| ||||||||||||||||||||
|
|
|
01.06.2015
В. Проскурина, сертифицированный бухгалтер-практик, САР
См.редакцию за 2010 г.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Данная статья раскрывает содержание и значимость Учетной политики некоммерческой организации, а также основные допущения и качественные характеристики при ее разработке. Рассмотрены разделы Учетной политики и необходимые действия руководства предприятия для перехода на МСФО.
Обязательное применение Учетной политики, согласно действующих стандартов. Примерный текст Учетной политики некоммерческой организации в соответствии с МСФО.
По определению МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», Учетная политика - это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности. Учетную политику организации можно назвать внутренним законом ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Учетная политика разрабатывается в соответствии с действующими нормативными актами РК, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности. До 1 января 2013 года некоммерческие организации должны были составлять свою учетную политику в соответствии с положениями Национального стандарта финотчетности № 2 (НСФО 2). Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 50 был утвержден новый Национальный стандарт финансовой отчетности, действие которого было обозначено с 1 января 2013 года, и признаны утратившими силу: 1) приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 218 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 1»; 2) приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года № 217 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 2». Следовательно, с 1 января 2013 года учетная политика любой некоммерческой организации должна быть пересмотрена в соответствии с новыми нормативными документами и переутверждена. В настоящий момент в Республике Казахстан существуют три основы для разработки учетной политики для субъектов: - Национальный стандарт финансовой отчетности, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 50 (далее НСФО); - Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) для предприятий малого и среднего бизнеса (далее МСФО для МСБ); - Международные стандарты финансовой отчетности (полный комплект) - далее МСФО. Ни в одном из вышеперечисленных документов нет конкретной ссылки на то, что по этому стандарту должна быть разработана учетная политика некоммерческой организации. Поэтому вопрос о выборе основы для пересоставления своей учетной политики каждая некоммерческая организация должна решить самостоятельно по своему желанию: или НСФО, или МСФО для МСБ, или МСФО. В Общей части НСФО записано: Настоящий Национальный стандарт финансовой отчетности (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и определяет принципы и качественные характеристики финансовой отчетности, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, а также юридическими лицами, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой. МСФО для МСБ предназначен для использования предприятиями малого и среднего бизнеса. Предприятиями малого и среднего бизнеса являются те предприятия, которые не обязаны представлять свою финансовую отчетность широкому кругу пользователей. МСФО имеют право применять как вышеперечисленные субъекты хозяйственной деятельности, так и все остальные. Некоммерческие организации, организационно-правовая форма которых является - фонд, обязана составлять свою учетную политику только на основе МСФО, так как фонды, в соответствии с действующим законодательством, обязаны публиковать свою финансовую отчетность в средствах массовой информации, то есть представлять свою финансовую отчетность широкому кругу пользователей. В любом случае, перед утверждением новой учетной политики (взамен разработанной на основе НСФО № 2), некоммерческая организация обязана произвести трансформацию своей финансовой отчетности по состоянию на 1 января 2013 года, трансформировав показатели финансовой отчетности, составленной по НСФО № 2 в положения выбранного стандарта. Трансформация - это преобразование статей финансовой отчетности, составленной по НСФО № 2, в систему требований выбранного стандарта путем реклассификации статей и внесения корректировок в эти статьи с использованием трансформационных таблиц. В результате трансформации формируются сальдовые остатки в новой оборотно-сальдовой ведомости. Процедура трансформации отчетности имеет стандартную последовательность действий (этапы трансформации или форму). Однако для каждой организации содержание этих этапов зависит от множества факторов, основными из которых являются: - специфика финансово-хозяйственной деятельности; - особенности организации бухгалтерского учета. Первый фактор определяет направление корректировок, а второй - технику сбора информации. Этапы трансформации отчетности, составленной по НСФО № 2, в отчетность составленную в соответствии с выбранным стандартом, можно обозначить следующим образом: 1.Подготовительный этап. Это определение цели и способа осуществления трансформации, стоимости и сроков работ, рекомендаций по составлению отчетности. Содержание этого этапа отражается в Плане мероприятий по переходу на выбранный стандарт, который утверждается Приказом первого руководителя. 2.Рабочий этап. Цель данного этапа состоит из выявления основных отличий между учетом по НСФО № 2 и выбранным стандартом. Это самый трудоемкий и продолжительный этап трансформации. Данный этап можно разбить на несколько последовательных шагов (действий): А) анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта и системы бухгалтерского учета по НСФО № 2 и выбранного стандарта, в том числе анализ типовых операций, рабочего плана счетов и т.п.; Б) формирование учетной политики по выбранному стандарту и Рабочего Плана Счетов организации; В) сбор информации (заполнение рабочих документов) для формирования трансформационных проводок, построенных на отличиях в учете по НСФО № 2 и учете по выбранному стандарту, а также достаточного, чтобы раскрыть в пояснительной записке информацию, подлежащей раскрытию в соответствии с выбранным стандартом; Г) заполнение трансформационных таблиц (свод статей баланса и отчета о прибылях и убытках); Д) сбор информации для составления отчета о движении капитала и отчета о движении денежных средств; Е) написание пояснительной записки по описанию трансформационных записей, суждений и упрощений, принятых при осуществлении трансформации. Даже если систему требований выбранного стандарта не отличается от требований, которые были применены в учетной политике, составленной по НСФО № 2, необходимо составить трансформационные документы, которые и будут доказывать, что принципы учета и составления финансовой отчетности в соответствии с выбранным стандартом не отличаются от ранее действовавших в организации.
Обязательное применение Учетной политики, согласно действующих стандартов.
Согласно МСФО особое внимание и главный акцент при ведении бухгалтерского учета делается на профессиональное мнение работника, ведущего бухгалтерский учет. Поэтому, существование Учетной политики помогает правильно понять финансовые показатели, отраженные в учете, каждым заинтересованным, имеющим соответствующую квалификационную подготовку, лицом, - будь то проверяющий или партнер. Поэтому важно, чтобы специфика учета и порядок отражения показателей в финансовой отчетности каждой организации, были рассмотрены в ее Учетной политике. Учетная политика разрабатывается организацией как долгосрочный документ постоянного действия и утверждается приказом руководителя. Для формирования Учетной политики рекомендуется создание специальной комиссии из числа компетентных специалистов в области бухгалтерского учета, финансов, юристов, для отражения всех специфических особенностей деятельности организации. Также можно привлечь специалистов со стороны. Учетная политика формируется в отношении активов предприятия, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов. В каждом разделе отражаются: 1) способы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; 2) обосновываются исходные положения построения учетной политики; 3) Учетная политика приводится в соответствие с действующими внутренними нормативными положениями (разработанные местные учетные документы, порядок прохождения товарно-материальных ценностей от поставщика до момента его списания и т. п.); 4) при необходимости разрабатываются новые или вносятся изменения в действующие должностные инструкции, положения, схемы документооборота, которые являются приложениями к учетной политике или утверждаются, как самостоятельные документы, приказами руководителя. Если организация выбрала для себя основу своей учетной политики МСФО, тогда учетной политикой должны быть утверждены новые формы финансовой отчетности, которые организация разработала и приняла для исполнения, в соответствии с изменениями в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и в МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств». Внесение изменений в Учетную политику возможно только при изменении действующих стандартов или законодательства. Каждое изменение, вносимое в Учетную политику, также утверждается приказом. Поэтому разработка проекта Учетной политики - это очень важное и ответственное дело. Учетную политику рекомендуется вводить с начала нового отчетного года. При разработке Учетной политики должны соблюдаться основные допущения и качественные характеристики бухгалтерского учета: 1. Принцип начисления 2. Принцип непрерывности деятельности 3. Принцип понятности 4. Принцип уместности 5. Принцип существенности 6. Принцип надежности 7. Принцип сопоставимости
В Учетной политике организации, рекомендуется предусмотреть следующие разделы: 1. Идентификация организации (Общая часть), в котором представляется обзорная информация об организации, ее реквизитах, сведения об учредителях или инициативной группе; учетные данные; виды деятельности (в соответствии с уставом); структура управления; ответственные лица и т. п. 2. Глоссарий терминов, используемых в Учетной политике, где дается краткое пояснение терминов, используемых в учетной политике некоммерческой организации. Этот раздел очень важен, так как в нем, как в любом НПА, разъясняются термины, их экономическая и иная сущность. 3. Организация бухгалтерского учета и отражение показателей в финансовой отчетности, в котором описывается каждый раздел бухгалтерского учета (учет денег, учет запасов, учет основных средств, учет доходов, учет расходов и т. д.). Информация в каждом разделе представляется по схеме: учетные методы и показатели; документирование; раскрытие информации в финансовой отчетности. Если Учетная политика содержит в себе и Налоговую учетную политику, то в каждом разделе отражается информация о порядке ведения налогового учета по указанному разделу. 4. Требования к подготовке и представлению финансовой отчетности, в котором дается перечень форм финансовой отчетности, а в приложении - сами формы финансовой отчетности, утверждается схема состава Пояснительной записки к годовой финансовой отчетности. 5. Отражение событий после окончания отчетного периода. Событиями после окончания отчетного периода признаются события, как благоприятные, так и неблагоприятные, которые произошли в период между окончанием отчетного периода и датой утверждения финансовых отчетов к выпуску. Различают два типа таких событий: - события, подтверждающие обстоятельства, существовавшие на конец отчетного периода (корректирующие события); - события, свидетельствующие об обстоятельствах, возникших после окончания отчетного периода (некорректирующие события). 5. Раскрытие информации о связанных сторонах. Сторона является связанной с организацией, когда: - сторона ведет совместную деятельность с некоммерческой организацией; - организации, у которой первым руководителем является руководитель некоммерческой организации на условиях совмещения; - сторона, с которой некоммерческая организация заключает значительные по объему сделки на основании своей экономической зависимости от нее.
Приложениями являются нетиповые бланки первичной учетной документации, которые разрабатывает сама организация; различные правила и положения по ведению бухгалтерского учета, рабочий план счетов, принятый для отражения бухгалтерских проводок в организации, и бланки принятых форм финансовой отчетности (необходимо помнить, что, введение новых строк с показателями в бланки финансовой отчетности, или их удаления из формы, рассматривается как дополнение к Учетной политике, и производится ретроспективный пересчет показателей финансовой отчетности за предыдущие годы). Разрабатывая разделы Учетной политики необходимо ссылаться на положения выбранного стандарта и другие нормативные акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. В Учетной политике можно отдельным разделом ввести Налоговую учетную политику, или предусмотреть ее положения в каждом разделе, отражая порядок ведения налогового учета. Тогда в приложениях должны быть помещены разработанные формы налоговых регистров и правил по их заполнению. Однако, поскольку ежегодно Налоговый кодекс претерпевает значительные изменения, а Учетная политика долгосрочный документ, рекомендуется Налоговую учетную политику разрабатывать, утверждать и вводить в действие отдельным документом.
Примерный текст Учетной политики некоммерческой организации в соответствии с МСФО. В помощь бухгалтерам некоммерческих организаций ниже приводится примерный текст Учетной политики Общественного фонда, составленного на основе МСФО.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА Общественного фонда
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Общественный фонд зарегистрирован в Министерстве Юстиции Республики Казахстан 15 января 2009г. (Свидетельство о регистрации № 13450 - 1910 - ОФ). Форма собственности - частная.
2. ОФ присвоен БИН 807044005698 на основании Свидетельства о государственной регистрации от 21.01.2009г. № 0020084 серия 45. 3. Местонахождение офиса: 480000, Республика Казахстан, город Алматы, Алмалинский район, улица Толе би 45. телефон 242 - 42- 42 Наименование организации согласно устава следующее: Полное наименование: На государственном языке: ------ На русском языке: Общественный фонд На английском языке: ------ (желательно указать, если ОФ имеет планы выхода на международные рынки). Краткое наименование: На государственном языке: ------ На русском языке: ОФ На английском языке: ------ (желательно указать, если ОФ имеет планы выхода на международные рынки).
4. Учредители фонда - частные лица: Петров Иван Сидорович - ИИН 780327403478 Абенов Ильяс Жансугурович - ИИН 811004356789
5. Основная цель создания ОФ - (выписывается из устава организации)
6. Основной вид деятельности согласно Устава - (выписывается из устава организации).
7. ОФ осуществляет свою деятельность на основе следующих документов и нормативных актов: - Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1.07.99г. № 409 - I (с учетом изменений и дополнений); -Закона Республики Казахстан от от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях» (с учетом изменений и дополнений); - Прочих законов, нормативных актов, инструкций и методических рекомендаций по ним, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность организаций Республики Казахстан. - Устава ОФ (протокол № 2 от 10.01.2009 года).
8. Настоящая Учетная политика разработана на основе допущений: а) что для ОФ она является внутренним нормативным документом, определяющим единую совокупность принципов, правил организации бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; б) что ОФ действует и будет действовать в обозримом будущем; в) принятая ОФ учетная политика применяется последовательно из года в год. В случае изменения учетной политики применяется ретроспективный способ отражения изменений - то есть новая учетная политика будет применяться к событиям и сделкам, происшедших до даты её изменения при подготовке сравнительных показателей. г) каждый финансовый год начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря.
9. Функциональной валютой ОФ является национальная валюта - казахстанский тенге.
10. По роду деятельности ОФ касается не всех разделов учета, представленных в полной версии международных стандартах финансовой отчетности (далее МСФО), поэтому в методическом разделе настоящей учетной политики, кроме раздела регламентирующего составление и представление финансовой отчетности, будут представлены следующие разделы: - Учет финансовых активов и финансовых обязательств, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности финансовых активов (денег и их эквивалентов) в соответствии с МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»; - Учет запасов, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности запасов ОФ в соответствии с МСФО (IAS) 2 «Запасы»; - Учет инвестиций, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности инвестиционного имущества ОФ в соответствии с МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»; - Учет основных средств, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности основных средств ОФ в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства»; - Учет нематериальных активов, за исключением гудвила, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности нематериальных активов (кроме гудвила) ОФ в соответствии с МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»; -Труд и заработная плата, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности заработной платы и других видов вознаграждения работникам ОФ в соответствии с МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»; - Учет дебиторской задолженности, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности дебиторской задолженности ОФ; - Учет обязательств, где будет рассмотрен порядок учета и отражения в финансовой отчетности обязательств ОФ; - Учет расходов, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности расходов ОФ на хозяйственную деятельность предприятия; - Учет доходов, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности выручки от хозяйственной деятельности ОФ в соответствии с МСФО (IAS) 18 «Выручка»; - Учет расчетов с бюджетом, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности налоговых обязательств ОФ; - Учет капитала, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности собственного капитала ОФ; - Отражение событий после окончания отчетного периода, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности корректирующих и некорректирующих событий после отчетного периода в соотвествии с МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода». - Раскрытие информации о связанных сторонах, где будет представлен порядок учета и отражения в финансовой отчетности информации о связанных сторонах в соответствии с МСФО; - Переход на МСФО, где будет представлены документы по трансформации элементов финансовой отчетности, составленной в соответствии с НСФО № 2, по состоянию на 1 января года введения новой учетной политики ОФ, в финансовую отчетность в соответствии с МСФО. 11. Учетная политика составлена на русском языке. Бухгалтерский учет и представление финансовой отчетности производится на русском языке.
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ (Помещается глоссарий терминов, используемый в учетной политике)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Ι. Управление, организационная структура 1.1. Должностными лицами ОФ являются: - Директор ОФ; - (в этом разделе можно привести схему управления общественным фондом) 1.2. Ответственность за формирование Учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной финансовой отчетности несет Директор ОФ, который может делегировать её другим лицам - главному бухгалтеру, аудиторской фирме и т.п.
ΙΙ. Система бухгалтерского учета и внутреннего контроля 2.1. Бухгалтерский учет в ОФ ведется в бухгалтерии в соответствии со следующими нормативными документами: - Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234 - III ЗРК; - Международными Стандартами Финансовой Отчетности (полный комплект); - Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Министра финансов РК от 23 мая 2007г. № 185; - Правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Правительства РК от 14 октября 2012г. № 1172; - Учетной политикой ОФ; - Рабочим планом счетов ОФ; - Методическими рекомендациями, инструкциями и другими нормативными актами по организации бухгалтерского учета. 2.2. Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности ОФ является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении Фонда. 2.3. Бухгалтерский учет ОФ ведется в соответствии с принципами: - начисления, при котором доходы признаются, когда они заработаны (а не тогда, когда получено возмещение), а расходы - когда они понесены; - непрерывности деятельности, при котором финансовая отчетность составляется на основе допущения, что компания действует, и будет действовать в обозримом будущем. 2.4. В случае выявления ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов предыдущих периодов, сумма корректировки ошибок учитывается при расчете чистого дохода или убытка за текущий период (используется альтернативный подход). 2.5. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности ОФ являются понятность, уместность (существенность), надежность (правдивое представление, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность, полнота) и сопоставимость. 2.6. Изменения в учетной политике ОФ могут быть произведены в случаях: - когда вносятся изменения в Международные Стандарты Финансовой Отчетности, которые влияют на изменение в бухгалтерском учете; - когда это требуется в соответствии с законодательством, в том числе законодательством о бухгалтерском учете; - когда это изменение приведет к более достоверному представлению событий и операций в финансовой отчетности ОФ.
ΙII. Бухгалтерская документация 3.1. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции. Все хозяйственные операции и прочие события хозяйственной деятельности ОФ влияющие на активы, собственный капитал, обязательства, доходы и расходы, должны быть отражены в бухгалтерском учете. Первичные документы в ОФ составляются в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции. В бухгалтерском учете ОФ применяются Типовые формы первичных документов, утвержденных приказом Министерства Финансов РК от 21.06.2007 года, и нетиповые формы (разработанные самим ОФ), которые являются обязательным приложением к настоящей Учетной политике. Любой первичный документ должен иметь следующие реквизиты: - Дата составления документа; - Подпись и расшифровку подписи лица, составившего документ; - Четко написанную информацию самого документа (наименование ТМЗ, услуг, единицы измерения, количество, цену, сумму и т.д.); - Заполнение всех реквизитов, указанных в бланке первичной документации; - Все подписи должны содержать расшифровку с указанием должности, фамилии и инициалов подписавшегося лица. 3.2.Бухгалтерские записи производятся как ручным способом, так и с помощью компьютеризированной системы учета 1С Бухгалтерия, версия 8.2. или более поздних выпусков. 3.3. На однородные хозяйственные операции составляются сводные бухгалтерские документы. Сводные бухгалтерские документы (описи, ведомости и другие) сохраняют свою доказательную силу, если к ним прилагаются первичные документы. 3.4. Содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства ОФ, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3.5. Руководство ОФ определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов, и устанавливает иерархию права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, сферы действия и сущности операции. 3.6. ОФ хранит первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан. ОФ установлены следующие сроки хранения документов:
Исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Для документов, которым установлен срок хранения 75 лет - «в», исчисление срока хранения производится с учетом возраста человека к моменту окончания дела.
IV. Инвентаризация 4.1. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности ОФ проводится инвентаризация имущества и денежных обязательств не менее одного раза в год. Инвентаризации подлежит: - имущество ОФ, независимо от места его нахождения; - имущество, не принадлежащее ОФ, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответхранении, арендованное); - все виды финансовых обязательств. 4.2. По характеру проведения инвентаризации могут носить плановый и внезапный характер. Плановые инвентаризации в ОФ проводятся в жестко установленные сроки: - инвентаризация основных средств, нематериальных активов и товарно-материальных ценностей проводится не менее одного раза в год перед составлением годового бухгалтерского отчета (на 1 декабря отчетного года); - инвентаризация денежных средств и денежных документов в кассе ОФ проводится: а) не менее 1 раза в месяц Директором фонда; б) не менее 1 раза в квартал Председателем Попечительского Совета; в) не менее 1 раза в год Ревизором фонда. -инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами ОФ проводится один раз в год перед составлением годового бухгалтерского отчета (на 1 декабря отчетного года); Внезапные инвентаризации в ОФ проводятся по распоряжению первого руководителя независимо от графика проведения плановых инвентаризаций. 4.3. В обязательном порядке в ОФинвентаризации проводятся: - при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); - при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи товарно-материальных запасов; - в случае стихийных бедствий, пожара аварий или других чрезвычайных ситуаций вызванных экстремальными условиями; - при ликвидации (реорганизации) компании перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. 4.4. Для проведения инвентаризации и оформления её результатов создается постоянно-действующая Центральная инвентаризационная комиссия, назначаемая приказом первого руководителя ОФ. 4.5. Условия проведения инвентаризации активов и обязательств, форма представления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете регламентируются действующими нормативными актами. Результаты инвентаризации утверждаются первым руководителем ОФ в течение 10 дней после сличения результатов инвентаризации с данными бухгалтерского учета. 4.6. Обязательным условием проведения инвентаризации является присутствие материально-ответственного лица, в ведении которого находятся ценности, подлежащие инвентаризации. 4.7. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета отражаются следующим образом: - излишки приходуются по рыночным ценам; - суммы недостач и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости. Возмещение недостачи материально-подотчетными лицами производится по рыночным ценам.
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ I.Финансовая отчетность. Финансовая отчетность составляется и представляется на основании МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». При составлении финансовой отчетности ОФ руководствуется Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и соответствующими МСФО.
1.1. Финансовая отчетность представляет собой структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов предприятия. Целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств ОФ, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству ОФ. Для достижения указанной цели финансовая отчетность содержит сведения о следующих показателях деятельности ОФ: - активы; - обязательства; - капитал; - доходы и расходы, включая прибыли и убытки; - движение денежных средств. Эти сведения наряду с дополнительной информацией, содержащейся в примечаниях, помогают пользователям финансовой отчетности прогнозировать будущие потоки денежных средств ОФ и, в частности, сроки и вероятность их возникновения.
1.2. В состав финансовой отчетности входит:
(Организация может предусмотреть и другую периодичность составления отчетов, но не реже одного раза в год. Отчеты составляются по состоянию на первое число, следующего за отчетным, периода).
1.3. В соответствии с МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» полный комплект финансовой отчетности, который представляется обязательно за отчетный год, следующий: 1. Отчет о финансовом положении (Бухгалтерский баланс) на дату окончания периода; 2. Отчет о совокупном доходе за период; 3. Отчет об изменениях в капитале за период; 4. Отчет о движении денежных средств; 5. Примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации. Если ОФ применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности, или если он реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности, дополнительно представляется «Отчет о финансовом положении (Бухгалтерский баланс)» на начало самого раннего сравнительного периода.
1.4. Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств ОФ. Достоверное представление требует правдивого отображения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов, изложенными в «Концепции». Предполагается, что применение МСФО, при необходимости - с дополнительным раскрытием информации, обеспечивает формирование финансовой отчетности, решающей задачу достоверного представления.
1.5. В случае, если финансовая отчетность соответствует МСФО, должно сделать четкое и безоговорочное заявление о таком соответствии в примечаниях к финансовой отчетности. Не допускается описание финансовой отчетности как соответствующей МСФО, если она не соответствует всем требованиям МСФО.
Отчет о финансовом положении (Бухгалтерский баланс) 1.6. Отчет о финансовом положении (Бухгалтерский баланс) формируется электронной версией 1С: БУХГАЛТЕРИЯ версии 8.2. и включает следующие статьи, представляющие следующие суммы (перечислить статьи Бухгалтерского баланса, которые формируются программой. Если организация хочет утвердить свою версию Бухгалтерского баланса, тогда это необходимо описать в этом пункте): - основные средства; - инвестиционное имущество; - нематериальные активы; - (перечисляются все статьи баланса, которые раскрываются в вашем отчете).
1.7. В пояснительной записке ОФ представляет более подробную разбивку представленных в отчете о финансовом положении (бухгалтерском балансе) статей с использованием классификации, которая подходит для деятельности товарищества.
Отчет о совокупном доходе 1.8. Отчет о совокупном доходе формируется электронной версией 1С: БУХГАЛТЕРИЯ версии 8.2. методом «по функции затрат» и включает следующие статьи:
(Организация может принять для себя другую форму отчета, которая будет отличной от вышеупомянутой формы, но соответствовать требованиям МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности).
1.9. В пояснительной записке ОФ раскрывает дополнительную информацию о характере расходов, включая затраты на амортизацию и расходы на вознаграждения работникам. Если статьи доходов и расходов являются существенными, ОФ должен раскрывать их характер и сумму отдельно.
Отчет о движении денежных средств 1.10. Отчет о совокупном доходе формируется электронной версией 1С: БУХГАЛТЕРИЯ версии 8.2. прямым методом. (Организация может принять для себя другую форму отчета, которая будет отличной от вышеупомянутой формы, но соответствовать требованиям МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»). Отражение показателей в отчете производится в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств». Информация о движении денежных средств товарищества полезна с той точки зрения, что она дает пользователям финансовой отчетности основу для оценки способности ОФ генерировать денежные средства и эквиваленты денежных средств, а также потребности организации в использовании этих потоков денежных средств.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |