|
|
|
Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ МСО 1: ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 2: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 3: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МСО 4: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЭТИКА И ОТНОШЕНИЯ МСО 5: ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ МСО 6: ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1. В настоящем документе содержится справочная информация по разработке Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров (МСО), приводится описание сферы применения вопросов, рассмотренных в Стандартах, и анализ условий, при которых Стандарты можно принимать и использовать в учебных программах организаций-членов МФБ.
Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров
2. МСО устанавливают стандарты общепринятой «надлежащей практики» в области образования и развития (повышение квалификации) профессиональных бухгалтеров. МСО определяют критерии, которым должны соответствовать организации-члены МФБ при подготовке и постоянном развитии профессиональных бухгалтеров. Стандарты определяют существенные элементы содержания и процесса образования и развития на уровне, нацеленном на обеспечение международного признания, восприятия и применения. Параграфы, напечатанные обычным шрифтом, разъясняют требования, выделенные полужирным шрифтом. 3. МСО не могут иметь преимущественной силы над национальными законами и нормативными актами, тем не менее они являются авторитетным справочником, предназначенным для ознакомления национальных регулирующих органов с общепринятой «надлежащей практикой» и влияния на них. 4. Предполагается, что все организации-члены МФБ должны соблюдать МСО, и Стандарты предназначаются, главным образом, для организаций-членов МФБ, а не для конкретных лиц. Можно ожидать, что организации-члены МФБ будут прилагать все усилия, чтобы: • работать в направлении внедрения всех МСО и других положений, разработанных Комитетом МФБ по образованию; а также • объединять в своих учебных программах существенные элементы содержания и процесса образования, на которых основаны МСО, или, когда за учебные программы отвечают третьи стороны, убеждать ответственных за требования к образованию профессиональных бухгалтеров включать эти существенные элементы в программы. См. Положения об обязанностях членов № 2.
5. МФБ признает, что организации-члены, могут находиться на разных стадиях развития. Некоторые, возможно, отвечают большинству или всем требованиям Стандартов. Для других они могут быть трудными. Время от времени МФБ будет пересматривать свои требования из-за изменений в профессиональной среде, культуре и гибкости подходов. 6. Конкретные Стандарты должны рассматриваться совместно с Концептуальной основой международных положений по образованию, и с соответствующими комментариями и материалами относительно их внедрения, которые содержатся в настоящем документе.
7. Целью образования бухгалтеров и приобретения практического опыта является подготовка компетентных профессиональных бухгалтеров, способных на протяжении своей жизни внести положительный вклад в профессию и общество там, где они работают. Учитывая постоянно растущий объем изменений, с которыми сталкиваются бухгалтеры, для поддержания своей профессиональной компетентности на определенном уровне, они должны развивать и поддерживать способность учиться. 8. Обучение тому, как надо учиться, предусматривает развитие навыков и стратегий, помогающих учиться более эффективно, и использовать эти эффективные учебные стратегии для продолжения обучения на протяжении всей жизни. Это является процессом обеспечения понимания и использования разнообразных стратегий развития способности получать и применять знания. Этот процесс является результатом, причиной возникновения и развития духа любознательности и желания учиться на протяжении всей жизни. 9. Образование и практический опыт профессиональных бухгалтеров может создавать основу для профессиональных знаний, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношений, которые позволяют им продолжать учиться и приспосабливаться к изменениям на протяжении профессиональной жизни. Эти способности дают возможность профессиональным бухгалтерам определять проблемы, знать, какие именно знания им необходимы для решения проблем, знать, где получить эти знания и как применить их, соблюдая этические нормы, чтобы прийти к соответствующим решениям. Соотношение этих элементов может быть разным, но для подготовки компетентных профессиональных бухгалтеров с надлежащими ценностями, этикой и отношением необходимо определить базу знаний и сильные навыки, которыми они должны владеть. 10. Комитет МФБ по образованию на протяжении многих лет выпускал инструкции и другие документы по вопросам образования. Теперь Комитет считает целесообразным на этой концептуальной основе выпустить отдельные стандарты, таким образом, чтобы каждый из основных элементов образования профессиональных бухгалтеров (см. Параграф 25) рассматривался в отдельном Стандарте. Международная бухгалтерская профессия применяет согласованный комплекс Международных стандартов бухгалтерского учета и аудита, и МСО является дополнением к этим сводным техническим и профессиональным Стандартам. 11. Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров используются как основа и дополняют Международные инструкции по образованию, которые выпускались МФБ раньше, а именно: МИО 9 «Доквалификационное образование, оценка профессиональной компетентности и требования к опыту профессиональных бухгалтеров» и МИО 10 «Профессиональная этика для бухгалтеров: обучение и практика». Это является признанием того, что от глобальной профессии можно ожидать разработки и выполнения стандартов компетентности, отвечающих требованиям общества. 12. Перечень Международных инструкций по образованию (МИО) и других документов, которые выпускались МФБ ранее и использовались при разработке этих стандартов, приводится в конце настоящего документа вместе с другими справочными источниками.
Важность образования бухгалтеров
13. Все культуры существуют в условиях серьезных изменений. Сегодня профессиональные бухгалтеры все чаще должны быть техническими экспертами, которые обладают блестящими коммуникативными навыками, и способны отвечать требованиям в области информации и составления отчетности, которые выдвигает новая экономика, основанная на знаниях. Помимо приобретения специальных бухгалтерских знаний и навыков, профессиональным бухгалтерам необходимы навыки, которые позволят им, в случае необходимости, выступать в роли деловых советников, финансовых аналитиков, специалистов по ведению переговоров и общению, менеджеров. При этом честность, объективность и готовность иметь твердую позицию являются необходимыми качествами профессиональных бухгалтеров. Профессиональные ценности, этика и отношения являются неотъемлемыми составляющими профессионального бухгалтера. 14. Программа образования бухгалтеров и приобретение практического опыта может выходить за рамки традиционного подхода. Этот подход акцентировал внимание на «передаче знаний», когда обучение определяется и оценивается лишь с точки зрения знаний принципов, стандартов, понятий, фактов и процедур на протяжении конкретного промежутка времени. 15. Повышенное внимание следует уделять достаточно широкому комплексу профессиональных знаний, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношения, которое бы позволяло адаптироваться к постоянным изменениям. Лица, ставшие профессиональными бухгалтерами, должны иметь постоянное желание учиться и применять новое. 16. Бухгалтерская профессия играет важную роль во всех обществах. По мере того, как мир двигается в направления создания глобальных рыночных экономических систем, а инвестиции и деятельность приобретают все более международный характер, чтобы понять контекст, в котором действуют предприятия и другие организации, профессиональным бухгалтерам нужно овладеть широким глобальным мировоззрением. 17. Скорость изменений является основной характерной особенностью условий, в которых работают профессиональные бухгалтеры. Необходимость осуществления изменений обусловлена многими факторами, включая глобализацию, информационные и телекоммуникационные технологии, а также расширение групп заинтересованных лиц, среди которых присутствуют регулирующие органы и наблюдательный совет. Профессиональные бухгалтеры теперь должны учитывать потребности не только инвесторов и кредиторов, а и информационные потребности других пользователей финансовой и нефинансовой информации. 18. Предприятия и другие организации создают все более сложные схемы и операции. Повышается значение управления рисками. Высокими темпами развиваются информационные технологии, а Интернет произвел революцию в глобальной связи. Торговля и коммерция стали более транснациональными. Приватизация стала более распространенной тенденцией во многих странах. В одних странах судебные процессы становятся обычным явлением, а в других профессиональные обязанности определяются законодательством. Больше внимание уделяется состоянию окружающей среды и стабильному развитию. 19. Эти тенденции приводят к необходимости усилить подотчетность, и в результате этого во всех странах требования к профессии являются высокими и продолжают возрастать. Именно способность профессии отвечать этим требованиям определяет ее ценность для общества. 20. Указанные выше тенденции заставляют профессиональных бухгалтеров вносить еще больший вклад в общество, чем когда бы то ни было раньше, и поддерживать компетентность на должном уровне. Жизнеспособность бухгалтерской профессии зависит от способности и готовности ее отдельных представителей выполнять новые требования. За подготовку своих членов к выполнению новых обязанностей отвечают организации-члены МФБ. 21. Для того, чтобы выполнять новые задачи, профессия может обеспечить достижение и поддержание необходимого уровня компетентности теми лицами, которые становятся профессиональными бухгалтерами. Развитие и поддержание компетентности на определенном уровне достигается с помощью образования, практического опыта и постоянного профессионального развития (повышение квалификации). Следовательно, в этих трех областях профессия может устанавливать высокие стандарты и выполнять их.
Сфера применения Международных стандартов образования
22. Целью Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров является совершенствование бухгалтерской профессии с помощью установления критериев минимальных требований к квалифицированным бухгалтерам в области образования, практического опыта и постоянного профессионального развития. 23. Одна из целей Стандартов состоит в том, чтобы определить предметные области, а не предлагать фактические курсы. Причина в том, что определенные предметы по-разному освещаются в разных частях мира. Признается, что некоторые организации-члены МФБ требуют более широкий спектр предметов; другие большее внимание уделяют отдельным предметам, чтобы подготовить студентов к выполнению конкретных задач. Профессиональные ценности, этика и отношения, тем не менее, присутствуют во всех областях и могут объединяться со многими предметами. 24. МФБ признает, что организации-члены МФБ могут находиться на разных стадиях развития. Необходимый уровень понимания также может быть разным в разных профессиональных организациях бухгалтеров в разные промежутки времени. Одним из важных определяющих факторов учебного плана является комплекс профессиональных знаний, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношений, которые учитывают специфику конкретной страны, региона, культуры или профессиональной организации, вместе с тем продолжая признавать более широкое глобальное видение. Хотя стандартов надо придерживаться, пояснения, набранные обычным шрифтом, учитывают разные обстоятельства в разных странах мира. 25. Международные стандарты образования профессиональных бухгалтеров определяют требования по образованию и развитию профессиональных бухгалтеров в соответствии с такими Стандартами: • МСО 1 «Вступительные требования программы профессионального образования бухгалтеров» • МСО 2 «Содержание программ профессионального образования бухгалтеров» • МСО 3 «Профессиональные навыки» • МСО 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения» • МСО 5 «Требования по практическому опыту» • МСО 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности» • МСО 7 «Постоянное профессиональное развитие»
Применение международных стандартов образования профессиональных бухгалтеров
26. Основной целью является подготовка компетентных профессиональных бухгалтеров исходя из необходимого сочетания компонентов учебной программы. Конкретное сочетание компонентов может быть разным, но оно должно обеспечивать достижение цели. В разных странах мира существуют разные варианты такого сочетания. 27. Профессиональное образование обеспечивает подготовку бухгалтеров для того, чтобы они были способны поддерживать компетентность на должном уровне на протяжении всей профессиональной карьеры. Профессиональное образование может предоставляться в академических учебных заведениях, в рамках программ профессиональных организаций, или и в тех, и в других учреждениях. 28. Хотя требования, определенные в параграфе 25, перечислены в определенном порядке, его не обязательно строго придерживаться. Например, профессиональное образование можно получить параллельно с общим образованием, т.е. во время обучения в университете с целью получения высшего образования, или же с помощью другой программы, направленной на получение квалификации профессионального бухгалтера. Как альтернатива, профессиональное образование может быть получено с помощью дальнейшего обучения после завершения другой учебной программы на уровне высшего образования. 29. Практический опыт можно получить после программы обучения, во время программы обучения или при объединении этих двух методов. Тем не менее, качество опыта должно отвечать требованиям, определенным в МСО 5 «Требования по практическому опыту». 30. Учебный процесс может осуществляться на протяжении полного или неполного рабочего дня. Было бы полезно, если бы учебный процесс осуществлялся полностью или частично вместе с приобретением практического опыта. Независимо от формы, какую выбирают кандидаты, они должны пройти все этапы образования профессиональных бухгалтеров, как это определено в МСО. 31. Понятно, что потребности в образовании и практическом опыте - как и организационная и культурная среда - будут разными в разных странах и регионах. Ответственные за повышение квалификации бухгалтеров должны адаптировать свои требования к этим потребностям. Хотя необходимо соблюдать МСО, признается разнообразие потребностей и возможность придерживаться МСО разными, однако равноценными способами. 32. МФБ признает, что каждая профессиональная организация может определить не только то, как лучше всего выполнять Стандарты, а и то, какое внимание уделять разным компонентам. Более того, профессия динамична. Для обеспечения релевантности учебного процесса и поддержки профессиональных ценностей необходимо постоянно следить за условиями, в которых функционирует каждая организация. 33. Принятие в члены организации-члена МФБ является признанием того, что в данный период времени этот специалист выполнил все требования для получения квалификации профессионального бухгалтера. Во время постоянных изменений развитие профессиональной компетентности и обучение на протяжении жизни являются необходимым условием удовлетворения потребностей тех, кто пользуется профессиональными услугами. 34. Процесс обучения на протяжении всей жизни начинается рано и продолжается в течение всей карьеры специалиста. Постоянное профессиональное развитие (повышение квалификации) можно рассматривать как продолжение учебной программы, которая позволяет получить квалификацию профессионального бухгалтера. Приобретенные профессиональные знания, профессиональные навыки, и профессиональные ценности, этика и отношения и в дальнейшем развиваются и совершенствуются в соответствии с профессиональной деятельностью и обязанностями специалиста. 35. Вопрос послеквалификационного постоянного профессионального развития будет рассмотрен в МСО 7 «Постоянное профессиональное развитие». 36. Много делается в области нового понятия: «оценка компетентности». Комитетом МФБ по образованию опубликован документ о подходах к компетентности - МДО 2 «Подготовка компетентных профессиональных бухгалтеров». Организации-члены МФБ должны серьезно учитывать новое понятие оценки компетентности и рассматривать пути его внедрения в собственных системах. 37. С целью демонстрации компетентности на рабочем месте, профессиональным бухгалтерам нужно владеть определенным комплексом профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей, этики и отношений. Этот комплекс обширен и продолжает увеличиваться. Компетентность достигается с помощью объединения обучения, работы и тренинга. Хотя сочетание этих элементов может быть разным, разработанные на его основе равноценные программы образования и практического опыта должны развивать необходимую для данной профессии компетентность. 38. Преподавателям, занимающимся программой профессионального бухгалтерского образования, нужно учитывать меняющиеся потребности как международной бухгалтерской профессии, так и отдельных профессиональных бухгалтеров. Во время доквалификационного образования методика обучения должна быть направлена на ознакомление студентов с приемами самостоятельного обучения после получения квалификации. Преподаватели могут применять такие методы, которые являются наиболее эффективными в условиях их культур. Тем не менее, возможно, преподавателей нужно учить и приветствовать использование ими широкого спектра методов обучения, которые предусматривают активное участие студентов в процессе обучения и включают: а) использование ситуационных задач, проектов, и других средств моделирования рабочих ситуаций; б) работу в группах; в) адаптацию учебных методов и материалов к изменчивым условиям, в которых работает профессиональный бухгалтер; г) использование учебного плана, который бы поощрял самообучение, чтобы студенты могли учиться сами и овладеть этими навыками после получения квалификации; д) использование технических и электронных средств обучения; е) активное вовлечение студентов в учебный процесс; ж) использование методов измерения и оценки, которые отражают изменение в знаниях, навыках и профессиональных ценностях, этике и отношении, требующихся от профессиональных бухгалтеров; з) объединение знаний, навыков, профессиональных ценностей этики и отношения, которые рассматриваются в разных темах и дисциплинах, для решения многогранных и сложных ситуаций, типичных для профессиональных требований; и) акцентирование внимания на определении и решении проблем, что способствует определению релевантной информации, проведение логических оценок и формулирование четких выводов; й) изучение результатов исследований; а также к) развитие у студентов профессионального скептицизма и профессионального суждения. В учебных программах должно быть указано, когда студентам требуется проанализировать определенную ситуацию: что было хорошо, что не удалось, и какой подход выбирать в подобных ситуациях в будущем. 39. Все эти методы обучения можно внедрять не только в условиях учебных заведений. Объединение образования и практического опыта может быть полезным при использовании примеров реальных рабочих ситуаций, чтобы студенты могли применить свои знания. Хорошо построенная программа тренинга на рабочем месте может дать много необходимого опыта. Руководителей, наставников и других лиц, имеющих дело с практическим опытом, необходимо обучить наиболее эффективному способу планирования практического опыта. 40. Другие методы обучения включают: а) работу в группах в условиях офиса; б) объединение профессиональных знаний, профессиональных навыков, и профессиональных ценностей, этики и отношения, которые рассматриваются в разных темах и практических ситуациях, при решении задач; а также в) размышление и анализ выполненной работы как средство обучения. 41. Для создания основы образования на протяжении всей жизни следует иметь базу профессиональных знаний, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношения, необходимых для профессиональной компетентности. Предоставления студентам такой базы должно быть в центре внимания программы образования для профессиональных бухгалтеров, а также практического опыта. Преподаватели и ученые часто должны работать с работодателями для обеспечения уместности и логической последовательности программ. Организации-члены МФБ могут рассмотреть возможность сотрудничества в области предоставлении профессиональных знаний и практического опыта. 42. Организации-члены МФБ также сознают возрастающее стремление к международному взаимному признанию и аналогичным требованиям к квалификации. МСО могут содействовать этому процессу.
Справочная литература:
МИО 2 «Постоянное профессиональное образование», МФБ (впервые издан в 1982 г., пересмотрен в 1988 г.). МИО 9 «Доквалификационное образование, оценка профессиональной компетентности и требования к опыту профессиональных бухгалтеров», МФБ (впервые издан в 1991 г., пересмотрен в 1996 г., и будет отозван с 31 декабря 2004 г.). МИО 10 «Профессиональная этика для бухгалтеров: обучение и практика», МФБ (издан в 1982 г. и будет отозван с 31 декабря 2004 г.). МИО 11 «Информационная технология для профессиональных бухгалтеров», МФБ (впервые издан в 1995 г., пересмотрен в 1998 и в 2002 гг.) МДО 1 «Признание учреждений, обеспечивающих образование до сертификации», МФБ 2002 г. МДО 2 «Подготовка компетентных бухгалтеров», МФБ 2003 г. «Рекомендации по вопросам образования и подготовки технического бухгалтерского персонала», МФБ, впервые изданы в 1987 г. как МИО 7 «Образование и подготовка бухгалтеров-техников», (пересмотрен и издан как Исследование 2 в 1999 г.). «Рекомендации по проведению экзаменов». Исследование 1, МФБ (изданы в 1988 г.). «Кодекс этики для профессиональных бухгалтеров», МФБ (впервые издан в 1990 г., пересмотрен в 1998 и 2001 гг.). «Международное обучение: процесс подготовки к самообучению в учебном плане для бухгалтеров», Комиссия по вопросам образования бухгалтеров и бухгалтерской реформе, 1995 г. «Практический опыт», Дискуссионный доклад, МФБ (издан в 1998 г.) «Вопрос качества образования через Интернет и заочного образования», МФБ (издан в 2000 г.) «Специализация в бухгалтерской профессии», Дискуссионный доклад, МФБ (издан в 1992 г.)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |