|
|
|
Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года № 2572-XII О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета РК от 8 декабря 1993 г. Данная редакция действовала до внесения изменений от 20.12.04 г. Статья 1. Система административно-территориального устройства Республики Казахстан В систему административно-территориального устройства Республики Казахстан входят административно-территориальные единицы: аул (село), поселок, аульный (сельский) округ, район в городе, город, район, область. Статья 2 дополнена в соответствии с Законом РК от 11.05.04 г. № 552-II (см. сроки введения в действие) Статья 2. Категории административно-территориальных единиц Для осуществления государственного управления на началах оптимального сочетания республиканских и местных интересов территория Республики Казахстан подразделяется на две основные категории - регионы и населенные пункты. Регион - это часть территории республики, включающая несколько населенных пунктов, образуемая и управляемая в интересах республики. Регионами являются область, район и аульный (сельский) округ как основные звенья республиканского административно-территориального устройства. Населенный пункт - это часть компактно заселенной территории республики, сложившаяся в результате хозяйственной и иной общественной деятельности граждан, с численностью не менее 50 человек, учтенная и зарегистрированная в установленном законом порядке и управляемая местными представительными и исполнительными органами. Населенные пункты, находящиеся на территории Республики Казахстан, подразделяются на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения, а также поселки; к сельским - все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности. Районом в городе является район в городе областного значения, городе республиканского значения, столице с численностью населения свыше 400 тысяч человек. Статья 3. Категории городов и других населенных пунктов Города и другие населенные пункты подразделяются: 1) города республиканского значения, к которым могут быть отнесены населенные пункты, имеющие особое государственное значение или имеющие численность населения, как правило, более одного миллиона человек; 2) города областного значения, к которым могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся крупными экономическими и культурными центрами, имеющие развитую производственную и социальную инфраструктуру и численность более 50 тысяч человек; 3) города районного значения, к которым могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд, развитая сеть учебных и культурно-просветительных, лечебных и торговых объектов, с численностью населения не менее 10 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют свыше двух третей общей численности населения; 4) поселки, к которым могут быть отнесены населенные пункты при промышленных предприятиях, стройках, железнодорожных станциях и других экономически важных объектах с численностью не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее двух третей; к поселкам также приравниваются населенные пункты, расположенные в местности, имеющей лечебное значение, с населением не менее 2 тысяч человек, из которых число приезжающих ежегодно для лечения и отдыха составляет не менее половины; к ним могут быть отнесены также дачные поселки, являющиеся местами летнего отдыха горожан, в которых не менее 25 процентов взрослого населения постоянно занимается сельским хозяйством; 5) аул (село) - населенный пункт с численностью не менее 50 человек, из которых работники, занятые в сельскохозяйственном производстве и члены их семей составляют не менее половины населения; 6) крестьянские и иные поселения с численностью населения менее 50 человек включаются в состав ближайшего населенного пункта. Статья 4 Законодательство об административно-территориальном устройстве Правовое регулирование вопросов административно-территориального устройства осуществляется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами и нормативными актами. Статья 5. Органы, принимающие решения об образовании, упразднении административно-территориальных единиц, установлении и изменении их границ, их наименовании и переименовании Президент и Правительство Республики Казахстан, местные представительные и исполнительные органы в пределах своих полномочий принимают решения об образовании и упразднении административно-территориальных единиц, установлении и изменении их границ, их наименовании и переименовании. Статья 6. Расходы, связанные с наименованием и переименованием областей, районов, городов Расходы, связанные с наименованием и переименованием областей, районов, городов производятся за счет средств республиканского бюджета. Статья 7. Ономастическая комиссия В целях упорядочения работы по наименованию и переименованию административно-территориальных единиц, уточнению транскрипции их названий при Правительстве Республики Казахстан создается Ономастическая комиссия. Статья 8. Учет и регистрация административно-территориальных единиц, исключение их из учетных данных Учет существующих и регистрация вновь образованных административно-территориальных единиц, а также исключение данных в границах каждой области и территории города республиканского значения осуществляется соответствующими исполнительными органами и по представлению исполнительных органов района, города. Считаются самостоятельными населенными пунктами и подлежат учету и регистрации поселения, численность постоянного населения которых более пятидесяти человек. Одиночные дома, фермы, поселения, являющиеся объектами служебного назначения (дома лесников, путевых обходчиков, дорожных мастеров, заимки, зимовья, полевые станы, метеостанции и т. п.) учитываются в составе населенных пунктов, с которыми связаны административно или территориально. Учет подобных поселений осуществляется исполнительным органом соответствующего района. Утрачивают свой статус самостоятельных административно-территориальных единиц и исключаются из учетных данных населенные пункты, включенные в состав городов или поселков и ставшие их частью, а также поселения, из которых выехали или переселились все жители. РАЗДЕЛ II. ПОЛНОМОЧИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА Статья 9. Полномочия Президента Республики Казахстан Президент Республики Казахстан и с учетом мнения местных представительных и исполнительных органов: 1) образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры; 2) устанавливает и изменяет границы областей и городов республиканского значения; 3) относит населенные пункты к категории городов республиканского, областного и районного значения, устанавливает и изменяет их подчиненность; 4) решает вопросы наименования и переименования областей, районов и городов, а также изменения транскрипции их названий. См. Письмо Государственной ономастической комиссии при Правительстве Республики Казахстан от 16 ноября 2004 года № 05.2-03/218, Письмо Министерства информации Республики Казахстан от 20 сентября 2004 года № 01-20/02.1-08-2095. Статья 10. Полномочия Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) вносит Президенту Республики Казахстан представления об образовании и упразднении и областей и районов, установлении и изменении их административных центров, установлении и изменении границ областей и городов республиканского значения; 2) вносит Президенту Республики Казахстан представления об отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского, областного и районного значения, установлении и изменении их подчиненности; 3) определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов государственной собственности на территории Республики Казахстан, а также физико-географических объектов; 4) создает Ономастическую комиссию при Правительстве Республики Казахстан; на основании ее заключений и с учетом мнения населения соответствующей территории, ее представительных и исполнительных органов вносит Президенту Республики Казахстан представления о наименовании и переименовании областей, районов, городов, а также изменении транскрипции их названий; 5) совместно с областными представительными и исполнительными органами решает вопросы об изменении границ районов и городов областного значения. РАЗДЕЛ III. ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА Статья 11. Полномочия областных представительных и исполнительных органов Областные представительные и исполнительные органы совместным решением: 1) вносят в Правительство Республики Казахстан предложения об изменении границ области, об образовании и упразднении районов области, установлении и перенесении их административных центров, об отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского, областного и районного значения; 2) по согласованию с Правительством устанавливают и изменяют границы районов области, городов областного значения; а также устанавливают и изменяют границы городов районного значения, аульных (сельских) округов; решают вопросы о передаче поселков, аулов (сел) из одного района в другой или в административное подчинение городских органов власти; 3) с учетом мнения местных представительных и исполнительных органов относят населенные пункты, не являющиеся городами, к категории иных населенных пунктов, установленных настоящим Законом; образуют, упраздняют и преобразуют аульные (сельские) округа, поселки, аулы (села), а также изменяют их подчиненность; 4) по согласованию с Ономастической комиссией при правительстве Республики Казахстан, с учетом мнения населения соответствующей территории и по совместному предложению местных представительных органов решают вопросы о наименовании и переименовании аульных (сельских) округов, поселков, аулов, сел, а также изменения транскрипции их названий. Областные исполнительные органы по представлению районных и городских исполнительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию вновь создаваемых административно-территориальных единиц и отдельных населенных пунктов в границах областей, а также исключают их из учетных данных. Статья 12. Полномочия районных представительных и исполнительных органов Районные представительные и исполнительные органы совместным решением: 1) вносят в областные представительные и исполнительные органы предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов районного значения; 2) вносят в областные представительные и исполнительные органы предложения об отнесении населенных пунктов к категории поселков или аулов (сел); об образовании или преобразовании поселков или аулов (сел), изменении их подчиненности, их учете и регистрации; 3) с учетом мнения органов управления поселков и аулов (сел) устанавливают и изменяют границы этих населенных пунктов; 4) вносят в областные представительные и исполнительные органы предложения об изменении границ районов, аульных (сельских) округов; 5) с учетом мнения населения соответствующей территории вносят предложения в областные представительные и исполнительные органы о наименовании и переименовании поселков, аульных (сельских) округов, аулов (сел); 6) решают иные вопросы, предусмотренные настоящим Законом. Статья 13. Полномочия городских представительных и исполнительных органов Городские представительные и исполнительные органы совместным решением: 1) вносят предложения в областные представительные и исполнительные органы об отнесении городов к категории республиканского, областного и районного значения; 2) вносят в областные представительные и исполнительные органы, а представительные и исполнительные органы городов республиканского значения в Правительство Республики Казахстан, предложения об изменении границ городов, в том числе о включении в их состав отдельных населенных пунктов; 3) образуют и упраздняют районы в городе, устанавливают и изменяют их границы; 4) с учетом мнения населения соответствующей территории решают вопросы о наименовании и переименовании районов в городе, площадей, проспектов, бульваров, улиц, переулков, парков, скверов, мостов и других составных частей города, изменении транскрипции их названий. Статья 14. Полномочия акима поселка, села Аким поселка, села: 1) вносит в районные представительные и исполнительные органы предложения об отнесении этих населенных пунктов в категории поселков, аулов или сел, об их упразднении и преобразовании; 2) с учетом мнения населения соответствующего населенного пункта вносит в районные представительные и исполнительные органы предложения о наименовании и переименовании поселков, аульных (сельских) округов, аулов (сел); 3) вносит в районные представительные и исполнительные органы предложения об установлении и изменении границ поселков, аульных (сельских) округов, аулов (сел); 4) с учетом мнения населения соответствующей территории решает вопросы наименования и переименования составных частей этих населенных пунктов. РАЗДЕЛ IV. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА Статья 15. Перечень документов и материалов, необходимых для решения вопросов административно-территориального устройства на региональном уровне Для решения вопросов административно-территориального устройства на региональном уровне необходимы: 1) решение Президента Республики Казахстан или представление (совместное) областных представительных и исполнительных органов, решающие вопрос по существу; 2) представление Правительства Республики Казахстан, содержащее соответствующее ходатайство обоснование целесообразности вносимого предложения, сведения о размере изменяемой территории, численности населения на ней проживающего, перечень основных предприятий, учреждений и организаций, их производственные показатели, численность работающих на каждом из них, сведения о структуре и штатах местных представительных и исполнительных органов, их изменения в связи с реорганизацией, вопросы наименования и переименования, а также все остальные сведения, необходимые для решения вопроса по существу; 3) предложения местных (областных, районных, городских) представительных и исполнительных органов, акимов поселков, сел по рассматриваемому вопросу; 4) схематическая карта с указанием на ней новых границ административно-территориальных единиц, других географических данных, имеющих значение для решения вопроса по -существу. Карта подписывается представителем Правительства, а также руководителями представительных и исполнительных органов, принимающих и передающих территории, подписи скрепляются печатями; 5) акт научной экспертизы и экономический расчет по проводимым преобразованиям и переименованиям. Статья 16. Перечень документов и материалов, необходимых для решения вопросов административно-территориального устройства в пределах региона 1) совместное постановление представительного и исполнительного органа, решающее вопрос по существу; 2) протоколы конференций граждан, касающиеся существа разрешаемого вопроса; 3) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимого предложения, сведения об изменяемой территории, численности населения, перечень населенных пунктов, промышленных и иных объектов, а также все иные сведения, необходимые для решения вопроса по существу; 4) схематическая карта с указанием на ней новых границ населенных пунктов и иных географических данных, имеющих значение для решения вопроса по существу. Карта подписывается руководителями представительных и исполнительных органов изменяемой территории; 5) акт научной экспертизы и экономические расчеты по проводимым преобразованиям и переименованиям. Президент
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |