|
|
|
Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 г. № 245-II Данная редакция действовала до внесения изменений от 20 декабря 2004 года Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 6) Глава 2. Земли автомобильных дорог (статьи 6 - 10) Глава 3. Государственное регулирование и управление (статьи 11 - 19) Глава 4. Пользование автомобильными дорогами (статьи 20 - 27) Глава 5. Заключительные положения (статья 28) Настоящий Закон регулирует правовые, организационные и экономические основы государственного управления автомобильными дорогами в Республике Казахстан, их строительства, эксплуатации и развития в интересах государства и пользователей автомобильными дорогами. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) автомобильная дорога - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения автомобилей, обеспечивающий непрерывное, безопасное движение автомобилей и других транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками, габаритами, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса (земли транспорта), и воздушное пространство над ними в пределах установленного габарита; 2) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту, а также по содержанию и использованию автомобильных дорог и сооружений на них; 3) дорожные органы - государственные органы, уполномоченные осуществлять управление государственными автомобильными дорогами общего пользования; 4) концессионер - физическое или юридическое лицо, получившее концессию на основании соглашения; 5) крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство с грузом или без груза, имеющее превышение габаритных размеров, установленных нормативными правовыми актами; 6) платные автомобильные дороги - автомобильные дороги повышенного качества, обеспечивающие высокую безопасную скорость, за пользование которыми взимается плата, с обязательным наличием альтернативного бесплатного проезда по другой дороге, качество которой соответствует требованиям государственных стандартов, установленных нормативными правовыми актами; 7) полоса отвода - земли транспорта, занятые автомобильными дорогами, для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств дорожной связи, необходимых для их эксплуатации; 8) пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие иную деятельность в пределах полосы отвода автомобильных дорог и придорожной полосы; 9) придорожные полосы - участки земель, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются особые условия пользования землей для обеспечения безопасности движения транспорта и населения; 10) протяженность автомобильной дороги - фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами, указанная в натуре (на местности) по километровым знакам; 11) тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство с грузом или без груза, полная масса или распределение нагрузки по осям которого превышает величины предельно допустимых нагрузок для данной категории дорог и сооружений на них; 12) улица (проезжая часть улицы) - автомобильная дорога в пределах границ городов или иных населенных пунктов; 13) управление дорожной деятельностью - комплекс мероприятий, направленных на организацию и обеспечение безопасности и удобства движения на дорогах, повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и сооружений, обеспечение порядка их охраны, организацию проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и использования автомобильных дорог на основе государственных стандартов, установленных нормативными правовыми актами, и внедрения передовых технологий; 14) управляющие автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог или осуществляющие деятельность по управлению автомобильными дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статья 2. Законодательство об автомобильных дорогах 1. Законодательство Республики Казахстан об автомобильных дорогах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих дорожную деятельность. 2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров. Статья 3. Классификация автомобильных дорог 1. Автомобильные дороги Республики Казахстан подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, хозяйственные автомобильные дороги, а также на улицы городов и населенных пунктов. 2. Автомобильные дороги общего пользования по своему значению подразделяются на автомобильные дороги международного, республиканского и местного значения: 1) к автомобильным дорогам международного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие столицы соседних государств, а также входящие в соответствии с межгосударственными соглашениями в международную сеть автомобильных дорог; 2) к автомобильным дорогам республиканского значения относятся автомобильные дороги, обеспечивающие транспортное сообщение между крупными административными, культурными и экономическими центрами республики, а также соседними государствами, и автомобильные дороги, имеющие оборонное значение, за исключением указанных в подпункте 1); 3) к автомобильным дорогам местного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры республики с административными центрами районов, сельскими населенными пунктами, а также районные центры с дорогами республиканского значения, за исключением указанных в подпунктах 1) и 2). 3. К хозяйственным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги на территории хозяйствующих субъектов, обслуживающие их производственно-хозяйственные перевозки, подъезды к ним от автомобильных дорог общего пользования, внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных организаций, служебные, патрульные и частные автомобильные дороги. 4. К улицам городов и населенных пунктов относятся автомобильные дороги в пределах соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением дорог, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 2 настоящей статьи. 5. В зависимости от геометрических параметров, а также интенсивности дорожного движения автомобильные дороги классифицируются в соответствии с государственными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами. 6. Порядок и условия классификации автомобильных дорог устанавливаются Правительством Республики Казахстан. 7. Перечни автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, в том числе перечень автомобильных дорог оборонного значения, утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам. Перечни автомобильных дорог местного значения утверждаются местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам. 8. Автомобильные дороги общего пользования, хозяйственные автомобильные дороги, улицы городов и населенных пунктов подлежат государственному учету в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Данные учета используются для формирования карт и атласов автомобильных дорог Республики Казахстан, публикуемых по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам. Статья 4. Право собственности и иные вещные права на автомобильные дороги 1. Автомобильные дороги могут находиться в государственной и в частной собственности. 2. Автомобильные дороги общего пользования являются основными путями сообщения в республике, находятся в собственности государства и не подлежат приватизации. 3. Право собственности и иные вещные права на хозяйственные автомобильные дороги определяются формой собственности юридических лиц, в ведении которых находятся эти дороги. 4. Частные автомобильные дороги являются собственностью физических и юридических лиц. 5. Улицы городов и населенных пунктов находятся в ведении соответствующих местных исполнительных органов и являются коммунальной собственностью. 6. Приватизация хозяйственных автомобильных дорог осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о приватизации и настоящим Законом. Статья 5. Платные автомобильные дороги 1. В Республике Казахстан могут создаваться платные автомобильные дороги (мосты, путепроводы) в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами. Контроль за созданием и эксплуатацией платных автомобильных дорог осуществляется уполномоченным государственным органом. 2. Платные автомобильные дороги создаются с учетом выполнения следующих условий: наличия альтернативного бесплатного проезда, качество которого соответствует требованиям государственных стандартов, установленных нормативными актами, повышенного качества платного проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспорта и высокого сервисного обслуживания на всем его протяжении. 3. Платные автомобильные дороги могут создаваться за счет средств государственного бюджета или на основе концессионных соглашений, при этом автомобильная дорога для организации платного движения может быть передана в эксплуатацию физическим или юридическим лицам в порядке, определяемом законодательством. 4. Концессионер может объединять ряд строительных, проектных, финансовых, инвестиционных и других компаний различной формы собственности с возможным привлечением иностранных инвесторов. Для строительства платных автомобильных дорог концессионер использует любые источники финансирования, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан. 5. Местным исполнительным органам запрещается устанавливать налоги, сборы и платежи с пользователей автомобильными дорогами, применение которых не предусмотрено законодательными актами и прямо или косвенно ограничивает свободное перемещение грузов и пассажиров. См.: Правила создания и эксплуатации платных государственных автомобильных дорог в Республике Казахстан. Статья 6. Наименование и индексация автомобильных дорог. Исчисление расстояний на автомобильных дорогах 1. Все автомобильные дороги общего пользования Республики Казахстан должны иметь наименование и индекс. В наименование автомобильной дороги входит название начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости - промежуточных пунктов. Индекс автомобильной дороги состоит из букв латинского алфавита и группы цифр. 2. Наименования и индексы автомобильных дорог должны быть отражены в картах и атласах автомобильных дорог, а также на автомобильной дороге путем установления специальных знаков и маркировки. Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования республиканского и местного значения утверждаются Правительством Республики Казахстан. Наименования и индексы международных автомобильных дорог, проходящих по территории Республики Казахстан, устанавливаются международными соглашениями. 3. Расстояния на автомобильных дорогах общего пользования республиканского и местного значения исчисляются между начальными и конечными населенными пунктами. Отсчет километров автомобильных дорог общего пользования ведется: для автомобильных дорог, выходящих из столицы Республики Казахстан, - от здания Парламента Республики Казахстан; для автомобильных дорог, выходящих из других населенных пунктов, от зданий местных исполнительных органов, а в случае их отсутствия - от границ населенных пунктов. Под протяженностью автомобильных дорог общего пользования принимается: для автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты, - расстояние между границами соответствующих населенных пунктов; для автомобильных дорог, соединяющих между собой другие автомобильные дороги общего пользования и примыкающих к ним, пересечение осей сопрягающихся автомобильных дорог. Под протяженностью улиц городов и иных населенных пунктов принимается расстояние в пределах границ соответствующих городов и населенных пунктов. Глава 2. Земли автомобильных дорог Статья 7. Предоставление земель для размещения автомобильных дорог 1. Для строительства и содержания государственных автомобильных дорог общего пользования землепользователям предоставляются земли под полосу отвода на основе установленных норм в зависимости от категории дороги и согласно проектной документации. Земли для нужд автомобильных дорог общего пользования отводятся дорожным органам в постоянное или временное пользование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 2. Размер полосы отвода проектируемой автомобильной дороги общего пользования устанавливается в зависимости от ее категории согласно стандартам и нормам отвода земель для автомобильных дорог общего пользования, а именно: для дорог I технической категории - по 35 метров от оси дорог, для дорог II технической категории - по 20 метров, для дорог Ill технической категории - по 15 метров, для дорог IV технической категории - по 13 метров, для дорог V технической категории - по 12 метров. 3. Земли под автомобильные дороги общего пользования предоставляются решением соответствующего исполнительного органа и отводятся на местности территориальными органами по управлению земельными ресурсами. 4. Земли, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования, относятся к государственной собственности, являются неделимыми и не подлежат передаче в частную собственность. Любые сооружения, построенные на землях автомобильных дорог общего пользования с нарушением установленного порядка согласования на использование этих земель, признаются незаконными и подлежат сносу в установленном законодательством порядке лицом, осуществившим самовольную постройку, либо за его счет. 5. Земли для хозяйственных и частных автомобильных дорог предоставляются в порядке, установленном земельным законодательством Республики Казахстан. 1. Придорожные полосы устанавливаются для обеспечения безопасности населения и создания условий эксплуатации автомобильных дорог с учетом требований безопасности дорожного движения, а также возможности осуществления их реконструкции, ремонта и содержания, размещения объектов дорожной инфраструктуры. 2. Для международных и республиканских автомобильных дорог общего пользования ширина придорожной полосы с каждой стороны должна быть не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода. 3. В придорожных полосах международных и республиканских автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы и объектов дорожного сервиса. 4. Решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в придорожных полосах или объектов за их пределами, когда для доступа к ним требуется подъезд, принимаются соответствующим исполнительным органом в установленном порядке по согласованию с дорожными органами. 5. Расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов (съездов, примыканий) и других объектов, находящихся в придорожных полосах международных и республиканских автомобильных дорог общего пользования, несут собственники этих объектов. Статья 9. Порядок эксплуатации полосы отвода автомобильных дорог 1. Земли полосы отвода автомобильных дорог общего пользования находятся во владении и пользовании дорожных органов и предназначены только для развития, благоустройства автомобильных дорог и размещения объектов дорожного сервиса. 2. В полосе отвода автомобильных дорог общего пользования запрещается производить работы или размещать какие-либо сооружения без разрешения соответствующих дорожных органов. 3. Участки земель полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, не используемые дорожными органами, могут предоставляться во временное краткосрочное землепользование в установленном законодательством порядке на договорных началах физическим и юридическим лицам для размещения объектов сервиса и рекламы при условии недопущения снижения транспортно-эксплуатационных качеств дороги, соблюдения требований безопасности движения транспортных средств и охраны окружающей среды. Статья 10. Размещение объектов торговли, общественного питания, других объектов сервиса и рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования 1. Объекты торговли, общественного питания и другие объекты сервиса, а также их реклама в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования могут быть размещены в местах, определенных дорожными органами, с предварительного согласия соответствующих государственных органов. 2. Устанавливаемые в границах полосы отвода наружная реклама, иные информационные знаки и указатели должны выполняться и устанавливаться в соответствии с нормами и стандартами. 3. Порядок размещения в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования объектов сервиса, рекламы и платы за использование полосы отвода устанавливается Правительством Республики Казахстан. Глава 3. Государственное регулирование и управление автомобильными дорогами Статья 11. Полномочия Правительства Республики Казахстан в области автомобильных дорог и дорожной деятельности К ведению Правительства Республики Казахстан относятся: 1) координация и проведение на территории Республики Казахстан единой государственной политики в области автомобильных дорог и дорожной деятельности; 2) общее руководство деятельностью центральных и местных исполнительных органов в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности, контроль за исполнением ими требований законодательных актов Республики Казахстан в части автомобильных дорог; 3) утверждение правил пользования автомобильными дорогами, дорогами оборонного значения, перечня международной и республиканской сети автомобильных дорог общего пользования, нормативов финансирования на ремонт и содержание автомобильных дорог, порядка уплаты и ставок сборов за проезд по территории Республики Казахстан автотранспортных средств; 4) определение источников и размеров финансирования работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог международного и республиканского значения, утверждение перспективных программ развития сети автомобильных дорог и дорожной деятельности; 5) утверждение перечня платных автомобильных дорог, платных мостовых переходов, порядка и условий их эксплуатации, а также ставок сбора за проезд; 6) осуществление международного сотрудничества в области автомобильных дорог; 7) иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 12. Полномочия государственного органа управления автомобильными дорогами 1. Государственное управление дорожной деятельностью осуществляется уполномоченным государственным органом, обеспечивающим развитие, сохранность, ремонт и содержание автомобильных дорог. 2. К ведению уполномоченного государственного органа относятся: 1) разработка государственных программ развития автомобильных дорог и дорожной деятельности; 2) участие в разработке и реализации единой государственной и научно-технической политики в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности; 3) государственный учет автомобильных дорог общего пользования; 4) разработка предложений по определению источников и размеров финансирования дорожной отрасли; 5) государственное планирование развития автомобильных дорог общего пользования в соответствии с задачами укрепления экономики и обороноспособности Республики Казахстан; 6) участие в заключении международных договоров Республики Казахстан в части развития и эксплуатации автомобильных дорог; 7) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования дорожного сектора, независимо от форм собственности, а также проектов государственных норм и стандартов в дорожной деятельности; 8) подготовка научно обоснованных нормативов финансирования затрат на работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог; 9) управление государственными организациями, на балансе которых имеются республиканские автомобильные дороги общего пользования, подготовка проектов планов по их финансированию, обеспечение целевого использования бюджетных средств; 10) координация деятельности по созданию и развитию сети автомобильных дорог местного значения общего пользования; 11) реализация инвестиционной и социальной политики в дорожной отрасли; 12) организация обучения и подготовка кадров в области дорожной деятельности; 13) проведение научных исследований в области дорожной деятельности; 14) организация проведения конкурсов и заключения договоров на выполнение дорожных работ и закупку товаров и услуг за счет средств республиканского бюджета; 15) реализация законодательства, а также обеспечение соблюдения норм и стандартов, принятых в области проектирования, обеспечение требуемого качества при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог; 16) разработка предложений по созданию платных участков автомобильных дорог (мостовых переходов), порядка и условий их эксплуатации, размера ставок за проезд по ним; 17) обеспечение свободного передвижения по автомобильным дорогам общего пользования грузов и пассажиров на всей территории Республики Казахстан с соблюдением установленных норм и правил; 18) обеспечение равенства прав физических и юридических лиц на осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 19) обеспечение требований безопасности дорожного движения и пожарной безопасности на автомобильных дорогах общего пользования; 20) приоритетное финансирование ремонта и содержания существующих автомобильных дорог общего пользования в соответствии с утвержденными нормативами; 21) расширение международного сотрудничества по вопросам строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Статья 13. Компетенция местных представительных и исполнительных органов 1. К компетенции областных (города республиканского значения, столицы) представительных органов в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности относятся вопросы: 1) утверждения планов и программ развития автомобильных дорог местного значения и улиц населенных пунктов, находящихся в коммунальной собственности; 2) утверждения объемов финансирования строительства, ремонта и содержания улиц городов и иных населенных пунктов, являющихся коммунальной собственностью, и автомобильных дорог местного значения из средств местных бюджетов; 3) заслушивания отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам развития и содержания автомобильных дорог общего пользования. 2. К ведению областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов в области дорожной деятельности относятся: 1) разработка и реализация планов и программ развития автомобильных дорог местного значения общего пользования в пределах соответствующей территории; 2) определение в соответствии с законодательством Республики Казахстан порядка использования направляемых на финансирование дорожной деятельности средств и обеспечение их целевого использования; 3) управление во взаимодействии с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам сетью автомобильных дорог местного значения общего пользования; 4) управление дорогами, находящимися в коммунальной собственности, коммунальными дорожными предприятиями и исполнение статей местного бюджета по их финансированию; 5) организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности. Статья 14. Планирование развития автомобильных дорог 1. Планирование развития автомобильных дорог осуществляется государственными органами, управляющими хозяйственных и частных автомобильных дорог в соответствии с утвержденными республиканскими и региональными программами. Планирование развития улично-дорожной сети городов и иных населенных пунктов осуществляется местными исполнительными органами. 2. Государственные закупки товаров, работ и услуг в дорожной отрасли, а также научные исследования в этих направлениях осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках. 3. Проектирование и строительство автомобильных дорог осуществляются физическими и юридическими лицами, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, на конкурсной основе. 4. Техническая документация, разработанная для строительства и реконструкции автомобильных дорог, подлежит государственной, в том числе экологической, экспертизе в установленном порядке, а для ремонта существующих автомобильных дорог общего пользования - ведомственной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам. Статья 15. Качество работ при осуществлении дорожной деятельности 1. Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляются на принципах соблюдения установленных норм и стандартов, применения сертифицированных материалов, приборов, оборудования и средств измерений с целью достижения высоких транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог (скорость, ровность, долговечность, повышенные условия безопасности движения автотранспорта). 2. Физические и юридические лица, осуществляющие дорожную деятельность, обязаны выполнять работы с соблюдением требований законодательных актов Республики Казахстан. При производстве работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется государственный контроль заказчиком и органами государственной архитектурно-строительной инспекции, а также авторский надзор разработчиком проектной документации и производственный - исполнителем работ. Приемка в эксплуатацию законченных дорожных работ осуществляется государственной комиссией. 3. Выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог с нарушением требований законодательства и государственных нормативов влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан. См. Инструкцию по классификации работ при эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений. Статья 16. Лицензирование дорожной деятельности 1. Лицензирование дорожной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании. 2. Осуществление физическими и юридическими лицами дорожной деятельности без лицензии либо с нарушением условий лицензии влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан. Статья 17. Финансирование дорожной деятельности 1. Финансирование государственных автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения осуществляется по утвержденным нормам, обеспечивающим их ремонт и содержание, исходя из требований безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды и обеспечения автотранспортных перевозок, и определяется бюджетным законодательством. 2. Средства, выделенные на финансирование автомобильных дорог общего пользования, имеют целевое назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с ремонтом, содержанием и развитием этих автомобильных дорог. 3. Развитие, ремонт и содержание хозяйственных автомобильных дорог обеспечиваются за счет средств организаций и частных лиц, в ведении которых находятся эти дороги. 4. Финансирование строительства, ремонта и содержания улиц городов и населенных пунктов, а также автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется за счет местных бюджетов. Статья 18. Права дорожных органов и их работников 1. Дорожные органы совместно с органами дорожной полиции и уполномоченным органом по чрезвычайным ситуациям имеют право: на ограничение или закрытие движения транспортных средств в экстремальных условиях (неблагоприятные погодно-климатические условия, стихийные бедствия, пожар, потеря несущей способности автомобильных дорог), а также при проведении ремонтно-строительных работ с уведомлением об этом местных исполнительных органов и пользователей автомобильными дорогами установлением соответствующих дорожных знаков и через средства массовой информации, контролировать соблюдение правил пользования автомобильными дорогами. 2. Работники дорожных органов имеют право требовать выведения за пределы проезжей части автомобильной дороги транспортных средств, повреждающих или загрязняющих элементы дороги, либо крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, не имеющих специального разрешения на проезд. См.: Приказ Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 7 сентября 2001 года № 41 "О передаче автомобильных дорог республиканского значения, сооружений на них и производственных комплексов в оперативное пользование", Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 19 апреля 2004 года № 165-I Об организации движения автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Казахстан в весенние периоды. Статья 19. Ответственность дорожных органов и управляющих автомобильными дорогами Дорожные органы и управляющие автомобильными дорогами несут ответственность: 1) за содержание обслуживаемых автомобильных дорог и сооружений на них в состоянии, обеспечивающем бесперебойный и безопасный проезд транспортных средств, и обеспечение соблюдения требований природоохранного законодательства; 2) за ущерб, причиненный дорожно-транспортными происшествиями, возникший по причине дорожных условий, с возмещением ущерба пользователям автомобильными дорогами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; 3) за фитосанитарное состояние полосы отвода автомобильных дорог в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Глава 4. Пользование автомобильными дорогами Статья 20. Пользование автомобильными дорогами общего пользования 1. Право пользования автомобильными дорогами общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. 2. Пользователи автомобильными дорогами общего пользования обязаны эксплуатировать транспортные средства в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, сохранность дорог и сооружений на них, а также предотвращать загрязнение окружающей среды. См.: Правила пользования автомобильными дорогами и дорожными сооружениями на территории Республики Казахстан. Статья 21. Проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств Правила проезда по территории Республики Казахстан крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств утверждаются Правительством Республики Казахстан. См.: Инструкция по пропуску крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Казахстан, утвержденная приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 4 декабря 1997 г. № 605. Статья 22. Проезд транспортных средств, перевозящих опасные грузы Порядок проезда по территории Республики Казахстан транспортных средств, перевозящих опасные грузы, определяется Правительством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Статья 23. Обязанности собственников земельных участков, прилегающих к автомобильным дорогам 1. Собственники земельных участков и землепользователи, территории которых примыкают к автомобильным дорогам, обязаны: 1) согласовывать строительство подъездных дорог и примыканий к дорогам общего пользования с дорожными органами; 2) содержать в технически исправном и в надлежащем санитарном состоянии примыкания к дорогам общего пользования и подъезды к ним, производить очистку от мусора, грязи и снега; 3) не допускать складирования материалов и конструкций в придорожной полосе, затрудняющих видимость и ухудшающих безопасность движения. 2. Невыполнение указанных в пункте 1 требований влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан. Статья 24. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог 1. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог для использования в чрезвычайных ситуациях в период мобилизации и в военное время осуществляется физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. В случаях введения на всей территории Казахстана или в отдельных его местностях чрезвычайного или военного положения и при объявлении частичной или общей мобилизации частные дороги могут быть использованы без согласия собственника всеми участниками дорожного движения. Статья 25. Ответственность пользователей автомобильными дорогами 1. Пользователи автомобильными дорогами, допустившие повреждение дорожного покрытия, земляного полотна, мостов, путепроводов, водоотводных сооружений, автопавильонов, дорожных знаков, придорожных насаждений, защитных устройств и других элементов обустройства автомобильных дорог, а также нарушившие правила пользования автомобильными дорогами, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 2. Ущерб, нанесенный пользователями автомобильным дорогам и дорожным сооружениям, возмещается ими в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 3. Споры, возникающие с дорожными органами в процессе проектирования, строительства, содержания, ремонта, реконструкции и использования автомобильных дорог, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Статья 26. Медицинская помощь на автомобильных дорогах Помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах должна оказываться всеми участниками дорожного движения, которые обязаны доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение и сообщить о происшествии в органы дорожной полиции. Статья 27. Охрана окружающей среды 1. При строительстве, реконструкции, ремонте, содержании автомобильных дорог и пользовании ими должно обеспечиваться соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды. 2. При проектировании и разработке проектов на реконструкцию и строительство автомобильных дорог должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, рекультивации карьеров, придорожных полос, откосов, кюветов, нарушенных земель с посевом многолетних трав и посадкой деревьев и кустарников. Проектно-сметная документация в местах пользования водоисточником должна предусматривать санитарную зону, строительство временных автостоянок, эстакад и защитных сооружений для сбора отходов нефтепродуктов. 3. Защитные насаждения вдоль автомобильных дорог должны содержаться надлежащим образом их владельцами или пользователями. 4. За несоблюдение требований охраны окружающей среды виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Глава 5. Заключительные положения Статья 28. Государственный контроль за автомобильными дорогами
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |