|
|
|
Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ МСО 1: ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 2: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 3: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МСО 4: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЭТИКА И ОТНОШЕНИЯ МСО 5: ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ МСО 6: ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ МСО 8: Требования к компетентности специалистов по аудиту
МСО 5
ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и сфера применения Стандарта
1. Настоящий Стандарт устанавливает требования по практическому опыту, который должны требовать от своих членов организации-члены МФБ при присвоении квалификации профессионального бухгалтера. 2. Цель настоящего Стандарта - обеспечить получение кандидатами в члены профессиональной организации практического опыта, который считается приемлемым на момент присвоения квалификации компетентного профессионального бухгалтера. 3. Для достижения кандидатами уровня сертифицированного аудитора или другой формы специализации, после получения квалификации может потребоваться дальнейшее обучение. В любом случае, обучение на протяжении всей профессиональной деятельности необходимо для того, чтобы поддерживать профессиональную компетентность на определенном уровне (также см. МСО 7: «Постоянное профессиональное развитие»).
4. Практический опыт, приобретенный во время выполнения работы профессиональных бухгалтеров, а также знания, полученные в рамках программ профессионального образования бухгалтеров, считаются необходимыми условиями получения статуса профессионального бухгалтера в обществе (см. МСО 3 «Профессиональные навыки»). Так как профессиональные организации бухгалтеров работают в разных условиях, требования по опыту работы в разных организациях могут быть разными. 5. Соотношение между опытом работы и академическим обучением с целью получения профессиональной квалификации может быть разным, в зависимости от квалификации. Организации-члены МФБ должны устанавливать свои требования по практическому опыту с учетом собственных потребностей и требований, требований соответствующих регулирующих органов, а также ожиданий общества в отношении высокой компетентности профессиональных бухгалтеров. 6. В мире не существует единого сочетания практического опыта и образования, которое бы считалась обязательным для получения квалификации профессионального бухгалтера. Если образовательные требования расширены и включают прикладное значение бизнеса и бухгалтерского учета, определенная часть такого образования может учитываться как выполнение определенных требований по практическому опыту. 7. Работодатели, коллеги по работе и наставники сыграют важную роль в планировании и наблюдении за практическим опытом, который получают практиканты. 8. Определения и объяснение ключевых терминов, используемых в Стандартах, приводятся в «Концептуальной основе международных положений по образованию».
9. Настоящий Стандарт вступает в силу с 1 января 2005 года.
Требования по практическому опыту
10. Период получения практического опыта по выполнению обязанностей профессионального бухгалтера может быть частью программы доквалификационой подготовки. Этот период должен быть достаточно продолжительным и интенсивным для того, чтобы кандидаты имели возможность продемонстрировать свои профессиональные знания, профессиональные навыки, профессиональные ценности, этику и отношения, необходимые для компетентного выполнения профессиональных обязанностей и для постоянного служебного роста на протяжении своей карьеры. 11. Необходимо иметь как минимум три года практического опыта. Обучение в аспирантуре по специальности (после получения высшего образования, например, программа магистра), предусматривающее обширную практику, может учитываться как часть обязательного практического опыта, но оно не может превышать 12 месяцев. 12. Общая цель состоит в том, чтобы с помощью надлежащего комплекса общего образования, профессионального образования и практического опыта осуществлять подготовку компетентных профессиональных бухгалтеров. Конкретное соотношение образования и опыта может быть разным, при условии соблюдения требований, изложенных в параграфах 10 и 11. Недостаточно просто проводить на работе время, необходимое для выполнения требований по практическому опыту. Практиканты должны демонстрировать сферы компетентности, которыми они овладели. 13. Помимо академического образования или обучения в рамках доквалификационой подготовки, достаточный период практического опыта является обязательным требованием, которое должны выполнять кандидаты для того, чтобы представлять себя перед общественностью в качестве профессиональных бухгалтеров. Конкретное соотношение практического опыта работы и образования будет зависеть от правил, установленных отдельными организациями-членами МФБ, а также национальным и местным законодательством, требований регулирующих органов и ожиданий общественности. 14. Например, некоторые расширенные учебные программы, уделяющие большое внимание практическому применению знаний, могут учитываться как опыт работы. Овладеть профессиональными знаниями по бухгалтерскому делу и продемонстрировать их можно в рамках обучения с целью получения академической или профессиональной квалификации. Однако сам факт обучения необязательно свидетельствует о том, что кандидат может профессионально и компетентно работать на рабочем месте. Именно опыт, полученный практикантами на рабочем месте, позволяет овладеть практическими навыками, необходимыми для того, чтобы стать компетентным профессиональным бухгалтером. 15. Практиканты должны получить практический опыт на тех должностях, которые считает необходимыми профессиональная организация, в которую они вступают. 16. Практический опыт можно получить после завершения учебной программы или параллельно этой программе. 17. Практический опыт работы создает для практиканта профессиональная среда, в которой он приобретает компетентность, благодаря: (а) углублению понимания организации, способа работы предприятия и рабочих отношений; (б) возможности увидеть связь бухгалтерской работы с другими функциями и видами деятельности предприятия; (в) ознакомлению с условиями оказания услуг; (г) развитию надлежащих профессиональных ценностей, этики и отношений в практических реальных ситуациях (также см. МСО 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения»); а также (д) возможности занимать должность с высоким уровнем ответственности.
Мониторинг и контроль
18. Организация-член МФБ и/или регулирующий орган должны убедиться в том, что опыт, полученный кандидатами, удовлетворяет их требования. Практический опыт, необходимый для получения квалификации профессионального бухгалтера, следует приобретать под руководством наставника - опытного работника организации-члена МФБ. Для обеспечения эффективности программы и получения практического опыта, необходимо, чтобы профессиональная организация или регулирующий орган, практикант, наставник и работодатель работали вместе. 19. Программа получения практического опыта должна быть взаимовыгодной для практиканта и работодателя и разработана общими усилиями. Документация о выполнении практического опыта должна периодически пересматриваться наставником. 20. До получения практикантом квалификации профессионального бухгалтера, организации-члены МФБ должны оценить практический опыт работы практиканта, по отчету, представленному в письменном виде, который рассматривается менеджерами или наставниками и, возможно, по устным докладам практикантов. 21. Наставники могут получать помощь в работе с практикантом от других лиц в организации, некоторые из них могут не быть профессиональными бухгалтерами. 22. Программа получения практического опыта должна быть разработана и внедрена таким образом, чтобы были удовлетворены требования, установленные профессиональной организацией. Она также должна быть эффективной и экономически выгодной для работодателя, независимо от того, в какой сфере осуществляет деятельность работодатель: в промышленности, торговле, государственном органе или оказывает бухгалтерские или аудиторские услуги клиентам (также см. дискуссионный доклад МФБ «Практический опыт»). 23. Наставники могут быть важной связью между практикантами и организациями-членами МФБ. Они могут отвечать за планирование периода прохождения практики и давать указания практикантам. Организации-члены МФБ могут проводить тренинги для наставников и разрабатывать систему отчетности. 24. Организации-члены МФБ, члены которых имеют право получить лицензию на аудиторскую деятельность на момент получения квалификации, должны убедиться в том, что кандидат приобрел соответствующий опыт аудиторской работы на протяжении доквалификационной подготовки. Если лицензия выдается другим учреждением или после присвоения квалификации кандидату, такое учреждение должно определить необходимые требования для получения квалификации. Эти требования можно будет выполнить в рамках послеквалификационного периода. 25. Документацию о прохождении практики необходимо регулярно сверять с общей программой для практикантов, чтобы быть уверенными в том, что фактический опыт удовлетворяет требованиям профессиональной организации или регулирующих органов. Если достигнутый успех при выполнении программы практики не отвечает ожидаемому уровню развития профессиональных навыков практиканта, следует выяснить причины такого положения и определить мероприятия, с помощью которых его можно повысить. Такая регулярная сверка даст еще одну возможность всем сторонам высказать свое мнение о полученном опыте работы и будет содействовать развитию практиканта. 26. Мероприятия, которые могут провести организации-члены МФБ для обеспечения необходимого опыта: (а) создание системы выборочного мониторинга, которая обеспечит мониторинг и отчетность о полученном практическом опыте; (б) предоставление детальных письменных инструкций работодателям, наставникам и практикантам по программам получения опыта с подробным описанием ролей и обязанностей; (в) установление механизма утверждения работодателей, которые имеют возможность обеспечить слушателей соответствующим опытом; (г) оценка и утверждение условий получения практического опыта до начала работы практиканта (например, характер и объем практического опыта, а также учебные материалы работодателя необходимо проверить для того, чтобы обеспечить получение практикантами соответствующих указаний, надзора, советов и оценки своей работы); (д) до принятия в члены организации - проведение оценки практического опыта работы по письменным представлениям и, возможно, устным докладам практикантов (также см. МСО 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»); (е) информирование практикантов об оценке их деятельности (обратная связь) и обеспечение сертификации в случае овладения сферами компетентности; (ж) мониторинг утвержденных ранее работодателей и наставников. Периодическая оценка работодателей может выявить недостатки в определенных областях, и на ее основе может быть рекомендовано отказаться от услуг данного работодателя, если условия работы практиканта изменились так, что уже не соответствуют критериям приобретения надлежащего опыта; (з) установление системы периодической отчетности для учета изменений, если они существуют, в характере, объеме и содержании практического опыта практикантов, если посещение всех утвержденных работодателей нецелесообразно, а также (и) периодическое изучение сфер компетентности, необходимых для работы профессиональных бухгалтеров, с целью получения уместного и надлежащего практического опыта.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |