|
04.05.2011 Позиция Интерньюс-Казахстан по проекту Закона РК «О телерадиовещании» (на 7 апреля 2011 года) 1) В середине февраля 2011 года Интерньюс-Казахстан направил в Министерство связи и информации РК следующий пакет документов: - Развернутый комментарий законопроекта «О телерадиовещании» в редакции от 26 января 2011 года; - Анализ проекта Закона РК «О телерадиовещании» на предмет соответствия международным обязательствам в области свободы слова; - Анализ коррупциогенных факторов, которые в большом количестве содержатся в законопроекта; - Прогноз возможных рисков социального, экономического характера в случае принятия законопроекта в редакции от 26 января 2011 года; - Краткие рекомендации Интерньюс-Казахстан по изменению концепции законопроекта «О телерадиовещании». - Основные выводы и рекомендации по законопроекту «О телерадиовещании». 2) В конце февраля Министерство связи и информации РК представило новую редакцию законопроектов «О телерадиовещании» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам телерадиовещания». Интерньюс-Казахстан изучил представленные законопроекты и по итогам анализа разработал рекомендации, которые также были направлены в МСИ РК: - Комментарий к проекту Закона РК «О телерадиовещании» на 26.02.2011 года; - Комментарий к сопутствующему законопроекту на 26.02.2011 года. 3) В середине марта по просьбе Министерства связи и информации РК мы приступили к непосредственной работе по изменению статей законопроекта «О телерадиовещании». В частности, Интерньюс-Казахстан предложил разработчикам новые редакции статей по лицензированию деятельности в области телерадиовещания, распределению РЧС для целей телерадиовещания, а также по переходу на цифровое вещание. Кроме этого, были предложены новая редакция статьи, которая регламентирует деятельность Комиссии по вопросам телерадиовещания, а также предложены меры государственной поддержки телерадиовещателей при переходе на цифровое вещание. С нашими предложениями можно ознакомиться, открыв вложенные файлы: - Сравнительная таблица по проекту Закона «О телерадиовещании» от 7 апреля 2011 года; - Предложения по введению льгот для вещателей и операторов ТВ; Изменения и дополнения в проект Закона РК «О телерадиовещании» (сравнительная таблица) г. Алматы, Интерньюс-Казахстан | 7 апреля 2011 года |
№ позиции | Номер статьи в проекте Закона | Существующая редакция статей законопроекта «О телерадиовещании» (по состоянию на 28 февраля 2011 года) | Предлагаемая Интерньюс-Казахстан редакция | Обоснование необходимости внесения поправок в проект Закона РК «О телерадиовещании» | Основные понятия, используемые в настоящем Законе | 1. | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе | … 3) телерадиовещание - формирование и/или распространение теле-, радиоканалов, теле-, радиопрограмм посредством технических средств вещания и связи. … 6) теле-, радиоканал - совокупность теле-, радиопрограмм, аудиовизуальных произведений, сюжетов и материалов, сформированных телерадиокомпанией в соответствии с сеткой вещания для последующей трансляции. 7) теле-, радиопрограмма - содержательно завершенная, предусмотренная объемом часть теле-, радиоканала, которая имеет соответствующее наименование, объем вещания, может быть использована независимо от других частей теле-, радиоканала. … 10) трансляция - первичное распространение сигнала теле-, радиоканалов, теле-, радиопрограмм с использованием передающих радиоэлектронных средств, номиналов радиочастотного спектра. … 11) ретрансляция - прием и одновременное, либо в записи, независимо от используемых технических средств, полное и неизменяемое распространение теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов отсутствует отсутствует отсутствует | … 3) телерадиовещание - создание теле-, радиопрограмм; составление теле-, радиоканала и/или пакетов теле-, радиоканалов и их первичное распространение (трансляция) с использованием радиопередающих средств связи для публичного приема. 6) теле-, радиоканал - средство массовой информации, представляющее собой совокупность теле-, радиопрограмм, аудиовизуальных произведений, сюжетов и материалов, сформированных телерадиокомпанией в соответствии с сеткой вещания для последующей трансляции. 7) теле-, радиопрограмма - совокупность содержательно завершенных передач, имеющих общее наименование, объем вещания, может быть использована независимо от других частей теле-, радиоканала. 10) трансляция - первичное распространение программ для публичного приема с помощью наземных передающих устройств, кабельных сетей или спутников в открытом или кодированном виде, используя часть частотного спектра колебаний электромагнитного поля на установленных международными стандартами частотах (радио) и каналах (телевидение). 11) ретрансляция - прием и одновременное, либо в записи, независимо от используемых технических средств, полное и неизменяемое распространение теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов. **) публичный прием - индивидуальный прием неограниченным кругом лиц теле-, радиоканалов, передаваемых по эфиру (наземным или спутниковым передатчиком) или кабельным сетям, в открытом или кодированном виде; **) лицензиар - государственный орган, осуществляющий лицензирование деятельности в области телерадиовещания. **) лицензиат - физическое или юридическое лицо, имеющее вещательную лицензию. | 1. Выполнение рекомендаций Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ по уточнению понятия «телерадиовещания». Важным моментом в определении понятия «телерадиовещание» является указание возможности публичного приема, то есть индивидуального приема неограниченным кругом лиц. Это определяющий фактор, это то, что отличает телерадиовещание от других форм распространения аудиовизуальных произведений. Без этого уточнения предмет проекта Закона останется неопределенным, а правовое регулирование расплывчатым. 2. Дается определение новым правовым понятиям, которые корреспондируют другим статьям в проекте Закона, в частности, по вопросу лицензирования деятельности в области телерадиовещания. 3. Уточняются некоторые другие понятия, используемые в проекте Закона: теле-, радиоканал; теле-радиопрограмма; трансляция и ретрансляция. Данные определения приводятся для сравнения. | Вопросы нормативно-правового регулирования рынка телерадиовещания в условиях перехода на цифровое вещание | 2. | Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан | Правительство Республики Казахстан: 1) обеспечивает развитие международного сотрудничества в области телерадиовещания, делегирование полномочий по данным вопросам уполномоченному органу; 2) утверждает правила лицензирования деятельности в сфере телерадиовещания и квалификационные требования к деятельности по организации телерадиовещания; 3) утверждает правила постановки на учет иностранных теле-, радиоканалов, распространяемых на территории Республики Казахстан; 4) утверждает перечень обязательных теле-, радиоканалов; 5) определяет количество и состав обязательных теле-, радиоканалов; 6) утверждает правила проведения конкурса по определению перечня обязательных теле-, радиоканалов; 7) утверждает правила проведения конкурса по распределению полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания; 8) утверждает положение и состав Комиссии по вопросам развития телерадиовещания; 9) утверждает правила использования сетей телерадиовещания для оповещения населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка; 10) определяет государственную техническую службу в области телерадиовещания. | Правительство Республики Казахстан: 1) обеспечивает развитие международного сотрудничества в области телерадиовещания, делегирование полномочий по данным вопросам уполномоченному органу; 2) утверждает правила лицензирования деятельности в сфере телерадиовещания и квалификационные требования к деятельности по организации телерадиовещания; 3) утверждает правила постановки на учет иностранных теле-, радиоканалов, распространяемых на территории Республики Казахстан; 4) утверждает перечень обязательных теле-, радиоканалов; 5) определяет количество и состав обязательных теле-, радиоканалов; 6) утверждает правила проведения конкурса по определению перечня обязательных теле-, радиоканалов; 7) утверждает правила проведения конкурса по распределению полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания; 8) утверждает правила использования сетей телерадиовещания для оповещения населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка; 9) определяет государственную техническую службу в области телерадиовещания. 10) определяет тарифную политику для операторов телерадиовещания, осуществляющих трансляцию социально значимых телевизионных каналов и радиоканалов; 11) разрабатывает национальную стратегию цифрового вещания; 12) разрабатывает Национальную Программу по поддержке социально уязвленных групп и обеспечению благоприятных условий при переходе на цифровой формат вещания для населения. | 1. В период перехода с аналогового на цифровое вещание предусматривается государственная поддержка при распространении казахстанских телевизионных и радиопрограмм. В этой связи, а также с учетом положений Программы по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, в части развития цифрового телерадиовещания, в рамках принятия мер по разработке и дальнейшему совершенствованию нормативной базы, предлагается определить принципы тарифной политики для операторов связи, осуществляющих трансляцию социально-значимых телевизионных каналов и радиоканалов. Вышесказанное, корреспондирует с рекомендацией Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ по «выработке стимулов операторам и вещателям для перехода «на цифру». Таким образом, предлагается дополнить статью 6 Законопроекта пунктом 10). 2. Вопросы обеспечения функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания в переходный период должны быть отражены в разрабатываемой национальной Стратегии цифрового вещания. Рекомендации относительно мер по стимулированию демократического и социального вклада цифрового вещания (2004) Совета Европы призывают государства «создать правовые и экономические условия, необходимые для развития цифрового вещания». Этот документ предписывает разработку четкой стратегии, которая облегчит тщательно продуманный переход от аналогового вещания к цифровому. Таким образом, предлагается дополнить статью 6 Законопроекта пунктом 11). 3).В целях выполнения рекомендации Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ по определению правовых мер по использованию возможностей предоставляемых цифровым вещанием, в интересах социально уязвимых групп. В связи с отсутствием единой позиции по вышеуказанной проблеме, предлагается возложить на Правительство обязанность по разработке комплексной Национальной Программы по поддержке социально уязвимых групп, а также обеспечения благоприятных условий при переходе на цифровой формат. В Программе следует предусмотреть меры по поддержки в приобретении оборудования для приема цифрового сигнала для нуждающегося населения (субсидирование), политику государства об ограничении ввоза телевизионных приемников без встроенных цифровых тюнеров и т.д. Таким образом, предлагается дополнить статью 6 Законопроекта пунктом 12). | Комиссия по вопросам развития телерадиовещания | 3. | Статья 11 Комиссия по вопросам развития телера-диовещания | 1. В целях учета и защиты общественных интересов в области телерадиовещания, а также удовлетворения потребности населения в теле-, радиопрограммах при Правительстве Республики Казахстан создается консультативно - совещательный орган - Комиссия по вопросам развития телерадиовещания. Деятельность Комиссии по вопросам развития телерадиовещания осуществляется на основе прозрачности и открытости при обсуждении вопросов, входящих в ее компетенцию. Состав Комиссии по вопросам развития телерадиовещания формируется из депутатов Парламента Республики Казахстан, представителей центральных государственных органов и неправительственных организаций. 3. Основными функциями Комиссии по вопросам развития телерадиовещания являются: 1) разработка предложений по реализации государственной политики и в области телерадиовещания; 2) разработка предложений по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов в многоканальном вещании; 3) рассмотрение заявок претендентов на участие в конкурсе по распределению полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания и разработка предложений по определению победителей с учетом их творческих, технических и финансовых предложений. 4. Комиссия по вопросам развития телерадиовещания направляет выработанные предложения в Правительство Республики Казахстан. 5. Положение о Комиссии по вопросам развития телерадиовещания и её состав утверждается Правительством Республики Казахстан. 6. Рабочим органом Комиссии по вопросам развития телерадиовещания является уполномоченный орган. | 1. Комиссия по вопросам развития телерадиовещания является консультативно-совещательным органом при Мажилисе Парламента Республики Казахстан. 2. Деятельность Комиссии по вопросам развития телерадиовещания осуществляется на основе прозрачности и открытости при обсуждении вопросов, входящих в ее компетенцию. Все решения и заключения, принимаемые Комиссией по развитию телерадиовещания, подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в течение 3-х дней с момента их принятия. 3. Состав Комиссии по вопросам развития телерадиовещания формируется из числа депутатов Парламента Республики Казахстан, представителей Правительства Республики Казахстан, бизнес-ассоциаций, неправительственных организаций, общественных объединений и утверждается Бюро Мажилиса Парламента Республики Казахстан. 4. Комиссия по вопросам развития телерадиовещания состоит из десяти членов. Два члена Комиссии по вопросам развития телерадиовещания избираются из числа депутатов Сената Парламента Республики Казахстан. Два члена Комиссии по вопросам развития телерадиовещания избираются из числа депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Два члена Комиссии по вопросам развития телерадиовещания представляют Правительство Республики Казахстан. Два члена Комиссии по вопросам развития телерадиовещания предлагаются общественными организациями. Два члена Комиссии по вопросам развития телерадиовещания предлагаются отраслевыми бизнес-ассоциациями. 5. Комиссия по вопросам развития телерадиовещания избирает Председателя путем голосования. Председатель Комиссии по вопросам развития телерадиовещания имеет дополнительный голос при голосовании, в случае, если голоса членов Комиссии по вопросам развития телерадиовещания разделились поровну. 6. Все члены Комиссии по вопросам развития телерадиовещания осуществляют свою деятельность на общественных началах. 7. Полномочия Комиссии по вопросам развития телерадиовещания: 1) разрабатывает предложения для Парламента Республики Казахстан по реализации государственной политики в области телерадиовещания; 2) проводит экспертизу законопроектов в области телерадиовещания, а также разрабатывает рекомендации по рассматриваемым проектам законодательных актов в области телерадиовещания, выносит по ним заключения; 3) обеспечивает контроль над прозрачным распределением частот, радиочастотных каналов для целей телерадиовещания; 4) принимает решение о победителях конкурса по распределению частот, радиочастотных каналов; 5) принимает решение о победителях конкурса по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов для телерадиокомпаний; 6) осуществляет контроль за тарифной политикой Национального оператора телерадиовещания; 7) рассматривает жалобы на действия органов, осуществляющих государственное регулирование и контроль в области телерадиовещания, и принимает по ним решения; 8) осуществляет контроль над обеспечением равного доступа и присоединения телерадиокомпаний к национальной сети телерадиовещания Национальным оператором телерадиовещания; 9) утверждает руководящие принципы совместного использования национальной сети телерадиовещания между национальным оператором телерадиовещания и телерадиокомпаниями. 8. Решения, принимаемые Комиссией по вопросам развития телерадиовещания, направляются в орган, осуществляющий государственное регулирование и контроль в области телерадиовещания. 9. Заключения, принимаемые Комиссией по вопросам развития телерадиовещания по результатам экспертизы проектов законов, направляются в постоянные комитеты Мажилиса Парламента Республики Казахстан. 10. Финансирование деятельности Комиссии по вопросам развития телерадиовещания осуществляется за счет бюджетных средств, выделенных на финансирование деятельности Парламента Республики Казахстан. 11. Организационное обеспечение деятельности Комиссии по вопросам развития телерадиовещания возлагается на Аппарат Мажилиса Парламента Республики Казахстан. | 1.Выполнение рекомендаций Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ относительно порядка лицензирования в сфере телерадиовещания. В частности, экспертом указывалось, что «мандат Комиссии по вопросам развития телерадиовещания весьма ограничен». Предлагаемая новая редакция статьи 11 изменяет статус Комиссии, более четко регламентирует её состав и полномочия. 2.Включена правовая норма об обязательности исполнения решений Комиссии по вопросам развития телерадиовещания для уполномоченного органа, что является рекомендацией Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. | Конкурс по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов | 4. | Статья 12. Формирование перечня обязательных теле-, радиоканалов | 1. В целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Республики Казахстан и освещения государственной политики в сфере социально-экономического развития республики, сохранения и развития культурного наследия страны формируется пакет обязательных теле-, радиоканалов, составляющий совокупность социально значимой информации и обязательный к распространению на всей территории Республики Казахстан. 2. Перечень обязательных теле-, радиоканалов в зависимости от среды распространения в многоканальном вещании формируется на конкурсной основе. 3. Решение о проведении конкурса по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов принимает уполномоченный орган. 4. Рассмотрение заявок теле-, радиокомпаний на участие в конкурсе и выработка предложений по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов осуществляется Комиссией по вопросам развития телерадиовещания. 5. По рекомендациям Комиссии по вопросам развития телерадиовещания Правительство утверждает перечень обязательных теле-, радиоканалов. 6. Формирование перечня обязательных теле-, радиоканалов осуществляется ежегодно. 7. Порядок проведения конкурса определяется Правительством Республики Казахстан. | 1. В целях обеспечения права граждан на информацию, свободу слова и выражения мнения и развития плюрализма мнений формируется пакет обязательных теле-, радиоканалов, составляющий совокупность социально значимой информации и обязательный к распространению на всей территории Республики Казахстан. 2. Перечень обязательных теле-, радиоканалов в зависимости от среды распространения в многоканальном вещании формируется на конкурсной основе. 3. Решение о проведении конкурса по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов принимает уполномоченный орган. 4. Рассмотрение заявок теле-, радиокомпаний на участие в конкурсе и выработка предложений по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов осуществляется Комиссией по вопросам развития телерадиовещания. 5. По рекомендациям Комиссии по вопросам развития телерадиовещания Правительство утверждает перечень обязательных теле-, радиоканалов. 6. Формирование перечня обязательных теле-, радиоканалов осуществляется раз в три года. 7. Порядок проведения конкурса определяется Правительством Республики Казахстан. | 1.Главной целью правового регулирования СМИ является обеспечение права граждан на информацию, свободу слова и выражения мнения и развития плюрализма мнений, а не обеспечение «единого информационного пространства» и т.д. 2.Кроме этого ежегодное участие в конкурсе по формированию обязательных теле-, радиоканалов создаст неоправданное бремя для телерадиокомпаний, которые должны будут постоянно доказывать соответствие своих программ. Предлагается установить трехлетний срок в соответствии с аналогичным сроком реализации республиканского бюджета. | Лицензирование деятельности в области телерадиовещания | 5. | Статья 13. Лицензирование деятельности в области телера-диовещания | 1. Деятельность в области телерадиовещания лицензируется в зависимости от вида деятельности в области телерадиовещания: 1) по формированию теле-, радиоканалов; 2) по распространению теле-, радиоканалов. 2. Лицензирование деятельности в области телерадиовещания осуществляет уполномоченный орган в соответствии с Законом Республики Казахстан «О лицензировании». 3. Лицензия на деятельность по распространению теле-, радиоканалов с использованием радиочастотного спектра выдается одновременно с разрешением на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания. 4. В случае использования телевизионных и радиовещательных сетей для распространения услуг телекоммуникаций (передачи данных, доступа к сети Интернет, телематических услуг, услуг местной телефонной связи и других), владелец указанных сетей осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной уполномоченным органом в области связи в соответствии с Законом «О связи». | 1. Деятельность по организации телерадиовещания осуществляется на основе специального разрешения (вещательной лицензии), выданной лицензиаром. 2. Вещательная лицензия дает право на распространение теле-, радиоканалов в любых средах, в том числе посредством наземного эфирного вещания, спутникового вещания, кабельного вещания. Вещательная лицензия по объему деятельности является генеральной (бессрочной). 3. Вещательная лицензия не дает право на осуществление трансляции теле-, радиоканалов с использованием частот и каналов радиочастотного спектра посредством радиопередающих средств связи и/или их ретрансляции посредством кабельных сетей. 4. Вещательная лицензия выдается лицензиаром на основании заявления. В заявлении на получение вещательной лицензии заявитель указывает: 1) полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовую форму, место нахождения юридического лица; 2) лицензируемый вид деятельности, который заявитель намерен осуществлять (телевизионное вещание или радиовещание); 3) наименование планируемого к распространению теле-, радиоканала с указанием данных регистрации теле-, радиоканала в качестве СМИ; 4) программную направленность теле-, радиоканала; 5) территорию распространения теле-, радиоканала; 6) объем вещания (в часах); 7) срок, в течение которого заявитель намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности; 8) планируемую дату начала вещания; 9) сведения о среде распространения теле-, радиоканала. 5. К заявлению на получение вещательной лицензии заявитель прилагает: 1) нотариально заверенную копию устава и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица - для юридического лица; 2) копию документа, удостоверяющего личность - для физического лица; 3) нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя; 4) нотариально заверенную копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе; 5) документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности; 6) сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями. 6. Лицензия на осуществление деятельности по формированию теле-, радиоканалов выдается не позднее 30 (тридцати) рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства - не позднее 10 (десяти) рабочих дней, с момента подачи заявления и документов, указанных в п. 5 настоящей статьи. 7. В выдаче вещательной лицензии может быть отказано в случаях, если: 1) заявителем не представлены все документы, требуемые в соответствии с настоящим Законом. При устранении заявителем указанных препятствий заявление рассматривается на общих основаниях; 2) заявителем не внесен лицензионный сбор за право занятия лицензируемым видом деятельности; 3) заявитель не соответствует квалификационным требованиям; 4) в отношении заявителя имеется вступивший в законную силу приговор суда, запрещающий ему заниматься данным видом деятельности; 5) судом на основании представления судебного исполнителя запрещено заявителю получать лицензии. 8. Лицензиар в случае отказа в выдаче вещательной лицензии должен предоставить заявителю письменный мотивированный ответ с указанием причин отказа не позднее 3 (трех) рабочих дней после истечения срока, установленного п. 6 настоящей статьи. 9. В случае если лицензиар не выдал заявителю лицензию, либо не предоставил отказ с указанием мотивированных причин в срок, указанный в п. 7 настоящей статьи, заявитель вправе письменно уведомить лицензиара о начале осуществления заявленного им вида деятельности. Лицензиар не позднее пяти рабочих дней с момента получения письменного уведомления заявителя обязан выдать лицензию с даты, указанной заявителем в письменном уведомлении. 10. Вещательная лицензия может быть аннулирована лицензиаром в судебном порядке в случаях: 1) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных лицензиатом для получения лицензии; 2) несоблюдения лицензиатом требований законодательства о средствах массовой информации и законодательства о телерадиовещании; 3) повторного в течение одного года (с момента предыдущего нарушения) нарушения лицензиатом лицензионных условий либо установленных настоящим Законом требований, последовавшего после официального письменного предписания лицензиара; 4) неустранения в установленный лицензиаром срок нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. 11. Действие вещательной лицензии прекращается в случае: 1) ликвидации юридического лица - лицензиата или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования); 2) принятия лицензиаром решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного лицензиатом заявления в письменной форме о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности 12. Деятельность на трансляцию теле-, радиоканалов посредством радиопередающих средств связи с использованием частот и каналов радиочастотного спектра и/или их ретрансляции посредством кабельных сетей осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с Законом Республики Казахстан «О связи». 13. Лицензия на осуществление деятельности на трансляцию теле-, радиоканалов с использованием частот и каналов радиочастотного спектра выдается одновременно с разрешением на использование частот и каналов для целей телерадиовещания. 14. В случае использования телевизионных и радиовещательный сетей для распространения услуг телекоммуникаций (передачи данных, доступа к сети Интернет, телематических услуг, услуг местной телефонной связи и других), владелец указанных сетей осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной в соответствии с Законом Республики Казахстан «О связи». | 1. Выполнение рекомендаций Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ относительно порядка лицензирования в сфере телерадиовещания. Экспертом было указано, что в законопроекте не указан срок выдачи лицензии, условия пролонгации лицензии. Также было необходимо упростить порядок лицензирования. 2. В новой редакции выполнены все рекомендации ОБСЕ, включены правовые нормы, позволяющие сделать процедуру лицензирования транспарентной, доступной для всех участников рынка. 3. Кроме этого, новая редакция ст. 13 исключает возникновение коррупциогенных факторов, поскольку все правовые формулы - это нормы прямого действия. Исключены все бланкетные нормы, отсылающие к другим законам или подзаконным актам. Отсылочные нормы сведены к минимуму. | Использование радиочастотного спектра для целей телерадиовещания | 6. | Статья 14. Использование радиочастотного спектра для це-лей телерадио-вещания. | 1. Распределение полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания осуществляется на конкурсной основе. 2. Решение о проведении конкурса принимает уполномоченный орган. 3. Рассмотрение заявок претендентов на участие в конкурсе и принятие решений по определению победителей осуществляется Комиссией по вопросам развития телерадиовещания. 4. Порядок проведения конкурса определяется Правительством Республики Казахстан. 5. Разрешение на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания выдается уполномоченным органом на основании решения Комиссии по вопросам развития телерадиовещания. В разрешении на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания должны указываться месторасположение технических средств, в том числе размещение антенных устройств с указанием их типа, географических координат, а также фактической мощности используемых передающих радиоэлектронных средств. 6. В целях обеспечения трансляции теле-, радиоканалов свободного доступа на всей территории Республики Казахстан Национальному оператору телерадиовещания выделяются радиочастоты (радиочастотные каналы) без проведения конкурса. 7. Расчет, согласование с радиочастотными органами и международная координация радиочастот для целей телерадиовещания производятся уполномоченным органом. | 1. Распределение полос частот, радиочастотных каналов для целей телерадиовещания осуществляется на конкурсной основе. 2. Решение о проведении конкурса по распределению свободных частот, радиочастотных каналов принимает уполномоченный орган, оно подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации. 3. Рассмотрение заявок претендентов на участие в конкурсе и определение победителей осуществляется Комиссией по вопросам развития телерадиовещания. 4. Для участия в конкурсе претендент должен представить: 1) заявку установленного образца; 2) обязательства по обеспечению технического качества телевизионных и (или) радиопрограмм в соответствии с действующими стандартами в сфере телевизионного и радиовещания; 3) схемы организации сети телевизионного или радиовещания; 4) схемы организации оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций и обязательства по их соблюдению; 5) схемы помещений и площадей с отдельным входом, подтвержденных правоустанавливающими документами имущественных прав собственника на объект или на его аренду. Уполномоченный орган не вправе требовать от претендентов предоставления дополнительной информации, не указанной в п. 4 настоящей статьи. 5. Критериями отбора победителей конкурса по распределению частот, радиочастотных каналов являются: 1) предыдущий опыт работы и эффективное использование частоты, радиочастотных каналов; 2) сохранение существующего вещания на определенной территории и учет интересов аудитории; 3) наличие собственного автономного генератора энергии. 6. Разрешение на использование полос частот, радиочастотных каналов для целей телерадиовещания выдается уполномоченным органом на основании решения Комиссии по вопросам развития телерадиовещания. В разрешении на использование полос частот, радиочастотных каналов для целей телерадиовещания указываются месторасположение технических средств, в том числе размещение антенных устройств с указанием их типа, географических координат, а также фактической мощности используемых передающих радиоэлектронных средств. 7. В целях обеспечения трансляции теле-, радиоканалов свободного доступа на всей территории Республики Казахстан Национальному оператору телерадиовещания временно выделяются радиочастоты (радиочастотные каналы) без проведения конкурса, сроком на пять лет. 8. Расчет, согласование с радиочастотными органами и международная координация радиочастот для целей телерадиовещания производятся уполномоченным органом. | 1.Выполнение рекомендаций Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ по улучшению правовых норм, регламентирующих проведение конкурсных процедур в области телерадиовещания. В частности, международным экспертом было рекомендовано установить ясные критерии отбора победителей, а также придать всем конкурсным процедурам принципы транспарентности и прозрачности для того, чтобы «избежать каких бы то ни было сомнений в политической подоплеке, либо коммерческой пристрастности уполномоченного органа» | Системы коллективного приема теле-, радиоканалов | 7. | Статья 37. Системы коллективного приема теле-, радиоканалов | 1. Деятельность по организации системы коллективного приема теле-, радиоканалов, преследующая коммерческие цели, приравнивается к кабельному телерадиовещанию и подлежит лицензированию на осуществление деятельности по распространению теле-, радиоканалов посредством кабельного телерадиовещания. 2. Система коллективного приема в пределах одного здания, не преследующая коммерческие цели, может быть установлена только с письменного согласия собственников здания. Система коллективного приема в пределах нескольких зданий, не преследующая коммерческие цели, может быть установлена, если собственником данных зданий является одно физическое или юридическое лицо. 3. Системы коллективного приема не должны влиять на качество вещания других операторов телерадиовещания. | 1. Деятельность по организации системы коллективного приема теле-, радиоканалов, преследующая коммерческие цели, приравнивается к кабельному телерадиовещанию и подлежит лицензированию. 2. Не требуется получение лицензии в случае, если: 1) зона обслуживания ограничена пределами одного здания; 2) число приемных устройств в зоне обслуживания не превышает двадцати пяти; 3) зона обслуживания ограничена помещениями зданий и территорий, на которых находится одно юридическое лицо; 4) система коллективного приема установлена в гостиницах, гостиничных комплексах, домах отдыха и иных предприятиях, обеспечивающих временное пребывание физических лиц за плату; 5) система коллективного приема установлена в учебных заведениях, учреждениях здравоохранения и культуры. 3. Установка систем коллективного приёма может быть произведена только при наличии письменного разрешения собственника здания. 4. Владельцы систем коллективного приема обеспечивают прием и доставку абонентам теле-, радиоканалов с качеством, соответствующим техническим стандартам. | 1. Выполнение рекомендаций Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ по отмене лицензирования систем коллективного приема в одном здании. Вводятся условия, при которых не требуется получение лицензии: ограниченное количество приемных устройств (не более 10) и организация СКП в гостиницах, гостиничных комплексах и других заведениях, которые взимают плату за размещение и временное пребывание. 2. Нельзя вводить лицензирование в случае, если система коллективного приема устанавливается в нескольких зданиях, в которых расположено одно юридическое лицо. Система коллективного приема в таком случае может быть использована в производственных, образовательных целях, поэтому в новой редакции этой статьи предлагается исключить из лиц, попадающих под лицензирование учебные заведения, учреждения здравоохранения и культуры. | Переход на цифровое эфирное вещание и меры государственной поддержки. | 8. | Статья 39. Переход на цифровое вещание | 1. Датой полного перехода на цифровое эфирное телевещание является 17 июня 2015 года. 2. После полного перехода к цифровому эфирному телевещанию разрешения на использование радиочастотного спектра и лицензии на деятельность для целей телевизионного вещания прекращают свое действие. При этом лицензии, выданные на организацию телевещания, переоформляются на основании заявлений телекомпаний на лицензию по формированию телеканалов и в приоритетном порядке включаются в пакет распространяемых телеканалов операторами цифрового эфирного вещания. 3. В целях обеспечения трансляции телевизионных каналов свободного доступа на всей территории Республики Казахстан посредством цифрового эфирного телевещания Национальный оператор телерадиовещания получает разрешение на использование радиочастот (радиочастотных каналов) без проведения конкурса. | Статья 39. Переход на цифровое эфирное вещание и меры государственной поддержки. 1. Государство гарантирует соблюдение конституционных прав граждан и юридических лиц при переходе на цифровое вещание. 2. Датой полного перехода на цифровое эфирное телевещание является 17 июня 2015 года. 3. После полного перехода к цифровому эфирному телевещанию разрешения на использование радиочастотного спектра и лицензии на деятельность для целей телевизионного вещания прекращают свое действие. 4. Лицензии, выданные при аналоговом вещании, подлежат обязательному переоформлению на вещательную лицензию по письменному заявлению лицензиата. Организация и проведение конкурса по переоформлению лицензий не допускается. 5. Переоформление лицензий осуществляет лицензиар в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления лицензиата. 6. Лицензиар не может отказать в переоформлении лицензии и выдаче новой вещательной лицензии. 7. Лицензиар не вправе требовать предоставления документов от лицензиатов, не предусмотренных п. 4 настоящей статьи. 8. В качестве меры государственной поддержки при переходе на цифровое вещание для предприятий, осуществляющих свою деятельность в области телерадиовещания, вводится льготное налогообложение сроком на пять лет. 9. При переходе на цифровое вещание население Республики Казахстан должно быть обеспечено специальным цифровым оборудованием для приема телевизионных программ (декодерами). 10. Государство обеспечивает на всей территории Республики Казахстан уверенный приём телевизионного и радиосигнала, а также охватывает сетью эфирного цифрового телерадиовещания сельские населенные пункты с численностью населения до 2000 человек. | 1. Предлагается изменить название статьи, дополнив ее словами «и меры государственной поддержки». Кроме этого, предлагается включить в существующую редакцию статьи п. 1 о гарантиях государства по соблюдению конституционных прав граждан и юридических лиц при переходе на цифровое вещание. 2. Выполнение рекомендаций Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ по включению в текст законопроекта мер государственной поддержки при переходе на цифровое вещание. Меры государственной поддержки при переходе необходимы телерадиокомпаниям, от которых требуется прекратить аналоговое вещание до истечения срока действия лицензии. В существующей редакции законопроекта разработчики в качестве такой меры предлагают только переоформление действующих сейчас лицензий на новые. Очевидно, что этой меры недостаточно для мотивации владельцев медиа-бизнеса по переходу на цифровое вещание. Поэтому предлагается, помимо гарантий переоформления лицензий, еще введение льготного налогообложения на определенный период. 3. Меры государственной поддержки должны распространяться и на население страны. С одной стороны, государство должно помочь населению в приобретении нового оборудования для приема сигнала (декодеры), с другой стороны, должно обеспечить уверенный прием цифрового сигнала на всей территории страны, включая отдаленные и малочисленные населенные пункты. | Переходные положения | 9. | Новая статья | отсутствует | Статья ___. Переходные положения. 1. Статья 13 вводится в действие после 17 июня 2015 года, то есть после полного перехода на цифровое эфирное телевещание. До наступления этого срока действуют все выданные ранее лицензии для осуществления деятельности в области телерадиовещания и разрешения на использование полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов), без каких-либо ограничений и изъятий. 2.С момента введения настоящего Закона в действие и до полного перехода на цифровое эфирное вещание Правительство Республики Казахстан должно обеспечить функционирование инфраструктуры аналогового эфирного вещания. 3. Правительство Республики Казахстан должно разработать и принять нормативный правовой акт о механизмах льготного налогообложения для предприятий, осуществляющих свою деятельность в области телерадиовещания, в срок до 31 декабря 2012 года. 4. Правительство Республики Казахстан должно разработать и принять Национальную Программу, которая обеспечит благоприятные условия при переходе на цифровое вещание для населения в срок до 31 декабря 2013 года. 5. С момента введения настоящего Закона в действие Правительство Республики Казахстан гарантирует государственную поддержку операторам телерадиовещания путем включения деятельности по распространению теле-, радиоканалов, входящих в перечень обязательных теле-, радиоканалов, независимо от форм собственности телерадиовещательных организаций, в статьи расходов республиканского бюджета. | 1.Переходные положения позволяют установить иной срок вступления в силу отдельных норм и правил. В данном случае предлагается установить более поздний срок для вступления в силу нового порядка лицензирования, предусмотренного статьей 13 законопроекта «О телерадиовещании». 2. В Программе по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010 - 2014 одной из слабых сторон для отрасли (сектора) ИКТ указана Устаревшая инфраструктура телерадиовещательного комплекса. В рамках второго этапа (2011 - 2013 годы) внедрения цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан предусматривается обеспечить плановую замену аналогового телевизионного оборудования на цифровое оборудование. В этой связи, для обеспечения бесперебойного функционирования существующей аналоговой телерадиовещательной сети необходимо при вышеуказанной замене обеспечить функционирование инфраструктуры аналогового эфирного вещания, наряду с цифровой инфраструктурой, до момента полного перехода на цифровое эфирное вещание. 4.Кроме этого, включены положения, которые предусматривают реализацию мер государственной поддержки населению и бизнесу при переходе на цифровое вещание. Эти рекомендации тоже содержатся в экспертном заключении Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ по законопроекту «О телерадиовещании». 5. Предусматривается, что за счет средств из республиканского бюджета будет предоставлена возможность распространения пакета обязательных теле-, радиоканалов, сформированного на конкурсной основе из отечественных теле-, радиопрограмм, независимо от форм собственности телерадиовещательных организаций. | | | | | | |
Доступ к документам и консультации от ведущих специалистов
|