|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Конституционного закона Республики Казахстан
1. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Конституционного закона РК (апрель 2022 года) 2. Проект Конституционного закона РК (май 2022 года) 3. Концепция проекта Конституционного закона РК (май 2022 года) 4. Проект Конституционного закона РК (май 2022 года) 5. Проект Конституционного закона РК (июнь 2022 года) 7. Постановление Правительства РК от 23 августа 2022 года № 589 о проекте Конституционного закона 8. Проект Конституционного закона РК (август 2022 года)
Проект
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
Раздел I. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ВЫСШИЙ ОРГАН СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Статус Конституционного Суда Республики Казахстан Конституционный Суд Республики Казахстан как государственный орган по защите Конституции Республики Казахстан обеспечивает ее верховенство на всей территории Республики. При осуществлении своих полномочий Конституционный Суд самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, руководствуется Конституцией Республики и настоящим Конституционным законом, воздерживается от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов, и не может исходить из политических и иных мотивов.
Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Республики Казахстан 1. Статус, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией Республики, настоящим Конституционным законом и иными законами Республики Казахстан. 2. По вопросам организации и порядка своей деятельности, не урегулированным Конституцией и настоящим Конституционным законом, Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда и иные акты.
Статья 3. Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Казахстан 1. Конституционный Суд состоит из одиннадцати судей, включая Председателя и его заместителя. 2. Председатель Конституционного Суда назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента. 3. Заместитель Председателя Конституционного Суда назначается Президентом Республики по представлению Председателя Конституционного Суда из числа судей Конституционного Суда. 4. Четверо судей Конституционного Суда назначаются на должность Президентом Республики, по трое судей Конституционного Суда назначаются по представлению председателей Палат Парламента соответственно Сенатом и Мажилисом Парламента.
Глава 2. СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Статья 4. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда как должностные лица государства 1. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда являются должностными лицами государства, статус которых определяется Конституцией и настоящим Конституционным законом. 2. Статус судьи Конституционного Суда не совместим с депутатским мандатом, членством в политической партии, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Статья 5. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного Суда В состав Конституционного Суда может быть назначен гражданин Республики не моложе сорока лет, постоянно проживающий на территории Республики последние десять лет, имеющий высшее юридическое образование, признанную высокую квалификацию в области права, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.
Статья 6. Срок полномочий судей Конституционного Суда 1. Полномочия Председателя и судей Конституционного Суда длятся шесть лет. Одно и то же лицо не может быть назначено судьей Конституционного Суда более двух раз подряд. 2. В случае выбытия или истечения срока пребывания в должности Председатель и судьи Конституционного Суда замещаются в порядке, установленном Конституцией и настоящим Конституционным законом. 3. Должности Председателя и судей Конституционного Суда замещаются в течение месяца со дня выбытия или истечения срока пребывания лиц в этих должностях. 4. Если срок полномочий Председателя или судей Конституционного Суда истекает в период рассмотрения с их участием вопроса, находящегося в производстве Конституционного Суда, то их полномочия сохраняются до вынесения итогового решения.
Статья 7. Присяга судей Конституционного Суда Судьи Конституционного Суда после своего назначения приносят присягу следующего содержания на заседании Конституционного Суда: «Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности судьи Конституционного Суда Республики Казахстан, быть беспристрастным и в своей деятельности подчиняться только Конституции Республики Казахстан, никому и ничему кроме нее.».
Статья 8. Удостоверения, нагрудный знак и мантия судей Конституционного Суда 1. Председателю Конституционного Суда, его заместителю и судьям Конституционного Суда выдаются удостоверения установленного образца, подписываемые Президентом Республики, а также нагрудный знак и мантия. 2. Положение о нагрудном знаке и мантии, их образцы и описание утверждаются Конституционным Судом.
Статья 9. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда 1. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены Конституционным Судом, в случаях, если: 1) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности; 2) в установленном порядке Парламентом дано согласие на его задержание, содержание под стражей, домашний арест, привод, привлечение к административной ответственности, влекущей наложение административного взыскания в судебном порядке, или уголовной ответственности. 2. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда принимается не позднее одного месяца со дня обнаружения оснований для приостановления полномочий. 3. Полномочия судьи Конституционного Суда приостанавливаются до отпадения оснований к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи осуществляется Конституционным Судом. 4. Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда. 5. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда не лишает его гарантий, установленных настоящим Конституционным законом.
Статья 10. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда 1. Полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются назначившим его Президентом Республики Казахстан, Сенатом Парламента, Мажилисом Парламента вследствие: 1) удовлетворения прошения об отставке; 2) подачи заявления об освобождении от должности по собственному желанию; 3) прекращения гражданства Республики Казахстан или получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; 4) вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда; 5) признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 6) признания его безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу; 7) его смерти; 8) назначения с нарушением требований, установленных Конституцией и настоящим Конституционным законом; 9) грубого нарушения Конституции и требований настоящего Конституционного закона; 10) истечения установленного Конституцией срока пребывания в должности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 6 настоящего Конституционного закона. 2. С прекращением полномочий судьи Конституционного Суда прекращаются также его полномочия в качестве Председателя Конституционного Суда или заместителя Председателя.
Глава 3. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Статья 11. Независимость судей Конституционного Суда 1. Судьи Конституционного Суда при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции и настоящему Конституционному закону. Никакие иные акты не имеют для них заведомо обязательной силы. Какое-либо вмешательство в их деятельность, а также оказание давления или иного воздействия на них в какой бы то ни было форме не допускается и влекут ответственность по закону. 2. Деятельность судей Конституционного Суда по вопросам конституционного судопроизводства не подотчетна. Никто не вправе требовать от них отчета по вопросам осуществления ими своих полномочий. 3. Никто не вправе испрашивать, а судьи Конституционного Суда не вправе, кроме как на заседании Конституционного Суда, высказывать мнение или консультировать по вопросам, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Суда, до вынесения по ним итогового решения. 4. В течение срока полномочий судьи Конституционного Суда несменяемы. Их полномочия не могут быть прекращены или приостановлены, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Конституционным законом. 5. Судья Конституционного Суда обязан заявить самоотвод, который подлежит удовлетворению Конституционным Судом при условии, если его объективность может вызвать сомнение вследствие личной прямой или косвенной заинтересованности в рассматриваемом Конституционным Судом вопросе. 6. Судья Конституционного Суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде или иных государственных органах.
Статья 12. Неприкосновенность судей Конституционного Суда 1. Судьи Конституционного Суда в течение срока своих полномочий не могут быть задержаны, подвергнуты содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжких или особо тяжких преступлений. 2. После регистрации повода к началу досудебного расследования в Едином реестре досудебных расследований досудебное расследование в отношении судей Конституционного Суда может быть продолжено только с согласия Генерального Прокурора, который вносит в Парламент представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности судей Конституционного Суда. В случаях, когда судья Конституционного Суда задержан на месте преступления либо установлен факт приготовления или покушения на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо им совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, досудебное расследование в отношении него может быть продолжено до получения согласия Генерального Прокурора, но с обязательным его уведомлением в течение суток. Надзор за соблюдением законности в ходе расследования дела осуществляется Генеральным Прокурором. 3. Судьи Конституционного Суда дисциплинарной ответственности не подлежат. 4. Никто не вправе отстранить судью Конституционного Суда от участия в заседании Конституционного Суда, если его полномочия не приостановлены в соответствии с настоящим Конституционным законом. 5. Судья Конституционного Суда не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за позицию, выраженную им при рассмотрении дела в Конституционном Суде, если только вступившим в законную силу обвинительным приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.
Статья 13. Равенство прав судей Конституционного Суда Судьи Конституционного Суда обладают равными правами в рассмотрении находящихся в производстве Конституционного Суда вопросов и принятии по ним решений, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 55 настоящего Конституционного закона.
Статья 14. Обеспечение безопасности судей Конституционного Суда 1. Судьи Конституционного Суда, члены их семей и имущество находятся под защитой государства. 2. Органы внутренних дел обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи Конституционного Суда и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее обращение. Вред, причиненный судье Конституционного Суда и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета.
Статья 15. Материальное и социальное обеспечение судей Конституционного Суда 1. Заработная плата Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда устанавливается в порядке, предусмотренном подпунктом 9-1) статьи 66 Конституции Республики. 2. Жилищное, транспортное и иное обеспечение, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение Председателя Конституционного Суда осуществляется на уровне Первого заместителя Премьер-Министра Республики, заместителя Председателя Конституционного Суда - на уровне заместителя Премьер-Министра, судей Конституционного Суда - на уровне министра Республики Казахстан. 3. Судьям Конституционного Суда предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов. 4. Впервые назначенным на должность судьям Конституционного Суда и членам их семей возмещаются расходы по переезду. 5. Обеспечение судей Конституционного Суда жильем производится за счет средств республиканского бюджета. Судье Конституционного Суда и членам его семьи во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев со дня назначения на должность, предоставляется благоустроенное жилое помещение из государственного жилищного фонда по нормам, исключающим отнесение судьи Конституционного Суда к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Служебное жилое помещение, занимаемое для постоянного проживания судьей Конституционного Суда, может быть по его желанию приватизировано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 6. Судьи Конституционного Суда обеспечиваются мантиями за счет средств республиканского бюджета. 7. Судьи Конституционного Суда и совместно проживающие с ними члены их семей в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечиваются медицинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения.
Статья 16. Компенсации в случае получения увечья или гибели (смерти) судьи Конституционного Суда 1. При получении судьей Конституционного Суда увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания) в период исполнения им служебных обязанностей ему производится выплата единовременной компенсации в размере, установленном настоящей статьей. 2. В случае гибели (смерти) судьи Конституционного Суда при исполнении служебных обязанностей либо в течение года после прекращения полномочий судьи Конституционного Суда вследствие получения увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания), полученного при исполнении служебных обязанностей, лицам, имеющим право на получение компенсации, выплачивается единовременная компенсация в размере шестидесятимесячного должностного оклада судьи Конституционного Суда. 3. При установлении судье Конституционного Суда инвалидности, наступившей в результате увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания), полученного при исполнении служебных обязанностей, ему выплачивается единовременная компенсация в размерах: 1) инвалиду I группы - тридцатимесячного должностного оклада; 2) инвалиду II группы - восемнадцатимесячного должностного оклада; 3) инвалиду III группы - шестимесячного должностного оклада. 4. В случае получения судьей при исполнении служебных обязанностей тяжелого увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания), не повлекшего установления инвалидности, ему выплачивается единовременная компенсация в размере полуторамесячного должностного оклада, легкого увечья - половины месячного должностного оклада. 5. Для погребения умерших или погибших судей Конституционного Суда и пенсионеров, вышедших на пенсию с должности судьи Конституционного Суда, выплачивается единовременная денежная компенсация в размере трехмесячной заработной платы судьи Конституционного Суда на момент их кончины. 6. Порядок выплаты единовременной компенсации определяется Правительством Республики Казахстан. 7. Единовременная компенсация не выплачивается, если в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, доказано, что увечье (травма, ранение, контузия, профессиональное заболевание) или гибель (смерть) судьи Конституционного Суда наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей.
Статья 17. Лишение судьи Конституционного Суда гарантий по материальному и социальному обеспечению Судья Конституционного Суда при прекращении его полномочий в связи с совершением им преступления, невыполнением иных требований настоящего Конституционного закона, на основании решения Конституционного Суда лишается: 1) права на отставку и гарантии личной неприкосновенности; 2) всех материальных и социальных гарантий, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 15, статьей 16 настоящего Конституционного закона.
Статья 18. Отставка судьи Конституционного Суда 1. Отставкой является прекращение полномочий судьи Конституционного Суда в форме почетного ухода с должности судьи, имеющего безупречную репутацию, стаж судейской работы в Конституционном Суде не менее конституционного срока полномочий и стаж по юридической специальности не менее двадцати лет, с сохранением за ним звания судьи Конституционного Суда, гарантии личной неприкосновенности и иных материальных и социальных гарантий, предусмотренных настоящим Конституционным законом. При этом в стаж судейской работы в Конституционном Суде, дающий право на отставку, засчитывается время предшествующей работы на должностях Председателя и члена Конституционного Совета, Высшего Судебного Совета, судей судов Республики. Освобождение судьи Конституционного Суда от должности в форме отставки осуществляется по письменному заявлению судьи об отставке. 2. Судьи Конституционного Суда, прекратившие свои полномочия в связи с назначением их на другие должности, имеют право на отставку и предусмотренные настоящей статьей выплаты и гарантии при условии соответствия требованиям, установленным настоящей статьей. 3. При выходе в отставку судье Конституционного Суда выплачивается единовременное выходное пособие в размере двадцати четырех месячных должностных окладов. 4. Судье Конституционного Суда, пребывающему в отставке, достигшему пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», выплачивается необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере пятидесяти процентов от должностного оклада судьи Конституционного Суда, кроме случаев приостановления или прекращения отставки. Судья Конституционного Суда, которому были назначены пенсионные выплаты, с момента выхода в отставку вправе по своему усмотрению получать ежемесячное пожизненное содержание. В этом случае начисление ему пенсионных выплат прекращается. Максимальный размер ежемесячного пожизненного содержания судьи Конституционного Суда, пребывающего в отставке, не должен превышать стодвадцатикратный месячный расчетный показатель, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Размер ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда, пребывающему в отставке, исчисляется по системе оплаты труда, действующей на дату обращения за выплатой указанного содержания. При повышении в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке размера оплаты труда судей Конституционного Суда соответственно производится перерасчет ежемесячного пожизненного содержания. Порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда, пребывающему в отставке, определяется Правительством Республики Казахстан. Судья Конституционного Суда, пребывающий в отставке, имеет право на получение пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений, сформированных на его индивидуальном пенсионном счете. 5. Выплата ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда, пребывающему в отставке, приостанавливается в случае занятия им в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемой из республиканского или местного бюджета либо из средств Национального Банка Республики Казахстан должности, за исключением должности, связанной с занятием преподавательской, научной или иной творческой деятельностью. В случае прекращения занятия должности, оплачиваемой из республиканского или местного бюджета либо из средств Национального Банка Республики Казахстан, выплата ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда возобновляется. 6. Отставка судьи Конституционного Суда прекращается в случаях: совершения им преступления; по собственному желанию; прекращения гражданства Республики Казахстан; его смерти или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. До рассмотрения оснований для прекращения отставки судьи отставка судьи Конституционного Суда приостанавливается. Приостановление отставки судьи Конституционного Суда осуществляется Конституционным Судом. Отставка судьи Конституционного Суда возобновляется, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении отставки судьи Конституционного Суда. 7. В случае прекращения отставки судья Конституционного Суда лишается гарантии личной неприкосновенности и гарантий, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 15 настоящего Конституционного закона. В случае приостановления отставки судьи Конституционного Суда приостанавливается также действие гарантии личной неприкосновенности и гарантий, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 15 настоящего Конституционного закона. Прекращение отставки осуществляется Конституционным Судом.
Статья 19. Пенсионное обеспечение судей Конституционного Суда Пенсионное обеспечение судей Конституционного Суда осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.
Глава 4. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Статья 20. Компетенция Конституционного Суда 1. Конституционный Суд в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 72 Конституции решает в случае спора вопрос о правильности проведения: 1) выборов Президента Республики; 2) выборов депутатов Парламента; 3) республиканского референдума. 2. Конституционный Суд в соответствии с подпунктами 2), 2-1), 3) пункта 1 статьи 72 Конституции рассматривает на соответствие Конституции: 1) до подписания Президентом принятые Парламентом законы; 2) принятые Парламентом и его Палатами постановления; 3) международные договоры Республики до их ратификации. 3. Конституционный Суд в соответствии с подпунктами 4), 5) пункта 1 статьи 72 Конституции дает: 1) официальное толкование норм Конституции; 2) до принятия Парламентом соответственно решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики - заключение о соблюдении установленных конституционных процедур. 4. Конституционный Суд в соответствии с: 1) пунктом 2 статьи 72 Конституции рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, предусмотренных статьей 78 Конституции; 2) подпунктом 6) статьи 53 Конституции по результатам обобщения практики конституционного судопроизводства ежегодно направляет Парламенту послание о состоянии конституционной законности в Республике; 3) пунктом 3 статьи 72 Конституции по жалобам граждан рассматривает на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией; 4) пунктами 4 и 5 статьи 72 Конституции рассматривает обращения Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. 5. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.
Статья 21. Иные полномочия Конституционного Суда Конституционный Суд: 1) утверждает Регламент Конституционного Суда; 2) в пределах компетенции вправе запрашивать и получать документы, материалы и иную информацию от всех государственных органов, организаций, а также привлекать в установленном порядке специалистов к экспертной и научно-консультационной работе. По таким запросам необходимые документы и иная информация должны быть представлены в течение пятнадцати рабочих дней, если иной срок не указан Конституционным Судом; 3) в особых случаях по принятому к производству обращению по собственной инициативе или по ходатайству сторон вправе приостановить действие закона или иного нормативного правового акта, исполнение принятых на его основе правовых актов до принятия Конституционным Судом итогового решения, если их действие или исполнение привело либо может привести к нарушению прав и свобод человека, а также необратимым последствиям для безопасности Республики Казахстан; 4) вправе принимать постановление, которым обращает внимание государственных органов или должностных лиц, организаций и иных лиц на установленные в ходе конституционного судопроизводства факты нарушения законодательства, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений и требующие принятия соответствующих мер, ненадлежащее выполнение законных требований Конституционного Суда, а также на проявленные лицами высокую сознательность и профессионализм при выполнении гражданского или служебного долга, содействовавших всестороннему и качественному рассмотрению обращения и укреплению режима конституционной законности. Не позднее чем в месячный срок по постановлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено Конституционному Суду; 5) принимает решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда; 6) утверждает образец мантии судей Конституционного Суда; 7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Конституционным законом.
Статья 22. Заседания Конституционного Суда 1. Конституционный Суд Республики Казахстан рассматривает и разрешает входящие в его полномочия вопросы в заседаниях Конституционного Суда. 2. Заседание Конституционного Суда правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда. 3. Рассмотрение жалоб может осуществляться составами судей, формируемыми Конституционным Судом. В случае, если решение состава судей по жалобе может привести к расхождениям в правовых позициях, выраженных в ранее принятых решениях, а также затрагивает концептуальные вопросы, имеющие важное значение, рассмотрение жалобы осуществляется Конституционным Судом. 4. Рассмотрение вопроса о принятии обращения к производству может осуществляться коллегией с участием не менее трех судей Конституционного Суда под председательством Председателя Конституционного Суда, его заместителя либо одного из судей по поручению Председателя Конституционного Суда. 5. Заседания Конституционного Суда созываются по мере необходимости Председателем Конституционного Суда, а при его отсутствии – заместителем Председателя Конституционного Суда либо лицом, исполняющим обязанности Председателя Конституционного Суда по его уполномочию.
Статья 23. Совещания Конституционного Суда Совещания Конституционного Суда могут проводиться по вопросам, непосредственно не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства, и не относящимся к вопросам, разрешаемым на заседаниях Конституционного Суда.
Статья 24. Полномочия Председателя Конституционного Суда 1. Председатель Конституционного Суда: 1) представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями Республики Казахстан, а также с органами иностранных государств и международных организаций; 2) руководит подготовкой к рассмотрению вопросов, принятых Конституционным Судом к производству; 3) созывает заседания и совещания Конституционного Суда, председательствует на них, вносит на их рассмотрение вопросы; 4) распределяет обязанности заместителя Председателя и судей Конституционного Суда, организует работу судей Конституционного Суда и его Аппарата; 5) определяет меры по обеспечению проведения заседания; 6) оглашает на совместном заседании Палат Парламента послание Конституционного Суда о состоянии конституционной законности в Республике; 7) подписывает решения и протоколы заседаний Конституционного Суда; 8) представляет на утверждение Конституционного Суда его Регламент, положение о Научно-консультативном совете при Конституционном Суде, кандидатуры секретаря и членов Научно-консультативного совета; 9) утверждает Положение об Аппарате Конституционного Суда, в пределах выделенных бюджетных ассигнований - структуру и штатное расписание Аппарата Конституционного Суда; 10) назначает и освобождает от должности Руководителя Аппарата Конституционного Суда и его заместителей; 11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда. 2. По вопросам своей компетенции Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения. 3. В случаях временного отсутствия Председателя Конституционного Суда его обязанности исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда или один из судей Конституционного Суда, определяемый приказом Председателя Конституционного Суда.
Статья 25. Заместитель Председателя Конституционного Суда Заместитель Председателя Конституционного Суда исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда в случае его временного отсутствия, координирует работу по организации заседаний Конституционного Суда, их протоколированию, а также осуществляет иные обязанности, возложенные на него Председателем Конституционного Суда.
Раздел II. КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Глава 5. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Статья 26. Конституционное судопроизводство и формат его осуществления 1. Рассмотрение и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется в порядке конституционного судопроизводства, установленного Конституцией, настоящим Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда. 2. Конституционное судопроизводство ведется в бумажном и (или) электронном форматах.
Статья 27. Особенности электронного формата конституционного судопроизводства 1. Конституционное судопроизводство полностью или частично может осуществляться в электронном формате, о чем выносится постановление. При таком формате акты Конституционного Суда и действия его должностных лиц, участников конституционного судопроизводства и лиц, привлекаемых при рассмотрении обращения, могут быть оформлены в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью. 2. При ведении конституционного судопроизводства в электронном формате его материалы формируются в электронное дело. 3. По инициативе Конституционного Суда участники конституционного судопроизводства, лица, привлекаемые при рассмотрении обращения, их представители и иные лица могут участвовать в заседании Конституционного Суда путем использования технических средств связи. 4. Порядок применения в ходе конституционного судопроизводства технических средств и информационных сервисов определяется с учетом требований настоящего Конституционного закона, Регламента Конституционного Суда и законодательства Республики Казахстан.
Статья 28. Верховенство Конституции Республики Казахстан Конституционное судопроизводство осуществляется на основе принципа верховенства Конституции Республики Казахстан
Статья 29. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств обращения Конституционный Суд обязан принять все меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств обращения.
Статья 30. Коллегиальность 1. Рассмотрение обращений в Конституционном Суде и принятие решений по ним производятся коллегиально. 2. При определении кворума не учитываются судьи, полномочия которых приостановлены Конституционным Судом.
Статья 31. Гласность Рассмотрение обращений в Конституционном Суде является открытым. Закрытое заседание допускается по определению Конституционного Суда в интересах охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Статья 32. Состязательность и равноправие сторон Конституционное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.
Статья 33. Язык конституционного судопроизводства 1. Конституционное судопроизводство осуществляется, а принимаемые Конституционным Судом решения излагаются на государственном языке, наравне с казахским официально употребляется русский язык. 2. Участвующим в конституционном судопроизводстве лицам, не владеющим языком конституционного судопроизводства, Конституционный Суд обеспечивает перевод на их родной язык или язык, которым они владеют. 3. Участники заседания, не владеющие языком конституционного судопроизводства, могут давать пояснения на родном языке или на языке, которым они владеют, и пользоваться услугами переводчика.
Статья 34. Приостановление конституционного судопроизводства 1. Конституционное судопроизводство может быть приостановлено в связи с действием непреодолимой силы, временно препятствующей дальнейшему производству по обращению, назначением экспертизы и иных случаях. При этом приостанавливается и срок рассмотрения обращения. 2. Производство по делу возобновляется при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
Статья 35. Прекращение конституционного судопроизводства 1. Конституционное судопроизводство подлежит прекращению на любой стадии, но до удаления состава Конституционного Суда в совещательную комнату для вынесения итогового решения, в случаях: 1) отказа субъекта от заявленного им обращения; 2) отмены или утраты юридической силы акта, конституционность которого оспаривается, за исключением случаев, когда он продолжает применяться на основании его обратной силы; 3) неподведомственности заявленного обращения Конституционному Суду. 2. Решение Конституционного Совета о прекращении конституционного производства по заявленному обращению лишает субъекта обращения возможности повторно обратиться в Конституционный Суд по тем же основаниям.
Статья 36. Протоколирование заседания Конституционного Суда 1. Заседание Конституционного Суда протоколируется и по мере необходимости стенографируется. 2. Протокол заседания Конституционного Суда ведется на языке конституционного судопроизводства. 3. Порядок ведения протокола заседания Конституционного Суда, требования, предъявляемые к его содержанию, а также иные вопросы протоколирования заседаний Конституционного Суда определяются Регламентом Конституционного Суда.
Статья 37. Судебные расходы 1. Судебные расходы состоят из государственной пошлины за подачу жалоб и издержек, связанных с производством по обращению. 2. Порядок уплаты и размер государственной пошлины при направлении жалоб в Конституционный Суд, а также основания освобождения от ее уплаты определяются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|