|
|
|
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 22 декабря 1995 года № 2717 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.01.2001 г.)
Утратил силу в соответствии с Законом РК от 24.01.01 г. № 153-II
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» и в целях совершенствования правового регулирования земельных отношений в Республике Казахстан издаю настоящий Указ. Глава 1. Общие положения В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 158-1 Статья 1. Основные термины и определения Применяемые в настоящем Указе термины и определения означают: 1) вещное право на землю - право собственности, право землепользования, право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, сервитут и иные вещные права; 2) залог земельного участка и права землепользования основанное на договоре залога право кредитора (залогодержателя) в случае неисполнения собственником земельного участка или землепользователем (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного земельного участка или права землепользования преимущественно перед другими кредиторами залогодателя за изъятиями, установленными законодательными актами; 3) земельная (условная земельная) доля - количественно определенная доля участия вместе с другими лицами в правах и обязанностях на земельный участок, выделение которой может быть произведено в случаях и на условиях, установленных настоящим Указом и иным законодательством; 4) земельные правоотношения - правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, с осуществлением права собственности на землю и иных вещных прав; 5) земельные ресурсы - земля, которая используется или может быть использована в отраслях экономики; 6) земельный участок - выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепляемая в установленном настоящим Указом порядке за субъектами земельных правоотношений; 7) землеустройство - система мер, направленных на организацию рационального использования и охрану земель; 8) земля - природный объект хозяйствования, являющийся в соответствии с законодательством объектом собственности и землепользования (недвижимое имущество); 9) кондоминиум - форма собственности на недвижимость, при которой отдельные части недвижимости, в том числе отдельные земельные участки, находятся в индивидуальной собственности граждан, юридических лиц и (или) государств, а те части недвижимости, которые не находятся в раздельной собственности (неделимый земельный участок при доме, земля общего пользования), принадлежат собственникам частей недвижимости на праве общей собственности. Земельный участок может принадлежать также на праве общего землепользования; 10) объект земельных правоотношений - вся земля в пределах территории Республики Казахстан, отдельные земельные участки независимо от того, что на них расположено и от правовых оснований их закрепленности за отдельными субъектами, а также права на земельные участки и земельные доли; 11) право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности - право субъекта владеть и пользоваться земельным участком, возникающее на основе договора о временном пользовании земельным участком между собственником земельного участка и временным пользователем (арендатором или безвозмездным пользователем); 12) право землепользования - право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование). Землепользователь вправе распоряжаться принадлежащим ему правом землепользования в случаях и пределах, установленных настоящим Указом; 13) право частной собственности на землю - право граждан и негосударственных юридических лиц владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком на условиях и в пределах, установленных настоящим Указом и иным законодательством; 14) сервитут - право граждан и юридических лиц на ограниченное целевое пользование земельными участками, находящимися на праве частной собственности или праве землепользования у других лиц; 15) субъект земельных правоотношений - субъект, являющийся стороной в земельном правоотношении (государство, административно-территориальные единицы, государственные органы, граждане и юридические лица), и в силу этого имеющий право и несущий обязанности в данном правоотношении; 16) базовая ставка платы - норматив платы за землю, передаваемую в частную собственность или предоставляемую в землепользование государством. Статья 2. Задачи земельного законодательства Республики Казахстан Задачами земельного законодательства Республики Казахстан являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охрана прав на землю граждан и юридических лиц, создание и развитие рынка недвижимости, укрепление законности в области земельных отношений. Статья 3. Принципы земельного законодательства Республики Казахстан Земельное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах: 1) сохранения земли как природного объекта, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан; 2) обеспечения рационального использования земель; 3) обеспечения экологической безопасности; 4) целевого использования земель; 5) приоритета земель сельскохозяйственного назначения; 6) доступности информации о состоянии земель; 7) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель; 8) предотвращения ущерба земле или устранения его последствий; 9) платности использования земли. Статья 4. Земельное законодательство Республики Казахстан 1. Земельные отношения в Республике Казахстан регулируются настоящим Указом и издаваемыми в соответствии с ним другими актами законодательства Республики Казахстан. 2. Отношения по использованию и охране недр, лесных и водных ресурсов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством. См. Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 27 января 1996 г. № 2828 «О недрах и недропользовании», Лесной кодекс , Водный кодекс и Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира». 3. Гражданско-правовые отношения, связанные с правом собственности на земельные участки и правом землепользования, регулируются нормами гражданского законодательства, не противоречащими настоящему Указу. 4. Иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в земельных правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Указом или другими законодательными актами. 5. Установленные земельным законодательством права граждан и юридических лиц не могут ограничиваться актами исполнительной власти и местных представительных и исполнительных органов. Такие акты не приобретают юридической силы и не подлежат исполнению. Статья 5. Собственность на землю В соответствии с Конституцией Республики Казахстан земля находится в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Указом или не противоречащими ему иными законодательными актами. Также см. постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 13 апреля 2000 года № 2/2 Об официальном толковании пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан.
Статья 6. Состав земель Республики Казахстан 1. В соответствии с целевым назначением все земли в Республике Казахстан подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); 3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земли особо охраняемых природных территорий; 7) земли запаса. 2. Отнесение земель к категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также перевод земель из одной категории в другую в связи с изменением их целевого назначения производится по решению исполнительных органов в соответствии с их компетенцией, установленной настоящим Указом. 1. Зонирование - определение территории земель с установлением их целевого режима использования. 2. Основные положения и принципы зонирования земель определяются Правительством Республики Казахстан. См. постановление Правительства РК от 10 октября 1997 г. № 1435 «Об утверждении основных положений и принципов зонирования земель РК». В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 139-1, Законом РК № 158-1 Пункт 2 статьи 8 дополнен подпунктом 4-1) в соответствии с Законом РК от 10 июля 1998г. № 283-1 Статья 8. Земельный налог и арендная плата за землю и плата за передачу земельных участков 1. Передача земельных участков из государственной собственности в частную производится за плату, если иное не предусмотрено законодательством. Земельные участки в виде государственных натурных грантов передаются инвестору в соответствии с контрактом, заключенным между Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям и инвестором. 2. Предоставление государством в лице уполномоченного органа права постоянного землепользования (статья 38 настоящего Указа) осуществляется за плату, за исключением случаев когда землепользователями являются: 1) государственные юридические лица; 2) негосударственные юридические лица, получающие земельный участок для целей ведения сельскохозяйственного производства в пределах установленных норм; 3) крестьянские (фермерские) хозяйства - за землю, предоставленную в пределах установленных норм; 4) физические и юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность, которым земельные участки передаются в виде государственных натурных грантов, в соответствии с контрактом, заключенным между Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям и инвестором; 4-1) субъекты малого предпринимательства и кооперативы собственников помещений (квартир); 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством. 3. Предоставление права землепользования иностранным землепользователям осуществляется на основании договора аренды земельного участка, за исключением государственных натурных грантов в соответствии с контрактом, заключенным между Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям и инвестором. При выходе физического лица, являющегося землепользователем, из гражданства Республики Казахстан такой землепользователь обязан оплатить право землепользования в той части, в какой это право не было выкуплено ранее. 4. Плата за землю, предоставляемую государством, взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности земельного участка. 5. Собственники земельных участков, а также первичные землепользователи (статья 36 настоящего Указа) платят земельный налог в порядке и на условиях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан. См. Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 24 апреля 1995 г. № 2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и инструкцию «О порядке исчисления и уплаты земельного налога» утвержденную приказом Минфина РК от 27 июня 1995 г. № 34 6. При продаже земельных участков в частную собственность, при их предоставлении государством в постоянное землепользование, а также при сдаче государством или государственными землепользователями земельных участков в аренду базовая ставка платы за передачу земельных участков устанавливается Правительством Республики Казахстан. Ставки платы за землю, передаваемую в частную собственность государством см. в постановлении Правительства РК от 8 мая 1996 г. № 576 7. При продаже или сдаче в аренду собственником земельного участка, при продаже негосударственным землепользователем принадлежащего ему права землепользования другим лицам, а также при сдаче им земельного участка в аренду вторичным землепользователям размер платы за передачу земельных участков определяется соглашением сторон. По соглашению сторон арендная плата может вноситься в натуральной форме. 8. При предоставлении на территории Республики Казахстан земельных участков в аренду другим государствам размер арендной платы определяется договорами, заключенными Республикой Казахстан с этими государствами. Статья 9. Недопустимость злоупотребления земельными правами Осуществление субъектами земельных отношений принадлежащих им прав не должно наносить вреда земле как природному объекту, окружающей природной среде, а также правам и правомерным интересам других лиц. Глава 2. Компетенция государственных органов в области регулирования земельных отношений В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 158-1; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.01.01 г. № 151-II (см. стар. ред.) Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан Ведению Правительства Республики Казахстан в области регулирования земельных отношений подлежат: 1) определение государственной политики в области использования и охраны земельного фонда республики; 2) разработка и представление на утверждение Президенту Республики Казахстан государственных программ по рациональному использованию земель, сохранению и повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; 3) предоставление и изъятие земельных участков из земель всех категорий, находящихся в государственной собственности, в случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых природных территорий республиканского значения, выполнением международных обязательств и использованием земель для нужд обороны; 4) определение порядка предоставления земель; 5) утверждение форм документов на право собственности на земельный участок и на право землепользования; форму акта на право собственности на земельный участок см. в постановлении Правительства РК от 8 апреля 1996 г. № 402 6) установление базовых ставок платы за передачу земельных участков, предоставляемых в землепользование государством или государственными землепользователями; см. постановление Правительства РК от 8 мая 1996 г. № 576 7) установление порядка определения оценочной стоимости права землепользования; см.»Порядок определения оценочной стоимости земельных участков, продаваемых в частную собственность или предоставляемых в землепользование государством» утвержденный постановлением Правительства РК от 1 октября 1996 г. № 1203 8) утверждение и изменение черты городов, а также установление и изменение пригородных зон вокруг городов, генеральные планы которых утверждаются Правительством Республики Казахстан; Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 апреля 1999 года № 381 «Об установлении пригородной зоны города Астаны», Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 марта 1998 г. № 228 «О пригородной зоне города Алматы». 9) регулирование земельных отношений между областями; 10) утверждение перечня земель особо охраняемых природных территорий; 11) утверждение порядка по проведению землеустройства, ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель; 12) установление порядка осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель; 13) иные вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Указом или иными законодательными актами. Статья 11. Компетенция центрального исполнительного органа по управлению земельными ресурсами и его органов на местах 1. Ведению центрального исполнительного органа по управлению земельными ресурсами и его органов на местах в области регулирования земельных отношений подлежат: 1) проведение единой государственной политики в области управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений; 2) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; 3) проведение землеустройства, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; 4) защита интересов государства в области земельных отношений; 5) организация зонирования земель, установление границ земельных участков и оформление соответствующих документов. 2. Центральный исполнительный орган по управлению земельными ресурсами и его органы на местах осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан. См. положение «Об Агентстве Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами» утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 1999 года № 1776 В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 158-1; статья дополнена в соответствии с Законом РК от 23.01.01 г. № 151-II (см. стар. ред.) Статья 12. Компетенция областного исполнительного органа Ведению областного исполнительного органа в области регулирования земельных отношений подлежат: 1) проведение землеустройства, ведение земельного кадастра и мониторинга земель в пределах границ области; 2) регулирование земельных отношений между районами области; 3) разработка и выполнение областных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; 4) предоставление земельных участков под скотопрогонные трассы постоянного и временного пользования межрайонного значения; 4-1) резервирование земель для создания особо охраняемых природных территорий всех видов; 4-2) предоставление и изъятие земельных участков из земель всех категорий в случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых природных территорий местного значения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3) статьи 10 настоящего Указа; 5) выдача разрешений на занятие земельных участков для проведения изыскательских работ согласно пункту 2 статьи 51 настоящего Указа; 6) предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, государственным научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным научным организациям и их опытным хозяйствам, а также государственным семеноводческим хозяйствам и племенным заводам; 7) предоставление и изъятие земельных участков для государственных надобностей из земель, находящихся в государственной собственности, в случаях, предусмотренных статьей 69 настоящего Указа, за исключением земель лесного фонда в лесах первой группы; 8) координация, руководство и контроль за деятельностью районных исполнительных органов в части использования и охраны земельных ресурсов; 9) иные вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Указом или иными законодательными актами. Статья 13. Компетенция районного (кроме районов в городах), городского, поселкового, аульного и сельского исполнительных органов Ведению районного (кроме районов в городах), городского, поселкового, аульного и сельского исполнительных органов в области регулирования земельных отношений на соответствующих территориях подлежат: 1) предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование; 2) изъятие (выкуп) земель для государственных надобностей; 3) разработка и выполнение районных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; 4) разработка, утверждение и выполнение планов земельно-хозяйственного устройства территории населенных пунктов; 5) выдача разрешений на занятие земельного участка для изыскательских работ согласно пункту 2 статьи 51 настоящего Указа; 6) образование специального земельного фонда района; 7) осуществление контроля за использованием и охраной земель; 8) иные вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Указом или иными законодательными актами. Раздел II. Право собственности и иные вещные права на землю Глава 3. Земельный участок как объект права собственности и иных вещных прав Статья 14. Пределы права на земельный участок 1. Поскольку иное не установлено законодательными актами, вещные права на земельный участок распространяются на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, лесные насаждения. 2. Собственник земельного участка или землепользователь вправе использовать по своему усмотрению и без необходимости получения каких-либо разрешений все, что находится над и под поверхностью этого участка, если такое использование не нарушает права других лиц или государства, в том числе права на недра, воды, леса и воздушное пространство. Статья 15. Порядок предоставления и передачи права собственности и права землепользования Порядок предоставления и передачи права частной собственности на земельный участок и права землепользования, формы актов и договоров, посредством которых производится предоставление (передача) этих прав, устанавливаются Правительством Республики Казахстан. См. положение «О порядке предоставления права частной собственности на земельные участки и права землепользования» утвержденное постановлением Правительства РК от 20 июня 1996 г. № 760. О порядке предоставления земельных участков государственным служащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий см. постановление Правительства РК от 7 июня 1996 г. № 720, о порядке предоставления земельного участка собственникам помещений (участникам) кондоминиума см. постановление Правительства РК от 22 декабря 1997 г. № 1813 Статья 16. Нормы предоставления земельных участков 1. Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам для несельскохозяйственных целей, определяются по утвержденным в установленном законодательством порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с градостроительной и проектно-технической документацией. 2. Определение размеров земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно в частную собственность или постоянное землепользование для ведения сельскохозяйственного производства, индивидуального жилищного и дачного строительства, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан. Нормы предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам см. в постановлении Правительства РК от 8 апреля 1996 г. № 401. О предоставлении земельных участков государственным служащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий см. постановление Правительства РК от 7 июня 1996 г. № 720
Статья 17. Делимые и неделимые земельные участки 1. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, градостроительных и иных обязательных норм и правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок. 2. Неделимость земельного участка отражается в документе, удостоверяющем право на земельный участок. 3. При совершении сделки с частью делимого земельного участка эта часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена в самостоятельный земельный участок. Определение делимости и неделимости земельных участков входит в задачи Комитета по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства РК.
Статья 18. Право на земельный участок и право на расположенные на нем здания или сооружения 1. Право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на здания и сооружения влечет право собственности (статья 33 настоящего Указа) либо право постоянного землепользования (статья 40 настоящего Указа) на ту часть делимого земельного участка, которая занята указанными зданиями и сооружениями и необходима для их эксплуатации. Указанные права неотделимы друг от друга. 2. При переходе права собственности (прав хозяйственного ведения, оперативного управления) на строения, сооружения (включая незавершенное строительство) и другое недвижимое имущество к приобретателю переходит право собственности или постоянного землепользования на весь земельный участок или его определенную часть, что решается соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности или постоянного землепользования на ту часть делимого земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его эксплуатации. Если указанный участок является неделимым либо специально предназначен для обслуживания расположенной на нем недвижимости, он переходит к приобретателю недвижимости полностью. 3. Отчуждение права собственности (права постоянного землепользования) на земельный участок, который занят зданиями и сооружениями, а также предназначен для их эксплуатации, без соответствующего отчуждения указанной недвижимости не допускается. 4. Сдача во временное пользование землепользователем принадлежащих ему зданий и сооружений влечет сдачу во временное землепользование на тот же срок земельного участка, занятого указанными зданиями и сооружениями и предназначенного для их эксплуатации. Передача земельного участка, на котором расположены здания и сооружения, и предназначенного для их эксплуатации, во временное землепользование другому лицу без соответствующей передачи во временное пользование указанной недвижимости не допускается. 5. В случае, если землепользователь не вправе отчуждать принадлежащее ему право землепользования другим лицам, он не вправе также отчуждать расположенные на данном участке здания и сооружения. 6. Порядок общего пользования земельным участком (статья 19 настоящего Указа) в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, определяется договором между общими собственниками (землепользователями). При недостижении соглашения между ними порядок такого пользования определяется судом. Статья 19. Общая собственность на земельный участок или общее землепользование 1. Земельный участок, находящийся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. 2. Общая собственность на земельный участок возникает в случаях, предусмотренных законодательными актами, при неделимости участка (статья 17 настоящего Указа), а также при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков в один участок. 3. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). 4. При аналогичных условиях возникает право общего землепользования. 5. Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности или общем долевом землепользовании, являются самостоятельным объектом земельных прав и обязанностей, если законодательными актами не установлено иное. Статья 20. Порядок определения земельной доли в общей собственности или в общем землепользовании 1. Если размеры земельных долей участников общей долевой собственности (общего долевого землепользования) на участок не могут быть определены на основании законодательства и не установлены соглашением всех ее участников, земельные доли считаются равными. 2. Соглашением всех участников общей долевой собственности (общего долевого землепользования) может быть установлен порядок определения и изменения их земельных долей в зависимости от вклада каждого из них в приобретение и освоение общего земельного участка. 3. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, осуществляются по согласию всех ее участников, а при недостижении соглашения - в порядке, устанавливаемом судом. 4. Действие пункта 3 настоящей статьи распространяется на владение и пользование земельным участком, находящимся в общем долевом землепользовании, а также на распоряжение правом землепользования. Статья 21. Раздел земельного участка, находящегося в общей долевой собственности или в общем долевом землепользовании 1. При недостижении участниками общей долевой собственности (общего долевого землепользования) соглашения о способе и условиях раздела общего земельного участка каждый участник вправе потребовать выдела своей земельной доли из общего земельного участка в натуре (на местности). 2. Если выдел земельной доли в натуре не допускается законодательными актами или невозможен без несоразмерного ущерба земельному участку и всему, что с ним прочно связано, выделяющийся собственник (землепользователь) имеет право на выплату ему стоимости его земельной доли другими участниками общей долевой собственности (общего землепользования). Статья 22. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности и общем совместном землепользовании 1. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности (в общем совместном землепользовании), может быть осуществлен при условии предварительного определения земельной доли каждого участника. 2. При разделе земельного участка, находящегося в общей совместной собственности (общем совместном землепользовании), доли каждого из участников считаются равными, если иное не предусмотрено законодательными актами или соглашением участников. 3. Условия и порядок раздела земельного участка, находящегося в общей совместной собственности (общем совместном землепользовании), определяются в соответствии со статьями 20, 21 настоящего Указа, поскольку иное не вытекает из существа отношений между участниками. Статья 23. Недопустимость раздела земельного участка, признанного законодательством неделимым 1. Если в соответствии со статьей 17 настоящего Указа земельный участок признан неделимым, его раздел и выдел из него земельной доли в натуре не допускаются. 2. Выделяющийся участник долевой или совместной собственности (землепользования) в этом случае имеет право на выплату ему стоимости его земельной доли другими участниками общей собственности (общего землепользования) на земельный участок. Статья 24. Общая собственность супругов на земельный участок 1. Земельный участок, предоставленный супругам или приобретенный ими в результате сделок с землей либо по иным основаниям, предусмотренным настоящим Указом или иными законодательными актами, находится в их совместной собственности (совместном землепользовании), если договором между ними не установлено иное. 2. Земельные участки и земельные доли, принадлежавшие супругам до вступления в брак, полученные ими в порядке наследования, находятся в собственности (землепользовании) каждого из них. Земельные участки каждого из супругов могут быть признаны их совместной собственностью (совместным землепользованием), если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этих земельных участков, и иное не предусмотрено договором между супругами. 3. По желанию супругов в документы, подтверждающие право собственности на землю (право землепользования), могут быть внесены фамилии обоих супругов с указанием, на каком праве приобретен земельный участок (общей совместной или общей долевой собственности, общего совместного или общего долевого землепользования). 4. Порядок определения долей супругов в совместной собственности (совместном землепользовании) при разделе земельного участка устанавливается статьей 22 настоящего Указа. Статья 25. Право собственности на недвижимость, находящуюся на общем земельном участке 1. Собственник недвижимости, находящейся на общем земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, если это не противоречит условиям пользования общим земельным участком, установленным законодательным актом или договором. 2. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на общем земельном участке, к другому лицу оно приобретает право собственности на соответствующую часть земельного участка или право землепользования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Статья 26. Право на земельный участок при доме, в котором находятся несколько квартир и (или) нежилых помещений 1. Неделимый земельный участок при доме, в котором находятся несколько квартир (многоквартирный жилой дом) и (или) нежилых помещений, принадлежит на праве собственности или праве землепользования собственнику (собственникам) дома, юридическому лицу, образованному собственниками квартир (помещений), либо государству в неприватизированных домах. Каждый собственник либо постоянный пользователь (наниматель) помещений вправе пользоваться придомовым земельным участком для удовлетворения обычных бытовых нужд. 2. Возможно применение такой формы собственности, при которой квартиры и (или) нежилые помещения дома принадлежат собственникам этих квартир (помещений), а общие части дома, находящиеся за пределами квартир (помещений), также придомовой земельный участок принадлежат собственникам квартир (помещений) на праве общей собственности или общего землепользования (кондоминиум). Доля каждого собственника в общей собственности неотделима от собственности на соответствующую квартиру (помещение); размер доли, если иное не установлено соглашением собственников, определяется соотношением полезной площади квартиры (помещения) и полезной площади всего дома и земельного участка. Такая доля не может быть выделена в натуре (идеальная доля). См.: Решение Акимата города Алматы от 23 марта 1999 года № 274 О предоставлении участникам кондоминиума(ов) права общей долевой собственности на земельные участки в г. Алматы. 3. Переход права собственности на квартиру (помещение) к другому лицу влечет переход к приобретателю квартиры (помещения) соответствующей доли в праве на земельный участок. 4. Для управления общей собственностью и ее эксплуатации, надлежащего содержания всего дома и придомового земельного участка участники кондоминиума образуют потребительский кооператив собственников квартир и (или) нежилых помещений. Об оформлении прав на земельные участки кооперативам собственников квартир и нежилых помещений в жилых домах см. в указаниях Комитета РК по земельных отношениям от 18 февраля 1997 г. Отдельные вопросы содержания жилища и земельных придомовых участков кооперативами собственников помещений см. в приказе Комитета по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам РК от 5 февраля 1998 г. № 16. Также см.»Инструкцию по предоставлению земельных участков участникам кондоминиума». По желанию собственников (постоянных пользователей) квартир (помещений) может быть образовано простое товарищество либо жилищный кооператив. 5. Если в течение трех месяцев с даты вступления в силу настоящего Указа собственники квартир и (или) нежилых помещений не определят формы управления домом, по решению местного органа исполнительной власти учреждается кондоминиум в организационной форме потребительского кооператива собственников квартир и (или) нежилых помещений в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан. Для домов, где имеются жилые помещения, порядок организации кондоминиумов может быть установлен жилищным законодательством. См. Закон РК от 16 апреля 1997 г. № 94-1 «О жилищных отношениях».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |