|
|
|
Гражданский кодекс Республики Казахстан: прошлое, настоящее, будущее
Сулейменов М.К. Директор НИИ частного права Каспийского общественного Университета, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор
Прошлое
Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) был принят 27 декабря 1994 года и вступил в силу 1 марта 1995 года. Принятию ГК предшествовала большая подготовительная работа. Руководители рабочей группы по разработке проекта ГК (Басин Ю.Г., Сулейменов М.К.) участвовали в разработке Модельного ГК стран СНГ, поэтому многие нормы являются схожими или однотипными с ГК РФ и других республик СНГ. Особенная часть ГК была принята 1 июля 1999 года Мы приняли Гражданский кодекс одними из первых среди стран СНГ. Наш Гражданский кодекс был принят 27 декабря 1994 года. В то время высказывались сомнения, правильно ли мы делаем, когда принимаем ГК частями. Я считаю, что мы сделали очень своевременное и правильное дело, когда в свое время поторопились с принятием этого кодекса. Конечно, когда он принимался, у нас была большая спешка, некоторые переделки писались буквально за ночь. В то время, когда ГК принимался Парламентом, там шла большая гонка, поэтому неизбежно были ошибки, мы эти ошибки видим, и сейчас они выявляются, сейчас приходится к ним возвращаться. Но то, что мы приняли ГК тогда, я считаю, это было совершенно необходимо с точки зрения успеха правовой реформы. Гражданский кодекс нередко называют «второй конституцией» или «экономической конституцией». В общем-то, это просто красивые фразы, но какая-то доля истины в них есть. На самом деле получилось так, что Гражданский кодекс стал настоящим стержнем, вокруг которого формировалось экономическое законодательство. Не всегда все получается, но это так. Сейчас это один из самых работающих документов, на который постоянно ссылаются, постоянно ругают. Когда критикуют Гражданский кодекс во всех газетах, мы на это даже не отвечаем. Я говорю - хорошо, что ругают, что критикуют, значит это документ нужный и работающий. Если бы не критиковали, значит он никому не нужен, раз критикуют, значит, он объективно жизненно необходим и полезен. Можно привести только один из примеров, свидетельствующих о своевременности принятия Гражданского кодекса (Общая часть). Исходя из концепции, что из договора о совместной деятельности возникают не обязательственные, а вещные относительные правоотношения, я поместил главу о договоре о совместной деятельности не в Особенную часть, а в Общую часть ГК. Поэтому нормы этой главы вступили в действие в 1995 году. Это принесло колоссальную практическую пользу, потому что началась эпопея с созданием консорциума «Казахстанкаспийшельф», когда семь нефтяных гигантов объединились с нашей казахстанской компанией для разведки шельфа Каспийского моря. Сразу встал вопрос о правовой природе этого консорциума, и тут вовсю заработали нормы раздела ГК о совместной деятельности, а именно на основе ГК были разрешены все спорные вопросы. Гражданский кодекс РК - это самый большой по объему законодательный акт нашей страны. Он состоит из 1124 статей (Общая часть- из 405, Особенная часть - из 719 статей). Как ни странно, неудачи ГК в какой-то степени связаны с его достижениями. В иерархии нормативных правовых актов ГК был поставлен выше обычных законов. Запрещалось включать в законы нормы, противоречащие ГК. Это было сделано с целью сохранить системообразующее значение ГК. Однако на практике нередко чтобы протащить нужные ведомствам положения, противоречащие ГК, ведомства просто добивались внесения изменений в ГК. С момента принятия ГК в него были внесены многочисленные изменения. Всего было принято более 90 законов о внесении изменений дополнений в ГК. Гражданский кодекс Республики Казахстан не был и не мог, конечно, быть с первого дня своего рождения совершенным системообразующим законом, полностью лишенным недостатков. Однако основные - и внутренние, и внешние - противоречия ГК как раз и вызваны бесцеремонными, иногда даже необъяснимыми изменениями его текста по инициативе и по формулировкам государственных органов, в первую очередь, Министерства финансов и Национального банка РК. Гражданский кодекс Республики Казахстан вступил в действие 1 марта 1995 года. Первое же изменение в него было внесено Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 31 августа 1995 г., которым предусматривался приоритет норм банковского законодательства перед нормами законодательства гражданского. Это явно противоречило основным началам Гражданского кодекса. Далее последовали изменения понятия акционерного общества, исключение из перечня ценных бумаг, установленного Гражданским кодексом, векселя и чека. В параграф 4 главы 18 ГК «Гарантия и поручительство» по инициативе Нацбанка были внесены изменения: понятие «гарантия» было названо «поручительством» и наоборот, что противоречит логике всей системы способов обеспечения исполнения обязательства. Резко возросло в Гражданском кодексе количество противоречий после принятия в 1999 году Особенной части, прежде всего потому, что несколько статей главы 36, главы 37 («Финансирование род уступку денежного требования») и 38 («Банковское обслуживание») готовились в основном специалистами Нацбанка, которым удалось преодолеть возражения специалистов гражданского права по этим главам. В итоге статью 760 ГК («Вознаграждение по договору банковского вклада») изменили через три месяца после введения в действие Особенной части, поскольку первоначальная редакция статьи чрезмерно, по мнению Нацбанка, защищала интересы вкладчика. Несколько других противоречий, оставшихся в этих главах, настойчиво требуют их изменения. Например, статья 715 явно смешивает договор займа с депозитным договором; параграф 4 главы 38 называется «Банковский вклад», но ни разу не применяет термин «депозит», о котором упоминает лишь статья 715 ГК, путая его с займом. Пункт 2 статьи 758 предусматривает право граждан указывать, кому может быть выдан вклад в случае смерти вкладчика, но в такой форме, какая полностью противоречит правилам наследственного права. Нельзя не отметить агрессивность, с которой Национальный банк проводит свои дела. Приведу только один пример. В Комитете по законодательству Мажилиса обсуждался проект Закона о внесении изменений в ГК (Общая часть), который инициировала наша рабочая группа в связи с предстоящим принятием Особенной части ГК. Этот закон был принят 2 марта 1998 года. Одновременно в Комитете по экономической реформе обсуждался проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» (принят 11июля 1997 г.). Представители Национального банка настойчиво пытались добиться внесения изменений в §4 главы 18 ГК, посвященный гарантии и поручительству. Суть предлагаемых изменений заключалась в механическом изменении понятий: гарантию назвать поручительством, а поручительство - гарантией. Естественно, доказать необходимость внесения таких изменений в Комитете по законодательству им не удалось, так как там присутствовала почти в полном составе группа разработчиков Гражданского кодекса. Тогда они свои предложения по изменению ГК включили в проект Закона, который обсуждался в комитете по экономической реформе, где, естественно, не было квалифицированных юристов, способных возразить против предлагаемых изменений. Изменения в ГК были внесены, мы об этом узнали из газет.
Настоящее
В Казахстане гражданское законодательство прошло несколько этапов своего развития. Ранее я выделял три этапа: 1) Начальный этап становления гражданского законодательства Республики Казахстан (1989-1993). Начался он с разработки Концепции самоуправления и самофинансирования Казахской ССР и первых законов, которые Казахстан разработал самостоятельно (о собственности, о предприятиях, об иностранных инвестициях, о залоге и др.). На этом этапе принята первая Конституция Республики Казахстан 1993 г. Заложена основа рыночной экономики. 2) Этап резкого ускорения экономической и правовой реформы (1994-2000 гг.). Принят Гражданский кодекс (Общая часть) 1994 г. и Конституция РК 1995 г. Конституция сформировала основы современного общества и государства, политические институты и основные начала построения экономики Казахстана. Гражданский кодекс заложил основные принципы регулирования товарно-денежных отношений: равенство форм собственности и ее неприкосновенность, свобода договора, равенство субъектов гражданского оборота. На основе Гражданского кодекса был сформирован основной пакет законов, создавших условия для развития рыночной экономики: о земле, о нефти, о недрах и недропользовании, о государственном предприятии, об акционерном обществах, о банкротсве, об ипотеке, о страховании и т.п. 3) Этап экономической и правовой стабилизации (с 2001 г.). Назрела необходимость осмысления того, что сделано, систематизации и кодификации действующего законодательства. На основе неуклонного соблюдения принципа стабилизации законодательства нужно провести ревизию законодательства и приступить к созданию законов второго, а в некоторых сферах - третьего поколения. На третьем этапе развития законодательства возникли свои проблемы. Недостатки этого этапа, как ни странно, вытекают из его достоинств. Поскольку все основные законы рыночной экономики были приняты (только наша рабочая группа НИИ частного права подготовила за 15 лет более 70 законов), в Парламент хлынул поток сырых ведомственных актов. Отдельные министерства и ведомства стали готовить законы под себя, подменяя государственные интересы ведомственными. Все это приводит к размыванию системы права, к снижению системообразующей роли кодексов, прежде всего Гражданского кодекса. На этом этапе происходит резкое усиление вмешательства государства в хозяйственную деятельность, наблюдается сильный перекос в отношении публичных и частных начал в правовом регулировании в пользу публичных. Я кратко охарактеризовал три этапа развития гражданского законодательства в Казахстане. Однако мне кажется, что третий этап в настоящее время плавно протекает в четвертый. Я бы назвал его этапом стагнации. То, что было недостатками третьего этапа, приобретает гипертрофированные формы. Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность, помноженное на тотальную коррупцию, превращается в стремление к тотальному контролю. Ведомственные интересы все больше подменяют государственные. Я убежден, что сейчас практически невозможно принять закон, который вносил бы даже не кардинальные, а более - менее существенные изменения в существующее положение дел. Я убедился в этом, когда мы готовили проект Закона о государственном имуществе. В принятом Законе 220 статей, а в проекте было 300. И выброшенные статьи - это в основном то новое, что мы пытались внедрить. Чтобы проект довести до Правительства, мы должны были согласовать его более чем с 40 министерствами и ведомствами и со всеми акиматами(мэриями) областей. И каждое ведомство выкидывало из проекта все, что хоть как-то задевало их интересы. Мы пытались ликвидировать предприятия на праве хозяйственного ведения, и вроде все согласились, но оказалось, что у Минздрава их целая куча, и под них создана какая-то программа, и на уровне вице-премьера нам эту идею зарубили. Мы хотели ликвидировать государственный фонд, но оказалось, что такой фонд существует в системе администрации Президента. Комментарии излишни. Мы ввели в законе национализацию, но Минэнерго встало рогом и не позволило распространить эти нормы на недра и недропользование. А ведь это главное наше богатство, и именно здесь засилье иностранцев, и именно здесь необходимы четкие правила о национализации. Я уверен, что Казахстану просто необходимо пройти тот же путь, что прошло большинство стран Ближнего Востока и Латинской Америки: путь возврата национального богатства в собственность государства. А уж что творило с этим законом Госкомимущества, трудно описать. К сожалению, участились случаи принятия или разработки не просто неверных, но нелепых законов. Чаще всего потому, что сверху спускается указание принять, и тогда никакие аргументы не работают. Сложнее всего, когда указание о принятии того или иного закона включается в доклад Президента. Например, Президент в одном из выступлений перед предпринимателями сказал, что необходимо усилить защиту права собственности, повысить ответственность за неисполнение договорных обязательств. Немедленно появился законопроект о защите права собственности и усилении ответственности за неисполнение договорных обязательств. В нем было масса нелогичных и непродуманных предложений, например, установить ответственность органов и учредителей юридического лица за действия юридического лица. Причем это казалось и ТОО, и АО. Можете себе представить, чтобы участник ТОО отвечал всем своим имуществом? То есть одной короткой фразой перечеркивалось тысячелетняя история развития теории юридического лица, многолетние доктрины и концепции, основанные на фундаментальных положениях об ограниченной ответственности учредителей и недопустимости привлечения к имущественной ответственности органов юридического лица. С большим трудом удалось это предложение аннулировать. Но это не всегда удается. И появляются такие перлы, с которыми потом не знаешь, что делать и как применять. Искажена сама процедура принятия законодательных актов. К нам в НИИ частного права часто приходят законопроекты по сложнейшим проблемам гражданского права со сроком исполнения 2-3 дня. Мы, конечно, можем проигнорировать проект, но там нередко содержатся такие нелепости, которые пропустить просто невозможно. Но часто эти нелепости проходят и идут до самого Парламента, где и становятся нормой закона. К сожалению, в доклад Президента была вставлена и фраза о необходимости принятия Предпринимательского кодекса.
Будущее
В настоящее время в Казахстане выявилось три направления совершенствования гражданского законодательства. 1) совершенствование Гражданского кодекса РК; 2) разработка проекта Основ гражданского законодательства государств- членов ЕврАзЭС; 3) разработка проекта Предпринимательского кодекса.
1) Совершенствование Гражданского кодекса РК Естественно, ГК нуждается в совершенствовании. Эта работа всегда находится в центре внимания НИИ частного права. В 2007 НИИ частного права подготовил Концепцию совершенствования гражданского законодательства Республики Казахстан. На основе этой Концепции сотрудниками НИИ частного права были разработаны изменения и дополнения в ГК РК, которые были включены в ГК РК Законом от 25 марта 2011. В 2009г. была принята Концепция правовой политики РК на период с 2010 по 2020 годы, в которой содержится десяток положений о совершенствовании гражданского законодательства. Ряд из них нашел отражение в Законе от 25 марта 2011 г., но об остальных благополучно забыли. Отсутствие четкой правовой политики порождает разработку необоснованных, порой нелепых законопроектов. На некоторые из них я указал в этой статье. Таким образом, дальнейшее развитие гражданского законодательства невозможно без разработки новой Концепции совершенствования гражданского законодательства РК по примеру Концепции, созданной в РФ. 2) Разработка проекта Основ гражданского законодательства государств- членов ЕврАзЭС Разработка Основ гражданского законодательства государств- членов - ЕврАзЭС производится на основе решения Совета Министров юстиции государств - членов ЕврАзЭС от 23 сентября 2011. Можно по-разному относиться к интеграции государств Белоруссии, Казахстана и России. Мое личное мнение заключается в том, что любая интеграция с Россией заведомо невыгодна для Казахстана как более слабой страны с неразвитой обрабатывающей промышленностью и гипертрофированно раздутой добывающей промышленностью. Казахстан является сырьевым придатком промышленно развитых стран, и с кем бы из этих стран мы ни объединились, мы автоматически оказываемся в подчиненном положении. Недаром в Таможенном союзе более 90 % тарифов -это российские тарифы. Экономически Таможенный союз и ЕврАзЭС нам невыгодны. Так что интеграция с Россией и Беларусью - это чисто политическое решение. Однако мы имеем конкретные решения и конкретные документы, обязательные для исполнения. Интеграция в правовой сфере приобретает вполне реальные очертания. Основы гражданского законодательства предлагается принять посредством заключения международного договора, который будет иметь приоритет над национальным законодательством государств - членов ЕврАзЭС. 3) Разработка проекта Предпринимательского кодекса Во время проведения 29-30 сентября 2011 г. Международной научно- практической конференции в Алматы мною была озвучена информация о том, что в Казахстане возникла идея принятия Предпринимательского кодекса. Эта идея вызвала искреннее и активное непринятие участников конференции, в том числе иностранных гостей из России, Украины, Германии, Польши, Грузии, Таджикистана, Узбекистана и других стран. Почти все выступающие подвергли жесткой критике концепцию Предпринимательского кодекса, особенно представители Украины, где уже имеется весьма отрицательный опыт принятия Хозяйственного кодекса После того как появился второй вариант Концепции проекта Предпринимательского кодекса РК, была высказана идея подготовить сборник статей, чтобы все желающие, в том числе и участники конференции, могли поделиться своими мыслями о Предпринимательском кодексе, в том числе и отношением к нему в различных странах. Эта идея мгновенно нашла своих сторонников, и стала обрастать участниками, предложениями, спонсорами ит.п. В результате родилась книга[1]. Из статей,помещенных в книге, следует выделить статьи ведущих российских ученных Яковлева В.А., Маковского А.Л., Суханова Е.А., Пискова И.П. «Еще раз о предпринимательском праве»; Иоффе О.С. «О хозяйственном праве (теория и практика)»; Кузнецовой Н.С. «Еще раз к вопросу о систематизации хозяйственного (предпринимательского) законодательства: мифы и реальности Хозяйственного кодекса Украины»; Рольфа Книпера «Скептические замечания по поводу необходимости разработки Хозяйственного кодекса»; Ладо Чантурия «10 аргументов против Предпринимательского кодекса». Были помещены также статьи казахстанских ученых и практиков (Ильясовой К.М., Мороз С.П., Киздарбековой А.С., Братуся Д.А., Нуртаевой Г.Л.). Собственно, Концепция Предпринимательского кодекса сама себя изживает. Появился уже вариант 4 Концепции проекта Предпринимательского кодекса РК. Этот вариант значительно лучше первых двух хотя бы потому, что он не трогает Гражданский кодекс. Однако принимать его можно только в том случае, если это будет не кодекс, а закон. Не может быть Кодексом нормативный акт, не имеющий общей части, своего предмета, обоснованных целей регулирования и средств их достижения и состоящий из 53 статей, причем сплошь отсылочных. Интересно, проследить, как разваливался проект создания ПК. Ведь первоначально было заявлено в качестве основной причины необходимости принятия ПК РК ликвидация множества законов и включение их в ПК. Я лично знаком почти со всеми представителями концепции так называемого хозяйственного права, в том числе с академиком В.В. Лаптевым и В.К. Мамутовым, я воочию видел, как зарождалась школа хозяйственного права в советское время, так как был в то время (в 1963г.) аспирантом Института государства и права АН СССР. И всегда хозяйственники обманывали предпринимателей, что Предпринимательский кодекс освободит их от необходимости искать разрозненные нормативные акты, поскольку все нормы о предпринимательстве будут собраны в одном месте. Это, конечно, невозможно, что прекрасно демонстрирует действующий Хозяйственный кодекс Украины (насквозь отсылочный) и проект Предпринимательского кодекса Российской Федерации (точно такой же). Все это я опять услышал на заседании Совета по правовой политике при Президенте РК, где обсуждалась Концепция проекта Предпринимательского кодекса. Я сказал на заседании, что если объединить все законы в одном кодексе, это будет даже не 40 тыс., а 400 тыс статей. И получил ответ: пусть будет 400 тыс., зато предприниматель сможет все найти в одном многотомной книге. Поначалу так и задумывалось. В первом варианте Концепции планировалось поставить на утрату 47 законов. Но посмотрите второй вариант Концепции! Вроде те же законы, но на утрату ставится только 20. Зато появился 51 Закон, который предполагается сохранить, но внести в них изменения и дополнения. Проект ПК, разработанный на основе второго варианта Концепции, прекрасно показал невозможность создать качественный закон на основе такой Концепции. Он оказался просто нагромождением действующих законов, сваленных в кучу без смысла и логики. Недаром один из украинских хозяйственников, призванных разработчиками проекта ПК с целью помочь спасти провальный проект, высказал предположение, что этот проект - диверсия цивилистов, которые специально хотели дискредитировать идеи ПК. Я благодарю украинцев за комплимент, но доклад, который представил на конференции, посвященной обсуждению проекта ПК, руководитель разработчиков проекта г-н Каудыров Т.Е., доказывает, что они всерьез представили этот не выдерживающий никакой критики проект на обсуждение[2]. В четвертом варианте Концепции ПК уже не помышляется о включении каких-либо законов в ПК. Уже нет и посягательств на Гражданский кодекс, хотя первоначально одной из целей принятия ПК выдвигалось изъятие из ГК норм, связанных с предпринимательством, что составляет почти половину статей ГК[3]. Однако настоящую статью приходится заканчивать на пессимистической ноте. Выступая 2 сентября 2013 г. на открытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва, Президент РК Нурсултан Назарбаев объявил, что он дал Правительству поручение разработать проект Предпринимательского кодекса (См. «Казахстанская правда» от 3 сентября 2013). Таким образом, совершенствование Гражданского кодекса РК может проходить через принятие Основ гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС, ибо основные положения Основ идеально ложатся в реализацию положений Концепции правовой политики Республики на период с 2010-2020 годы. В случае, если от принятия Основ гражданского законодательства государства - члены ЕврАзЭС откажутся, ситуация с совершенствованием гражданского законодательства мало изменится: выполнение Концепции правовой политики потребует тех же изменений, которые заложены в проекте Основ гражданского законодательства. Просто выполнение это будет реализовываться через разработку Концепции совершенствования гражданского законодательства РК. Что касается развития законодательства о предпринимательстве, которое в подавляющем большинстве случаев является гражданско-правовым, то совсем не обязательно ломать всю правовую систему, создавая Предпринимательский кодекс. Тех же целей, которые ставят перед собой разработчики проекта ПК, можно добиться гораздо более разумными и цивилизованными мерами. Можно на основе Закона о частном предпринимательстве создать Закон о предпринимательстве, включив в него все нормы из Закона о частном предпринимательстве и нормы об отдельных видах предпринимательской деятельности. Таким образом, законодатель Казахстана стоит перед серьезным выбором стратегических направлений развития гражданского законодательства РК. От того, какое из этих направлений он выберет, во многом зависит эффективность правового регулирования экономических отношений.
Аннотация
В статье исследуется история создания Гражданского кодекса Республики Казахстан, его современное состояние и перспективы дальнейшего совершенствования. В разделе «Прошлое» описывается, как готовился ГК, его основные достижения, значение для создания правовой системы Казахстана и ряд неудач «Гражданского кодекса». В разделе «Настоящее раскрываются основные этапы развития гражданского законодательства и доказывается, что Казахстан вступил в четвертый этап - этап стагнации, признаками которого выступает коррупция, преобладание ведомственных интересов над государственными, невозможность принять закон, вносящий сколько-либо значительные нововведения. В разделе «Будущее» показываются три основных пути совершенствования гражданского законодательства: 1) совершенствование гражданского кодекса; 2) принятия Основ гражданского законодательства стран- членов ЕврАзЭС; 3) принятие Предпринимательского кодекса РК. Первый путь рассматривается в качестве основного, второй путь подвергается критике, вместе с тем анализируется как вполне реальный, третий путь рассматривается как тупиковый. Доказывается невозможность выполнения Предпринимательским кодексом задачи объединения всех законов в сфере предпринимательства, подвергается критике разработанные концепции и проекты Предпринимательского кодекса РК, предлагается вместо кодекса раз работать Закон о предпринимательстве.
Ключевые слова
Гражданский кодекс, история создания, этапы развития законодательства, этап стагнации, совершенствование гражданского кодекса, гражданское законодательство, Основы гражданского законодательства, Предпринимательский кодекс.
Annotation
The article researches the history of creation of the Civil Code of the Republic of Kazakhstan, its current status and prospects of further development. The Chapter called «the Past» describes how the Civil Code was drafted, its major achievements and meaning for the creation of the legal system of Kazakhstan as well as a number of the Civil Code failures. The Chapter called «the Present» addresses the main stages of development of civil legislation and suggests that Kazakhstan has entered the fourth stage - the stagnation, elements of which are the corruption, prevailing of the municipal over the state interests, impossibility of adoption of any significant amendments to legislation. The Chapter called «The Future» indicates three main ways of the civil law development: 1) improvement of the Civil Code; 2) adoption of the Fundamental Principles of Civil Legislation of EuroAsian Economic Community member countries; 3) adoption of the Entrepreneurial Code of the RK. The first way of the civil law development is examined as being the primary, the second way is criticized but analyzed as being quite real, and the third way is defined as being a dead-end. The article suggests that the Entrepreneurial Code cannot achieve the aim of unification of all the existing laws related to the entrepreneurial activity and criticizes the developed Entrepreneurial Code, proposes to draft a Law on Entrepreneurial activity instead of the Entrepreneurial Code.
Key Words
Civil Code, history of creation, stages of legislation development, stagnation stage, development of the Civil Code, civil law, Fundamental Principles of Civil Legislation, Entrepreneurial Code.
[1]. См.: Предпринимательский кодекс как орудие развала правовой системы Казахстана: Сб. статей Отв.ред. М.К.Сулейменов. Алматы, 2011. С.228. [2]. См.: Каудыров Т.Е. О ходе разработки Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. - В кн.: Систематизация законодательства в сфере предпринимательства: состояние и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 21 сентября 2012 года. Астана: ГУ Институт законодательства Республики Казахстан, 2012. С. 94-99. [3]. См.: Замечания и предложения научно-исследовательского института частного права Каспийского общественного университета по Концепции проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (четвертый вариант). Юрист. 2013. № 3. С. 17-24. Там же опубликован и текст самой Концепции (с. 25-29).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |