|
|
|
Об анализе стабильности (нестабильности) Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке»[1]
1. Общие показатели стабильности Закона[2] Закон был принят 18 февраля 2011 года. Начиная с 18 февраля 2011 года по 18 января 2022 года (130 месяцев 28 дней) изменения и дополнения в Закон внесены 12 законами. Наибольшее количество изменений было внесено в 2021году – 3 изменения; в 2014, 2015, 2018, 2019 гг. – по 2 изменения; в 2013 году – 1 изменение. (Диаграмма 1). Законодательная активность в 2021 году была связана с изменениями по вопросам: - науки (Закон РК от 31.03.2021 г № 24-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам науки»); - государственных закупок, закупок недропользователей и субъектов естественных монополий, связи, автомобильного транспорта, обороны и финансирования науки (Закон РК от 23.11.2010 г № 354-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок, закупок недропользователей и субъектов естественных монополий, связи, автомобильного транспорта, обороны и финансирования науки»); - перераспределения полномочий между уровнями государственного управления (Закон РК от 24.11.2021 г № 75-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между уровнями государственного управления»); В целом, следует отметить тенденцию по увеличению количества принимаемых правовых актов, изменяющих и дополняющих Закон, что является характерной особенностью развития законодательства в области науки.
Диаграмма 1
Понятие «коэффициент нестабильности» означает величину, определяемую, как результат деления количества нормативных актов, вносивших в него изменения, на количество месяцев, прошедших от момента принятия акта до момента измерения. Чем выше коэффициент нестабильности, тем чаще менялся закон. Значение коэффициента нестабильности (Кнестаб.) находится в зависимости от двух параметров: количества законов, вносящих изменения (А) и периода действия закона, в месяцах (T) и определяется как соотношение их числовых величин и выражается в следующей формуле:
Кнестаб. = А/Т= 12 /131=0,091
Средний период стабильности рассматриваемого Закона равен 10,9[3], из чего следует, что в среднем в рассматриваемый Закон вносились изменения один раз в период 10 месяцев и 9 дней. Анализ проведенных поправок Закона по ежемесячным показателям, демонстрирует, что наибольшее число изменений было внесено в ноябре (3 закона) и в марте, июле, октябре (по 2 закона) (Таблица 1). Таблица 1
Необходимо отметить, что из 12 законов, внесшие изменения и дополнения в Закон, только 2 закона были связаны с вопросами науки и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, 10 связаны с вопросами образования, перераспределения полномочий между уровнями государственного управления, закрепления компетенции государственных органов, государственно-частного партнерства, государственных закупок, информационной безопасности и т.д. (Таблица 2). Таблица 2
В ходе анализа стабильности Закона установлено следующее: - принятие закона с разницей в 9 дней (Закон РК от 15.11.2021 г. № 72-VIІ и Закон РК от 24.11.2021 г № 75-VII). Период стабильности Закона в минимальном значении составляет 9 дней, а в максимальном 2 года 7 месяцев 21 день (Закон РК от 13.11.2015 г № 398-V и Закон РК от 04.07.2018 г № 171-VI) Статьи анализируемого Закона Общее количество «Глава» – 8, «Статья» – 33, из них: подвергшихся изменениям – 21 статья, исключено – 0, дополнено – 2 статьи (Таблица 3) Таблица 3
Анализ законодательных актов, которыми вносились поправки в Закон, показал, что наиболее частым изменениям подвергалась статья 4 «Компетенция уполномоченного органа» (внесено 6 изменений), статья 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе», статья 3 «Компетенция Правительства Республики Казахстан», статья 5 «Компетенция отраслевого уполномоченного органа», статья 26 «Грантовое финансирование» (внесено по 4 изменения), а в статью 20 «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» и 27 «Программно-целевое финансирование» (внесено по 3 изменения). Вместе с тем вносились поправки в Закон 6 изменениями – 1 статью; 4 изменениями – 4 статьи; 3 изменениями – 2 статьи; 2 изменениями – 10 статей и 1 изменением – 2 статьи. Из 33 статей в последней редакции 12 статей не подвергались изменениям. На основе проведенного статистического анализа Закона сделаны следующие выводы: 1. Изученный законодательный акт является стабильным (среднее значение стабильности составляет 10,9), т.е. изменения в Закон вносились каждые 10 месяцев и 9 дней. Вместе с тем, изменения и дополнения внесены в 21 из 33 статей в последней редакции (31 статья в первоначальной редакции), т.е. в 63 % норм анализируемого Закона. 2. Большее количество изменений и дополнений были внесены в части перераспределения полномочий между уровнями государственного управления, закрепления компетенции государственных органов, образования, внедрения новых видов государственно-частного партнерства, государственных закупок, информационной безопасности. 3. Наибольшее количество внесенных в 2021 году изменений и дополнений можно объяснить интенсивностью работы над законодательными инициативами. 4. В приведенном законодательном акте отмечены факты внесения изменений и дополнений в течение определенного времени со значительным интервалом между законами о внесении изменений и дополнений. Период стабильности Закона в минимальном значении составляет 9 дней, а в максимальном 2 года 7 месяцев 21 день.
[1] Анализ подготовлен Жадауовой Ж.А. - к.ю.н., старшим научным сотрудником отдела анализа эффективности законодательства РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» E-mail:zhanara76@mail.ru [2] Данный анализ подготовлен на основе информации Бейбітқызы Алтынкыз - руководителя отдела тематической обработки НПА РК РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» по состоянию на 18 января 2022 года. [3] Средний период стабильности – длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения. Среднее значение периода стабильности определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |