|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Конституционного закона Республики Казахстан
1. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Конституционного закона РК (апрель 2022 года) 2. Проект Конституционного закона РК (май 2022 года) 3. Концепция проекта Конституционного закона РК (май 2022 года) 4. Проект Конституционного закона РК (май 2022 года) 5. Проект Конституционного закона РК (июнь 2022 года) 7. Постановление Правительства РК от 23 августа 2022 года № 589 о проекте Конституционного закона 8. Проект Конституционного закона РК (август 2022 года) 9. Постановление Мажилиса Парламента РК от 28 сентября 2022 г. № 534-VII 10. Новости, обсуждения по проекту 11. Конституционный закон РК от 5 ноября 2022 года № 153-VII
Проект
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О Конституционном Суде Республики Казахстан (сентябрь 2022 года)
Раздел 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Статус Конституционного Суда Республики Казахстан Конституционный Суд Республики Казахстан (далее - Конституционный Суд) обеспечивает верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан. При осуществлении своих полномочий Конституционный Суд самостоятелен и независим от граждан, организаций, государственных органов, должностных лиц, руководствуется Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом, воздерживается от установления, исследования и проверки иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о Конституционном Суде 1. Статус, компетенция, организация и деятельность Конституционного Суда определяются и регулируются Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом. 2. По вопросам организации и порядка своей деятельности Конституционный Суд на основе настоящего Конституционного закона принимает Регламент Конституционного Суда и иные акты.
Статья 3. Состав и порядок формирования Конституционного Суда 1. Конституционный Суд состоит из одиннадцати судей, включая Председателя и его заместителя. 2. Председатель Конституционного Суда назначается на должность Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента. 3. Заместитель Председателя Конституционного Суда назначается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Конституционного Суда из числа судей Конституционного Суда. 4. Четверо судей Конституционного Суда назначаются на должность Президентом Республики Казахстан, по трое судей Конституционного Суда назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента по представлению председателей Палат Парламента.
Глава 2. СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Статья 4. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда 1. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда являются лицами, занимающими ответственную государственную должность, статус которых определяется Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом. 2. Должность судьи Конституционного Суда несовместима с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Председатель и судьи Конституционного Суда не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. В случае, если судья Конституционного Суда на момент его назначения на должность состоит в политической партии, профессиональных союзах, он должен прекратить свое членство в них в течение десяти дней со дня его назначения.
Статья 5. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного Суда В состав Конституционного Суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан не моложе сорока лет, имеющий высшее юридическое образование, высокую квалификацию в области права, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.
Статья 6. Срок полномочий судей Конституционного Суда 1. Полномочия Председателя и судей Конституционного Суда длятся восемь лет. Одно и то же лицо не может быть назначено судьей Конституционного Суда более одного раза. 2. В случае прекращения своих полномочий, Председатель и судьи Конституционного Суда замещаются в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.
Статья 7. Присяга судей Конституционного Суда Судьи Конституционного Суда после своего назначения приносят присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности судьи Конституционного Суда Республики Казахстан, быть беспристрастным и в своей деятельности подчиняться только Конституции Республики Казахстан, обеспечивать ее верховенство.». Присяга судей Конституционного Суда принимается в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан.
Статья 8. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда 1. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях, если: 1) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности более шестидесяти календарных дней подряд; 2) в установленном законом порядке дано согласие на его задержание, содержание под стражей, домашний арест, привод, привлечение к административной или уголовной ответственности; 3) имеются подтвержденные данные о начале безвестного отсутствия. 2. Приостановление или возобновление полномочий Председателя Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Казахстан, а иных судей Конституционного Суда - Председателем Конституционного Суда. Решение о приостановлении полномочий принимается не позднее одного месяца со дня обнаружения оснований для приостановления полномочий. 3. Полномочия судьи Конституционного Суда приостанавливаются до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для их приостановления. 4. Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда и выполнять иные обязанности судьи Конституционного Суда. При определении кворума не учитываются судьи, полномочия которых приостановлены. 5. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда не лишает его гарантий, установленных настоящим Конституционным законом.
Статья 9. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда 1. Полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются вследствие: 1) подачи заявления об освобождении от должности по собственному желанию; 2) прекращения гражданства Республики Казахстан или получения вида на жительство либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; 3) вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда; 4) признания его недееспособным или ограничения его дееспособности решением суда, вступившим в законную силу; 5) признания его безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 6) его смерти или объявления умершим решением суда, вступившим в законную силу; 7) назначения с нарушением требований, установленных Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом; 8) нарушения требований Конституции Республики Казахстан и настоящего Конституционного закона, установленных к судьям Конституционного Суда; 9) истечения установленного Конституцией Республики Казахстан срока пребывания в должности; 10) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда не менее трех раз подряд без уважительных причин. 2. Прекращение полномочий Председателя Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Казахстан по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи. 3. Прекращение полномочий судей Конституционного Суда осуществляется соответственно Президентом Республики Казахстан, Сенатом Парламента, Мажилисом Парламента по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 7), 8), 9) и 10) пункта 1 настоящей статьи. 4. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда по основаниям, предусмотренным подпунктами 3), 4), 5) и 6) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется Конституционным Судом. 5. Освобождение от должности заместителя Председателя Конституционного Суда не влечет прекращение его полномочий в качестве судьи Конституционного Суда.
Глава 3. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Статья 10. Независимость судей Конституционного Суда 1. Судьи Конституционного Суда при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и настоящему Конституционному закону. Какое-либо вмешательство в их деятельность, а также оказание давления или иного воздействия на них в какой бы то ни было форме не допускаются и влекут ответственность по закону. 2. Судьи Конституционного Суда по вопросам конституционного производства не подотчетны. Никто не вправе требовать от них отчета по вопросам осуществления ими своих полномочий. 3. Судьям Конституционного Суда запрещается высказывать мнение или разглашать содержание материалов по вопросам, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Суда, кроме как на заседании Конституционного Суда. 4. В течение срока полномочий судьи Конституционного Суда несменяемы. Полномочия судей Конституционного Суда могут быть прекращены или приостановлены только в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом. 5. Судья Конституционного Суда обязан заявить самоотвод, который подлежит удовлетворению Конституционным Судом при условии, если имеются обстоятельства, дающие основание считать, что судья Конституционного Суда лично, прямо или косвенно заинтересован в рассматриваемом Конституционным Судом вопросе. 6. Судья Конституционного Суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде или иных государственных органах.
Статья 11. Неприкосновенность судей Конституционного Суда 1. Судьи Конституционного Суда в течение срока своих полномочий не могут быть задержаны, подвергнуты содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжких или особо тяжких преступлений. 2. После регистрации повода к началу досудебного расследования в едином реестре досудебных расследований досудебное расследование в отношении судей Конституционного Суда может быть продолжено только с согласия Генерального Прокурора, который вносит в Парламент представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности судей Конституционного Суда. В случаях, когда судья Конституционного Суда задержан на месте преступления либо установлен факт приготовления или покушения на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо им совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, досудебное расследование в отношении него может быть продолжено до получения согласия Генерального Прокурора, но с обязательным его уведомлением в течение суток. Надзор за соблюдением законности в ходе расследования дела осуществляется Генеральным Прокурором. 3. Судьи Конституционного Суда дисциплинарной ответственности не подлежат. 4. Никто не вправе отстранить судью Конституционного Суда от участия в заседании Конституционного Суда, если его полномочия не приостановлены в соответствии с настоящим Конституционным законом. 5. Судья Конституционного Суда не может быть привлечен к ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за позицию, выраженную им при рассмотрении дела в Конституционном Суде.
Статья 12. Равенство прав судей Конституционного Суда Судьи Конституционного Суда обладают равными правами при рассмотрении находящихся в производстве Конституционного Суда дел и принятии по ним решений, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 58 настоящего Конституционного закона.
Статья 13. Обеспечение безопасности судей Конституционного Суда Судьи Конституционного Суда, члены их семей, а также их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи Конституционного Суда и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее обращение. Вред, причиненный судье Конституционного Суда и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета.
Статья 14. Материальное и социальное обеспечение судей Конституционного Суда 1. Заработная плата Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда устанавливается в порядке, предусмотренном подпунктом 9-1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан. 2. Жилищное, транспортное и иное обеспечение, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение Председателя Конституционного Суда осуществляется на уровне Первого заместителя Премьер-Министра, заместителя Председателя Конституционного Суда - на уровне Заместителя Премьер-Министра, судей Конституционного Суда - на уровне Министра Республики Казахстан. 3. Судьям Конституционного Суда предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов. 4. Судьям Конституционного Суда и членам их семей возмещаются расходы по переезду в случае, если судья Конституционного Суда и члены его семьи проживают в другой местности. 5. Обеспечение судей Конституционного Суда жильем производится за счет средств республиканского бюджета в случае отсутствия жилья по месту нахождения Конституционного Суда. Судье Конституционного Суда и членам его семьи во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев со дня назначения на должность предоставляется благоустроенное жилое помещение из государственного жилищного фонда по нормам, исключающим отнесение судьи Конституционного Суда к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Служебное жилое помещение, занимаемое для постоянного проживания судьей Конституционного Суда, может быть по его желанию приватизировано в случае отсутствия жилья в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 6. Судьи Конституционного Суда обеспечиваются мантиями и нагрудным знаком за счет средств республиканского бюджета. 7. Судьи Конституционного Суда и совместно проживающие с ними члены их семей в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечиваются медицинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения. 8. Судье Конституционного Суда, полномочия которого прекращены в связи с истечением установленного Конституцией Республики Казахстан срока пребывания в должности, достигшему пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», выплачивается необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере ста двадцатикратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. При этом судья Конституционного Суда вправе по своему усмотрению получать одну из следующих выплат: 1) ежемесячное пожизненное содержание; 2) пенсионные выплаты по возрасту или пенсионные выплаты за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда определяется Правительством Республики Казахстан. 9. Выплата ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда приостанавливается в случае занятия им в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемой из республиканского или местного бюджета либо из средств Национального Банка Республики Казахстан должности, за исключением должности, связанной с занятием преподавательской, научной или иной творческой деятельности. В случае прекращения занятия должности, оплачиваемой из республиканского или местного бюджета либо из средств Национального Банка Республики Казахстан, выплата ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда возобновляется.
Статья 15. Компенсации в случаях получения увечья или гибели (смерти) судьи Конституционного Суда 1. При получении судьей Конституционного Суда увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания) в период исполнения им служебных обязанностей ему производится выплата единовременной компенсации в размере, установленном настоящей статьей. 2. В случае гибели (смерти) судьи Конституционного Суда при исполнении служебных обязанностей либо в течение года после прекращения полномочий судьи Конституционного Суда вследствие получения увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания), полученного при исполнении служебных обязанностей, наследникам выплачивается единовременная компенсация в размере тридцатимесячного должностного оклада судьи Конституционного Суда. При этом судья Конституционного Суда лишается права на компенсацию, указанную в части первой настоящего пункта, в случае, если его полномочия прекращены в связи со вступлением в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда. 3. При установлении судье Конституционного Суда инвалидности, наступившей в результате увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания), полученного при исполнении служебных обязанностей, ему выплачивается единовременная компенсация в размерах: 1) лицу с инвалидностью первой группы - двадцатимесячного должностного оклада; 2) лицу с инвалидностью второй группы - пятнадцатимесячного должностного оклада; 3) лицу с инвалидностью третьей группы - пятимесячного должностного оклада. 4. В случае получения судьей при исполнении служебных обязанностей тяжелого увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания), не повлекшего установления инвалидности, ему выплачивается единовременная компенсация в размере полуторамесячного должностного оклада, легкого увечья - половины месячного должностного оклада. 5. Для погребения умерших или погибших судей Конституционного Суда и пенсионеров, вышедших на пенсию с должности судьи Конституционного Суда, выплачивается единовременная денежная компенсация в размере трехмесячной заработной платы судьи Конституционного Суда на момент их кончины. 6. Порядок выплаты единовременной компенсации определяется Правительством Республики Казахстан. 7. Единовременная компенсация не выплачивается, если в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, доказано, что увечье (травма, ранение, контузия, профессиональное заболевание) или гибель (смерть) судьи Конституционного Суда наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей.
Статья 16. Пенсионное обеспечение судей Конституционного Суда Пенсионное обеспечение судей Конституционного Суда осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.
Глава 4. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Статья 17. Финансирование деятельности Конституционного Суда Финансирование деятельности Конституционного Суда и его Аппарата осуществляется за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления полномочий по обеспечению верховенства Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан.
Статья 18. Аппарат Конституционного Суда Аппарат Конституционного Суда является государственным органом, осуществляющим правовое, информационно-справочное, научно-консультативное и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда. Аппарат Конституционного Суда является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения. Деятельность Аппарата Конституционного Суда регулируется законодательством Республики Казахстан, Регламентом Конституционного Суда и Положением об Аппарате Конституционного Суда. Работники Аппарата Конституционного Суда являются государственными служащими. Правовое положение и оплата труда работников Аппарата Конституционного Суда регулируются законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.
Статья 19. Аналитик Конституционного Суда 1. Аналитиком Конституционного Суда является государственный служащий, обеспечивающий правовое и научно-аналитическое сопровождение конституционного производства и способствующий надлежащему рассмотрению поступающих в Конституционный Суд обращений. 2. Аналитик Конституционного Суда: 1) во взаимодействии с судьей Конституционного Суда - докладчиком принимает меры по подготовке материалов к заседанию Конституционного Суда; 2) готовит проекты процессуальных документов о привлечении экспертов (специалистов), опросе заинтересованных лиц и проведении иных действий по обращению; 3) анализирует и обобщает материалы конституционного производства с подготовкой доклада для судей Конституционного Суда; 4) выполняет иные функции, установленные законодательством Республики Казахстан.
Статья 20. Научно-консультативный совет при Конституционном Суде 1. При Конституционном Суде может быть образован научно-консультативный совет, являющийся консультативно-совещательным органом. 2. Состав, задачи и порядок деятельности научно-консультативного совета определяются положением, утверждаемым Конституционным Судом.
Статья 21. Международное сотрудничество Конституционного Суда Конституционный Суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, сотрудничает с международными и региональными правозащитными организациями, а также органами конституционного контроля зарубежных стран, может быть членом создаваемых ими ассоциаций и иных объединений. Для определения предмета и механизма взаимодействия могут заключаться соглашения (меморандумы) о сотрудничестве.
Статья 22. Удостоверения, нагрудный знак и мантия судей Конституционного Суда, а также официальное издание и иные ресурсы Конституционного Суда 1. Судьям Конституционного Суда выдаются удостоверения установленного образца, подписываемые Президентом Республики Казахстан, а также нагрудный знак и мантия. 2. Положение о нагрудном знаке и мантии, их образцы и описание утверждаются Конституционным Судом. 3. Официальным изданием Конституционного Суда является «Вестник Конституционного Суда Республики Казахстан». 4. Конституционный Суд вправе создавать библиотеку, интернет-ресурс, символы и иные знаки отличия.
Глава 5. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Статья 23. Компетенция Конституционного Суда 1. Конституционный Суд в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан решает в случае спора вопрос о правильности проведения: 1) выборов Президента Республики Казахстан; 2) выборов депутатов Парламента; 3) республиканского референдума. 2. Конституционный Суд в соответствии с подпунктами 2), 2-1) и 3) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан рассматривает на соответствие Конституции Республики Казахстан: 1) до подписания Президентом Республики Казахстан принятые Парламентом законы; 2) принятые Парламентом и его Палатами постановления; 3) международные договоры Республики Казахстан до их ратификации. 3. Конституционный Суд в соответствии с подпунктами 4) и 5) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан дает: 1) официальное толкование норм Конституции Республики Казахстан; 2) до принятия Парламентом, соответственно, решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики Казахстан, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики Казахстан - заключение о соблюдении установленных конституционных процедур. 4. Конституционный Суд в соответствии с: 1) подпунктом 6) статьи 53 Конституции Республики Казахстан по результатам обобщения практики конституционного производства ежегодно направляет Парламенту послание о состоянии конституционной законности в Республике Казахстан; 2) пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан рассматривает обращения Президента Республики Казахстан в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, а также обращения судов в случаях, предусмотренных статьей 78 Конституции Республики Казахстан; 3) пунктом 3 статьи 72 Конституции Республики Казахстан по обращениям граждан рассматривает на соответствие Конституции Республики Казахстан нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией Республики Казахстан; 4) пунктом 4 статьи 72 Конституции Республики Казахстан рассматривает обращения Генерального Прокурора; 5) пунктом 5 статьи 72 Конституции Республики Казахстан рассматривает обращения Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. 5. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и не дает оценку фактическим обстоятельствам, послужившим поводом для обращения.
Статья 24. Иные полномочия Конституционного Суда Конституционный Суд: 1) в пределах компетенции вправе запрашивать и получать документы, материалы и иную информацию от всех государственных органов, организаций, а также привлекать в установленном порядке экспертов (специалистов) к экспертной и научно-консультационной работе (по таким запросам необходимые документы и иная информация должны быть предоставлены в течение пятнадцати рабочих дней, если иной срок не указан Конституционным Судом); 2) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Конституционным законом.
Статья 25. Заседания Конституционного Суда 1. Конституционный Суд рассматривает и разрешает входящие в его полномочия вопросы на заседаниях Конституционного Суда. 2. Заседание Конституционного Суда правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда, если иное не установлено настоящей статьей. 3. Рассмотрение обращений граждан на заседании может осуществляться составами судей, формируемыми Конституционным Судом в количестве пяти судей Конституционного Суда. При этом нормативные постановления Конституционного Суда могут быть приняты только единогласно. Нормативные постановления Конституционного Суда, принятые составом судей Конституционного Суда, до их подписи Председателем Конституционного Суда предварительно скрепляются подписями судей Конституционного Суда, принимавших участие в голосовании. 4. Если решение состава судей не принято, а также в случае, если решение состава судей по обращению гражданина может привести к расхождениям в правовых позициях, выраженных в ранее принятых решениях, либо затрагивает концептуальные вопросы, имеющие важное значение, то Председатель Конституционного Суда вносит обращение на заседание Конституционного Суда, которое проводится с учетом требования пункта 2 настоящей статьи. 5. Рассмотрение на заседании вопроса о принятии к конституционному производству обращения субъектов, указанных в пунктах 3, 4 и 5 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, может осуществляться тремя судьями Конституционного Суда под председательством Председателя Конституционного Суда, его заместителя либо одного из судей по поручению Председателя Конституционного Суда. 6. Заседания Конституционного Суда созываются по мере необходимости Председателем Конституционного Суда.
Статья 26. Совещания Конституционного Суда Совещания Конституционного Суда могут проводиться по вопросам, непосредственно не связанным с осуществлением конституционного производства и не относящимся к вопросам, разрешаемым на заседаниях Конституционного Суда.
Статья 27. Полномочия Председателя Конституционного Суда 1. Председатель Конституционного Суда: 1) представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями Республики Казахстан, а также с органами иностранных государств и международных организаций; 2) руководит подготовкой к рассмотрению вопросов, принятых Конституционным Судом к производству; 3) созывает заседания и совещания Конституционного Суда, председательствует на них, вносит на его рассмотрение вопросы; 4) организует работу судей Конституционного Суда; 5) определяет меры по обеспечению проведения заседания; 6) оглашает на совместном заседании Палат Парламента послание Конституционного Суда о состоянии конституционной законности в Республике Казахстан; 7) подписывает решения, а также протоколы заседаний Конституционного Суда, в которых он председательствовал; 8) представляет на утверждение Конституционного Суда его Регламент, положение о научно-консультативном совете при Конституционном Суде, кандидатуры секретаря и членов научно-консультативного совета; 9) утверждает Положение об Аппарате Конституционного Суда, в пределах выделенных бюджетных средств - структуру и штатное расписание Аппарата Конституционного Суда; 10) назначает и освобождает от должности Руководителя Аппарата Конституционного Суда и его заместителей; 11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда. 2. По вопросам своей компетенции Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения. 3. В случаях временного отсутствия Председателя Конституционного Суда его обязанности исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда, а в случае временного отсутствия заместителя Председателя - один из судей Конституционного Суда, определяемый приказом Председателя Конституционного Суда.
Статья 28. Заместитель Председателя Конституционного Суда Заместитель Председателя Конституционного Суда координирует работу по организации заседаний Конституционного Суда, их протоколированию, а также осуществляет иные обязанности, возложенные на него Председателем Конституционного Суда.
Раздел 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Глава 6. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Статья 29. Конституционное производство и формат его осуществления 1. Рассмотрение и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Конституционного Суда, осуществляются в порядке конституционного производства, установленного Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда. 2. Конституционное производство ведется в бумажном и (или) электронном форматах.
Статья 30. Особенности электронного формата конституционного производства 1. Конституционное производство полностью или частично может осуществляться в электронном формате, о чем выносится постановление. При таком формате акты Конституционного Суда и действия его должностных лиц, участников конституционного производства и лиц, привлекаемых при рассмотрении обращения, могут быть оформлены в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи. 2. При ведении конституционного производства в электронном формате его материалы формируются в электронное дело. 3. По инициативе Конституционного Суда участники конституционного производства, лица, привлекаемые при рассмотрении обращения, их представители и иные лица могут участвовать в заседании Конституционного Суда путем использования технических средств связи. 4. Порядок применения в ходе конституционного производства технических средств и информационных сервисов определяется с учетом требований настоящего Конституционного закона, Регламента Конституционного Суда и законодательства Республики Казахстан.
Статья 31. Верховенство Конституции Республики Казахстан Конституционное производство осуществляется на основе принципа верховенства Конституции Республики Казахстан.
Статья 32. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств обращения Конституционный Суд обязан принять все меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств обращения.
Статья 33. Коллегиальность Осуществление полномочий Конституционного Суда производится коллегиально.
Статья 34. Гласность Рассмотрение обращений в Конституционном Суде является открытым. Закрытое заседание допускается по постановлению Конституционного Суда в интересах охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Статья 35. Равноправие участников конституционного производства Конституционное производство осуществляется на основе равноправия его участников, которые пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.
Статья 36. Язык конституционного производства 1. Конституционное производство осуществляется на государственном языке, наравне с казахским официально употребляется русский язык. 2. Участвующим в конституционном производстве лицам, не владеющим языком конституционного производства, Конституционный Суд обеспечивает перевод на их родной язык или язык, которым они владеют. 3. Участники заседания, не владеющие языком конституционного производства, могут давать пояснения на родном языке или на языке, которым они владеют, и пользоваться услугами переводчика, специалиста жестового языка для лиц, имеющих инвалидность по слуху.
Статья 37. Приостановление конституционного производства 1. Конституционное производство может быть приостановлено в связи с действием непреодолимой силы, временно препятствующей дальнейшему производству по обращению, и иных случаях. При этом приостанавливается и срок рассмотрения обращения. 2. Конституционное производство по делу возобновляется при прекращении обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
Статья 38. Прекращение конституционного производства 1. Конституционное производство подлежит прекращению на любой стадии, но до удаления состава Конституционного Суда в совещательную комнату для вынесения итогового решения, в случаях: 1) отзыва участником конституционного производства поданного им обращения; 2) отмены или утраты юридической силы акта, конституционность которого оспаривается, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к соответствующим правоотношениям; 3) неподведомственности заявленного обращения Конституционному Суду; 4) принятия итогового решения Конституционного Суда по другому обращению, в котором ставился аналогичный вопрос. 2. Решение Конституционного Суда о прекращении конституционного производства по заявленному обращению лишает субъекта обращения возможности повторно обратиться в Конституционный Суд по тем же основаниям.
Статья 39. Протоколирование заседания Конституционного Суда 1. Заседание Конституционного Суда протоколируется и по мере необходимости стенографируется. 2. Протокол заседания Конституционного Суда ведется на языке конституционного производства. 3. Порядок ведения протокола заседания Конституционного Суда, требования, предъявляемые к его содержанию, а также иные вопросы протоколирования заседаний Конституционного Суда определяются Регламентом Конституционного Суда.
Статья 40. Государственная пошлина Порядок уплаты, возврата и размер государственной пошлины при направлении обращений граждан в Конституционный Суд, а также основания освобождения от ее уплаты определяются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|