|
|
|
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за декабрь 2011 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Пенсии, пособия, социальное страхование, обеспечение Трудовая деятельность, занятость населения Цены, оценочная деятельность, инфляция Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Банковское дело, кредитная деятельность Государственное регулирование оборота отдельных видов товаров
Принят Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье» (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Кодекс определяет цели, задачи, принципы и правовые основы регулирования брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, обеспечивает защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики РК. Брак (супружество) и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан основывается на принципах: 1) добровольности брачного (супружеского) союза мужчины и женщины; 2) равенства прав супругов в семье; 3) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; 4) разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; 5) приоритета семейного воспитания детей, заботы об их развитии и благосостоянии; 6) приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, пожилых и нетрудоспособных членов семьи; 7) обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав; 8) поддержания здорового образа жизни всех членов семьи. Признается брак (супружество), заключенный только государственными органами. Брак (супружество), заключенный по религиозным обрядам и церемониям, не приравнивается к зарегистрированному в регистрирующих органах браку (супружеству) и не порождает соответствующих правовых последствий. Браком (супружеством) не признается фактическое сожительство как мужчины и женщины, так и лиц одного пола. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак (супружество) и в семейных отношениях по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, национальности, языка, отношения к религии или по любым иным обстоятельствам. Права граждан в брачно-семейных (супружеско-семейных) отношениях могут быть ограничены только на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Брачно-семейное законодательство РК: 1) устанавливает права и обязанности, имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а в случаях и в пределах, предусмотренных брачно-семейным законодательством Республики Казахстан, между другими родственниками и иными лицами; 2) устанавливает условия и порядок вступления в брак (супружество), прекращения брака (супружества) и признания его недействительным; 3) определяет формы и порядок устройства в семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; 4) регулирует порядок государственной регистрации актов гражданского состояния; 5) определяет функции государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, за исключением того, что агентства по усыновлению в течение одного года со дня введения в действие Кодекса обязаны пройти аккредитацию в уполномоченном органе в области защиты прав детей РК.
По вопросам коллективного инвестирования и деятельности накопительных пенсионных фондов внесены изменения в Закон РК от 20.06.97 г. «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» в соответствии с Законом РК от 20.11.08 г. № 88-IV (частично введены в действие с 1 января 2012 года). В частности, согласно изменениям, вкладчики обязательных пенсионных взносов и получатели пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов также имеют право: выбирать НПФ для заключения с ним договора о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов и хранить свои пенсионные накопления в одном или нескольких инвестиционных портфелях, формируемых данным накопительным пенсионным фондом, за исключением случая, установленного пунктом 5 статьи 34-1 настоящего Закона; переводить в порядке, установленном нормативными правовыми актами уполномоченного органа, свои пенсионные накопления из одного вида инвестиционного портфеля в другой внутри одного накопительного пенсионного фонда, за исключением случая, указанного в пункте 5 статьи 34-1 настоящего Закона.
С 1 января 2012 года по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства РК на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам внесены изменения в: Налоговый кодекс РК от 10.12.08 г.; Закон РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (см. сроки введения в действие) В частности установлено, что порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость с учетом норм Закона и Налогового кодекса определяется Правительством РК.
По вопросам совершенствования разрешительной системы вносятся изменения в: Кодекс РК об административных правонарушениях от 30.01.01 г.; Земельный кодекс РК от 20.06.03 г.; Экологический кодекс РК от 09.01.07 г.; Налоговый кодекс РК от 10.12.08 г.; Кодекс РК от 18.09.09 г. «О здоровье народа и системе здравоохранения»; Закон РК от 17.04.95 г. «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»; Закон РК от 21.01.97 г. «О банкротстве»; Закон РК от 23.01.01 г. «О занятости населения»; Закон РК от 11.01.07 г. «О лицензировании» и другие законы Законом РК от 05.07.11 г. № 461-IV (см. сроки введения в действие) Закон направлен на совершенствование и упрощение норм действующего законодательства в лицензионно-разрешительной сфере, снижение административного бремени для предпринимателей путем сокращения видов лицензий и разрешений. Вносимые изменения направлены на исключение норм по выдаче отдельных разрешительных документов, излишних требований, сокращение сроков выдачи.
С 1 января 2012 года по вопросам электронных денег в Налоговый кодекс РК внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.07.11 г. № 466-IV
По вопросам налогообложения внесены изменения и дополнения в: Кодекс РК об административных правонарушениях от 30.01.01 г.; Кодекс РК от 10.12.08 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); Закон РК от 31.08.95 г. «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; Закон РК от 12.01.07 г. «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»; Закон РК от 28.02.07 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»; Закон РК от 10.12.08 г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»; Закон РК от 16.11.09 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» Законом РК от 21.07.11 г. № 467-IV (см. сроки введения в действие)
С 1 января 2012 года по вопросам специальных экономических зон внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РК в соответствии с Законом РК от 21.07.11 г. № 470-IV
О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2012-2014 годы см. Закон РК от 15.11.11 г. № 491-IV (вводится в действие с 1 января 2012 г.)
С 1 января 2012 года установлены: 1) минимальный размер заработной платы - 17 439 тенге; 2) размер государственной базовой пенсионной выплаты - 8 720 тенге; 3) минимальный размер пенсии - 17 491 тенге; 4) МРП для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан - 1 618 тенге; 5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат - 17 439 тенге. См. Закон РК от 24.11.11 г. № 496-IV (вводится в действие с 1 января 2012 г., за исключением статьи 21, которая вводится в действие с 1 июля 2011 г.)
По вопросам государственного социального заказа вносятся изменения в: Закон РК от 12.04.05 г. «О государственном социальном заказе»; Закон РК от 21.07.07 г. «О государственных закупках» Законом РК от 22.12.11 г. № 515-IV (вводится в действие с 1 января 2012 г.) Целью Закона является дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки неправительственных организаций, повышение ответственности субъектов общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственного социального заказа по эффективному освоению выделяемых бюджетных средств, учету приоритетов государственной политики и потребностей социально-экономического развития республики и отдельных регионов при распределении государственного социального заказа. В этой связи основная часть поправок направлена на совершенствование правового поля по вопросам государственного социального заказа. Вводятся нормы, регламентирующие взаимодействие государственных органов в процессе формирования и реализации государственного социального заказа. Так, определена компетенция Правительства, уполномоченного органа, государственных органов в сфере государственного социального заказа. Ранее данный вопрос не был урегулирован. Расширяется понятийный аппарат, касающийся государственного социального заказа: вводятся новые понятия «мониторинг», «уполномоченный орган», разграничиваются понятия «социальная программа» и «социальный проект». Также вносится изменение в Закон РК «О государственных закупках» относительно обязательности оформления конкурсной документации на казахском и русском языках.
В Закон РК от 14.07.97 г. «О нотариате» вносятся изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.11 г. № 516-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Закон направлен на совершенствование процедуры допуска к нотариальной деятельности путем отмены положения о кадровом резерве и проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. Из компетенции органов юстиции исключается полномочия по утверждению числа нотариусов по каждому нотариальному округу, формированию резерва лиц, получивших лицензию на право занятия нотариальной деятельностью и проведения конкурсного отбора для замещения вакантной должности частного нотариуса. Регламентируется организация нотариальной деятельности, в том числе установление требований к помещениям нотариальных контор. Устраняются коррупциогенные факторы при проведении аттестации лиц, претендующих на получение лицензии нотариуса, конкурсов для лиц, претендующих на место нотариуса, определении территории их деятельности.
По вопросам детских деревень семейного типа и домов юношества вносятся изменения в: Закон РК от 13.12.2000 г. «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества»; Закон РК от 08.08.2002 г. «О правах ребенка в Республике Казахстан» Законом РК от 26.12.11 г. № 517-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования). Закон разработан в целях социальной поддержки воспитанников интернатных организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширения круга лиц из числа выпускников этих организаций для прохождения социальной адаптации в домах юношества. В целях защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Закон РК «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» дополнительно вводится норма, согласно которой администрация и матери-воспитатели детских деревень не имеют права снимать с банковских счетов воспитанников средства, поступившие от алиментов, пособий и других социальных выплат. Законом изменены требования в части возрастного ограничения при подборе лиц на должность матерей-воспитателей. В настоящее время в домах юношества могут проживать только выпускники детских деревень семейного типа и детских домов. В этой связи Законом предусматривается расширение категорий лиц из числа выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для прохождения социальной адаптации в домах юношества. В целях расширения круга лиц, проходящих социальную адаптацию в домах юношества, вводится норма о создании домов юношества, функционирующих как самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в соответствии с Положением о Доме юношества, утвержденным Правительством Республики Казахстан. Введение нормы создания домов юношества при школах-интернатах и как самостоятельных учреждений позволит всем выпускникам из числа воспитанников организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в жилье, решить жилищные проблемы на период прохождения социальной адаптации до 23-х лет. Согласно данной норме внесены соответствующие дополнения в пункт 1 статьи 30 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» в части расширения контингента, проходящих социальную адаптацию в домах юношества.
Об амнистии в связи с двадцатилетием государственной независимости Республики Казахстан см. Закон РК от 28.12.11.г. № 521-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). От наказания освобождаются осужденные за преступления небольшой и средней тяжести: 1) несовершеннолетние; 2) беременные женщины, женщины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов I и II групп, а также мужчины, являющиеся единственным родителем несовершеннолетних детей; 3) инвалиды I, II и III групп; 4) женщины в возрасте пятидесяти лет и старше, мужчины в возрасте шестидесяти трех лет и старше; 5) участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; 6) вдовы военнослужащих, погибших при выполнении воинского и интернационального долга, а также женщины, имеющие мужей-инвалидов войны и приравненных к ним лиц. Также от наказания в виде лишения свободы освобождаются лица, осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, если они отбыли не менее одной четверти назначенного срока наказания. Кроме того, от наказания освобождаются лица: 1) осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, которым по приговору суда наказание в виде лишения свободы назначено с применением статьи 63 УК РК, освобожденные от отбывания назначенного судом наказания на основании статей 70 и 73 УК РК, а также лица, которым назначенное судом наказание заменено более мягким видом наказания с применением статьи 71 УК РК; 2) осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, мужчины, в одиночку воспитывающие малолетних детей, которым в соответствии со статьей 72 УК РК исполнение приговора суда отсрочено; 3) осужденные за преступления небольшой и средней тяжести к видам наказания, не связанным с лишением свободы, если это наказание применено в виде основного. Лицам, осужденным к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, которые не подлежат освобождению от наказания, неотбытая часть наказания сокращается наполовину. Уголовные дела и дела, не рассмотренные судами, о преступлениях небольшой и средней тяжести, совершенных до введения в действие Закона, за которые предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы или наказание, не связанное с лишением свободы, подлежат отказу в возбуждении и прекращению производством в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан. Военнослужащие, совершившие самовольное оставление части или места службы до введения в действие Закона, если они не позднее шести месяцев после введения в действие настоящего Закона явятся с повинной в органы военного управления, военной полиции или правоохранительные органы, освобождаются от уголовной ответственности. Суды и органы, ведущие уголовный процесс, обязаны обеспечить исполнение настоящего Закона в течение шести месяцев со дня его введения в действие.
В Закон РК от 22.12.03 г. «О государственной правовой статистике и специальных учетах» вносятся изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11.г. № 522-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Согласно изменениям, уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учетов наделяется полномочиями по ведению учетов дорожно-транспортных происшествий и лиц, в них пострадавших.
По вопросам адвокатуры вносятся изменения и дополнения в: Гражданский процессуальный кодекс РК от 13.07.99 г.; Закон РК от 05.12.97 г. «Об адвокатской деятельности»; Закон РК от 16.01.01 г. «О некоммерческих организациях» Законом РК от 28.12.11 г. № 523-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Закон направлен на обеспечение прозрачности работы комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, на регулирование вопросов, связанных со стажировкой данных претендентов и с контролем за качеством юридической помощи, предоставляемой адвокатами. Законом предусматривается освобождение от уплаты: первоначального целевого взноса адвокатов, принимаемых в члены коллегии адвокатов с условием обязательного осуществления адвокатской деятельности в сельском населенном пункте не менее трех лет; ежемесячного членского взноса адвокатов на период нахождения в отпуске по беременности и родам либо по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и адвокатов, не осуществляющих адвокатскую деятельность более двух месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности.
6 января 2012 года подписан Закон РК № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Закон регулирует правовые отношения в области национальной безопасности РК и определяет содержание и принципы обеспечения безопасности человека и гражданина, общества и государства, систему, цели и направления обеспечения национальной безопасности РК. Видами национальной безопасности являются: 1) общественная безопасность - состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-нравственных ценностей казахстанского общества и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается целостность общества и его стабильность; 2) военная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или намерением ее применения; 3) политическая безопасность - состояние защищенности основ конституционного строя, деятельности системы государственных органов и порядка государственного управления от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается соблюдение прав и свобод граждан, социальных групп и баланс их интересов, стабильность, целостность и благоприятное международное положение государства; 4) экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики РК от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое ее развитие и экономическая независимость; 5) информационная безопасность - состояние защищенности информационного пространства РК, а также прав и интересов человека и гражданина, общества и государства в информационной сфере от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое развитие и информационная независимость страны; 6) экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав человека и гражданина, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.
6 января 2012 года подписан Закон РК № 528-IV «О космической деятельности» (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Закон регулирует общественные отношения по осуществлению космической деятельности в РК. Космическая деятельность в РК осуществляется по следующим направлениям: 1) создание и использование объектов космической отрасли; 2) исследование космического пространства, планет и солнечно-земных связей; 3) дистанционное зондирование Земли; 4) координатно-временное и навигационное обеспечение; 5) создание и использование космических систем связи; 6) осуществление запусков космических объектов; 7) развитие национального рынка космических услуг и расширение космических услуг на мировом рынке; 8) международное сотрудничество РК в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
По вопросам космической деятельности вносятся изменения и дополнения в: Гражданский кодекс РК (Общая часть); Уголовный кодекс РК; Уголовно-процессуальный кодекс РК; Кодекс РК об административных правонарушениях; Земельный кодекс РК; Бюджетный кодекс РК; Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» Закон РК «О жилищных отношениях»; Закон РК «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах»; Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» Законом РК от 06.01.12 г. № 529-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования). Основной целью Закона является приведение законодательных актов РК в соответствие с Законом Республики Казахстан «О космической деятельности». Закон направлен на регулирование общественных отношений в сфере космической деятельности. Законом вводится административная ответственность за нарушение законодательства в области космической деятельности, уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при осуществлении космической деятельности, а также регламентирована сфера космической деятельности для осуществления государственного контроля.
По вопросам валютного регулирования и валютного контроля вносятся изменения и дополнения в: Закон РК от 30.03.95 г. «О Национальном Банке Республики Казахстан»; Закон РК от 13.06.05 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» Законом РК от 06.01.12 г. № 530-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением абзаца шестого пп. 3), абзаца четвертого пп. 5) и абзаца второго пп. 13) п. 2 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2012 г.). Закон направлен на: - совершенствование механизмов валютного контроля, в том числе, за выполнением требования репатриации, путем замены процедуры оформления паспорта сделки как документа, необходимого для таможенного оформления, на процедуру учетной регистрации контракта путем проставления на контракте оттиска штампа банка с указанием учетного номера контракта; - упрощение порядка осуществления резидентами отдельных видов валютных операций и уточнение процедур режимов валютного регулирования; - приведение норм Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле» в соответствие с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.
Ратифицированы Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики об условиях деятельности Международного Казахско-Турецкого университета имени Ходжа Ахмеда Ясави, совершенное в Анкаре 22 октября 2009 года, и Протокол о внесении изменения в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики об условиях деятельности Международного Казахско-Турецкого университета имени Ходжа Ахмеда Ясави от 22 октября 2009 года, совершенный в Стамбуле 23 декабря 2010 года Законом РК от 09.01.12 г. № 531-IV
9 января 2012 года подписан Закон РК № 532-IV «О газе и газоснабжении» (см. сроки введения в действие). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования общественных отношений в сфере газа и газоснабжения в РК и направлен на создание условий для обеспечения внутренних потребностей РК в газе, а также для эффективной, надежной и безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения. Закон распространяется на отношения в сфере газа и газоснабжения. Положения Закона не распространяются на отношения, возникающие при реализации сжиженного нефтяного газа в баллонах вместимостью менее одного килограмма. Целями государственного регулирования в сфере газа и газоснабжения являются обеспечение энергетической и экологической безопасности, улучшение социально-экономического положения населения РК.
По вопросам газа и газоснабжения внесены изменения и дополнения в: Кодекс РК об административных правонарушениях; Земельный кодекс РК; Закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках»; Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» Законом РК от 09.01.12 г. № 533-IV (см. сроки введения в действие)
9 января 2012 года подписан Закон № 534-IV «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования индустриально-инновационной деятельности и определяет меры ее государственной поддержки. Целью государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе стимулирования развития приоритетных секторов экономики, определяемых Президентом РК. Задачами государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности являются: 1) создание благоприятных условий для развития приоритетных секторов экономики; 2) обеспечение условий для развития новых конкурентоспособных производств; 3) создание благоприятных условий для модернизации (технического перевооружения) действующих производств с целью повышения производительности труда, а также удлинения производственной цепочки и расширения рынка; 4) поддержка эффективного внедрения инноваций и развития высокотехнологичных производств; 5) повышение инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала субъектов индустриально-инновационной деятельности; 6) оказание содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в коммерциализации технологий; 7) оказание содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в развитии экспортного потенциала; 8) развитие научно-исследовательской базы в приоритетных секторах экономики и интеграция ее с производственным процессом; 9) оказание содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в международном сотрудничестве в сфере индустриально-инновационной деятельности, в том числе сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров для индустриально-инновационной деятельности. Государственная поддержка индустриально-инновационной деятельности РК основывается на принципах: 1) обеспечения субъектам индустриально-инновационной деятельности равного доступа к получению государственной поддержки в соответствии с настоящим Законом; 2) гласности, адресности и транспарентности предоставляемых мер государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности; 3) обеспечения сбалансированности интересов государства и субъектов индустриально-инновационной деятельности; 4) оптимизации мер государственной поддержки в целях успешной реализации индустриально-инновационных проектов субъектов индустриально-инновационной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей; 5) комплексности и системности, обеспечивающих постоянное взаимодействие государства и субъектов индустриально-инновационной деятельности; 6) соответствия международным обязательствам РК.
9 января 2012 года принят Закон РК № 535-IV (см. сроки введения в действие), целью которого является приведение в соответствии норм действующего законодательства с положениями Закона РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», а также качественная реализация данного закона. Предметом регулирования закона являются общественные отношения, возникающие между государственными органами и субъектами индустриально-инновационной деятельности. Согласно закону государственная поддержка индустриально-инновационной деятельности будет осуществляться государственными органами в рамках их компетенций, установленных отраслевыми законодательными актами РК, координирующим Министерством индустрии и новых технологий РК. В частности, законом вносятся изменения и дополнения в законодательные акты РК: изменения в Земельный кодекс РК предусматривают возможность выделения земельных участков на праве временного землепользования для реализации индустриально-инновационных проектов; изменения в Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» для приведения единообразия в употреблении в законодательстве РК словосочетания «уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности»; изменения в Закон РК «Об акционерных обществах» призваны урегулировать процесс осуществления закупа в рамках гарантированного закупа продукции у субъектов индустриально-инновационной деятельности; в законы РК «О государственных закупках», «О концессиях» и «О Фонде национального благосостояния» вносятся изменения в части замены казахстанского содержания на местное содержание; дополнения в Закон РК «О недрах и недропользовании» направлены на предоставление возможности предоставления прав недропользования субъектам индустриально-инновационной деятельности без проведения конкурса на основании прямых переговоров.
Ратифицирован Договор о Евразийской экономической комиссии, совершенный в Москве 18 ноября 2011 года Законом РК от 10.01.12 г. № 536-IV
По вопросам интеллектуальной собственности вносятся изменения и дополнения в: Уголовный кодекс РК; Гражданский кодекс РК (Общая часть); Гражданский кодекс РК (Особенная часть); Кодекс РК об административных правонарушениях; Закон РК «Об общественных объединениях»; Закон РК «Об авторском праве и смежных правах»; Закон РК «Патентный закон Республики Казахстан»; Закон РК «О некоммерческих организациях» и другие законы Законом РК от 12.01.12 г. № 537-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Данным Законом вносятся изменения и дополнения, регулирующие вопросы прав интеллектуальной собственности. В частности, согласно изменениям, предусматривается ответственность за незаконное использование объектов авторского и (или) смежных прав путем организации, создания интернет-ресурсов для дальнейшего доступа к обмену, хранению, перемещению экземпляров произведений и (или) объектов смежных прав в электронном цифровом формате. Изменения, вносимые в Гражданский кодекс, направлены на законодательное регламентирование приоритетности регистрации различных средств индивидуализации товаров, работ и услуг. Кроме того, при неиспользовании товарного знака без уважительной причины непрерывно в течение трех лет его регистрация может быть аннулирована по требованию любого заинтересованного лица. Поправки в другие законодательные акты направлены на устранение внутренних противоречий, законодательное закрепление статуса патентных поверенных, а также сокращение сроков рассмотрения заявок на объекты промышленной собственности. Вносимые изменения и дополнения в Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» направлены на совершенствование норм, регулирующих приоритетность регистрации географических указаний и товарных знаков, и на дальнейшую гармонизацию законодательства с нормами международного права.
По вопросам развития фондового рынка в Республике Казахстан вносятся изменения и дополнения в: Гражданский кодекс РК (Особенная часть) от 01.07.99 г.; Гражданский процессуальный кодекс РК от 13.07.99 г.; Кодекс РК об административных правонарушениях от 30.01.01 г.; Лесной кодекс РК от 08.07.03 г.; Закон РК от 21.09.94 г. «О транспорте в Республике Казахстан»; Закон РК от 30.03.95 г. «О Национальном Банке Республики Казахстан»; Закон РК от 21.01.97 г. «О банкротстве»; Закон РК от 20.06.97 г. «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; Закон РК от 29.06.98 г. «О платежах и переводах денег»; Закон РК от 23.01.01 г. «О занятости населения»; Закон РК от 17.07.01 г. «О государственной адресной социальной помощи»; Закон РК от 02.07.03 г. «О рынке ценных бумаг»; Закон РК от 06.07.04 г. «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» и другие законы Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (см. сроки введения в действие). В частности, документом предусматриваются изменения в части обеспечения условий для публичного размещения акций компаний, участвующих в программе IPO. Кроме того, переход на использование идентификационных номеров, намеченный на начало 2012 года, переносится на январь 2013 года.
Законом от 12.01.12 г. № 539-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) вносятся изменения и дополнения в ряд законодательных актов РК для внедрения механизма проектного финансирования. В частности, согласно Закону проектное финансирование осуществляется посредством специальной финансовой компании, статус и правовое положение которой определено Законом РК «О секьюритизации». Специальная финансовая компания, учреждаемая как для сделок секьюритизации, так и для сделок проектного финансирования, имеет ограниченную ответственность по обязательствам. Собственные средства специальной финансовой компании обособлены от прав требования, уступленных специальной финансовой компании по договору финансирования под уступку прав требования. Раскрыто понятие «выделенных активов», вводится понятие «сделки проектного финансирования». Выделенные активы, предназначенные для обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами, исключаются из конкурсной массы специальной финансовой компании. Данная мера объективно необходима, чтобы привлечь долгосрочное финансирование капиталоемких проектов внутри страны при существующих правовых и экономических рисках. В целях эффективной защиты прав кредиторов и концедента при проектном финансировании с участием государства предлагается ввести механизм оперативной замены исполнителя, ненадлежащим образом исполняющего свои обязательства по договору концессии во избежание приостановления деятельности по реализации проекта. Необходимость внедрения принципа проектного финансирования с созданием специальной проектной организации с особым юридическим статусом была озвучена Главой государства в ежегодном Послании народу Казахстана 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана». Основным преимуществом проектного финансирования является то, что оно позволяет сконцентрировать значительные денежные ресурсы на решении конкретной хозяйственной задачи, существенно снижая риск благодаря значительному числу участников соглашения. Применение проектного финансирования обеспечивает заемщикам необходимые гарантии, защищает их от разного рода возникающих рисков.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |