|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (29 мая 2013 года) 2. Концепция проекта Закона РК (январь 2013 года) 3. Концепция проекта Закона РК (февраль 2013 года) 4. Новости, обсуждения по проекту 5. Закон РК от 2 июля 2013 года № 112-V
ЗАКОН по вопросам реформирования автодорожной отрасли
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 29 мая 2013 года № 526
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 23, ст. 171; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 19, 20; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72, 77; № 13, ст. 85, 86; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 98, 102; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 16, 18; № 3, ст. 20, 23; № 4, ст. 28, 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 13, ст. 99; № 15, ст. 106; № 16, ст. 131; № 17, ст. 136, 139, 140; № 18, ст. 143, 144; № 19, ст. 146, 147; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 12, ст. 48, 51; № 13-14, ст. 54, 57, 58; № 15-16, ст. 62; № 20, ст. 88; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; № 24, ст. 126, 128, 129; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 21; № 9-10, ст. 47, 48; № 13-14, ст. 62, 63; № 15-16, ст. 70, 72, 73, 74, 75, 76; № 17, ст. 79, 80, 82; № 18, ст. 84, 86; № 19, ст. 88; № 23, ст. 97, 115, 117; № 24, ст. 121, 122, 125, 129, 130, 133, 134; 2010 г., № 1-2, ст. 1, 4, 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 32; № 8, ст. 41; № 9, ст. 44; № 11, ст. 58; № 13, ст. 67; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112, 114; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 128, 130; № 24, ст. 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7, 9; № 2, ст. 19, 25, 26, 28; № 3, ст. 32; № 6, ст. 50; № 8, ст. 64; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 115, 116; № 14, ст. 117; № 16, ст. 128, 129; № 17, ст. 136; № 19, ст. 145; № 21, ст. 161; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 9, 11, 13, 14, 16; № 3, ст. 21, 22, 25, 26, 27; № 4, ст. 32; № 5, ст. 35, 36; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; № 12, ст. 84, 85; № 13, ст. 91; № 14, ст. 92, 93, 94; № 15, ст. 97; № 20, ст. 121; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 1, ст. 2, 3; № 2, ст. 10, 11, 13; № 4, ст. 21): 1) оглавление дополнить заголовком статьи 479-1 следующего содержания: «Статья 479-1. Несвоевременная уплата за проезд по платным автомобильным дорогам (участкам)»; 2) дополнить статьей 479-1 следующего содержания: «Статья 479-1. Несвоевременная уплата за проезд по платным автомобильным дорогам (участкам) Несвоевременная уплата за проезд по платным автомобильным дорогам (участкам) - влечет штраф на физических лиц - в размере пяти, на юридических лиц - в размере десяти месячных расчетных показателей.»; 3) абзац третий части второй статьи 548 изложить в следующей редакции: «по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 247, 357-2 (частью первой), 440, 440-1, 441, 447, 447-1, 447-2, 447-3, 447-4, 447-5, 452, 454 (частью четвертой), 455, 456, 459-460 (кроме нарушений на судах воздушного транспорта), 461 (частью 6-1), 463 (частью первой, когда эти нарушения являются нарушениями правил перевозки пассажиров и грузов, частями второй и третьей), 467-1, 473-1, 477 (частями первой, второй, четвертой), 479, 479-1, 480, 481 (кроме нарушений на судах воздушного транспорта), 483, 486 (частью первой), 490 - уполномоченные на то должностные лица органов транспортного контроля.». 2. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 21, ст. 93; 2009 г., № 23, ст. 112; № 24, ст. 129; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 29, 32; № 15, ст. 71; № 24, ст. 146, 149, 150; 2011 г., № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; № 7, ст. 54; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 15, ст. 125; № 16, ст. 129; № 20, ст. 151; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 16; № 3, ст. 21; № 4, ст. 30, 32; № 5, ст. 36, 41; № 8, ст. 64; № 13, ст. 91; № 14, ст. 94; № 18-19, ст. 119; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 2, ст. 13; Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных услуг», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 20 апреля 2013 г.): 1) абзац второй подпункта 10) пункта 1 статьи 53 изложить в следующей редакции: «строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог международного и республиканского значения, а также технических средств регулирования дорожного движения на них, за исключением текущего ремонта и содержания платных автомобильных дорог (участков), а также содержания программно-аппаратного комплекса взимания платы за проезд;»; 2) подпункт 7) пункта 1 статьи 88 изложить в следующей редакции: «7) с зачислением денег, предусмотренных на соответствующий финансовый год в законе о республиканском бюджете либо в решении маслихата о местном бюджете, на формирование или увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора и их использованием на реализацию инвестиционных проектов, либо связанных с выполнением государственного задания (далее - счет субъектов квазигосударственного сектора), за исключением случаев увеличения уставных капиталов финансовых организаций, а также при формировании в минимальном размере, установленном законами Республики Казахстан, уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора.». 3. В Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 17-18, ст. 243; 2004 г., № 23, ст. 142; 2005 г., № 6, ст. 10; № 7-8, ст. 19; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 15, ст. 95; № 23, ст. 144; № 24, ст. 148; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 18; № 16, ст. 129; 2008 г., № 21, ст. 97; № 24, ст. 129; 2009 г., № 15-16, ст. 76; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 6, ст. 50; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 3, ст. 21, 27; № 4, ст. 32; № 8, ст. 64; № 14, ст. 92, 95; № 15, ст. 97): пункт 1 статьи 34-1 изложить в следующей редакции: «1. При строительстве объектов, подлежащих приемке в эксплуатацию государственными приемочными и приемочными комиссиями, а также ремонте автомобильных дорог, в обязательном порядке должен осуществляться технический надзор.». 4. В Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «Об автомобильных дорогах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 17-18, ст. 246; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 1, ст. 5; № 14, ст. 89; № 24, ст. 148; 2007 г., № 16, ст. 129; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 23, ст. 114; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 24, ст. 146; 2011 г., № 5, ст. 43; № 15, ст. 125; 2012 г., № 14, ст. 92; № 23-24, ст. 125): 1) в статье 1: подпункт 1) изложить в следующей редакции: «1) управляющие автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог или осуществляющие деятельность по управлению автомобильными дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в рамках выполнения государственного задания, на основании договоров концессии, доверительного управления имуществом, а также иные лица в соответствии с договором безвозмездного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участками;»; дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания: «3-1) участок автомобильной дороги - отрезок автомобильной дороги, находящийся в границах ее общей протяженности;»; подпункт 11) изложить в следующей редакции: «11) платные автомобильные дороги (участки) - автомобильные дороги (участки), в отношении которых принято решение об использовании их на платной основе и за проезд по которым взимается плата;»; подпункт 16) изложить в следующей редакции: «16) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту, содержанию и использованию автомобильных дорог и сооружений на них, а также по организации платного движения;»; подпункт 18) изложить в следующей редакции: «18) объекты дорожной службы - дорожно-эксплуатационные комплексы, жилые дома для работников эксплуатационной службы, автобусные остановки, павильоны, площадки отдыха, площадки для кратковременной остановки автомобилей, устройства для технического осмотра автомобилей, сооружения и устройства, предназначенные для обеспечения безопасности дорожного движения, лесополосы, пункты обслуживания и охраны мостов, устройства технологической и аварийно-вызывной связи, программно-аппаратный комплекс взимания платы за проезд;»; дополнить подпунктом 19-1) следующего содержания: «19-1) юридические лица в сфере экспертизы качества - организации, находящиеся в ведении уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам, основным предметом деятельности которых является проведение экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог;»; дополнить подпунктами 22) и 23) следующего содержания: «22) Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами (далее - Национальный оператор) - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, задачами которого являются выполнение государственного задания по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, а также осуществление доверительного управления платными автомобильными дорогами (участками); 23) программно-аппаратный комплекс взимания платы за проезд - совокупность оборудования, программного обеспечения и элементов автомобильной дороги, предназначенных для взимания платы за проезд.»; 2) статью 5 изложить в следующей редакции: «Статья 5. Платные автомобильные дороги (участки) 1. В Республике Казахстан могут создаваться платные автомобильные дороги (участки, мосты, путепроводы) в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о концессиях. Контроль за созданием и эксплуатацией платных автомобильных дорог (участков) осуществляется уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам. 2. Плата за проезд по автомобильным дорогам (участкам) вводится с учетом выполнения следующих условий: повышенного качества проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспорта на всем их протяжении. 3. Платные автомобильные дороги (участки) могут создаваться за счет средств республиканского и местного бюджетов, собственных и (или) заемных средств физических и юридических лиц или на основе концессионных договоров. Автомобильная дорога (участок) для организации платного движения передается Национальному оператору, концессионеру в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Плата за проезд по платной автомобильной дороге (участку), взимается в порядке и по ставкам, определяемым Правительством Республики Казахстан. 4. Проезд по платной автомобильной дороге (участку) осуществляется на основании договора пользователя автомобильной дороги (участка) с Национальным оператором или концессионером. Моментом заключения договора является момент пересечения пункта въезда на платную автомобильную дорогу (участок). Договор на пользование платными автомобильными дорогами (участками) между Национальным оператором или концессионером и пользователями платными автомобильными дорогами (участками) является публичным. 5. Деньги, полученные от взимания платы за проезд, учитываются на отдельном счете Национального оператора, и направляются на финансирование расходов, связанных с ремонтом и содержанием платных автомобильных дорог (участков), а также на содержание программно-аппаратного комплекса взимания платы за проезд. 6. Концессионер может объединять ряд строительных, проектных, финансовых, инвестиционных и других компаний различной формы собственности с возможным привлечением иностранных инвесторов. Для строительства платных автомобильных дорог (участков) концессионер использует любые источники финансирования, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан. 7. Местным исполнительным органам запрещается устанавливать налоги, сборы и платежи с пользователей автомобильными дорогами, применение которых не предусмотрено законодательными актами и прямо или косвенно ограничивает свободное перемещение грузов и пассажиров.»; 3) в статье 5-1: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Решения об использовании автомобильных дорог (участков) на платной основе могут быть приняты в отношении автомобильных дорог общего пользования (участков) I категории, отдельных участков автомобильных дорог II категории и улиц столицы и городов республиканского значения.»; подпункт 5) пункта 3 изложить в следующей редакции: «5) ставка платы за проезд;»; 4) в подпункте 2) пункта 1 статьи 5-2: абзац первый исключить; абзац второй изложить в следующей редакции: «2) автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в пригородных сообщениях и сообщениях, соединяющих населенные пункты, прилегающие к платной автомобильной дороге (участку): поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, столицей или городом республиканского значения;»; 5) статью 5-3 изложить в следующей редакции: «Статья 5-3. Прекращение и приостановление использования платной автомобильной дороги 1. Прекращение использования платной автомобильной дороги (участка) осуществляется по истечении срока, указанного в решении об использовании автомобильной дороги (участка) на платной основе. 2. Приостановление использования платной автомобильной дороги (участка) осуществляется на определенный срок в случае введения в установленном законодательством Республики Казахстан порядке военного положения, чрезвычайного положения, а также возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. 3. Решение о приостановлении использования платной автомобильной дороги (участка) принимается Правительством Республики Казахстан с момента возникновения обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи.»; 6) пункт 1 статьи 7 изложить в следующей редакции: «1. Для строительства, содержания и развития объектов дорожного сервиса автомобильных дорог общего пользования землепользователям предоставляются земли под полосу отвода на основе установленных норм в зависимости от категории дороги и участки придорожной полосы согласно проектной документации. Земли для нужд автомобильных дорог общего пользования, включая автомобильные дороги или их участки, переданные в концессию или Национальному оператору в доверительное управление, отводятся в постоянное землепользование дорожному органу, во временное землепользование - поставщикам услуг, осуществляющим строительство, реконструкцию и ремонт дорог, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»; 7) в статье 9: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Земли полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, а также участки придорожной полосы, предусмотренные проектной документацией, находятся во владении дорожных органов, пользовании концессионеров или Национального оператора и предназначены только для развития, благоустройства автомобильных дорог и придорожного сервиса.»; абзац первый пункта 3 после слов «не используемые дорожными органами» дополнить словами «, Национальным оператором»; 8) статью 11 дополнить подпунктами 8-1), 8-2), 8-3) и 8-4) следующего содержания: «8-1) утверждение Правил реализации и финансирования работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию, диагностике, паспортизации и инструментальному обследованию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения; 8-2) создание Национального оператора; 8-3) принятие решения об использовании автомобильной дороги (участка) на платной основе; 8-4) утверждение критериев приоритетности проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения и по строительству, реконструкции, а также капитальному и среднему ремонту автомобильных дорог областного и районного значения;»; 9) в пункте 2 статьи 12: подпункт 7) изложить в следующей редакции: «7) разработка проектов нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования дорожного сектора, независимо от форм собственности, а также проектов национальных стандартов в дорожной деятельности, критериев приоритетности проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог международного и республиканского значения и по строительству, реконструкции, а также капитальному и среднему ремонту автомобильных дорог областного и районного значения;»; дополнить подпунктами 7-1) и 8-1) следующего содержания: «7-1) разработка Правил реализации и финансирования работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию, диагностике, паспортизации и инструментальному обследованию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения;»; «8-1) внесение в Правительство Республики Казахстан предложений об использовании автомобильной дороги (участка) на платной основе;»; подпункт 9) исключить; подпункт 14) изложить в следующей редакции: «14) финансирование Национального оператора в рамках выполнения государственного задания;»; дополнить подпунктом 14-1) следующего содержания: «14-1) организация проведения экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог юридическими лицами в сфере экспертизы качества;»; 10) пункты 1 и 2 статьи 14 изложить в следующей редакции: «1. Планирование развития автомобильных дорог осуществляется государственными органами, управляющими хозяйственных и частных автомобильных дорог в соответствии с утвержденными республиканскими и региональными программами, критериями приоритетности проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения и по строительству, реконструкции, а также капитальному и среднему ремонту автомобильных дорог областного и районного значения. Планирование развития улично-дорожной сети населенных пунктов осуществляется соответствующими местными исполнительными органами. 2. Государственные закупки научных исследований в дорожной отрасли осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.»; 11) пункты 2 и 3 статьи 15 изложить в следующей редакции: «2. Физические и юридические лица, осуществляющие дорожную деятельность, обязаны выполнять работы с соблюдением требований законодательных актов Республики Казахстан. Работы по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию, диагностике, паспортизации и инструментальному обследованию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, а также их финансирование осуществляются в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан. При производстве работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог осуществляется авторский надзор - разработчиком проектной документации, производственный - исполнителем работ, и технический надзор за строительством, реконструкцией, капитальным, средним и текущим ремонтом автомобильных дорог - заказчиком самостоятельно либо путем привлечения организаций и экспертов, имеющих соответствующий аттестат. Приемка в эксплуатацию законченных дорожных работ, кроме работ по текущему ремонту автомобильных дорог, осуществляется государственной приемочной комиссией. 3. Выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также оказание услуг по техническому и авторскому надзору с нарушением требований законодательства влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.»; 12) статью 20 изложить в следующей редакции: «Статья 20. Пользование автомобильными дорогами общего пользования 1. Право пользования автомобильными дорогами общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. 2. Пользователи автомобильных дорог имеют право на: 1) получение разъяснения от должностных лиц дорожных органов, уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям или его подразделений, а также от подразделений дорожной полиции о причинах прекращения или ограничения движения по дорогам; 2) полную и достоверную информацию об условиях движения; 3) полную и достоверную информацию о стоимости проезда и протяженности платных автомобильных дорог, о порядке пользования платной автомобильной дорогой (участком), ставках платы за проезд, порядке и способах оплаты, льготах по оплате проезда и других условиях; 4) бесплатный проезд по платным автомобильным дорогам в соответствии со статьей 5-2 настоящего Закона; 5) обжалование в порядке, установленном законами Республики Казахстан, действий должностных лиц дорожных органов. 3. Пользователи автомобильных дорог обязаны: 1) использовать исправные транспортные средства, обеспечивающие сохранность дорог и дорожных сооружений и безопасный проезд по ним; 2) не осуществлять проезд без специального разрешения на транспортных средствах, по габаритам, массе и (или) осевым нагрузкам, превышающим установленные Правительством Республики Казахстан допустимые параметры автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам Республики Казахстан; 3) не совершать действий, снижающих безопасность дорожного движения, способствующих возникновению перерывов в движении, снижению скорости транспортных средств, надежности дорог и сооружений, их разрушению; 4) производить оплату проезда по платным автомобильным дорогам в момент пересечения пункта взимания платы либо не позднее тридцати календарных дней со дня получения уведомления об оплате по ставкам и в порядке, установленным Правительством Республики Казахстан; 5) соблюдать установленный порядок пользования платной автомобильной дорогой, осуществлять проезд по соответствующей полосе движения транспортных средств, согласно установленным информационным табло, дифференцированным по способам оплаты и (или) техническим характеристикам транспортного средства, соблюдать установленный Национальным оператором или концессионером скоростной режим и дистанцию проезда через пункт взимания платы.»; 13) дополнить главой 4-1 следующего содержания: «Глава 4-1. Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами Статья 28. Правовое положение Национального оператора 1. Целями деятельности Национального оператора является выполнение государственного задания по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, осуществление доверительного управления платными автомобильными дорогами (участками), организация взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам (участкам). 2. Деятельность Национального оператора регулируется настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также его внутренними документами. 3. Имущество Национального оператора формируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 4. В целях реализации проектов по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, Национальный оператор вправе привлекать и использовать любые источники финансирования, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Статья 29. Полномочия Национального оператора К полномочиям Национального оператора относятся: 1) реализация бюджетных инвестиционных проектов по развитию сети автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения на основании государственного задания; 2) организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования республиканского и международного значения, в рамках выполнения государственного задания; 3) контроль за ходом и качеством строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения в рамках организации исполнения государственного задания; 4) разработка предложений по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения и внесение их в дорожные органы; 5) сбор платы за проезд по платным автомобильным дорогам; 6) организация деятельности платных автомобильных дорог; 7) отслеживание и учет транспортных средств, повреждающих элементы дороги, либо крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, не имеющих специального разрешения на проезд по платным автомобильным дорогам; 8) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением подпункта 1) пункта 2, абзаца девятого подпункта 2) пункта 4 статьи 1 настоящего Закона, которые вводятся в действие с 1 июля 2014 года.
Президент Республики Казахстан
Концепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования автодорожной отрасли».
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Основанием для разработки данного законопроекта является необходимость в фундаментальном изменении системы управления и финансирования автодорожной отрасли, создание условий для эффективного и частично окупаемого функционирования вновь построенных (реконструированных) и планируемых к строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования (или их участков), создания правового механизма для практического введения в действие норм, касающихся введения платности, а также обозначенная главой государства в ежегодном послании народу Казахстана необходимость сокращения численности государственных служащих в рамках министерств и ведомств. Протоколом заседания Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан от 18 мая 2012 года № 17-5/11-3 было дано поручение о проведении соответствующей работы по внесению изменений в законодательство по вопросам реформирования автодорожной отрасли. При этом создаваемые по замыслу законопроекта условия позволят государству быстро реагировать на потребности автодорожной отрасли и обеспечат возможность более оперативного принятия требуемых решений. Действующая законодательная основа, регламентирующая отдельные вопросы автодорожной отрасли, управления дорогами и их финансирования, не позволяет государству привести имеющиеся дороги в нормальное состояние, не позволяет масштабно строить и реконструировать дороги, тем самым замедляя развитие транзитного потенциала государства. Неизменная за десятилетия система управления и финансирования отрасли в настоящий момент становится серьезным препятствием для её дальнейшего развития, решения проблем по стратегическим проектам строительства и обслуживания важных транзитных автомобильных коридоров. Нарастающие годами, порой не свойственные органам государственного управления, хозяйственные функции и задачи лишь усугубляют ситуацию в автодорожной отрасли. Принимая во внимание эти доводы как основные, в адрес Главы Государства были представлены некоторые предложения по реформированию системы управления и финансирования в автодорожной отрасли, которые были поддержаны и направлены Правительству для реализации. Для достижения поставленных целей требуется изменение ряда законодательных актов, затрагивающих финансовые (Бюджетный кодекс, Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг», Закон Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации», Закон Республики Казахстан «О концессиях») и административно-управленческие вопросы (Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Закон Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах», Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе»). Экономическим и финансовым обоснованием вносимой концепции и соответствующего законопроекта являются нижеприведенные доводы. С момента обретения независимости в Республике Казахстан построено и реконструировано всего 7,5 тысяч километров автомобильных дорог республиканского значения. При этом требуется строительство остальных участков автодорог и реконструкция только по республиканским автомобильным дорогам более 6 тысяч километров. В целом из общей протяженности дорог общего пользования (97 тыс. км) требует реконструкции более 33 тыс. км. При этом восстановительные работы не покрывают износ автодорог. Из-за недостаточного выделения средств не соблюдаются межремонтные сроки проведения работ, что приводит к быстрому износу дорог. Финансирование строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования происходит за счет средств республиканского и местных бюджетов, при этом расходы республиканского бюджета на строительство, реконструкцию и содержание республиканских автомобильных дорог весьма существенны. Введенная в своё время в законодательство норма, предусматривающая возможность введения в государстве платных автомобильных дорог, и позволяющая взимать плату за проезд по автомобильным дорогам, до сих пор так и не работает. Платные автомобильные дороги согласно Закону РК «Об автомобильных дорогах» могут создаваться за счет средств государственного бюджета или на основе концессионных договоров. Однако по сегодняшний день не появилось ни одного желающего, который бы захотел построить или реконструировать автомобильную дорогу на концессионной основе, а все объявленные тендеры по определению концессионеров были признаны не состоявшимися, поскольку не поступило заявок от потенциальных концессионеров. Низкая средняя интенсивность движения, в сочетании с громоздкостью автодорожной инфраструктуры в масштабах Казахстана, является основной причинной низкой привлекательности казахстанских дорог для концессионеров (за исключением БАКАД и трассы Алматы-Капчагай) при условии введения концессионерами умеренных тарифов за проезд. Данный факт не позволяет решить в общем случае проблему невысокого качества дорожной инфраструктуры по концессионной схеме. Между тем, внедрение платности на реконструированных дорогах могло бы обеспечить покрытие расходов на эксплуатацию и текущий ремонт этих дорог и тем самым облегчить общее бремя содержания дорог за счёт бюджета (который, вследствие низкой фактической интенсивности движения, вынужден будет продолжать нести расходы, связанные со строительством и реконструкцией дорог). При этом, вследствие улучшения качества дорожного полотна (включая его геометрию и расширение полотна на критических участках), а также вследствие обеспечения надлежащего финансирования эксплуатации и текущего ремонта дорог, появится возможность обеспечить лучшее качество дорожного сообщения, что в свою очередь может привести к некоторому росту интенсивности движения. Однако, перевод дорог на полную самоокупаемость (включая финансирование затрат на средний и капитальный ремонт) видится, на данный момент, проблематичным, так как для достижения этого в подавляющем большинстве случаев требуется многократное увеличение интенсивности движения. За последние 5 лет, с 2008 по 2012 годы включительно, на строительство и реконструкцию республиканских автомобильных дорог было выделено из республиканского бюджета 654,5 млрд. тенге (из которых 52% - заемные средства), на ремонт - 75 млрд. тенге, на содержание - 45,4 млрд. тенге. При этом необходимо отметить, что в структуре расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог доля внешних заимствований неуклонно растет из года в год, увеличивая внешний валютный долг государства. Несмотря на значительность выделяемых государством средств, автодорожная отрасль, тем не менее, испытывает недостаток финансирования. К примеру, при ежегодной нормативной потребности в содержании существующей сети автомобильных дорог 14 млрд. тенге, отрасль получает ежегодно в среднем 9 млрд. тенге. Проведенный министерством анализ предстоящих расходов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог республиканского значения до 2020 года показал, что общие затраты составят 3,6 трлн. тенге. Очевидно, что подобные суммы станут достаточно серьезной нагрузкой на бюджет и потребуют, как и прежде, привлечения внешних займов под гарантии Правительства и соответственно повлекут рост внешнего долга страны. Таким образом, за неимением иных вариантов финансирования развития сети автодорог, вся нагрузка опять ложится на республиканский бюджет. К этому стоит добавить, что управление республиканскими автомобильными дорогами, не подвергавшееся изменениям на протяжении десятков лет, также нуждается в совершенствовании. При существующей системе Министерство транспорта и коммуникаций в лице Комитета автомобильных дорог как уполномоченный орган по автомобильным дорогам осуществляет ряд хозяйственных функций, несвойственных государственному органу управления. Ежедневный контроль за ходом строительных и ремонтных работ, поставок стройматериалов, текущим содержанием дорог и т.п. не позволяют уполномоченному органу сосредоточиться на основных функциях, которыми следует заниматься органу исполнительной власти стратегическом планировании, развитии автомобильной отрасли, ее нормативному правовому, научно-техническому обеспечению и т.д. Кроме того, существующая система управления способствует совершению коррупционных правонарушений (при приеме работ, при контроле за передвижением автотранспортных средств по автодорогам). Причиной этого является незаинтересованность государственных служащих, не являющихся собственниками имущества, в качественном строительстве дорог, их долговечности, эффективной и надлежащей эксплуатации. В связи с чем, в рамках озвученного в Послании Президента РК народу Казахстана совершенствования системы государственного управления, будут упразднены территориальные органы (государственные учреждения) Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК с передачей части высвобожденных сотрудников в штат Национального оператора. При этом ряд функций будет возложен на Национального оператора, ряд функций исключен из ведения указанного Комитета, а именно: 1) организация работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог республиканского значения;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |