| | | |
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН | ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ | КАЗАХСТАНСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОННОСТИ | МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ЖУРНАЛИСТИКИ MEDIANET |
| | |
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ УВКПЧ ООН ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ | ЦЕНТР ОБСЕ В АСТАНЕ | ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО FREEDOM HOUSE В КАЗАХСТАНЕ |
| | | | | |
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОРГАНОВ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Материалы экспертной конференции
г. Астана, 22 мая 2012 г.
Материалы экспертной конференции «Реализация рекомендаций органов оон по правам человека в отношении Республики Казахстан» - Алматы, 2012
Настоящий Сборник опубликован Центром исследования правовой политики при технической поддержке Представительства Европейского Союза в Республике Казахстан. Мнения и взгляды, содержащиеся в материалах, не отражают точку официальную позицию Представительства Европейского Союза в Республике Казахстан.
Содержание
Программа конференции |
Список участников |
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ |
Реализация права на справедливый судебный процесс: право на защиту, своевременный доступ к адвокатам, недопустимость доказательств, добытых путем пыток (Рекомендации 20, 22), Канафин Д.К. |
Свобода слова, СМИ и информации (Рекомендация № 25), Калеева Т.М. |
Ситуация с правами на мирные собрания в разрезе рекомендаций Комитета ООН по правам человека (Рекомендация № 26), Дуванов С. |
Свобода мысли, совести, религии и вероисповедания (Рекомендация № 24), Адильбаев И.С. |
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОРГАНОВ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Экспертная конференция
ПРОГРАММА
09.00 - 09.30 | Регистрация участников |
09.30 - 10.00 | Открытие конференции и приветственные выступления БУШЕЗ Аурелия, Посол, Глава Европейского Союза в Республике Казахстан АРУТЮНЯН Армен, Региональный представитель УВКПЧ ООН для Центральной Азии ЗАРУДНА Наталья Николаевна, Посол, Глава Центра ОБСЕ в Астане ЕРГАЛИЕВА Назгуль, Исполнительный директор Центра исследования правовой политики |
СЕССИЯ 1. Модератор: | ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЕРХОВЕНСТВА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ И ИНСТИТУТОВ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА АРУТЮНЯН Армен, Региональный представитель УВКПЧ ООН для ЦА |
10.00 - 10.10 | Общие вопросы реализации положений Международного пакта о гражданских и политических правах ТЕЛИН Кристер, действующий член Комитета ООН по правам человека, Специальный докладчик Комитета по индивидуальным решениям |
10.10 - 10.20 | Процедуры мониторинга выполнения государством рекомендаций Комитета ООН по правам человека ШАНЕТ Кристина, действующий член Комитета ООН по правам человека, Специальный докладчик Комитета по заключительным замечаниям |
10.20 - 10.30 | Роль Комиссии по Правам Человека в процессе реализации рекомендаций Комитета ООН по правам человека СУЛТАНОВ Куаныш Султанович, Председатель Комиссии по правам человека при Президенте РК |
10.30 - 10.40 | Обеспечение гарантий независимости судебной системы (Рекомендация № 21) АБДИЕВ Жазбек Ниетович, Заместитель Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК |
10.40 - 10.50 | Независимость институтов по правам человека (Рекомендация № 7) КАЛЮЖНЫЙ Вячеслав Афанасьевич, Руководитель Национального центра по правам человека РК |
10.50 - 11.05 | Комментарии международных экспертов по разъяснению содержания рекомендаций ШАНЕТ Кристина, действующий член Комитета ООН по правам человека ТЕЛИН Кристер, действующий член Комитета ООН по правам человека |
11.05 - 11.20 | Обсуждение и выработка рекомендаций |
11.20 - 11.50 | Кофе-брейк ПРЕСС БРИФИНГ |
СЕССИЯ 2. Модератор: | ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ КАЛЮЖНЫЙ Вячеслав Афанасьевич, Руководитель Национального центра по правам человека РК |
11.50 - 12.00 | Совместимость мер по борьбе с терроризмом с Международным пактом о гражданских и политических правах (Рекомендация № 8) САКЕНОВ Каиргельды Ануарбекович, Старший помощник Генерального Прокурора РК |
12.00 - 12.10 | Реализация права на справедливый судебный процесс: проблемы низкого уровня оправдательных приговоров (Рекомендация 22) МОЛДАБАЕВ Саркытбек Сарсенбаевич, профессор Кафедры уголовно-правовых дисциплин Института Правосудия Академии государственного управления при Президенте РК |
12.10 - 12.20 | Реализация права на справедливый судебный процесс: право на защиту, своевременный доступ к адвокатам, недопустимость доказательств, добытых путем пыток (Рекомендации 20, 22) КАНАФИН Данияр Кайратович, адвокат, член Президиума Алматинской коллегии адвокатов, доцент, к.ю.н. |
12.20 - 12.30 | Права заключенных, включая вопросы переполненности тюрем и альтернативных наказаний, жестокого обращения с лицами, лишенными свободы и случаев членовредительства, а также обеспечение общественного контроля (Рекомендации № 17) КУРЕНБЕКОВ Амантай Жанкеевич, Заместитель министра внутренних дел Республики Казахстан |
12.30 - 12.40 | Гарантии предотвращения пыток: вопросы независимого механизма расследований, non-refoulement, наказания, компенсации жертвам пыток (Рекомендации № 13, 14) МЕКТЕПБАЕВА Сауле, Исполнительный директор Международной тюремной реформы (PRI) в Центральной Азии |
12.40 - 12.55 | Комментарии международных экспертов по разъяснению содержания рекомендаций ШАНЕТ Кристина, действующий член Комитета ООН по правам человека ТЕЛИН Кристер, действующий член Комитета ООН по правам человека |
12.55 - 13.15 | Обсуждение и выработка рекомендаций |
13.15 - 14.15 | Обед |
СЕССИЯ 3. Модератор: | ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ АБИШЕВ Тастемир Даутович, Заведующий Секретариатом Комиссия по правам человека при Президенте РК |
14.15 - 14.25 | Вопросы участия женщин и национальных меньшинств в избирательном процессе Республики Казахстан (Рекомендация № 9, 28) САРСЕМБАЕВ Марат Алдангорович, член Комитета ООН по правам человека, член Центральной Избирательной Комиссии РК |
14.25 - 14.35 | Свобода слова, СМИ и информации (Рекомендация № 25) КАЛЕЕВА Тамара Мисхадовна, Президент международного фонда защиты свободы слова «Адиль Соз» |
14.35 - 14.45 | Свобода собраний (Рекомендация № 26) ДУВАНОВ Сергей, Руководитель Информационного центра Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности |
14.45 - 14.55 | Свобода мысли, совести, религии и вероисповедания (Рекомендация № 24) АДИЛЬБАЕВ Ильяс Сакенович, Заместитель председателя Ассоциации Религиозных Объединений Казахстана |
14.55 - 15.10 | Комментарии международных экспертов по разъяснению содержания рекомендаций ШАНЕТ Кристина, действующий член Комитета ООН по правам человека ТЕЛИН Кристер, действующий член Комитета ООН по правам человека |
15.10 - 15.30 | Обсуждение и выработка рекомендаций |
СЕССИЯ 4 Модератор: | ИНДИКАТОРЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ И РЕШЕНИЙ КОМИТЕТОВ ООН ЕРГАЛИЕВА Назгуль, Исполнительный директор Центра исследования правовой политики |
15.30 - 15.40 | Мониторинг выполнения государствами решений Комитета ООН по правам человека по индивидуальными сообщениям ТЕЛИН Кристер, Судья, действующий член Комитета ООН по правам человека |
15.40 - 15.50 | Индикаторы по правам человека как механизм контроля над соблюдением положений МПГПП УРУМОВА Ирина, независимый эксперт ОБСЕ |
15.50 - 16.00 | Институциональные и процедурные вопросы реализации государствами решений договорных органов ООН по индивидуальным сообщениям БАХРИЕВА Нигина, независимый эксперт |
16.00 - 16.30 | Комментарии международных экспертов по разъяснению содержания рекомендаций ШАНЕТ Кристина, действующий член Комитета ООН по правам человека ТЕЛИН Кристер, действующий член Комитета ООН по правам человека |
16.30 - 16.40 | Подведение итогов и закрытие конференции |
16.40 | Кофе-брейк |
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОРГАНОВ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Экспертная конференция
СПИСОК УЧАСТНИКОВ
сенат парламента республики Казахстан |
1. | ТУРЕГЕЛЬДИНОВ Жумабек Сулейменович | Член Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам |
МАЖИЛИС ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
2. | БЫЧКОВА Светлана Федоровна | Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
3. | АБДИРОВ Нурлан Мажитович | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
4. | АСАНОВ Жакип Кажманович | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
5. | ЖУМАБЕКОВ Оналсын Исламович | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
6. | КИКОЛЕНКО Ольга Андреевна | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
7. | МЫРЗАХМЕТОВ Шалатай | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
8. | РОМАНОВСКАЯ Светлана Юрьевна | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
9. | САРПЕКОВ Рамазан Кумарбекович | Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК |
10. | СОЛОВЬЕВА Айгуль Сагадибековна | Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК |
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
11. | БАЙГЕЛДИ Гульнара Сериковна | Заместитель заведующего аналитическим отделом к.ю.н. |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
12. | АБДИЕВ Жазбек Ниетович | Заместитель Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК |
13. | СМОЛИН Анатолий Сергеевич | Судья Верховного Суда РК |
14. | РЫСПЕКОВА Гульнар Оразовна | Председатель апелляционной судебной коллегии Павлодарского областного суда, член Центрального совета Союза судей |
КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
15. | СУЛТАНОВ Куаныш Султанович | Председатель Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан |
16. | АБИШЕВ Тастемир Даутович | Заведующий Секретариатом Комиссия по правам человека при Президенте РК |
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
17. | САКЕНОВ Каиргельды Ануарбекович | Старший помощник Генерального Прокурора РК |
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
18. | КУРЕНБЕКОВ Амантай Жанкеевич | Заместитель министра внутренних дел РК |
19. | КОЖАХМЕТОВ Канат Оспанович | Председатель Комитета криминальной полиции |
20. | ЛЕПЕХА Игорь Владимирович | Председатель Комитета административной полиции |
21. | КЕШУБАЕВ Жанат Казбекович | Заместитель председателя Комитета уголовно-исполнительной системы |
22. | САНДЫБАЕВ Кусаин Аскарович | Заместитель председателя Комитета миграционной полиции |
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
23. | БУЛЕУЛИЕВ Бахтияр Тулегенович | Заместитель директора департамента экспертизы международных договоров МЮ РК |
24. | МУСРАЛИНОВ Асылбек Сейлханович | Заместитель департамента законодательства МЮ РК |
25. | ЩЕБЕТИНА Милена Владимировна | Заместитель департамента стратегического планирования и организационно-аналитической работы Министерства юстиции РК |
26. | КАСЕНОВА Марал | Главный эксперт Департамента экспертизы международных договоров МЮ РК |
АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ (ФИНАНСОВАЯ ПОЛИЦИЯ) |
27. | ТЕМИРБУЛАТОВ Серик Габдуллаевич | Руководитель Аппарата Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью |
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РК |
28. | ДЖАРБУСЫНОВА Мадина Бинешевна | Посол по особым поручениям |
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ИНФОРМАЦИИ РК |
29. | НУРГАЗИЕВА Бану Ганиевна | Директору Департамента общественно-политической работы Министерства культуры и информации РК |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕСПУБЛИКИКАЗАХСТАН |
30. | САРСЕМБАЕВ Марат Алдангорович | Член ЦИК Республики Казахстан Член Комитета ООН по правам человека |
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН |
31. | КАЛЮЖНЫЙ Вячеслав Афанасьевич | Руководитель Национального центра по правам человека РК |
ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
32. | ЖУМАГУЛОВ Санжар Калкаманович | Начальник управления научного обеспечения и международного сотрудничества |
ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН |
33. | ДОСМЫРЗА Достан | Начальник отдела конституционного административного законодательства и государственного управления к.ю.н. |
34. | РАХМЕТОВ Сатар Муканович | Главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, д.ю.н., профессор |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКСПЕРТЫ |
35. | ТЕЛИН Кристер | Судья, действующий член Комитета ООН по правам человека |
36. | ШАНЕТ Кристина | Действующий член Комитета ООН по правам человека |
37. | БАХРИЕВА Нигина | Независимый эксперт, Директор ОФ “Nota Bene” |
38. | УРУМОВА Ирина | Независимый эксперт ОБСЕ |
АДВОКАТУРА |
39. | ТУГЕЛ Ануар Курманбаевич | Президент Союза адвокатов Казахстана |
40. | БАЙМУХАНОВА Кадыржан Рысмухановна | Заместитель президента Союза адвокатов Казахстана |
41. | БАЙГАЗИНА Гульнар Бакировна | Адвокат, член Алматинской городской коллегии адвокатов |
42. | КАНАФИН Данияр Кайратович | адвокат, член Президиума Алматинской коллегии адвокатов, доцент, к.ю.н. |
43. | ВОРОНОВ Виталий Иванович | Адвокат АГКА |
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ |
44. | МОЛДАБАЕВ Саркытбек Сарсенбаевич | Профессор, д.ю.н., Кафедра уголовно - правовых дисциплин Института правосудия Академии государственного управления при Президенте РК |
45. | НУРГАЛИЕВА Енлик Нургалиевна | Профессор ЕНУ им. Гумилева, д.ю.н. |
46. | КАНАТОВ Алмас Канатович | заведующий кафедрой университета «Қайнар» (Семей), к.ю.н. |
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ МИССИИ |
47. | ЛИДЕРБАХ Эрик | Советник по политическим вопросам Посольства США в РК |
48. | ЖАНТИКИНА Алия | Специалист по политико-правовым вопросам посольства США в Астане |
49. | МАЙО Ромэн | Aташе в пресс-службе Посольства Французской Республики в РК |
50. | МИККО Киннунен | Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Финляндия в РК |
51. | ПУХАЛОЙН Oути | Волонтер Посольства Республики Финляндия в РК |
52. | БОПП Йенс-Михаэль | Руководитель отдела по правовым и консульским вопросам Федеративной Республики Германии в РК |
53. | ПЮТКЕР Хендрикус | Заместитель Посла Королевства Нидерландов |
54. | БУЧИНСКАЯ Ирина | Координатор по политике, правам человека и проектам Королевства Нидерландов |
55. | АМБЛЭ Анне Марте | Заместитель Посла Королевства Норвегия в РК |
56. | БЛЕЙК-ДЖЕЙМС Томас | Советник по политическим вопросам Посольства Великобритании |
57. | ЙЫЛДЫЗ Лейла | Координатор проектов по правам человека Посольства Великобритании |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
58. | БУШЕЗ Аурелия | Посол, Глава делегации Европейского союза в РК |
59. | ЗАРУДНА Наталия Николаевна | Посол, Глава Центра ОБСЕ в Астане |
60. | АРУТЮНЯН Армен Александрович | Региональный представитель УВКПЧ ООН для Центральной Азии |
61. | РЕНЕ Мали | Глава отдела по техническому содействию Делегации Европейского Союза в РК |
62. | ЛЕВЧЕНКО Елена | Менеджер проектов Представительства Европейского Союза в Казахстане |
63. | ДЖЕКАБСОН Анэт | Атташе по политическим вопросам Делегации Европейского Союза в РК |
64. | БОЛАТОВА Асель | Сотрудник по правовым вопросам Центра ОБСЕ в Астане |
65. | БАЛТАЕВ Ержан | Координатор по программам Департамента эффективного управления и территориального развития ПРООН |
66. | ЧАПМАН Бенжамин | Глава казахстанского отдела, USAID/Центральная Азия |
67. | ЖАМИЕВА Айнур | Программный менеджер USAID/Центральная Азия |
68. | ДУЙСЕКОВА Лейла | Координатор национальных программ, Региональное отделение УВКПЧ ООН по Центральной Азии |
69. | АЙДАРКУЛОВА Аида Едиловна | Директор программ Фонда Сорос - Казахстан |
70. | МЕКТЕПБАЕВА Сауле | Исполнительный директор Международной тюремной реформы (PRI)в Центральной Азии |
71. | ДАИРБЕКОВА Азалия | Президент Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) |
72. | ЕЛЬШИБАЕВА Маржан | Исполнительный директор Интерньюс-Казахстан |
73. | ТАШМУХАМБЕТОВА Шолпан | Эксперт по вопросам судебной системы Казахстана |
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
74. | АКЫЛБЕКОВА Роза | Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности |
75. | КАЛЕЕВА Тамара Мисхадовна | Президент международного фонда защиты свободы слова «Адиль Соз» |
76. | ТУРМАГАМБЕТОВА Жемис Утегеновна | Исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека» |
77. | ДУВАНОВ Сергей | Руководитель Информационного центра Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности |
78. | ЛОСКУТОВ Игорь Юрьевич | Генеральный директор ТОО «Компания «ЮрИнфо» |
79. | ШОРМАНБАЕВА Айна Сергеевна | Президент ОФ «Международная правовая инициатива» |
80. | АДИЛЬБАЕВ Ильяс Сакенович | Заместитель председателя Ассоциации Религиозных Объединений Казахстана |
81. | МЕДВЕДЕВ Евгений Михайлович | Религиовед |
82. | АНДРЕЙКИН Игорь Валериевич | Религиовед |
83. | ЗИЯДИН Динмухамед | Менеджер по проектам Международного центра журналистики MediaNet |
84. | БЕРЕЗОВСКАЯ Диана | Ассистент проектов Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности |
85. | ИБРАЕВА Анара | Директор филиала «Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности» г.Астана |
86. | БАТАЛОВА Зауреш | ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» |
87. | КАМЗЕ Ляззат | Руководитель отдела правовых программ и Центра Гражданского Образования и Прав Человека ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» |
88. | ИМАКОВА Газизат Усмановна | Эксперт ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане», преподаватель Евразийского Национального Университета им. Л.Н. Гумилева, к.ю.н. |
89. | ТУМЕНОВА Бахыт | Президент ОФ»Амансаулык» |
90. | ХАМАТДИНОВА Алина | Исполнительный директор ОЮЛ»Гражданский Альянс Казахстана» |
91. | РУСТЕМБЕКОВА Айман Мейровна | Директор общественного фонда «Ареал» г.Астана |
92. | БАШИМОВ Марат Советович | Директор негосударственного учреждения «Институт Европейского права и прав человека» г. Астана |
93. | ЛЕВИН Владимир Георгиевич | Руководитель Астанинского Хельсинкского центра |
94. | ОРАЗБАЕВА Гульнара Какеновна | Руководитель ОФ «Религиоведческий информационно-консультативный центр Сана» |
95. | АРТЕМЬЕВА Виктория Арнгольдовна | Руководитель НУ «Центр социально-психологической и правовой помощи «Виктория» |
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ |
96. | ЕРГАЛИЕВА Назгуль | Исполнительный директор |
97. | ЗИНОВИЧ Татьяна | Заместитель директора |
98. | МИРОШНИЧЕНКО Ольга | Координатор программ |
ПЕРЕВОДЧИКИ |
99. | НУРКАБАЕВА Гайни | Переводчик |
100. | АХМАДЕЕВА Лариса | Переводчик |
КАНАФИН Д. К.
адвокат, к.ю.н., доцент
Рекомендации по реализации права на справедливый судебный процесс: право на защиту, своевременный доступ к адвокатам, недопустимость доказательств, добытых путем пыток
1. Право на защиту и своевременный доступ к адвокату.
Необходимо отказаться от незаконной и противоречащей международным стандартам практики ограничения права обвиняемого на выбор адвоката по своему усмотрению на основании отсутствия у адвокатов допусков к государственным секретам. Для этого следует урегулировать в Уголовно-процессуальном кодексе обязанность органа расследования допускать любого, выбранного обвиняемым адвоката, после дачи последним подписки о неразглашении сведений, содержащих государственные секреты.
Приобщенные к материалам дела материалы, содержащие государственные секреты, должны быть четко обозначены и отделены от иных не секретных материалов. Необоснованное засекречивание всего уголовного дела, особенно документов, относящихся к вопросам соблюдения прав человека и законности недопустимо.
В законе должен быть урегулирован порядок выдачи копий приговоров и решений судов по делам, связанным с государственными секретами: такие копии должны выдаваться всегда, но с изъятием сведений, относящихся к государственным секретам.
Недопустимо формирование неофициальных списков «адвокатов с допуском» и навязывание этих адвокатов обвиняемым.
В качестве гарантии права на выбор адвоката в уголовно-процессуальном законодательстве должно быть закреплено обязательное отражение в протоколе задержания (протоколе допроса в качестве подозреваемого) факта предоставления права на телефонный звонок, а также процесс реализации подозреваемым этого права: номер, по которому был сделан звонок, время звонка, результаты этого звонка.
В протоколе задержания также должен отражаться факт разъяснения права на самостоятельное приглашение адвоката и последовавшие за этим действия подозреваемого.
2. Недопустимость использования доказательств, добытых путем пыток, очевидна.
Однако, этот стандарт справедливого уголовного процесса должным образом будет реализован только тогда, когда в законе и практике его применения будет прямо закреплен постулат о том, что обязанность доказывания факта не применения пыток в каждом случае жалобы по этому поводу ложится на орган уголовного преследования. Если данный факт прокурором и судом не доказан вне разумных сомнений, такие доказательства не должны приниматься судом. Это положение должно быть внесено в УПК на уровне принципа судопроизводства.
Общественный мониторинг всех без исключения мест лишения свободы должен осуществляться на свободной основе без предупреждения органов, исполняющих наказание.
Необходимо закрепить в законе обязательное медицинское освидетельствование при прибытии подозреваемого, обвиняемого в места лишении свободы, при этапировании указанного лица из одного места содержания в другое, а также во всех случаях жалоб на применение пыток.
Функция судебного контроля должна быть отделена от функции отправления правосудия и подлежит осуществлению специальными судьями по правам человека.
Необходимо искоренить практику незаконного сотрудничества адвокатов и органов расследования в ущерб интересам подозреваемых, обвиняемых. В этой связи нужно прямо закрепить в законе порядок вступления в дело адвоката по назначению, только по распоряжению Президиума коллегии адвокатов или специально уполномоченных для этого заведующих юридическими консультациями. В перспективе следует создать специализированные юридические консультации, осуществляющие только защиту по назначению. Дисциплинарная практика в отношении адвокатов, изменяющих интересам своих подзащитных, должна быть ужесточена.
Независимость суда нуждается в дальнейшей поддержке и развитии.
КАЛЕЕВА Т.М.
Президет ОФ «Адил Соз»
Свобода слова, СМИ и информации
Комитет ООН по правам человека рекомендовал Казахстану в сфере свободы выражения «пересмотреть свое законодательство о клевете и оскорблениях, с тем, чтобы оно в полной мере соответствовало положениям Пакта. Кроме того, государству-участнику следует воздерживаться от использования своего законодательства о клевете исключительно в целях преследования или запугивания отдельных лиц, журналистов и правозащитников. В этой связи любые ограничения на осуществление свободы выражения мнения должны соответствовать строгим требованиям пункта 3 статьи 19.
Напомню, что пункт 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает некоторые ограничения свободы выражения, которые должны быть установлены законом и являются необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Именно высокими соображениями о защите прав личности, здоровья и нравственности объясняют наши законодатели и ученые правоведы многолетнее торпедирование декриминализации клеветы и оскорбления.
Первый раз на моей памяти вопрос о декриминализации клеветы был поднят общественностью в 2002 году, когда по заявлению министра энергетики Мухтара Аблязова, чуть было не посадили за клевету журналиста Сергея Козлова. С тех пор этот вопрос стоит на повестке дня — стоит, но не сдвигается.
В конце концов, в 2010 году Казахстан принял рекомендации Комитета ООН по правам человека в части декриминализации клеветы и оскорбления к 2014 году. Весной 2011 гражданское общество получило также мощную поддержку от главы государства Нурсултана Назарбаева. В интервью «Вашингтон пост» Президент Казахстана однозначно высказался за перевод клеветы и оскорбления в разряд гражданских споров. Цитирую: «Мы прислушиваемся к голосу нашего растущего гражданского общества по поводу ускорения перемен в культуре соблюдения прав и свобод. Мы, например, делаем клевету фактом не уголовной, а гражданской ответственности, чтобы способствовать свободе выражения мнений и привести ситуацию у нас в соответствие с лучшей международной практикой».
Тем не менее, споры по этому поводу продолжались весь год. В мае в г. Алматы на экспертной встрече журналистов, представителей государственных органов, депутатов, ученых и представителей НПО по теме «Международные стандарты о СМИ и национальное законодательство», первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель сказал: «Я думаю, то, что касается диффамации, может, стоить посмотреть относительно санкций статей, но как сама уголовная ответственность, она пока все же должна существовать. Нельзя нарушать через СМИ конституционные права широких слоев нашего населения».
Депутат Мажилиса парламента Айгуль Соловьева — за декриминализацию: «Когда журналисты не будут преследоваться по Уголовному Кодексу, они создадут баланс, нацеленный на справедливое обсуждение, разрешение вопросов».
Однако ее коллега Серик Темирбулатов, руководитель рабочей группы Мажилиса Парламента РК по разработке нового проекта УК, на которого мы возлагали столько надежд, придерживается противоположных позиций. Вот его дословное высказывание на международной конференции «Международные стандарты о СМИ и национальное законодательство»: «Все призывают исключить из Уголовного кодекса статьи 129 и 130. Но есть такая юридическая тонкость, что субъектом данного преступления не является исключительно журналист, представитель СМИ. Я не согласен с тем, что эти статьи можно ликвидировать. Мы нарушим принцип Конституции — равенство всех перед законом и судом». Очень странный аргумент со стороны видного юриста, так как очевидно, что декриминализацию надо вводить для всех, а не для отдельных категорий граждан.
Доктор юридических наук, заведующий кафедрой судебной власти и уголовного процесса КазНУ им. Аль-Фараби Сериккали Тыныбеков, который подготовил заключение по вопросам соответствия законодательства Казахстана о СМИ международным стандартам, кстати, по проекту Евросоюза, считает, вопреки очевидным вещам, стандартам ОБСЕ и рекомендациям Комитета по правам человека ООН, тоже считает, что необходимо сохранить этот вид наказания, при том, что, по его словам, «национальное законодательство Казахстана совершенствуется, и наше государство присоединяется к международным актам, где речь идет о свободе слова и СМИ».
В ноябре был опубликован разработанный правительством проект концепции новой редакции Уголовного кодекса РК. В отношении декриминализации клеветы и оскорбления в нем сказано:
«Обеспечение гарантий на неприкосновенность достоинства человека, частной жизни, личной и семейной тайны, обеспечение конституционных прав на защиту своей чести и достоинства, на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений настоятельно диктует необходимость пересмотра и усиления ответственности за соответствующие посягательства. (…) Никакие основания, используемые для прикрытия подобных посягательств, не должны быть оправданием для нарушения названных конституционных гарантий. Словом, борьба с преступностью и иные внешне общественно полезные действия не должны быть инструментами незаконного вторжения в частную жизнь граждан, посягательств на его честь и достоинство. С указанных позиций была бы преждевременной декриминализация состава клеветы и оскорбления, которые в настоящее время имеют сильную превентивную составляющую».
Таким образом, мы не просто возвращаемся к исходной точке, но ситуация усугубляется. Если в 2001 году фонд «Адил соз» зафиксировал 11 обвинений журналистов в клевете, из них 4 получили судебное продолжение и закончились одним обвинительным приговором, то через 10 лет, в 2011 году зафиксировано 19 обвинений в клевете, 8 судов и два обвинительных приговора. Таким образом, уголовное преследование за клевету как один из действенных способов запугивания и ограничения свободы выражения продолжается.
Для того, чтобы сделать этот решительный шаг, как того требует ст. 19 Пакта и ст. 20 Конституции РК, в настоящее время не требуется ничего, кроме политической воли. Все законодательные предложения давно разработаны и обсуждены, направлялись в Парламент разных созывов, в Министерство информации во всех его модификациях. Нужна политическая воля, чтобы признать, что свобода выражения — такое же неотъемлемое право человека, как и право на жизнь. Нужно прекратить лукавые речи о заботе о чести и достоинстве человека и признать, что за ними кроется только забота о неприкосновенности чиновников, а ответственность за диффамацию достаточно прописана в гражданском законодательстве.
Сравнительная таблица
предложений фонда «Адил Соз» по декриминализации клеветы
Действующий УК (извлечения) | Предложения журналистских организаций | Обоснование |
Статья 129. Клевета 1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. 2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, либо в публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. 3. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении коррупционного тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. | Исключить статью полностью. | Уголовная ответственность за диффамацию противоречит стандартам ООН. Деяние относится к категории дел частного обвинения. Личные неимущественные права защищены в гражданско-правовом порядке. Предлагается, убрав ст. 129 из УК, внести дополнения в отношении умышленной диффамации в ст. 143 ГК РК. |
Статья 130. Оскорбление 1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. 2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, либо в публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, - наказывается штрафом от ста до четырехсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до четырех месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на тот же срок. | Исключить статью полностью. | Уголовная ответственность за оскорбление противоречит стандартам ООН. Деяние относится к категории дел частного обвинения. Личные неимущественные права защищены в гражданско-правовом порядке. Предлагается, убрав ст. 130 из УК, внести дополнения в отношении оскорбления в ст. 143 ГК РК. |
Статья 142. Нарушение неприкосновенности частной жизни 1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам потерпевшего, - наказываются штрафом в размере от четырехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. 2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно распространение сведений, указанных в части первой настоящей статьи, в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации, повлекшие те же последствия, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи до десяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств. | Исключить п. 2 | Понятие « частная жизнь лица» является собирательным понятием, законодательство не содержит их перечня и расшифровки. Законодательство Казахстана также не содержит понятий «публичное лицо» и «общественный интерес», что, согласно демократическим стандартам свободы слова, необходимо учитывать при судебном определении пределов защиты частной жизни. В этих условиях уголовная ответственность за публикацию в СМИ таких сведений противоречит ст. 20 Конституции РК в части свободы слова и препятствует борьбе с коррупцией. Кроме того, личные неимущественные права гражданина, в том числе тайна личной жизни в достаточной мере защищены в гражданско-правовым порядке. |