|
|
|
РЕГЛАМЕНТ (принят Сенатом Парламента Республики Казахстан 8 февраля 1996 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2023 г.)
РАЗДЕЛ II. Порядок проведения заседаний Сената Парламента Глава 1. Заседания Сената Парламента Глава 2. Порядок голосования и принятия решений Глава 3. Законодательная деятельность Сената Парламента Глава 4. Порядок рассмотрения кодексов, изменений и дополнений в них Глава 6. Ратификация и денонсация международных договоров Глава 7. Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к исключительному ведению Сената Парламента Глава 8. Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к самостоятельному ведению Сената Парламента РАЗДЕЛ III. Формирование органов Сената Парламента и организация их деятельности Глава 9. Бюро Сената Парламента и его компетенция Глава 10. Рабочие органы Сената Парламента Глава 10-1. Консультативно-совещательные органы при Сенате РАЗДЕЛ IV. Порядок осуществления полномочий депутатов Сената Парламента и их ответственность Глава 11. Реализация права законодательной инициативы Глава 12. Полномочия депутатов Сената Парламента и их ответственность Глава 13. Депутатские запросы и вопросы Глава 14. Депутатские объединения РАЗДЕЛ V. Должностные лица Сената Парламента и их полномочия Глава 15. Председатель Сената Парламента Глава 16. Заместители Председателя Сената Парламента РАЗДЕЛ VI. Заключительные положения
Общие положения 1. Регламент Сената устанавливает условия и порядок проведения заседаний Сената, формирования его органов и организацию их деятельности, а также осуществления полномочий депутатов и должностных лиц Сената. Изменения и дополнения в Регламент Сената принимаются на заседаниях Палаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената и оформляются постановлением Сената. 2. Заседания Сената являются открытыми. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, Палата вправе проводить закрытые заседания. 3. Организация и деятельность Сената, правовое положение его депутатов устанавливаются Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», другими законодательными актами и настоящим Регламентом. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.) 4. В Сенате работа ведется на казахском и русском языках. Заседания проводятся, как правило, на государственном языке. В заголовки раздела II и главы 1 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.) РАЗДЕЛ II Порядок проведения заседаний Сената Парламента Глава 1. Заседания Сената Парламента В пункт 5 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 11.12.09 г. № 526-IV (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI (см. стар. ред.) 5. Заседание Палаты созывает Председатель Сената. Заседания Сената проводятся с 10 до 18 часов с перерывами с 12 до 12 часов 30 минут и с 14 до 16 часов. Председательствующий объявляет перерывы на заседаниях по собственной инициативе или по предложению большинства от числа присутствующих депутатов Сената. Сенат может принять решение об ином времени проведения заседания. В конце заседания, в случае необходимости, отводится время до 30 минут для выступлений депутатов по другим вопросам. В пункт 6 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.) 6. Заседания Палаты начинаются с поименной регистрации депутатов. Заседание Сената считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов Палаты. Для определения правомочности заседания после каждого перерыва проводится повторная регистрация депутатов. Пункт 7 изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.) 7. Повестка дня заседания предварительно рассматривается на Бюро Сената и вносится на обсуждение Палаты. В предложенную Бюро повестку дня депутатами могут быть внесены изменения и дополнения. Первыми по очередности рассматриваются и ставятся на голосование вопросы, внесенные Бюро, а затем - предложения депутатов, в порядке их поступления. Повестка дня заседания Сената утверждается открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. В пункт 8 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 11.12.09 г. № 526-IV (см. стар. ред.) 8. Решение о проведении закрытого заседания принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов Сената. Данные о содержании закрытых заседаний Сената, сведениях, составляющих государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы депутатами Сената только для деятельности в Парламенте. В пункт 9 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 29.06.06 г. № 399-III (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 11.12.09 г. № 526-IV (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 9. Заседания Сената предусматривают следующие виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступления в прениях по содержанию обсуждаемого вопроса, обсуждаемым кандидатурам, при внесении предложений по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также запросы, вопросы, ответы на вопросы, справки, информация, заявления, обращения. На заседании Сената с докладом по принятому Мажилисом закону, за исключением случаев, предусмотренных главами 3-1 и 5 настоящего Регламента, выступает депутат, уполномоченный головным комитетом. Содоклад по принятому Мажилисом закону на заседании Сената не предусматривается, за исключением случаев, предусмотренных главами 3-1 и 5 настоящего Регламента. По решению Палаты депутат, уполномоченный головным комитетом, может в одном докладе выступить по основному и сопутствующему законам. Инициатор законопроекта либо его представители, иные должностные лица, приглашенные на заседание Сената, при необходимости, дают пояснения и отвечают на вопросы депутатов. В пункт 10 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI (см. стар. ред.) 10. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Сената по согласованию с докладчиками и содокладчиками и не должна превышать 30 минут - для доклада, 15 - для содоклада, для выступлений в прениях до 7 минут и 10 минут для заключительного слова. Для ответов на вопросы отводится не более одного часа, а для прений - не более полутора часов. Для выступлений в прениях по мотивам голосования, порядку ведения заседания, обсуждаемым кандидатурам, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений, справок - до 3 минут. Сенат большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Палаты вправе установить иные временные рамки по выступлениям. Тексты (на казахском и русском языках) докладов и содокладов заблаговременно предоставляются для синхронного перевода в Аппарат Сената не позднее, чем за два часа до начала заседания. Депутаты Сената выступают с трибуны или с места. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего и вслед за этим вправе прервать его выступление. По обсуждаемому вопросу депутат имеет право выступить не более двух раз. Никто не вправе выступать на заседании Сената без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило может быть лишен слова. Депутаты Сената, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме заседания Сената. Во время проведения заседаний запрещается использование в зале заседания сотовых телефонов, радиотелефонов и других средств связи. 11. В содержании выступлений участников заседаний Сената и его рабочих органов не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Выступающий в Сенате не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Парламента и других лиц, призывать к незаконным действиям, использовать заведомо ложную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае нарушения данных предписаний выступающим, председательствующий вначале предупреждает его об этом, а при повторном нарушении вышеназванных предписаний он лишает его слова без предупреждения. 12. Выступающий не может быть лишен слова как председательствующим, так и другими депутатами, кроме случаев: - истечения времени выступления или заранее оговоренного времени; - очевидного отклонения от темы обсуждаемого вопроса; - нарушения требований, предусмотренных пунктом 11. 13. В ходе прений председательствующий обеспечивает выявление разнообразия мнений по обсуждаемому вопросу. 14. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени либо по решению Сената, принятому большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Сената. Перед принятием решения о прекращении прений председательствующий выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших, настаивает на выступлении, и с согласия большинства присутствующих предоставляет ему слово. Докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово. В пункт 15 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 15. Президент Республики Казахстан, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности, Государственный советник, Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан имеют право присутствовать как на открытых, так и на закрытых заседаниях и быть выслушанными. Президенту Республики Казахстан по его просьбе предоставляется слово для выступления в любое время. Председатель Верховного Суда, Председатель Конституционного Суда вправе присутствовать на любых заседаниях Палаты по решению Сената. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях Сената только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Сената или по его поручению другого должностного лица Сената. В пункт 16 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 11.12.09 г. № 526-IV (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 16. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, о необходимости присутствия которых на заседании простым большинством голосов принято решение Палаты, обязаны прибыть в Сенат и дать необходимые пояснения по вопросам, входящим в их компетенцию. На заседание Сената по рассматриваемым вопросам повестки дня могут приглашаться должностные лица по решению Бюро, постоянных комитетов Палаты. Персональный состав должностных лиц государственных органов, экспертов и специалистов, приглашаемых на заседания Сената, определяет соответствующий комитет. Палата не вправе принимать подобных решений в отношении Президента Республики Казахстан. Приглашенные не имеют права вмешиваться в деятельность Сената, обязаны воздерживаться от проявлений одобрения или неодобрения его работы, соблюдать установленный порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего, о чем они им предупреждаются. Порядок посещения приглашенными лицами зала заседаний Сената определяется Руководителем Аппарата Сената. Информирование приглашенных лиц о дате и времени проведения заседаний Сената возлагается на Аппарат Сената. В целях обеспечения деятельности депутатов государственные служащие Аппарата Сената присутствуют на заседаниях Палаты в порядке, определяемом Руководителем Аппарата Сената. В пункт 17 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI (см. стар. ред.) 17. Заседания Сената стенографируются и ведётся их видеозапись. Стенограмма подписывается председательствующим на заседании Сената. Стенограммы открытых заседаний Сената размещаются на интернет-ресурсе Сената. Стенограммы заседаний Парламента и Сената выдаются Аппаратом Сената по требованию депутата Сената. Регламент дополнен пунктом 17-1 в соответствии постановлением Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI 17-1. Открытые заседания Сената транслируются в режиме онлайн на интернет-ресурсе Сената. 18. Председательствующий в ходе заседания Сената: руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением положений настоящего Регламента; предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления зарегистрированных заявок, в соответствии с повесткой дня, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решениями Сената; ставит на голосование каждое предложение (поправку) депутатов Сената в порядке поступления; организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования; обеспечивает выполнение организационных решений Сената; при нарушении положений настоящего Регламента вправе предупредить депутата Сената, а при повторном нарушении может лишить его слова; может удалить из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Сената; предоставляет слово вне очереди по процедурным вопросам. 19. Председательствующий на заседании Сената не вправе комментировать выступления участников заседания, давать характеристику выступающим. Если Председатель Сената (председательствующий) посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, то он получает слово после передачи функций председательствующего (до принятия решения по обсуждаемому вопросу) своему заместителю (другому председательствующему). Участвуя в открытом голосовании, осуществляемом без использования электронной системы, председательствующий голосует последним. При нарушении председательствующим требований пунктов 18 и 19 Сенат своим решением вправе передать его функции другому председательствующему до завершения рассмотрения обсуждаемого вопроса. 20. На заседаниях Сената используется электронная система для: регистрации депутатов Сената; записи депутатов Сената для выступления, внесения предложений и поправок; подсчета голосов и определения результатов голосования; накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседаний; формирования и распечатки списков и других документов; информационного обеспечения заседаний Палаты. В случае технической невозможности использования электронной системы порядок регистрации депутатов Сената, записи депутатов для выступлений, внесения предложений и поправок, определения результатов голосования осуществляются Секретариатом, избираемым на заседании Палаты. 21. Для решения вопросов, связанных с контролем за использованием электронной системы и работой обслуживающего ее персонала на заседаниях Сената, Палата вправе создать комиссию из числа депутатов. 22. Члены комиссии по контролю за использованием электронной системы имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для контроля. Решение комиссии по вопросам, отнесенным к ее ведению, обязательны для всех сотрудников Аппарата Сената и технических работников, обслуживающих электронную систему Сената. 23. Комиссия по контролю за использованием электронной системы рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов Сената об ошибках в списках результатов поименного голосования, искажениях записи на выступлениях и других ошибках в работе электронной системы. Комиссия может привлекать к своей работе специалистов, экспертов. 24. Результаты регистрации, записи на выступления и внесение запросов, результаты голосования и другие данные о ходе заседания Сената в виде цифровых данных, списков подлежат включению в стенографический отчет. Все данные хранятся в памяти электронной системы. 25. Разрешение на доступ к информации, хранящейся в памяти электронной системы, дает Председатель Сената. Глава 2. Порядок голосования и принятия решений 26. По вопросам своей компетенции Сенат принимает постановления. Обращения, декларации, заявления и иные акты, не носящие законодательного характера, Сенат принимает по предложению Председателя Сената, постоянного комитета Сената или одной пятой части от общего числа депутатов Палаты. Их принятие осуществляется с учетом условий и требований, установленных Регламентом. В пункт 27 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI (см. стар. ред.) 27. В настоящем Регламенте применяются следующие понятия, используемые для определения результатов голосования: а) общее число депутатов Сената - число депутатов, избранных выборщиками в лице депутатов всех маслихатов каждой области, города республиканского значения и столицы, а также назначенных Президентом Республики; б) число присутствующих на заседании - депутаты Сената, зарегистрировавшиеся вначале каждого заседания и перед проведением голосования; в) простое большинство голосов - число голосов, превышающее, в зависимости от рассматриваемого вопроса, половину от общего числа депутатов Сената, от числа депутатов, присутствующих на заседании; г) квалифицированное большинство голосов - число голосов, в зависимости от рассматриваемого вопроса, составляющее три четверти либо две трети от общего числа депутатов Сената. Пункт 28 изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 28. Сенат одобряет законы, принятые Мажилисом, а также принимает постановления и иные акты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Казахстан. В пункт 29 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.) 29. Решения Сената по процедурным вопросам принимаются открытым голосованием большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании, протокольно, без принятия отдельного постановления фиксируются в стенограмме заседаний. В пункт 30 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 30. Процедурными являются вопросы: о перерыве, отсрочке заседания, о порядке ведения заседания, об очередности обсуждения вопросов, о прекращении прений, об ограничении или продлении времени выступлений, о способах голосования, об удостоверении кворума и пересчете голосов, о возврате к ранее принятым решениям и (или) к проведению повторного голосования по рассматриваемым вопросам. В пункт 31 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 31. Перед началом голосования председательствующий указывает количество предложений, поставленных на голосование, уточняет их формулировки, выясняет, кто из депутатов снимает свои поправки, напоминает, каким большинством голосов (простым большинством голосов, квалифицированным большинством голосов от общего числа депутатов, от числа присутствующих) может быть принято решение. При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос, подавая его «за» или «против» принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения. После окончания подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования. В пункт 32 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.) 32. Сенат принимает свои решения голосованием. Для его проведения в Сенате используется электронная система голосования. Для проведения голосования Палатой могут применяться другие способы голосования. При этом для подсчета голосов Сенат вправе образовать Счетную комиссию. Депутат Сената, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос после завершения голосования либо способом, отличным от принятого Сенатом для голосования по данному вопросу. При отсутствии необходимого числа депутатов для проведения голосования, председательствующий принимает меры по обеспечению кворума. При невозможности обеспечения кворума председательствующий переносит голосование на следующее заседание. 33. По решению Сената, принятому открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих депутатов, при рассмотрении вопросов может применяться тайное голосование. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Сенат избирает Счетную комиссию из числа депутатов. В Счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на посты должностных лиц. Об избрании Счетной комиссии Сенат принимает постановление. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии. В случае равенства голосов членов комиссии решающим является голос председателя комиссии. Бюллетени для голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по форме и в количестве установленными ею. Бюллетени для тайного голосования должны содержать необходимую для голосования информацию. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией и объявляются председателем Счетной комиссии. Пункт 34 изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 34. Каждому депутату выдается один бюллетень для голосования по рассматриваемому Сенатом вопросу. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами Счетной комиссии в соответствии со списком депутатов Сената по предъявлении ими депутатского удостоверения. Заполнение бюллетеней проводится депутатом в кабине для тайного голосования. Пункт 35 изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 35. Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, в которых: 1) отсутствует подпись члена Счетной комиссии; 2) отмечено (выбрано) более одного кандидата (варианта ответа) либо число отмеченных (выбранных) кандидатов (вариантов ответа) не соответствует числу вакантных должностей (поставленных вопросов); 3) невозможно определить волеизъявление голосующих; 4) отметка проставлена карандашом, носит следы подчистки. Незаполненные бюллетени признаются действительными, но не учитываются при подсчете голосов. 36. Вскрытие урны осуществляется в присутствии всех членов комиссии. О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. По докладу Счетной комиссии Сенат открытым голосованием, большинством голосов от общего числа депутатов, утверждает протокол Счетной комиссии. При выявлении ошибок в процедуре проведенного голосования по решению Сената проводится повторное голосование. 37. Отмена, внесение изменений и дополнений в ранее принятые решения Сената производятся путем такого же голосования, каким они были приняты. Глава 3. Законодательная деятельность Сената Парламента Пункт 38 изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 38. Сенат одобряет законы, принятые Мажилисом (далее – законы). Пункт 39 изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 39. Закон передается в Сенат в соответствии с требованиями Регламента Парламента. В пункт 40 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 11.12.09 г. № 526-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 40. После получения закона в Аппарате Сената в соответствии с установленным порядком, но не более одного рабочего дня производятся проверка его полноты и правильности приложений к нему и регистрация. При получении закона о ратификации или денонсации международного договора вместе с законом представляются заверенная соответствующим уполномоченным органом копия международного договора и приложения к нему. В случае ратификации или денонсации международного договора, текст которого не подписывался на казахском и (или) русском языках, то к закону прилагается заверенный соответствующим уполномоченным органом аутентичный его перевод на указанные языки. При отсутствии необходимых приложений Аппарат Сената возвращает документы в Мажилис без регистрации для выполнения установленных требований. Поступивший из Мажилиса закон рассматривается в Сенате не более шестидесяти дней со дня его регистрации в Аппарате Сената без учета времени между сессиями Парламента. В случае, если Сенат в течение шестидесяти дней со дня регистрации закона не принял соответствующего решения, закон представляется Президенту Республики Казахстан на подпись. В пункт 41 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI (см. стар. ред.); постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 41. После регистрации в Сенате закона, поступившего из Мажилиса, Бюро Сената определяет срок подготовки и головной комитет Палаты, ответственный за подготовку по нему заключения, и через Аппарат Сената направляет закон в комитеты и отделы Аппарата Сената. Головной комитет определяет срок представления заключений по закону комитетами Сената и соответствующими структурными подразделениями Аппарата Сената, который, если иное не определено Бюро Палаты, не может быть менее пяти календарных дней и не более десяти календарных дней со дня регистрации в Сенате закона. В случае, если Президент Республики Казахстан определил рассмотрение проекта закона приоритетным, необходимый для подготовки заключения срок не может быть более чем пять календарных дней. Бюро Сената вправе определить по закону несколько головных комитетов. Регламент дополнен пунктом 41-1 в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV; изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 41-1. По решению Палаты законы могут быть рассмотрены в двух и более чтениях. Регламент дополнен пунктом 41-2 в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) 41-2. По решению головного комитета создается рабочая группа по рассмотрению закона. Постоянные комитеты, не являющиеся головными, определяют депутата (депутатов), включаемого (включаемых) в состав рабочей группы по рассмотрению закона. В рабочую группу могут быть привлечены депутаты местных представительных органов, представители государственных органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе общественных объединений и иных некоммерческих организаций, специалисты и ученые. В заседаниях рабочей группы вправе принимать участие депутаты Сената, не входящие в состав рабочей группы. Обсуждение закона в головном комитете и на рабочей группе проходит открыто. Регламент дополнен пунктом 41-3 в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) 41-3. На заседании постоянного комитета, не являющегося головным, с докладом по закону выступает депутат, уполномоченный комитетом. Непредставление постоянным комитетом заключения по закону в установленный срок означает его предварительное одобрение. В пункт 42 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 29.06.06 г. № 399-III (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 42. По итогам обсуждения Сенат принимает одно из следующих решений: 1) одобрить закон в первом чтении; 2) одобрить закон; 3) не одобрить в целом закон и возвратить его в Мажилис; 4) не одобрить отдельные статьи закона и возвратить закон в Мажилис. При этом Сенат вправе предложить Мажилису новую редакцию отдельных статей закона. Решение Палаты оформляется соответствующим постановлением Сената. В исключительных случаях, когда возникает необходимость дополнительного изучения отдельных норм закона, Сенат вправе отложить рассмотрение данного вопроса либо вернуть на доработку в комитет с установлением срока для его подготовки в рамках общих конституционных сроков, отведенных Палате для его рассмотрения. Пункт 43 изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 43. Если Сенат не одобрит закон в целом или отдельные его статьи, то закон возвращается в Мажилис в течение десяти календарных дней с момента принятия решения. К закону прилагаются постановление Сената, стенограмма заседания Сената, а также мотивированное заключение при неодобрении закона в целом. В случае предложения новой редакции отдельных статей закона прилагается соответствующая сравнительная таблица. Пункт 44 изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 44. Законы, возвращенные Сенатом в Мажилис с предложенной редакцией отдельных статей, с которой Мажилис согласился, считаются принятыми Мажилисом в новой редакции и одобренными Сенатом. Указанные в абзаце первом настоящего пункта законы визируются председателями каждой из Палат и в течение десяти календарных дней направляются на подпись Президенту Республики Казахстан с сопроводительным письмом Председателя Сената. Если законом ратифицируется международный договор, то вместе с законом представляются заверенные копии этого договора. Конституционный Суд по обращению Председателя Сената либо депутатов Сената, составляющих не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, рассматривает до подписания Президентом Республики Казахстан принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики Казахстан. В случае такого обращения течение сроков подписания соответствующих актов приостанавливается. Регламент дополнен пунктом 44-1 в соответствии постановлением Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI; изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 44-1. Участие должностных лиц центральных органов на заседаниях в Сенате по рассмотрению законов, разработчиками которых они являются или разработка которых поручена им в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, осуществляется в следующем порядке: 1) на рабочих группах – директора департаментов или председатели комитетов; 2) на заседаниях головных комитетов – заместители первых руководителей; 3) на заседаниях Сената – заместители первых руководителей государственных органов, а по решению руководства Сената – первые руководители государственных органов. В пункт 45 внесены изменения в соответствии с постановлением Сената Парламента РК от 20.09.07 г. № 17-IV (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 11.12.09 г. № 526-IV (см. стар. ред.); постановлением Сената Парламента РК от 26.12.19 г. № 641-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Сената Парламента РК от 22.12.22 г. № 404-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 45. Все поправки к закону представляются в рабочую группу головного комитета в виде замечаний и предложений и включаются рабочей группой в сравнительную таблицу. Поправки, подаваемые депутатами индивидуально, должны быть обоснованы, подписаны их инициаторами и содержать предлагаемую редакцию закона либо отдельных его структурных элементов. В случаях, когда поправки представляются к приложению закона о республиканском бюджете или закона о внесении изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете, поправки должны содержать редакцию категории поступлений, их класса, подкласса и (или) функциональной группы, администратора бюджетной программы, бюджетной программы или приложения в целом. С докладом по закону на заседании головного комитета выступает депутат, уполномоченный комитетом (руководитель рабочей группы). Инициатор законопроекта либо его представители, иные должностные лица, приглашенные на заседание головного комитета, при необходимости, дают пояснения и отвечают на вопросы депутатов. Головной комитет на расширенном заседании рассматривает поправки, принимает или отклоняет их большинством голосов от общего числа членов комитета и с обоснованием предложений по их принятию либо отклонению представляет сравнительную таблицу, заключение головного комитета и проект постановления Сената на рассмотрение заседания Палаты. Замечания редакционного характера, не меняющие правового содержания норм закона, не включаются в сравнительную таблицу головного комитета и учитываются при оформлении подписного документа. Поправки по законам, внесенные в сравнительную таблицу головного комитета, могут быть сняты только инициаторами. Депутат, предложения которого не получили поддержки постоянного и головного комитетов, может внести их на обсуждение заседания Палаты. В этом случае первой ставится на голосование поправка, предложенная депутатом. Если головной комитет предложил отклонить поправку постоянного комитета, депутата, на принятии которой постоянный комитет, депутат настаивает, то данная поправка ставится на голосование.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |