|
|
|
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21 Данная редакция действовала до внесения изменений от 10.10.01 г. Глава I. Общие положения (статьи 1 - 8) Глава II. Система органов прокуратуры и их организация (статьи 9 - 17) Глава III. Правовые акты прокуратуры (статьи 18 - 27) Глава IV. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства (статьи 28 - 29) Глава V. Представительство интересов государства в суде (статьи 30 - 33) Глава VI. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью (статьи 34 - 36) Глава VII. Надзор за законностью следствия и дознания (статьи 37 - 39) Глава VIII. Надзор за законностью административного производства (статьи 40 - 42) Глава IX. Надзор з а законностью исполнительного производства (статьи 43 - 44) Глава X. Уголовное преследование (статьи 45 - 47) Глава XI. Служба в органах прокуратуры социальная и правовая защита сотрудников органов прокуратуры (статьи 48 - 55) Глава XII. Иные вопросы организации и деятельности прокуратуры (статьи 56 - 59) В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан и статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий", в целях регулирования деятельности органов прокуратуры издаю настоящий Указ. Общие положения Статья 1. Прокуратура Республики Казахстан 1. Прокуратура Республики Казахстан - подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. 2. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. О представлении интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Организация, порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Казахстан, настоящим Указом, законами, международными договорами Республики Казахстан, а также приказами Генерального прокурора республики. Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры 1. Прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору республики. 2. Прокуратура Республики Казахстан осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений. 3. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий, установленных законодательством. 4. Акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан. 5. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства республики об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов. Статья 4 дополнена подпунктом 6 Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1. Статья 4. Основные направления и содержание деятельности органов прокуратуры В целях обеспечения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, прокуратура от имени государства: 1) выявляет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента республики; 2) осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства; 3) представляет интересы государства в суде; О представление интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 4) опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики; О понятии иные правовые акты см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 5) в порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование; 6) формирует государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики. Статья 5. Деятельность органов прокуратуры по осуществлению высшего надзора 1. Высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов осуществляется путем проведения проверок. 2. Проверка применения законодательства проводится прокурором в пределах его компетенции после вынесения постановления о производстве проверки в связи с: 1) поручением Президента Республики Казахстан; 2) заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными о нарушениях законодательства; 3) непосредственным выявлением признаков нарушения законодательства; 4) поручением или запросом вышестоящего прокурора. 3. Прокурором проверка может быть также поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок. 4. Проверка применения законодательства проводится в течение месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство. 5. Все действия прокуроров и акты прокурорского надзора влекут установленные законом последствия, если они совершены в порядке и формах, установленных настоящим Указом и другими нормативными правовыми актами. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1. Подпункт 1) пункта 2 статьи 6 после слов "безвозмездно" дополнен словами "и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну" в соответствии с Законом РК от 29.03.2000г. № 42-II (см. стар. ред.) Статья 6. Правовые гарантии деятельности органов прокуратуры 1. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений, предписаний, указаний, требований прокуроров влечет ответственность, установленную законом. 2. По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные лица обязаны: 1) безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну предоставить необходимые материалы и сведения; 2) выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения. 3. Поручения прокурора, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для органов дознания и следствия. 4. Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установленных законодательством формах, порядке, а также в сроки, определенные прокурором. 5. Сотрудники прокуратуры в пределах своей компетенции имеют право на беспрепятственный вход в помещения государственных органов, организаций, доступ к их документам и материалам, на ознакомление с судебными делами и их истребование из суда. Статья 7. Рассмотрение обращений 1. Органы прокуратуры в установленном законодательством порядке, рассматривая обращения о нарушениях законодательства, принимают меры к устранению нарушений прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства, восстановлению нарушенных прав. 2. Если лицо в силу физических, психических и иных недостатков не в состоянии осуществлять защиту своих прав, прокурор обязан принять необходимые меры по ее обеспечению. 3. Органы прокуратуры в установленном законом порядке принимают меры для привлечения к ответственности должностных лиц, не выполняющих возложенных на них обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства. 4. Анонимные обращения в органах прокуратуры не проверяются, однако прокурор вправе не разглашать источник информации в интересах гражданина. Статья 8. Обжалование действий и актов прокурора 1. Действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд. 2. Вышестоящий прокурор рассматривает жалобы на действия и акты нижестоящего прокурора в установленные законодательством сроки и о результатах сообщает в письменной форме заявителю и прокурору, действия которого обжалованы. Система органов прокуратуры и их организация Статья 9. Система органов прокуратуры Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1. Статья 10. Генеральный прокурор республики и его заместители 1. Генеральный прокурор Республики Казахстан: 1) назначается на должность Президентом республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет; 2) освобождается от должности Президентом республики; 3) подотчетен Президенту республики; 4) в течение срока полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 2. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом республики по представлению Генерального прокурора. См.также: Распоряжение Президента Республики Казахстан от 3 ноября 1999 года № 87 "Об утверждении Положения о порядке согласования, назначения на должность и освобождения от должности руководящих должностных лиц центральных и местных государственных органов Республики Казахстан". 3. Заместители Генерального прокурора республики могут быть назначены одновременно начальниками соответствующих департаментов Генеральной прокуратуры. Статья 11. Полномочия Генерального прокурора республики Генеральный прокурор республики: 1) осуществляет надзор за применением законов и указов Президента и иных нормативных правовых актов на территории республики, руководит деятельностью нижестоящих прокуратур; 2) опротестовывает законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, в органы и должностным лицам, их принявшим; 3) является членом Высшего судебного совета; 4) издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками органов и учреждений прокуратуры Республики Казахстан приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры Республики Казахстан и порядок реализации мер материального и социального обеспечения; 5) образует, реорганизует и упраздняет прокуратуры, учреждения органов прокуратуры, определяет их структуру, права и обязанности структурных подразделений, штатную численность и фонд оплаты труда в органах прокуратуры в пределах утвержденных ассигнований; См.: Штатную численность Прокуратуры Республики Казахстан и государственные учреждения, находящиеся в ведении Прокуратуры Республики Казахстан. 6) представляет Президенту республики кандидатуры для присвоения высших классных чинов и воинских званий; 7) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, военных прокуроров, их заместителей, прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров; 8) отчитывается перед Президентом республики о деятельности органов прокуратуры; 9) в установленном порядке присваивает классные чины и воинские звания сотрудникам органов прокуратуры; 10) представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Республики Казахстан сотрудников органов прокуратуры; 11) определяет порядок приобретения, хранения, ношения и перевозки сотрудниками органов прокуратуры оружия и боеприпасов; 12) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством. Статья 12 с изменениями, внесенными Законом РК от 2 июля 1998 года № 266-1 (см. старую редакцию) Статья 12. Генеральная прокуратура 1. Генеральную прокуратуру Республики Казахстан возглавляет Генеральный прокурор республики. 2. Генеральный прокурор республики имеет первого заместителя и заместителей. 3. Структуру Генеральной прокуратуры Республики Казахстан составляют департаменты управления и отделы. Начальники департаментов управлений и отделов являются старшими помощниками, а их заместители - помощниками Генерального прокурора республики. Генеральный прокурор республики и его первый заместитель имеют помощников по особым поручениям. В департаментах и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. 4. Начальники департаментов управлений и отделов и их заместители, а также старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, старшие прокуроры и прокуроры департаментов управлений и отделов назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором республики. 1) обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры республики по основным направлениям их деятельности; 2) анализирует практику надзора за применением законов, состоянием законности в республике; 3) вырабатывает рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора; 4) контролирует работу органов прокуратуры республики по надзору за применением законов; 5) взаимодействует с другими республиканскими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, в обеспечении законности и правопорядка и координирует их деятельность; 6) организует и проводит повышение квалификации кадров; 7) участвует в нормотворческой деятельности; 8) представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры: 1) руководят деятельностью областных, городских, районных и иных приравненных к ним прокуратур по обеспечению прокурорского надзора; 2) издают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных работников. Статья 14. Прокуратуры областей 1. Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми с согласия Президента республики Генеральным прокурором республики. 2. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников. Заместители прокуроров областей могут быть назначены начальниками соответствующих управлений областных прокуратур. 3. В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах имеются управления и отделы. Начальники управлений и отделов соответственно являются старшими помощниками и помощниками прокуроров областей. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. Статья 15. Городские, районные и иные приравненные к ним прокуроры и прокуратуры 1. Городские, районные и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. 2. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников. 3. В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах могут создаваться отделы. Статья 16. Подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим 1. Подчиненность прокуроров включает: 1) обязательность указаний вышестоящих прокуроров по вопросам организации и деятельности для нижестоящих прокуратур; 2) ответственность нижестоящих прокуроров перед вышестоящими за выполнение служебных обязанностей; 3) осуществление вышестоящими прокурорами в необходимых случаях полномочий нижестоящих; 4) отмену, отзыв или изменение актов нижестоящих прокуроров вышестоящими; 5) разрешение вышестоящими прокурорами жалоб на действия и акты нижестоящих. 2. Генеральным прокурором республики могут быть установлены иные формы подчиненности нижестоящих прокуроров. Статья 17. Коллегии в органах прокуратуры 1. Коллегии образуются в Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах. 2. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности органов прокуратуры, а также иные вопросы, связанные с выявленными нарушениями законов, требующие по усмотрению Генерального прокурора, прокурора области или приравненного к нему прокурора коллегиального рассмотрения с участием должностных лиц, нарушивших закон. 3. Решения коллегии принимаются большинством от общего числа ее членов. 4. Решения коллегии реализуются приказами соответствующих прокуроров и обязательны для сотрудников органов прокуратуры. По выявленным нарушениям закона принимаются акты прокурорского надзора. 5. Регламент работы коллегии и статус членов коллегий определяются Генеральным прокурором республики. Правовые акты прокуратуры Статья 18. Система правовых актов прокуратуры 1. Систему правовых актов прокуратуры составляют: 1) акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона; 2) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции. 2. Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров. 1. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц. О понятии иные правовые акты см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 2. Протест приносится в принявший его орган или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные решения и действия должностного лица. 3. Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок. Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о дне рассмотрения протеста. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются законодательством. 4. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведение его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. 5. Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанавливает их действие. См.: Производство по обращениям прокурора о признании нормативных правовых актов незаконными; в соответствии с ГПК- обращение в суд приостанавливает. 1. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона выносит постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении. 2. Прокурор выносит постановление о производстве проверки применения закона, о производстве выемки, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта, а также и в иных случаях, предусмотренных законом. 3. Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства об административном правонарушении исполняется уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законный срок, а в иных случаях - в срок, установленный прокурором. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору. 1. Прокурор дает письменную санкцию (согласие) на: 1) арест лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; 2) обыск в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством; 3) отстранение обвиняемого от должности, помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для производства экспертизы; 4) проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища; 5) задержание иностранных граждан для выдворения в административном порядке; 6) в иных случаях, прямо предусмотренных законом. 2. Санкция на совершение указанных действий либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении должностного лица либо в иной письменной форме после изучения материалов, на основании которых испрашивается санкция. 3. Прокурор дает согласие на действие ведомственных нормативных правовых актов по вопросам оперативно-розыскной и иной деятельности, которая может повлечь ограничение прав свобод человека и гражданина. 1. Прокурор дает указания: 1) органам дознания и следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел; 2) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 3) в других случаях, установленных законодательством. 2. Указание Генерального прокурора республики нормативного характера по вопросам оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания обязательно для исполнения всеми органами следствия и дознания, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 1. Прокурор в соответствии с законодательством вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, юридических и физических лиц. 2. В случаях отклонения актов прокурорского надзора либо нерассмотрения их в установленный законом срок, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными действий и актов органов и должностных лиц, а также об устранении нарушений законов. 3. Заявление в суд в связи с отклонением или оставлением без рассмотрения актов прокурорского надзора рассматривается судом в порядке, установленном законом. 4. Заявление прокурора не облагается государственной пошлиной и иными сборами. 1. Письменное предписание об устранении нарушения закона вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. 2. В предписании содержатся указания на нормы Конституции, законов и актов Президента республики, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по устранению нарушения. 3. Предписание подлежит исполнению. Об исполнении предписания сообщается прокурору. 1. Прокурор в пределах своей компетенции вносит представление: 1) об устранении нарушений законности; 2) об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений; 3) по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан; 4) в иных случаях, установленных законом. 2. Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом в месячный срок. Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру. 1. При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях - предусмотренную ответственность за нарушение закона. 2. В случаях несоответствия закону проекта правового акта прокурор разъясняет требование закона органу или должностному лицу, принимающему акт. См.: Письмо Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 11 мая 2001 года № 28-21-1332-01 . Статья 27. Опубликование актов прокурорского надзора Для обеспечения гласности своей деятельности органы прокуратуры могут публиковать в государственных средствах массовой информации акты прокурорского надзора на незаконные действия и решения органов и должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства Статья 28. Задачи надзора 1. Задачами надзора являются: 1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соответствия законодательству правовых актов и действий органов, организаций, должностных лиц и граждан; 2) принятие мер к выявлению и устранению любых нарушений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав. 2. Прокуратура не подменяет другие государственные органы и не вмешивается в деятельность организаций и частную жизнь граждан. Статья 29. Полномочия прокурора 1. При осуществлении надзора прокурор вправе: 1) получать показания от граждан и должностных лиц по вопросам проводимой проверки; 2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить на территорию и в помещения государственных органов, а также организаций всех форм собственности; 3) получать от руководителей и других должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические данные и иные сведения о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению; 4) привлекать специалистов для участия в проверке и даче заключений; 5) требовать производства в соответствии со своей компетенцией проверок поступивших в прокуратуру материалов, обращений и обязывать сообщать об их результатах; 6) привлекать к осуществлению проверок на основе взаимодействия сотрудников других правоохранительных органов; 7) выполнять иные проверочные действия, предусмотренные законодательством. 2. По результатам проверки прокурор: 1) вносит протест; 2) дает предписание об устранении нарушений законности; 3) выносит постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении, принимает меры к возмещению материального ущерба; 4) в случае нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства приостанавливает действие незаконного акта, за исключением законов; 5) отменяет или снимает меры запретительно-ограничительного характера, наложенные государственными органами и их должностными лицами; 6) обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц; 7) вносит органу или должностному лицу представление об устранении нарушений законности. Представительство интересов государства в суде Статья 30. Компетенция прокурора в судебном разбирательстве 1. Представляя интересы государства в суде в ходе уголовного, гражданского или иного судопроизводства, в апелляционном (кассационном) и надзорном порядках, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с настоящим Указом, а также уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и иным законодательством республики. О представление интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 2. В случае своего несогласия с решением, приговором и иным постановлением суда (судьи) по делу по мотиву его несоответствия закону либо необоснованности прокурор вправе подать в целях пересмотра дела и отмены либо изменения правового акта протест в вышестоящий суд. О процессуальном положении прокурора см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. Статья 31. Опротестование постановлений суда, не вступивших в законную силу Прокурор вправе независимо от его участия в судебном разбирательстве дела опротестовывать в вышестоящий суд не соответствующие закону или необоснованные решения, приговор и иное постановление суда (судьи), не вступившие в законную силу. См.: комментарий к данной статье. Статья 32. Опротестование постановлений суда, вступивших в законную силу 1. Прокурор в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда дела, по которым решения, приговоры и иные постановления суда вступили в законную силу. 2. В случае несоответствия закону либо необоснованности решения, приговора и иного постановления суда, вступивших в законную силу, прокурор приносит протест в порядке надзора. Если опротестование выходит за пределы его компетенции, соответствующий прокурор обращается с постановлением о принесении протеста к вышестоящему прокурору. 3. Полномочия прокурора по опротестованию и приостановлению исполнения решений, приговоров и иных постановлений суда, вступивших в законную силу, определяются законодательством. Статья 33. Опротестование нормативного постановления Верховного суда республики Генеральный прокурор республики по основаниям несоответствия Конституции и законам нормативного постановления Верховного суда республики вносит протест в Пленум Верховного суда республики. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью Статья 34. Содержание и предмет надзора Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, а также законность актов и действий органов и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Статья 35. Полномочия прокурора по обеспечению законности оперативно-розыскной деятельности Осуществляя надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурор: 1) получает для проверки от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оперативные дела, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; 2) проверяет законность проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; 3) рассматривает жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 4) опротестовывает противоречащие Конституции, законам и актам Президента республики акты нормативного характера, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; 5) прекращает своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; 6) выносит в отношении сотрудников, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства; 7) выносит другие акты прокурорского надзора, предусмотренные настоящим Указом, по выявленным фактам нарушений при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности; 8) освобождает незаконно задержанных лиц; 9) при необходимости требует от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона; 10) в случаях, установленных законодательством, дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Статья 36. Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности Надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор республики и иные прокуроры в пределах компетенции, установленной законодательством. Надзор за законностью следствия и дознания Статья 37. Содержание и предмет надзора Прокурор осуществляет надзор за законностью актов и деятельностью органов дознания и следствия, соблюдением установленного законодательством порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и проведения расследования. См.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 26 декабря 2000 года № 23/2 "Об официальном толковании пункта 1 статьи 83 и пункта 1 статьи 84 Конституции Республики Казахстан". Статья 38. Полномочия прокурора по обеспечению законности дознания и следствия 1. Осуществляя надзор за законностью дознания и следствия, прокурор: 1) получает для проверки от органов дознания и следствия уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия; 2) проверяет соблюдение законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; 3) санкционирует содержание под стражей и арест; 4) в необходимых случаях возбуждает уголовные дела, дает письменные указания о производстве расследования преступлений; 5) отменяет незаконные постановления следователей и лиц, производящих дознание; 6) если в ходе дознания и следствия были допущены нарушения прав участников процесса и других граждан, незаконные методы расследования, ставит вопрос об ответственности виновных лиц; 7) в случаях неполноты следствия и дознания, а также установления допущенных нарушений законности в ходе следствия и дознания возвращает уголовное дело на дополнительное расследование либо прекращает его в полном объеме или в отношении конкретных лиц; 8) направляет в суд уголовное дело, поступившее из органов дознания или следствия для рассмотрения по существу; 9) требует при необходимости от руководителей следственных подразделений и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона, обеспечения полного раскрытия преступлений; 10) рассматривает жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, руководителей органов дознания и следствия; 11) проверяет соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания под стражей лиц, в отношении которых мерой пресечения избран арест; 12) выполняет иные установленные законом полномочия. 2. Указания прокурора в пределах его компетенции даются в письменной форме и обязательны для лица, производящего дознание и следствие. См.: Приказ Генерального прокурора РК от 19 июня 2001 года № 88 "Об организации прокурорского надзора за законностью предварительного следствия и дознания".
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |