|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года № 156-XIII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.11.2024 г.)
Указом Президента РК, имеющим силу закона, «Об актах Верховного Совета Республики Казахстан» от 23 марта 1995 года признан действующим и обладающим юридической силой со дня введения в действие О порядке введения в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 21 сентября 1994 г. № 157-XIII
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство о транспорте Статья 2-1. Принципы транспортной логистики Статья 3. О собственности на средства транспорта Статья 4. Земли транспорта. Порядок предоставления земель и вод для нужд транспорта Раздел 2. Система государственного регулирования и управления деятельностью транспорта Статья 5. Государственное регулирование деятельности транспорта Статья 6. Государственное управление транспортом Статья 6-1. Отслеживание перевозок с использованием навигационных пломб Статья 6-2. Национальный оператор информационной системы отслеживания перевозок Статья 7. Лицензирование транспортной деятельности Статья 8. Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта Раздел 3. Основные положения деятельности транспорта Статья 9. Основы экономической и хозяйственной деятельности Статья 12. Прямое смешанное сообщение с участием различных видов транспорта Статья 13. Права пассажиров. Льготы по оплате проезда отдельных категорий пассажиров Статья 14. Транзитные перевозки грузов и пассажиров Раздел 4. Безопасность, энергоэффективность и ответственность на транспорте Статья 15. Требования к транспортным средствам Статья 15-1. Государственная регистрация транспортных средств городского рельсового транспорта Статья 15-2. Требования к транспортно-логистическим центрам Статья 16. Право управления транспортными средствами Статья 17. Ответственность перевозчика Статья 17-1. Претензии и иски по перевозкам грузов и пассажиров Статья 18. Срок доставки пассажира, груза и багажа и ответственность за просрочку Статья 19. Ответственность пассажира, отправителя и получателя груза или багажа Статья 20. Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира Статья 21. Охрана грузов и объектов транспорта Статья 22. Организация работы транспорта при чрезвычайных ситуациях Статья 23. Обеспечение безопасности и экологических норм на транспорте Статья 24-2. Информационное обеспечение Раздел 5. Заключительные положения Статья 25. Транспортный контроль и надзор Статья 26. Международные отношения в области транспорта
Настоящий Закон определяет основы правовой, экономической и организационной деятельности транспорта Республики Казахстан.
В тексте Закона после слова «Раздел» цифры «I-V» заменены соответственно цифрами «1-5» в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
См. изменения в статью 1 - Закон РК от 21.05.24 г. № 86-VIII (вводится в действие с 23 ноября 2024 г.) В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.05.24 г. № 86-VIII (введен в действие с 23 ноября 2024 г.) (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 27.10.15 г. № 364-V (см. стар. ред.) 1) легкорельсовый транспорт - вид городского рельсового транспорта, осуществляющего регулярные социально значимые перевозки пассажиров и багажа по отдельно выделенным путям и характеризующегося меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, габаритами, грузоподъемностью и скоростью сообщения; Пункт дополнен подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 27.10.15 г. № 364-V 1-1) социально значимые пассажирские перевозки - перевозки пассажиров, организуемые в целях обеспечения доступного уровня тарифов и возможности свободного передвижения населения по территории Республики Казахстан; Статья дополнена подпунктами 1-2 - 1-6 в соответствии с Законом РК от 27.10.15 г. № 363-V 1-2) смешанная перевозка - перевозка двумя или более видами транспорта по единой товарно-транспортной накладной (единому коносаменту); 1-3) договор взаимодействия при смешанных перевозках - договор, заключенный между оператором смешанных перевозок и перевозчиками различных видов транспорта; 1-4) оператор смешанных перевозок - физическое или юридическое лицо, осуществляющее организацию смешанной перевозки; 1-5) договор смешанных перевозок - договор, заключенный между оператором смешанных перевозок и клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, фрахтователем) для осуществления смешанной перевозки; 1-6) исключен в соответствии с Законом РК от 13.06.17 г. № 69-VI (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 1-7 в соответствии с Законом РК от 13.06.17 г. № 69-VI 1-7) воинские пассажиры - военнослужащие и члены их семей, а также лица, определенные перечнем первого руководителя соответствующего государственного органа; Статья дополнена подпунктом 1-8 в соответствии с Законом РК от 13.06.17 г. № 69-VI 1-8) воинские грузы - все виды вооружения, военной техники, боеприпасов и другого материально-технического имущества, перевозимые в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом; Статья дополнена подпунктом 1-9 в соответствии с Законом РК от 13.06.17 г. № 69-VI 1-9) воинский тариф - тариф, применяемый на внутриреспубликанские перевозки воинских грузов, утверждаемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан; Статья дополнена подпунктом 1-10 в соответствии с Законом РК от 13.06.17 г. № 69-VI 1-10) воинские перевозки - перевозки войск, воинских грузов и воинских пассажиров, выполняемые перевозчиками независимо от формы собственности в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом; Статья дополнена подпунктом 1-11 в соответствии с Законом РК от 13.06.17 г. № 69-VI 1-11) единая товарно-транспортная накладная (единый коносамент) - документ, удостоверяющий принятие груза оператором смешанных перевозок в свое ведение для доставки груза до пункта назначения; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 27.10.15 г. № 363-V (см. стар. ред.) 2) клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) - физическое или юридическое лицо, пользующееся транспортом в соответствии с заключенным договором с перевозчиком, а при смешанных перевозках в соответствии с заключенным договором смешанных перевозок; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 10.11.14 г. № 249-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.22 г. № 174-VII (введены в действие с 1 марта 2023 г.) (см. стар. ред.) 3) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные, легкорельсовые, монорельсовые и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы и станции, пункты обслуживания пассажиров, линии метрополитена, порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения (шлюзы), аэродромы, аэропорты, транспортно-логистические центры, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, магистральный трубопровод, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования; 4) транспортное предприятие - юридическое лицо, занятое деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) транспортная логистика - совокупность взаимосвязанных действий участников перевозочного процесса по планированию и управлению транспортировкой (перевозкой) грузов от грузоотправителя (производителя) до грузополучателя по оптимальному маршруту с использованием различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного), включающих мониторинг за движением грузов на каждом этапе транспортировки (перевозки); Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 10.11.14 г. № 249-V 5-1) транспортно-логистический центр - это объект транспортной инфраструктуры, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем сооружениями, предназначенный для выполнения сопутствующих перевозке подготовительных, распределительных и заключительных технологических операций с грузами и транспортными средствами, в том числе осмотра, включая таможенные и пограничные операции в соответствии с законодательством Республики Казахстан; Статья дополнена подпунктом 5-2 в соответствии с Законом РК от 21.05.24 г. № 86-VIII (введен в действие с 23 ноября 2024 г.) 5-2) объект отслеживания - товары (продукция) и транспортные средства, определяемые в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, заключенными в рамках Евразийского экономического союза, законодательством Республики Казахстан; 6) транспорт Республики Казахстан - зарегистрированный на территории Республики Казахстан железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской рельсовый, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 05.05.17 г. № 59-VI (см. стар. ред.) 7) городской рельсовый транспорт - вид транспорта (метрополитен, трамвай, легкорельсовый, монорельсовый транспорт), предназначенный для перевозки пассажиров по путям в границах города и пригородной зоне; 8) метрополитен - вид городского рельсового транспорта, осуществляющего регулярные социально значимые перевозки пассажиров и багажа по путям, изолированным (отделенным, не имеющим одноуровневых пересечений) от линий иных видов транспорта и прохода пешеходов к ним; Статья дополнена подпунктами 8-1 - 8-4 в соответствии с Законом РК от 21.05.24 г. № 86-VIII (введен в действие с 23 ноября 2024 г.) 8-1) навигационная пломба - техническое устройство, состоящее из элемента пломбирования и электронного блока, функционирующее на основе технологий навигационных спутниковых систем и обеспечивающее передачу информации, имеющей отношение к объекту отслеживания, отвечающее требованиям, установленным правом Евразийского экономического союза; 8-2) отслеживание перевозок с использованием навигационных пломб - процесс, включающий в себя активацию навигационной пломбы, наблюдение за объектом отслеживания, деактивацию навигационной пломбы и передачу данных, полученных в процессе наблюдения за объектом отслеживания; 8-3) информационная система отслеживания перевозок - информационная система, включающая аппаратно-программный комплекс, функционирующая на основе технологий навигационных спутниковых систем и навигационной пломбы; 8-4) национальный оператор информационной системы отслеживания перевозок - юридическое лицо, обеспечивающее отслеживание перевозок с использованием навигационных пломб; В подпункт 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.) 9) перевозчик - физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке; 10) исключен в соответствии с Законом РК от 27.10.15 г. № 363-V (см. стар. ред.) 11) уполномоченный государственный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, в целях отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб, применяются в том значении, в каком они используются в международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, заключенных в рамках Евразийского экономического союза, законодательстве Республики Казахстан.
В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 2. Законодательство о транспорте Законодательство Республики Казахстан о транспорте основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Отношения, связанные с деятельностью трубопроводного транспорта, регулируются соответствующим законодательством Республики Казахстан. Условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности в области технического регулирования (далее - безопасность) транспортных средств и процессов их жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений.
Закон дополнен статьей 2-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V Статья 2-1. Принципы транспортной логистики Принципами транспортной логистики являются: 1) законность; 2) ориентированность на потребности клиентов; 3) безопасность; 4) сохранность; 5) единство процедур; 6) равный доступ; 7) интегрированность в глобальную транспортно-логистическую систему.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 07.07.06 г. № 168-III (см. стар. ред.); Законом РК от 15.07.10 г. № 340-IV (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 01.03.11 г. № 414-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.12 г. № 35-V (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 19.04.23 г. № 223-VII (введены в действие с 1 мая 2023 г.) (см. стар. ред.) Статья 3. О собственности на средства транспорта Автомобильные дороги общего пользования (за исключением проданных государственной исламской специальной финансовой компании по решению Правительства Республики Казахстан), судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства, шлюзы, аэронавигационные устройства органов управления воздушным движением, инженерные сети, связанные с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, а также метрополитен являются государственной собственностью и не подлежат отчуждению. Аэронавигационные устройства органов обслуживания воздушного движения являются государственной собственностью, а в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, могут находиться в частной собственности. Магистральная железнодорожная сеть не подлежит приватизации и передается национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых уполномоченным государственным органом, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры. Магистральные, станционные пути и иные объекты магистральной железнодорожной сети, находящиеся в государственной собственности, передаются национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых уполномоченным государственным органом, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры. Морские порты, имеющие статус международного значения, не подлежат приватизации и могут передаваться в оплату акций национального управляющего холдинга, национального холдинга, национальной компании на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан. Подъездные пути и узкоколейные линии, а также автомобильные дороги, за исключением указанных в части первой настоящей статьи, могут находиться как в государственной, так и в частной собственности.
В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.) Статья 4. Земли транспорта. Порядок предоставления земель и вод для нужд транспорта Землями транспорта в республике признаются: - земли, отведенные землепользователям под объекты транспорта; - земли для транспортных дорог и путей, отводимые транспортным, дорожным и другим организациям, осуществляющим их строительство и эксплуатацию. Земельные и водные отношения, возникающие при отводе земель транспорту и предоставлении вод водному транспорту, порядок их пользования регулируются земельным, водным и транспортным законодательством. В целях обеспечения надежной эксплуатации сооружений и других объектов транспорта в районах, подверженных обвалам, оползням, размывам, селям и другим опасным природным воздействиям, устанавливаются охранные зоны. Транспортные предприятия и перевозчики обязаны использовать предоставленные им земли в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, применять природоохранные технологии производства и не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей деятельности.
Раздел 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТРАНСПОРТА
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 08.01.13 г. № 63-V (см. стар. ред.); Законом РК от 13.06.17 г. № 69-VI (см. стар. ред.) Статья 5. Государственное регулирование деятельности транспорта Государственное регулирование деятельности транспорта осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования, технического регулирования, налогообложения, кредитования, финансирования и ценообразования, осуществления инвестиционной, единой социальной и научно-технической политики, контроля и надзора за исполнением транспортными предприятиями законодательства Республики Казахстан. Государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а также отвлекать эксплуатационный персонал транспортных предприятий на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. В целях устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности Республики Казахстан или ее административно-территориальной единицы, а также жизни и здоровью людей, государственные органы в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам использования железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, находящегося в ведении государственных органов. Уполномоченный государственный орган разрабатывает и утверждает правила выполнения и оформления воинских перевозок перевозчиками независимо от формы собственности, в том числе порядок применения воинских тарифов на видах транспорта.
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.13 г. № 124-V (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.12.15 г. № 433-V (см. стар. ред.); Законом РК от 05.10.18 г. № 184-VI (введены в действие с 11 апреля 2019 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 27.06.22 г. № 129-VII (см. стар. ред.) Статья 6. Государственное управление транспортом Государственное управление транспортом осуществляется уполномоченным государственным органом, образуемым по решению Президента Республики Казахстан и действующим в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан. Основными задачами уполномоченного государственного органа являются: защита интересов Республики Казахстан в области транспорта; осуществление международного сотрудничества в области транспорта; разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность транспорта в Республике Казахстан, и участие в разработке национальных стандартов; формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики; создание условий для обеспечения потребностей экономики и населения республики в перевозках, в том числе социально значимых пассажирских перевозках, и связанных с ними услугах; использование новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность устройств и технологий, адаптированных для лиц с инвалидностью, при осуществлении пассажирских перевозок; обучение работников транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки, навыкам общения и предоставления услуг лицам с инвалидностью, в том числе обучение жестовому языку; контроль и надзор за соблюдением прав потребителей транспортных услуг; разработка прогнозов нужд государства и населения в перевозках; координация работы и осуществление функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан; рассмотрение проектов документов по стандартизации в пределах компетенции, а также подготовка предложений по разработке, внесению изменений, пересмотру и отмене национальных, межгосударственных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации для внесения в уполномоченный орган в сфере стандартизации.
Кодекс дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 21.05.24 г. № 86-VIII (введен в действие с 23 ноября 2024 г.) Статья 6-1. Отслеживание перевозок с использованием навигационных пломб 1. Отслеживание перевозок с использованием навигационных пломб осуществляется в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, заключенными в рамках Евразийского экономического союза, законодательством Республики Казахстан. 2. Места наложения и снятия навигационных пломб, лица, налагающие (снимающие) навигационные пломбы и присутствующие при таком наложении (снятии), операции по наложению (снятию) навигационных пломб на таможенной территории Евразийского экономического союза и порядок их совершения, включая порядок передачи документов (сведений) при осуществлении отслеживания с использованием навигационных пломб, хранение таких документов (сведений), а также порядок уничтожения (стирания) записанной ранее в навигационную пломбу информации определяются правом Евразийского экономического союза либо законодательством Республики Казахстан. 3. Сохранность навигационных пломб обеспечивается перевозчиками, осуществляющими перевозки с использованием навигационных пломб.
Кодекс дополнен статьей 6-2 в соответствии с Законом РК от 21.05.24 г. № 86-VIII (введен в действие с 23 ноября 2024 г.) Статья 6-2. Национальный оператор информационной системы отслеживания перевозок 1. Национальный оператор информационной системы отслеживания перевозок определяется Правительством Республики Казахстан и является субъектом специального права. 2. Национальный оператор информационной системы отслеживания перевозок обеспечивает работу информационной системы отслеживания перевозок на постоянной основе в течение двадцати четырех часов в сутки, семь дней в неделю. 3. Национальный оператор информационной системы отслеживания перевозок обеспечивает хранение сведений и информации в информационной системе отслеживания перевозок в течение пяти лет. Указанный срок хранения исчисляется со дня, следующего за днем деактивации навигационной пломбы, использованной при отслеживании перевозок. 4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, национальный оператор информационной системы отслеживания перевозок несет ответственность, установленную законами Республики Казахстан. 5. Взаимоотношения национального оператора информационной системы отслеживания перевозок и перевозчика, а также иных заинтересованных лиц при отслеживании перевозок с использованием навигационных пломб осуществляются на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. 6. Порядок осуществления взаимодействия (включая информационное) между национальным оператором информационной системы отслеживания перевозок и уполномоченным органом в сфере таможенного дела при отслеживании перевозок с использованием навигационных пломб определяется уполномоченным органом в сфере таможенного дела.
Статья 7 изложена в редакции Закона РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) Статья 7. Лицензирование транспортной деятельности Перечень видов деятельности на транспорте, подлежащий лицензированию, устанавливается законодательными актами.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.); Законом РК от 05.05.17 г. № 59-VI (см. стар. ред.) Статья 8. Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан. При организации перевозок пассажиров на регулярных внутриреспубликанских маршрутах пассажирского транспорта перевозчики должны заключать договоры на обслуживание данных маршрутов с местными исполнительными органами или уполномоченными ими органами, организовавшими соответствующие перевозки, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Организация регулярных социально значимых перевозок пассажиров городским рельсовым транспортом осуществляется местным исполнительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, в которой располагается городской рельсовый транспорт.
Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТА
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 15.12.01 г. № 272-II (см. стар. ред.); Законом РК от 24.12.01 г. № 276-II (см. стар. ред.); Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 02.07.14 г. № 225-V (см. стар. ред.); Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.); Законом РК от 27.10.15 г. № 363-V (см. стар. ред.); Законом РК от 09.04.16 г. № 494-V (введены в действие с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.05.17 г. № 59-VI (см. стар. ред.); Законом РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введен в действие с 1 января 2018 г.) (см. стар. ред.) Статья 9. Основы экономической и хозяйственной деятельности Основу экономических и хозяйственных отношений на транспорте формирует рынок спроса и предложений транспортных услуг. Транспортные предприятия и перевозчики осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. Транспортные предприятия и перевозчики самостоятельно разрабатывают планы, заключают договоры на выполнение работ и услуг в соответствии с потребностями клиента. Государственные органы, принявшие решения об организации пассажирских перевозок, рентабельность которых не обеспечивается действующими регулируемыми тарифами, обеспечивают субсидирование убытков или расходов перевозчиков за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При наличии городского рельсового транспорта местный исполнительный орган утверждает Правила субсидирования пассажирских перевозок городским рельсовым транспортом. Предоставление услуг по пассажирским перевозкам легкорельсовым транспортом может осуществляться на основе договора между местным исполнительным органом и компанией, осуществляющей функции управления объектами транспортной инфраструктуры столицы. Содержание судоходных путей, шлюзов, инспекции по безопасности судоходства осуществляется за счет бюджетных средств. За пользование магистральной железнодорожной сетью, государственными портами, за управление полетами и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Республики Казахстан юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными, уплачиваются платежи в порядке и размерах, определяемых законодательством Республики Казахстан.
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 27.10.15 г. № 363-V (см. стар. ред.); Законом РК от 13.06.17 г. № 69-VI (см. стар. ред.) Статья 10. Тарифы На перевозку грузов, пассажиров, багажа и услуги, связанные с перевозками, в том числе при смешанных перевозках, устанавливаются свободные (договорные) тарифы (кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 9 настоящего Закона), обеспечивающие деятельность перевозчиков и транспортных предприятий. По отдельным видам транспортных услуг как средство проведения социальной политики государства либо как средство преодоления монополистической деятельности в сфере транспорта могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. На внутриреспубликанские перевозки воинских грузов применяются воинские тарифы, а на перевозки воинских грузов за пределами Республики Казахстан применяются тарифы в соответствии с международными договорами Республики Казахстан. Перевозки воинских пассажиров и воинских грузов, перевозимых багажом и грузобагажом, на видах транспорта выполняются по тарифам, применяемым на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 08.05.03 г. № 414-II; Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V (введен в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.12.15 г. № 433-V (см. стар. ред.); Законом РК от 09.04.16 г. № 494-V (см. стар. ред.); Законом РК от 05.05.17 г. № 59-VI (см. стар. ред.); Законом РК от 27.06.22 г. № 129-VII (см. стар. ред.); Законом РК от 20.04.23 г. № 226-VII (введен в действие с 1 июля 2023 г.) (см. стар. ред.) Статья 11. Перевозка грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществление транспортно-экспедиционных услуг При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан: - иметь разрешение, предусмотренное Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»; - заключать договор (контракт) с клиентом в установленной форме; - предоставлять транспортные средства, имеющие документы в сфере подтверждения соответствия; - возмещать ущерб, нанесенный клиенту и третьему лицу, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте; - обеспечивать безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, также своевременную перевозку и сохранность его багажа; - обеспечивать безопасность движения; - обеспечивать клиенту свободу выбора транспорта на рынке транспортных услуг; - получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату; - выполнять требования государственных органов в пределах их компетенции на осуществление специальных и воинских перевозок (расходы на осуществление этих перевозок возмещаются за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан); - застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед пассажирами в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан об обязательном страховании; - обеспечивать лицам с инвалидностью доступность пассажирских перевозок, услуг перевозчиков, информации по обслуживанию, создавать необходимые удобства и условия при оказании им услуг по перевозке. При проведении государственными органами конкурсов на право обслуживания маршрутов по перевозке пассажиров преимущество имеют лица, транспортные средства которых приспособлены для доступа лиц с инвалидностью. Перевозчик имеет право свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования, за исключением случаев, когда установлены регулируемые тарифы. Перевозчик не вправе отказывать юридическим и физическим лицам в перевозке, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами о транспорте Республики Казахстан. При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг клиент имеет право: - требовать выполнения договора, заключенного между ним и перевозчиком; - оспаривать в установленном порядке соответствие уровня качества перевозки ее сертификату; - требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте. Клиент обязан:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Раздел 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство о транспортеСтатья 2-1. Принципы транспортной логистикиСтатья 3. О собственности на средства транспортаСтатья 4. Земли транспорта. Порядок предоставления земель и вод для нужд транспорта Раздел 2. Система государственного регулирования и управления деятельностью транспортаСтатья 5. Государственное регулирование деятельности транспортаСтатья 6. Государственное управление транспортомСтатья 6-1. Отслеживание перевозок с использованием навигационных пломбСтатья 6-2. Национальный оператор информационной системы отслеживания перевозокСтатья 7. Лицензирование транспортной деятельностиСтатья 8. Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта Раздел 3. Основные положения деятельности транспортаСтатья 9. Основы экономической и хозяйственной деятельностиСтатья 10. ТарифыСтатья 11. Перевозка грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществление транспортно-экспедиционных услугСтатья 12. Прямое смешанное сообщение с участием различных видов транспортаСтатья 13. Права пассажиров. Льготы по оплате проезда отдельных категорий пассажировСтатья 14. Транзитные перевозки грузов и пассажиров Раздел 4. Безопасность, энергоэффективность и ответственность на транспортеСтатья 15. Требования к транспортным средствамСтатья 15-1. Государственная регистрация транспортных средств городского рельсового транспортаСтатья 15-2. Требования к транспортно-логистическим центрамСтатья 16. Право управления транспортными средствамиСтатья 17. Ответственность перевозчикаСтатья 17-1. Претензии и иски по перевозкам грузов и пассажировСтатья 18. Срок доставки пассажира, груза и багажа и ответственность за просрочкуСтатья 19. Ответственность пассажира, отправителя и получателя груза или багажаСтатья 20. Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажираСтатья 21. Охрана грузов и объектов транспортаСтатья 22. Организация работы транспорта при чрезвычайных ситуацияхСтатья 22-1. Обязанность предоставления транспорта правоохранительным и специальным государственным органамСтатья 23. Обеспечение безопасности и экологических норм на транспортеСтатья 24-1. ДосмотрСтатья 24-2. Информационное обеспечение Раздел 5. Заключительные положения |