|
|
|
КОММЕНТАРИЙ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ИМЕНИ ГАЙРАТА САПАРГАЛИЕВА КАЗАХСТАНСКИЙ СОЮЗ ЮРИСТОВ
Алматы -2015
Рекомендовано Академией Государственного управления при Президенте Республики Казахстан Рекомендовано Ученым советом НИИ государства и права имени Гайрата Сапаргалиева Рекомендовано Казахстанским союзом юристов
Рецензенты: Абдиров Н.М., депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, д.ю.н., профессор Асанов Ж. К., заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан, к.ю.н. Молдабаев С.С., Начальник Акадкмии финансовой полиции Республики Казахстан, д.ю.н., профессор
Под общей редакцией директора НИИ государства и права имени Гайрата Сапаргалиева, секретаря Казахстанского союза юристов, д.ю.н. Н. Н. Турецкого Коллектив авторов: Бекбаев Е.З., к. ю. н. - ст. 13; Габбасов А.Б., к. ю. н. - ст. 13-1; Мауленов Г.С., д. ю. н., профессор - ст. 1, 3 (в соавторстве), 5; Нугманова Э.А., д. ю. н. - ст. 8-12; Рахметов С.М., д. ю. н., профессор - 1, 3 (в соавторстве), 2. Рустемова Г.Р., д. ю. н., профессор - ст. 4, 6, 7, 17; Турецкий Н.Н., д. ю. н. - ст. 18-20.
Комментарий к Закону Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» / Под редакцией Н. Н. Турецкого. - Алматы: «Издательство «Жеты Жаргы», 2015.
Второе издание комментария к Закону Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» подготовлено с учетом Указа Президента Республики Казахстан «Омерахпо дальнейшему совершенствованиюсистемыгосударственного управления РеспубликиКазахстан» (2014г.), новых редакций Уголовного, Уголовного процессуального кодексов, Кодекса об адмнистративных правонарушениях, и других нормативных правовых актов, имеющих отношение к вопросам борьбы с коррупцией. См.: первое издание Комментарий предназначен для читателей, а также рекомендуется бакалаврам, магистрантам, докторантам высших учебных заведений страны, работникам правоохранительных, государственных органов и местных органов власти и управления. Комментарий подготовлен по состоянию законодательства Республики Казахстан на 1 декабря 2014 года.
ISBN 978-601-288-089-2 (Жеті Жарга) Технический секретарь А. Б. Ахметова
Оглавление
Статья 3. Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией Статья 4. Сфера применения Закона Статья 5. Основные принципы борьбы с коррупцией Статья 6. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией Статья 7. Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией Глава 2. Предупреждение коррупции, коррупционные правонарушения и ответственность за них Статья 9. Меры финансового контроля Статья 10. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций Статья 11. Недопустимость совместной службы близких родственников Статья 14. Исключена Законом РК от 25 сентября 2003 года № 484-II Статья 15.Исключена Законом РК от 25 сентября 2003 года № 484-II Статья 16.Исключена Законом РК от 25 сентября 2003 года № 484-II Глава 3. Устранение последствий коррупционных правонарушений Статья 18. Взыскание незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг Глава 4. Заключительные положения Статья 20. Применение действующего законодательства Приложение
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Конституция Республики Казахстан - Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года; Конвенция ООН против коррупции - Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года, ратифицирована Законом Республики Казахстан от 4 мая 2008 года № 31; Конституционный закон о Правительстве - Конституционный закон Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 года № 2688; Конституционный закон о Парламенте - Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года № 2529; Конституционный закон о выборах - Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464; Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» - Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года № 132; Гражданский кодекс (Общая часть) - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года; Гражданский кодекс (Особенная часть) - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409; Гражданский процессуальный кодекс - Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411; Уголовный кодекс - Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167; Уголовно-процессуальный кодекс - Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206; Кодекс об административных правонарушениях - Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года № 155; Бюджетный кодекс - Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95; Налоговый кодекс - Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2008 года № 99; Трудовой кодекс - Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251; Кодекс о браке и семье - Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года № 518; Закон о государственной границе - Закон Республики Казахстан «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 года № 1872-XII; Закон о Национальном Банке - Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года № 2155; Закон о банках и банковской деятельности - Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444; Закон об органах национальной безопасности - Закон Республики Казахстан «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года № 2710; Закон о жилищных отношениях - Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94; Закон «Об ОРД» - Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года № 154-XIII; комментируемый Закон - Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года № 267; Закон о государственных секретах - Закон Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15 марта 1999 года № 349; Закон о государственной службе - Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года № 453; Закон «о СМИ» - Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года № 451; Закон о государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе - Закон Республики Казахстан «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» от 5 июля 2000 года № 72; Закон об административных процедурах - Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года № 107; Закон о местном государственном управлении и самоуправлении - Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года № 148; Закон о правах ребенка - Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года № 345; Закон о рынке ценных бумаг - Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461; Закон об инвестиционных фондах - Закон Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах» от 7 июля 2004 года № 576; Закон о порядке рассмотрения обращений - Закон Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 года № 221; Закон об игорном бизнесе - Закон Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» от 12 января 2007 года № 219; Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» - Закон Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009 года № 191; Закон о государственном контроле и надзоре - Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» от 6 января 2011 года № 377; Закон о национальной безопасности - Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 6 января 2012 года № 527; Регламент Сената - Регламент Сената Парламента Республики Казахстан, принят постановлением Сената Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года; Регламент Мажилиса - Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан, принят постановлением Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года; Правила наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих - Правила наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих, утверждены Указом Президента Республики Казахстан «Об утверждении Реестра должностей политических государственных служащих и Правил наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих» от 29 декабря 1999 года № 317; Правила наложения дисциплинарных взысканий - Правила наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан, утверждены Указом Президента Республики Казахстан «Об утверждении Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан» от 31 декабря 1999 года № 321; Кодекс чести государственных служащих - Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан, утвержден Указом Президента Республики Казахстан «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан» от 3 мая 2005 года № 1567; Правила передачи имущества - Правила передачи имущества государственных служащих в доверительное управление, утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил передачи имущества государственных служащих в доверительное управление» от 20 января 2000 года № 99.
Сегодня перед Казахстаном стоит задача по продолжению активной политики противодействия коррупции с целью обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны. Именно поэтому противодействие коррупции является важнейшим стратегическим приоритетом государственной политики Казахстана. Результаты реализованных в Казахстане ранее Государственных программ борьбы с коррупцией показали их целесообразность и необходимость дальнейшей последовательной и системной работы. Государственная поддержка развития институтов гражданского общества в виде разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов привело к возрастанию активности населения в антикоррупционной деятельности. Положительное влияние на результаты борьбы с коррупцией оказывает активизация работы антикоррупционных общественных организаций и политических партий, в частности Народно-демократической партии «Hyp Отан». Снижены многие административные барьеры, в три раза сокращено количество лицензируемых видов деятельности и разрешений. Сформирована законодательная база для борьбы с коррупцией, которая по оценкам международных экспертов признана одной из эффективных в постсоветском пространстве. В нынешнем году Указом Главы государства создан новый, специальный государственный орган, призванный не только осуществлять мониторинг чистоты государственной службы, но и наделенный функцией уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления - Агентство государственной службы и противодействию коррупции. В целом, за последние годы произошли значительные шаги в развитии антикоррупционного законодательства и обеспечении прозрачности деятельности государственных органов, но в сегодняшних условиях этого уже недостаточно. Принятие партией «НурОтан» Программы противодействия коррупции на 2015-2025 годы определяет общенациональные ориентиры и направления деятельности для обеспечения последовательного продолжения ранее принятых антикоррупционных мер, закладывает идеологическую основу государственной антикоррупционной Стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы. Накопленный нами опыт является хорошим потенциалом к достижению цели по обеспечению полного соответствия национального законодательства по противодействию коррупции в Республике Казахстан международным стандартам. Изучение общепризнанной антикоррупционной политики стран с наиболее низким уровнем коррупции показывает, что базовыми основами проводимых ими мер являются прозрачность деятельности государственных органов и неотвратимость наказания, организованный контроль со стороны гражданского общества за работой государственных органов, высокая заработная плата государственных служащих, эффективная профилактическая и упреждающая работа. Следует отметить, что особое значение в наименее коррумпированных странах придается научным и социологическим исследованиям по изучению причин возникновения источников коррупции, антикоррупционному воспитанию и образованию. Сегодня Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан проводит активную работу в разработке и построении системы антикоррупционного менеджмента, воспитания и образования, задействовав лучших специалистов в области педагогики, психологии, юриспруденции, политологии, экономики, культурологи и социологии. Важно при подготовке управленцев государственного сектора акцентировать внимание не только на практика ориентированность профильных дисциплин, но и формирование антикоррупционной культуры. Содержанием этой работы должны стать: осмысление угрозы коррупции для общества и государства, формирование негативного образа коррупционера, культивирование антикоррупционного стандарта поведения, ну и самое главное обретение государственными служащими убежденности в престижности и выгодности честного труда. В Послании народу на 2015 год, объявляя о Новой Экономической Политике Казахстана «Нұрлы Жол», глава государства Н.А.Назарбаев отметил: «молодежь - опора нашего будущего». Сегодняшняя молодежь растёт в новой, независимой стране и к 2025 году будет активно участвовать в жизни государства, и сейчас нам нужно через систему образования, воспитания, через институт семьи культивировать эти ценности. Подготовленный Научно-исследовательским институтом государства и права имени Гайрата Сапаргалиева с участием известных ученных-правоведов комментарий к Закону Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» продиктован внесенными изменениями в уголовный, уголовно-процессуальный, административный кодексы и другие законы, имеющие отношение к вопросам борьбы с коррупцией, а также совершенствования системы государственного управления. Мы уверены в том, что данный комментарий является продолжением работы Научно-исследовательского института по совершенствованию законодательства в этой сфере и окажет положительную роль в правоприменительной практике и повышении эффективности антикоррупционного обучения.
Б.С.Абдрасилов Ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Социально-экономические, политические и идеологические изменения в жизни суверенного Казахстана требуют обстоятельного, современного подхода к изучению коррупции как наиболее негативного явления, угрожающего жизнедеятельности общества. Противодействие коррупции является важнейшим стратегическим приоритетом государственной политики Казахстана. Меры, предпринимаемые в рамках государственной антикоррупционной политики, позволят укрепить социальную, экономическую и политическую стабильность в стране, повысят степень защиты прав, свобод, законных интересов как граждан, так и общества в целом от преступных проявлений. Наряду с уголовно-правовыми мерами борьбы против коррупции следует вводить превентивные меры. Необходимо участие общества в борьбе с коррупцией. В сфере противодействия коррупции существенно активизирована деятельность общественности, различных НПО, правоведов. Так, учеными НИИ государства и права имени Гайдара Сапаргалиева подготовлен данный комментарий. Внесен судественный вклад Академий государственного управления при Президенте Республике Казахстан. За 16 лет действия Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» в него были внесены изменения и дополнения 25 раз. Второе издание комментария к Закону Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» подготовлено с учетом Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему совершенствованиюсистемыгосударственного управления РеспубликиКазахстан» (2014г.), новых редакций Уголовного, Уголовного процессуального кодексов, Кодекса об адмнистративных правонарушениях, и других законов, имеющих отношение к вопросам борьбы с коррупцией. В качестве приложения издание дополнено Инструкцией по расчету рейтинга уровня коррупции в государственных органах и постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1077 «Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией».
Р.Ж. Мукашев Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Председатель Казахстанского союза юристов, кандидат юридических наук, доцент
Статья 1. Цели Закона 1. Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. 2. Настоящий Закон направлен также на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.
1. Коррупция, как и иная преступность в целом, причиняет огромный, порою непоправимый, вред не только интересам государства, подрывая авторитет его органов, но и интересам отдельных граждан. Вред от коррупции может быть разного характера: политический, моральный, экономический. Опасность коррупции заключается в том, что она ведет к расширению теневой экономики, разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ. Это подрывает рыночные отношения как таковые, создает новые коррупционные образования, часто связанные с организованной преступностью, снижает эффективность экономики в целом. Коррупция приводит к снижению эффективности государственного управления, так как коррупционные проявления при назначении на государственные должности способствуют занятию государственных должностей неквалифицированными, некомпетентными, нечестными, склонными к совершению коррупционных правонарушений людьми, которые принимают незаконные, несправедливые решения, из-за чего возможно нарастание недовольства населения действиями чиновников, подрывается доверие народа к власти. Государственная политика в таких условиях диктуется частными интересами лиц, находящихся у власти, и такие интересы нередко противоречат общественным интересам. Ключевые решения, оказывающие воздействие на жизнь общества, принимаются на коррупционной основе или для прикрытия коррупционеров. Коррупция лишает государство возможности обеспечить соблюдение честных правил рыночной экономики, что дискредитирует и саму идею рынка и авторитет государства, который должен был не допускать это негативное явление. Влияние коррупции на проведение приватизации и банкротств позволяет обкрадывать бюджет государства, приводит к появлению класса собственников, незаконно наживших свой капитал за счет народа. Коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, в результате чего они перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов. Кроме того, коррупция делает невозможным привлечение не только внешних, но и внутренних инвестиций, что в принципе лишает государство возможностей развития. Таковы последствия коррупции. Коррупция опасна также тем, что в коррумпированных обществах процветает организованная преступность. Еще в 1998 году в своем обращении к народу Казахстана Президент нашей Республики отметил: «Коррупция все глубже проникает в различные сферы нашей жизни, искажает экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к прямому и косвенному хищению государственного бюджета и государственной собственности. А значит, оказывает все более сильное и негативное влияние на социальную сферу, которая так нуждается сегодня в средствах. Коррупция сильно ослабляет и производственный сектор, где на многих предприятиях руководит нерадивый или вороватый менеджмент, который ухудшает инвестиционный климат и закрывает дорогу в страну добросовестным инвесторам. Более того, она несет и более глобальные угрозы, подрывая демократические устои общества, веру в закон, в справедливость. Она подрывает и нравственные ценности, которые, еще не успев принять форму цивилизованных, общечеловеческих, серьезно искажаются»[1]. Коррупция, если не уделять борьбе с ней достаточного внимания, может достичь масштаба угрозы национальной безопасности страны, делая невозможными серьезные экономические реформы и экономическое развитие страны. В связи с этим в ст. 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан»коррупция рассматривается как одна из угроз национальной безопасности Республики Казахстан. Коррупция приводит к росту цен на товары и услуги. От этого страдает население, особенно сильно малообеспеченная его часть. То есть коррупция приводит к обнищанию значительной части населения и, с другой стороны, к непомерному и незаконному обогащению коррупционеров, что может вызвать социальную напряженность. В условиях глобальных перемен экономического, политического, правового и идеологического характера проблема борьбы с коррупцией приобрела в Республике Казахстан особую остроту и политическую значимость. На фоне этих процессов в современных условиях прослеживается тенденция к все более глубокому проникновению коррупции в сферу государственной власти и экономической деятельности страны. Как вытекает из содержания комментируемой статьи, целями настоящего закона являются защита прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним. Указанные цели могут быть достигнуты путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности. Кроме того, комментируемый закон определяет основные принципы борьбы с коррупцией: в статье 5 закреплено 13 принципов, на которых основывается борьба с коррупцией. Также комментируемый закон в статьях 12, 13, 13-1 и 17 устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. Правонарушения, связанные с коррупцией, влекут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Коррупция наряду с экономическим ущербом причиняет значительный моральный ущерб авторитету государства и его органов, препятствует нормальному развитию экономики страны. Беспристрастность и независимость официальных лиц государственных органов при принятии ими соответствующих решений - одно из важнейших условий обеспечения справедливой конкуренции на товарных рынках. Поэтому борьба со взяточничеством и коррупцией способствует развитию экономики государства путем увеличения стимулов для осуществления инвестиций как от местных, так и от зарубежных предпринимателей. Повышенную опасность коррупция представляет в тех сферах, от которых зависит повседневная жизнь казахстанцев - здравоохранение, образование, сфера правосудия (деятельность судов и правоохранительных органов), государственные закупки, сфера деятельности таможенных органов, сфера распределения земельных участков, жилищно-коммунальное хозяйство, низовые звенья органов государственного управления, так как именно чиновничий аппарат этих учреждений своими действиями или бездействием подрывает авторитет государства в глазах народа. Одним из главных методов борьбы с коррупцией является устранение причин, ее порождающих. Для этого Указом Президента в октябре 1997 года был образован Высший дисциплинарный совет Республики Казахстан - консультативно-совещательный орган при Президенте, который впоследствии был преобразован в Комиссию при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими. Этим же Указом было поручено образовать дисциплинарные советы при акиматах областей и городов Астаны и Алматы. В целях придания процессу борьбы с коррупцией мощного импульса другим Указом Президента страны дисциплинарные советы были выведены из подчинения акимов и переданы непосредственно в подчинение Агентству по делам государственной службы Республики Казахстан. Эффективность предупреждения и пресечения коррупционных преступлений предполагает наряду с другими мерами совершенствование законодательства и практики его применения. Согласно положениям ст. 5 Конвенции ООН против коррупции Казахстан как участник конвенции в качестве мер по предупреждению коррупции должен, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывать и проводить эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества в организации такого противодействия, основанного на принципах надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности. 2. Комментируемый пункт направлен на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции. Это связанно с тем, что решительное противодействие коррупции имеет большое значение в деле укрепления законности и правопорядка в Республике Казахстан, охраны законных интересов и прав личности. В связи с этим руководством нашей Республики уделяется неустанное внимание совершенствованию самой правовой базы противодействия коррупции. Открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти являются важнейшими показателями эффективности реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи с населением. Введение механизмов открытости и прозрачности в систему органов исполнительной власти и реальное их обеспечение является одной из форм противодействия коррупции. Еще одним из направлений, которые охватываются комментируемым пунктом, является стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу. Глава 5 Закона о государственной службе определяет меры обеспечения государственных служащих, к которым относятся оплата труда государственных служащих, обеспечивающая достаточные материальные условия для исполнения служебных обязанностей, оплачиваемый ежегодный отпуск, поощрения, пенсионное и социальное обеспечение, а также меры социальной защиты государственных служащих. Создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции, заключается в ограничении контактов должностных лиц с населением. Электронные виды услуг, оказываемые населению, - один из таких примеров. Также необходимо отметить, что поиск создания новых условий неподкупности должностных лиц является задачей не только государства, но и всего общества, каждого отдельного гражданина.
Статья 2. Основные понятия [2] 1. Под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. 2. Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются предусмотренные настоящим Законом, а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административнуюи уголовнуюответственность. 3. Государственные функции - предметы ведения, отнесенные законодательством Республики Казахстан кполномочиямгосударства, его органов и лиц, занимающих государственные должности. 3-1. Исключен Законом РК № 378-IV от 06 января 2011 г. 4. Должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органахместного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. 5. Лица, занимающие ответственную государственную должность, - лица, занимающие должности, которые установлены Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента, судья, а равно лица, занимающие согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политические государственные должности либо административные государственные должности корпуса «А»[3].
1. Определение понятия коррупции и установление ее конкретных проявлений должно основываться на понимании социальной сущности этого явления. Сущность коррупции состоит в том, что она искажает общественные отношения, разрушает нормальный порядок жизнедеятельности общества, в результате чего происходит «порча», «коррозия власти». Проблемы исследования феномена коррупции связаны с ее многогранностью и проникновением ее в различные сферы, традиционно являющиеся объектами изучения различных общественных наук (экономики, истории, социологии, политологии, юриспруденции). Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях не предусматривают самостоятельного состава преступления или административного правонарушения в виде «коррупции». Поэтому коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений, обладающих общими признаками. Пункт первый комментируемой статьи относит к коррупции два вида деятельности: а) не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды; б) подкуп данных лиц путем противоправного предоставления физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Таким образом, коррупцией признается не только получение не предусмотренного законом вознаграждения, но и противоправное предоставление физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ лицам, выполняющим государственные функции, а также лицам, приравненным к ним. Предметом коррупции являются имущественные выгоды и преимущества. К имущественным выгодам относятся деньги, ценные бумаги, иное имущество, право на имущество или выгоды имущественного характера. Под деньгами (валютой) понимаются как денежные знаки Республики Казахстан, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления. В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса (Общая часть) ценная бумага - это совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права. Гражданский кодекс к ценным бумагам относит: акции, облигации и иные виды ценных бумаг, определенные в соответствии с Гражданским кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан. Ценные бумаги по форме выпуска подразделяются на: документарные и бездокументарные; эмиссионные и неэмиссионные; именные, предъявительские и ордерные. Документарные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные в документарной форме (на бумажном или ином материальном носителе с возможностью непосредственного чтения содержания ценной бумаги без использования специальных технических средств). Бездокументарные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные в бездокументарной форме (в виде совокупности электронных записей). Эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, обладающие в пределах одного выпуска однородными признаками и реквизитами, размещаемые и обращающиеся на основании единых для данного выпуска условий. Неэмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, не соответствующие признакам, указанным в части четвертой пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса (Общая часть). Именная ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав названному в ней лицу. Предъявительская ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав предъявителю ценной бумаги. Ордерная ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав названному в ней лицу, а в случае передачи им этих прав в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 132 Гражданского кодекса, - другому лицу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |