|
|
|
Настоящий материал является собственностью ИС «Параграф». Перепечатка и иное воспроизведение запрещено правообладателем.
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за декабрь 2021 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Трудовая деятельность, занятость населения Пенсии, пособия, социальное и медицинское страхование, обеспечение Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Цены, тарифы, оценочная деятельность, инфляция Гос. регулирование оборота отдельных видов товаров, деятельности Банковское дело, кредитная деятельность
Внесены изменения и дополнения в 5 Кодексов РК и 28 Законов РК по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел РК. Изменения и дополнения внесены в следующие кодексы РК: 1. Бюджетный кодекс РК; 2 Уголовно-исполнительный кодекс РК; 3. В Предпринимательский кодекс РК; 4. В Трудовой кодекс РК:
5. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»: И в следующие Законы РК: 6 Закон РК «О Национальном Банке Республики Казахстан»; 7. Закон РК «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; 8. Закон РК «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, специальных помещениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества»; 9. Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»; 10. Закон РК «О дипломатической службе Республики Казахстан»; 11. Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий»; 12. Закон РК «О международных договорах Республики Казахстан»; 13. Закон РК «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан»; 14. Закон РК «О беженцах»; 15. Закон РК «О государственной статистике»; 16. Закон РК «О государственном имуществе»; 17. Закон РК «О миграции населения»; 18. Закон РК «О Фонде национального благосостояния»; 19. Закон РК «О документах, удостоверяющих личность»; 20. Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; 21. Закон РК «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»; 22. Закон РК «О гражданской защите»; 23. Закон РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»; 24. Закон РК «О разрешениях и уведомлениях»; 25. Закон РК «Об общественных советах»; 26. Закон РК «О саморегулировании»; 27. Закон РК «О государственном аудите и финансовом контроле»; 28. Закон РК «О доступе к информации»; 29. Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»; 30. Закон РК «Об использовании атомной энергии»; 31. Закон РК «О правовых актах»; 32. Закон РК «О пробации»; 33. Закон РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора». В целом данные изменения сокращают излишнее регулирование и административные издержки для бизнеса. Сформированы новые подходы к регулированию предпринимательской деятельности «с чистого листа». По данным разработчиков, это позволяет кардинально снизить нагрузку на бизнес, сформировать оптимальную и эффективную регуляторную систему в стране. См. Закон РК от 30.12.21 г. № 95-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования – с 11.01.22 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесено дополнение в Налоговый кодекс по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в РК. Внесено дополнение в Налоговый кодекс РК, часть первая статьи 616 дополнена подпунктом 21-1) следующего содержания: «21-1) Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан - при подаче исков по вопросам, входящим в его компетенцию;». Согласно данному дополнению, с 1 июля 2022 года уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан будет освобожден от уплаты государственной пошлины в судах при подаче исковых заявлений по вопросам, входящим в его компетенцию. См. Закон РК от 29.12.21 г. № 93-VIІ (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования – с 01.07.22 г.).
Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс и Закон о его введении. Закон направлен на поддержку граждан, бизнес-сообщества, а также на противодействие теневой экономике за счет улучшения налогового администрирования. В частности, введена поправка в пункт 9 статьи 208 Налогового кодекса, согласно которой установлено, что с 1 января 2018 года при отсутствии объектов налогообложения налоговая отчетность по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента, не представляется. Таким образом, решен спорный вопрос, возникающий о необходимости представления формы 101.04 при отсутствии обязательств по исчислению и уплате КПН, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента. В подпункт 2 пункта 4 статьи 492 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которым установлено, что с 1 января 2021 года для целей Налогового кодекса при исчислении налога на транспортные средства к грузовым автомобилям относятся: автомобили категории С (включая СЕ, С1Е, С1), если иное не установлено подпунктом 1) данного пункта; специализированные грузовые автомобили категории В с жестким закрытым кузовом, устанавливаемым на автомобильном шасси или кузовом вагонного типа, с перегородкой, отделяющей грузовой отсек, предназначенный для перевозки промышленных, продовольственных и сельскохозяйственных грузов, оборудованный приспособлениями для укладки и закрепления груза внутри кузова (автомобили - фургоны); грузовые автомобили категории В общего назначения с бортовой платформой (за исключением автомобилей - пикапов). Таким образом, теперь малогабаритные фургоны облагаются налогом на транспорт в зависимости от грузоподъемности, а не от объема двигателя, как это было установлено ранее. Соответственно, по указанным грузовым автомобилям будет произведен перерасчет налога на транспорт для автовладельцев, уже оплатившим налог. Действие статей 427 и 428 Налогового кодекса по уплате НДС на импортируемые товары методом зачета продлено до 1 января 2025 года. Изменения введены в действие с 1 декабря 2021 года. Ранее было установлено, что уплата НДС методом зачета на импортируемый товар будет производиться до 1 января 2022 года. В Налоговый кодекс РК, а также статью 33 Закона РК «О введении в действие Налогового кодекса» внесены изменения и дополнения, согласно которым расчетным показателем для применения налогового вычета при определении налогооблагаемого дохода физического лица будет являться месячный расчетный показатель (МРП) вместо минимального размера заработной платы (МЗП). В связи с чем, на период с 1 января 2022 года до 2025 года статья 345, подпункт 1 пункта 1 статьи 346, пункт 5 статьи 360 Налогового кодекса будут действовать в следующей редакции статьи 33 Закона РК «О введении в действие Налогового кодекса»: «Статья 345. Налоговый вычет по пенсионным выплатам и договорам накопительного страхования 1. К доходу в виде пенсионных выплат, подлежащему налогообложению, применяется налоговый вычет в следующих размерах: «1) по выплатам, предусмотренным подпунктом 1) статьи 326 настоящего Кодекса, - в размере 14-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты, за каждый месяц, за который осуществляется пенсионная выплата; 2) по выплатам, предусмотренным подпунктом 2) статьи 326 настоящего Кодекса, - в размере 168-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты. 2. К доходу по договорам накопительного страхования, подлежащему налогообложению в виде страховых выплат, осуществляемых страховыми организациями, страховые премии которых были оплачены за счет пенсионных накоплений в едином накопительном пенсионном фонде, применяется налоговый вычет в сумме 14-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления дохода в виде страховой выплаты, за каждый месяц начисления дохода в виде страховой выплаты, за который осуществляется страховая выплата. Статья 346. Стандартные вычеты 1. Стандартными вычетами являются: 1) 14-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Стандартный вычет применяется за каждый календарный месяц. Общая сумма стандартного вычета за календарный год не должна превышать 168-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года; Статья 360. Доход трудового иммигранта-резидента 5. Облагаемая сумма дохода определяется как сумма доходов, полученных (подлежащих получению) от выполнения работ (оказания услуг), уменьшенная на сумму 14-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, исчисленную за каждый месяц выполнения работ (оказания услуг) соответствующего периода, указанного в разрешении трудовому иммигранту.». Также внесены другие изменения и дополнения. Экспертами ИС «Бухгалтер» подготовлена Сравнительная таблица по всем изменениям, внесенным данным Законом. См. Закон РК от 20.12.21 г. № 85-VII (вводится в действие с 01.01.22 г., за исключением некоторых пунктов, которые вводятся в действие с 01.01.18 г., с 01.01.21 г., с 01.12.21 г., с 01.01.23 г.).
Утверждены размеры МЗП, МРП и другие расчетные показатели на 2022 год. Главой государства подписан Закон Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 77-VII «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» (далее – Закон). Статьей 9 Закона установлены с 1 января 2022 года следующие размеры расчетных показателей: 1) минимальный размер заработной платы - 60 000 тенге; 2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты - 19 450 тенге; 3) минимальный размер пенсии - 46 302 тенге; 4) месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан - 3 063 тенге; 5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат - 36 018 тенге. Статьей 10 Закона установлено, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учетом повышения их размеров с 1 января 2022 года на 7 процентов. Статьей 11 Закона установлено, что с 1 января 2022 года размер взносов государства на обязательное социальное медицинское страхование, подлежащих уплате в фонд социального медицинского страхования, - 1,7 процента от объекта исчисления взносов государства. Статьей 12 Закона установлено, что с 1 января 2022 года месячный размер денежной компенсации на содержание жилища и оплату коммунальных услуг в сумме 3 739 тенге военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы) и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы. См. Закон РК от 02.12.21 г. № 77-VII (вводится в действие с 01.01.22 г.).
Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс и Закон о его введении. Основные изменения, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года: Статья 118 «Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента)» Налогового кодекса дополнена новым пунктом следующего содержания: 4-1. Погашение налогоплательщиком (налоговым агентом) суммы налоговой задолженности, указанной в распоряжении налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента), является основанием для возобновления банком второго уровня или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, расходных операций по банковским счетам такого налогоплательщика (налогового агента). Банк второго уровня или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, в день погашения налоговой задолженности возобновляет расходные операции по банковским счетам до отмены распоряжения налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика. Внесены поправки в пункт 3-1 статьи 242 Налогового кодекса касательно представления документов для отнесения на вычеты расходов по сделкам свыше 1000-кратного МРП. С 1 января 2022 года абзац первый части первой пункта 3-1 действует в новой редакции: «3-1. Вычеты по расходам по товарам, работам, услугам при их приобретении у лиц, указанных в подпункте 8) пункта 1 статьи 412 настоящего Кодекса, по гражданско-правовой сделке, стоимость которой превышает 1 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения такой сделки, производятся при соблюдении положений пункта 3 настоящей статьи и наличия счета-фактуры в электронной форме или чека контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, содержащего идентификационный номер покупателя (клиента), получателя товаров, работ, услуг, за исключением:». Пункт 7 статьи 166 Налогового кодекса дополнен частью второй, устанавливающей, что: «Чек контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных также по требованию покупателя (клиента), получателя товаров, работ, услуг должен содержать идентификационный номер покупателя (клиента), получателя.». Таким образом, с 1 января 2022 года подтверждающими документами для вычета по КПН по сделкам на сумму свыше 1000-кратного МРП наряду с накладными и актами выполненных работ являются счет-фактура или чек ККМ с ФПД, в котором указан идентификационный номер покупателя (клиента), получателя товаров, работ. Также, данным Законом, с 1 января 2022 года глава 77 Налогового кодекса дополнена параграфом 2-1, в котором определен порядок применения нового специального налогового режима. На индивидуальных предпринимателей, применяющих СНР с использованием специального мобильного приложения, не распространяются положения пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса. То есть такие ИП не обязаны применять ККМ с ФПД по денежным расчетам с покупателями. Данное положение основано на том, что пункт 2 статьи 166 Налогового кодекса с 1 января 2022 года дополнен подпунктом 9) следующего содержания: «2. Положение пункта 1 настоящей статьи не распространяется на денежные расчеты: .... 9) производимые посредством специального мобильного приложения.». «Параграф 2-1. Специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения» включает в себя следующие статьи: Статья 686-1. Специальное мобильное приложение; Статья 686-2. Порядок применения; Статья 686-3. Порядок исчисления индивидуального подоходного налога и социальных платежей в специальном мобильном приложении и их уплата. С 1 января 2022 года глава 69 «Платы» Налогового кодекса дополнена параграфом 11 следующего содержания: Параграф 11. Плата за цифровой майнинг Статья 606-1. Общие положения 1. Плата за цифровой майнинг (далее в целях настоящего параграфа - плата) взимается за объем электрической энергии, потребленной при цифровом майнинге. 2. Уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности ежеквартально в срок не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в уполномоченный орган сведения о плательщиках платы. Статья 606-2. Плательщики платы Плательщиками платы являются лица, осуществляющие цифровой майнинг. Статья 606-3. Ставки платы Ставка платы определяется в размере 1 тенге за 1 киловатт-час электрической энергии, потребленной при осуществлении цифрового майнинга. Статья 606-4. Налоговый период Налоговым периодом для исчисления платы является квартал. Статья 606-5. Порядок исчисления и уплаты 1. Сумма платы исчисляется плательщиками платы исходя из фактических объемов электрической энергии, потребленной при осуществлении цифрового майнинга, и установленной ставки платы. 2. Плательщики платы уплачивают в бюджет текущие суммы платы ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Экспертами ИС «Бухгалтер» подготовлена Сравнительная таблица по всем изменениям, внесенным данным Законом. См. Закон РК от 24.06.21 г. № 53-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 06.07.21 г., за исключением некоторых пунктов, которые вводятся в действие с 01.01.22 г.).
Внесены изменения в Предпринимательский кодекс РК и шесть законов по вопросам закупок отдельных субъектов квазигосударственного сектора, а именно в: Закон РК «О чрезвычайном положении»; Закон РК «Об акционерных обществах»; Закон РК «О государственном имуществе»; Закон РК «О Фонде национального благосостояния»; Закон РК «О противодействии коррупции»; Закон РК «Об информатизации». См. Закон РК от 08.06.21 г. № 48-VII (вводится в действие с 01.01.22 г.).
С 1 января 2022 года введен в действие Закон РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» (далее - Закон). Закон регулирует отношения, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения уставной деятельности национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям, а также социально-предпринимательских корпораций, за исключением юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальным компаниям, переданных в доверительное управление физическим лицам или негосударственным юридическим лицам с правом последующего выкупа (далее - отдельные субъекты квазигосударственного сектора). Закон не распространяется на случаи: 1) приобретения услуг у физических лиц по трудовым договорам либо у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг, в том числе услуг частных нотариусов, адвокатов и судебных исполнителей; 2) внесения членских взносов (вкладов), в том числе в уставный капитал юридических лиц; 3) приобретения пакетов акций, долей участия в уставном капитале (далее - доли участия) юридических лиц; 4) выплаты вознаграждений членам органа управления и наблюдательного совета, компенсации либо оплаты расходов (на проезд и проживание, суточных), связанных с исполнением обязанностей членами органа управления и наблюдательного совета; 5) приобретения товаров, работ, услуг, осуществляемого в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, а также в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан; 6) приобретения финансовых услуг, связанных с проведением банковских операций, осуществляемых Национальным Банком Республики Казахстан, банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций на основании лицензий, полученных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и услуг иных участников на рынке ценных бумаг, брокерских и (или) дилерских услуг, кастодиального обслуживания, приобретения услуг по подключению, обслуживанию и использованию финансовой автоматизированной системы транспорта информации, услуг международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей, в том числе связанных с получением банковских выписок и информационных услуг, оказываемых фондовой биржей, осуществляющей деятельность на территории Республики Казахстан, услуг банков второго уровня Республики Казахстан и (или) международных (зарубежных) банков, юридических консультантов, финансовых консультантов, внешних аудиторских и (или) оценочных организаций по выпуску комфортных писем, доверительного управляющего инвестора, платежных трансфер-агентов, регистраторов, процессуальных, арбитражных и иных услуг, необходимых для организации заказчиком заимствования, в том числе выпуска ценных бумаг и их выкупа, управления долгом и инвестиционным (казначейским) портфелем, услуг, оказываемых информационно-аналитическими системами ведущих международных поставщиков финансовой информации, а также приобретения вышеуказанных услуг при осуществлении сделок секьюритизации в качестве оригинатора и (или) кредитора согласно Закону Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации»; 7) оплаты сборов и платежей, взимаемых в морском порту; 8) оплаты представительских расходов, командировочных расходов и приобретения услуг, связанных с командировочными расходами; 9) приобретения национальным управляющим холдингом услуг международной страховой компании, специализирующейся на страховании экспортных кредитов; 10) приобретения услуг единого регистратора ценных бумаг и услуг по операциям с ценными бумагами; 11) приобретения финансовых инструментов, в том числе ценных бумаг, при осуществлении казначейских операций, связанных с размещением временно свободных денег; 12) приобретения услуг поверенного (агента) в рамках правоотношений по предоставлению государственной гарантии, возврату средств республиканского бюджета, отвлеченных в случае исполнения обязательств по государственной гарантии, в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан; 13) приобретения национальной компанией в сфере агропромышленного комплекса сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, а также услуг по их хранению, переработке, перевозке, осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 14) приобретения социально значимых продовольственных товаров в региональные стабилизационные фонды продовольственных товаров, осуществляемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан. См. Закон РК от 08.06.21 г. № 47-VII (вводится в действие с 01.01.22 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс и Закон о его введении по вопросам экологии с 1 января 2022 года. 1. С 1 января 2022 года внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РК касательно платы за эмиссии в окружающую среду. В частности изменено понятие налоговой проверки, которое было утверждено пунктом 1 статьи 138 Налогового кодекса: 1. Налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы. Тогда как прежней редакцией утверждено следующее понятие: 1. Налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением, которого возложен на налоговые органы, Вносятся изменения в статью 576 «Ставки платы» Налогового кодекса. В новой редакции изложены: Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников; Ставки платы за сбросы загрязняющих веществ; Ставки платы за захоронение отходов производства и потребления. Изменения и дополнения коснулись и статьи 577 «Порядок исчисления и уплаты» Налогового кодекса. 2. С 1 января 2022 года вносятся дополнения в Закон РК от 25 декабря 2017 года № 121-VI о введении в действие Налогового кодекса. Закон дополнен двумя новыми статьями: 43-8 и 43-9. Статьей 43-8 устанавливается, что до 1 января 2025 года приостанавливается действие пунктов 2, 5, 6 и 8 статьи 576 Налогового кодекса, и устанавливается редакция в период приостановления. Статьей 43-9 приостанавливается до 1 января 2037 года (с разбивкой по годам) действие пункта 2 статьи 577 Налогового кодекса, и устанавливаются редакции в период приостановления. Экспертами ИС «Бухгалтер» подготовлена Сравнительная таблица по всем изменениям, внесенным данным Законом. См. Закон РК от 02.01.21 г. № 402-VI (вводится в действие с 01.01.22 г.).
Внесены изменения в Налоговый кодекс, в том числе снижен минимум оборота для постановки на учет по НДС. В частности, в пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса внесены изменения, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года. Так, минимум оборота для постановки на регистрационный учет по НДС составляет 20 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. При этом сохраняются положения части второй и третьей пункта 4 статьи 82 Налогового кодекса, согласно которым в минимум оборота в размере 20 000 МРП не включаются обороты индивидуального предпринимателя, применяющего СНР на основе упрощенной декларации, в пределах 114 184-кратного размера МРП, совершенные в безналичной форме расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы. Также в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога. Учитывая, что МРП на 2022 год утвержден в сумме 3 063 тенге, то минимум оборота для постановки на регистрационный учет по НДС в 2022 году составляет 61 260 000 тенге. Также данным Законом РК внесены другие поправки, которые тоже введены в действие с 1 января 2022 года. Экспертами ИС «Бухгалтер» подготовлена Сравнительная таблица по всем изменениям, внесенным данным Законом. См. Закон от 10.12.20 г. № 382-VI (введен в действие с 01.01.21 г., за исключением некоторых пунктов, которые вводятся в действие с 01.01.22 г.).
Внесено дополнение в Указ Президента РК от 26 декабря 2019 года № 229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан»: Из списка лиц, в отношении которых с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года прекращены проверки соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, исключены участники государственных закупок, в действиях которых усматриваются признаки картеля. Напомним, в соответствии с Указом Президента РК от 26 декабря 2019 года № 229 поручено Центральным государственным и местным исполнительным органам прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, за исключением: 1) проверок, направленных на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»; 2) проверок в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом; 3) проверок и профилактического контроля с посещением, проводимых на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»; 4) проверок по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК; 5) проверок органов прокуратуры по поручению Президента Республики Казахстан и Генерального Прокурора Республики Казахстан; 6) таможенных проверок; 7) встречных налоговых проверок; 8) тематических налоговых проверок по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом; 9) профилактического надзора с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 10) проверок и профилактического контроля с посещением за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия; 11) недропользователей; 12) объектов государственного аудита и финансового контроля; 13) проверок соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции в отношении участников государственных закупок, в действиях которых усматриваются признаки картеля. Действие Указа не распространяется на проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, начатых в 2019 году. См. Указ Президента РК от 31.01.22 г. № 798 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования – с 02.02.22 г.).
Внесено дополнение в Налоговый кодекс по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в РК. Внесено дополнение в Налоговый кодекс РК, часть первая статьи 616 дополнена подпунктом 21-1) следующего содержания: «21-1) Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан - при подаче исков по вопросам, входящим в его компетенцию;». Согласно данному дополнению, с 1 июля 2022 года уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан будет освобожден от уплаты государственной пошлины в судах при подаче исковых заявлений по вопросам, входящим в его компетенцию. См. Закон РК от 29.12.21 г. № 93-VIІ (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования – с 01.07.22 г.).
Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс и Закон о его введении. Закон направлен на поддержку граждан, бизнес-сообщества, а также на противодействие теневой экономике за счет улучшения налогового администрирования. В частности, введена поправка в пункт 9 статьи 208 Налогового кодекса, согласно которой установлено, что с 1 января 2018 года при отсутствии объектов налогообложения налоговая отчетность по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента, не представляется. Таким образом, решен спорный вопрос, возникающий о необходимости представления формы 101.04 при отсутствии обязательств по исчислению и уплате КПН, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента. В подпункт 2 пункта 4 статьи 492 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которым установлено, что с 1 января 2021 года для целей Налогового кодекса при исчислении налога на транспортные средства к грузовым автомобилям относятся: автомобили категории С (включая СЕ, С1Е, С1), если иное не установлено подпунктом 1) данного пункта; специализированные грузовые автомобили категории В с жестким закрытым кузовом, устанавливаемым на автомобильном шасси или кузовом вагонного типа, с перегородкой, отделяющей грузовой отсек, предназначенный для перевозки промышленных, продовольственных и сельскохозяйственных грузов, оборудованный приспособлениями для укладки и закрепления груза внутри кузова (автомобили - фургоны); грузовые автомобили категории В общего назначения с бортовой платформой (за исключением автомобилей - пикапов). Таким образом, теперь малогабаритные фургоны облагаются налогом на транспорт в зависимости от грузоподъемности, а не от объема двигателя, как это было установлено ранее. Соответственно, по указанным грузовым автомобилям будет произведен перерасчет налога на транспорт для автовладельцев, уже оплатившим налог. Действие статей 427 и 428 Налогового кодекса по уплате НДС на импортируемые товары методом зачета продлено до 1 января 2025 года. Изменения введены в действие с 1 декабря 2021 года. Ранее было установлено, что уплата НДС методом зачета на импортируемый товар будет производиться до 1 января 2022 года. В Налоговый кодекс РК, а также статью 33 Закона РК «О введении в действие Налогового кодекса» внесены изменения и дополнения, согласно которым расчетным показателем для применения налогового вычета при определении налогооблагаемого дохода физического лица будет являться месячный расчетный показатель (МРП) вместо минимального размера заработной платы (МЗП).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |