|
|
|
Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года № 156-XIII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 9 апреля 2016 года
Указом Президента РК, имеющим силу закона, «Об актах Верховного Совета Республики Казахстан» от 23 марта 1995 года признан действующим и обладающим юридической силой со дня введения в действие О порядке введения в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 21 сентября 1994 г. № 157-XIII
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство о транспорте Статья 2-1. Принципы транспортной логистики Статья 3. О собственности на средства транспорта Статья 4. Земли транспорта. Порядок предоставления земель и вод для нужд транспорта Раздел 2. Система государственного регулирования и управления деятельностью транспорта Статья 5. Государственное регулирование деятельности транспорта Статья 6. Государственное управление транспортом Статья 7. Лицензирование транспортной деятельности Статья 8. Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта Раздел 3. Основные положения деятельности транспорта Статья 9. Основы экономической и хозяйственной деятельности Статья 12. Прямое смешанное сообщение с участием различных видов транспорта Статья 13. Права пассажиров. Льготы по оплате проезда отдельных категорий пассажиров Статья 14. Транзитные перевозки грузов и пассажиров Раздел 4. Безопасность, энергоэффективность и ответственность на транспорте Статья 15. Требования к транспортным средствам Статья 15-1. Государственная регистрация транспортных средств городского рельсового транспорта Статья 15-2. Требования к транспортно-логистическим центрам Статья 16. Право управления транспортными средствами Статья 17. Ответственность перевозчика Статья 17-1. Претензии и иски по перевозкам грузов и пассажиров Статья 18. Срок доставки пассажира, груза и багажа и ответственность за просрочку Статья 19. Ответственность пассажира, отправителя и получателя груза или багажа Статья 20. Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира Статья 21. Охрана грузов и объектов на транспорте Статья 22. Организация работы транспорта при чрезвычайных ситуациях Статья 23. Обеспечение безопасности и экологических норм на транспорте Статья 24-2. Информационное обеспечение Раздел 5. Заключительные положения Статья 25. Транспортный контроль и надзор Статья 25-1. Государственный контроль и надзор в области транспорта Статья 26. Международные отношения в области транспорта В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон определяет основы правовой, экономической и организационной деятельности транспорта Республики Казахстан.
В тексте Закона после слова «Раздел» цифры «I-V» заменены соответственно цифрами «1-5» в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 27.10.15 г. № 364-V (см. стар. ред.) 1) легкорельсовый транспорт - вид городского рельсового транспорта, осуществляющего регулярные социально значимые перевозки пассажиров и багажа по отдельно выделенным путям и характеризующегося меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, габаритами, грузоподъемностью и скоростью сообщения; Пункт дополнен подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 27.10.15 г. № 364-V 1-1) социально значимые пассажирские перевозки - перевозки пассажиров, организуемые в целях обеспечения доступного уровня тарифов и возможности свободного передвижения населения по территории Республики Казахстан; Статья дополнена подпунктами 1-2 - 1-6 в соответствии с Законом РК от 27.10.15 г. № 363-V 1-2) смешанная перевозка - перевозка двумя или более видами транспорта по единой товарно-транспортной накладной (единому коносаменту); 1-3) договор взаимодействия при смешанных перевозках - договор, заключенный между оператором смешанных перевозок и перевозчиками различных видов транспорта; 1-4) оператор смешанных перевозок - физическое или юридическое лицо, осуществляющее организацию смешанной перевозки; 1-5) договор смешанных перевозок - договор, заключенный между оператором смешанных перевозок и клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, фрахтователем) для осуществления смешанной перевозки; 1-6) единая товарно-транспортная накладная (единый коносамент) - документ, удостоверяющий принятие груза оператором смешанных перевозок в свое ведение для доставки груза до пункта назначения; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 27.10.15 г. № 363-V (см. стар. ред.) 2) клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) - физическое или юридическое лицо, пользующееся транспортом в соответствии с заключенным договором с перевозчиком, а при смешанных перевозках в соответствии с заключенным договором смешанных перевозок; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 10.11.14 г. № 249-V (см. стар. ред.) 3) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные, легкорельсовые, монорельсовые и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы и станции, пункты обслуживания пассажиров, линии метрополитена, порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, транспортно-логистические центры, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, магистральный трубопровод, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования; 4) транспортное предприятие - юридическое лицо, занятое деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) транспортная логистика - совокупность взаимосвязанных действий участников перевозочного процесса по планированию и управлению транспортировкой (перевозкой) грузов от грузоотправителя (производителя) до грузополучателя по оптимальному маршруту с использованием различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного), включающих мониторинг за движением грузов на каждом этапе транспортировки (перевозки); Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 10.11.14 г. № 249-V 5-1) транспортно-логистический центр - это объект транспортной инфраструктуры, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем сооружениями, предназначенный для выполнения сопутствующих перевозке подготовительных, распределительных и заключительных технологических операций с грузами и транспортными средствами, в том числе осмотра, включая таможенные и пограничные операции в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 6) транспорт Республики Казахстан - зарегистрированный на территории Республики Казахстан железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской рельсовый, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт; 7) городской рельсовый транспорт - вид транспорта (метрополитен, трамвай, легкорельсовый, монорельсовый транспорт), предназначенный для перевозки пассажиров по рельсам в границах города и пригородной зоне; 8) метрополитен - вид городского рельсового транспорта, осуществляющего регулярные социально значимые перевозки пассажиров и багажа по путям, изолированным (отделенным, не имеющим одноуровневых пересечений) от линий иных видов транспорта и прохода пешеходов к ним; В подпункт 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.) 9) перевозчик - физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке; 10) исключен в соответствии с Законом РК от 27.10.15 г. № 363-V (см. стар. ред.) 11) уполномоченный государственный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.
В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 2. Законодательство о транспорте Законодательство Республики Казахстан о транспорте основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Отношения, связанные с деятельностью трубопроводного транспорта, регулируются соответствующим законодательством Республики Казахстан. Условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности в области технического регулирования (далее - безопасность) транспортных средств и процессов их жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений.
Закон дополнен статьей 2-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V Статья 2-1. Принципы транспортной логистики Принципами транспортной логистики являются: 1) законность; 2) ориентированность на потребности клиентов; 3) безопасность; 4) сохранность; 5) единство процедур; 6) равный доступ; 7) интегрированность в глобальную транспортно-логистическую систему.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 07.07.06 г. № 168-III (см. стар. ред.); Законом РК от 15.07.10 г. № 340-IV (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 01.03.11 г. № 414-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.12 г. № 35-V (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.) Статья 3. О собственности на средства транспорта Автомобильные дороги общего пользования (за исключением проданных государственной исламской специальной финансовой компании по решению Правительства Республики Казахстан), судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства, шлюзы, аэронавигационные устройства органов управления воздушным движением, инженерные сети, связанные с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, а также метрополитен являются государственной собственностью и не подлежат отчуждению. Аэронавигационные устройства органов обслуживания воздушного движения являются государственной собственностью, а в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, могут находиться в частной собственности. Магистральная железнодорожная сеть не подлежит приватизации и передается национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры. Магистральные, станционные пути и иные объекты магистральной железнодорожной сети, находящиеся в государственной собственности, передаются национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры. Морские порты, имеющие статус международного значения, не подлежат приватизации и могут передаваться в оплату акций национального управляющего холдинга, национального холдинга, национальной компании на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан. Подъездные пути и узкоколейные линии, а также автомобильные дороги, за исключением указанных в части первой настоящей статьи, могут находиться как в государственной, так и в частной собственности.
В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.) Статья 4. Земли транспорта. Порядок предоставления земель и вод для нужд транспорта Землями транспорта в республике признаются: - земли, отведенные землепользователям под объекты транспорта; - земли для транспортных дорог и путей, отводимые транспортным, дорожным и другим организациям, осуществляющим их строительство и эксплуатацию. Земельные и водные отношения, возникающие при отводе земель транспорту и предоставлении вод водному транспорту, порядок их пользования регулируются земельным, водным и транспортным законодательством. В целях обеспечения надежной эксплуатации сооружений и других объектов транспорта в районах, подверженных обвалам, оползням, размывам, селям и другим опасным природным воздействиям, устанавливаются охранные зоны. Транспортные предприятия и перевозчики обязаны использовать предоставленные им земли в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, применять природоохранные технологии производства и не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей деятельности.
Раздел 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТРАНСПОРТА
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 08.01.13 г. № 63-V (см. стар. ред.) Статья 5. Государственное регулирование деятельности транспорта Государственное регулирование деятельности транспорта осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования, технического регулирования, налогообложения, кредитования, финансирования и ценообразования, осуществления инвестиционной, единой социальной и научно-технической политики, контроля и надзора за исполнением транспортными предприятиями законодательства Республики Казахстан. Государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а также отвлекать эксплуатационный персонал транспортных предприятий на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. В целях устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности Республики Казахстан или ее административно-территориальной единицы, а также жизни и здоровью людей, государственные органы в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам использования железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, находящегося в ведении государственных органов. См.: Положение о Координационном совете по обеспечению безопасности на транспорте
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.13 г. № 124-V (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.12.15 г. № 433-V (см. стар. ред.) Статья 6. Государственное управление транспортом Государственное управление транспортом осуществляется уполномоченным государственным органом, образуемым по решению Президента Республики Казахстан и действующим в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан. Основными задачами уполномоченного государственного органа являются: защита интересов Республики Казахстан в области транспорта; осуществление международного сотрудничества в области транспорта; разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность транспорта в Республике Казахстан, и участие в разработке национальных стандартов; формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики; создание условий для обеспечения потребностей экономики и населения республики в перевозках, в том числе социально значимых пассажирских перевозках, и связанных с ними услугах; использование новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность устройств и технологий, адаптированных для инвалидов, при осуществлении пассажирских перевозок; обучение работников транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки, навыкам общения и предоставления услуг инвалидам, в том числе обучение жестовому языку; контроль и надзор за соблюдением прав потребителей транспортных услуг; разработка прогнозов нужд государства и населения в перевозках; координация работы и осуществление функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.
Статья 7 изложена в редакции Закона РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) Статья 7. Лицензирование транспортной деятельности Перечень видов деятельности на транспорте, подлежащий лицензированию, устанавливается законодательными актами.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.) Статья 8. Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан. При организации перевозок пассажиров на регулярных внутриреспубликанских маршрутах пассажирского транспорта перевозчики должны заключать договоры на обслуживание данных маршрутов с местными исполнительными органами или уполномоченными ими органами, организовавшими соответствующие перевозки, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Организация регулярных социально значимых перевозок пассажиров метрополитеном осуществляется местным исполнительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, в которой располагается метрополитен. Контроль за обеспечением безопасности движения и содержанием технических средств на метрополитене осуществляется местным исполнительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, в которой располагается метрополитен.
Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТА
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 15.12.01 г. № 272-II (см. стар. ред.); Законом РК от 24.12.01 г. № 276-II (см. стар. ред.); Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.); 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 02.07.14 г. № 225-V (см. стар. ред.); Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.); Законом РК от 27.10.15 г. № 363-V (см. стар. ред.) Статья 9. Основы экономической и хозяйственной деятельности Основу экономических и хозяйственных отношений на транспорте формирует рынок спроса и предложений транспортных услуг. Транспортные предприятия и перевозчики осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. Транспортные предприятия и перевозчики самостоятельно разрабатывают планы, заключают договоры на выполнение работ и услуг в соответствии с потребностями клиента. Государственные органы, принявшие решения по организации пассажирских перевозок, рентабельность которых не обеспечивается действующими регулируемыми тарифами, обеспечивают субсидирование убытков перевозчиков за счет бюджетных средств. Правила субсидирования пассажирских перевозок метрополитеном и легкорельсовым транспортом определяются местным исполнительным органом. Предоставление услуг по пассажирским перевозкам легкорельсовым транспортом может осуществляться на основе договора между местным исполнительным органом и компанией, осуществляющей функции управления объектами транспортной инфраструктуры столицы. Содержание судоходных путей, шлюзов, инспекции по безопасности судоходства осуществляется за счет бюджетных средств. За пользование магистральной железнодорожной сетью, государственными портами, за управление полетами и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Республики Казахстан юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными, уплачиваются платежи в порядке и размерах, определяемых законодательством Республики Казахстан. Пользование судоходными водными путями Республики Казахстан осуществляется на платной основе. Ставки, порядок исчисления и уплаты в бюджет платы за пользование судоходными водными путями определяются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 27.10.15 г. № 363-V (см. стар. ред.) Статья 10. Тарифы На перевозку грузов, пассажиров, багажа и услуги, связанные с перевозками, в том числе при смешанных перевозках, устанавливаются свободные (договорные) тарифы (кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 9 настоящего Закона), обеспечивающие деятельность перевозчиков и транспортных предприятий. По отдельным видам транспортных услуг как средство проведения социальной политики государства либо как средство преодоления монополистической деятельности в сфере транспорта могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 08.05.03 г. № 414-II; Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V (введен в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.12.15 г. № 433-V (см. стар. ред.) Статья 11. Перевозка грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществление транспортно-экспедиционных услуг При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан: - иметь разрешение, предусмотренное Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»; - заключать договор (контракт) с клиентом в установленной форме; - предоставлять транспортные средства, имеющие документы в сфере подтверждения соответствия; - возмещать ущерб, нанесенный клиенту и третьему лицу, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте; - обеспечивать безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, также своевременную перевозку и сохранность его багажа; - обеспечивать безопасность движения; - обеспечивать клиенту свободу выбора транспорта на рынке транспортных услуг; - получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату; - выполнять требования государственных органов в пределах их компетенции на осуществление специальных и воинских перевозок (расходы на осуществление этих перевозок возмещаются за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан); - застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед пассажирами в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан об обязательном страховании. - обеспечивать инвалидам доступность пассажирских перевозок, услуг перевозчиков, информации по обслуживанию, создавать необходимые удобства и условия при оказании им услуг по перевозке. Перевозчик имеет право свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования, за исключением регулируемых перевозок. Перевозчик не вправе отказывать юридическим и физическим лицам в перевозке, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами о транспорте Республики Казахстан. При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг клиент имеет право: - требовать выполнения договора, заключенного между ним и перевозчиком; - оспаривать в установленном порядке соответствие уровня качества перевозки ее сертификату; - требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте. Клиент обязан: - соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком; - выдавать перевозчику документ, подтверждающий соответствие груза его сертификату; - выполнять правила перевозок; - представлять грузы и багаж в подготовленном для транспортирования виде. Пассажир обязан прибыть в пункт отправления до начала перевозки не позднее времени, установленного правилами перевозок. Время прибытия в пункт отправления указывается в билете. Отдельные права и обязанности клиента и перевозчика определяются соглашением сторон в договоре перевозки. Условия перевозки грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществления транспортно-экспедиционных операций и ответственность сторон по перевозкам и транспортно-экспедиционным операциям определяются нормативными правовыми актами, а также договорами перевозки. Правила перевозок пассажиров метрополитеном утверждаются местным исполнительным органом.
В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.98 г. № 338-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 27.10.15 г. № 363-V (см. стар. ред.) Статья 12. Смешанная перевозка Железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и автомобильный транспорт организует систему смешанных перевозок с применением принципов транспортной логистики и использованием транспортной инфраструктуры. Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь), оператор смешанных перевозок и перевозчики различных видов транспорта являются участниками смешанных перевозок. Порядок и условия осуществления смешанных перевозок, основные положения и порядок заключения договоров смешанных перевозок и взаимодействия при смешанных перевозках устанавливаются правилами смешанных перевозок, утверждаемыми уполномоченным государственным органом.
Закон дополнен статьей 12-1 в соответствии с Законом РК от 27.10.15 г. № 363-V Статья 12-1. Договор смешанных перевозок 1. Договор смешанных перевозок должен содержать: 1) права и обязанности клиента (грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, фрахтователя) и оператора смешанных перевозок; 2) ответственность клиента (грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, фрахтователя) и оператора смешанных перевозок; 3) порядок заполнения единой товарно-транспортной накладной (единого коносамента); 7) стоимость и порядок оплаты. Договор смешанных перевозок может содержать иные условия организации смешанной перевозки, не предусмотренные настоящим Законом и правилами смешанных перевозок. 2. Оператор смешанных перевозок имеет право: 1) отказаться от смешанной перевозки груза, который по своим свойствам, весовым и габаритным параметрам не соответствует данным о грузе, указанным в договоре смешанной перевозки; 2) в случае, когда нет возможности доставить груз вследствие непреодолимой силы в новый пункт назначения, указанный клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, фрахтователем), отказаться от смешанной перевозки и возвратить груз грузоотправителю, предварительно уведомив его об этом. При этом дополнительные расходы оператора смешанных перевозок оплачиваются грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено договором; 3) требовать от клиента (грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, фрахтователя) надлежащего исполнения обязательств по договору смешанных перевозок. Оператор смешанных перевозок имеет и иные права, установленные законами Республики Казахстан и договором смешанных перевозок. 3. Оператор смешанных перевозок обязан: 1) в установленные сроки принять груз; 2) организовать перевозку груза с использованием различных видов транспорта из пункта отправления в пункт назначения; 3) обеспечить мониторинг за движением груза на каждом этапе перевозки; 4) обеспечить сохранность груза на всем пути следования; 5) обеспечить доставку груза в установленные сроки; 6) обеспечить выдачу груза уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю). Оператор смешанных перевозок несет и иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан и договором смешанных перевозок. 4. Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) имеет право: 1) получить информацию о маршруте следования, составе и видах транспорта для перевозки заявленного груза; 2) требовать от оператора смешанных перевозок надлежащего исполнения обязательств по договору смешанных перевозок; 3) требовать возмещения ущерба, причиненного при смешанной перевозке, при предъявлении письменных документальных доказательств. Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) имеет и иные права в соответствии с законами Республики Казахстан и договором смешанных перевозок. 5. Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) обязан: 1) предоставить груз оператору смешанных перевозок согласно сроку, указанному в договоре смешанной перевозки; 2) оплатить оператору смешанных перевозок все причитающиеся выплаты, оговоренные в договоре смешанной перевозки.
Закон дополнен статьей 12-2 в соответствии с Законом РК от 27.10.15 г. № 363-V Статья 12-2. Договор взаимодействия при смешанных перевозках 1. Договор взаимодействия при смешанных перевозках должен содержать: 1) права и обязанности оператора смешанных перевозок и перевозчиков, задействованных при смешанной перевозке; 2) условия и порядок осуществления смешанной перевозки; 3) стоимость и порядок оплаты; 4) порядок взаимодействия перевозчиков и перевалки груза с одного вида транспортного средства на другой; 5) порядок заполнения единой товарно-транспортной накладной (единого коносамента); Договор взаимодействия при смешанных перевозках может содержать иные условия организации смешанной перевозки, не предусмотренные настоящим Законом и правилами смешанных перевозок. 2. Оператор смешанных перевозок имеет право: 1) отказать перевозчику в смешанной перевозке груза, если транспортное средство перевозчика по своим свойствам, весовым и габаритным параметрам не соответствует параметрам груза, указанным в договоре взаимодействия при смешанных перевозках; 2) в случае, когда нет возможности доставить груз вследствие непреодолимой силы в новый пункт назначения, указанный клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, фрахтователем), отказаться от смешанной перевозки и обеспечить возврат груза грузоотправителю, предварительно уведомив его об этом. Дополнительные расходы перевозчика возмещаются оператором смешанных перевозок, если иное не предусмотрено договором; 3) требовать от перевозчика надлежащего исполнения обязательств по договору взаимодействия при смешанных перевозках; 4) требовать возмещения ущерба, причиненного при смешанной перевозке, при предъявлении письменных документальных доказательств. Оператор смешанных перевозок имеет и иные права, установленные законами Республики Казахстан и договором взаимодействия при смешанных перевозках. 3. Оператор смешанных перевозок обязан в установленные сроки передать груз перевозчику. Оператор смешанных перевозок несет и иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан и договором взаимодействия при смешанных перевозках. 4. Перевозчик смешанной перевозки имеет право: 1) отказаться от смешанной перевозки груза, который по своим свойствам, весовым и габаритным параметрам не соответствует данным о грузе, указанным в договоре взаимодействия при смешанных перевозках; 2) произвести разгрузку груза, если дальнейшая перевозка груза угрожает безопасности перевозки и сохранности груза. Перевозчик смешанной перевозки имеет и иные права, установленные законами Республики Казахстан и договором взаимодействия при смешанных перевозках. 5. Перевозчик смешанной перевозки обязан: 1) незамедлительно уведомить оператора смешанных перевозок о возникшей угрозе безопасности перевозки и сохранности грузов на своем отрезке следования, соблюдать полученные при этом указания оператора смешанных перевозок, а также произведенных им действиях по обеспечению безопасности перевозки и сохранности грузов; 2) при принятии груза проверить точность записей в единой товарно-транспортной накладной (едином коносаменте) относительно груза и его упаковки; 3) контролировать укладку и крепление груза в целях соблюдения установленных норм загрузки транспортного средства, обеспечения безопасности выполнения перевозки и сохранности груза; 4) предоставить оператору смешанных перевозок информацию о маршруте следования, составе и видах транспорта для перевозки заявленного груза; 5) предоставить оператору возможность отслеживания места нахождения груза на соответствующем участке перевозки; 6) передать груз следующему перевозчику смешанной перевозки в установленный договором взаимодействия при смешанной перевозке срок или уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |