Статистический анализ
Кодекса Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477
«Лесной кодекс Республики Казахстан»
Дюсенов Ербол Абаевич,
кандидат юридических наук,
главный научный сотрудник
ГУ «Институт законодательства
Республики Казахстан»
Введение
1. Общие данные
2. Анализ динамики принятия законов о внесении изменений и дополнений
3. Постатейный анализ Закона
4. Анализ стабильности/ нестабильности Закона
Выводы
Введение
Проведенное исследование направлено на установление статистических данных, периодичности внесения изменений в Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан» (далее - Кодекс).
В ходе проведения статистического анализа использованы данные Республиканского центра правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан.
Кодекс регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального использования.
При этом, как указано в Кодексе, регулирование лесных правоотношений осуществляется исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и экономическое значение.
В ходе проведенного статистического анализа проанализировано количество внесенных в Кодекс изменений законами об изменении и дополнений. Также изучен характер внесенных в Кодекс изменений. На основе имеющихся данных сделаны выводы о стабильности Кодекса и получен коэффициент его стабильности и нестабильности. По итогам полученных результатов, сделаны обобщающие выводы.
1. Общие данные
Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан» структурирован по 9 разделам, 20 главам и 118 статьям.
Принимая во внимание содержание пункта 1 статьи 118 Кодекса о том, что Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования, т.е. 12 июля 2003 года («Казахстанская правда» от 12 июля 2003 года № 203-204), то по состоянию на 2 июля 2018 года Лесной кодекс действовал в течение 14 лет 11 месяцев, что в совокупности составляет 179 месяцев.
Количество внесенных в Кодекс изменений
С момента принятия Кодекса, по состоянию на 2 июля 2018 года, принято 28 законов о внесении изменений и дополнений.
Основными направлениями, в отношении которых внесены поправки, явились государственное управление и администрирование бюджетных процессов, а также совершенствование условий предпринимательской деятельности и охраны окружающей среды.
2. Анализ динамики принятия законов о внесении изменений и дополнений
Анализ внесенных изменений и дополнений в Кодекс за период времени с даты его вступления в силу и до конца 2017 года позволяет отразить количественные показатели по годам. Данные представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Кол-во принятых законов
о внесении изменений и дополнений в Кодекс
по годам
На указанной диаграмме 1 отражено количество законов об изменении и дополнении, которые принимались на протяжении периода исследования в каждый из приведенных годов.
Таким образом, наибольшее количество законов о внесении изменений и дополнений принято в 2012 году.
Не вносились поправки в Кодекс в 2003, т.е. в год принятия Кодекса, и в 2005 годах.
В отношении объема внесенных поправок, исчисляемых количеством статей, в которые внесены изменения, и новых статей Кодекса приведем следующие данные, представленные в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Кол-во внесенных поправок в Кодекс
по годам
Сравнительное сведение показателей по количеству законов о внесении дополнений и изменений, а также количества статей, которые подвергнуты изменениям, и новых статей позволяют вывести следующую информацию. Данные представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3. Сравнение кол-ва принятых законов и
кол-ва внесенных данными законами поправок в Кодекс
по годам
Наибольшее количество изменений и дополнений в Кодекс внесено в 2012 году пятью законами, из которых наибольшее количество поправок содержалось в Законе Республики Казахстан от 25 января 2012 года № 548-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий» - 71 поправка.
Рассмотрение перечня законов о внесении изменений и дополнений в Кодекс выявило принятие в один день двух законов в 2007 и 2011 годах, данные о которых представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п | Дата принятия | № Закона | Наименование Закона | Статья, куда внесена правка | Краткое содержание поправок |
1 | 12 января 2007 года | № 222 | «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лицензирования» | - Пп. 4) ст. 41 | - слово «отзыва» заменить словом «лишения» |
- Ст. 89 | - в заголовке статьи слова «и по распиловке круглого леса» исключить; - слова», и работы по распиловке круглого леса» исключить. |
2 | № 224 | «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам национальных реестров идентификационных номеров» | - Пп. 10) ст. 32 | изложить в следующей редакции: «10) идентификационный номер;». |
3 | 6 января 2011 года | № 378-IV | «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного контроля и надзора» | - Пп. 18) п. 1 ст. 13, - часть вторая п. 3 ст. 19 | - слова «О частном предпринимательстве» заменить словами «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». |
4 | № 379-IV | «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правоохранительной службы и присвоения классных чинов, воинских и специальных званий, права ношения форменной одежды военнослужащими и сотрудниками иных государственных органов» | Ст. 12 | дополнить пп. 15) следующего содержания: «15) утверждает натуральные нормы обеспечения должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, форменной одеждой (без погон).»; |
П. 4 ст. | изложить в следующей редакции: «4. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обеспечиваются форменной одеждой (без погон) и служебным оружием. Перечень должностей должностных лиц, имеющих право на ношение форменной одежды (без погон), образцы форменной одежды (без погон), порядок ношения определяются уполномоченным органом.»; |
П. 5 ст. 69 | слова «форменным обмундированием» заменить словами «форменной одеждой (без погон)». |
Таким образом, согласно таблице 1, принятые в один день законы направлены на урегулирование различных вопросов и поправки направлены на различные статьи Кодекса. При этом отмечается редакционный характер внесенных поправок.
3. Постатейный анализ Закона
Обзор изменений и дополнений в Кодекс показывает, что по содержанию поправок основная доля составляет приведение в соответствие с определенными новшествами других отраслей законодательства и действующими законодательными актами.
Общее количество статей, подвергшихся изменениям, в том числе дополнению и исключению из Кодекса - 102.
Наибольшее количество статей подвергшихся изменениям:
1) статья 13, в неё вносились изменения 16 законами;
2) статья 12 - 9 законами;
3) статья 15 - 8 законами;
4) статья 38 - 7 законами;
5) статьи 21, 36 - 6 законами;
6) статьи 4, 18, 19, 41, 55, 77, 78 - 5 законами.
Подробный анализ статьи 13, а именно какими законами вносились в изменения и дополнения и их период стабильности между НПА указан в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п | Статья | Вид изменений | НПА о внесении изменений, дополнений | Период стабильности между НПА, указанными в гр. 4 | Дата введения в действие НПА о внесении изменений, дополнений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Статья 13. Компетенция уполномоченного органа и его территориальных подразделений | изм | 1. Закон РК от 20.12.2004 г № 13 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений» | м/у № 13 и № 125 = 1 г. 1 м. 10 д. | с 01.01.2005 г. |
2. | 2. Закон РК от 31.01.2006 г № 125 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства» | м/у № 125 и № 101 = 2 г. 10 м. 10 д. | СДО (14.02.2006 г.) |
3. | 3. Закон РК от 10.12.2008 г № 101-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» | м/у № 101 и № 188 = 7 м. 7 д. | с 01.01.2009 |
4. | 4. Закон РК от 17.07.2009 г № 188-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства» | м/у № 188 и № 258 = 8 м. 2 д. | по истечении 10 к.д. после его ПОО (22.07.2009 г.) |
5. | 5. Закон РК от 19.03.2010 г № 258-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной статистики и налогообложения» | м/у № 258 и № 378 = 9 м. 18 д. | по истечении 10 к.д. после его ПОО (06.04.2010 г.) |
6. | 6. Закон РК от 6.01.2011 г № 378-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного контроля и надзора» | м/у № 378 и № 452 = 7 м. | по истечении 10 к.д. после его ПОО (15.01.2011 г.) |
7. | 7. Закон РК от 05.07.2011 г № 452-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам» | м/у № 452 и № 548 = 5 м. 20 д. | по истечении 3 месяцев после его ПОО (13.07.2011 г.) |
8. | 8. Закон Республики Казахстан от 25 января 2012 года № 548-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий» | м/у № 548 и № 36 = 5 м. 15 д. | по истечении 10 к.д.после дня его ПОО (11.02.2012 г) |
9. | 9. Закон РК от 10.07.2012 г № 36-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов» | м/у № 36 и № 102 = 11 м. 3 д. | по истечении 10 к.д. после его ПОО (28.07.2012 г.) |
10. | 10. Закон РК от 13.06.2013 г № 102-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления» | м/у № 102 и № 124 = 20 д. | по истечении 10 к.д. после его ПОО (14.06.2013 г.) |
11. | 11. Закон РК от 3.07.2013 г № 124-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам приведения их в соответствие с Системой государственного планирования Республики Казахстан» | м/у № 124 и № 203 = 10 м. 13 д. | по истечении 10 к.д. после его ПОО (5.07.2013 г.) |
12. | 12. Закон РК от 16.05.2014 г № 203-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы» | м/у № 203 и № 239 = 4 м. 13 д. | по истечении 6 месяцев после дня его ПОО (20.05.2014 г.) |
13. | 13. Закон РК от 29.09.2014 г. № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» | м/у № 239 и № 479 = 1 г. 6 м. | по истечении 10 к.д. после дня его ПОО (2.10.2014 г.) |
14. | 14. Закон РК от 29.03.2016 г № 479-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур» | м/у № 479 и № 73 = 1 г. 2 м. 17 д. | по истечении 21 к.д. после дня его ПОО (31.03.2016 г.) |
15. | 15. Закон РК от 15.06.2017 г. № 73-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам растительного и животного мира» «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам растительного и животного мира» | м/у № 73 и № 156 = 11 м. 9 д. | по истечении 10 к.д. после дня его ПОО (19.06.2017 г) |
16. | 16. Закон РК от 24.05.2018 г. № 156-VІ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» | | по истечении 10 к.д. после дня его ПОО (28.05.2018 г) |
Как следует из таблицы 2, вносились изменения с периодичностью от 20 дней (период времени между Законами РК от 13.06.2013 г № 102-V и от 03.07.2013 г № 124-V) до 2 лет 10 месяцев и 10 дней (между Законами РК от 31.01.2006 г № 125 и от 10.12.2008 г № 101-IV).
Анализ в разрезе статей Лесного кодекса относительно внесения изменений и дополнений на предмет минимальной протяженности времени между внесенными поправками выявил минимальный срок равный 13 дням.
В статью 32 в отличие от иных статей Лесного кодекса были внесены поправки с периодичностью 13 дней. Всего в данную статью вносились изменения и дополнения 4 законами.
Подробнее информация представлена в таблице 3.
Таблица 3
1. | Статья 32. Условия договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда | изм | Закон РК от 12.01.2007 г № 224 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам национальных реестров идентификационных номеров» | м/у № 224 и № 538 = 5 л | с 01.01.2012 г |
2. | Закон РК от 12.01.2012 г № 538-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития фондового рынка в Республике Казахстан» | м/у № 538 и № 548 = 13 д. | с 01.01.2012 г |
3. | Закон РК от 25.01.2012 г № 548-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий» | м/у № 548 и № 36 = 5 м. 15 д. | по истечении 10 к.д. после его ПОО (11.02.2012 г.) |
4. | Закон РК от 10.07.2012 г № 36-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов» | | по истечении 10 к.д. после его ПОО (28.07.2012 г.) |
Как следует из таблицы 3, наименьший период внесения изменений в одну статью составил 13 дней. Данный промежуток времени образовался между принятием Законов Республики Казахстан от 12 января 2012 года № 538-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития фондового рынка в Республике Казахстан» и от 25 января 2012 года № 548-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий».
Так, Законы Республики Казахстан от 12 января 2012 года № 538-IV и от 25 января 2012 года № 548-IV вносят в пп. 16) п. 1 ст. 9 изменения следующего характера. Представлено в таблице 4.
Таблица 4
Редакция от 28.12.2010 | Закон от 12 января 2012 года № 538-IV | Закон от 25 января 2012 года № 548-IV | Действующая редакция |
Статья 32. Условия договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда В договоре долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда указываются следующие условия: 1) границы участка государственного лесного фонда, на котором осуществляется лесопользование; 2) площадь и таксационные показатели участка государственного лесного фонда; 3) виды лесопользования; 4) объемы (размеры) лесопользования; 5) сроки лесопользования; 6) размер платы за лесные пользования и порядок ее внесения; 7) обязанности сторон по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов; 8) ответственность сторон за нарушение условий договора; 9) номер и дата выдачи лицензии (в случае осуществления лицензируемого вида деятельности по лесопользованию); 10) идентификационный номер; 11) иные условия, предусмотренные лесным законодательством Республики Казахстан и определенные по усмотрению сторон. Сноска. Статья 32 с изменением, внесенным Законом РК от 12.01.2007 № 224 (вводится в действие с 01.01.2012). | - подпункт 10) изложить в следующей редакции: «10) регистрационный номер налогоплательщика;»; - дополнить подпунктом 10-1) следующего содержания: «10-1) идентификационный номер;». | - подпункт 1) изложить в следующей редакции: «1) границы участка государственного лесного фонда, на котором осуществляется лесопользование в виде выкопировки из картографических материалов лесоустройства, с указанием номеров лесных выделов и лесных кварталов;»; - дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания: «5-1) освоения и рационального использования лесных ресурсов, инвестирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, переработке лесных ресурсов, указанных в конкурсной заявке победителя тендера;»; | Статья 32. Условия договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда В договоре долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда указываются следующие условия: 1) границы участка государственного лесного фонда, на котором осуществляются лесопользование в виде выкопировки из картографических материалов лесоустройства, с указанием номеров лесных выделов и лесных кварталов; 2) площадь и таксационные показатели участка государственного лесного фонда; 3) виды лесопользования; 4) объемы (размеры) лесопользования; 5) сроки лесопользования; 5-1) освоения и рационального использования лесных ресурсов, инвестирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, переработке лесных ресурсов, указанных в конкурсной заявке победителя тендера; 6) размер платы за лесные пользования и порядок ее внесения; 7) обязанности сторон по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов; 8) ответственность сторон за нарушение условий договора; 9) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36-V; 10) утратил силу Законом РК от 12.01.2012 № 538-IV; 10-1) идентификационный номер; 11) иные условия, предусмотренные лесным законодательством Республики Казахстан и определенные по усмотрению сторон. |
В таблице 4 изложены изменения и дополнения, отдельные из которых имеют редакционный характер (ЗРК от 12 января 2012 года № 538-IV), либо вносятся изменения в связи с новшествами в сферах лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий (ЗРК от 25 января 2012 года № 548-IV).
4. Анализ стабильности / нестабильности Закона
Предлагается воспользоваться одним из освещенных в специальной литературе методов оценки стабильности законодательства. Стабильность законодательства выводится из общего количества внесенных поправок за общий период их внесения.
Следовательно рассмотрим количественные данные о принятых законах по внесению изменений и дополнений в Лесной кодекс за общий период времени, расчитываемый в месяцах. Данные представлены в таблице 5.
Таблица 5
Наименование законодательного акта | Количество месяцев со дня принятия до 02.07.2018 г. | Количество законов о внесении изменений и дополнений по состоянию на 02.07.2018 г. |
Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан» | 179 | 28 |
Исходя из указанных в таблице 5 данных можно установить средний показатель стабильности Лесного кодекса либо его нестабильности.
Формулы вычисления коэффициента стабильности и коэффиента нестабильности следующие.
Коэффициент стабильности = кол-во месяцев со дня принятия законодательного акта до даты проведения статистического анализа / кол-во принятых законов о внесении изменений и дополнений в законодательный акт на дату проведения статистического анализа
Коэффициент нестабильности = кол-во принятых законов о внесении изменений и дополнений в законодательный акт на дату проведения статистического анализа / кол-во месяцев со дня принятия законодательного акта до даты проведения статистического анализа
Таблица 6
Закон | Коэффициент стабильности | Коэффициент нестабильности |
Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан» | 6,39 | 0,16 |
Таким образом, полученный показатель в 6 месяцев (6,39 месяца для удобства восприятия информации округлили до 6 месяцев) в общем указывает на стабильность Лесного кодекса и показывает, что кодекс менялся один раз в 6 месяцев.
Таблица 7
Наименование законодательного акта | Период стабильности с даты принятия по 31.12.2010 г. | Период стабильности с 01.01.2011 г. по 02.07.2018 г. |
Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан» | (89 месяцев и 9 ЗРК) 9,89 | (90 месяцев и 19 ЗРК) 4,74 |
Полученные результаты показывают, что с даты принятия Лесного кодекса по 31 декабря 2010 года период стабильности составлял в среднем 10 месяцев, а за период с января 2011 года по июль 2018 года около 5 месяцев. Сравнительные данные показывают достаточную стабильность и относительное снижение такой стабильности с 2011 года. Так, до декабря 2010 года Лесной кодекс в среднем менялся один раз за 10 месяцев, то с января 2011 - около одна раза за 5 месяцев.
Таким образом период стабильности уменьшился на временном отрезке за 2011-2017 годы.
Таблица 8
Наименование законодательного акта | Период нестабильности с даты принятия по 31.12.2010 г. | Период нестабильности с 01.01.2011 г. по 02.07.2018 г. |
Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан» | (9 ЗРК за 89 месяцев) 0,1 | (19 ЗРК за 90 месяца) 0,2 |
В таблице 8 представлены коэффициенты нестабильности для Лесного кодекса с даты его принятия по 31 декабря 2010 года и за период с января 2011 года по декабрь 2017 года.
Значения коэффициентов нестабильности за период с даты принятия кодекса до декабря 2010 года и с января 2011 года по декабрь 2017 низкие и указывают на достаточную стабильность.
Между тем прослеживается увеличение коэффициента нестабильности с января 2011 года по декабрь 2017 года.
Также следует отметить, что выше приведены данные о фиксации сравнительно высокого повышения количества внесенных изменений и дополнений в Лесной кодекс в 2012 году. При этом внесение законодательных поправок обусловлено инициативами в сфере урегулирования вопросов по развитию фондового рынка в Республике Казахстан, лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий, технического регулирования и метрологии, государственной монополии, сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов.
Выводы
1. По итогам проведенного анализа Кодекса Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 «Лесной кодекс Республики Казахстан» констатируем, что кодекс может быть признан относительно стабильным.
2. Средний период стабильности Лесного кодекса составляет 6 месяцев. Выведенные средние показатели указывают, что наибольшее количество изменений и дополнений было внесено в 2012 году, как по количеству принятых Законов о внесении поправок, так и по количеству подвергнутых изменениям статей Лесного кодекса. Также отмечаем, что большинство поправок имели уточняющую направленность либо принимались в целях гармонизации с вносимыми поправками в иные отрасли законодательства.
3. Изучение характера внесенных поправок в Лесной кодекс Республики Казахстан показало относительную нестабильность в отношении вопросов компетенции Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа и его территориальных подразделений, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, а также регламентации отношений по лесопользованию на участках государственного лесного фонда (разрешительные документы, права и обязанности сторон).