничной реализации бензина, дизельного топлива и алкогольной продукции; с 2016 года по 10 видам деятельности; с 1 октября 2018 года еще 17 видов деятельности. Таким образом, всего этих видов деятельности 27. Последние 17 видов деятельности: «11. Продажа автомобилей и легковых автотранспортных средств 12. Техобслуживание и ремонт автотранспортных средств 13. Оптовая торговля запасными частями и принадлежностями для автомобилей 14. Розничная торговля запасными частями и принадлежностями для автомобилей 15. Оптовая торговля напитками 16. Оптовая торговля фармацевтическими товарами 17. Торговля текстильными изделиями 18. Торговля скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом 19. Торговля одеждой 20. Розничная торговля фармацевтическими товарами 21. Торговля часами и ювелирными украшениями 22. Деятельность ломбардов 23. Деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом 24. Управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе 25. Деятельность рекламных агентств 26. Деятельность по организации азартных игр и заключения пари 27. Деятельность по организации обменных операций с наличной иностранной валютой, осуществляемая уполномоченными организациями
4. Вопрос: Если в своей предпринимательской деятельности налогоплательщики осуществляют какие-то денежные операции, то обязательно должны иметь ККМ? Ответ. Согласно нормам налогового законодательства (статьей 166 Налогового кодекса) регламентировано, что на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Такое обязательство по денежным расчетам не распространяется на: 1) физических лиц; 2) адвокатов и медиаторов; 3) индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары): - осуществляющих деятельность по специальному налоговому режиму на основе патента; - в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса через нестационарные торговые объекты на территории открытых торговых рынков; - в рамках специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; 4) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области транспорта, по согласованию с уполномоченным органом; 5) Национального Банка Республики Казахстан; 6) банков второго уровня.
5. Вопрос: В чем заключается контрольно-кассовая дисциплина? Ответ. Учет в налоговых органах контрольно-кассовых машин, применяемых налогоплательщиками, включает в себя: 1) постановку контрольно-кассовой машины на учет; 2) внесение изменений в регистрационные данные; 3) снятие контрольно-кассовой машины с учета. Торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, осуществляющие денежные расчеты при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, подлежат оснащению контрольно-кассовыми машинами.
6. Вопрос: Как осуществляется постановка контрольно-кассовых машин на учет в налоговом органе? Ответ: С 1 января 2018 года на регистрационный учет в налоговых органах можно поставить только контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных (ККМ с ФПД). В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса (в редакции, установленной статьей 23 Закона о введении в действие Налогового кодекса РК): «1. Постановке на учет в налоговых органах по месту использования подлежат технически исправные контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр. В местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования подлежат постановке на учет в налоговых органах контрольно-кассовые машины без функции передачи данных. Информация об административно-территориальных единицах РК, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования, размещается на интернет-ресурсе КГД МФ РК.». При этом ККМ без ФПД, зарегистрированные в налоговых органах до 1 января 2018 года, могут применяться до 2024 года. С 1 января 2019 года предприниматели, осуществляющие деятельность в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса через нестационарные торговые объекты на территории открытых торговых рынков, будут обязаны применять ККМ (торгующие на базарах через киоски, палатки и лотки и работающие на упрощенном режиме), а с 2020 года обязанность по применению ККМ возникает также у налогоплательщиков, работающих по патенту.
7. Вопрос: В какое время, в какие сроки должна быть поставлена на учет ККМ? Ответ: Контрольно-кассовая машина должна быть поставлена на учет в налоговом органе до начала деятельности, связанной с денежными расчетами. Также, при применении контрольно-кассовых машин предъявляются следующие требования: - осуществляется выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу; - обеспечивается доступ должностных лиц налоговых органов к контрольно-кассовой машине (п. 6 ст. 166 Налогового кодекса).
8. Вопрос: Какую информацию должен содержать чек контрольно-кассовой машины? Ответ: Чек контрольно-кассовой машины должен содержать следующую информацию: 1) наименование налогоплательщика; 2) идентификационный номер налогоплательщика; 3) заводской номер контрольно-кассовой машины; 4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе; 5) порядковый номер чека; 6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг; 7) цену товара, работы, услуги и (или) сумму покупки; 8) фискальный признак; 9) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных. Форма и содержание контрольного чека аппаратно-программных комплексов, применяемых банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, устанавливаются Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом. Чек контрольно-кассовых машин, применяемых в пунктах обмена валюты, приема лома металлов, стеклопосуды, ломбардов, дополнительно должен содержать информацию о сумме продажи и сумме покупки. Чек контрольно-кассовой машины может дополнительно содержать данные, предусмотренные технической документацией завода-изготовителя контрольно-кассовой машины, в том числе с указанием суммы налога на добавленную стоимость (п. 7, 8 ст. 166 Налогового кодекса).
9. Вопрос: Какие документы предъявляются для постановки ККМ на учет в налоговых органах? Ответ: Для постановки на учет в налоговых органах контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов, налогоплательщик представляет в налоговый орган: 1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе; 2) контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике; 3) пронумерованную, прошнурованную, заверенную подписью и (или) печатью (при наличии) налогоплательщика книгу товарных чеков. Для постановки на учет контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом с функцией передачи данных, налогоплательщик представляет в налоговый орган вместе с налоговым заявлением о постановке: - краткое описание функциональных возможностей и характеристик аппаратно-программного комплекса; - руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет модели аппаратно-программного комплекса и обеспечивает доступ к нему. Для постановки на учет контрольно-кассовой машины без функции передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов, используемых в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, налогоплательщик представляет в налоговый орган вместе с налоговым заявлением о постановке: - контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике, ввод которых возможен без установки фискального режима; - пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью (при наличии) налогоплательщика книгу учета наличных денег и книгу товарных чеков. Для постановки на учет контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом без функции передачи данных, используемым в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, налогоплательщик представляет в налоговый орган вместе с налоговым заявлением о постановке: - краткое описание функциональных возможностей и характеристик аппаратно-программного комплекса; - руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет модели аппаратно-программного комплекса. Постановка на учет контрольно-кассовой машины осуществляется налоговыми органами в течение трех рабочих дней со дня получения налогового заявления о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе. При постановке на учет ККМ присваивается регистрационный номер контрольно-кассовой машины и формируется регистрационная карточка контрольно-кассовой машины. Формы регистрационной карточки контрольно-кассовой машины, товарного чека, книги учета наличных денег и книги товарных чеков устанавливаются уполномоченным органом.
10. Вопрос: Какой порядок действий налогоплательщиков в новых условиях в случае приобретения ККМ? Ответ: Порядок действий налогоплательщиков в новых условиях в случае приобретения ККМ следующий: Подать заявку для получения электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) на сайте электронного правительства или в отделениях ЦОН (получение ЭЦП с портала или на flash-карту в отделении ЦОН); Приобрести ККМ с ФПД в ЦТО. При этом в ЦТО или АО «Казахтелеком» получить сим-карту, для работы в беспроводном режиме; Зарегистрироваться на веб-ресурсе ОФД www.oofd.kz (им является Казахтелеком) в личном кабинете налогоплательщика (путем внесения своих регистрационных данных); Подписать с помощью ЭЦП, сохранить и распечатать договор на оказание услуг ОФД, который представляется в органы государственных доходов при постановке на учет ККМ с ФПД; Поставить ККМ на учет в органах государственных доходов в течение трех рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком налогового заявления о постановке на учет ККМ в налоговом органе; Активировать ККМ с ФПД, уже зарегистрированную в органах государственных доходов; Подать заявку на подключение ККМ с ФПД к серверу АО «Казахтелеком», в случае, если есть необходимость в проводном подключении. Заявку на подключение подаете, в том случае, если вы решили подключать ККМ проводным способом. При подключении ККМ беспроводным способом, т.е. через симку, то заявку на подключение подавать не нужно. Всю необходимую информацию о порядке применения ККМ с ФПД налогоплательщики могут получить на вебресурсе www.oofd.kz.
11. Вопрос: Почему назрела необходимость в замене кассовых аппаратов? Ответ: Программа «Цифровой Казахстан» был презентован Главой государства. Цифровизация Казахстана - рост экономики. Как он отметил: «Важной является цифровизация процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом. Цифровизация необходима для повышения конкурентоспособности предприятий и страны в целом, а также улучшения качества жизни населения. Таким образом, одним из элементов цифровизации бизнеса в органах госдоходов - это замена кассовых аппаратов, то есть на сегодняшний момент налогоплательщики и пользуются обычными кассовыми аппаратами, но цель государства, чтобы бизнес работал в режиме онлайн и все, что предприниматель пробивает на своем кассовом аппарате, управление госдоходов видело в реальном времени. Что это дает - это прозрачность деятельности бизнеса, осуществление бизнес- сообществом своей деятельности в правильной конкурентной среде, защита потребителей товаров, работ, услуг; борьба с теневой экономикой, и конечно пополнение бюджета: чем больше оборота показывает лицо, тем больше налогов он заплатит в казну. Это еще и один инструмент в рамках камерального контроля, проводимого органами госдоходов.
12 Вопрос: В чем преимущество применения контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных для тех, кто их приобретает? Ответ: Принцип применения ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных заключается в периодической передаче в режиме онлайн Оператором фискальных данных (АО «Казахтелеком») ежедневных суммирующих отчетов по каждой ККМ на сервер Комитета государственных доходов РК. Внедрение такой системы в Казахстане позволяет, как я уже говорила выше значительно снизить теневой оборот, а также защитить права потребителей. Так как информация о совершении сделки купли-продажи будет регистрироваться в режиме реального времени. Покупатели в случае приобретения некачественного товара сумеют сделать возврат без проблем - имеется функция повторной печати. Использование таких машин предпринимателями дает им ряд преимуществ. К одному из таких преимуществ можно отнести возможность контролировать свой бизнес (в т. ч. в других городах, по всему Казахстану) не выходя из дома: через личный кабинет программы, можно получить полную информацию о каждом отбитом чеке и z-отчете. В случае возврата суммы денег покупателю, при использовании ККМ онлайн, нет необходимости обращаться в налоговые органы для составления акта, так как информация передается автоматически на сервер. Продавцы смогут очень быстро закрывать смены и составлять отчеты. При применении данных ККМ нет необходимости вести объемные книги учета наличных денег. Также ККМ онлайн не пломбируется в отличие от обычной версии. Кроме того, хорошей новостью является то, что в случае использования такой контрольно-кассовой машины тематическая проверка по вопросам наличия ККМ и соблюдения порядка применения ККМ налоговыми органами не проводится.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |