|
|
|
МИЛЛЕР А. Директор филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности г. Костанай
Экспертный обзор по исполнению государственными органами Республики Казахстан Национального плана РК в области прав человека на 2009-2012 гг.[1]
РАЗДЕЛ:Право на свободу от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания за период 2009-2012 г.
I. Введение
Данный экспертный обзор является вторым документом, анализирующим выполнение государственными органами положений Национального Плана РК в области прав человека на 2009-2012 гг. в сфере соблюдения права на свободу от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания за период 2009-2012 г. Документ в большей части не содержит общей информации, которая была представлена в первом экспертном обзоре. Задача данного исследования - описать проблемы законодательства и правоприменительной практики, в свете реализации Национального плана в области прав человека.
В обзоре использованы: результаты деятельности Коалиции НПО Казахстана против пыток (далее Коалиция)[2], данные предоставленные государственными органами, судебные решения, решения конвенционных органов ООН и другие документы, имеющиеся в открытом доступе.
II. Описание ситуации по рассматриваемому вопросу
С 1998 года Казахстан является участником Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, но ситуация с вопросами противодействия и искоренения пыток остается сложной.
В мае 2009 года, после визита в Казахстан, Специальный докладчик ООН по вопросу пыток заключил, что в Казахстане «применение пыток и жестокое обращение однозначно выходят за рамки отдельных случаев». В ежегодном докладе Международной Амнистии «Права человека в современном мире» за 2011 год отмечено, что из Казахстана как и прежде поступало большое количество сообщений о пытках и «…Подобные нарушения прав человека по-прежнему оставались безнаказанными…».
Согласно данным Коалиции, количество обращений по факту применения пыток в Казахстане по-прежнему не снижается. Если за 2011 год Коалиция НПО Казахстана против пыток зафиксировала 411 обращений от граждан, подвергшихся жестокому обращению, то за 5 месяцев 2012 года уже зарегистрировано 115 таких сообщений (для сравнения: в 2010 году - 263 жалобы, в 2009 году - 286 жалоб, в 2008 г. - 212, в 2007 г. - 178, в 2006 г. - 137). Как отмечается - большая часть заявлений - это жалобы на пытки со стороны сотрудников полиции, а целью пыток в таких случаях представляется получение признательных показаний и «явок с повинной». Вторая большая часть жалоб продолжает поступать из исправительных учреждений, где целью пыток, жесткого обращения является принуждение к совершению каких-либо действий (принуждение к неоплачиваемому труду, сотрудничеству с администрацией ИУ с целью доноса на других заключенных и т.д.), а так же с целью унизить, запугать; нередко заключенные сообщают о преследовании за подачу жалоб.
В тоже время можно отметить, что за время реализации Национального плана был достигнут некоторый прогресс в вопросе расследования фактов пыток, жестокого обращения, и привлечения лиц, виновных в данных преступлениях, к уголовной ответственности. Согласно информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратурой РК за 2009 год по статье «Пытки» было возбуждено три уголовных дела, из них по двум вынесен обвинительный приговор. В 2010 году по статье «Пытки» возбуждено уже 13 уголовных дел, а за 6 месяцев 2011 года возбуждено 5 уголовных дел в отношении сотрудников органов уголовного преследования.
За период реализации Национального плана был принят ряд изменений направленных на борьбу с пытками и их превенцию, но, к сожалению, они мало повлияли на правоприменительную практику.
Законодательные изменения и правоприменительная практика
28 декабря 2009 года принято Нормативное постановление Верховного Суда РК № 7 «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания». Данный документ принят в целях правильного и единообразного применения в уголовном судопроизводстве норм Конституции и законов Республики Казахстан, обеспечивающих личную свободу и неприкосновенность достоинства человека, а также надлежащего выполнения обязательств, вытекающих из Конвенции ООН против пыток.
А в марте 2012 года в Конституционный Совет РК поступило обращение Премьер-Министра РК, которое касалось понятия «задержание», использованного в пункте 2 статьи 16 Конституции, и порядка исчисления конституционных сроков. Постановлением Конституционного Совета от 29 марта 2012 года № 3/1 под «задержанием» в конституционно-правовом значении следует понимать меру принуждения, выражающуюся в кратковременном, не более семидесяти двух часов, ограничении личной свободы человека в целях пресечения правонарушения или обеспечения производства по уголовным, гражданским и административным делам, а также применения иных мер принудительного характера, и осуществляемую уполномоченными государственными органами, должностными и иными лицами на основании и в порядке, предусмотренными законом. При этом Конституционный Совет отмечает, что законодателем могут быть установлены и меньшие, в пределах семидесяти двух часов, сроки для принятия соответствующего решения.
Началом срока задержания является тот час, с точностью до минуты, когда ограничена свобода задержанного лица, включая свободу передвижения - принудительное удержание в определенном месте, принудительное доставление в органы дознания и следствия (захват, закрытие в помещении, принуждение пройти куда-либо или остаться на месте и т. д). Моментом окончания этого срока является истечение семидесяти двух часов, исчисляемых непрерывно со времени фактического задержания.
К сожалению, на практике распространено нарушение сроков составления протокола, нередки факты когда человека необоснованно доставляют в РОВД «для установления личности», содержат в патрульной машине или в кабинете без процессуального статуса и разъяснения соответствующих прав. Закон не обязывает полицейских объявлять человеку о его статусе задержанного, или уведомлять о причинах задержания и правах.
В целях повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе 1 февраля 2010 года Генеральным прокурором Республики Казахстан был издан приказ «Об утверждении Инструкции о проверке заявлений о пытках и иных незаконных методах, связанных с жестоким обращением с лицами, вовлеченными в уголовный процесс и содержащихся в специализированных учреждениях, и их предупреждению». Инструкция предусматривает по делам о пытках, вызвавшим «широкий общественный резонанс» проведение проверки специальными прокурорами.
В целях своевременного и качественного медицинского освидетельствования на предмет наличия телесных повреждений в январе - феврале 2010 года утвержден совместный приказ Министерства здравоохранения РК, Министерства юстиции РК, Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел РК «Об обеспечении обязательного участия специалистов в области судебной медицины в проведении медицинского освидетельствования на предмет наличия телесных повреждений у лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и учреждениях уголовно-исполнительной системы». Документ устанавливает, что медицинское освидетельствование проводится специалистами РГКП «Центр судебной медицины» Министерства здравоохранения РК.
Но на практике данные документы практически не работают. Например, члены Коалиции в Астане отмечают, что правоохранительными органами, в том числе прокуратурой, не принимаются эффективные меры по расследованию заявлений о пытках, закрепленные в вышеназванных документах. Такой вывод сделан на основании анализа обращений филиала КМБПЧ и СЗ в г. Астана в правоохранительные органы по фактам пыток: все без исключения ответы имеют одно содержание - доводы заявителей о применении к ним физического и психологического насилия не нашли своего подтверждения. В связи с чем, возникает обоснованный вопрос качества подобных проверок.
В феврале 2010 года принят совместный приказ Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерство юстиции, Комитета национальной безопасности и Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью «О взаимодействии правоохранительных органов и субъектов гражданского общества при осуществлении проверок жалоб о пытках и иных недозволенных методах ведения дознания и следствия, а также уголовного преследования по данным фактам, направленный на обеспечение всестороннего и объективного рассмотрения заявлений и сообщений о пытках и иных недозволенных методах ведения следствия и дознания». Документ допускает участие Общественных наблюдательных комиссий (далее ОНК) в совместных проверках по фактам пыток, а также предусматривает приобщение к материалам проверки собранные ОНК в ходе посещения материалы, которые должны учитываться при принятии процессуального решения.
К сожалению, данные нормативно-правовые акты слабо повлияли на правоприменительную практику. Например, члены Коалиции из г. Уральск, Западно-Казахстанской области отметили, что при каждом обращении в органы прокуратуры ссылаются на вышеназванный приказ о сотрудничестве, ходатайствуя о включении их в проверку по фактам пыток. Но их ходатайства пока не были удовлетворены (за 5 месяцев 2012 года таких обращений было 17).
За период реализации Национального плана статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за пытки претерпела изменения. Законом РК от 18 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» была перенесена из главы «Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний» в главу «Преступления против конституционных и иных прав человека и гражданина». В определение «Пытки» был внесен квалифицирующий признак за пассивное применение пыток. Однако, никаких изменений касательно увеличения срока наказания по-прежнему не последовало.
Вышеназванным законом также были внесены изменения в статью 192 Уголовно-процессуального кодекса РК, определяющую подследственность уголовных дел. Так по статье 141-1 УК РК «Пытки» предварительное следствие производится органами внутренних дел или финансовой полиции, возбудившими уголовное дело в отношении лица, не являющегося сотрудником этого органа.
На практике, уголовные дела за применение пыток чаще возбуждаются по статье «Превышение власти или должностных полномочий», а доследственная проверка проводится региональными службами Департаментов собственной безопасности МВД. Такие проверки носят конфиденциальный, закрытый, внутриведомственный характер, а. заявитель лишен доступа к материалам проверки. Как правило, такие проверки заканчиваются отказом в возбуждении уголовного дела.
В качестве примера здесь можно привести ответ прокуратуры г. Рудный по запросу членов Коалиции из г. Костанай о проведении проверки по заявлению о пытках в полиции независимым органом - Департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. И.о. прокурора г. Рудный отметил, что положения ст. 192 УПК РК «применимы лишь при наличии возбужденного уголовного дела, тогда как сотрудниками УСБ ДВД Костанайской области проведена доследственная проверка»[3]. Таким образом, даже после внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс заявления о пытках и жестоком обращении в полиции, направляют для проведения доследственной проверки и принятия процессуального решения в органы полиции. К сожалению, в данном случае, более чем трехмесячная проверка не принесла результатов. Жалобы в Генеральную прокуратуру также не были эффективными - «причинной связи между телесными повреждениями и признательными показаниями … установлено не было».
По-прежнему остается открытым вопрос соразмерности и справедливости наказания за пытки, тяжести совершенного преступления. Так, например, старший оперуполномоченный отделения криминальной полиции Центрального отдела полиции УВД г. Костанай - Мухаметкалиев А., принуждал двух задержанных признаться в угоне автомобиля. Для этого, с неустановленным следствием лицами, он пытал задержанных, нанося удары по различным частям тела. Жертвы сообщили, что их били резиновой дубинкой по ногам, а так же в грудь и солнечное сплетение, надевали на голову пакет, перекрывая доступ воздуха. Один из потерпевших в суде рассказал, что его ударили в лоб, от чего он упал, но избиения не прекратились, а продолжились с новой силой с двух сторон, после этого он потерял сознание «Пришел в себя от того что замерз, т.к. лежал на бетонном полу»[4].
Экс-полицейский Мухаметкалиев А. был признан виновным по статье 141-1 части 2 пункту «а» УК РК (пытки, совершенные группой лиц или группой лиц по предварительному сговору) и ему было назначено наказание 1 год 6 месяцев лишения свободы условно, с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на 2 года. В ходе судебного заседания потерпевшие отказались от каких-либо претензий и просили не лишать подсудимого свободы. Суд апелляционной инстанции изменил приговор, и экс-полицейский за пытки получил полтора года лишения свободы в колонии общего режима.
Со времени передачи в августе 2011 года системы исполнения наказаний в ведение Министерства внутренних дел — Коалиция отмечает увеличение трудностей в работе ОНК. Участились факты, когда Комиссиям незаконно отказывают в посещении мест лишения свободы.
Государственные органы до сих пор не выполнили ряд рекомендаций Специального докладчика ООН против пыток. В частности, в исправительных учреждениях отсутствует предусмотренный международными стандартами «доступный канал подачи жалоб». В тех редких случаях, когда такие каналы формально существуют, жалобы изымаются и подвергаются цензуре.
С недавних пор (согласно письма № 14/12-2-4-888 от 21.04.2011г. за подписью председателя Комитета Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК С. Кусетова) членам Коалиции запрещен «перекрестный мониторинг» мест лишения свободы, при котором ОНК одной области проводят мониторинг учреждений другой области. В прошлом, такой мониторинг доказал свою эффективность, выявив пытки, приведшие к наказанию сотрудников УИС в Акмолинской области и ряд нарушений прав заключенных в колониях Северно-Казахстанской области.
III. Оценка выполнения национального плана РК в области прав человека на 2009-2012 годы
Национальный план содержит анализ национального законодательства и правоприменительной практики на предмет соответствия международным стандартам о правах человека, а также формирует основные направления внешней и внутренней политики в сфере прав человека. В разделе «Право на свободу от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания» дается обзор законодательных, практических и институциональных изменений в Казахстане по данному вопросу за годы независимости страны, а также поднимаются проблемные вопросы в борьбе с пытками. Документ содержит перечень из 10 мероприятий, которые государство планирует осуществить за 2009-2012 годы. Как отмечалось в предыдущем обзоре, плохое освещение в СМИ вопросов связанных с исполнением Национального Плана, отрицательно сказывается на совершенствовании механизмов реализации конституционных прав граждан, которые обозначены в Национальном Плане как конечный результат всех мероприятий. К сожалению, в ходе подготовки данного обзора, не удалось найти отдельного отчета государства о реализации мероприятий, обозначенных в Национальном плане. Кроме того, данные мероприятия слабо повлияли на правоприменительную практику. 1. Одно из первых мероприятий обозначенных в Плане - Подготовить и принять постановление Правительства РК о реализации рекомендаций Комитета ООН против пыток Постановление было принято 4 февраля 2010, практически все рекомендации Комитета ООН против пыток от 2008 года нашли отражение в этом документе. 2. Проведение международной конференции по обсуждению рекомендаций Комитета ООН против пыток по результатам рассмотрения доклада Республики Казахстан о выполнении Конвенции против пыток и возможных моделей национальных превентивных механизмов предотвращения пыток, создание которых в течение года предусмотрено Факультативным протоколом к Конвенции против пыток. За время реализации Плана прошел ряд мероприятий по вопросам создания НПМ, которые были организованы по инициативе и финансовой поддержке международных и неправительственных организаций, где государственные органы выступили партнерами. 3. Разработать законодательные предложения по внесению изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан, в том числе по приведению определения «пытки» в соответствие со ст.1 Конвенции против пыток, гарантиям соблюдения всех прав задержанных с момента задержания, обеспечению эффективных средств правовой защиты лиц, которым угрожает выдворение, депортация, высылка или выдача. Как отмечалось выше, статья УК РК «Пытки» была реформирована и перенесена в главу «Преступления против конституционных и иных прав человека и гражданина», однако, как было отмечено в разделе 2 данного обзора — далеко не всегда акты пыток квалифицируются по данной статье, а наказание соответствует тяжести преступления. Законом РК от 18.01.11 г. № 393-IV статья 532 Уголовно-процессуального кодекса РК «Отказ в выдаче» дополнена пунктом 5, в соответствии с которым: «выдача не допускается, если:... имеются основания полагать, что лицо может быть подвергнуто угрозе применения пыток в запрашивающем государстве».К сожалению, на практике данная норма не работает. В Комитете ООН по правам человека и Комитете ООН против пыток рассматривается на данный момент ряд дел по вопросам экстрадиции, произведенной в нарушение международного и национального законодательства в такие страны как Узбекистан, Кыргызстан, Китай. За 2011 и 2012 годы вынесено уже два решения против Республики Казахстан по незаконной экстрадиции. Так, в Комитет ООН по правам человека обратился Аршидин Исраил, гражданин Китая уйгурского происхождения, который содержался под стражей в одном из следственных изоляторов Казахстана в ожидании экстрадиции в Китай после получения отказа в предоставлении ему убежища в Казахстане. «Комитет, действуя через своего Специального докладчика по новым сообщениям и временным мерам, обратился к государству-участнику с просьбой не экстрадировать г-на Исраила в Китай до завершения рассмотрения его дела»[5]. Во время регистрации сообщения его автор утверждал, что в случае экстрадиции, он будет подвергнут пыткам и приговорен к смертной казни в Китае. Но Казахстан проигнорировал просьбу Комитета и выдал заявителя Китаю. По данному делу 1 декабря 2011 года Комитет ООН по правам человека вынес решение, в котором, в том числе установил, что выдав заявителя в Китай, Казахстан нарушил право заявителя на жизнь, право на свободу от пыток. Комитет рекомендовал Казахстану «...обеспечить автору сообщения эффективное средство правовой защиты, включая надлежащую компенсацию.» и «...предотвращать подобные нарушения в будущем». 1 июня 2012 года против Казахстана вынесено решение Комитетом ООН против пыток по делу об экстрадиции в прошлом году в Узбекистан 29 искателей убежища. Комитет против пыток признал, что в данном деле Казахстан нарушил статью 3 (запрет выдачи в страну, если существуют серьезные основания полагать, что человеку может угрожать там применение пыток) Конвенции ООН против пыток. В своем решении Комитет принял всю аргументацию заявителей, включая просьбу о возврате 29 узбекских беженцев в Казахстан и выплату им компенсаций. 4. Разработка законодательных предложений (проекта Закона) по созданию национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток. В Плане законопроектных работ Правительства на 2012 год представление в Парламент законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национальных превентивных механизмов, направленных на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» было намечено на март 2012 года. 19 апреля в Мажилисе Парламента РК офисом Международной тюремной реформы в Центральной Азии, в партнерстве с Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК, Институтом открытого общества проведена презентация двух законопроектов: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» - обновленный вариант законопроекта разработанного Министерством юстиции РК и законопроект «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания», подготовленный экспертами Международной тюремной реформы. В мае 2012 года была сформирована Рабочая группа по вышеназванному законопроекту Министерства юстиции, в которую вошли депутаты различных Комитетов. Приглашенными членами рабочей группы стали Министерство юстиции, Верховный суд, Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Комитет уголовно-исполнительной системы, Министерство образования и науки, Комитет национальной безопасности, финансовая полиция, Министерство финансов, партия «Нур Отан», ряд международных и неправительственных организаций. В целом, предлагаемый законопроект вызывает критику со стороны международных и неправительственных организаций по целому ряду вопросов, можно отметить наиболее актуальные: - проект закона вносит изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов. Данная методология может привести к ограничению мандата НПМ, возникновению противоречий, что в общем, крайне негативно отразится на работе НПМ в целом; - финансирование деятельности НПМ через систему государственного социального заказа - такая схема финансирования противоречит принципам ФПКПП и «Руководящим принципам, касающимся национальных превентивных механизмов[6]», когда «НПМ должен пользоваться полной финансовой и функциональной самостоятельностью при выполнении своих функций». Также Подкомитет по предупреждению пыток отметил, что подобный способ финансирования может затронуть независимость НПМ и доступность необходимых ресурсов;- ряд учреждений, которые по смыслу Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток должны подпадать под мандат НПМ (воинские учреждения, детские учреждения, психиатрические больницы, социальные учреждения ит.д.) не охватываются предложенным законопроектом. Согласно комментариям Подкомитета ООН по предупреждению пыток от 18 июня 2012 года, представленным по запросу правозащитных организаций, места посещения НПМ необходимо понимать весьма широко. Подкомитет отметил - это означает, что термин включает (но не ограничивает) например такие учреждения как: тюрьмы (гражданские и военные), отделения полиции, следственные изоляторы, психиатрические учреждения и центры психического здоровья, ювенальные места заключения, места заключения мигрантов и учреждения социального обслуживания. Таким образом, в сегодняшнем виде законопроетк будет препятствовать надлежащему исполнению обязательств по Факультативному протоколу. 5. Разработать проект Закона по приведению института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в соответствие с Парижскими принципами относительно национальных учреждений по правам человека. К сожалению, ни в Плане законопроектных работ Правительства на 2012 год, ни в Перспективном плане законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2012 - 2013 годы не упоминается о данном законопроекте. 6. Разработка инструктивного и методического материала для сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарной системы, общественных мониторов, касающегося деятельности национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток. По данным мероприятиям нет никакой информации. Общественные мониторы не получали какого-либо методического материала, касающегося деятельности НПМ, и не привлекались к обсуждению проектов подобных материалов. Также, например, не обсуждались и данные вопросы на уровне Академии Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК. 7. Обсуждение проектов законов по созданию национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток и приведению института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в соответствие с Парижскими принципами относительно национальных учреждений по правам человека с проведением круглого стола(конференции) Данное мероприятие перекликается с мероприятиями 4 и 5, информация о ходе их реализации приведена выше. Данное мероприятие выполнено частично. Нет информации об обсуждении проекта закона по приведению института Уполномоченного по правам человека в соответствие с Парижскими принципами. 8. Создание национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток в соответствии с обязательствами Республики Казахстан по Факультативному протоколу к Конвенции против пыток. Как указывалось выше, механизм (ы) по-прежнему не создан (ы), хотя в Национальном плане отмечен срок реализации данного мероприятия - 2010 год; продолжается широкое обсуждение проекта закона; есть предположения, что НПМ будет создан в 4 квартале 2012 года. 9. Осуществление комплексного обучения сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарной системы, прокуратуры, судебных органов, общественных мониторов в рамках национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток международным стандартам и процедурам защиты от пыток. По данному мероприятию нет никакой информации. Также нет информации о том, чтобы общественные мониторы привлекались к подобному обучению. 10. Проведение широкой разъяснительной кампании по разъяснению порядка создания и принципов деятельности национальных превентивных механизмов по предупреждению пыток. Данное мероприятие не было реализовано. Учитывая, что до сих пор идут споры по ряду концептуальных вопросов, априори проведение мероприятий по разъяснению порядка создания и принципов деятельности в ПНМ не возможно. Хотя, можно было бы начать работу в этом направлении, поднимая международные стандарты и обсуждая практики других стран.
IV. Рекомендации
1. Национальный план в области прав человека был широко презентован государством, но к сожалению, его реализация такого освещения не получила, поэтому необходимо проводить в СМИ широкое освещение реализуемых мероприятий, а также рассмотреть возможность подготовки и презентации отдельного государственного доклада с анализом выполнения данного Плана; 2. Для более эффективной реализации Плана необходимо назначить ответственных лиц, которые после сроков, установленных в плане, сообщали о том, удалось ли реализовать данное мероприятие, и если нет - в чем причина; 3. Государству необходимо в ближайшее время назначить один или несколько НПМ, которые бы в полной мере соответствовали ФПКПП; 4. Необходимо вернуться к обсуждению отдельного законопроекта об Уполномоченном по правам человека и его институциональной реформе; 5. Государству следует строго следовать нормам национального и международного законодательства по вопросам экстрадиции; 6. Любой факт пытки должен быть расследован в соответствии со статьей 12 Конвенции ООН против пыток: быстро, независимо и эффективно; 7. По всем принятым изменениям и дополнениям в законодательстве в рамках реализации Плана, необходимо улучшать правоприменительную практику.
Июнь 2012 г.
[1] Данный обзор подготовлен Центром исследования правовой политики в рамках партнерского проекта «Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности» (КМБПЧ и СЗ), Международного центра журналистики MediaNet и Центра исследований правовой политики LPRC «Мониторинг исполнения Республикой Казахстан Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг.» при поддержке Европейского Союза. Мнения и взгляды, содержащиеся в заключении, не отражают точку зрения Европейского Союза. [2] Коалиция НПО Казахстана против пыток объединяет ведущие казахстанские правозащитные организации: Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Общественный фонд «Хартия за права человека», Международный центр журналистики MediaNet, Центр исследования правовой политики LPRC, Центр развития и адаптации «Феникс», Южно-казахстанская ассоциация юристов, ОНК по ЮКО, ОО «Региональный центр новых информационных технологий», ОНК по СКО, Общественный Фонд «Аман-саулык», Феминистская Лига, Детский Фонд Казахстана, Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива», Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека, а также независимых экспертов Т. Чернобиль, Г. Салимбаеву. Партнерами Коалиции, в частности, являются Представительство Международной тюремной реформы в Центральной Азии, Правовая инициатива Института Открытого Общества, Представительство Фридом Хаус в Казахстане. [3] См в приложении ответ и.о. прокурора г. Рудного А. Курманова от 05.12.2011 исх№ 15/1080-11. [4] См. в приложении приговор Костанайского городского суда №2 от 28 марта 2012 года. [5] См в приложении решение Комитета ООН по правам человека по данному делу - Сообщение № 2024/2011 CCPR/C/103/D/2024/2011. [6] Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Двенадцатая сессия. Женева, 15-19 ноября 2010 года. САТ/ор/12/5.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |