|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (февраль 2016 года) 2. Проект Концепции к проекту Закона (февраль 2016 года) 3. Проект Закона РК (январь 2017 года) 4. Проект Закона РК (август 2017 года) 5. Письмо Министерства финансов РК от 13 февраля 2017 года № КГД-18/1953-И «О замечаниях» 6. Проект Закона РК (февраль 2018 года) 7. Пояснительная записка к проекту Закона (февраль 2018 года) 8. Проект Концепции к проекту Закона (февраль 2018 года) 9. Проект Закона РК (февраль 2022 года) 10. Проект Концепции к проекту Закона (февраль 2022 года) 11. Заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта (3 марта 2022 года) 12. Проект Закона РК (май 2022 года) 13. Постановление Правительства РК от 29 апреля 2022 г. № 271 14. Новости, обсуждения по проекту 15. Закон РК от 30.12.22 г. № 178-VII
ЗАКОН (май 2022 года)
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 29 апреля 2022 года № 271
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при неспособности гражданина Республики Казахстан удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, а также устанавливает основания для применения гражданами процедуры восстановления платежеспособности, а также внесудебной и судебной процедуры банкротства, порядок и условия их проведения.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) неплатежеспособность – неспособность должника выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера; 2) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области восстановления платежеспособности и банкротства граждан Республики Казахстан и его территориальные органы; 3) текущие расходы – денежные обязательства гражданина, возникшие после даты принятия судом заявления о применении процедуры восстановления платежеспособности или судебного банкротства, в том числе вознаграждение финансового управляющего; 4) должник – гражданин Республики Казахстан, неплатежеспособность которого является основанием для применения процедур восстановления платежеспособности, а также внесудебного и судебного банкротства; 5) кредитор – лицо, имеющее к должнику требования, возникающие из гражданско-правовых и (или) иных обязательств, в том числе по обязательству, требования которого обеспечены залогом имущества должника; 6) процедура восстановления платежеспособности – процедура, применяемая в судебном порядке, в рамках которой к должнику применяются финансовые, правовые и иные не противоречащие законодательству Республики Казахстан мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника; 7) преднамеренное банкротство – действия гражданина, совершенные в личных интересах с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами путем отчуждения, сокрытия или уничтожения имущества в течение трех лет до применения процедур, внесудебного и судебного банкротства; 8) план восстановления платежеспособности – документ, содержащий комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника с указанием сроков реализации, включая график погашения требований кредиторов, а также достигаемых результатов и используемых ресурсов; 9) банкрот – должник, в отношении которого завершена процедура внесудебного банкротства или в отношении которого вступило в законную силу решение суда о завершении судебной процедуры банкротства; 10) реестр требований кредиторов – перечень требований кредиторов к должнику с указанием их размера, основания и даты возникновения; 11) финансовый управляющий – лицо, осуществляющее деятельность по проведению процедур восстановления платежеспособности и судебного банкротства; 12) имущественная масса – имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процедуре судебного банкротства; 13) процедура судебного банкротства – процедура, осуществляемая в отношении должника в судебном порядке с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы должника; 14) процедура внесудебного банкротства – процедура, осуществляемая в отношении должника во внесудебном порядке с целью прекращения обязательств перед банками второго уровня, филиалами банка-нерезидента Республики Казахстан, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, или организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, или коллекторскими агентствами, в соответствии с настоящим Законом; 15) мировое соглашение – процедура, применяемая на любой стадии процедуры судебного банкротства в целях ее прекращения путем заключения соглашения между должником и кредиторами, утверждаемого судом.
Статья 2. Действие настоящего Закона 1. Настоящий Закон применяется к отношениям, возникающим в связи с неплатежеспособностью граждан Республики Казахстан, за исключением случаев по возмещению ущерба по уголовным правонарушениям. 2. Суд рассматривает заявление о применении процедуры восстановления платежеспособности и процедуры судебного банкротства, а также о заключении мирового соглашения по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными настоящим Законом. 3. Отношения, возникающие у физических лиц, осуществляющих индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), в связи с неспособностью удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Законом Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве».
Статья 3. Основания для подачи заявления о применении процедуры внесудебного банкротства 1. Основанием для подачи заявления о применении процедуры внесудебного банкротства является наличие неисполненных обязательств, не превышающих 1600-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, за исключением случая, установленного пунктом 5 настоящей статьи. 2. Должник вправе подать заявление о применении процедуры внесудебного банкротства при совокупности следующих обстоятельств: 1) у должника отсутствует на праве собственности имущество, включая имущество, находящееся в общей собственности; 2) по обязательствам перед кредиторами, указанными в заявлении, отсутствует погашение в течение двенадцати месяцев на дату подачи такого заявления. При этом кредитором в процедуре внесудебного банкротства могут являться: банки второго уровня; филиалы банка-нерезидента Республики Казахстан; организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций; организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность; коллекторские агентства, имеющие право требования к должнику по задолженности; 3) в отношении должника проведены процедуры по урегулированию и (или) взысканию просроченной задолженности по договору банковского займа и (или) договору о предоставлении микрокредита. Документами, подтверждающими проведение процедуры по урегулированию просроченной задолженности по договору банковского займа и (или) договору о предоставлении микрокредита, являются: отказ банка (организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций) или микрокредитной организации в изменении условий договора банковского займа с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа; отказ должника в изменении условий договора банковского займа, предложенного банком (организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций). Требование настоящего подпункта не распространяется на обязательства, возникшие по договорам о взыскании задолженности и (или) уступки права требования, заключенным между коллекторским агентством и кредиторами. Указанные в настоящем подпункте документы не предоставляются, если кредитором не соблюдены сроки, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи; 4) в отношении должника не применялась процедура внесудебного или судебного банкротства в течение семи лет, предшествующих дате подачи такого заявления. 3. Меры по проведению урегулирования и (или) взыскания задолженности, указанные в настоящей статье, необходимо провести в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан в сроки, не превышающие двенадцати месяцев. 4. Несмотря на положение подпункта 2) пункта 2 настоящей статьи, должник вправе подать заявление, если среднемесячный размер суммы денег, поступивший на банковские счета в течение двенадцати последовательных месяцев, предшествующих дате подачи заявления, не превышает размер минимального прожиточного минимума на самого должника и на каждого нетрудоспособного члена его семьи, состоящего на его иждивении. 5. Должник, обязательства которого возникли по договорам банковского займа и (или) о предоставлении микрокредита, а также по договорам о взыскании задолженности и (или) уступки права требования, заключенным между коллекторским агентством и кредиторами, также подает заявление, если такие обязательства не исполнены в течение пяти лет. При этом положения пункта 1, подпунктов 2) и 3) пункта 2 настоящей статьи не применяются при подаче заявления, указанного в настоящем пункте. 6. Заявление о применении процедуры внесудебного банкротства подается через сервисные программные продукты или некоммерческое акционерное общество Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Статья 4. Основания для подачи заявления о применении процедуры восстановления платежеспособности или судебного банкротства 1. Должник, обязательства которого составляют более 1600-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, обращается в суд с заявлением о применении процедуры восстановления платежеспособности или судебного банкротства, если обязательства перед кредиторами не исполнены в течение двенадцати месяцев на дату подачи такого заявления, при следующих обстоятельствах: 1) должником приняты меры по проведению урегулирования и (или) взыскания задолженности по договору банковского займа и (или) договору о предоставлении микрокредита (при наличии такого займа). Документами, подтверждающими проведение процедуры по урегулированию просроченной задолженности по договору банковского займа и (или) договору о предоставлении микрокредита, являются: отказ банка (организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций) или микрокредитной организации в изменении условий договора банковского займа с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа; отказ должника в изменении условий договора банковского займа, предложенного банком (организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций). Требование настоящего подпункта не распространяется на обязательства, возникшие по договорам о взыскании задолженности и (или) уступки права требования, заключенным между коллекторским агентством и кредиторами; 2) процедуры восстановления платежеспособности, внесудебного и судебного банкротства не применялись в отношении должника в течение семи лет, предшествующих подаче заявления должника. При этом должник, размер всех обязательств которого (в том числе срок исполнения которых не наступил) не превышает стоимости принадлежащего ему имущества, вправе обратиться в суд только с заявлением о применении процедуры восстановления платежеспособности. Меры по проведению урегулирования и (или) взыскания задолженности, указанные в настоящей статье, необходимо провести в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан в сроки, не превышающие двенадцати месяцев. 2. Положение пункта 1 настоящей статьи в части размера обязательств должника не применяется, если кредитором является: физическое лицо; юридическое лицо, задолженность перед которым не взыскана в рамках исполнительного производства (окончена процедура взыскания по исполнительному производству).
Статья 5. Полномочия должника в процедурах восстановления платежеспособности, внесудебного и судебного банкротства 1) подавать заявление о применении процедуры внесудебного банкротства через сервисные программные продукты или некоммерческое акционерное общество Государственная корпорация «Правительство для граждан»; 2) обращаться в суд о применении процедуры восстановления платежеспособности или процедуры судебного банкротства; 3) сохранять право собственности на имущество, на которое не может быть обращено взыскание, определенное пунктом 3 статьи 38 настоящего Закона; 4) совершать сделки по отчуждению своего имущества или принятию на себя новых обязательств при условии соблюдения порядка, предусмотренного настоящим Законом; 5) ежемесячно оставлять в свое распоряжение деньги в размере, не превышающем величину прожиточного минимума, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий год, на должника и нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении. Размер денег, оставляемых должником в свое распоряжение, может увеличиваться кредиторами; 6) иметь иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. 1) уведомить кредиторов о подаче заявления о применении процедуры восстановления платежеспособности, внесудебного или судебного банкротства не позднее двух рабочих дней со дня подачи такого заявления через сервисные программные продукты или об обращении в суд; 2) подавать через сервисные программные продукты заявление о прекращении процедуры внесудебного банкротства в случае, если в период проведения такой процедуры в его собственность поступило имущество или иным образом изменилось его имущественное положение, что позволяет ему исполнить свои обязательства перед кредиторами в размере более чем пятьдесят процентов от суммы задолженности; 3) принимать участие в разработке плана восстановления платежеспособности; 4) представлять уполномоченному органу, финансовому управляющему, а также кредиторам достоверную информацию о своем финансовом положении, имуществе и обязательствах на основании их письменного запроса не позднее десяти рабочих дней со дня его получения; 5) оказывать содействие финансовому управляющему в получении им информации о своем финансовом положении, имуществе и обязательствах; 6) выполнять требования финансового управляющего, указанные в настоящем Законе, и не препятствовать в осуществлении им своих полномочий; 7) исполнять условия плана восстановления платежеспособности; 8) не принимать на себя новые денежные или имущественные обязательства, за исключением сделок, предусмотренных планом восстановления платежеспособности; 9) обратиться в суд с ходатайством о прекращении процедуры восстановления платежеспособности и применении процедуры судебного банкротства в случае, если исполнение мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности, стало невозможным, в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем истечения срока исполнения запланированного мероприятия. Действие настоящего подпункта не распространяется на случаи, когда исполнение мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности, стало невозможным вследствие непреодолимой силы, в случаях объявления режима чрезвычайной ситуации (положения) либо по вине третьих лиц; 10) в течение семи рабочих дней со дня наступления события уведомить кредиторов о том, что исполнение плана восстановления платежеспособности стало невозможным вследствие непреодолимой силы, в случаях объявления режима чрезвычайной ситуации (положения) либо по вине третьих лиц; 11) обратиться в суд с ходатайством о завершении процедуры восстановления платежеспособности по окончании срока исполнения или досрочного исполнения плана восстановления платежеспособности; 12) передать имущественную массу в управление финансового управляющего в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу одного из следующих решений суда: о применении процедуры судебного банкротства; о прекращении процедуры восстановления платежеспособности и применении процедуры судебного банкротства; 13) в течение двенадцати месяцев после завершения процедуры внесудебного или судебного банкротства пройти бесплатные курсы повышения финансовой грамотности населения, организованные уполномоченным органом совместно с некоммерческими организациями; 14) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. 3. Неисполнение должником обязанностей, предусмотренных подпунктами 3) – 9) пункта 2 настоящей статьи, влечет прекращение процедуры восстановления платежеспособности.
Статья 6. Полномочия кредиторов в процедурах восстановления платежеспособности, а также внесудебного и судебного банкротства 1) заявлять свои требования к должнику в порядке и сроки, установленные настоящим Законом; 2) получать от должника, финансового управляющего информацию, относящуюся к процедурам, предусмотренным настоящим Законом; 3) принимать участие в составлении плана восстановления платежеспособности; 4) в процедуре восстановления платежеспособности рассматривать вопрос об увеличении размера денег, ежемесячно оставляемых должником в свое распоряжение; 5) в случае неисполнения должником мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности, по истечении двух месяцев со дня наступления срока исполнения запланированного мероприятия обращаться в суд с ходатайством о прекращении процедуры восстановления платежеспособности и применении процедуры судебного банкротства; 6) сообщать финансовому управляющему и суду о ставших известными обстоятельствах, являющихся основаниями для отказа в прекращении обязательств банкрота; 7) иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом и нормативными правовыми актами Республики Казахстан. 1)предоставлять финансовому управляющему документы, подтверждающие основание и размер его требований, при заявлении своих требований к должнику; 2) предоставлять имеющуюся информацию о причинах возникновения неплатежеспособности должника, его финансовом положении, имуществе и обязательствах по запросу финансового управляющего не позднее десяти рабочих дней со дня получения запроса; 3) сообщать финансовому управляющему имеющиеся дополнительные сведения об имуществе и обязательствах должника; 4) рассмотреть план восстановления платежеспособности и внести свои предложения и замечания в сроки, установленные настоящим Законом; 5) применить инструменты реструктуризации задолженности, предусмотренные пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона, при разработке плана восстановления платежеспособности. Действие настоящего подпункта не распространяется на кредиторов по уплате алиментов, возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью; 6) выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Требования кредитора, не исполнившего обязанность, предусмотренную подпунктом 5) пункта 2 настоящей статьи, подлежат удовлетворению из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, применивших инструменты реструктуризации задолженности, предусмотренные пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона.
Статья 7. Полномочия уполномоченного органа Уполномоченный орган: 1) утверждает форму заявления должника о применении процедуры внесудебного банкротства; 2) утверждает форму заключения финансового управляющего; 3) утверждает форму типового плана восстановления платежеспособности; 4) утверждает форму заключения финансового управляющего о наличии/отсутствии оснований в прекращении обязательств банкрота; 5) утверждает форму заключительного отчета финансового управляющего; 6) рассматривает жалобы на действия финансового управляющего о нарушении процедур восстановления платежеспособности, внесудебного и судебного банкротства; 7) ведет реестр уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность финансового управляющего; 8) размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа реестр уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность финансового управляющего; 9) размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа список граждан, в отношении которых применены, прекращены и завершены процедуры, предусмотренные настоящим Законом; 10) публикует на своем интернет-ресурсе объявление о возбуждении производства по делу о применении процедур восстановления платежеспособности, судебного банкротства и о порядке заявления требований кредиторами в срок, установленный настоящим Законом; 11) утверждает форму уведомления о нарушениях, выявленных по результатам профилактического контроля; 12) запрашивает и получает от государственных органов в пределах их компетенции и юридических лиц информацию о должнике, его имуществе и обязательствах в рамках процедур восстановления платежеспособности, а также внесудебного и судебного банкротства с учетом требований, установленных законами Республики Казахстан к порядку предоставления охраняемой законом тайны; 13) представляет финансовому управляющему информацию об имуществе должника; 12) осуществляет государственный контроль за деятельностью финансового управляющего в процедурах восстановления платежеспособности и судебного банкротства; 13) разрабатывает и утверждает порядок проведения мониторинга финансового состояния должника; 14) назначает финансового управляющего; 15) разрабатывает и утверждает правила выбора финансового управляющего; 16) разрабатывает и утверждает правила повышения финансовой грамотности граждан, признанных банкротами; 17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Статья 8. Государственный контроль за соблюдением финансовыми управляющими законодательства Республики Казахстан о восстановлении платежеспособности и банкротства граждан 1. Государственный контроль за соблюдением финансовыми управляющими законодательства Республики Казахстан о восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан осуществляется в форме проверки и профилактического контроля. 2. Порядок организации и проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Профилактический контроль без посещения субъекта контроля осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.
Статья 9. Профилактический контроль без посещения субъекта контроля 1. Целями профилактического контроля без посещения субъекта контроля являются своевременное пресечение, недопущение нарушений и предоставление права самостоятельного устранения субъектом контроля нарушений, выявленных уполномоченным органом. Субъектом контроля является финансовый управляющий. 2. Способом проведения профилактического контроля без посещения субъекта контроля является взаимное сопоставление данных и информации, полученных уполномоченным органом, к которым относятся: 1) текущая и запрашиваемая информация о проведении процедур, осуществляемых субъектом контроля. Форма, порядок и сроки представления такой информации устанавливаются уполномоченным органом; 2) сведения из уполномоченных государственных органов, а также из иных источников по деятельности финансового управляющего и должника. Государственные органы в пределах своей компетенции, физические и юридические лица, в адрес которых поступил запрос уполномоченного органа, представляют информацию касательно процедуры восстановления платежеспособности или процедуры внесудебного и судебного банкротства с учетом требований, установленных законами Республики Казахстан к порядку представления охраняемой законом тайны, за исключением сведений, документов и (или) материалов досудебного расследования, уголовного дела. Срок исполнения запроса уполномоченного органа составляет пятнадцать рабочих дней со дня его поступления, за исключением случаев, когда более длительный срок исполнения указан в самом запросе. 3. При выявлении нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля направляется уведомление по форме, установленной уполномоченным органом, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений. Уведомление должно быть вручено субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты его отправки и получения. Уведомление, направленное одним из нижеперечисленных способов, считается врученным в следующих случаях: 1) нарочно – с даты отметки в уведомлении о получении; с даты отправки уполномоченным органом на электронный адрес финансового управляющего, указанный в уведомлении, о начале деятельности или изменении данных в уполномоченном органе; с даты доставки уведомления уполномоченным органом в веб-приложение интернет-ресурса уполномоченного органа и (или) специальное мобильное приложение. Данный способ распространяется на субъектов контроля, взаимодействующих с уполномоченным органом электронным способом в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи и (или) использующих специальное мобильное приложение. 4. Уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля, должно быть исполнено в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения. 5. Субъект контроля при несогласии с нарушениями, указанными в уведомлении, вправе направить в уполномоченный орган, направивший уведомление, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления. В случае признания уведомления не исполненным уполномоченный орган выносит письменное решение и направляет его субъекту контроля одним из способов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. 6. Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля, влечет назначение профилактического контроля с посещением субъекта контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля. 7. В случае выявления уполномоченным органом нарушений, которые невозможно устранить, финансовому управляющему или профессиональной организаций администраторов направляется извещение по форме, установленной уполномоченным органом, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушения. 8. Профилактический контроль без посещения субъекта контроля осуществляется ежеквартально.
1. Уполномоченный орган и финансовый управляющий вправе запрашивать и получать сведения о должнике за период до трех лет, предшествующих применению процедур, предусмотренных настоящим Законом, без получения согласия должника. 2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, разглашение охраняемых законами Республики Казахстан сведений о должнике финансовым управляющим либо должностным лицом уполномоченного органа, которому они доверены или известны по службе или работе, а равно утрата документов, содержащих такие сведения, влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан. 3. Передача уполномоченным органом или финансовым управляющим представленной им информации государственным органам в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, не является разглашением конфиденциальной информации. 4. При проведении процедур, предусмотренных настоящим Законом, не является конфиденциальной следующая информация о: 1) лице, осуществляющем деятельность финансового управляющего; 3) сумме требований, включенной в реестр требований кредиторов, и размере их удовлетворения в разрезе очередей; 4) сроках проведения процедур; 5) исполнении графика удовлетворения требований кредиторов; 6) наличии жалоб на действия (бездействие) финансового управляющего и результатах их рассмотрения; 7) привлечении финансового управляющего к административной ответственности по фактам выявленных правонарушений; 8) основании прекращения процедур, предусмотренных настоящим Законом; 9) судебных разбирательствах, инициированных уполномоченными на то лицами в рамках реализации прав, установленных настоящим Законом.
Статья 11. Взаимодействие участников процедур восстановления платежеспособности, внесудебного или судебного банкротства Участники процедуры восстановления платежеспособности, внесудебного или судебного банкротства вправе осуществлять взаимодействие любым, не запрещенным законодательством Республики Казахстан способом. При взаимодействии электронным способом участники процедур восстановления платежеспособности, внесудебного или судебного банкротства используют веб-приложение интернет-ресурса уполномоченного органа. Сформированный в интернет-ресурсе уполномоченного органа электронный документ удостоверяется электронной цифровой подписью и передается в установленном электронном формате.
Статья 12. Признание сделок должника недействительными и возврат имущества 1. Сделки признаются недействительными, если они совершены должником или уполномоченным им лицом в течение трех лет до возбуждения дела о применении процедуры восстановлении платежеспособности и судебного банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Законом, при наличии оснований, предусмотренных гражданским законодательством Республики Казахстан и настоящим Законом. Если к должнику процедура судебного банкротства применена в результате прекращения процедуры восстановления платежеспособности, срок, предусмотренный частью первой настоящего пункта, исчисляется с даты вступления в законную силу решения суда о применении процедуры восстановления платежеспособности. 2. При выявлении сделок, предусмотренных настоящей статьей, финансовый управляющий обязан, в том числе по ходатайству кредитора, выявившего сделку, в течение десяти рабочих дней со дня выявления обратиться в суд с заявлением о признании таких сделок недействительными. 3. При признании сделки недействительной все имущество или денежные средства, полученные стороной по сделке, подлежат возврату должнику, при невозможности возврата в натуре – возмещению стоимости подлежащего возврату имущества, стоимости пользования имуществом, выполненных работ или оказанных услуг в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены Гражданским кодексом Республики Казахстан. При этом лицо, возвратившее имущество или денежные средства, приобретает право требования к должнику, которое подлежит удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 40 настоящего Закона. 4. При невозможности возврата имущества в связи с его утратой, порчей либо последующим его добросовестным приобретением третьими лицами или при безвозмездной передаче имущества первоначальные приобретатели истребуемого имущества несут ответственность перед должником по возмещению возникших убытков в связи с вышеперечисленными действиями в пределах стоимости утраченного, испорченного, переданного либо добросовестно приобретенного третьими лицами имущества.
Статья 13. Финансовый управляющий 1. Финансовым управляющим могут выступать лица, уведомления которых включены в реестр уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность финансового управляющего. 2. Для включения в реестр уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность финансового управляющего, в уполномоченный орган подается уведомление о начале деятельности финансового управляющего посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений. 3. Уведомление о начале деятельности финансового управляющего вправе подать: 1) администратор, осуществляющий деятельность в соответствии с Законом Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве»; 2) профессиональный бухгалтер; 4. К уведомлению о начале деятельности прилагаются: 1) сертификат профессионального бухгалтера – в случае, если заявителем является лицо, указанное в подпункте 2) пункта 3 настоящей статьи; 2) квалификационное свидетельство о присвоении квалификации «аудитор» – в случае, если заявителем является лицо, указанное в подпункте 3) пункта 3 настоящей статьи; 3) документ, подтверждающий членство в палате юридических консультантов, – в случае, если заявителем является лицо, указанное в подпункте 5) пункта 3 настоящей статьи. В случае подачи уведомления лицом, указанным в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи, документов не требуется. 5. При изменении данных, указанных в уведомлении о начале деятельности, заявитель обязан в течение десяти рабочих дней со дня изменения данных направить в уполномоченный орган уведомление об указанных изменениях. 6. Финансовый управляющий не вправе осуществлять свои полномочия в случаях: 1) наличия у него требований или обязательств к должнику или его кредиторам; 2) если он является близким родственником, супругом (супругой), близким родственником супруга (супруги) должника или кредитора. 7. При прекращении деятельности финансовый управляющий обязан направить в уполномоченный орган соответствующее уведомление. 8. Уведомление финансового управляющего исключается уполномоченным органом из реестра уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность финансового управляющего, в случаях: 1) непредставления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи; 2) выявления уполномоченным органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи; 3) направления ему извещения, предусмотренного пунктом 7 статьи 9 настоящего Закона, более трех раз в течение двенадцати последовательных календарных месяцев; 4) выявления по результатам проверки нарушений требований, установленных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан; 5) прекращения уголовного дела либо освобождения от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 3), 4), 9) и 12) части первой статьи 35 или частью первой статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан; 6) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении этого лица; 7) постановки на учет в организациях, оказывающих медицинскую помощь в области психического здоровья, по поводу психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ; 8) признания в судебном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; 9) подачи финансовым управляющим уведомления о прекращении деятельности; 10) прекращения деятельности или лишения права заниматься деятельностью администратора, профессионального бухгалтера, аудитора, адвоката, юридического консультанта в соответствии с законами Республики Казахстан; 11) несообщения о наличии обстоятельств, препятствовавших его назначению финансовым управляющим на основании пункта 6 настоящей статьи, в случае их последующего выявления уполномоченным органом; 12) смерти или объявления судом умершим либо признания безвестно отсутствующим. 9. Исключение уведомления из реестра уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность финансового управляющего, осуществляется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня выявления. 10. Территориальное подразделение уполномоченного органа в течение пяти рабочих дней со дня исключения уведомления из реестра уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность финансового управляющего, направляет должнику и кредитору информацию об исключении финансового управляющего из такого реестра.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание |