|
|
|
Сельскохозяйственный производственный кооператив
С.И. Климкин, к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, в.н.с. НИИ частного права Каспийского университета
1. Правовое положение сельскохозяйственного производственного кооператива определяется Законом Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. № 372-V «О сельскохозяйственных кооперативах» (далее – Закон, анализируемый Закон), которым также регламентируются правовое положение, права и обязанности его членов, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации сельскохозяйственных кооперативов и их ассоциаций (союзов). Со дня принятия изменение в анализируемый Закон вносилось лишь Законом от 28 октября 2019 г. № 268-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса». В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли законодательства 030.000.000 Гражданское законодательство (030.001.000 Субъекты гражданских правоотношений).
2. В своём выступлении на расширенном заседании Правительства 15 июля 2019 г. Президент Республики Казахстан К-Ж.К. Токаев, в том числе отметил, что общая цель определена – это увеличение производительности труда в сельском хозяйстве и экспорта в 2,5 раза. <…> Мы должны уметь конкурировать и давать отличные коммерческие и фискальные условия, которые не будут меняться в зависимости от смены руководства отрасли или региона. <…> Поэтому Правительству необходимо выработать четкие кратко- и среднесрочные приоритеты сельскохозяйственной политики и на их базе стабилизировать инструменты поддержки [1]. В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 г. указывается: «Нам следует помнить о потенциале и горизонтальной кооперации. Без нее никакого прорыва в развитии АПК не будет. Разрозненные личные подсобные хозяйства фактически находятся на грани выживания. Речи о высокой производительности, качестве продукции, регулярности товарных поставок идти не может. Отсюда низкая конкурентоспособность и засилье импорта. При кооперации сохраняются все права на землю и активы, в то же время она помогает консолидировать усилия множества хозяйств при закупе сырья, производстве и реализации продукции. Не секрет, что тяжелый сельский труд оценивается сверхдешево, а основную прибыль получают перекупщики. Поэтому в рамках программ субсидирования и налоговых льгот следует подготовить пакет мер по стимулированию кооперации на селе» [2]. Наконец, в своем Послании народу Казахстан «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» от 1 сентября 2022 г. Президент К-Ж.К. Токаев отметил: «Большие перспективы для развития аграрной сферы открывает сельская кооперация. Был реализован соответствующий пилотный проект. По его итогам урожайность в сельхозкооперативах, участвовавших в нем, увеличилась в два раза, а прирост поголовья – почти на четверть. Данный успешный опыт нужно поэтапно масштабировать по всей стране с учетом специфики регионов» [3].
3. Законом РК от 29 октября 2015 г. № 373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственных кооперативов» статья 96 ГК РК дополнена пунктом 5 следующего содержания: «5. Правовое положение сельскохозяйственного кооператива, образуемого в форме производственного кооператива, а также правовое положение, права и обязанности его членов определяются настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О сельскохозяйственных кооперативах». Таким образом, было соблюдено требование, предусмотренное частью первой п. 2 ст. 3 Гражданского Кодекса РК (Общая часть), о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в законодательстве Республики Казахстан и противоречащие нормам настоящего Кодекса, могут применяться только после внесения в Кодекс соответствующих изменений. Этим были также разрешены возможные коллизии между анализируемым Законом и ГК РК (Общая часть) в пользу Закона. При этом, с точки зрения решения задачи построения стройной системы организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц (на что, в том числе был направлен Гражданский кодекс РК (Общая часть) при его разработке), вызывает вопросы соотношение анализируемого Закона и Закона Республики Казахстан от 5 октября 1995 г. № 2486 «О производственном кооперативе». Так, с одной стороны, пункт 1 ст. 5 анализируемого Закона устанавливает, что сельскохозяйственный кооператив создается и действует в форме производственного кооператива. С другой стороны, пунктом 2 ст. 2-1 Закона «О производственном кооперативе» предусмотрено, что действие настоящего Закона не распространяется на отношения по регулированию правового положения сельскохозяйственного кооператива, образуемого в форме производственного кооператива, а также правового положения, прав и обязанностей его членов, которые определяются Законом Республики Казахстан «О сельскохозяйственных кооперативах».
4. Назовем основные отличия (особенности) сельскохозяйственного кооператива: а) членами сельскохозяйственного кооператива могут быть как физические, так и/или юридические лица; б) число учредителей – не менее трех; в) допускается ассоциированное членство, при котором лицо, внесшее предусмотренный уставом для такого члена имущественный (паевой) взнос в виде денег, по которому получает дивиденды, несет риск убытков, связанных с деятельностью сельскохозяйственного кооператива, в пределах стоимости внесенного им имущественного (паевого) взноса, имеет право совещательного голоса, а также наделено другими правами и обязанностями с учетом ограничений, установленных Законом и уставом сельскохозяйственного кооператива; г) личное трудовое участие членов кооператива в его деятельности не является обязательным; д) основными видами деятельности сельскохозяйственных кооперативов являются производство, переработка, сбыт, хранение сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), снабжение средствами производства и материально-техническими ресурсами и другие виды сервисного обслуживания членов кооператива, а также ассоциированных членов кооператива. Такое положение не может быть признано обоснованным, поскольку дает основания полагать, что «производственный кооператив» – понятие родовое, а «сельскохозяйственный производственный кооператив» (часть первая п. 4 ст. 5 анализируемого Закона) – понятие видовое, причем представленное лишь одним видом. Примечательно, что в Сводном отчете по электронному регистру юридических лиц, филиалов и представительств содержится графа «прочие коммерческие организации», хотя Гражданский кодекс РК (Общая часть) предусматривает исключительный перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций.
5. В анализируемом Законе содержатся следующие прямые отсылки к Гражданскому Кодексу Республики Казахстан: - «Законодательство Республики Казахстан о сельскохозяйственных кооперативах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан» (пункт 1 ст. 3 Закона), - «Ликвидация сельскохозяйственного кооператива осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан с учетом требований законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве, а также настоящего Закона» (пункт 2 ст. 41 Закона). При этом, однако, отметим, что такого законодательного акта, как «Гражданский кодекс Республики Казахстан», не существует. Есть Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. № 268-XIII и Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. № 409-І. Это два самостоятельных законодательных акта, принятых и введенных в действие в разное время, разными высшими представительными органами страны и имеющих разные регистрационные номера [4]. В этой связи необходимо максимально корректно использовать такого рода бланкетные нормы.
6. Также содержатся непрямые отсылки к Трудовому кодексу Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. № 414-V («Трудовые отношения в сельскохозяйственном кооперативе регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан» (пункт 5 ст. 5 Закона)) и Земельному кодексу Республики Казахстан от 20 июня 2003 г. № 442-II («Передача права землепользования в качестве имущественного (паевого) взноса производится в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан» (часть шестая п. 2 ст. 21 Закона)); «Особенности выплаты (выдачи) пая в виде земельных участков или вещных прав на них членам кооператива при их выходе из сельскохозяйственного кооператива устанавливаются земельным законодательством Республики Казахстан» (пункт 6 ст. 30 Закона)).
7. Отметим отдельные замечания по Закону. 7.1. В соответствии с подпунктом 1) п. 2 ст. 17 Закона, устав сельскохозяйственного кооператива в обязательном порядке должен содержать фирменное наименование и организационно-правовую форму. Пунктом 1 ст. 38 ГК РК (Общая часть), в том числе установлено, что наименование юридического лица включает в себя его название и указание на организационно-правовую форму. В этой связи в подпункте 1) пункта 2 статьи 17 Закона слова «и организационно-правовую форму» являются лишними. 7.2. В соответствии с подпунктом 2) п. 2 ст. 17 Закона, устав сельскохозяйственного кооператива в обязательном порядке должен содержать статус субъекта предпринимательства. Критерии отнесения субъектов частного предпринимательства к различным категориям установлены статьей 24 Кодекса РК от 29 октября 2015 г. № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан». При этом, согласно пункту 6 Правил расчета среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъектов предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства РК от 30 декабря 2015 г. № 1128, для вновь созданных субъектов предпринимательства в первый год работы до 15 ноября следующего года расчет среднегодовой численности работников не производится. Первый расчет среднегодовой численности работников субъектов предпринимательства осуществляется после представления этими субъектами первой годовой налоговой отчетности. В этой связи требование об указании в уставе сельскохозяйственного кооператива статуса субъекта предпринимательства является излишним. 7.3. В соответствии с подпунктом 4) п. 2 ст. 17 Закона, устав сельскохозяйственного кооператива в обязательном порядке должен содержать цели создания и виды деятельности. Согласно части второй п. 3 ст. 41 ГК РК (Общая часть), учредительными документами хозяйственного товарищества, акционерного общества и производственного кооператива могут быть предусмотрены предмет и цели их деятельности. В этой связи подпункт 4) пункта 2 статьи 17 анализируемого Закона противоречит указанному положению ГК РК (Общая часть). Аналогичное замечание в отношении подпункта 19) п. 2 ст. 17 Закона: «условия изменения вида деятельности сельскохозяйственного кооператива». 7.4. Пунктом 3 ст. 17 Закона установлено, что по решению общего собрания учредителей кооператива его устав может включать в себя не противоречащие законодательству Республики Казахстан иные сведения, в том числе содержащиеся в типовом уставе сельскохозяйственного кооператива, разрабатываемом и утверждаемом уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса. Типовой устав сельскохозяйственного кооператива утвержден приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 24 декабря 2015 г. № 1-2/1117 «Об утверждении типового устава сельскохозяйственного кооператива». Между тем, в соответствии с частью третьей п. 1 ст. 41 ГК РК (Общая часть), юридическое лицо, являющееся субъектом малого, среднего и крупного предпринимательства, может осуществлять свою деятельность на основании типового устава, содержание которого определяется Министерством юстиции Республики Казахстан. Таким образом, пункт 3 статьи 17 анализируемого Закона, а также названный приказ противоречат части третьей пункта 1 статьи 41 Гражданского кодекса РК (Общая часть). 7.5. Частью первой п. 3 ст. 20 Закона установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом сельскохозяйственного кооператива осуществляют его органы управления в пределах предоставленных им полномочий. Между тем, согласно части первой п. 2 ст. 188 ГК РК (Общая часть), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Поэтому соответствующие собственнические правомочия в отношении своего имущества реализует сам сельскохозяйственный кооператив как юридическое лицо- субъект гражданских прав. Иной вопрос, что согласно пункту 1 ст. 37 ГК РК (Общая часть), юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами. В этой связи часть первая пункта 3 статьи 20 анализируемого Закона подлежит приведению в соответствие с положениями Гражданского кодекса РК (Общая часть). 7.6. Отмечаем некорректность второго предложения пункта 1 ст. 21 Закона: «При внесении дополнительного взноса размер пая соответственно увеличивается». Данное обстоятельство может иметь место в случаях, когда дополнительные взносы осуществляются не всеми членами кооператива либо при непропорциональном внесении членами дополнительных взносов. Размеры же паев членов кооператива, не осуществивших дополнительные взносы, либо осуществивших их в меньшем размере, чем другие участники, уменьшаются. В этой связи в пункте 1 статьи 21 Закона слова «При внесении дополнительного взноса размер пая соответственно увеличивается» заменить словами «При внесении членами кооператива дополнительных взносов размеры их паев подлежат соответствующему перерасчету». 7.7. Представляется, что в Законе, как и в Типовом уставе, не достаточно четко определен правовой режим кооперативных выплат. Так, согласно пунктам 2, 3 ст. 23 Закона, кооперативные выплаты членам кооператива – часть дохода сельскохозяйственного кооператива, выплачиваемая членам кооператива пропорционально их участию в производственной и (или) иной хозяйственной деятельности сельскохозяйственного кооператива в порядке, установленном уставом сельскохозяйственного кооператива. Решение о распределении кооперативных выплат принимается до принятия решения общего собрания членов кооператива по утверждению результатов деятельности сельскохозяйственного кооператива за соответствующий год. При этом неясно, за счет каких источников обеспечиваются эти выплаты, поскольку они производятся до утверждения результатов деятельности кооператива за соответствующий год. 7.8. Подпунктом 3) п. 1 ст. 29 Закона предусмотрено, что членство в сельскохозяйственном кооперативе прекращается в случае прекращения деятельности физического лица или ликвидации юридического лица, являющегося членом кооператива или ассоциированным членом кооператива. Однако гражданскому законодательству Республики Казахстан не известен такой юридический факт как прекращение деятельности физического лица. Это же выражение используется в пункте 5 ст. 30 Закона. В этой связи подпункт 3) п. 1 ст. 29 Закона после слова «прекращения» следует дополнить словами «участия в его»; в пункте 5 статьи 30 Закона слова «деятельности физического лица» заменить словами «участия физического лица в деятельности кооператива». 7.9. Пунктом 1 ст. 30 Закона, посвященным отчуждению пая, установлено, что член кооператива вправе произвести отчуждение другому лицу своего пая и выйти из сельскохозяйственного кооператива. Между тем, выход из сельскохозяйственного кооператива и отчуждение пая другим лицам – самостоятельные способы прекращения членства (соответственно, подпункты 1) и 2) п. 1 ст. 29 Закона). Таким образом, в пункте 1 ст. 30 Закона слова «и выйти из сельскохозяйственного кооператива» следует исключить. 7.10. Пункт 2 ст. 30 Закона предусматривает, что при ликвидации юридического лица, являющегося членом кооператива или ассоциированным членом кооператива, его правопреемнику выплачивается (выдается) его пай, а также причитающиеся члену кооператива кооперативные выплаты и часть чистого дохода сельскохозяйственного кооператива. Однако ликвидация юридического лица, за редкими исключениями, не влечет правопреемства. В таком случае стоимость пая ликвидируемого члена сельскохозяйственного кооператива подлежит включению в имущественную массу. 7.11. Юридически некорректным является пункт 4 ст. 30 Закона: если сельскохозяйственный кооператив не имеет возможности выплатить (выдать) выбывающему члену кооператива его пай, общее собрание членов кооператива выносит решение о внесении другими членами кооператива дополнительных взносов, за счет которых выплачивается (выдается) пай. По данному положению у нас имеется ряд замечаний: - внесение в данном случае дополнительных взносов другими членами кооператива означает возложение на них ответственности по обязательствам самого кооператива, что не соответствует пункту 2 ст. 22 Закона; - выходящий из кооператива член ставится в преимущественное положение по отношению к его остающимся членам; - не определены последствия непринятия такого решения общим собранием членов кооператива; - наконец, то обстоятельство, что кооператив не имеет возможности выплатить (выдать) выбывающему члену стоимость его пая, означает, что балансовая стоимость активов этого кооператива не превышает нулевой уровень; соответственно, таковой является и стоимость паев членов кооператива. Следовательно, выходящий член кооператива не имеет права на получение при этом каких-либо выплат. 7.12. Пункт 1 ст. 31 Закона предусматривает, что лицо, исключенное из сельскохозяйственного кооператива, должно быть извещено в письменной форме в течение десяти рабочих дней с даты принятия общим собранием членов кооператива решения о его исключении. Такая конструкция (использование слова «извещено») априори предполагает, что такое общее собрание проводится в отсутствие исключаемого члена кооператива. Однако данный законодательный посыл является неверным. С учетом пункта 4 ст. 8 ГК РК (Общая часть), принятие кооперативом всех возможных мер к обеспечению участия в общем собрании члена кооператива, в отношении которого решается вопрос об его исключении, будет соответствовать требованиям законодательства к добросовестному осуществлению гражданских прав. 7.13. Пунктом 1 ст. 37 Закона установлено, что ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов – добровольное объединение сельскохозяйственных кооперативов, созданное в форме некоммерческой организации. Указанное положение сформулировано некорректно, поскольку противоречит логике статьи 34 ГК РК (Общая часть), в которой для деления юридических на коммерческие и некоммерческие используется термин «вид», являющийся родовым понятием по отношению к термину «форма» («организационно-правовая форма»). В этой связи слово «форме» подлежит замене словом «виде». 7.14. Содержание статьи 37 Закона позволяет утверждать, что ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов является самостоятельной (то есть иной) организационно-правовой формой некоммерческой организации. В этой связи анализируемый Закон не соответствует требованиям пункта 5 ст. 36 ГК РК (Общая часть), которым установлено, что права учредителей (участников) на имущество созданных ими юридических лиц иных организационно-правовых форм определяются законодательными актами Республики Казахстан. Однако данный вопрос своего отражения в Законе не нашел, что является его пробелом. 7.15. Поскольку с учетом классификации, установленной Законом РК от 16 января 2001 г. № 142-II «О некоммерческих организациях», ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов относится к некоммерческим организациям, образованным в «иной организационно-правовой форме», представляется целесообразным внесение соответствующего дополнения в пункт 2 статьи 17 Закона «О некоммерческих организациях». 8. Наконец, проблемным является вопрос введения в действие анализируемого Закона. Так, со дня введения его в действие с 1 января 2016 г. утратили силу Законы РК от 21 июля 1999 г. «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан», от 25 декабря 2000 г. «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)», от 8 апреля 2003 г. «О сельском потребительском кооперативе водопользователей». Также установлено, что сельские потребительские кооперативы, сельские потребительские кооперативы водопользователей, сельскохозяйственные товарищества обязаны пройти процедуру реорганизации или ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При невыполнении указанных требований по истечении одного года с момента вступления в силу настоящего Закона указанные кооперативы подлежат ликвидации по решению суда. При этом в Законе не указано, в какой форме должна быть произведена реорганизация. Однако очевидно, что она не может быть осуществлена с сохранением или созданием (последнее – при реорганизации в форме разделения, выделения или слияния) юридических лиц названных организационно-правовых форм в связи с их исключением из перечня организационно-правовых форм юридических лиц. В этой связи остается лишь преобразование. Но в юридическое лицо какой организационно-правовой формы должно быть осуществлено преобразование? Видятся лишь два варианта: в «просто» потребительский кооператив или сельскохозяйственный кооператив. Возможность преобразования в «просто потребительский кооператив» не противоречит законодательству, но показывает несовершенство самой системы некоммерческих организаций. Сложнее с возможностью преобразования сельских потребительских кооперативов, сельских потребительских кооперативов водопользователей и сельскохозяйственных товариществ в сельскохозяйственные кооперативы. При этом ответ, казалось бы, очевиден: поскольку законы об указанных формах юридических лиц поставлены на отмену в связи с принятием анализируемого Закона, то в юридическое лицо этой организационно-правовой формы им и надлежит преобразоваться. И пункт 1 ст. 15 Закона содержит прямой намек на эту возможность: сельскохозяйственный кооператив создается по решению учредительного собрания, а также путем преобразования юридических лиц в сельскохозяйственный кооператив. Но здесь законодательство сталкивается с вопросом о самой возможности преобразования некоммерческих юридических лиц в коммерческие, поскольку ГК РК (Общая часть) возможности такой реорганизации не допускает. Сторонники идеи возможности такого преобразования обычно выдвигают тезис: в гражданском праве, в отличие от административного и уголовного, действует принцип «разрешено всё, что не запрещено». И поскольку прямого запрета на преобразование некоммерческой организации в коммерческую гражданское законодательство не содержит, значит такое преобразование возможно. На наш взгляд, указанный подход к основам регулирования правоотношений ущербен. Ведь помимо метода прямого запрета и принципа свободы гражданских правоотношений (на примере регулирования договоров) существуют и менее категоричные способы регулирования, например, через предписание или дозволение. Так, частью первой п. 1 ст. 19 Закона «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация может быть создана путем ее образования, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Однако ни один из Законов Республики Казахстан, посвященных организационно-правовым формам коммерческих организаций (от 1 марта 2011 г. № 413-IV «О государственном имуществе», от 2 мая 1995 г. № 2255 «О хозяйственных товариществах», от 22 апреля 1998 г. № 220-І «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах» и от 5 октября 1995 г. № 2486 «О производственном кооперативе»), не допускает возможности создания коммерческой организации путем преобразования в нее некоммерческой организации. Иначе говоря, такого дозволения нет. Практика показывает, что и у Министерства юстиции РК нет готового ответа на данный вопрос [5].
__________ Сноски: 3. https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130 4. Подробнее об этом см.: Гражданское право и цифры - 2 / В кн.: Климкин С.И. Гражданское право Республики Казахстан: Зигзаги нормотворчества. – Алматы: Жеті Жарғы, 2019. С. 64; то же: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33122105 5. См., например, ответ Министра юстиции РК от 29 сентября 2016 г. на вопрос от 27 сентября 2016 г. № 553 (adilet.kz) «О преобразовании сельского потребительского кооператива водопользователей в сельскохозяйственный кооператив».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |