|
|
|
Закон (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 октября 2015 года
О внесении изменений см.: Закон РК от 29 октября 2015 года № 376-V (вводится в действие с 1 января 2016 г.)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при трансфертном ценообразовании, в целях предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями.
Статья 1. Законодательство Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании 1. Законодательство Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Статья 2 изложена в редакции Закона РК от 09.06.10 г. № 288-IV (введено в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) цена из источников информации - цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также из других источников информации; 2) диапазон цен - ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации в порядке, установленном настоящим Законом; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) (см. стар. ред.) 3) котировальный период - период ценообразования, но не более тридцати одного календарного последовательного дня, за которые опубликованы котировки цен на бирже, установленный в контракте на реализацию товара (работы, услуги), в течение которого в соответствии с условиями сделки сторонами сделки определяется среднеарифметическое значение среднеарифметических ежедневных котировок цен на соответствующие биржевые товары (работы, услуги), а также небиржевые товары, цены на которые привязаны к котировкам на биржевые товары; Статья дополнена подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) 3-1) котировальный день - день, в котором имеется опубликованная котировка на товар (работу, услугу) в официально признанных источниках информации; 4) идентичные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки: физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя; 5) соответствующий рынок идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) - рынок назначения (поставки) товара (работы, услуги), на котором формируется рыночная цена, или рынок, на базе которого на рынке назначения (поставки) товара (работы, услуги) объективно формируется и (или) определяется рыночная цена; 6) однородные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми; 7) дифференциал - размер корректировки, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия цены сделки или цены из источника информации; 8) государство с льготным налогообложением - иностранное государство, определяемое в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан; 9) комиссионное (агентское) вознаграждение - плата за услуги торгового брокера, трейдера или агента по купле-продаже товара, выполнению работы, оказанию услуги, выплачиваемая в виде суммы или процента от суммы совершенной сделки, предусмотренная отдельным соглашением между участником сделки и торговым брокером, трейдером или агентом; 10) сделка, совершаемая на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанная с международной деловой операцией, - сделка по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые в последующем явились предметом международной деловой операции; Статья дополнена подпунктом 10-1 в соответствии с Законом РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) 10-1) неблагоприятные социально-экономические последствия - совокупность социальных и экономических последствий, препятствующих реализации национальных интересов или создающих им опасность, а также ставящих под угрозу устойчивое развитие национальной экономики; 11) экономическое обоснование применяемой цены - документы и информация, подтверждающие обоснованность применения цены сделки и предоставляемые в уполномоченные органы; 12) принцип «вытянутой руки» - принцип, применяемый для определения рыночной цены с учетом диапазона цен, на основе сравнения условий сделок между взаимосвязанными сторонами с условиями сделок между независимыми сторонами, осуществляющими сделки по рыночной цене, определяемой в порядке, установленном настоящим Законом; 13) маржа - сумма, получаемая торговым брокером, трейдером или агентом в результате проведения сделок по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг; 14) диапазон маржи - ряд значений, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночной маржи, определенными в соответствии с принципом «вытянутой руки», в сопоставимых экономических условиях; 15) цена сделки - цена товара (работы, услуги), применяемая участниками сделок при совершении сделки, регулируемой настоящим Законом; 16) участник сделки - физическое или юридическое лицо, заключившее сделку, регулируемую настоящим Законом; В подпункт 17 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.); Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V (см. стар. ред.) 17) отчетность по мониторингу сделок - данные по сделкам, включая сделки с применением трансфертных цен, совершенным в течение отчетного периода, представляемые участником сделки в органы государственных доходов ежегодно в соответствии с порядком и формой, утверждаемыми уполномоченным органом; 18) рыночная цена - цена товара (работы, услуги), сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях, определяемых в соответствии с принципом «вытянутой руки»; 19) диапазон норм рентабельности - ряд значений норм рентабельности, ограниченный минимальным и максимальным значениями норм рентабельности, определенными в соответствии с принципом «вытянутой руки», в сопоставимых экономических условиях; 20) норма рентабельности - отношение бухгалтерской прибыли от основной деятельности, полученной от реализации товара (работы, услуги), к затратам на производство и реализацию данного товара (работы, услуги); 21) льготы по налогам - освобождение (уменьшение) от налоговых обязательств по отдельным категориям налогоплательщиков, наличие инвестиционных налоговых преференций в соответствии с контрактом по инвестициям или осуществление деятельности на территории специальных экономических зон; 22) сопоставимые экономические условия - условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг), если различие между такими условиями не влияет на цену или может быть скорректировано в целях приведения условий сделок к сопоставимым экономическим условиям в соответствии с настоящим Законом; 23) торговый брокер, агент - лицо, выполняющее посреднические услуги в соответствии с условиями агентского соглашения, заключенного с участником сделки; 24) компенсация за выполнение торгово-посреднических функций - возмещение одной из сторон сделки в форме денежного вознаграждения или предоставления скидки (уменьшения цены) к цене реализации товара (работы, услуги) за осуществление торгово-посреднических услуг; 25) трансфертная цена (трансфертное ценообразование) - цена, которая формируется между взаимосвязанными сторонами и (или) отличается от объективно формирующейся рыночной цены с учетом диапазона цен при совершении сделок между независимыми сторонами, подлежащая контролю в соответствии с настоящим Законом; 26) соглашение по применению трансфертного ценообразования - письменный договор между уполномоченными органами и участником сделки, устанавливающий метод определения рыночной цены и источник информации, применяемый для определения рыночной цены, на определенный период; 27) трейдер - лицо, осуществляющее посреднические функции при купле-продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг самостоятельно и (или) по поручению участника сделки; 28) конечный потребитель - независимая сторона, не имеющая с участниками сделки особых взаимоотношений, оказывающих влияние на экономические результаты сделки, осуществляемой такими участниками сделки; Подпункт 29 изложен в редакции Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V (см. стар. ред.) 29) уполномоченный орган - орган государственных доходов Республики Казахстан; 30) долгосрочная цена - цена сделки, установленная на определенный период в официально признанных источниках информации и (или) контракте (договоре) между участниками сделки; 31) международные деловые операции - экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров; сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения; сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.06.10 г. № 288-IV (введены в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV (введены в действие с 1 июля 2010 г.) (см. стар. ред.) Статья 3. Осуществление контроля при трансфертном ценообразовании 1. Контроль при трансфертном ценообразовании (далее - контроль) осуществляется по следующим сделкам: 1) международным деловым операциям. При этом для целей настоящего подпункта: экспорт товаров - вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства - члена таможенного союза; импорт товаров - ввоз товаров на территорию Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена таможенного союза; 2) совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями: по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон; одна из сторон которых имеет льготы по налогам; одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки. 2. Контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами: 1) мониторинга сделок; 2) проверок; 3) иных процедур, установленных законами Республики Казахстан. 3. Порядок взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом, определяется уполномоченными органами. См.: Приказ Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 7 июня 2010 года № 249 «О распределении контрольных функций при трансфертном ценообразовании», Письмо НК МФ РК от 21 ноября 2009 года № НК-13-18/11651
В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.06.10 г. № 288-IV (введены в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.) Статья 4. Полномочия уполномоченных органов 1. Уполномоченные органы для целей осуществления контроля имеют право: 1) запрашивать от участников сделки, государственных органов и третьих лиц информацию, необходимую для определения рыночной цены и дифференциала, а также другие данные для проведения мониторинга сделок; 2) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.) 3) осуществлять мониторинг сделок; 4) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.) 5) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.) В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 6) заключать соглашение по применению трансфертного ценообразования в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан. 2. Исключен в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 3. Уполномоченные органы обязаны: 1) соблюдать права участников сделки; 2) защищать интересы государства; 3) рассматривать экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены; 3-1) рассматривать заявление участника сделки на заключение соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение девяноста рабочих дней со дня получения от участника сделки заявления; 3-2) направлять участнику сделки письменный ответ с причинами отказа в заключении соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения заявления участника сделки; 4) разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности по мониторингу сделок; 5) соблюдать тайну сведений, полученных в ходе осуществления контроля; 6) проводить рассмотрение жалоб участников сделки по результатам проверки в соответствии с законами Республики Казахстан. Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 4. Уполномоченные органы выполняют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.06.10 г. № 288-IV (введены в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.) Статья 5. Права и обязанности участников сделки 1. Участники сделки имеют право: 1) предоставлять уполномоченным органам экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую применяемые цены; 2) получать от уполномоченных органов информацию и разъяснения по законодательству Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании; 3) представлять свои интересы по вопросам, возникающим в связи с осуществлением контроля, лично либо через своего представителя или с участием налогового консультанта; 3-1) предоставлять уполномоченным органам экономическое обоснование применяемой цены и другую информацию, подтверждающую применяемую цену, в ходе осуществления контроля и обжалования уведомления о результатах налоговой проверки; 4) обжаловать в порядке, установленном законами Республики Казахстан, уведомления по актам проверок и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченных органов; 5) самостоятельно корректировать до проверки цену сделки и (или) объекты налогообложения, а также объекты, связанные с налогообложением; 6) заключать с уполномоченными органами соглашения по применению трансфертного ценообразования. 2. Участники сделки имеют иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан. 1) своевременно и в полном объеме исполнять обязанности в соответствии с настоящим Законом; 2) выполнять законные требования уполномоченных органов; 3) вести отчетность и документацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены сделки; 4) предоставлять в уполномоченные органы информацию и отчетность по мониторингу сделок, а также иные документы в порядке, предусмотренном настоящим Законом. По запросу уполномоченных органов участник сделки предоставляет информацию и документы, подтверждающие обоснованность применяемой цены сделки, в течение девяноста календарных дней; 5) по требованию уполномоченных органов в ходе проведения проверок предоставлять экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую применяемые цены. 4. Участники сделок выполняют иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом.
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.06.10 г. № 288-IV (введены в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) Статья 6. Мониторинг сделок 1. Мониторинг сделок осуществляется путем наблюдения уполномоченными органами за ценами, применяемыми участниками сделок. Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.) 2. Мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным органом. 3. По результатам мониторинга сделок в случае установления отклонения цены сделки от рыночной цены уполномоченными органами проводится проверка по вопросам трансфертного ценообразования. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.) 4. Правила осуществления мониторинга сделок утверждаются уполномоченным органом и включают в себя порядок заполнения участником сделки утвержденных форм отчетности по мониторингу сделок и их представления в уполномоченные органы, а также порядок ведения документации по мониторингу сделок. См.: Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 25 августа 2009 года № НК-05-22/8102
В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.06.10 г. № 288-IV (введены в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 07.11.14 г. № 248-V (см. стар. ред.) Статья 7. Отчетность и документация по мониторингу сделок 1. Отчетность по мониторингу сделок включает в себя следующую информацию: 1) документацию, подтверждающую обоснованность применения цен, включая: данные о взаимосвязанности сторон; описание предпринимательской деятельности участника сделки, отрасли, в которой осуществляет свою деятельность участник сделки, и условий рынка; прогнозы, стратегию бизнеса, методологию трансфертного ценообразования, включая информацию, касающуюся факторов, которые влияют на установление цены; функциональный анализ, анализ рисков, материальных и нематериальных активов; отчеты по международным стандартам, в том числе финансовую отчетность; 2) метод, применяемый для определения рыночной цены; 4) информацию по сделкам, указанным в статье 3 настоящего Закона, содержащую сведения из договоров (контрактов), счетов-фактур (инвойсов), грузовых таможенных деклараций, сведения, представляемые финансовыми организациями, а также иные сведения, необходимые для определения дифференциала; 5) описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и другую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги); 7) стратегию ведения деловых операций; 8) маржу, комиссионное (агентское) вознаграждение торгового брокера, трейдера или агента либо компенсации за выполнение ими торгово-посреднических функций. При этом участник сделки предоставляет информацию, раскрывающую составляющие маржи, если такая информация доступна участникам сделки, и в случае, если маржа включает в себя комиссионное (агентское) вознаграждение торгового брокера, трейдера или агента либо компенсацию за выполнение торгово-посреднических функций, уполномоченными органами эти составляющие не учитываются при осуществлении контроля; 9) другие данные, которые обосновывают правильность применения цены сделки и влияют на величину отклонения цены сделки от рыночной цены. Информация, указанная в подпунктах 1), 5), 6), 7), 8) и 9) части первой настоящей статьи, предоставляется в органы государственных доходов в случае наличия таких условий и данных, влияющих на величину отклонения цены сделки от рыночной цены при совершении сделок, регулируемых настоящим Законом. 2. Участники сделок, в том числе осуществляющие сделки с товарами, которые не подлежат мониторингу сделок в соответствии с настоящим Законом, обязаны вести документацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены, и по запросу уполномоченных органов представлять ее в уполномоченные органы.
Статья 8. Взаимодействие уполномоченных органов с другими организациями 1. Уполномоченные органы вправе запросить информацию, необходимую для определения правильности применения цены сделки, у следующих субъектов в соответствии с законами Республики Казахстан: 2) банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; 3) страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров; 4) профессиональных участников рынка ценных бумаг; 5) аудиторов, аудиторских организаций; 6) иных организаций, имеющих отношение к международным деловым операциям. 2. Запросы о предоставлении информации и привлечении специалистов государственных органов к проверкам обязательны для исполнения в течение тридцати календарных дней.
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV (введены в действие с 1 июля 2010 г.) (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 07.11.14 г. № 248-V (см. стар. ред.) Статья 9. Проведение проверок по вопросам трансфертного ценообразования 1. Уполномоченные органы проводят проверки по вопросам трансфертного ценообразования в следующих случаях: 1) при установлении отклонения цены сделки от рыночной цены; 2) на основании информации о фактах применения трансфертных цен, полученных от государственных органов; 3) при проведении проверок, осуществляемых уполномоченными органами по вопросам соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и таможенного законодательства таможенного союза и (или) Республики Казахстан в случае отсутствия источников информации по рыночным ценам. 2. Государственный контроль в области применения трансфертных цен осуществляется в форме проверки и иных формах. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом. Особенности порядка и сроков проведения проверки и иных форм государственного контроля, осуществляемые органами государственных доходов, определяются налоговым законодательством Республики Казахстан и таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Республики Казахстан.
Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 09.06.10 г. № 288-IV (введено в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.11.14 г. № 248-V (см. стар. ред.) Статья 10. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением 1. При установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен в ходе проведения проверок уполномоченные органы производят корректировку объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. 2. По биржевым товарам корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится с учетом диапазона цен и дифференциала, указанных в источниках информации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Перечень биржевых товаров утверждается Правительством Республики Казахстан. 3. По сделкам с сельскохозяйственной продукцией корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится при отклонении цены сделки от рыночной цены более чем на десять процентов, если иное не предусмотрено в пункте 4 настоящей статьи. 4. По экспортным договорам, заключенным в период с 15 марта по 1 июля текущего календарного года в отношении сельскохозяйственной продукции, произведенной (полученной) в одном из будущих месяцев текущего календарного года, корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, не производится в случае, если цена сделки не ниже цены коммерческого закупа специализированной организации на текущий календарный год при условии ведения раздельного учета данной сельскохозяйственной продукции и поступления денежных средств на банковские счета участника сделки (продавца) от нерезидента в размере не менее пятидесяти процентов от общей суммы экспортного контракта в течение пятнадцати рабочих дней после заключения экспортного контракта. 5. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится при отклонении цены сделки от рыночной цены, определенной как среднее значение, указанное в источнике информации, по следующим сделкам с участниками: 1) зарегистрированными в государстве с льготным налогообложением; 2) осуществляющими товарообменные (бартерные) операции; 3) имеющими убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки; 4) имеющими льготы по налогам; 5) осуществляющими исполнение обязательств по сделкам, производимым путем зачета встречного однородного требования (включая зачет при уступке требования). 6. На основании корректировки объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, рассчитанных таким образом, как если бы доходы или расходы от этих сделок и другие объекты налогообложения за отчетный период были определены исходя из рыночной цены с учетом диапазона цен, с применением штрафов и пени в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 7. В случае установления факта отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен у участника сделки, который имеет льготы по налогам и (или) таможенным платежам, уплата налогов и платежей за период, в котором установлено отклонение цены сделки от рыночной цены, осуществляется в общеустановленном порядке без применения специальных положений законодательства Республики Казахстан, уменьшающих налоговые и таможенные обязательства. 8. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится при установлении факта распределения прибыли, осуществляемой в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, не отвечающего принципу «вытянутой руки», в сопоставимых экономических условиях между взаимосвязанными сторонами по итогам отчетного налогового периода. Корректировка в соответствии с настоящим пунктом осуществляется путем изменения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, без соответствующего изменения платежных документов и первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров (работ, услуг) с оформлением форм документов, требуемых в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан. В случае корректировки, произведенной участником сделки в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, с одновременным переводом части общей прибыли между взаимосвязанными сторонами, полученная прибыль рассматривается как доход от реализации за отчетный налоговый период, а переданная прибыль рассматривается как уменьшение дохода от реализации за отчетный налоговый период. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производимая в соответствии с настоящим пунктом, подлежит отражению в соответствующей налоговой отчетности, представляемой в органы государственных доходов с приложением соответствующих расчетов по каждой сделке в отдельности, с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи. 9. Корректировка проводится по объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, если такая корректировка приводит или может в дальнейшем привести к увеличению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет. В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.06.12 г. № 21-V (введены в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) (см. стар. ред.) 10. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, не производится при отклонении цены сделки от рыночной с учетом диапазона цен в следующих случаях при: 1) установлении или определении цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан; 2) установлении цены сделки в соглашениях между Правительством Республики Казахстан и правительствами других государств; Подпункт 2-1 введен в действие с 21 июля 2011 г. 2-1) реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах; 3) установлении по решению Правительства Республики Казахстан цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования. При отклонении цены сделки от цены, установленной и (или) сформированной в соответствии с подпунктами 1)-3) части первой настоящего пункта, корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится в порядке, установленном настоящим Законом. Заявление об установлении по решению Правительства Республики Казахстан цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования представляется участником сделки в уполномоченный орган, осуществляющий руководство соответствующей сферой государственного управления, с приложением экономического обоснования предлагаемой цены и (или) порядка (методики) ценообразования, документов (расчетов, обоснований), подтверждающих угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, и обоснования необходимости установления по решению Правительства Республики Казахстан цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования. Не позднее тридцати рабочих дней со дня получения заявления уполномоченный орган, осуществляющий руководство соответствующей сферой государственного управления, принимает одно из следующих решений: 1) о целесообразности установления цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования и направляет в Правительство Республики Казахстан предложения об установлении цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования; 2) о нецелесообразности установления цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования и направляет участнику сделки мотивированный отказ. 11. При самостоятельной корректировке налогоплательщиком объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, до начала проведения комплексной налоговой проверки (в случае включения вопросов трансфертного ценообразования) и тематической проверки по вопросам трансфертного ценообразования суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет подлежат внесению без начисления штрафов путем представления дополнительной налоговой отчетности. 12. Дифференциал, указанный в пункте 5 статьи 13 настоящего Закона, не влияет на сделки, участники которых зарегистрированы в государстве с льготным налогообложением, и корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится без учета положений пункта 5 статьи 13 настоящего Закона.
Закон дополнен статьей 10-1 в соответствии с Законом РК от 22.06.12 г. № 21-V (введены в действие с 1 января 2009 г.) Статья 10-1. Определение рыночной цены и корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением в отдельных случаях 1. К субъектам правоотношений, для которых цена сделки сформирована в соответствии с порядком (методикой) определения рыночной цены товаров, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, включая сделки со сторонами, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением, утвержденным Правительством Республики Казахстан до 30 июня 2012 года, методы определения рыночной цены, установленные настоящим Законом, не применяются. При отклонении цены сделки от цены, сформированной в соответствии с порядком (методикой) определения рыночной цены товаров, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, включая сделки со сторонами, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением, корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится до цены, определяемой в соответствии с таким порядком (методикой). 2. Данная статья применяется к сделкам, заключенным с даты вступления в силу соглашения о разделе продукции.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.06.10 г. № 288-IV (введены в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.) Статья 11. Определение взаимосвязанности сторон Взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие особые взаимоотношения, оказывающие влияние на экономические результаты сделок (операций) между ними. Такие особые взаимоотношения включают следующие условия: 1) одно лицо признается аффилированным лицом другого лица; 2) лицо является крупным акционером, крупным участником (владеющим десятью и более процентами голосующих акций или долей участия) участника сделки; 3) лицо взаимосвязано с участником сделки договором, включая доверительное управление имуществом, в соответствии с которым оно вправе определять решения, принимаемые доверительным управляющим; 4) собственник имущества взаимосвязан с лицом, которому передано одно или несколько правомочий собственника имущества в отношении этого имущества (владение, пользование, распоряжение), в том числе на основании договора о доверительном управлении имуществом, в соответствии с которым собственник вправе определять решения, принимаемые таким лицом; 5) лицо является должностным лицом участника сделки или юридического лица, указанного в подпунктах 2), 3), 6) - 10) настоящей статьи, за исключением независимого директора; 6) юридическое лицо контролируется лицом, являющимся крупным акционером, крупным участником или должностным лицом участника сделки; 7) юридическое лицо, по отношению к которому лицо, являющееся крупным акционером, крупным участником или должностным лицом участника сделки, является крупным акционером, крупным участником, имеющим право на соответствующую долю в имуществе;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |