|
|
|
АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ,
Е. Нестерова, преподаватель КазГЮА
К полномочиям субъектов, основанным на государственной собственности, относится право передавать государственное имущество в аренду. В РК отсутствует отдельный нормативно-правовой акт, специально посвященный вопросам аренды государственного имущества, в отличие, например, от Украины, где действует закон об аренде государственного и коммунального имущества, Азербайджана, где принят указ о мерах эффективного использования государственного имущества, сданного в аренду, и других государств. Нормы правового регулирования вопросов аренды государственного имущества в РК в основном содержатся в ГК и некоторых подзаконных актах. Порядок передачи в аренду имущества, закрепленного за административно-территориальной единицей, устанавливается также специальными актами соответствующих акимов и акиматов.
Стороны договора
По общему правилу, арендодателем в отношении объектов права республиканской государственной собственности выступает Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК (далее - Госкомимущества). При передаче в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении республиканских государственных предприятий, в качестве наймодателя выступают сами республиканские государственные предприятия. При этом решение о передаче в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении республиканского государственного предприятия, на срок до трех лет принимается государственным предприятием самостоятельно, а передача в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении республиканского государственного предприятия, на срок свыше трех лет, а также имущества, находящегося в оперативном управлении республиканского государственного предприятия (казенного), может осуществляться предприятием только после согласования с Госкомимущества и с письменного согласия последнего. Передача в аренду стратегически важных объектов республиканских государственных предприятий осуществляется на основании отдельных решений Правительства РК. При передаче в аренду имущества, находящегося на балансе республиканских государственных учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности, за исключением Национального банка РК, и независимо от срока действия договора арендодателем выступает Госкомимущества. Уполномоченными государственными органами, осуществляющими передачу в аренду объектов права государственной коммунальной собственности, выступают, как правило, департаменты по управлению коммунальной собственностью (управления коммунальной собственностью), которые являются структурными подразделениями акиматов соответствующих административно-территориальных единиц. В договорах аренды имущества, закрепленного за коммунальными государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, арендодателями выступают сами государственные предприятия, которые в установленных законодательством случаях должны получить на это согласие уполномоченного государственного органа. Особого внимания заслуживает точка зрения, согласно которой при передаче в аренду имущества, закрепленного за государственными предприятиями, договор аренды заключается тремя сторонами - уполномоченным органом (арендодателем), предприятием (балансодержателем) и арендатором. Думается, что такая позиция не верна, поскольку арендодателем и, соответственно, стороной договора в данном случае выступает само предприятие, а уполномоченный орган должен лишь дать письменное согласие на заключение договора аренды. Никаких прав и обязанностей по договору аренды у него не возникает. Следовательно, уполномоченный орган не является стороной договора аренды. В практике заключения договоров аренды государственного имущества нередко возникают имущественные споры между государственными органами и частными лицами по поводу разграничения компетенции Госкомимущества и департаментов по управлению коммунальной собственностью отдельных административно-территориальных единиц. Так, Алматинский городской суд, рассмотрев исковое заявление Госкомимущества к ТОО «Асар» о выселении последнего из нежилого помещения, находящегося в г. Алматы, установил, что ТОО «Асар» заключило договор аренды указанного помещения с Госкомимущества сроком на один год. После истечения срока действия указанного договора ТОО «Асар» заключило договор аренды этого же помещения с Департаментом по управлению коммунальной собственностью г. Алматы. Госкомимущества, в свою очередь, расценив действия ТОО «Асар» как неправомерные и потребовав от последнего освободить спорное помещение, передало его в аренду третьему лицу. Суд удовлетворил исковое заявление Госкомимущества. При этом суд верно установил, что Департамент по управлению коммунальной собственностью г. Алматы не был уполномочен заключать договор аренды спорного помещения. Указанный орган вправе выступать арендодателем только в отношении объектов, находящихся в коммунальной государственной собственности. В соответствии с постановлением Правительства «О видах государственной собственности в отношении организаций и объектов, расположенных на территории г. Алматы» № 1141 от 9 ноября 1998 г. спорный объект находится в республиканской государственной собственности. Соответственно, Департамент по управлению коммунальной собственностью г. Алматы не имел никаких полномочий в отношении указанного объекта. Однако судом не выяснены следующие, имеющие существенное значение, обстоятельства: в связи с чем департамент по управлению коммунальной собственностью, несмотря на отсутствие у него соответствующих полномочий, все же заключил спорный договор аренды; правомерны ли действия департамента по управлению коммунальной собственностью; причинены ли действиями департамента убытки ТОО «Асар»; подлежат ли они возмещению. Но если учесть, что суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, а ответчик не ставил перед судом указанные вопросы, то с решением суда следует согласиться. Важным вопросом является определение прав и обязанностей арендодателя по договору аренды государственного имущества. Поскольку государство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (ст. ст. 111, 112 ГК РК), «государственные» арендодатели обладают тем же набором прав и обязанностей, что и «негосударственные». Поэтому государственные органы - арендодатели государственного имущества - обязаны соблюдать требования Гражданского кодекса при применении к частным арендаторам мер ответственности за нарушение договора аренды государственного имущества. Так, Алмалинский районный суд г. Алматы, рассмотрев исковое заявление ТОО «Сактык» к Департаменту по управлению коммунальной собственностью г. Алматы, решил, что департамент был не вправе в одностороннем порядке расторгать договор с ТОО «Сактык». В ходе судебного разбирательства суд установил, что между ТОО «Сактык» и департаментом по управлению коммунальной собственностью был заключен договор аренды нежилого помещения сроком на один год. После истечения указанного срока истец продолжал перечислять арендную плату, а ответчик ее принимал и никаких требований о расторжении договора не предъявлял. При этом в нарушение п. 1 ст. 551 ГК РК арендатор без согласия департамента сдавал спорное нежилое помещение в субаренду. Узнав об этом, департамент расторгнул договор аренды с ТОО «Сактык». Однако в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 556 ГК РК договор аренды может быть расторгнут по инициативе арендодателя только в судебном порядке, если арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначением имущества, несмотря на письменное предупреждение арендодателя о прекращении таких действий. Письменное предупреждение в адрес арендатора Департаментом по управлению коммунальной собственностью г. Алматы не направлялось. Судебное производство по этому вопросу не возбуждалось. Поэтому суд верно установил, что согласно ст. 558 ГК РК договор аренды нежилого помещения между ТОО «Сактык» и департаментом по управлению коммунальной собственностью считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, а основания для его расторжения отсутствуют.
Арендаторы
Арендатором по договору аренды государственного имущества может выступить любое физическое или юридическое лицо, в том числе и государственное юридическое лицо. При этом государственные учреждения и казенные предприятия, как правило, освобождаются от арендной платы. Выбор арендатора, по общему правилу, осуществляется на тендерной основе. Исключением является предоставление по решению правительства в аренду стратегически важных объектов республиканских государственных предприятий и предоставление республиканскими предприятиями с письменного согласия уполномоченного органа помещений площадью до 100 кв. м, оборудования балансовой стоимостью не более 150-кратного месячного расчетного показателя и помещений учебных заведений и научных организаций на срок не более одного месяца для проведения курсовых занятий, конференций, семинаров, концертов и спортивных мероприятий. Нередко на практике заключаются договора о сотрудничестве, совместной деятельности и т.п. с целью прикрыть аренду и тем самым заключить договор, минуя проведение тендера. При выявлении таких нарушений указанные сделки должны признаваться недействительными, как не соответствующие требованиям законодательства (ст. ст. 158, 160 ГК РК). Действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения на участие в договоре аренды государственного имущества лиц, не обладающих правом заниматься теми видами деятельности, осуществление которых обязательно при использовании передаваемого в аренду объекта (например, ввиду отсутствия соответствующей лицензии). Думается, арендодатель вправе принять решение об отказе заключить договор с лицом, которое не обладает правом заниматься той деятельностью, осуществление которой необходимо при использовании объекта. Но, на наш взгляд, в законодательстве необходимо установить соответствующие ограничения, аналогичные тем, что действуют в законодательстве о приватизации: покупателями при приватизации не могут быть юридические лица, которые в соответствии с законодательными актами РК или учредительными документами не вправе заниматься теми видами деятельности, осуществление которых является условием продажи объекта приватизации (см. п. 4 ст. 2 Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «О приватизации» от 23 декабря 1995 г.).
Объекты аренды
В качестве объектов аренды могут выступать находящиеся в государственной собственности земельные участки и другие природные объекты (участки леса, водные объекты и т.п.), здания и сооружения, в том числе относящиеся к памятникам архитектуры, истории и культуры, предприятия как имущественный комплекс, иное недвижимое имущество, имущество, находящееся на балансе государственных предприятий и учреждений, транспортные средства, оборудование и иное движимое имущество. Казахстанским законодательством не установлено каких-либо расхождений в вопросах регулирования аренды движимого и недвижимого государственного имущества в отличие, например, от Азербайджанской Республики, где режим аренды государственного имущества различается в зависимости от того, является ли имущество движимым или недвижимым. Исключительными полномочиями по сдаче в аренду недвижимого государственного имущества на территории Азербайджана наделен комитет по госимуществу. В отношении аренды движимого государственного имущества установлено, что договоры о сдаче в аренду и пользование такого имущества могут заключаться только с согласия Госкомимущества. В РК установлено особое правовое регулирование вопросов передачи в аренду объектов, относящихся к государственному жилищному фонду. Согласно п. 1 ст. 602 ГК РК договор найма жилища в домах государственного жилищного фонда заключается на основании решения местного исполнительного органа о предоставлении жилища. Условия предоставления жилища из государственного жилищного фонда, права и обязанности сторон, основания изменения и расторжения договора аренды регулируются также Законом РК «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 г. и постановлением Правительства РК «О порядке предоставления, найма и эксплуатации жилищ из государственного жилищного фонда» от 2 сентября 1999 г. На практике нередко возникают имущественные споры по поводу разграничения объектов республиканской собственности в приватизированных жилых домах и объектов кондоминиума. Пункт 647 Перечня объектов, остающихся в государственной республиканской собственности, утвержденного постановлением № 1141 от 9 ноября 1998 г., устанавливает, что все государственные встроенные помещения в приватизированных жилых домах г. Алматы отнесены к объектам республиканской собственности. В соответствии с постановлением Правительства РК от 17 апреля 1997 г. № 570 «О мерах по поддержке деятельности потребительских кооперативов собственников квартир» нежилые помещения в жилых домах (за исключением частей дома, которые в соответствии со статьей 31 Закона РК «О жилищных отношениях» принадлежат собственникам помещений на праве общей собственности) являются государственной собственностью и подлежат приватизации в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, следует четко разграничить нежилые помещения в приватизированных домах, относящиеся к государственной республиканской собственности, находящиеся в ведении Госкомимущества, и объекты кондоминиума, которыми управляют кооперативы собственников помещений (квартир). В Законе «О жилищных отношениях» дается следующее определение нежилых помещений: «…отдельное помещение, используемое для иных, чем постоянное проживание, целей (магазин, кафе, мастерская, контора и тому подобное), за исключением частей жилого дома (жилого здания), являющихся общим имуществом». Исходя из этого определения, на практике достаточно сложно разграничить объекты кондоминиума и нежилые помещения, находящиеся в республиканской собственности. Так, между территориальным комитетом государственного имущества и приватизации г. Алматы и потребительским кооперативом собственников квартир «Поколение» возник спор по поводу встроенного нежилого помещения, которое было зарегистрировано в качестве объекта кондоминиума за кооперативом собственников квартир. Истец - территориальный комитет государственного имущества и приватизации г. Алматы предъявил требования о признании государственной регистрации указанного объекта недействительной и о выселении ПКСК «Поколение» из встроенного нежилого помещения. Суд, рассматривавший дело, решил, что ПКСК «Поколение» незаконно занимает встроенное нежилое помещение. Суд отнес указанный объект к нежилым помещениям, руководствуясь заключением Департамента архитектуры и градостроительства г. Алматы, согласно которому спорные нежилые помещения имеют капитальное ограждение от основных помещений жилого дома; элеваторный и водомерный узлы, электрощит расположены вне спорных помещений и имеют самостоятельный вход. Однако данное заключение вряд ли можно было использовать в качестве доказательства принадлежности спорного объекта к государственному нежилому помещению, так как в законодательстве не содержится подобных критериев отнесения объектов к государственным нежилым помещениям. Предметом другого аналогичного спора между КСК и Госкомимущества явился цокольный этаж многоквартирного жилого дома, зарегистрированный в качестве объекта кондоминиума. КСК на протяжении нескольких лет сдавал указанный объект в аренду частному предпринимателю. Однако в 2003 г. арендатор, несмотря на заключенный с КСК договор аренды, отказался произвести очередной арендный платеж, мотивируя это тем, что арендуемый объект находится не в ведении КСК, а относится к государственной собственности, т.е. находится в ведении Госкомимущества. Комитет госимущества, в свою очередь, предъявил иск об истребовании цокольного этажа из чужого незаконного владения. Суд, рассматривавший дело, удовлетворил требования Госкомимущества, установив право государственной республиканской собственности на цокольный этаж многоквартирного жилого дома, мотивируя свое решение ссылкой на п. 3 постановления Правительства РК от 17 апреля 1997 г.: неприватизированные нежилые помещения в жилых домах (за исключением тех частей дома, которые в соответствии со ст. 31 Закона РК «О жилищных отношениях» принадлежат собственникам помещений на праве общей собственности) являются государственной республиканской собственностью. Данное решение суда является неверным, поскольку суд не учел, что в спорном помещении размещены инженерные домовые сети, которые не могут быть проложены иным образом, т.е. вне дома. В соответствии со ст. 31 Закона «О жилищных отношениях» к объектам кондоминиума относятся подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, внеквартирные либо общедомовые инженерные системы и оборудование, земельный участок, включая элементы благоустройства, и другое имущество общего пользования. Таким образом, цокольный этаж, отведенный специально для размещения общедомовых инженерных сетей, должен быть отнесен к объектам кондоминиума и находиться в ведении КСК. Так как нежилые помещения в приватизированных домах, как правило, используются Госкомимущества в целях сдачи их в аренду мелким предпринимателям под кафе, магазины, мастерские, офисы, парикмахерские и т.п., и это затрагивает интересы жильцов таких домов, то следует более четко законодательно установить, какие нежилые помещения относятся к государственной республиканской собственности. Иначе может быть допущено неправомерное ущемление интересов собственников помещений (квартир) жилого дома.
Арендная плата
Несмотря на то, что в РК в аренде находится достаточно большое количество объектов права государственной собственности, доход от аренды государственного имущества не высок. Так, например, в соответствии с Законом РК «О республиканском бюджете на 2003 год» от 12 декабря 2002 г. поступления арендной платы за пользование объектами государственной собственности утверждены в следующих размерах: за пользование военными полигонами РК - 4 427 500 тенге; за пользование комплексом «Байконур» - 28 531 250 тенге; поступления от аренды иного имущества республиканской собственности - 155 млн. тенге. Установление арендной платы в современных рыночных условиях - сложнейшая в научном и практическом плане проблема. Многие аспекты определения арендной платы за пользование объектами государственной собственности носят дискуссионный характер, вызывают споры специалистов и разногласия среди участников арендного процесса. Арендная плата должна покрывать издержки собственника арендуемого имущества, связанные с содержанием и восстановлением износа этого имущества, а также должна приносить собственнику определенный доход. Как правило, расчетные ставки арендной платы и размеры повышающих (понижающих) коэффициентов разрабатываются уполномоченным органом с учетом месторасположения, типа, состояния, назначения объектов, а также региональных условий. Указанные ставки могут изменяться не чаще одного раза в год, если иное не предусмотрено договором имущественного найма. При этом в действующем законодательстве РК не установлена единая методика расчета арендной платы за пользование государственным имуществом. В связи с этим заслуживает внимания высказанная в литературе точка зрения, что «расчетная величина арендной платы A за определенный период времени может быть определена по формуле: A=S х B х K х K(1) … K(n), где S - количественная характеристика объекта аренды в виде, например, его суммарной площади, выраженной в квадратных метрах или других единицах; B - удельная базовая ставка арендной платы, т.е. стандартный уровень платы за единицу количественной характеристики объекта аренды, например, за один квадратный метр площади; K, K(1)… K(n) - повышающие или понижающие коэффициенты, отражающие специфику объекта, его качественные свойства, возможность приносить доходы, социальную значимость». В некоторых государствах СНГ размер платы за пользование государственным имуществом зависит от стоимости арендованного имущества. Так, например, в Украине арендная плата - Апл исчисляется по формуле: Апл = Сп х Сар, где Сп - стоимость арендованного имущества; Сар - арендная ставка. В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 556 ГК РК невнесение арендатором платы за пользование имуществом более двух раз по истечении установленного договором срока платежа является основанием расторжения договора аренды и возвращения имущества арендодателю. С целью повышения эффективности использования государственного имущества субъектам, основанным на государственной собственности, следует ужесточить контроль за соблюдением арендаторами условий договоров аренды о сроках внесения арендной платы, и в случае нарушений своевременно применять указанную меру. Так, территориальный комитет государственного имущества и приватизации г. Астаны обратился с иском к ТОО «Евро-Азия-Пресс» о взыскании долга и выселении. Свои исковые требования терком мотивировал тем, что в нарушение условий заключенного между сторонами договора аренды помещения ответчик не произвел арендную плату за 5 месяцев 2001 г., а также имеет задолженность по арендной плате за 2000 г. Ответчик признал исковые требования в полном объеме, однако компенсировать задолженность отказался, объяснив это тем, что ТОО «Евро-Азия-Пресс» находится в стадии ликвидации, и необходимые денежные средства у него отсутствуют. Сарыаркинский районный суд г. Астаны, рассматривавший данное дело, частично удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика задолженность по договору аренды. В удовлетворении требования о расторжении договора аренды и выселении ответчика судом отказано. С данным решением суда трудно согласиться, так как помимо взыскания задолженности истцом было заявлено требование о выселении ответчика из спорного помещения, т.е. о расторжении договора аренды. При этом основанием для досрочного расторжения договора аренды в судебном порядке по инициативе арендодателя является, в том числе, невнесение арендатором платы за пользование имуществом более двух раз по истечении установленного договором срока платежа. Более того, суду следовало учесть, что арендатор находится на грани банкротства, что препятствует надлежащему исполнению с его стороны договора аренды и эффективному использованию государственного имущества. Таким образом, отказ суда в расторжении договора аренды является необоснованным. Переход государственного имущества в собственность арендатора В соответствии со ст. 562 ГК РК в договоре имущественного найма может быть предусмотрено, что нанятое имущество переходит в собственность нанимателя на условиях, определенных соглашением сторон. Если условие о выкупе нанятого имущества не предусмотрено в договоре, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы за пользование имуществом в выкупную цену. При этом субъекты малого предпринимательства безвозмездно приобретают право собственности на переданные им в аренду объекты по истечении года с момента заключения договора в случае надлежащего выполнения предусмотренных договором условий (см. части 3, 4 пп. 2 п. 5 Указа Президента РК от 6 марта 1997 г. «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства», п. 8 ст. 9 Закона РК от 19 июня 1997 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»). Для реализации этой меры постановлением Правительства РК 4 апреля 2003 г. утверждены Правила предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующей безвозмездной передачи в собственность неиспользуемых объектов республиканской государственной собственности, в соответствии с которыми по истечении срока договора аренды и при полном выполнении его условий территориальным комитетом, на основании заключения комиссии, принимается решение о безвозмездной передаче объекта в собственность субъекту малого предпринимательства. Передача объекта в собственность субъекта малого предпринимательства оформляется договором о безвозмездной передаче объекта и актом приема-передачи. Однако данные положения законодательства не находят однозначного применения на практике. Так, арендаторы государственного имущества, руководствуясь указанными положениями законодательства о малом предпринимательстве, часто предъявляют в суды требования к государственным органам, уполномоченным распоряжаться государственным имуществом, о понуждении заключить договор безвозмездной передачи арендованного государственного имущества в собственность арендатора. Кроме того, в судебной практике распространены похожие споры о признании недействительными торгов по продаже государственного имущества ввиду того, что объект был продан не арендатору, а третьему лицу. Например, Насырова обратилась в суд с исковым заявлением к территориальному комитету государственного имущества и приватизации г. Алматы о признании торгов и договора купли-продажи нежилого помещения в г. Алматы недействительными, мотивируя свои требования тем, что Департаментом по управлению коммунальной собственностью г. Алматы спорное помещение было передано ей в аренду сроком на три года с целью создания прачечной. В связи с этим истица произвела ремонт арендованного помещения. Однако до истечения срока договора аренды территориальным комитетом государственного имущества и приватизации г. Алматы были проведены торги, и спорный объект был продан Зулхаирову. Истица полагала, что в соответствии с законодательством о поддержке малого предпринимательства она имела право безвозмездно приобрести данный объект в собственность. Бостандыкский районный суд г. Алматы, рассматривавший это дело, не удовлетворил требования Насыровой. По мнению суда, предусмотренная процедура безвозмездной передачи неиспользуемых нежилых помещений в собственность субъектам малого предпринимательства - арендаторам этого имущества применяется в случаях, когда это непосредственно оговорено в договоре аренды. С истицей же был заключен обычный договор аренды в соответствии со статьями 540-602 ГК РК. Следовательно, данная категория договоров вообще не относится к указанным выше правоотношениям. Алматинский городской суд оставил данное решение без изменения. По другому делу ТОО «Бест» обратилось с исковым требованием к территориальному комитету государственного имущества и приватизации г. Алматы, Департаменту по управлению коммунальной собственностью г. Алматы и Бегимову о признании аукциона и заключенного по его результатам договора купли-продажи помещения недействительными и безвозмездной передаче арендуемого помещения в собственность ТОО «Бест». Материалами дела установлено, что истец в соответствии с договором аренды с территориальным комитетом государственного имущества и приватизации г. Алматы арендовал спорное помещение. В связи с продажей помещения на аукционе без участия истца последний обратился в суд с иском о признании его недействительным и о безвозмездной передаче ему спорного помещения как субъекту малого предпринимательства. Алатауский судебный участок Бостандыкского района г. Алматы, рассматривавший это дело, удовлетворил требования истца, сославшись в своем решении на п. 8 ст. 9 Закона РК «О государственной поддержке малого предпринимательства», согласно которому субъекты малого предпринимательства приобретают право собственности на объекты, переданные им в установленном законом порядке в аренду или доверительное управление для организации производственной деятельности и развития сферы услуг населению безвозмездно по истечении года с момента заключения такого договора в случае выполнения предусмотренных им условий. Указанное решение определением Алматинского городского суда оставлено без изменения. Вынесение таких принципиально разных решений судов по аналогичным спорам вызывает следующий вопрос. Является ли заключение договора аренды государственного имущества с субъектом малого предпринимательства и надлежащее исполнение им условий этого договора в целях организации производственной деятельности или развития сферы услуг населению обязательным основанием для безвозмездной передачи государственного имущества в собственность субъекту малого предпринимательства по истечении года с момента заключения договора аренды? Думается, ответ на этот вопрос должен быть следующим. Поскольку в ст. 562 ГК РК предусмотрено, что нанятое имущество переходит в собственность нанимателя на условиях, определенных соглашением сторон, арендатор вправе заявлять требование о понуждении арендодателя к заключению соглашения о безвозмездной передаче ему в собственность государственного имущества, только если это условие прямо установлено в договоре аренды. В случаях, когда в договоре аренды не предусмотрено условие о переходе государственного имущества в собственность арендатора, основания для безвозмездной передачи объекта арендатору отсутствуют. При этом нормы законодательства о малом предпринимательстве, предусматривающие возможность безвозмездной передачи арендованного государственного имущества в собственность субъекта малого предпринимательства, не следует рассматривать как противоречащие ст. 562 ГК РК. В соответствии с общими положениями о договоре аренды имущество предоставляется арендатору только во временное владение и пользование (см. ст. 540 ГК РК). Собственником этого имущества остается арендодатель. В ст. 562 ГК РК установлен единственный возможный случай перехода имущества по договору аренды в собственность арендатора - если это предусмотрено в договоре. Ст. 562 не предусматривает возможности перехода права собственности на арендованное имущество по основаниям, установленным в законодательных актах. Поэтому части 3, 4 пп. 2 п. 5 Указа Президента «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и п. 8 ст. 9 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» следует толковать ограничительно, а именно: указанные нормы означают предоставление субъектам малого предпринимательства привилегии в виде возможности заключения указанной группой субъектов договоров аренды, предусматривающих безвозмездную передачу государственного имущества им в собственность в случае надлежащего исполнения ими в течение 1 года условий договора. Таким образом, эти положения законодательных актов о малом предпринимательстве не возлагают на уполномоченный государственный орган обязанность безвозмездно передавать в собственность всем арендаторам государственное имущество, которым они в течение года владели и пользовались по договору аренды. Уполномоченный орган вправе только передавать объекты, находящиеся в государственной собственности, субъектам малого предпринимательства по договорам аренды, предусматривающим последующий переход имущества в собственность арендатора на безвозмездной основе.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |