|
|
|
Некоторые нюансы лишения Мамонтов Н.И. судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке
Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. Юстиниан Флавий Петр Саббатий. разработчик Кодекса законов [12.С. 56].
Закрепленные в Конституции Казахстана конституционные идеи о правовом, социальном и демократическом государстве, принципах судоустройства и судопроизводства, обеспечения гарантий независимости судебной власти и судебной защиты конституционных прав и свобод, законных интересов субъектов материально-правовых отношений с неизбежностью порождает углубленный правовой интерес к статусу судьи и результатам его процессуальной деятельности. Судья своими процессуальными решениями в форме судебных актов обеспечивает защиту и восстановление прав и свобод, закрепленных в законе, в случае их нарушения, обеспечивая законный баланс прав правонарушителя и потерпевшего, социальную справедливость. Порой судебные акты получают неоднозначные субъективные оценки специалистов-юристов или граждан. Для каждого судьи в профессиональной деятельности и поведению в быту важны три «кита»: Независимость, Неприкосновенность, Руководство Конституцией и законом, что в совокупности подтверждает или опровергает наличие репутации. Рассматривая гражданские, уголовные, административно-деликтные и административные правоотношения и через судебные акты конкретизируя субъективные права и обязанности участников материально-правовых отношений, судья реализует функцию правосудия - восстановление социальной и правовой справедливости. Судебная власть в сознании граждан ассоциируется с профессионализмом, честностью, независимостью и беспристрастностью каждого судьи, его приверженностью к справедливости, принципам государственности и добросовестности, соблюдению репутации. Но и сам судья в случае совершения административного или уголовного правонарушения нуждается в правовой защите своих прав и свобод, предусмотренных не только материальным, но и процессуальным законом. А такая защита обеспечивает жизнеспособность трех «китов» в судоустройстве и судопроизводстве. Судья каждого суда судебной системы Казахстана обладает статусом должностного лица государства, занимающего ответственную государственную должность, который наделяется конституционными и процессуальными полномочиями, обеспечивающими его независимость, беспристрастность, неприкосновенность при отправлении правосудия в гражданском, уголовном, административно-деликтном, административном видах судопроизводств. Судья, члены его семьи и имущество находятся под защитой государства. Судьи местных судов (районных и приравненных к ним судов, областных и приравненных к ним судов) назначаются на должность судьи соответствующего суда на постоянной основе; председатели этих судов и председатели судебных коллегий назначаются на срок пять лет. Судьи назначаются на должность Указом Президента Казахстана по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, основанной на результатах проведенного конкурса. Судьи Верховного Суда Казахстана на должность избираются Сенатом Парламента Казахстана на постоянной основе по представлению Президента Казахстана, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Казахстана [1. п.п. 1, 2 ст. 82]. Судьи всех судов судебной системы Казахстана обладают равным статусом, исполняют конституционные и процессуальные обязанности на постоянной основе, независимы при отправлении правосудия от любого непроцессуального воздействия любых государственных органов и юридических лиц, должностных лиц и граждан, наделены конституционными принципами независимости и неприкосновенности, но различаются объемами и видами процессуальных полномочий, предоставленными законом судьям судов первой инстанции, судьям судов апелляционной инстанции и судьям суда кассационной инстанции. Наделяя судей статусом должностного лица государства, не должностного лица государственного органа, а именно государства, Конституция Казахстана гарантирует деятельность судей судебной системы конституционными принципами независимости и неприкосновенности. Содержание принципа независимости судьи конкретизируется Конституцией Казахстана и законами и выражается в том, что: - при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Казахстан и закону. - никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей; - судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях; - финансирование судов, материальное и социальное обеспечение судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия; - судьи осуществляют правосудие в предусмотренных законом процедурах; - предусмотренной законом ответственностью за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; - неприкосновенностью судьи; - единым установленным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; - предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение; - нахождением судьи, членов семьи и имущества под защитой государства; - возмещением вреда, причиненного судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, за счет средств республиканского бюджета. [1. п. п. 1, 2 ст. 77; 2. ст.ст. 25, 26; 4. ст. 22] Под неприкосновенностью судьи понимаются предусмотренные Конституцией и соответствующими (не противоречащими) ей законами Казахстана правовые процедуры, без безусловного соблюдения которых судья не может привлекаться к уголовной ответственности при возникновении обоснованного подозрения в совершении им уголовного правонарушения. Принцип конституционной неприкосновенности судьи от уголовного преследования в связи с возникшими подозрениями в совершении уголовного преступления является правовым механизмом, обеспечивающим независимость судьи и исключающим возможные действия заинтересованных лиц по привлечению судьи к уголовной ответственности по надуманным обстоятельствам, но за его профессиональную деятельность. Конституционный принцип неприкосновенности судей выражается в том, что в порядке и по основаниям, установленным Конституцией и соответствующими ей законами, судьи лишаются иммунитета (правовой неприкосновенности) от привлечения к уголовной ответственности. Судьи лишаются иммунитета на основании письменного согласия Президента или Сената Парламента Казахстана, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Казахстана. [1. п\п 3) ст. 55, п. 2 ст. 79; 2. п. 1 ст. 27; 4. ч. 3 ст. 550; 9. п\п 9) п. 1 ст. 3] Относительно содержания принципа неприкосновенности судьи следует учитывать нюансы закона, которые не всегда конкретизированы или изложены с отступлениями от правил юридической техники. Неприкосновенностью судьи охватывается его личная неприкосновенность как гражданина и неприкосновенность публичная, вытекающая из его статуса по осуществлению конституционной функции отправления правосудия, рассмотрения и разрешения материально-правовых отношений. Личная неприкосновенность судьи как человека и гражданина может проявляться в таком конституционном благе как свобода в различных ее аспектах (свобода суждений, мнений, свобода передвижения, свобода творчества, свобода от необоснованных задержаний и содержания под стражей, свобода от дискриминации и т.д.). Профессиональная неприкосновенность судьи обеспечивает его независимость при отправлении правосудия, рассмотрении и разрешении материально-правовых отношений только с применением Конституции и закона, вопреки любому противоправному воздействию на судью, на свободу его правопонимания. Общее понимание неприкосновенности и её значение выражается в сохранности, целостности, защищенности от всякого посягательства со стороны кого-нибудь. [11. С. 398] Исторически неприкосновенность воспринималась как особое правовое положение лица, занимающего, в том числе и пожизненно, соответствующую должность, к которому нельзя было прикасаться, который ни перед кем не отвечал за совершенные действия, высказанные слова, например, император, монарх, глава католической или православной церкви и т.д. Для некоторых категорий должностных лиц государства предусмотрен иммунитет (от лат. immunitas - освобождение от чего-либо), то есть предусмотренная национальным законодательством или вытекающая из норм и принцпов международного права особенность статуса субъекта права, заключающаяся применения либо в ограничении применения к нему некоторых общих норм национального законодательства либо в праве субъекта международного права быть освобожденным от власти другого аналогичного субъекта, [9. С. 259-260]; предоставление кому-нибудь исключительного права не подчиняться некоторым общим законам. [11. С.243] Институт иммунитета отражает предоставленное конкретному лицу или занимающим определенные должности в государстве лицам исключительное право не подчиняться некоторым общим законам. В отличии от неприкосновенности, являющейся естественным правом каждого человека, иммунитет является исключением из закона в отношении конкретных перечисленных в законе лиц, он распространяется только на те права и по тем основаниям, которые с исчерпывающей полнотой перечислены в законе. Для института иммунитета судьи характерно наличие установленных Конституцией и соответствующего ей закона сложных и многоуровневых процедур лишения судьи юридической неприкосновенности. Судья лишается неприкосновенности по подозрению в совершении уголовного преступления на период приостановления его полномочий, который может заканчиваться вынесением либо оправдательного, либо обвинительного приговора, вступившего в законную силу, а равно постановлением о прекращении уголовного производства по реабилитирующим либо не реабилитирующим основаниям. [2. п\п 3) п. 1 ст.33, п\п 5) п. 1 ст. 34; 4. ст. 35] Иммунитет не равнозначен индульгенции, под которой понималось прощение церковью грехов, совершенных верующим, за деньги с выдачей свидетельства. Актуальным является вопрос о том, когда и в каком объеме судья лишается конституционной неприкосновенности от уголовного преследования за уголовное правонарушение, в совершении которого органом уголовного преследования выдвинуто подозрение, а процессуальным прокурором в судебном заседании обосновано государственное обвинение? Уголовная ответственность и уголовное преследование - взаимосвязанные, но не тождественные правовые категории. Под уголовной ответственностью как институтом уголовного права понимается возникающая с момента совершения уголовного правонарушения обязанность виновного лица понести неблагоприятные личные последствия в виде ограничения или лишения принадлежащих ему имущественных или неимущественных прав и благ по основаниям и в пределах, установленных уголовным законом. [5. ст. 4] Под уголовным преследованием как институтом уголовно-процессуального права понимается процессуальная деятельность органа уголовного преследования по возбужденному досудебному производству в целях установления деяния, запрещенного уголовным законом, и совершившего его лица, виновности последнего в совершении уголовного правонарушения, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания или иных мер уголовно-правового воздействия. [4. п\п 22) ст. 7] Одним их участников уголовно-процессуальных отношений является подозреваемый. Подозреваемым юридически является лицо: 1) в отношении которого вынесено постановление о признании в качестве подозреваемого, согласованное с прокурором; 2) задержанное в порядке статьи 131 настоящего Кодекса; 3) в отношении которого вынесено постановление о квалификации деяния подозреваемого прокурором либо лицом, осуществляющим досудебное расследование, согласованное с прокурором; 4) допрошенное в связи с наличием подозрения в совершении уголовного проступка. [4. ч. 1 ст. 64, ст. 128, ст. 184] Для фактического задержания лица в качестве подозреваемого в виде применения меры процессуального принуждения необходимо наличие нескольких самостоятельных правовых оснований: - пресечения преступления и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде содержания под стражей; - обеспечения производства по уголовному проступку, по которому имеются основания полагать, что лицо может скрыться либо совершить более тяжкое деяние; - это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; - очевидцы (свидетели), в том числе потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление либо задержат это лицо в порядке, предусмотренном статьей 130 настоящего Кодекса; - на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления; - в полученных в соответствии с законом материалах оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и (или) негласных следственных действий в отношении лица имеются достоверные данные о совершенном или готовящемся им преступлении. [4. ч. 2 ст. 128] Фактически задержанное лицо приобретает юридически статус подозреваемого в порядке, установленном законом: - должностное лицо органа уголовного преследования устно разъясняет задержанному лицу по подозрении в совершении какого уголовного правонарушения оно подозревается, право пригласить защитника, воспользоваться правом не давать показания против самого себя, близких родственников, супруга (супруги); - должностное лицо органа уголовного преследования не позднее трех часов с момента фактического задержания обязан составить протокол задержания, в котором указать следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при его наличии) подозреваемого; 2) кем задержан подозреваемый, основания, мотивы, место задержания, время фактического задержания и доставления (с указанием часа и минуты); 3) сведения о разъяснении прав подозреваемого; 4) результаты личного обыска; 5) сведения о состоянии здоровья задержанного; 6) время и место составления протокола; 7) срок задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, подозреваемым и защитником (при его участии). [4. ч. 1 ст. 129, ч. 2 ст. 131] Когда лицо застигнуто при совершении уголовного правонарушения или непосредственно после его совершения, если санкция предусматривает наказание в лишения свободы, то это обстоятельство является безусловным основанием для задержания. Если задержание лица произведено по иным основаниям, либо, когда в суд направлено согласованное с прокурором постановление о санкционировании применения меры пресечения в виде содержания под стражей, то лицо может быть задержано лишь в том случае, если: а) пыталось скрыться; б) не имеет постоянного места жительства; в) не установлена личность задержанного. [4. ст. 128] Надзирающему прокурору сообщается о задержании лица по подозрению в совершении конкретного уголовного правонарушения, прокурор обязан тщательно исследовать основания задержания лица в качестве подозреваемого. При наличии любого предусмотренного законом основания, не отвечающего требованиям об обоснованности задержания, задержанное лицо подлежит немедленному освобождению на основании постановления надзирающего прокурора или лица, осуществившего задержание. [4. п\п 2) ч. 1 ст. 133] Данное процессуальное решение основано на том, что на момент задержания судьи по подозрению в совершении уголовного правонарушения отсутствует согласие Президента или Сената Парламента Казахстана на задержание судьи. Законом установлено, что задержание лица в качестве подозреваемого в совершении конкретного уголовного правонарушения может производиться только в том случае, если сообщение об этом правонарушении зарегистрировано в Едином реестре досудебных расследований, то есть после начала досудебного расследования. [4. предл. пер. абз. пер. ч. 1 ст. 179, ст. 184] В уголовном досудебном производстве существует несколько правил, регулирующих соблюдение процессуальных прав подозреваемого: а) лицо в качестве подозреваемого может быть задержано должностным лицом органа уголовного преследования только по тому уголовному правонарушению, которое зарегистрировано в ЕРДР; б) расследование уголовного правонарушения может проводиться по тому подозрению, которое обосновано в протоколе задержания, в постановлении о признании задержанного лица подозреваемым и в постановлении о квалификации подозрения; в) уголовное правонарушение, по которому изменена квалификация деяния подозреваемого, подлежит регистрации в ЕРДР; г) задержание лица в качестве подозреваемого может проводиться после проведения неотложных следственных действий по осмотру места совершения уголовного правонарушения и в целях установления и изъятия следов и орудий его совершения. Важно уяснить, в каком объеме и каких элементов судебной неприкосновенности (судебного иммунитета) судья лишается в случае начала досудебного расследования в отношении подозрения о совершении им уголовного проступка или уголовного правонарушения соответствующей категории, какие следственные действия могут проводиться следователем в уголовном досудебном производстве до получения согласия на лишение судьи иммунитета. Конституцией Казахстана установлено, что судья местного суда или судья Верховного Суда Казахстана по подозрению в совершении уголовного правонарушения не может быть арестован, подвергнут приводу, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответственно Президента или Сената Парламента Казахстана, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Казахстана, то есть без лишения судебного иммунитета. [1. п. 2 ст. 79] Согласие Президента или Сената Казахстана на лишение судьи судебного иммунитета от уголовного преследования не требуется, если судья задержан на месте совершения преступления. Конституцией Казахстана предусмотрено, что судья лишается иммунитета неприкосновенности, если дано согласие на: - арест судьи (видимо, по прежней терминологии под термином «арест» понимается применение меры процессуального пресечения в виде содержания подозреваемого под стражей; под термином «арест» также понимается вид уголовного наказания от десяти до пятидесяти суток за совершенный лицом уголовный проступок [5. ст. 45]; под термином «арест» понимается административный арест, назначаемый судьей совершеннолетнему лицу в соответствии с санкцией статьи КоАП за совершенное административное правонарушение). [6. ч. 1 ст. 50]; - привод судьи. [4. ст. 157] Под приводом понимается принудительное доставление подозреваемого к должностному лицу органа уголовного преследовании в соответствии с вынесенным постановлением, если подозреваемый без уважительных причин не является по вызову; - привлечение судьи к уголовной ответственности. Считается, что привлечение лица к уголовной ответственности выражается в предъявлении ему обвинения в совершении уголовного преступления. Фактически же это процессуальное действие является элементом уголовного преследования лица, причастность которого к совершению уголовного преступления предварительно установлена и зафиксирована процессуальным решением. Фактически же лицо не привлечено к уголовной ответственности, поскольку отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор суда либо постановление о прекращении уголовного преследования по любому из не реабилитирующих (не оправдывающих) лицо оснований. Полномочия судьи, в отношении которого дано согласие соответственно Президента или Сената Парламента Казахстана на уголовное преследование в ходе досудебного производства и судопроизводства, не прекращаются, но приостанавливаются до вступления в законную силу оправдательного приговора суда либо постановления о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. [2. п\п 3) п. 1 ст. 33] Вопрос о приостановлении полномочий судьи любого суда судебной системы Казахстана, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, в том числе председателей судов, председателей судебных коллегий судов апелляционной и кассационной инстанции передать в компетенцию Высшего Судебного Совета Казахстана и изложить норму в следующей редакции: «2. Постановление о приостановлении полномочий судьи любого суда судебной системы Казахстана, в отношении которого проводится уголовное досудебное производство или уголовное судопроизводство по подозрению в совершении уголовного правонарушения, выносит Высший Судебный Совет Казахстана до вступления обвинительного или оправдательного приговора в законную силу либо до прекращения производства по реабилитирующим основаниям». [2. п. 2 ст. 33] Из текста конституционной нормы следует, что при задержании судьи на месте преступления или совершения им тяжких преступлений согласие Президента или Сената Парламента Казахстана на применение меры пресечения в виде содержания под стражей, привода и привлечения судьи к уголовному преследованию не требуется. [1. п. 2 ст. 79] Но при такой редакции конституционной нормы невольно напрашивается вывод о том, что неприкосновенность судьи сохраняется, а его уголовное преследование становится невозможным - судья не лишен иммунитета от привлечения к уголовной ответственности. Специалистам в области конституционного права, судоустройства и судопроизводства есть над чем поразмышлять, если высказанные суждения заслуживают внимания. Конституционным законом содержание неприкосновенности судьи расширено и установлено, что судья любого суда судебной системы Казахстана не может быть задержан, подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответственно Президента или Сената Парламента Казахстана, основанного на заключении Высшего Судебного Совета. [2. п. 1 ст. 27] Кроме предусмотренных Конституцией видов неприкосновенности судьи Конституционным законом дополнительно предусмотрено, что неприкосновенность судьи распространяется на запрет его задержания, содержание под стражей, домашний арест. Конституция имеет высшую юридическую силу, а все законы иной юридической силы не должны ей противоречить. [1. п. 2 ст.4; 7. п\п.п\п 28), 29) ст.1, п\п 1) п. 2 ст.7, ст. 10] Расширяя содержание принципа неприкосновенности судьи и возлагая на Президента и Сенат Парламента Казахстана дополнительную обязанность рассматривать вопрос о лишении судьи неприкосновенности в части задержания и домашнего ареста, невольно нарушается конституционный принцип верховенства Конституции, ее высшей юридической силы в правовой системе государства. Конституционным законом предусмотрено, что судебный иммунитет не применяется, если судья задержан на месте совершения любого преступления, а также при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Задержание судьи на месте совершения преступления может быть произведено сотрудником органа уголовного преследования (дознавателем, следователем, но не любым другим сотрудником правоохранительного органа), если за такое уголовное правонарушение может быть назначено уголовное наказание в виде лишения свободы. [4. п\п 23) ст. 7, п\п 1 ч. 2 ст. 128] Задержание лица по подозрению в совершении уголовного правонарушения не относится к мерам процессуального пресечения, а является мерой процессуального принуждения, применяемой должностным лицом органа уголовного преследования с целью пресечения совершаемого уголовного правонарушения и установления личности лица, его совершающего или совершившего. Для этого процессуального действия требуется несколько правовых условий: регистрация в ЕРДР сообщения о совершаемом или совершенном уголовном правонарушении; о задержании лица составляется протокол задержания, в котором указываются данные задержанного лица и описывается содержание деяния, в совершении которого подозревается задержанное лицо; о произведенном задержании уведомляется надзирающий прокурор; задержанное лицо подлежит немедленному освобождению, если основания для его задержания отсутствуют. [4. ч. 1 ст. 179, ст. 128, ч. 2 ст. 131, ст.133] Конституцией Казахстана установлено, что судья лишается неприкосновенности автоматически (без соответствующего согласия Президента или Сената Парламента Казахстана) в случае совершения тяжкого преступления, то Конституционным законом основание лишения судьи неприкосновенности дополнено указанием на совершение особо тяжкого преступления. Фактически лишение судьи любого суда неприкосновенности в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в случае задержания судьи дознавателем или следователем на месте совершения преступления, основано на правовой презумпции. В под презумпцией применительно к рассматриваемой ситуации будет пониматься предположение о том, что согласие Президента или Сената Парламента получено на уголовное преследование судьи. Конституционный принцип неприкосновенности судьи любого суда в случае подозрения судьи в совершении преступления любой категории образует один их элементов статуса судьи, не может применяться выборочно, а тем более при уголовном преследовании судьи. Происходит подмена статуса судьи основанием задержания судьи или категорией преступления, в совершении которого судья подозревается. В соответствии с Конституцией Казахстана имеются различия в процедуре лишения судьи неприкосновенности от уголовного преследования, если он совершает (совершил) преступление небольшой тяжести, средней тяжести - с предварительного согласия соответственно Президента или Сената Парламента Казахстана. Если же судья подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления - лишение судьи иммунитета от уголовного преследования презюмируется (предполагается) автоматическим. [6. ст. 11] Категория преступления устанавливается, исходя из тех признаков, которые характеризуют состав соответствующего преступления и вид и размер уголовного наказания при доказанности вины в совершении преступления. К категории тяжкого преступления отнесено запрещенное законом умышленное деяние, за совершение которого предусмотрено уголовного наказание свыше пяти и не более двенадцати лет лишения свободы. К категории особо тяжкого преступления относятся умышленные деяния, за совершение которых законом предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненное лишение свободы либо исключительная мера наказания в виде смертной казни. Квалификация деяния, то есть отнесение его к соответствующей категории преступления становится ясной, когда в отношении подозреваемого следователем вынесено согласованное с надзирающим прокурором постановление о квалификации деяния подозреваемого. [4. ст. 204] В уголовном досудебном и судебном производстве лицо подозревается в совершении преступления, а правовой вывод о том, что подозреваемый совершил преступление соответствующей категории тяжести может быть сделан только после того, как обвинительный приговор в отношении этого подозреваемого (подсудимого) вступит в законную силу. [4. ст. 470] Ни в Конституции Казахстана, ни в законе не прописаны процедуры лишения судьи неприкосновенности, если он подозревается в совершении не уголовного преступления, а уголовного проступка. [7. ч. 3 ст. 10] Такие правовые категории как «преступление» и «уголовный проступок» различаются не только по своей юридической природе, но и по процедуре досудебного расследования и уголовного судопроизводства. [4. гл. 55] Безусловный интерес представляет позиция законодателя относительно начатого досудебного расследования и процедур лишения судьи иммунитета неприкосновенности, подозреваемого в совершении уголовного преступления. Регистрация сообщение об уголовном правонарушении в ЕРДР, совершенном судьей местного суда или судьей Верховного Суда Казахстана, либо первое неотложное следственное действие (задержание на месте совершения преступления, осмотр местности, помещения, обнаружение и изъятие орудия преступления, вещественных доказательств, осмотр задержанного и его одежды) является началом досудебного расследования. О начале досудебного расследования в течение суток уведомляется прокурор как руководитель территориального органа прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью уголовного расследования. [4. п\п 22) ст. 7, ч.ч. 1, 4 - 6 ст. 58, ч. 1 ст. 179, ст. 193] Безусловно интресные положения предусмотрены в УПК по процедурам лишения иммунитета судье от уголовного преследования применительно к правомочиям Генерального Прокурора Казахстана. [4. ст. 550] 1. после регистрации повода к началу досудебного расследования в Едином реестре досудебное расследование в отношении судьи может быть продолжено только с согласия Генерального Прокурора Казахстана. Досудебное расследование образуется совокупностью следственных действий и процессуальных решений, которые могут быть направлены на поиск, изъятие и исследование вещественных доказательств, орудия совершения уголовного преступления, но которые будут проводиться без участия подозреваемого в совершении преступления судьи. Если же при составлении протокола о задержании подозреваемого будет установлено, что он является судьей, то такой подозреваемый подлежит немедленному освобождению. Процессуальные решения и следственные действия в отношении такого подозреваемого могут совершаться только после дачи согласия Президентом или Сенатом Парламента Казахстана на уголовное преследование судьи. Но Генеральный Прокурор Казахстана не обладает процессуальными полномочиями по продолжению или запрещению продолжения уголовного досудебного производства по уголовному правонарушению, в совершении которого подозревается судья. Поэтому предлагается абзац первый части первой статьи 550 УПК изложить в новой редакции: «1. После регистрации повода о совершенном судьей уголовном преступлении в Едином реестре досудебных расследований предварительное расследование проводится по установлению и закреплению вещественных доказательств и орудий совершения преступления, но без участия судьи в таком расследовании»; 2. В случаях, когда судья задержан на месте преступления либо установлен факт приготовления или покушения на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, досудебное расследование в отношении судьи может быть продолжено до получения согласия Генерального Прокурора Республики Казахстан, но с обязательным его уведомлением в течение суток. Редакция абзаца второго части первой статьи 550 УПК не корректна. Если судья задержан дознавателем или следователем в том месте, в котором совершались действия, внешне подпадающие под содержание объективной стороны конкретного состава преступления с прямым умыслом, то это не означает, что судья в силу презумпции невиновности и неприкосновенности совершил преступление. Судья может только задерживаться по подозрению в совершении деяния, обладающего признаками преступления. Использованные в норме закона формулировки «судья задержан на месте преступления» и «установлен факт приготовления или покушения на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо им совершено тяжкое или особо тяжкое преступление» юридически не корректны. Но такие термины могут обладать правовым значением только в том случае, если в отношении судьи вынесен обвинительный приговор, который вступил в законную силу. Если норма Конституции «говорит» о совершении судьей тяжкого преступления, то норма Конституционного закона и УПК уже «говорят» об установлении факта приготовления или покушения либо о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Но и в этих ситуациях судья обладает правовым принципом неприкосновенности, а расследование деяния, обладающего признаками предусмотренного уголовным законом умышленного преступления, требует того, чтобы судья был лишен неприкосновенности от уголовного преследования. Автоматическое лишение судьи иммунитета неприкосновенности от уголовного преследования законом не предусмотрено, поскольку такой способ лишения судьи иммунитета нарушает основной принцип равенства статуса всех судей как при отправлении правосудия, так и при совершении уголовных преступлений. Предлагается абзац второй части первой статьи 550 УПК исключить. 3. Генеральный Прокурор Казахстана в течение двух суток после получения уведомления изучает законность произведенных процессуальных действий и дает согласие на продолжение досудебного расследования с вынесением постановления об этом либо отказывает в этом с прекращением досудебного расследования. В случае, если досудебное расследование до получения согласия Генерального Прокурора Республики Казахстан продолжено незаконно, его результаты не могут быть допущены в качестве доказательств по уголовному делу. Содержание абзаце четвертого части 1 статьи 550 УПК позволяет сделать вывод о том, что Генеральный Прокурор Казахстана наделяется полномочиями надзирающего прокурора. Правом на дачу согласия на продолжение досудебного расследования не обладает ни один прокурор, если только по предусмотренным законом основаниям не принимает процессуальное решение о прерывании срока досудебного расследования либо о его прекращении. [4. ч. 1 ст. 35, ч. 4 ст. 45, ст. 126] Прекращение производства по уголовному правонарушению одновременно влечет утрату доказательственной силы любого доказательства, в том числе и того, которое не отвечает критерию допустимости. С учетом высказанных доводов предлагается абзац четвертый части 1 статьи 550 УПК исключить. 4. Постановление о квалификации деяния судьи любого суда судебной системы Казахстана, подозреваемого в совершении преступления, выносит только Генеральный Прокурор Казахстана. Статус подозреваемого в совершении преступления судья приобретает тогда, когда он задерживается в качестве такового по основаниям, установленным законом, и составлении протокола задержания. И только Генеральный Прокурор Казахстана выносит постановление о квалификации деяния подозреваемого судьи, а также об изменении квалификации деяния путем вынесения нового постановления. Но постановление о квалификации деяния судьи, подозреваемого в совершении уголовного преступления, может быть вынесено только после дачи согласия Президента или Сената Парламента Казахстана на лишение судьи неприкосновенности от уголовного преследования. Согласие Президента или Сената Парламента Казахстана на лишение неприкосновенности от уголовного преследования по подозрению судьи в совершении уголовного преступления дается на основании заключения Высшего Судебного Совета Казахстана. 5. Законом предусмотрено, что Генеральный Прокурор Казахстана вносит представление Президенту или в Сенат Парламента Казахстана о получении согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности (скорее всего, на уголовное преследование) по подозрению в совершении уголовного преступления. Такое представление вносится перед предъявлением судье постановления о квалификации его деяния, постановления о санкционировании следственным судьей следственного суда города Нур-Султана применение меры пресечения в виде содержания судьи под стражей, домашнего ареста, задержания, принудительного привода судьи в орган досудебного расследования. Между тем, Конституцией Казахстана установлено, что Президент или Сенат Парламента Казахстана рассматривают вопрос о лишении судьи неприкосновенности от уголовного преследования на основании заключения Высшего Судебного Совета Казахстана, а не на основании представления Генерального Прокурора Казахстана.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |