|
|
|
Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года № 154-XIII (с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 25.12.95 г. № 2725; Законами РК от 15.07.96 г. № 31-1; от 22.12.98 г. № 327-1; от 29.03.00 г. № 42-II; от 16.03.01 г. № 163-II; от 16.07.01 г. № 244-II; от 19.02.02 г. № 295-II; от 10.07.02 г. № 338-II; от 09.08.02 г. № 346-II; от 09.07.04 г. № 592-II; от 20.12.04 г. № 13-III; от 29.12.04 г. № 25-III)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 8 июля 2005 г.
Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «Об актах Верховного Совета Республики Казахстан» от 23 марта 1995 года признан действующим и обладающим юридической силой со дня введения в действие В тексте после слова «Раздел» цифры «I-VII» заменены соответственно цифрами «1-7» в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 г.) (см. стар. ред.) Настоящий Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Республики Казахстан, и закрепляет систему правовых гарантий законности при ее проведении. Раздел 1. Общие положения Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность Оперативно-розыскная деятельность - научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, другими законами и нормативными актами Республики Казахстан специально уполномоченными государственными органами(*) в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан(**), собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций. Сноска. * Далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. ** Под гражданами в настоящем Законе имеются в виду граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие, либо пребывающие на ее территории. Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: - защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов граждан и собственности (независимо от форм) от противоправных посягательств; - содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укреплении его экономического потенциала и обороноспособности; - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; - осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законом; - выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций; - обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц; - обеспечение охраны государственной границы; - обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны; - поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы; - обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с принципами законности, соблюдения прав и свобод, уважения достоинства личности, равенства граждан перед законом, на основе конспирации, сочетания гласных и негласных методов, профессиональной этики. В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности 1. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон, а также другие законы и иные нормативные акты Республики Казахстан. 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по согласованию с Генеральным Прокурором Республики, издают в пределах своей компетенции на основании настоящего Закона нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 1. Не допускается осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также использование полученной в ходе их проведения информации для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом. 2. Действия органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, либо прокуратуру или суд. 3. Лицо, виновность которого в подготовке или совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения, послужившие основанием для его проверки и о характере имеющейся в отношении него информации в пределах, исключающих разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны. В случае признания необоснованным решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья своим мотивированным определением, а прокурор предписанием может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. 4. В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения жалобы по требованию прокурора или судьи предоставляются все оперативно-служебные документы, за исключением сведений о личности граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 5. Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести и достоинства личности, если в них не содержится информация о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и уничтожаются. Раздел 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их обязанности и права В статью 6 внесены изменения Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 25.12.1995 г. № 2725; Законами РК от 15.07.96 г. № 31-1; от 16.03.01 г. № 163-II (см. стар. ред.); от 16.07.01 г. № 244-II (см. стар. ред.); от 10.07.02 г. № 338-II (см. стар. ред.); от 09.07.04 г. № 592-II Статья 6. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность На территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют: б) органы национальной безопасности; в) органы военной разведки Министерства обороны; д) Служба охраны Президента Республики Казахстан; з) исключен и) органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции; Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только законом. В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.03.2001 г. № 163-II (см. стар. ред.) Статья 7. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность При выполнении определенных настоящим Законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны: а) принимать в соответствии с компетенцией необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, собственности, безопасности общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала; б) обеспечивать выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий, фиксации их результатов для использования в уголовном процессе, исполнять письменные поручения следователя и указания прокурора, а также определения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в производстве этих органов; в) своевременно информировать органы государственной власти и управления Республики Казахстан об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства; г) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств; д) принимать необходимые меры по обеспечению конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при передаче материалов, отражающих результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий, для использования в уголовном процессе и недопущению рассекречивания источников информации. В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.03.2000 г. № 42-II; Законом РК от 16.03.2001 г. № 163-II (см. стар. ред.) Статья 8. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1. При выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право: а) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 11 настоящего Закона, в пределах своей компетенции; б) устанавливать на безвозмездной либо платной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; в) создавать и использовать оперативные учеты и информационные системы, обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности; г) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий по письменному или устному договору служебные помещения, транспортные и иные технические средства, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество граждан с возмещением ущерба владельцам в случае его нанесения, а также расходов - за счет органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; д) создавать конспиративные предприятия и организации, использовать в этих целях документы, зашифровывающие должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе; е) использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями; ж) получать безвозмездно и использовать имеющую значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну; з) привлекать по согласованию с другими органами, имеющими право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории Республики Казахстан, силы и средства этих органов для проведения отдельных мероприятий; и) беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), а на территорию воинских частей и других режимных объектов - по согласованию с их руководителями, только с целью проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона; к) внедрять в преступную группу работника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо сотрудничающего с ним лица с сохранением в тайне достоверных данных, касающихся их личности; л) применять модель поведения, имитирующую преступную деятельность; м) с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также причастных к ним лиц осуществлять оперативный контроль поставок товаров, веществ и иных материальных ценностей, являющихся предметами преступной деятельности и предназначенных к провозу, вывозу или ввозу на территорию Республики Казахстан; н) передавать материалы, отражающие результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий, для использования в уголовном процессе. 2. Должностные лица ведомств, предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности) и других хозяйствующих субъектов, войсковых частей и соединений не вправе препятствовать указанным в настоящем Законе органам осуществлять оперативно-розыскную деятельность в пределах их компетенции. Статья 9. Ответственность сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1. Сотрудники, допустившие противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 2. Ущерб, причиненный действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возмещается ими в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Раздел 3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий В статью 10 внесены изменения Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 25.12.1995 г. № 2725; Законами РК от 15.07.96 г. № 31-1; от 16.03.01 г. № 163-II (см. стар. ред.); от 16.07.01 г. № 244-II (см. стар. ред.); от 10.07.02 г. № 338-II (см. стар. ред.); от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.); от 09.07.04 г. № 592-II Статья 10. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий 1. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: а) наличие возбужденного уголовного дела; б) поступившая в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, информация о: - подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении; - лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; - безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов; - разведывательно-подрывных акциях специальных служб иностранных государств и международных организаций; в) письменные поручения следователя и указания прокурора, а также определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве этих органов; в-1) постановления Генерального Прокурора Республики Казахстан и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров; г) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи; д) необходимость получения разведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала. 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо инициативе иных государственных органов вправе собирать данные, характеризующие личность, необходимые для принятия решений: - о приеме на работу и службу в органы внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, национальной безопасности, военной разведки, финансовой полиции, таможенные органы, Службу охраны Президента Республики Казахстан; - по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; - о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов и сооружений, представляющих повышенную аварийную или экологическую опасность, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан; - о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; - о выдаче разрешений на занятие частной детективной и охранной деятельностью. 3. Указанные основания являются исчерпывающими и могут быть дополнены или изменены только законом. В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.02.02 г. № 295-II (см. стар. ред.); Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 11. Оперативно-розыскные мероприятия 1. Оперативно-розыскные мероприятия - это действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции, направленные на решение задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона. 2. Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются: - опрос граждан, должностных лиц, получение от них информации; - установление гласных и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной деятельности; - внедрение сотрудников в преступную среду; - применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность; - создание конспиративных предприятий и организаций; - осуществление оперативного контроля поставок; - применение специальных технических средств; - наведение справок и проверка по учетам учреждений, предприятий и организаций (независимо от подчиненности и форм собственности); - отбор проб и образцов для исследования; - контрольные закупки; См.: Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 6 сентября 2002 года № ЮД-2-2-18/8874. - применение служебно-розыскных собак; - поиск и отождествление личности по приметам; - поиск устройств незаконного снятия информации; - обнаружение, негласная фиксация и изъятие следов противоправных деяний, их предварительное исследование; - преследование лица, совершающего или совершившего преступление, и его задержание; - осуществление личного досмотра задержанных лиц, осмотра и изъятия находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмотра транспортных средств; - проведение операций по захвату вооруженных преступников; - проверка по оперативным, криминалистическим учетам и системам уголовной регистрации. 3. Специальными оперативно-розыскными мероприятиями являются: - цензура корреспонденции осужденных; - контроль почтовых отправлений; - оперативный поиск по внешним признакам на почтово-телеграфных каналах связи; - негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах; - снятие информации с технических каналов связи; - снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств; - наблюдение, в том числе с использованием специальных технических средств (аудио- видеозаписи, кино- фотосъемки и других технических средств), материалов и веществ, не наносящих вреда жизни, здоровью личности и окружающей среде; - проникновение в жилые и другие помещения, здания, сооружения, на участки местности, транспортные и иные технические средства и их обследование. В статью 12 внесены изменения Указом Президента РК от 25.12.1995 г. № 2725; Законами РК от 15.07.96 г. № 31-1; от 16.03.2001 г. № 163-II (см. стар. ред.); от 16.07.01 г. № 244-II (см. стар. ред.); от 19.02.02 г. № 295-II (см. стар. ред.); от 10.07.02 г. № 338-II (см. стар. ред.); от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.); от 09.07.04 г. № 592-II (см. стар. ред.); от 29.12.04 г. № 25-III (введен в действие со дня официального опубликования) Статья 12. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий 1. Гражданство, пол, национальность, место жительства, социальное, должностное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения граждан не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Республики Казахстан, если иное не оговорено законом. 2. Оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в пункте 2 статьи 11 настоящего Закона, проводятся органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с возложенными на них задачами и разграничиваются в пределах их компетенции. Органы внутренних дел вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в пункте 2 статьи 11 настоящего Закона, в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции по согласованию с уполномоченным органом уголовно-исполнительной системы или его территориальным подразделением. Оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в пункте 3 статьи 11 настоящего Закона, осуществляются: а) органами внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, финансовой полиции и таможенными органами - цензура корреспонденции осужденных; контроль почтовых отправлений в виде посылок и бандеролей; негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах; снятие информации с компьютерных систем и иных технических средств; наблюдение, в том числе с использованием специальных технических средств (аудиовидеозаписи, кинофотосъемки и других технических средств), материалов и веществ; проникновение в жилые и другие помещения, здания, сооружения, на участки местности, транспортные и иные технические средства и их обследование; б) органами национальной безопасности - контроль почтовых отправлений; оперативный поиск по внешним признакам на почтово-телеграфных каналах связи; негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах; снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств; наблюдение, в том числе с использованием специальных технических средств (аудио- видеозаписи, кино- фотосъемки и других технических средств), материалов и веществ; проникновение в жилые и другие помещения, здания, сооружения, на участки местности, транспортные и иные технические средства и их обследование; в) военной разведкой Министерства обороны, Службой охраны Президента Республики Казахстан на объектах оперативного обеспечения - наблюдение, в том числе с использованием специальных технических средств (аудио- видеозаписи, кино- фотосъемки и других технических средств), материалов и веществ; проникновение в жилые и другие помещения, здания, сооружения, на участки местности, транспортные и иные технические средства и их обследование; негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах; снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств. Органы внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, национальной безопасности, военной разведки Министерства обороны, финансовой полиции, таможенные органы, Служба охраны Президента Республики Казахстан в необходимых случаях обязаны оказывать взаимную помощь в организации и проведении специальных мероприятий, перечисленных в пункте 3 статьи 11 настоящего Закона. Специальные оперативно-розыскные мероприятия, связанные с использованием сетей телекоммуникаций и почтовых каналов связи в интересах решения задач всеми органами, перечисленными в статье 6, технически осуществляются органами национальной безопасности Республики Казахстан, для чего им выделяются необходимые силы и средства. См.: Правила взаимодействия государственных органов и организаций при внедрении и эксплуатации аппаратно-программных и технических средств проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций Республики Казахстан, Правила подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования для нужд государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан". 3. Перечень служб, подразделений и категорий сотрудников, имеющих право проводить оперативно-розыскные мероприятия, определяется руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 4. Оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища, осуществляются исключительно для выявления, предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступными группами, только с санкции прокурора. Санкцию на проведение таких мероприятий по постановлению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дают Генеральный прокурор Республики Казахстан и его заместители, военный прокурор республики, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры. См.: Указание Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 4 апреля 2001 года № 56/23. 5. Исключительно для получения разведывательной информации в целях обеспечения безопасности Республики Казахстан, выявления, предупреждения и пресечения разведывательно-подрывных посягательств специальных служб иностранных государств и иностранных организаций, а также терроризма оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в пункте 4 настоящей статьи, могут осуществляться в порядке, согласованном с Генеральным прокурором Республики Казахстан. 6. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание и запись разговоров, переговоров, ведущихся с их телефонов или других переговорных устройств, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов. 7. В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению террористического акта, диверсии и других тяжких преступлений, на основании мотивированного постановления одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, с уведомлением прокурора и последующим получением санкции в течение 24 часов. 8. При получении санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в п.4 настоящей статьи, прокурору представляются материалы - основания для их проведения, в форме и по содержанию исключающие возможность расшифровки сведений о личности граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 9. Организация и тактика проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий могут составлять служебную, военную или государственную тайну в соответствии с Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаемым Правительством Республики Казахстан на основании Закона Республики Казахстан "О государственных секретах". Статья 13. Содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность 1. Должностные лица и другие работники государственных органов, ведомств, предприятий, организаций и учреждений (независимо от подчиненности и форм собственности), войсковых частей, соединений и общественных объединений Республики Казахстан обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в решении задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона. 2. Отдельные граждане могут с их согласия привлекаться к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий (в том числе и по контракту) с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не представлять заведомо ложной информации указанным органам. За разглашение таких сведений и представление заведомо ложной информации они несут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан. 3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты о сотрудничестве с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений. Форма контракта, условия и сроки его действия определяются ведомственными нормативными актами. Статья 14. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности 1. Материалы, полученные в процессе оперативно-розыскной деятельности, могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. 2. Материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, до облечения их в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный процесс, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. 3. Не подлежат разглашению сведения об организации оперативно-розыскной деятельности, конкретных оперативно-розыскных мероприятиях, источниках и способах получения информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан. 4. За разглашение сведений об оперативно-розыскной деятельности лица, которым они стали известны в результате выполнения профессиональных обязанностей, несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан. Статья 15. Ограничения в оперативно-розыскной деятельности При осуществлении оперативно-розыскной деятельности запрещается: - совершать действия, создающие реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, кроме случаев крайней необходимости и необходимой обороны; - предпринимать действия в интересах какой-либо политической партии, а также общественных и религиозных объединений; - склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушений; - использовать насилие, угрозы, шантаж и иные неправомерные действия, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан и должностных лиц; - фальсифицировать оперативно-розыскные материалы, а равно использовать заведомо недостоверные либо ложные сведения. Статья 16. Основания прекращения оперативно-розыскных мероприятий Оперативно-розыскные мероприятия прекращаются: - при выполнении задач, для решения которых их проведение было предусмотрено; - в случае установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения поставленных задач; - по выявлении обстоятельств, исключающих привлечение проверяемого лица к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются, приостанавливаются и прекращаются в сроки, предусмотренные нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, согласованными с Генеральным прокурором Республики Казахстан. Раздел 4. Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Статья 17. Взаимодействие органов Республики Казахстан, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: - решают стоящие перед ними задачи самостоятельно, во взаимодействии между собой, используя возможности государственных, общественных и иных организаций, а также содействие граждан; - обеспечивают взаимное информирование о ставших известными фактах преступных деяний, относящихся к компетенции этих органов, и оказывают взаимную необходимую помощь. Статья 18. Взаимодействие с органами иных государств 1. Органы иных государств, которым предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан в порядке и пределах, установленных настоящим Законом и соответствующими договорами и соглашениями. 2. Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территориях иных государств в порядке и пределах, устанавливаемых настоящим Законом, а также законодательством этих государств на основе соответствующих договоров и соглашений. Статья 19. Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с международными правоохранительными организациями Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с международными правоохранительными организациями осуществляется в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи и в пределах норм, установленных настоящим Законом. См.: Инструкцию о порядке исполнения и направления правоохранительными органами Республики Казахстан запросов и поручений по линии Интерпола. Раздел 5. Финансовое и материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 15.07.96 г. № 31-1; от 22.12.98 г. № 327-1; от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 г.) (см. стар. ред.) Статья 20. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Финансирование оперативно-розыскной деятельности осуществляется за счет бюджетных средств, направляемых на содержание органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, как в национальной, так и в иностранной валюте, а также отчислений от сумм возмещенного государству ущерба, поступающих от реализации имущества, обращенного в доход государства на основании приговоров суда, в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан. В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.07.96 г. № 31-1; Законом РК от 22.12.98 г. Статья изложена в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 г.) (см. стар. ред.) Статья 21. Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности осуществляется за счет бюджетных средств. Раздел 6. Социальная и правовая защита субъектов оперативно-розыскной деятельности Статья 22. Социальная и правовая защита сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1. Сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. На них распространяются гарантии правовой и социальной защиты работников министерств и ведомств, в штаты которых они входят. С учетом специфики работы сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут быть наделены дополнительными льготами. 2. В своей служебной деятельности сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, руководствуются требованиями закона и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |