Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Новости, обсуждения по проекту 2. Закон РК от 18 ноября 2015 года № 410-V
Проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
Глава 1. Общие положения.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) лицо, занимающее ответственную государственную должность, - лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента, судья, а равно лицо, занимающее политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса «А», в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной службе»; 2) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения коррупционного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения коррупционного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления; 3) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, - государственный служащий в соответствии с законами Республики Казахстан о государственной службе, депутат Парламента Республики Казахстан и маслихата; 4) лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, - лицо, избранное в органы местного самоуправления; гражданин, зарегистрированный в установленном Законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, а также в члены выборного органа местного самоуправления; служащий, постоянно или временно работающий в органе местного самоуправления, оплата труда которого производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лицо, осуществляющее деятельность в субъектах квазигосударственного сектора, за исключением технического персонала, служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств; 5) коррупция - использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, адвокатами, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ; 6) антикоррупционный мониторинг - сбор, обработка, обобщение, анализ и оценка информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, а также восприятия и оценки уровня коррупции гражданским обществом; 7) коррупционное правонарушение - имеющее признаки коррупции деяние (действие или бездействие), за которое установлена уголовная или административная ответственность; 8) антикоррупционная политика - государственная политика, основанная на правовых и организационных мерах и направленная на противодействие коррупции, а также повышение доверия общества к деятельности государственных органов; 9) коррупционный риск - возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 10) антикоррупционные ограничения - ограничения и запреты, установленные настоящим Законом и направленные на предупреждение коррупционных правонарушений; 11) уполномоченный орган по противодействию коррупции (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляющий руководство в сфере противодействия коррупции; 12) противодействие коррупции - деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах своих полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона 1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан в отношении физических и юридических лиц. За пределами Республики Казахстан настоящий Закон действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан. 2. Законами, регулирующими порядок выполнения отдельных государственных функций, могут устанавливаться другие правовые нормы, предусматривающие ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции. 3. Настоящий Закон действует также в отношении должностных лиц иностранных государств и международных организаций, осуществляющих свою деятельность в Республике Казахстан, или вступающих в отношения с должностными лицами, государственными органами, физическими и юридическими лицами Республики Казахстан вне ее территории.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции 1. Законодательство Республики Казахстан в сфере противодействия коррупции основано на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов: 1) соблюдения законности; 2) гласности и прозрачности; 3) взаимодействия государства и общества; 4) приоритетного применения мер предупреждения; 5) неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Статья 5. Цель и задачи противодействия коррупции 1. Целью противодействия коррупции является устранение коррупции в обществе. 2. Достижение цели противодействия коррупции реализуется посредством выполнения следующих задач: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупции; 2) пресечение коррупционных правонарушений, устранение причин и условий их совершения; 3) укрепление взаимодействия субъектов противодействия коррупции.
Глава 2. Меры противодействия коррупции
Статья 6. Антикоррупционный мониторинг 1. Источниками антикоррупционного мониторинга являются нормативные правовые акты, правовая ведомственная статистика и обращения физических и юридических лиц, сведения неправительственных организаций, данные социологических опросов и публикаций в средствах массовой информации, а также не запрещенные законами Республики Казахстан иные источники информации. 2. Антикоррупционный мониторинг осуществляется субъектами противодействия коррупции. 3. Результаты антикоррупционного мониторинга являются основанием для проведения анализа коррупционных рисков и антикоррупционного контроля.
Статья 7. Анализ коррупционных рисков и антикоррупционный контроль 1. Анализ коррупционных рисков - выявление и изучение возможности возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. 2. Анализ коррупционных рисков осуществляется субъектами противодействия коррупции в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. 3. Уполномоченный орган осуществляет антикоррупционный контроль в отношении государственных органов и сопряженными с ними организаций на основании результатов анализа коррупционных рисков по следующим направлениям: 1) выявление в правовых актах норм, затрагивающих деятельность субъекта анализа коррупционных рисков и способствующих коррупции; 2) выявление факторов, обусловленных организационно-управленческой деятельностью и способствующих коррупции. 4. В случае необходимости к проведению антикоррупционного контроля привлекаются физические и юридические лица.
Статья 8. Антикоррупционное воспитание 1. Антикоррупционное воспитание - деятельность субъектов противодействия коррупции по формированию в обществе культуры нетерпимости к коррупции и соответствующей гражданской мотивации, а также внедрению моделей антикоррупционного поведения. 2. Формы и методы антикоррупционного воспитания, механизм взаимодействия с институтами гражданского общества самостоятельно определяются субъектами противодействия коррупции.
Статья 9. Антикоррупционные стандарты 1. Антикоррупционные стандарты - единые для обособленной сферы правового регулирования требования, обеспечивающие предупреждение коррупции или снижение ее воздействия на функционирование соответствующей сферы. 2. При реализации антикоррупционной политики соблюдаются следующие антикоррупционные стандарты, ограничивающие: 1) принятие нормативных правовых актов, прямо не предусмотренных законами Республики Казахстан и без их предварительного открытого обсуждения; 2) рассмотрение дел о коррупционных правонарушениях лицами прямо либо косвенно заинтересованными в исходе таких дел, в том числе лицами правоохранительного органа, в котором служит лицо, обвиняемое в совершении коррупционного правонарушения; 3) внеконкурсное и закрытое предоставление кредитов, ссуд, субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан, а также установление неравных условий оказания банковских услуг для лиц в зависимости от их правового статуса; 4) введение и использование внеконкурсных и закрытых процедур продажи или установление особого порядка и условий приобретения государственного имущества, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан; 5) участие в процедуре государственных закупок лиц, имеющих судимость за коррупционные правонарушения; 6) установление дополнительных требований, не предусмотренных законами Республики Казахстан, при осуществлении государственных закупок и услуг; 7) единоличное рассмотрение вопросов, связанных с выдачей лицензий или регистрацией субъектов частного предпринимательства или иной деятельности; 8) ведение бухгалтерского учета, представление финансовой отчетности, осуществляемых в целях совершения коррупционных правонарушений, в том числе создание неофициальной отчетности; проведение неучтенных или неправильно зарегистрированных операций; ведение учета несуществующих расходов; отражение обязательств, объект которых неправильно идентифицирован; использование поддельных документов; намеренное уничтожение бухгалтерской документации ранее сроков, предусмотренных законом.
Статья 10. Финансовый контроль 1. Финансовый контроль в отношении лиц, определенных настоящей статьей, осуществляется посредством предоставления декларации физических лиц: 1) декларацию об активах и обязательствах физического лица; 2) декларацию о доходах и имуществе физического лица. 2. Декларацию об активах и обязательствах физического лица представляют кандидаты в Президенты Республики Казахстан, кандидаты в депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, кандидаты в акимы городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа, а также в члены выборных органов местного самоуправления и их супруги - до регистрации в качестве кандидата. 3. В случае приобретения в течение отчетного календарного года имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, лица приравненные к ним, а также их супруг (супруга) в декларации о доходах и имуществе физического лица следующие лица указывают сведения об источниках покрытия расходов на приобретение указанного имущества. 4. Декларация об активах и обязательствах физического лица составляется и представляется в соответствии с требованиями и по форме, установленными налоговым законодательством Республики Казахстан. Сведения в декларации об активах и обязательствах физического лица указываются по состоянию на первое число месяца начала срока выдвижения. 5. Декларация о доходах и имуществе физического лица составляется в соответствии с положениями налогового законодательства и представляется по форме, в сроки и в порядке, определенным налоговым законодательством Республики Казахстан. 6. Информация об индивидуальных идентификационных номерах физических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, представивших декларации об активах и обязательствах физического лица или декларации о доходах и имуществе физического лица, размещается на сайте уполномоченного органа в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан о государственных секретах. 7. Непредставление декларации об активах и обязательствах физического лица и (или) декларации о доходах и имуществе физического лица или представление неполных, недостоверных сведений в таких декларациях, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния: лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, - является основанием для отказа в регистрации или отмене решении о регистрации; лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, - влечет ответственность, предусмотренную законодательством об административных правонарушениях. Положения настоящего пункта не применяются в случае представления неполных, недостоверных сведений по имуществу, налоговое обязательство по которому исполнено в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. 8. Опубликованию подлежат сведения, отраженные в декларациях физических лиц, которые представили следующие лица и их супруги: 1) занимающие политические государственные должности согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе; 2) занимающие административные государственные должности корпуса «А» согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе; 3) депутаты Парламента Республики Казахстан; 4) депутаты маслихатов Республики Казахстан; 5) судьи Республики Казахстан; 6) акимы городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа; 7) члены выборных органов местного самоуправления Республики Казахстан. Перечень сведений из деклараций указанных физических лиц, подлежащих опубликованию, определяется уполномоченным органом. Опубликование сведений, которые отражены в декларациях физических лиц, осуществляется в срок не позднее 31 декабря отчетного календарного года: 1) по сведениям лиц, указанных в подпункте 1) и 2) части первой настоящего пункта, и их супругам - на официальном интернет - ресурсе государственным органом, работниками которого на дату опубликования являются (являлись) указанные должностные лица; 2) по сведениям лиц, указанных в подпункте 3) части первой настоящего пункта, и их супругам - на официальном интернет - ресурсе аппаратами палат Парламента Республики Казахстан; 3) по сведениям лиц, указанных в подпункте 4) части первой настоящего пункта, и их супругам - на официальном интернет - ресурсе аппаратами маслихатов областей, столицы, города республиканского значения Республики Казахстан; 4) по сведениям лиц, указанных в подпункте 5) части первой настоящего пункта, и их супругам - на официальном интернет - ресурсе аппаратом Верховного суда Республики Казахстан; 5) по сведениям лиц, указанных в подпунктах 6) и 7) части первой настоящего пункта, и их супругам - на официальном интернет - ресурсе аппаратами акимов и маслихатов областей, столицы, города республиканского значения Республики Казахстан. Сведения, подлежащие опубликованию, предоставляются лицами, указанными в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6) и 7) части первой настоящего пункта, в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы в установленном законодательством порядке. 9. Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Казахстан, отчеты о всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника. 10. Поступающие в органы государственных доходов сведения, предусмотренные настоящей статьей, являются охраняемой законом налоговой тайной в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Их разглашение влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. 11. Сведения, составляющие служебную и налоговую тайну, представляются уполномоченному органу по финансовому мониторингу в целях и порядке, предусмотренных законами Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
Статья 11. Антикоррупционные ограничения 1. В целях недопущения лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к ним, а также лицами, являющимися кандидатами на выполнение указанных функций совершений действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах, указанные лица с учетом особенностей, установленных статьями 12, 13, 14, 15 и 16 настоящего Закона, принимают на себя следующие антикоррупционные ограничения по: 1) осуществлению деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций; 2) недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов; 3) принятию решений, осуществлению контроля и надзора, проведению расследования, разрешению споров и определению мер ответственности. Статьей 15 настоящего Закона устанавливаются иные антикоррупционные ограничения, принятие которых лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и лицами, приравненными к ним, обязательно. 2. Согласие лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на принятие антикоррупционных ограничений фиксируется службами управления персоналом (кадровыми службами) соответствующих организаций в письменной форме.
Статья 12. Деятельность, не совместимая с выполнением государственных функций 1. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихаты, а также в члены выборных органов местного самоуправления, депутатов местных исполнительных органов, лиц, осуществляющих свою деятельность в субъектах квазигосударственного сектора), запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. 2. Лицам, указанные в пункте 1 настоящей статьи также запрещается самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в их должностные обязанности в соответствии с законами Республики Казахстан, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем использования своих служебных полномочий с целью получения имущественных или иных благ, а также запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением приобретения и (или) реализации паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, облигаций на организованном рынке ценных бумаг, акций коммерческих организаций (простые акции в объеме, не превышающем пять процентов от общего количества голосующих акций организаций) на организованном рынке ценных бумаг, а также передача в имущественный наем жилищ. 3. Председателю Национального Банка Республики Казахстан и его заместителям запрещается приобретение паев инвестиционных фондов, облигаций, акций коммерческих организаций. Председатель Национального Банка Республики Казахстан и его заместители в течение месяца с даты их назначения на должности обязаны передать в доверительное управление в порядке, установленном законами Республики Казахстан, принадлежащие паи инвестиционных фондов, облигации и акции коммерческих организаций, приобретенные до назначения их на должности. 4. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в течение месяца после вступления в должность обязаны передать в доверительное управление на время выполнения этих функций в порядке, установленными законами Республики Казахстан, принадлежащее им имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, облигаций, паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, законно принадлежащих этим лицам, а также имущества, переданного в имущественный наем. 5. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению. 6. В случае приобретения акции лица, указанные пункте 1 настоящей статьи, обязаны передать их в доверительное управление в течение месяца со дня приобретения в порядке, установленном законами Республики Казахстан, и представить в кадровую службу по месту работы копию нотариально удостоверенного договора на доверительное управление имуществом в течение десяти рабочих дней после нотариального удостоверения договора. 7. Неисполнение обязательств, предусмотренных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, лицами, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления, депутатов местных исполнительных органов, лиц, осуществляющих свою деятельность в субъектах квазигосударственного сектора, за исключением технического персонала), Председателем Национального Банка Республики Казахстан и его заместителями и является основанием для прекращения ими государственной службы или иной соответствующей деятельности. 8. Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, освобожденное от выполнения указанных функций в связи с занятием деятельностью, несовместимой с выполнением таких функций, не может быть вновь уполномочено на выполнение таких функций до тех пор, пока не прекратит заниматься указанной в настоящей статье деятельностью.
Статья 13. Недопустимость совместной службы (работы) близких родственников и супругов 1. Лица, выполняющие государственные функции, и приравненные к ним лица (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления, депутатов местных исполнительных органов, лиц, осуществляющих свою деятельность в субъектах квазигосударственного сектора, за исключением технического персонала), не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемыми их близкими родственниками и (или) супругом (супругой), а также свойственниками. 2. Занятие лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должности, находящейся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой их близкими родственниками, супругом (супругой) или свойственниками, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан, является основанием для прекращения ими государственной службы или иной соответствующей деятельности. Примечание. В настоящем Законе под свойственниками понимаются братья, сестры, родители и дети супруга (супруги), близкими родственниками - родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Статья 14. Ограничения на принятие решений, осуществление контроля и надзора, проведение расследования, разрешение споров и определение мер ответственности 1. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления, депутаты местных исполнительных органов), запрещается принимать решения, осуществлять контроль и надзор, проводить расследования, разрешать споры и определять меру ответственности в отношении: 1) самих себя, своих близких родственников, супруга (супруги) или свойственников; 2) физических или юридических лиц, от которых указанные лица, их близкие родственники, супруг (супруга) или свойственники получают любые виды доходов, за исключением юридических лиц, в которых доля участия указанных лиц, их близких родственников, супруга (супруги) или свойственников в уставном капитале не превышает одного процента; 3) юридических лиц, в которых указанные лица, их близкие родственники, супруг (супруга) или свойственники являются членами руководства либо органов финансового контроля (аудита) либо владеют более чем одним процентом уставного капитала. 2. Нарушение лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, антикоррупционного ограничения по принятию решений, осуществлению контроля и надзора, проведению расследования, разрешению споров и определению мер ответственности влечет ответственность, предусмотренной Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Примечание. В настоящем Законе под решениями понимаются правовые акты индивидуального применения, принимаемые (издаваемые) лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, и лицами, приравненными к ним, а также коллегиальными органами, в которых любое из указанных лиц является членом, в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об административных процедурах».
Статья 15. Иные антикоррупционные ограничения 1. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и приравненным к ним лицам запрещается иметь на праве собственности движимое и недвижимое имущество, а также владеть банковскими счетами за пределами Республики Казахстан. 2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие на праве собственности движимое и недвижимое имущество, а также банковские счета за пределами Республики Казахстан, обязаны передать в доверительное управление в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан. 3. Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, запрещается использовать служебную и иную информацию, не подлежащую официальному распространению, для удовлетворения своих личных интересов или интересов других лиц. 4. Нарушение антикоррупционного ограничения, установленного пунктом 3 настоящей статьи, влечет ответственность, предусмотренной Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
Статья 16. Меры противодействия коррупции в сфере частного предпринимательства Субъекты частного предпринимательства при осуществлении своей деятельности принимают меры по предупреждению коррупции, в том числе по минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Статья 17. Выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений 1. Выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности осуществляется антикоррупционной службой уполномоченного органа. 2. Полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в пределах своей компетенции осуществляются органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
Статья 18. Национальный доклад о противодействии коррупции 1. Национальный доклад о противодействии коррупции - документ, содержащий анализ и оценку состояния и тенденции распространения коррупции на мировом и национальном уровнях, предложения по формированию, реализации и совершенствованию антикоррупционной политики. 2. Уполномоченный орган ежегодно формирует Национальный доклад о противодействии коррупции и представляет его Президенту Республики Казахстан. 3. Национальный доклад формируется на основе результатов работы уполномоченного органа и деятельности государственных органов, физических и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции. 4. Порядок подготовки, внесения Национального доклада о противодействии коррупции Президенту Республики Казахстан и его опубликования утверждается Президентом Республики Казахстан.
Глава 3. Субъекты противодействия коррупции и их полномочия
Статья 19. Субъекты противодействия коррупции К субъектам противодействия коррупции относятся: 1) органы по противодействию коррупции - уполномоченный орган и его территориальные подразделения; 2) иные субъекты противодействия коррупции - государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, а также физические и юридические лица.
Статья 20. Органы по противодействию коррупции 1. Уполномоченный орган реализует антикоррупционную политику в Республике Казахстан и координирует деятельность государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора, а также физических и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции. 2. Антикоррупционная служба - оперативно-следственные подразделения органов по делам государственной службы и противодействию коррупции, осуществляющие деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных преступлений и правонарушений. 3. Применение сотрудниками антикоррупционной службы специальных средств, физической силы, огнестрельного и иного оружия осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе». 4. Сотрудники антикоррупционной службы обеспечиваются форменной одеждой, образцы которой устанавливаются Президентом Республики Казахстан. Порядок ношения форменной одежды сотрудниками антикоррупционной службы утверждается уполномоченным органом.
Статья 21. Компетенция органов по противодействию коррупции Органы по противодействию коррупции осуществляют следующие функции: 1) выявление причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в деятельности государственных органов и сопряженных с ними организаций; 2) внесение на рассмотрение Правительства Республики Казахстан рекомендаций по минимизации и устранению причин и условий возникновения коррупции в деятельности государственных органов и сопряженных с ними организаций; 3) мониторинг и оценка исполнения государственными органами, организациями предписаний об устранении нарушений законности и представлений об устранении и предотвращении причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 4) осуществление мониторинга реализации имущества, конфискованного по уголовным делам о коррупционных правонарушений и приобретенного на средства, добытые преступным путем, как правило, с последующим опубликованием информации о его обращении в доход государства; 5) проведение анализа практики оперативно-розыскной, административной и следственной деятельности, досудебного расследования по коррупционным преступлениям; 6) совершенствование форм и методов противодействия коррупционным правонарушениям, определение стратегии и тактики оперативно-розыскной деятельности, выработка и реализация мер по повышению эффективности деятельности; 7) участие в подготовке проектов международных договоров по вопросам противодействия коррупции, взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств по вопросам противодействия коррупции, участие в пределах своих полномочий в деятельности международных организаций; 8) взаимодействие с другими государственными органами, физическими и юридическими лицами по основным направлениям деятельности уполномоченного органа; 9) формирование антикоррупционной культуры; 10) осуществление иных функций, возложенных законами Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 22. Полномочия органов по противодействию коррупции 1. Органы по противодействию коррупции при выполнении возложенных на них компетенций имеют право: 1) проводить проверки по вопросам противодействия коррупции, по согласованию с государственными органами привлекать к проведению проверок их работников; 2) вносить государственным органам, организациям в пределах компетенции обязательные к исполнению предписания об устранении нарушений законности; 3) вносить государственным органам обязательные к исполнению представления об устранении причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 4) осуществлять оперативно-розыскную, административную и следственную деятельность, досудебное расследование по коррупционным преступлениям; 5) по имеющимся в производстве уголовным делам подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову; 6) изымать или производить выемку документов, товаров, предметов или иного имущества в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан и (или) законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 7) использовать соответствующие изоляторы временного содержания, следственные изоляторы в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан; 8) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 9) требовать производства ревизий, налоговых и других проверок, аудита и оценки от уполномоченных органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; 10) создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение возложенных на уполномоченный орган и его территориальные подразделения задач, организовывать исследования в ходе предварительного следствия, дознания, производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 11) запрашивать у государственных органов, организаций и должностных лиц необходимую информацию и материалы в порядке, установленном законодательством; 12) вносить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере противодействия коррупции, а также принимать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке нормативные правовые акты в пределах своих компетенций; 13) совершенствовать систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверия со стороны населения, с определением механизмов внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, с введением рейтинговой оценки уровня коррупции, а также установление различных форм сотрудничества с институтами гражданского общества; 14) определять порядок проведения антикоррупционного мониторинга и антикоррупционного контроля; 15) осуществлять иные права, возложенные законами Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |