|
|
|
Воздушный кодекс Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года № 720 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2022 г.)
Утратил силу Воздушным кодексом Республики Таджикистан от 13 ноября 2023 года № 1999
Настоящий Кодекс регулирует отношения, связанные с использованием воздушного пространства Республики Таджикистан и деятельностью в области авиации, и определяет основы реализации государственной политики в этой области.
Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Республики Таджикистан В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан воздушное пространство Республики Таджикистан является исключительной собственностью государства. Республика Таджикистан обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Республики Таджикистан.
Статья 2. Задачи Воздушного кодекса Республики Таджикистан Задачами Воздушного кодекса Республики Таджикистан является регулирование обеспечения воздушных перевозок, авиационных работ, обороны и безопасности государства, защиты интересов граждан, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Статья 3. Государственная политика в области воздушного пространства и деятельность в области авиации Государственная политика в области воздушного пространства и деятельность в области авиации - совокупность правовых, экономических, организационных, военных и иных мер, предусматривающих: обеспечение безопасности и рационального использования воздушного пространства; разработку и реализацию государственных целевых программ; совершенствование деятельности в области авиации; взаимовыгодное сотрудничество с иностранными государствами по использованию воздушного пространства и деятельности в области авиации.
Статья 4. Воздушное законодательство Республики Таджикистан Воздушное законодательство Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Кодекса, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.
Статья 7. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Республики Таджикистан Воздушное законодательство Республики Таджикистан регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Республики Таджикистан, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Республики Таджикистан за пределами территории Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международными правовыми актами, признанными Таджикистаном, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.
Имущество гражданской авиации Республики Таджикистан - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие средства, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов, в соответствии с законодательством Республики Таджикистан может находиться в различных формах собственности. Имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения могут быть только в форме государственной собственности. Физические и юридические лица могут иметь в своей собственности гражданские и воздушные судна.
Статья 9. Обязательная сертификация и аттестация в гражданской авиации Обязательной сертификации подлежат юридические лица - авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности. Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал. Обязательная сертификация и аттестация осуществляется специально уполномоченными органами, на которые возложены организация и проведение обязательной сертификации и аттестации. Требования к проведению обязательной сертификации и аттестации и порядок их проведения, установленные общими авиационными правилами Республики Таджикистан, обязательны для соблюдения всеми органами исполнительной власти Республики Таджикистан, а также юридическими лицами и гражданами. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.
Статья 10. Лицензирование деятельности в области воздушного транспорта Деятельность в области воздушного транспорта осуществляется на основании лицензии. Лицензирование деятельности в области воздушного транспорта осуществляется в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Статья 11. Приостановление действия или аннулирование сертификата Действие сертификата может быть приостановлено органом, выдавшим этот документ, а также в его действие могут быть введены ограничения, в порядке, установленном общими авиационными правилами Республики Таджикистан. Сертификат может быть аннулирован органом, выдавшим этот документ, в порядке, установленном общими авиационными правилами Республики Таджикистан.
Глава 2. Государственное регулирование использования воздушного пространства
Статья 12. Использование воздушного пространства Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделённые в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Статья 13. Государственное регулирование использования воздушного пространства Под государственным регулированием использования воздушного пространства понимается установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также ответственности за их соблюдение. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют следующие органы: 1) специально уполномоченный орган в области обороны - полное государственное регулирование использования воздушного пространства; 2) специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
Статья 14. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности: 1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Республики Таджикистан или вооружённого вторжения на территорию Республики Таджикистан; 2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; 3) посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и экипажей; 4) предотвращение и прекращение нарушений правил использования воздушного пространства Республики Таджикистан; 5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан; 6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами; 7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации; 8) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации; 9) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; 10) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ; 11) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий; 12) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.
Статья 15. Организация использования воздушного пространства Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя: 1) установление структуры воздушного пространства; 2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 14 настоящего Кодекса; 3) обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства; 4) организацию воздушного движения, представляющую собой: обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения; 5) контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства Республики Таджикистан. Организация использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства органами обслуживания воздушного движения (управления полётами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Республики Таджикистан. Положение о единой системе организации воздушного движения утверждается Правительством Республики Таджикистан.
Статья 16. Структура воздушного пространства Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного .пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.
Статья 17. Разрешение на использование воздушного пространства Использование воздушного пространства осуществляется на основании разрешения органа единой системы организации воздушного движения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-4 части второй статьи 14 настоящего Кодекса с обязательным уведомлением об этом органа единой системы организации воздушного движения.
Статья 18. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.
Статья 19. Контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства Республики Таджикистан Контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства Республики Таджикистан осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, специально уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах. Органы, указанные в части первой настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Республики Таджикистан меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений правил использования воздушного пространства Республики Таджикистан.
Глава 3. Государственное регулирование деятельности в области авиации
Статья 20. Виды авиации Авиация подразделяется на государственную и гражданскую.
Статья 21. Государственная авиация Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации. Использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.
Статья 22. Гражданская авиация Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к авиации общего назначения.
Статья 23. Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области обороны.
Статья 24. Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, в пределах, устанавливаемых воздушным законодательством Республики Таджикистан.
Глава 4. Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации
Статья 25. Специально уполномоченный орган по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации Республики Таджикистан Государственный контроль за деятельностью в сфере гражданской авиации Республики Таджикистан осуществляет специально уполномоченный государственной орган, определяемый Правительством Республики Таджикистан. Положение специально уполномоченного государственного органа утверждает Правительство Республики Таджикистан.
Статья 26. Органы государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации Для осуществления государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации специально уполномоченный государственный орган Республики Таджикистан создает инспекторские службы. Структура и функции инспекторских служб устанавливаются по представлению специально уполномоченного государственного органа Республики Таджикистан Правительством Республики Таджикистан.
Статья 27. Права, обязанность и ответственность авиационных инспекторов Права, обязанность и ответственность авиационных инспекторов определяется законодательством Республики Таджикистан.
Статья 28. Обязательность исполнения требований авиационных инспекторов и инспекторских служб Требования авиационных инспекторов и инспекторских служб, предъявленные в связи с проведением проверок, являются обязательными для исполнения гражданами и юридическими лицами.
Статья 29. Понятие авиационного персонала К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полётов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения. Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Правительством Республики Таджикистан. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал гражданской авиации.
Статья 30. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности Лица из числа авиационного персонала государственной авиации допускаются к деятельности при наличии свидетельства. Лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности при наличии сертификата (свидетельства). Требования к авиационному персоналу гражданской авиации устанавливаются Общими авиационными правилами Республики Таджикистан. Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется специально уполномоченным органом в области обороны и специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Статья 31. Признание сертификата (свидетельства) иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала Сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, признаётся в Республике Таджикистан при условии, если этот сертификат (свидетельство) соответствует международным стандартам, признаваемым Республикой Таджикистан и общими авиационными правилами Республики Таджикистан.
Глава 6. Экипаж воздушного судна
Статья 32. Экипаж воздушного судна Экипаж воздушного судна состоит из лётного экипажа (командира воздушного судна и других лиц летного состава) и кабинного экипажа (борт операторов и бортпроводников). Полёт гражданского воздушного судна не разрешается, если состав лётного экипажа меньше минимально установленного состава. Состав экипажа воздушного судна определённого типа устанавливается в соответствии с требованиями к лётной эксплуатации воздушного судна данного типа. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна Республики Таджикистан могут входить только граждане Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено законом Республики Таджикистан.
Статья 33. Командир воздушного судна Командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа. Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нём имущества.
Статья 34. Права командира воздушного судна Командир воздушного судна имеет право: 1) принимать окончательные решения о взлете, полёте и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полёта воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полёта, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полётами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полётов; 2) в целях обеспечения безопасности полёта воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полёта воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам; 3) принимать решения о сливе топлива в полёте, сбросе багажа, груза и почты, если это необходимо для обеспечения безопасности полёта воздушного судна и его посадки. При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности, командир воздушного судна имеет право проводить предполётный досмотр лиц и объектов, указанных в статье 80 настоящего Кодекса; 4) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна. В случае вынужденной посадки воздушного судна командир воздушного судна руководит действиями лиц, находящихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушного судов.
Статья 35. Действия экипажа воздушного судна в случае бедствия Если воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир воздушного судна и другие члены экипажа воздушного судна обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту воздушного судна людей, а также по обеспечению сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества.
Статья 36. Оказание помощи судам и людям, находящимся в опасности Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, обнаруживший зону экологического бедствия либо находящихся в опасности людей, обязан оказать помощь, если это не сопряжено с опасностью для вверенных ему воздушного судна, пассажиров и экипажа, отметить на карте место (зону) бедствия и сообщить об этом органу обслуживания воздушного движения (управления полётами).
Статья 37. Воздушное судно Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом, отличаемого от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом (экипажем), находящимся на его борту. Беспилотные воздушные судна - все виды аппаратов, самолетов, вертолетов, выполняющие полет без пилота (экипажа) на борту, и управляемые дистанционно. Беспилотная авиационная система - воздушное судно и связанные с ним элементы, которые эксплуатируются без пилота на борту.
Статья 38. Государственная регистрация и государственный учёт воздушных судов Воздушные суда, предназначенные для выполнения полётов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке: государственные воздушные суда в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны; гражданские воздушные суда в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Таджикистан с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в Государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании лётной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации. Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Таджикистан при наличии сертификатов летной годности ( удостоверений о годности к полётам). Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Таджикистан возлагается на Государственной авиационный регистр Республики Таджикистан, входящий в состав специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Республики Таджикистан. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Республике Таджикистан, приобретает национальную принадлежность Республики Таджикистан. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Таджикистан в следующих случаях: списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации; продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Республики Таджикистан; нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Таджикистан, свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство. Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим специально уполномоченным органом. Услуги по государственной регистрации гражданского воздушного судна оказываются возмездно. Размер сбора и порядок его взимания устанавливается Правительством Республики Таджикистан. Правила обращения беспилотными воздушными суднами утверждаются Правительством Республики Таджикистан. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии с гражданским законодательством Республики Таджикистан. В случае залога воздушного судна, сведения о залоге подлежат включению в Государственный реестр воздушных судов Республики Таджикистан. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации с разрешения Правительства Республики Таджикистан и в соответствии с международными правовыми актами, признанными Таджикистаном, может заключить с уполномоченным органом другого государства договор о передаче отдельных обязанностей и функции государства регистрации в отношении воздушного судна, зарегистрированного в Таджикистане, и уведомить об этом Совет Международной организации гражданской авиации.
Статья 39. Требования к летной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации Требования к лётной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее требования к летной годности и охране окружающей среды) определяются Общими авиационными правилами Республики Таджикистан и обязательны для соблюдения местными органами исполнительной власти Республики Таджикистан, а также юридическими лицами и гражданами, участвующими в приёмке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов.
Статья 40. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов и гражданских воздушных судов Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов лётной годности (удостоверений о годности к полётам), выданных на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) и подтверждающих соответствие этих воздушных судов действующим в Республике Таджикистан требованиям к лётной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды. Порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, а том числе на условиях аренды, устанавливается Общими авиационными правилами Республики Таджикистан.
Статья 41. Сертификация гражданских воздушных судов Сертификация гражданских воздушных судов проводится в соответствии с Общими авиационными правилами Республики Таджикистан, устанавливающими требования и процедуры сертификации. Сертификация завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские воздушные суда, предъявленные к сертификации, соответствуют требованиям к лётной годности и охране окружающей среды, а их конструкция признана в качестве типовой. Сертификат типа выдается специально уполномоченным органом, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов. Соблюдение правил лётной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна определённого типа и обеспечивающих поддержание его лётной годности, возлагается на эксплуатанта. При нарушении эксплуатантом указанных в части третьей настоящей статьи правил, а также при выявлении небезопасного состояния гражданского воздушного судна специально уполномоченный орган в области гражданской авиации имеет право ввести ограничения на эксплуатацию данного воздушного судна или остановить его эксплуатацию. Государственный контроль за лётной годностью гражданских воздушных судов на этапе их эксплуатации осуществляется специально уполномоченным органом, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, а также специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. Эксплуатанты обязаны предоставлять специально уполномоченному органу, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов информацию о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях её эксплуатации. Состав информации и порядок ее предоставления устанавливаются Общими авиационными правилами Республики Таджикистан. Гражданские воздушные суда, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Республику Таджикистан для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с Общими авиационными правилами Республики Таджикистан.
Статья 42. Обозначения, наносимые на воздушные суда При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Таджикистан этому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. На государственные воздушные суда наносятся учетные опознавательные знаки. На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме того, наносится изображение красного креста или красного полумесяца в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. На гражданское воздушное судно помимо государственного и регистрационного опознавательных знаков должно наноситься изображение Государственного флага Республики Таджикистан, а также символы, зарегистрированные в установленном законом порядке. Порядок нанесения обозначений на государственные воздушные суда устанавливается соответственно специально уполномоченным органом в области обороны. Государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и символов на гражданские воздушные суда устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Глава 8. Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения
Статья 43. Аэродромы, аэропорты Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэродромы подразделяются на аэродромы государственной авиации и гражданские аэродромы. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников. Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приёма и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль. Решение об открытии аэродрома для выполнения международных полетов воздушных судов или международного аэропорта принимается Правительством Республики Таджикистан. Порядок открытия или закрытия аэродрома либо аэропорта устанавливается Общими авиационными правилами Республики Таджикистан.
Статья 44. Государственная регистрация аэродромов и аэропортов Аэродромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов государственной авиации Республики Таджикистан. Ведение указанного реестра возлагается на специально уполномоченный орган в области обороны. Гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них соответственно в Государственный реестр гражданских аэродромов Республики Таджикистан и Государственный реестр аэропортов Республики Таджикистан только при наличии сертификатов (свидетельств) годности. Ведение указанных реестров возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Данные о гражданском аэродроме или об аэропорте исключаются из соответствующих государственных реестров в следующих случаях: нарушение требований к государственной регистрации гражданского аэродрома или аэропорта и требований, к обеспечению их безопасной эксплуатации; на основании заявления лица, зарегистрировавшего гражданский аэродром или аэропорт. При исключении данных об аэродроме или об аэропорте из соответствующих государственных реестров эксплуатация аэродрома или аэропорта приостанавливается, свидетельство о государственной регистрации аэродрома или аэропорта утрачивает силу и подлежит возврату органу, осуществляющему государственную регистрацию аэродрома или аэропорта. Государственная регистрация гражданского аэродрома или аэропорта устанавливается согласно законодательству Республики Таджикистан. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на аэродром или аэропорт, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка регистрации и оснований для отказа в регистрации прав на аэродром или аэропорт и сделок с ним осуществляются в соответствии с гражданским законодательством Республики Таджикистан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |