|
|
|
Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.05.2007 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 27 июля 2007 г.
Глава 1 Общие положения (статьи 1 - 6) Глава 2 Права и обязанности населения в области (статьи 7 - 9) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 3 Полномочия государственных органов в области (статьи 10 - 13) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 4 Предупреждение чрезвычайных ситуаций (статьи 14 - 18) природного и техногенного характера Глава 5 Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного (статьи 20 - 23) Глава 6 Экспертиза и государственный учет в области (статьи 25 - 26) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 7 Материальное и финансовое обеспечение в (статьи 27 - 29) области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 8 Контроль и надзор в области чрезвычайных (статьи 30 - 32) ситуаций природного и техногенного характера Глава 9 Ответственность за нарушение законодательства (статьи 33 - 35) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 10 Разрешение споров в области чрезвычайных (статья 36) ситуаций природного и техногенного характера Глава 11 Международное сотрудничество и международные (статьи 37 - 39) договоры в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В тексте Закона после слова «Глава» цифры «I - XI» заменены соответственно цифрами «1 - 11» в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики. Настоящий закон регулирует общественные отношения на территории Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. См.: Мероприятия по реализации Закона Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (приложение № 1 к постановлению Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 04 сентября 1996 г. № 26)
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1; Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: авария - нарушение технологического процесса, повреждение механизмов, оборудования и сооружений; катастрофа - разрушительное явление, повлекшее чрезвычайную ситуацию регионального или глобального масштаба; стихийное бедствие - бедствие, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация; бедствие - разрушительное явление, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация; декларация безопасности промышленного объекта - документ, информирующий о характере и масштабах возможных чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и объявляющий о принятых собственником мерах по их предупреждению и ликвидации на этапах ввода в эксплуатацию, его функционирования и вывода из эксплуатации; зона чрезвычайной ситуации - определенная территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация. По масштабу распространения и объему причиненного ущерба чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на объектовые, местные, региональные и глобальные; чрезвычайные ситуации природного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями; чрезвычайные ситуации техногенного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях; чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций; предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья и жизни людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Настоящий Закон не регулирует правовые отношения при чрезвычайных ситуациях социального и экологического характера. Статья 3. Основные принципы защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Основными принципами защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются: - гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по их предупреждению и ликвидации; - заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность, обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; - обязательность проведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание экстренной медицинской помощи, социальная защита населения и пострадавших работников, возмещение вреда, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования. Статья 4. Участие сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Силы гражданской обороны (воинские части, территориальные и ведомственные невоенизированные формирования, специализированные аварийно-спасательные службы) в соответствии с законодательством участвуют в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1 Статья 5. Обязанности организаций в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости своего функционирования и обеспечению безопасности работников и населения; - предоставлять в установленном порядке информацию, оповещать работников и население об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; - обучать работников методам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; - проводить защитные мероприятия, спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с утвержденными планами; - в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечивать возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций работникам и другим гражданам, проводить после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан. Организации, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций по перечню, определенному Правительством Республики Казахстан, обязаны формировать резервы финансовых и материальных ресурсов, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организации также представляют в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и в местные исполнительные органы декларации безопасности промышленных объектов, находящихся в их ведении, в порядке и по форме, утвержденными Правительством Республики Казахстан. Перечень сведений, содержащихся в декларации безопасности промышленного объекта, и порядок ее оформления определяются центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. Руководители организаций несут персональную ответственность за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предписаний специально уполномоченных государственных органов, имеющих обязательную силу. Статья 6. Участие общественных объединений в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите от них населения, окружающей среды и объектов хозяйствования в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь специальную подготовку, подтвержденную государственной аттестацией. Глава 2 Права и обязанности населения в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.05.07 г. № 244-III (см. стар. ред.) Статья 7. Права граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Граждане Республики Казахстан имеют право в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности; - обращаться лично, направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими; - участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для защиты граждан; - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; - на получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при привлечении их для выполнения обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; - на социальное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, если они произошли вследствие выполнения обязанностей по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных социальных пособиях; - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Статья 8. Обязанности граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Граждане Республики Казахстан обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - соблюдать законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и защиты от них граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования; - информировать соответствующие органы об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; - соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой и хозяйственной деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; - знать сигналы гражданской обороны, установленные правила поведения и порядок действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, изучать основные методы защиты, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать эти свои знания и практические навыки; - принимать участие в проводимых учениях и тренировках по ликвидации чрезвычайных ситуаций, бережно относиться к средствам защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования. Статья 9. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Заголовок главы 3 изменен Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Глава 3 Полномочия государственных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.); Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 10. Полномочия Правительства Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - разрабатывает основные направления единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; - организует разработку программ в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов; - рассматривает и утверждает государственные доклады о состоянии защиты населения, природной среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций; - утверждает положение о центральном исполнительном органе Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям; - утверждает технические регламенты; - образует межведомственные государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждает положения о них; - устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций; - организует службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, экстренной медицинской помощи, аварийно-спасательные службы, республиканскую автоматизированную информационно-управляющую систему по чрезвычайным ситуациям; - определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; - организует государственную экспертизу и государственный контроль по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их деятельности и государственного учета в области чрезвычайных ситуаций; - определяет порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создания государственных резервов, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов и выделяет их для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - выделяет средства резерва Правительства Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - принимает решения о ликвидации последствий глобальных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - определяет систему и условия социального обеспечения граждан и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования; - осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан; - создает аварийно-спасательные службы (в том числе аэромобильные отряды). В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1; Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1; Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.) Статья 11. Полномочия центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям является специально уполномоченным государственным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеет подведомственные ему территориальные органы. Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям: - координирует работу центральных и местных исполнительных органов и научных организаций в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - утверждает или согласовывает нормативные правовые акты, за исключением технических регламентов, ведет государственный учет в области чрезвычайных ситуаций, подготавливает и вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан государственные доклады о состоянии защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций; - руководит участием сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящимися в его ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, республиканской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям; - руководит государственной противопожарной службой, координирует мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров; - руководит государственной экспертизой в области чрезвычайных ситуаций и в необходимых случаях организует независимую экспертизу с привлечением международных экспертных организаций; - обеспечивает открытость и гласность информации в области чрезвычайных ситуаций; - осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; - осуществляет государственный контроль по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - проводит аттестации субъектов, осуществляющих деятельность по проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; - выдает государственным органам, организациям и гражданам предписания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющие обязательную силу; - организует расследование аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, передает материалы в установленном порядке для привлечения к ответственности должностных лиц, граждан и организаций; - по решениям Правительства Республики Казахстан осуществляет непосредственное руководство ликвидацией региональных и глобальных чрезвычайных ситуаций; - при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизует материально-технические ресурсы организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством; - осуществляет международное сотрудничество, обеспечивает деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан, организует проведение гуманитарных акций; - разрабатывает программы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - обеспечивает деятельность аварийно-спасательных служб (в том числе аэромобильных отрядов); - оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим, в том числе работникам аварийно-спасательных служб, в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - разрабатывает технические регламенты в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 12. Полномочия центральных государственных органов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Центральные государственные органы в пределах своей компетенции: - организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - утверждают или согласовывают нормативы, стандарты и правила, ведут государственный учет в области чрезвычайных ситуаций и представляют его данные в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям; - разрабатывают технические регламенты и принимают участие при их разработке; - образуют отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям и осуществляют обеспечение их работы; - руководят находящимися в их ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; - проводят отраслевую государственную экспертизу, организуют научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; - организуют отраслевой государственный контроль и надзор, выдают в соответствии со своими задачами предписания местным исполнительным органам, организациям и гражданам, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации; - участвуют в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций. См.также: Функции центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 мая 1996 г. № 553 «О Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.05.00 г. № 51-II (см. стар. ред.); Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 1 января 2006 года) (см. стар. ред.) Статья 13. Полномочия местных представительных и исполнительных органов областей (города республиканского значения столицы) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Местные представительные и исполнительные органы ответственны за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей (подведомственной) территории: - заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - принимают решения об объемах резерва местного исполнительного органа в составе местного бюджета для финансирования непредвиденных расходов в части, касающейся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о создании местных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов; - вправе принимать обязательные правила по обеспечению общественного порядка и безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, их предупреждению и ликвидации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обязательные правила не должны противоречить законодательству Республики Казахстан и вступают в силу незамедлительно. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций местного масштаба; - участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций; - информируют население и организации о необходимой безопасности, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - обеспечивают в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями исполнение местного бюджета по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - создают и используют местные запасы материально-технических, продовольственных медицинских и других ресурсов; - обеспечивают в пределах своей компетенции социальную защиту населения и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; - осуществляют после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан. К исключительному ведению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) относится организация водно-спасательных служб. На территории Республики Казахстан допускается участие местного самоуправления в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом. Глава 4 Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 14. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера К мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся: - научные исследования, наблюдения, контроль обстановки, прогнозирование и оповещение об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; - пропаганда знаний, обучение населения и специалистов, защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций; - анализ технических регламентов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. См.: Постановление Президента Республики Казахстан от 8 июня 1993 г. № 1218 «О дополнительных мерах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Статья 15. Научные исследования, наблюдения, контроль обстановки и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В основные задачи научных исследований в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера входит разработка методов мониторинга и создание банка данных чрезвычайных ситуаций, методов прогноза, предупреждения, мер контроля и средств защиты, целевых и научно-технических программ по прогнозированию, оценке последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сейсмологическая служба, системы селевого оповещения, контроля за радиационной безопасностью и другие) создаются при специально уполномоченных государственных органах и включаются в государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 года № 1298 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Статья 16. Гласность и информация в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Информацию в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения. Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях информационно-технического обеспечения государственных органов создается республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям. См. Порядок работы Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям со средствами массовой информации.
Статья 17. Пропаганда знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Пропаганда знаний в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами и общественными объединениями. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации. Обучение населения ведется в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, организациях по месту работы и жительства, а специалистов - в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, центрах по подготовке к действиям в чрезвычайной ситуации и гражданской обороне, организациях по месту работы. См.: Правила информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций.
В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.05.07 г. № 244-III (см. стар. ред.) Статья 18. Защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Для максимально возможного снижения риска, потерь и ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должны осуществляться защитные мероприятия: - сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление зданий и сооружений; - гидротехнические и инженерно-геологические защитные мероприятия; - усовершенствование систем коммуникаций для обеспечения безопасности транспорта и предотвращения чрезвычайных ситуаций на транспорте; - защитные мероприятия по опасным производственным объектам; - мероприятия по предотвращению пожаров (взрывов), эпидемий и эпизоотий, поражений сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями; См.: Совместный приказ Министерства здравоохранения РК № 962, Министерства транспорта и коммуникаций РК № 307-I, Агентства РК по чрезвычайным ситуациям № 231 от 23 октября 2001 г. Об усилении профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению биотерроризма, Совместный приказ Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан № 1026 от 12 ноября 2001 г. О реализации решения совместного совещания Министерства здравоохранения РК и Министерства сельского хозяйства РК «Организация совместных профилактических и противоэпидемических мероприятий по зооантропонозным инфекциям». - другие мероприятия, предусмотренные предписаниями специально уполномоченных органов, имеющими обязательную силу. Деятельность организаций и граждан, связанная с риском возникновения чрезвычайных ситуаций, подлежит страхованию в соответствии с требованиями законодательных актов Республики Казахстан об обязательных видах страхования. Например см. решение Акима ВКО от 15 января 1999 года № 635 «Об организации и проведении обязательного страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Решение Акима Актюбинской области от 25 мая 1999 года № 85 «Об организации и проведении обязательного страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Актюбинской области».
Глава 5 Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Статья 19. Исключена в соответствии с Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.) В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.06.04 г. № 563-II (см. стар. ред.) Статья 20. Первоочередные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуют в соответствии с ранее утвержденными планами местные исполнительные органы и руководители организаций с привлечением сил и средств аварийно-спасательных служб, дислоцированных в зоне чрезвычайной ситуации. При первоочередных действиях может проводиться временная эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации, мобилизация необходимых материально-технических ресурсов организаций, прекращается или приостанавливается работа объекта, на котором произошли авария, бедствие или катастрофа, изменяется режим работы в организациях, вводятся ограничения (карантин) на передвижение людей и грузов, осуществляются возможные спасательные и аварийно-восстановительные работы, обеспечиваются общественный порядок и охрана объектов. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенными в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Республики Казахстан. См.: Положение об использовании резервных источников электроэнергии в чрезвычайных ситуациях». Статья 21 изменена Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 21. Экстренная медицинская помощь при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера При ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера немедленно вводится в действие служба экстренной медицинской помощи, а при недостаточности включаются медицинские силы и средства центральных государственных органов и организаций.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |