|
|
|
Закон Республики Казахстан от 19 мая 1997 года № 111-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2004 г.)
Утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 170-III
Глава I. Общие положения (статьи 1 - 9) Глава II. Организация охраны здоровья граждан в Республике Казахстан (статьи 10 - 13) Глава III. Система организации медицинской помощи гражданам (статьи 14 - 29) Глава IV. Донорство (статьи 30 - 33) Глава V. Лекарственная и протезно-ортопедическая помощь (статьи 34 - 36) Глава VI. Права и обязанности государственных и частных (статьи 37 - 40) Глава VII. Финансирование здравоохранения (статьи 41 - 43) Глава VIII. Права граждан в сфере охраны здоровья (статьи 44 - 55) Глава IX. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья (статьи 56 - 60) Глава X. Права и обязанности иностранцев и лиц без (статья 61) гражданства в сфере охраны здоровья Глава XI. Кадровое обеспечение организаций здравоохранения (статьи 62 - 65) Глава XII. Права, обязанности, ответственность медицинских (статьи 66 - 69) и фармацевтических работников и их социальная защищенность Глава XIII. Медицинская экспертиза (статьи 70 - 72) Глава XIV. Заключительные положения (статьи 73 - 74) В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на охрану здоровья. В статью 1 внесены изменения и дополнения в соответствии с Законом РК от 17.12.98 г. № 325-1 (см.стар.ред.) Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие понятия: анатомический дар - пожертвование органов и тканей; базовая программа обязательного медицинского страхования - перечень страховых случаев (заболеваний и травм), при наступлении которых Фонд обязательного медицинского страхования возмещает медицинской организации или лицу, занимающемуся частной медицинской практикой, расходы по оказанию медицинских услуг застрахованным лицам; гарантированный объем бесплатной медицинской помощи - единый на всей территории Республики Казахстан объем медицинской помощи, оказываемой гражданам Республики Казахстан и финансируемой непосредственно из республиканского и местных бюджетов; добровольное медицинское страхование - вид страхования граждан по оказанию им дополнительных услуг сверх бесплатного гарантированного объема медицинской помощи; амбулаторно-поликлинический тарификатор - перечень тарифов на оказываемые услуги специализированной амбулаторно-поликлинической помощи; клинико-затратные группы - клинически однородные группы заболеваний, сходные по затратам на их лечение; подушевой норматив - установленная норма затрат, пересматриваемая ежегодно в расчете на одного человека для обеспечения конкретного объема медицинских услуг; народная медицина (целительство) - совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов и навыков и их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней; обязательное медицинское страхование - форма социальной защиты граждан по оказанию медицинской помощи, проводимой государством за счет страховых взносов на основе обязательных платежей, производимых юридическими и физическими лицами; медицинская реабилитация - частичное или полное восстановление здоровья; СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита - особо опасное инфекционное заболевание, связанное с заражением вирусом иммунодефицита человека; трансплантация - пересадка, приживление тканей и органов на другое место или в другой организм; Фонд обязательного медицинского страхования - государственная некоммерческая организация, предназначенная для аккумулирования страховых платежей и выплаты страхового возмещения, за счет которых обеспечивается получение гражданами гарантированного объема медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; юридические и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой - вид предпринимательской деятельности по оказанию профилактической, диагностической и лечебной помощи населению; эвтаназия - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию его жизни. Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Республики Казахстан прав на охрану здоровья. Статья 3. Законодательство Республики Казахстан об охране здоровья граждан Законодательство Республики Казахстан об охране здоровья граждан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, а также других законодательных и нормативных правовых актов Республики Казахстан. Внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.12.98 г. № 325-1 Статья 4. Принципы государственной политики охраны здоровья граждан Государственная политика Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан проводится на основе принципов: обеспечения государственных гарантий и соблюдения прав граждан в области охраны здоровья; доступности, преемственности и бесплатности в рамках гарантированного объема медико-санитарной, медико-социальной и лекарственной помощи, оказываемой государственными организациями здравоохранения, и ответственности за их реализацию; социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья; социальной справедливости и равенства в получении медицинской помощи в рамках гарантированного объема медицинской помощи; развития здравоохранения в соответствии с потребностями населения и создания равных условий для медицинских организаций, независимо от форм собственности; научной обоснованности и медико-социальных мероприятий; развития обязательного и добровольного медицинского страхования и многоукладной медицины; ответственности центральных исполнительных органов, а также местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, работодателей, должностных лиц за создание условий, обеспечивающих укрепление и охрану здоровья граждан; ответственности медицинских и фармацевтических работников, а также лиц, имеющих право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью, за вред, причиненный здоровью граждан; ответственности граждан в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих лиц. В статью 5 внесены изменения Законами РК от 01.07.98 г. № 259-I; от 17.12.98 г. № 325-I (см. стар. ред.); от 13.01.04 г. № 523-II (см. стар. ред.) Статья 5. Полномочия государственных органов в области охраны здоровья граждан 1. Правительство Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан: разрабатывает единую государственную политику охраны здоровья граждан и меры по ее осуществлению, а также стратегию развития здравоохранения; разрабатывает государственные программы, представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан и несет ответственность за их исполнение; утверждает и финансирует целевые комплексные программы развития здравоохранения, фармацевтической и медицинской промышленности; руководит деятельностью исполнительных органов, министерств, государственных комитетов, иных центральных исполнительных органов по вопросам охраны здоровья граждан; утверждает на основе предложений уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан бесплатный гарантированный объем медицинской помощи и публикует в печати. Девятый абзац пункта 2 статьи 5 исключен в соответствии с Законом РК от 17.12.98 г. № 325-1 2. Уполномоченный центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан: проводит единую государственную политику охраны здоровья населения; осуществляет межотраслевую координацию, а также взаимодействие с общественными организациями по реализации государственных, целевых и комплексных программ по охране здоровья; определяет меры по развитию здравоохранения, фармацевтической и медицинской промышленности; руководит деятельностью республиканских медицинских, учебных, научно-исследовательских и санитарно-эпидемиологических организаций; способствует материально-техническому, лекарственному обеспечению организаций здравоохранения и населения; осуществляет через местные исполнительные органы координацию и контроль за деятельностью территориальных органов и организаций здравоохранения, независимо от форм собственности; анализирует состояние здоровья населения; определяет совместно с Фондом обязательного медицинского страхования базовую программу обязательного медицинского страхования; в пределах своей компетенции выдает лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; координирует деятельность ведомственных медико-санитарных служб; утверждает нормы на лекарственные средства, классификацию лекарственных средств. Государственную фармакопею Республики Казахстан; утверждает список основных (жизненно важных) лекарственных средств, предназначенных для оказания бесплатной лекарственной помощи в рамках бесплатно гарантированного объема медицинской помощи, устанавливаемого законом Республики Казахстан; определяет порядок государственной регистрации, перерегистрации и отзыва решения о государственной регистрации лекарственных средств в случае выявления их побочных действий, опасных для здоровья человека, не указанных в нормативных документах на них. Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 17.12.98 г. № 325-1 (см.стар.ред) Статья 6. Уполномоченный орган по оплате медицинских услуг Уполномоченный орган по оплате медицинских услуг является государственным учреждением, осуществляющим возмещение затрат физическим и юридическим лицам, имеющим лицензии на медицинскую деятельность, независимо от форм собственности, по оказанию бесплатного гарантированного объема медицинской помощи. Данное возмещение затрат является обязательным. В связи с реорганизацией «Центра по оплате медицинских услуг» в Республиканское государственное казенное предприятие «Денсаулык» Министерства здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан функции по финансированию медицинских организаций переданы местным исполнительным органам РК. Статья 7. Полномочия местных представительных и исполнительных органов, а также органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан 1. К ведению местных представительных и исполнительных органов относятся: обеспечение комплекса необходимых условий жизнедеятельности населения, способствующих развитию и укреплению здоровья, воспроизводству здорового населения, профилактике заболеваний и санитарно-эпидемиологическому благополучию; реализация государственной политики в области охраны здоровья граждан; разработка, утверждение и обеспечение исполнения местных бюджетов в части расходов на охрану здоровья и реализацию региональных программ; организация ресурсного, кадрового, финансового обеспечения отрасли здравоохранения, участие населения в реализации государственных программ по охране здоровья; развитие межотраслевого сотрудничества, создание специальных фондов для трудноизлечимых больных; создание условий для развития необходимой материально-технической базы государственных организаций здравоохранения, медицинской и фармацевтической промышленности; внедрение многоукладной медицины и развитие массового физкультурно-оздоровительного движения; контроль за обеспечением населения безопасными, экологически чистыми, эффективными и качественными лекарственными средствами. 2. Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области охраны здоровья граждан, установленные законом. Статья 8. Общественные объединения в сфере охраны здоровья граждан в Республике Казахстан Профессиональные союзы, ассоциации врачей и провизоров, средних медицинских работников, производителей медицинской и фармацевтической продукции, Общество Красного Полумесяца и Красного Креста Республики Казахстан и другие общественные объединения в соответствии с их уставами принимают участие в обеспечении охраны здоровья граждан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Статья 9. Ответственность работодателей за создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья граждан Работодатели, независимо от форм собственности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан ответственны за: экологическое благополучие, обеспечение здоровых условий труда, быта и отдыха граждан; информирование государственных органов надзора и контроля о состоянии окружающей и производственной среды; соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, содержание производственных помещений и территорий; информирование населения о вредных факторах производства; ущерб, причиненный здоровью граждан; нарушение законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан. Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.12.98 г. № 325-1 Статья 10. Государственная система здравоохранения 1. К государственной системе здравоохранения относятся: уполномоченный центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан, органы управления здравоохранением областей, городов республиканского значения, столицы, Фонд обязательного медицинского страхования. 2. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения амбулаторно-поликлинические, больничные организации, медико-санитарные части, организации охраны материнства и детства, скорой медицинской помощи, судебно-медицинской экспертизы, диспансеры, учебные заведения, научно-исследовательские, санитарно-эпидемиологические, санаторно-курортные, фармацевтические организации, службы материально-технического обеспечения и иные организации. 3. В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические и фармацевтические организации, создаваемые другими министерствами, государственными комитетами и иными центральными исполнительными органами и организациями Республики Казахстан, кроме уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан. 4. Организации государственной системы здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности, частные медицинские организации являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. См.также: Правила приватизации объектов здравоохранения. Статья 11. Юридические и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой 1. К юридическим и физическим лицам, занимающимся частной медицинской практикой, относятся лечебно-профилактические, санаторно-курортные, аптечные организации и организации медицинской техники, которые находятся в частной собственности, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической практикой. 2. Юридические и физические лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической практикой, осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. За незаконное занятие частной медицинской практикой Уголовным кодексом РК предусмотренна ответственность. Статья 12. Лицензирование деятельности государственных и частных организаций здравоохранения и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой 1. Организации государственной системы здравоохранения, частные организации и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и народной медициной (целительством), осуществляют свою деятельность только при наличии государственной лицензии на избранный вид деятельности. 2. Порядок и условия выдачи лицензии определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 13. Обеспечение экологического, санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной безопасности населения Экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационная безопасность населения обеспечиваются проведением комплексных мероприятий государственными уполномоченными органами и работодателями в соответствии с законодательством Республики Казахстан. См. Закон Республики Казахстан от 18 марта 1997 г. № 85 - 1 «Об экологической экспертизе», Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2002 г. № 361-II «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон РК от 23 апреля 1998 г. № 219-1 «О радиационной безопасности населения». Глава III. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Статья 14. Организация медицинской помощи населению 1. Основу государственной системы здравоохранения, обеспечивающей доступность и получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи гражданам, составляют: фельдшерско-акушерский пункт (доврачебная помощь); врачебная амбулатория, поликлиника и участковая больница (врачебная помощь); центральная районная больница, диспансеры (квалифицированная врачебная помощь); областная больница, городская больница, диспансеры, больницы и станции скорой медицинской помощи, республиканские центры и клиники научно-исследовательских институтов (специализированная врачебная помощь). 2. Разрешается юридическим и физическим лицам открывать другие виды медицинских организаций при наличии лицензии. Статья 15. Виды медицинской помощи населению 1. Медицинская помощь населению включает: первичную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь и реабилитацию. 2. Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно взрослому и детскому населению при угрожающих жизни обстоятельствах, несчастных случаях и острых тяжелых заболеваниях специальными медицинскими организациями (станции и отделения скорой медицинской помощи), входящими в государственную систему здравоохранения. См.: Правила деятельности станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи, Правила вызова скорой и неотложной медицинской помощи. 3. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, родовспоможение, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, проведение других мероприятий, связанных с оказанием медицинской помощи по месту жительства. 4. Специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам амбулаторно-поликлиническими и стационарными организациями при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. 5. Медико-социальная помощь включает систему мер по созданию и развитию сети организаций медико-социального типа, предоставление жилищно-бытовых льгот, обеспечению выполнения работодателями медицинских рекомендаций по оздоровлению работающих, организации рационального режима труда и питания. 6. Гражданам, страдающим врожденными и приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями и последствиями перенесенных травм, оказывается медицинская, физическая, психологическая и социальная реабилитация в соответствующих лечебно-профилактических и оздоровительных организациях. Статья 16. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих 1. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, медико-социальная помощь, диспансерное наблюдение оказывается бесплатно и на льготных условиях. 2. Перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Республики Казахстан. 3. Виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, определяются уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан.
Статья 17. Специальные меры профилактики заболеваний, представляющих опасность для окружающих 1. Органы и организации здравоохранения, медицинские работники осуществляют выявление заболеваний (в том числе и конфиденциальное), представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психические и венерические заболевания, лепра, СПИД и карантинные инфекции), а также специальные меры их профилактики. 2. Порядок проведения специальных мер профилактики указанных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, устанавливается уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан. См.: Приказ Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 3 ноября 2000 года № 689 «Об организации помощи лепробольным и борьбы с лепрой в Республике Казахстан». Статья 18. Оказание медико-санитарной помощи больным туберкулезом и диабетом 1. Больные туберкулезом подлежат обязательному диспансерному наблюдению и лечению, бесплатно обеспечиваются противотуберкулезными препаратами и санаторно-курортным лечением, пользуются льготами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан. 2. Больные, выделяющие микробактерии туберкулеза, подлежат обязательной госпитализации, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Больные диабетом подлежат обязательному диспансерному наблюдению, бесплатному лечению и льготному обеспечению лекарственными средствами. См. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 января 2003 года № 57 Об обязательном проведении ограниченных клинических испытаний препаратов-генериков, применяемых при лечении социально значимых заболеваний в рамках республиканских бюджетных программ 39.00, 38.33, 52.34, 44.00, 060. Статья 19. Оказание медико-санитарной помощи больным венерическими заболеваниями и СПИДом 1. По представлению органов и организаций здравоохранения для своевременного выявления и лечения лиц, заболевших венерическими заболеваниями и СПИДом, местными исполнительными органами создаются специальные центры, лаборатории, кабинеты, в том числе для конфиденциального лечения, больницы и диспансеры. В случаях уклонения от добровольного лечения применяются принудительные меры. Лица, уклоняющиеся от явки на обследование и лечение, а также распространяющие венерические болезни и СПИД, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. См.: Правила медицинского освидетельствования на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека (заболевание СПИД). 2. Права граждан, больных СПИДом, охраняются законодательством Республики Казахстан. Статья 20. Оказание медико-санитарной помощи лицам, страдающим психическими заболеваниями, и их реабилитация 1. Основания и порядок оказания медико-санитарной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, и их реабилитация регламентируется специальным законом. 2. Лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируются права, установленные законодательством Республики Казахстан. 3. Контроль за соблюдением законодательства по охране психического здоровья населения, лечения и реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляют местные представительные и исполнительные органы. Статья 21. Оказание медико-санитарной помощи больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией 1. Местные исполнительные органы обеспечивают систему мер по предупреждению и лечению алкоголизма, наркомании и токсикомании. По представлению органов и организаций здравоохранения местные исполнительные органы организуют специальные кабинеты, больницы и диспансеры для лечения указанных категорий больных, включая анонимное лечение. 2. Права граждан, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией охраняются законодательством Республики Казахстан, им обеспечивается реабилитация. О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией см. в Указе Президента РК, имеющим силу закона, от 7 апреля 1995 года № 2184 Статья 22. Оказание медицинской помощи гражданам, свобода которых ограничена 1. Гражданам, отбывающим наказание по приговору суда вне места лишения свободы, помещенным в изоляторы временного содержания, специальные учреждения, медико-санитарная помощь оказывается на общих основаниях. 2. Лица, помещенные в следственные изоляторы и отбывающие наказание в местах лишения свободы, обслуживаются ведомственными медицинскими службами. Статья 23. Оказание медико-санитарной помощи гражданам, занимающимся физической культурой и спортом 1. Местные исполнительные органы организуют для граждан, занимающихся физической культурой и спортом, специальные диспансеры, кабинеты, сеть спортивно-оздоровительных комплексов. 2. Органы санитарного надзора осуществляют контроль за состоянием помещений и территорий, используемых для занятий физической культурой и спортом. В статью 24 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.12.98 г. № 325-1 Статья 24. Оказание медицинской помощи военнослужащим, работникам органов внутренних дел, Государственного следственного комитета, Комитета национальной безопасности, внутренних войск Республики Казахстан Военнослужащим, работникам органов внутренних дел, Государственного следственного комитета, Комитета национальной безопасности, внутренних войск Республики Казахстан медицинская помощь оказывается медицинскими организациями этих ведомств. При их отсутствии по месту прохождения службы или месту жительства или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях соответствующих отделений, специалистов либо специального оборудования медицинская помощь оказывается беспрепятственно и бесплатно в территориальных организациях уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан, за счет средств соответствующих бюджетов в рамках гарантированного объема медицинской помощи и базовой программы обязательного медицинского страхования. Статья 25. Порядок хирургического вмешательства, переливания крови и применения сложных методов диагностики 1. Хирургические операции, переливание крови, сложные методы диагностики применяются с согласия больных, а больным, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, больным с психическими расстройствами - с согласия их родителей, опекунов или попечителей, близких родственников. 2. Согласие может быть отозвано, за исключением тех случаев, когда врачи уже приступили к медицинскому вмешательству и его прекращение или возврат невозможны в связи с угрозой для жизни и здоровья данного лица. 3. В случаях, когда промедление хирургического вмешательства, переливания крови, применения сложного метода диагностики угрожает жизни больного, а получить согласие указанных лиц не представляется возможным, решение принимает врач или врачебная комиссия. Статья 26. Проведение клинических и медико-биологических экспериментов, применение новых методов диагностики, лечения 1. Клинические и медико-биологические эксперименты проводятся, как правило, на животных, а на человеке - с его письменного согласия или по контракту, составленному в присутствии его законного представителя. 2. Эксперимент прекращается на любом этапе по требованию испытуемого и в случаях возникновения угрозы его жизни, здоровью. Лечебно-профилактические организации применяют только экспериментально подтвержденные методы профилактики, диагностики, лечения по специальному разрешению уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан. 3. Порядок проведения клинических и медико-биологических экспериментов, применения новых методов диагностики и лечения определяет уполномоченный центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан. Статья 27. Определение момента смерти. Условия отключения поддерживающей жизнь аппаратуры 1. Констатация смерти осуществляется врачом или фельдшером. Критерии определения смерти человека устанавливаются актом, в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан. 2. Поддерживающая жизнь аппаратура может быть отключена только в случаях констатации смерти. 3. Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии. Статья 28. Проведение патологоанатомического вскрытия 1. Патологоанатомическое вскрытие проводится врачами в целях получения данных о причинах смерти и уточнения диагноза заболевания. 2. Порядок проведения патологоанатомического вскрытия определяется актом, утвержденным уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан. 1. Анатомический дар может быть сделан посредством завещания дарителя и становится действительным после его смерти. Завещание об анатомическом даре может быть аннулировано дарителем. Родственники могут оспорить завещание в судебном порядке. 2. Сведения об анатомическом даре разглашению не подлежат. 3. В соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве анатомического дара признаются также трупы лиц, определенные как неопознанные и невостребованные. Статья 30. Донорство крови и ее компонентов 1. Каждый гражданин в возрасте от 18 до 60 лет имеет право быть донором крови и ее компонентов. Донорам предоставляются льготы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека, запрещается быть донорами крови, тканей и органов. 2. Порядок и условия проведения операций по забору, переливанию крови и ее компонентов, их хранение устанавливаются специальным положением, утвержденным уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан. Статья 31. Трансплантация органов и тканей 1. Донором по трансплантации органов и тканей может быть человек, труп человека, а также животное. 2. Принудительное изъятие органов и тканей человека и их пересадка запрещаются. Органы человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Лица, допустившие такие деяния, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Порядок и условия проведения трансплантации органов и тканей от человека к человеку, от трупа к человеку и от животных к человеку устанавливаются положением, утвержденным уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан. Уголовным кодексом РК предусмотренна ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации либо иного использования. Статья 32. Право донора на компенсацию и социальную помощь При нанесении вреда, связанного с выполнением донорской функции, донор имеет право на возмещение ущерба и социальную помощь, а в случае смерти - супруга (супруг), дети, родители и лица, находившиеся на его иждивении, имеют право на компенсацию и социальную помощь. Статья 33. Искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона 1. Искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона могут быть произведены на основе обоюдного письменного согласия супругов, состоящих в зарегистрированном браке. Искусственное оплодотворение или операция по имплантации эмбриона в отношении незамужней женщины могут быть произведены в соответствии с ее волеизъявлением. 2. Организации здравоохранения обеспечивают и несут ответственность за соблюдение анонимности донорства и сохранение тайны проведения операции искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Порядок и условия донорства для искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона устанавливаются уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан. 4. Права и обязанности родителей в отношении детей, родившихся после операции искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, регулируются в соответствии с законами Республики Казахстан. См.также: Закон РК от 16 июня 2004 года № 565-II «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления». ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В статью 34 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.01.04 г. № 523-II (см. стар. ред.) Статья 34. Лекарственная помощь гражданам 1. Государственная политика по оказанию лекарственной помощи гражданам осуществляется и действия по ее реализации координируются уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан, на основе краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребления лекарственных средств. 2. Реализация лекарственных средств осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств, получившими лицензию на реализацию лекарственных средств, прошедших государственную регистрацию, при наличии сертификата соответствия, выданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3. Государственный надзор за фармацевтической деятельностью и контроль за безопасностью, эффективностью и качеством лекарственных средств осуществляются государственным органом в сфере обращения лекарственных средств и его территориальными подразделениями. См. Закон Республики Казахстан от 13 января 2004 года № 522-II «О лекарственных средствах». Статья 35. Производство, использование и контроль за наркотическими средствами, применяемыми в медицинской практике 1. В Республике Казахстан производятся, перерабатываются, хранятся только такие наркотические средства, которые предназначены для медицинских, ветеринарных и научных целей. 2. Право производства, переработки, ввоза, хранения, перевозки и реализации наркотических средств имеют организации, получившие разрешение уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан, и Министерства внутренних дел Республики Казахстан. 3. Производство, использование и контроль за наркотическими средствами, применяемыми в медицинской практике, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными соглашениями. 4. Контроль за производством, переработкой, ввозом, хранением, перевозкой, реализацией, использованием и уничтожением наркотических средств, предназначенных для медицинских, ветеринарных и научных целей, возлагается на уполномоченный центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан, и Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |