|
|
|
Обзор зарубежного опыта правового регулирования сферы Закона Республики Казахстан «О зерне»
Соответствие Закона Республики Казахстан от 19 января 2001 года № 143 «О зерне» международным обязательствам Республики Казахстан.
I. Данные положения соответствуют следующим международным обязательствам Республики Казахстан: 1) В соответствии со ст.1 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о поставках казахстанского зерна в Республику Узбекистан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 августа 1999 года № 1209) «Стороны будут предпринимать, в соответствии с законодательством своих государств, все необходимые меры, способствующие расширению взаимовыгодной торговли между двумя странами, как в отношении зерна и продуктов его переработки, так и других потенциально возможных видов экспорта». В ст. 2 соглашения указаны обязательства Республики Казахстан и Республики Узбекистан «Стороны обязуются: Казахстанская сторона - ежегодно поставлять в Республику Узбекистан в необходимых объемах продовольственное и фуражное зерно, определяемыми конкретно в каждом году, после подведения баланса ресурсов зерна в Республике Узбекистан; Узбекская сторона - принимать и оплачивать поставляемое зерно на согласованных с Казахской стороной условиях.» [2]. 2) Согласно пункта 3 соглашения о применении технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства-участники Содружества Независимых Государств зерно входит в перечень товаров, подлежащих государственному санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю, при перемещении через границы государств-участников СНГ [3]. 3) В пункте 38 соглашения О мерах по реализации соглашений и договоренностей, достигнутых в ходе государственного визита Президента Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику и заседания межправительственной казахстанско-китайской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 1996 г. № 391) указано о Разработке плана Поставки зерна «Минсельхоз, Отдел конкретные осуществлять Минэкономики реформ в предложения по через аграрном поставкам в КНР республиканскую секторе зерна в объеме ассоциацию до 5-7 млн. тонн экспортеров ежегодно зерна путем заключения фъючерских контрактов с Расчетной Палатой Международной казахстанской агропромышленной биржы.» [4]. 1. Об утверждении Соглашения между Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан и Министерством земледелия Венгерской Республики о сотрудничестве в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 1999 года № 668). 2. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Международным центром улучшения кукурузы и пшеницы о сотрудничестве в сфере сельскохозяйственной науки (Базель, 8 сентября 1999 г.) (О подписании Соглашения см. постановление Правительства РК от 02.07.99 г. № 919 Соглашение ратифицировано Республикой Казахстан в соответствии с Законом РК от 13.11.2000 г. № 103-II) [5] 3. О проекте Закона Республики Казахстан «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о торговле зерном 1995 года» (Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 1998 года № 1030) [6] 4. О некоторых вопросах обеспечения сельскохозяйственной техникой отечественных сельхозтоваропроизводителей (Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 февраля 2000 года № 187) [7] 5. Об утверждении Соглашения о применении технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства-участники Содружества Независимых Государств (Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 января 2003 года № 61) [8] 6. Об утверждении Плана мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых в ходе официального визита Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Монголию 22-23 ноября 1999 года (Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 января 2000 года № 126) [9] 7. Об утверждении Плана мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых в ходе официального визита Премьер-Министра Республики Казахстан Н.У. Балгимбаева в Исламскую Республику Иран 10-11 апреля 1999 года (Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 июня 1999 года № 688) [10]
Подготовила: м.н.с. Кожабекова А.
Обзор зарубежного опыта правового регулирования сферы анализируемого Закона Республики Казахстан от 19 января 2001 года № 143 «О зерне» [1].
II. На сегодняшний день историческими лидерами по производству пшеницы являются Китай, Индия, Россия и США. Ниже на графике изображены лидеры по производству пшеницы в мире. Первое место занимает Китай с более 133 млн. тонн пшеницы, второе — Индия, 102 млн. тонн, третье место — Россия, 73,5 млн тонн пшеницы. Отдельно можно также отметить страны ЕС, которые суммарно производят больше пшеницы чем Китай — более 150 млн. тонн. Также в первую пятерку вошли США — 52 млн тонн и Канада — 32 млн. т. Ниже расположились Украина, Пакистан, Турция, Аргентина и Иран. Россия. Закон о зерне направлен на полное удовлетворение потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства. Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой. Государство ежегодно финансирует государственные программы научных исследований и опытно-конструкторских работ по селекции, семеноводству, производству, подработке, хранению, переработке зерновых, зернобобовых и масличных культур, а также по разработке технологий, направленных на рациональное использование зерна. КОНВЕНЦИЯ О ТОРГОВЛЕ ЗЕРНОМ Конвенция о торговле зерном 1995 года (КТЗ) является последней в обширном ряду многосторонних соглашений о сотрудничестве, действующих с 1949 года. КТЗ распространяется на торговлю пшеницей, кормовым зерном (кукуруза, ячмень, сорго и другие виды зерновых), рисом, маслосеменами и продуктами на их основе. Она направлена на дальнейшее расширение международного сотрудничества в торговле зерном; содействие развитию зернового сектора, утверждению в нем открытости и справедливости, а также должна способствовать стабилизации зернового рынка и укреплению мировой продовольственной безопасности. Достижение этих целей обеспечивается за счет повышения прозрачности рынка через обмен информацией, осуществление исследований и проведение консультаций по рынку зерна и изменениям в области аграрной политики. В рамках Конвенции также учрежден Международный совет по зерну в качестве межправительственного форума в области сотрудничества по вопросам торговли зерновыми. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ ПО ЗЕРНУ (МСЗ) Состав МСЗ формируют все участники Конвенции о торговле зерном. Каждый год Совет проводит две регулярные сессии, обычно в июне и декабре. В круг его обязанностей входит наблюдение за осуществлением КТЗ, обсуждение текущего состояния и перспектив мирового рынка зерна, а также отслеживание изменений в национальной зерновой политике и их воздействия на рынок. Содержащееся в КТЗ определение зерновых было расширено и с 1 июля 2009 года включает рис, а с 1 июля 2013 года - маслосемена. Он может заниматься разработкой и спонсированием связанных с зерном проектов, реализуемых в странах-участницах и финансируемых Общим фондом для сырьевых товаров. Совет обычно принимает свои решения путем консенсуса, хотя предусмотрена и процедура голосования. Каждому участнику присваивается статус импортера или экспортера, исходя из его среднего объема торговли зерном. Председатель и Заместитель Председателя Совета избираются ежегодно с соблюдением принципа ротации между представителями участников-экспортеров и импортеров. Деятельность Совета финансируется за счет ежегодных взносов его участников, которые определяются пропорционально их доле в мировой торговле зерном. Бюджет на 2013/14 финансовый год составляет 1,71 млн. фунтов стерлингов. В Совете четыре комитета: Исполнительный комитет состоит максимум из 14 членов - 6 участников-экспортеров и 8 участников-импортеров. Начиная с 1 июля 2012 года, основная часть функций этого Комитета передана новому Административному комитету, учрежденному на 35-й Сессии Совета 8 июня 2012 года. Административный комитет состоит максимум из 16 членов, при этом участники, располагающие 50 голосами, избираются автоматически. Оставшиеся кандидатуры избираются Советом. Комитет встречается дважды в год между очередными Сессиями Совета для обсуждения административных и финансовых вопросов и подготовки рекомендаций для Совета. Финансовый комитет состоит максимум из 10 членов и проводит предварительный анализ бюджетного предложения Секретариата на следующий финансовый год. Комитет по конъюнктуре рынка осуществляет постоянное наблюдение за состоянием и перспективами мирового рынка зерна. Его заседания открыты для всех участников Совета и проводятся два раза в год между очередными сессиями Совета. Основываясь на информации из независимых источников и результатах аналитических исследований, публикуемых Секретариатом, в частности, в ежемесячных Обзорах рынка зерновых, члены ККР проводят дискуссии и консультации по изменениям на рынке зерна и в области сельскохозяйственной политики, обсуждают кратко- и среднесрочные перспективы зерновой отрасли, а также заслушивают отчеты о выполнении плана работы Секретариата. Помимо этого ККР отслеживает и анализирует изменения на рынке морских фрахтовых ставок. Конференция МСЗ по зерну, проводимая ежегодно совместно с июньской сессией Совета, является форумом на высшем уровне, на котором ведущие представители частного сектора и правительственных кругов обсуждают актуальные проблемы, стоящие перед мировой отраслью по производству зерна и маслосемян. Участники Конференции имеют возможность получать и обмениваться информацией из первых рук, а также устанавливать контакты с основными участниками мировых рынков зерна. Канада. Канадская комиссия по зерну ( French: Commission canadienne des grains), также известная как CGC, является канадским правительством департаментом, ответственным за регулирование переработка зерна для защиты прав производителей и обеспечения целостности зерновых операций [2]. США. Закон США о зерновых стандартах (Закон) был принят Конгрессом 11 августа1916 года [3]. Первые стандарты, установленные в соответствии с Законом, касались кукурузы и вступили в силу 1 декабря 1916 года с тех пор были разработаны стандарты на ячмень, рапс, льняное семя, смешанное зерно, овес, рожь, сорго, соевые бобы, семена подсолнечника, тритикале и пшеница. Стандарты для различных зерен время от времени пересматриваются или дополняются. Стратегический план Министерства сельского хозяйства США на 2022-2026 [4]. Руководствуясь пятью сквозными приоритетами, которые определяют нашу работу: решение изменение климата посредством климатически оптимизированного сельского хозяйства, лесного хозяйства, и возобновляемая энергия; продвижение расовой справедливости, равноправия, и возможность; создание большего количества и лучших рынков для производителей и потребителей в стране и за рубежом; борьба за безопасность пищевых продуктов и питания при сохранении безопасного обеспечения продовольствием; и сделать USDA отличным местом для работы каждый. Подписан Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочих местах закон, принятый президентом Байденом 15 ноября 2021 г., преобразующая, историческая инвестиция и возможность для улучшения жизни и средств к существованию по всей Америке - от предоставление широкополосной связи 21 века фермерам, владельцам ранчо, малые предприятия и сельские общины для доступа в рынки, рабочие места, телемедицина и дистанционное обучение; и повышение устойчивости общества к изменению климата, засуха и риск лесных пожаров; инновационному решения, которые усилят американских фермеров, владельцы ранчо, лесники, производители и сельские общины. В США несколько органов отвечают за контроль безопасности зерна. Основные контрольно-надзорные функции на внутреннем рынке зерна, а также экспорт, возложены на Федеральную зерновую инспекционную службу (Federal Grain Inspection Service - FGIS) - составную часть Администрации по зерновой инспекции, мясокомбинатам и скотопригонным дворам (The Grain Inspection, Packers and Stockyards Administration - GIPSA), входящей в Сельскохозяйственную рыночную службу (Agricultural Market Service - AMS) федерального Министерства сельского хозяйства. Федеральная зерновая инспекционная служба имеет центральный офис в г. Вашингтон, центральную лабораторию в г. Канзас-Сити, штат Миссури, и «полевые офисы», расположенные на всех экспортных и внутренних рынках (торговых площадках) страны, где осуществляется торговля зерном или продуктами его переработки, а также в восточной части Канады. GIPSA отвечает за официальную инспекцию всей весовой системы, а также сети федеральных, региональных и частных предприятий, обеспечивающих инспекцию и весовое обслуживание клиентов по всей стране. Организацией, ответственной за контроль над безопасностью производимой, выращиваемой и продаваемой в стране растениеводческой продукции, включая выдачу фитосанитарных сертификатов на экспорт и разрешений на импорт, является Служба инспекции здоровья животных и растений (Animal and Plant Health Inspection Service, APHIS), входящая, так же как и FGIS в состав Сельскохозяйственной рыночной службы Минсельхоза США. Во многом успех получения разрешения на импорт в США зависит от прямых договоренностей между импортерами и экспортерами, а также результатов контрольно-надзорных мероприятий со стороны надзорных органов США. По официальным данным Зарубежной сельскохозяйственной службы (FAS) отмечается ничтожно малые объемы импорта российского зерна в США. Так, с начала 2017 года в США из России в стоимостном эквиваленте импортировано 1,450 тыс. долл. гречихи, 30 тыс. долл. риса, 10 тыс. долл. ячменя, 3 тыс. долл. пшеницы, 2 тыс. долл. кукурузы. Порядок получения разрешения на импорт в США зерна и других продуктов растениеводства содержится в специально разработанной инструкции, которая размещена на сайте APHIS [5]: Еще одним контролирующим зерно органом является FDA (Food and drug Administration). Находится в ведении Минздрава (U.S. Department of Health & Human Services). Администрация задействована в контроле процесса переработки зерна в пищевых целях, а также в целях производства кормов для домашних (PetFood) и сельскохозяйственных животных. Требования к зерну и его стандарты, регулируются законом «О зерновых стандартах Соединенных Штатов» (United States Grain Standards Act - USGSA) Кодекса Федерального законодательства США Раздел 7 «Сельское хозяйство», подраздел B, глава VIII, статья 810. Документ содержит стандарты и требования к следующим видам зерна: ячмень, рапс «канола», лен, кукуруза, рожь, овес, сорго, соевые бобы, семена подсолнечника, пшеница, тритикале и др. Документ находится в открытом доступе на официальном сайте Свода законодательства США [6]: Процесс размещения зерна на рынке США и проведения контрольно- надзорных мероприятий по оценке его качества регулируется «Главным Регламентом» Раздел 7, подраздел B, глава VIII, статья 800 Свода Федерального законодательства США [7]: Список разрешенных пестицидов и их максимально допустимые уровни для каждого вида пищевого продукта (МДУ) регламентированы «Допустимыми значениями остатков пестицидов в продуктах питания» Раздел 1 «Агентство по защите окружающей среды», подраздел Е, статья 180 Свода Федерального законодательства США [8]: В отношении обращения зерна на рынке США действуют также и другие нормативно-правовые акты: - «О сельскохозяйственном рынке, 1946» (Agricultural Marketing Act of 1946 - АMA), - «О переработке и скотопригонных дворах, 1921» - «О безопасности продуктов питания, 1985» (раздел 1324). Ссылки и тексты всех нормативных документов, действующих в США в отношении контроля за обращением зерна на рынке, также доступны на официальном сайте Администрации по зерновой инспекции, мясокомбинатам и скотопригонным дворам, по адресу [9]: Перечень и полные тексты законов, директив и инструкций Федеральной зерновой инспекции доступны в интернете по адресу [10]: Уместно упомянуть и про действующие в США меры ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности и качества зерна. Они изложены в параграфе 87с. «Уголовное преследование» (§ 87c. Criminal penalties) закона «О зерновых стандартах Соединенных Штатов». Они предусматривают, что «любой человек, совершивший поступок, предусмотренный разделом 87b (списком запрещенных действий), будет считаться объектом общих законов о наказаниях в соответствии с разделом 18 Свода законов США, включающим криминальные преступления против государства Соединенных Штатов, и, будучи признанным виновным, подвергнется тюремному заключению на срок не более 5 лет и штрафу не более 20 тыс. долларов или тому и другому вместе взятым.
Подготовила: м.н.с. Кожабекова А.
[1] Данный показатель подготовлен младшим научным сотрудником Отдела анализа эффективности законодательства Кожабековой А. [2] https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/G-10/page-1.html https://www.canada.ca/en/government/system/laws.html https://www.igc.int/en/conference/confspons.aspx#ussoy [3] https://www.aphis.usda.gov/aphis/home/ https://www.ams.usda.gov/grades-standards/wheat-standards [4] https://www.usda.gov/our-agency/about-usda/performance [5] https://www.aphis.usda.gov/import_export/plants/manuals/ports/downloads/miscellaneous.pdf [6] https://www.ecfr.gov/current/title-7/subtitle-B/chapter-VIII/subchapter-A/part-810 [7] https://www.ecfr.gov/current/title-7/subtitle-B/chapter-VIII/subchapter-A/part-800?toc=1 [8] https://www.ecfr.gov/current/title-40/chapter-I/subchapter-E/part-180?toc=1 [9] http://www.gipsa.usda.gov. [10] http://www.gipsa.usda.gov/laws/directivesandnotices.aspx.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |