|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ЗАКОН (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.07.2022 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 14 июля 2022 года
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области образования Статья 3. Принципы государственной политики в области образования Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области образования Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области образования Статья 5-2. Компетенция Верховного Суда Республики Казахстан по отношению к Академии правосудия Статья 6. Компетенция местных представительных и исполнительных органов в области образования Статья 7. Информационное обеспечение органов управления системой образования Статья 8. Государственные гарантии в области образования Статья 8-1. Минимальные социальные стандарты в сфере образования Статья 8-2. Государственная монополия в сфере образования Статья 9. Язык обучения и воспитания Статья 9-1. Аккредитация организаций образования Статья 10. Понятие системы образования Статья 11. Задачи системы образования Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 13. Понятие содержания образования Статья 14. Образовательные программы Статья 15. Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения Статья 17. Образовательные программы технического и профессионального образования Статья 18. Специализированные общеобразовательные учебные программы Статья 19. Специальные учебные программы Статья 20. Образовательные программы послесреднего образования Статья 21. Образовательные программы высшего образования Статья 22. Образовательные программы послевузовского образования Статья 23. Образовательные программы дополнительного образования Статья 25. Экспериментальные образовательные программы Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 26. Общие требования к приему обучающихся и воспитанников в организации образования Статья 27. Формы получения образования Статья 28. Организация учебно-воспитательного процесса Статья 29. Организация учебно-методической и научно-методической работы Статья 30. Дошкольное воспитание и обучение Статья 31. Начальное, основное среднее и общее среднее образование Статья 32. Техническое и профессиональное образование Статья 32-1. Профессиональная подготовка Статья 33. Послесреднее образование Статья 36. Послевузовское образование Статья 37. Дополнительное образование Статья 37-1. Индивидуальная педагогическая деятельность Статья 37-2. Дистанционное обучение Статья 38. Профессиональная практика обучающихся Статья 39. Документы об образовании Глава 6. СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 40. Организации образования Статья 41. Устав организации образования Статья 42. Создание, реорганизация и ликвидация организаций образования Статья 43. Компетенция организаций образования Статья 43-1. Деятельность и компетенция организаций высшего и (или) послевузовского образования Статья 44. Управление организациями образования Статья 45. Трудовые отношения и ответственность руководителя организации образования Статья 45-1. Социальное партнерство в области профессионального образования Статья 46. Объединения в системе образования Статья 47. Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников Статья 48. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников Статья 49. Права и обязанности родителей и иных законных представителей Статья 53. Социальные гарантии Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 54. Цели и формы государственного регулирования в области образования Статья 55. Управление качеством образования Статья 56. Государственные общеобязательные стандарты образования Статья 57. Лицензирование деятельности в сфере образования Статья 59. Государственный контроль в системе образования Статья 60. Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль Глава 9. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 61. Система, принципы и источники финансирования Статья 62. Государственное финансирование организаций образования Статья 63. Предоставление организациями образования товаров (работ, услуг) на платной основе Глава 10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 65. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Статья 66. Удовлетворение образовательных потребностей зарубежной казахской диаспоры Глава 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 67. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области образования Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 67-1. Переходные положения Статья 68. Введение в действие настоящего Закона
По всему тексту слова «участникам войны и к инвалидам», «участникам войны и инвалидам» заменены словами «участникам и инвалидам Великой Отечественной»; слова «учебного и воспитательного процесса», «Учебный и воспитательный процесс», «учебной и воспитательной работы» заменены соответственно словами «учебно-воспитательного процесса», «Учебно-воспитательный процесс», «учебно-воспитательной работы» в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.); по всему тексту слова «аульной (сельской)», «аула (села)», «аульного (сельского)» заменены словами «сельской», «села», «сельского» в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.); по всему тексту слова «высших учебных заведениях», «высшие учебные заведения», «высшего учебного заведения», «медицинского высшего учебного заведения», «высших учебных заведений», «высших заведений», «высшими учебными заведениями», «высшее учебное заведение» заменены словами «организациях высшего и (или) послевузовского образования», «организаций высшего и (или) послевузовского образования», «организации высшего и (или) послевузовского образования», «медицинской организации высшего и (или) послевузовского образования», «организаций высшего и (или) послевузовского образования», «организаций высшего и (или) послевузовского образования», «организациями высшего и (или) послевузовского образования», «организацию высшего и (или) послевузовского образования» в соответствии с Законом РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.); по всему тексту слова «педагогических кадров», «педагогического работника», «педагогических работников и приравненных к ним лиц», «педагогических работников», «педагогические работники» заменены соответственно словами «педагогов», «педагога», «педагогов», «педагогов», «педагоги» в соответствии с Законом РК от 27.12.19 г. № 294-VI (см. стар. ред.); по всему тексту слова «инвалиды», «дети-инвалиды», «инвалидов», «детей-инвалидов», «Инвалиды», «инвалидами», «инвалидам» заменены соответственно словами «лица с инвалидностью», «дети с инвалидностью», «лиц с инвалидностью», «детей с инвалидностью», «Лица с инвалидностью», «лицами с инвалидностью», «лицам с инвалидностью» в соответствии с Законом РК от 27.06.22 г. № 129-VII (см. стар. ред.)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) исключен в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V 1-1) адъюнкт - лицо, обучающееся в зарубежных военных учебных заведениях, реализующих образовательные программы послевузовского образования; Подпункт 2 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.) 2) академия - организация высшего и (или) послевузовского образования, осуществляющая в определенной области научно-педагогическую деятельность и являющаяся научно-методическим центром; Статья дополнена подпунктами 2-1 - 2-3 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV; изложен в редакции Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.); Закона РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.) 2-1) академический кредит - унифицированная единица измерения объема научной и (или) учебной работы (нагрузки) обучающегося и (или) преподавателя; Подпункты 2-2 и 2-3 изложены в редакции Закона РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.) 2-2) академическая мобильность - перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период (семестр или учебный год) в другую организацию высшего и (или) послевузовского образования (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных учебных программ, дисциплин в виде академических кредитов в своей организации высшего и (или) послевузовского образования или для продолжения учебы в другой организации высшего и (или) послевузовского образования; 2-3) аккредитационный орган - юридическое лицо, которое проводит институциональную и (или) специализированную аккредитации организаций образования на основе разработанных им стандартов (регламентов); См. Правила признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных, и формирования реестра признанных аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ Статья дополнена подпунктом 2-4 в соответствии с Законом РК от 04.07.18 г. № 171-VI 2-4) стандарты (регламенты) аккредитации - документы аккредитационного органа, устанавливающие требования к процедуре аккредитации; 3) именная стипендия - учреждаемая физическими или юридическими лицами стипендия для поощрения наиболее способных обучающихся, успешно осваивающих соответствующие образовательные программы, занимающихся научно-исследовательской работой, принимающих активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни учебного заведения; Статья дополнена подпунктом 3-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV 3-1) методический кабинет - структурное подразделение органов управления образования, обеспечивающее организационно-методическое сопровождение, анализ и оценку результативности образовательного процесса, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта, что способствует творческому росту педагогов и их профессиональной самореализации; Статья дополнена подпунктом 3-2 в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.21 г. № 58-VII (см. стар. ред.) 3-2) военные, специальные учебные заведения - организации образования, подведомственные органам национальной безопасности Республики Казахстан, Министерству внутренних дел Республики Казахстан, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, органам прокуратуры Республики Казахстан и Министерству обороны Республики Казахстан; Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) 4) бакалавр - степень, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы высшего образования; Статья дополнена подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V 4-1) бакалавриат - высшее образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени «бакалавр» по соответствующей специальности; Статья дополнена подпунктом 4-2 в соответствии с Законом РК от 03.05.22 г. № 118-VII 4-2) травля (буллинг) ребенка - систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций (кибербуллинг); 5) предпрофильная подготовка - целенаправленная педагогическая поддержка выбора обучающимся основного среднего образования индивидуальной образовательной траектории; Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) 5-1) профильная школа - учебное заведение, реализующее общеобразовательную учебную программу общего среднего образования; 6) профильное обучение - процесс дифференциации и индивидуализации обучения, организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся; Статья дополнена подпунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V 6-1) доктор по профилю - степень, присуждаемая лицам, освоившим программу докторантуры по соответствующей сфере профессиональной деятельности и защитившим диссертацию в Республике Казахстан или за ее пределами, признанная в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; Подпункт 7 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.); Закона РК от 09.04.16 г. № 501-V (см. стар. ред.) 7) международная стипендия «Болашак» - стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в ведущих зарубежных организациях высшего и (или) послевузовского образования по очной форме обучения или прохождения стажировки в зарубежных организациях работниками, категории которых определяются Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом; Статья дополнена подпунктами 7-1 - 7-4 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV 7-1) ваучерно-модульная система повышения квалификации - форма повышения квалификации, предоставляющая работнику образования возможность выбора организации, содержания и сроков обучения, финансируемая на основе подушевого норматива, установленного государством и оформленного в виде именного документа (ваучера), обеспеченного определенной суммой денег; В подпункт 7-2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.); Законом РК от 27.12.19 г. № 294-VI (см. стар. ред.) 7-2) институт повышения квалификации - организация образования, реализующая актуальные образовательные программы профессионального повышения квалификации кадров в системе непрерывного образования, осуществляющая поддержку инновационных процессов в образовании, обеспечивающих эффективность методической работы; В подпункт 7-3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.) 7-3) присвоение квалификации - процедура подтверждения совокупности индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности; Подпункт 7-4 изложен в редакции Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.); Закона РК от 26.06.21 г. № 56-VII (см. стар. ред.) 7-4) специальные условия для получения образования - условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностями; Подпункт 8 изложен в редакции Закона РК от 04.07.18 г. № 172-VI (см. стар. ред.) 8) промежуточная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одного учебного предмета, одной учебной дисциплины и (или) модуля, а также профессиональных модулей в рамках одной квалификации после завершения их изучения; В подпункт 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.07.18 г. № 172-VI (см. стар. ред.) 9) итоговая аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования; Статья дополнена подпунктами 9-1 - 9-2 в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V 9-1) образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности; 9-2) образовательная программа - единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения; В подпункт 10 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.) 10) образовательный грант - целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр»; Статья дополнена подпунктом 10-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV 10-1) образовательный кредит - деньги, предоставляемые заемщику финансовыми организациями для оплаты обучения на условиях срочности, платности и возвратности; 11) образовательная деятельность - процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности; В подпункт 12 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.) 12) образовательный мониторинг - систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования; 13) уполномоченный орган в области образования - центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования; Статья дополнена подпунктом 13-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.18 г. № 171-VI; изложен в редакции Закона РК от 27.12.19 г. № 291-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.05.22 г. № 118-VII (см. стар. ред.) 13-1) оператор уполномоченного органа в области образования - юридическое лицо со стопроцентным участием государства в уставном капитале, определяемое уполномоченным органом в области образования, осуществляющее размещение государственного заказа на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов местами в общежитиях, государственного образовательного заказа на среднее образование в частных организациях образования, государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием и выплату государственных стипендий, за исключением государственных именных стипендий, а также осуществляющее координацию деятельности участников подушевого нормативного финансирования в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, и обеспечивающее мониторинг и контроль за соблюдением лицами, указанными в пункте 17 статьи 47 настоящего Закона, своих обязанностей по отработке или возмещению расходов бюджетных средств в случае неотработки; 14) национальная система оценки качества образования - совокупность институциональных структур, процедур, форм и способов установления соответствия качества образования государственным общеобязательным стандартам образования, потребностям личности, общества и государства; 15) исключен в соответствии с Законом РК от 08.01.21 г. № 410-VI (см. стар. ред.) Подпункт 16 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.) 16) аккредитация организаций образования - процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным стандартам (регламентам) аккредитации с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов его повышения; 17) исключен в соответствии с Законом РК от 08.01.21 г. № 410-VI (см. стар. ред.) 17-1) исключен в соответствии с Законом РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 17-2 в соответствии с Законом РК от 08.01.21 г. № 410-VI 17-2) признание документов об образовании - официальное подтверждение документов об образовании, выданных зарубежными организациями образования, в том числе их филиалами, а также научными центрами и лабораториями; Подпункт 18 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) 18) гимназия - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие расширенное и углубленное образование по общественно-гуманитарному и иным направлениям обучения в соответствии со склонностями и способностями обучающихся; Статья дополнена подпунктами 18-1 - 18-4 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV 18-1) научно-методическая работа - вид деятельности, основанный на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на совершенствование функционирования и развития системы непрерывного образования; 18-2) кандидат наук, доктор наук - ученые степени, присужденные на основании защиты диссертаций соискателями; 18-3) докторант - лицо, обучающееся в докторантуре; Подпункт 18-4 изложен в редакции Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) 18-4) докторантура - послевузовское образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров для научной, педагогической и (или) профессиональной деятельности, с присуждением степени доктора философии (PhD), доктора по профилю; 19) исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 19-1 в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V; изложен в редакции Закона РК от 04.07.18 г. № 172-VI (см. стар. ред.) 19-1) дуальное обучение - форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося; См.: правила организации дуального обучения Статья дополнена подпунктами 19-2 и 19-3 в соответствии с Законом РК от 04.07.18 г. № 171-VI; изложен в редакции Закона РК от 26.06.21 г. № 56-VII (см. стар. ред.) 19-2) лица (дети) с особыми образовательными потребностями - лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования; Подпункт 19-3 изложен в редакции Закона РК от 26.06.21 г. № 56-VII (см. стар. ред.) 19-3) оценка особых образовательных потребностей - определение необходимых специальных условий для получения образования; Статья дополнена подпунктом 19-4 в соответствии с Законом РК от 26.06.21 г. № 56-VII 19-4) особый статус - статус организации высшего и (или) послевузовского образования, присваиваемый Президентом Республики Казахстан за внесение выдающегося вклада в воспитание, обучение и профессиональное становление личности, обеспечение стабильно высокого уровня высшего и (или) послевузовского образования; 20) исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.) Подпункт 21 изложен в редакции Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.); Закона РК от 26.06.21 г. № 56-VII (см. стар. ред.) 21) общеобразовательная школа - организация образования, реализующая программы дошкольного воспитания и обучения, общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, специальные учебные и индивидуально развивающие программы, а также образовательные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников; Статья дополнена подпунктами 21-1 - 21-3 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV Подпункт 21-1 изложен в редакции Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.); Закона РК от 05.07.17 г. № 88-VI (см. стар. ред.) 21-1) подушевой норматив финансирования - норматив финансового обеспечения гарантированной государственной стоимости обучения на всех уровнях образования; В подпункт 21-2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 05.07.17 г. № 88-VI (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.) 21-2) классификатор направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием (далее - классификатор направлений подготовки кадров) - документ, устанавливающий классификацию и кодирование направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием и используемый для реализации образовательных программ высшего и послевузовского образования; Подпункт 21-3 изложен в редакции Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.); Закона РК от 05.07.17 г. № 88-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.) 21-3) организация высшего и (или) послевузовского образования - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования и осуществляющее научно-исследовательскую деятельность; Статья дополнена подпунктом 21-4 в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V; изложен в редакции Закона РК от 05.07.17 г. № 88-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 31.03.21 г. № 24-VII (см. стар. ред.) 21-4) эндаумент-фонд организации высшего и (или) послевузовского образования - фонд целевого капитала, формируемый за счет благотворительной помощи, безвозмездных отчислений, пожертвований, грантов, вкладов учредителей (участников) организаций образования, инвестиционный доход от которого направляется на финансирование научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности; Статья дополнена подпунктом 21-5 в соответствии с Законом РК от 05.07.17 г. № 88-VI; изложен в редакции Закона РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 08.01.21 г. № 410-VI (см. стар. ред.) 21-5) высший колледж - учебное заведение, реализующее интегрированные модульные образовательные программы общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; Статья дополнена подпунктами 21-6 и 21-7 в соответствии с Законом РК от 04.07.18 г. № 171-VI 21-6) исследовательский университет - университет, реализующий утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет и использующий результаты своей деятельности для интеграции образования и науки, генерации и трансферта новых знаний и технологий; 21-7) инклюзивное образование - процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 22) инновационно-образовательный консорциум - добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной деятельности, в котором организации высшего и (или) послевузовского образования, научные организации и другие юридические лица, занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для подготовки высококвалифицированных специалистов на базе фундаментальных, прикладных научных исследований и технологических инноваций; 23) исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.) 24) исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.) Подпункт 25 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 04.07.18 г. № 171-VI (см. стар. ред.) 25) институт - организация высшего и (или) послевузовского образования, осуществляющая научно-педагогическую деятельность, а также подготовку кадров для профессиональной деятельности; Подпункт 26 изложен в редакции Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) 26) институциональная аккредитация - процесс оценивания качества организации образования аккредитационным органом на соответствие заявленному статусу и установленным стандартам аккредитационного органа; Статья дополнена подпунктом 26-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) 26-1) интегрированные образовательные программы - образовательные программы, разработанные на основе объединения соответствующих содержательных аспектов образовательных программ; Подпункт 27 изложен в редакции Закона РК от 18.02.14 г. № 175-V (см. стар. ред.) 27) интернатные организации - организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания; Подпункт 28 изложен в редакции Закона РК от 18.02.14 г. № 175-V (см. стар. ред.); Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) 28) интернатура - форма подготовки обучающихся по клиническим специальностям в рамках базового высшего медицинского образования для получения допуска к клинической практике; Статья дополнена подпунктом 28-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 18.02.14 г. № 175-V (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) 28-1) кадет - лицо, обучающееся в военном, специальном учебном заведении по образовательным программам технического и профессионального или послесреднего образования; Статья дополнена подпунктом 28-2 в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.05.22 г. № 118-VII (см. стар. ред.) 28-2) центры адаптации несовершеннолетних - организации, находящиеся в ведении органов образования, обеспечивающие прием и временное содержание безнадзорных и беспризорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет для установления родителей или других законных представителей и передачи им, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся, детей, направляемых в специальные организации образования, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации; 29) профессиональная ориентация - предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями; Статья дополнена подпунктом 29-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV; изложен в редакции Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) 29-1) профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности; Статья дополнена подпунктом 29-2 в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V; изложен в редакции Закона РК от 04.07.18 г. № 172-VI (см. стар. ред.) 29-2) профессиональная подготовка - форма профессионального обучения, направленного на развитие личности для приобретения новых или измененных профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ; 30) исключен в соответствии с Законом РК от 04.07.18 г. № 172-VI (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 30-1 в соответствии с Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V 30-1) профессиональная практика - вид учебной деятельности, направленной на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью; 31) исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.) 32) исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (см. стар. ред.) В подпункт 33 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V (см. стар. ред.) 33) комплексное тестирование - форма экзамена, проводимого одновременно по нескольким учебным дисциплинам с применением информационно-коммуникационных технологий;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан в области образованияСтатья 3. Принципы государственной политики в области образования Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯСтатья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области образованияСтатья 5. Компетенция уполномоченного органа в области образованияСтатья 5-1. Компетенция органов национальной безопасности Республики Казахстан, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, органов прокуратуры Республики Казахстан и Министерства обороны Республики Казахстан по отношению к подведомственным им военным, специальным учебным заведениямСтатья 5-2. Компетенция Верховного Суда Республики Казахстан по отношению к Академии правосудияСтатья 6. Компетенция местных представительных и исполнительных органов в области образованияСтатья 6-1. Органы управления образованием области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения)Статья 7. Информационное обеспечение органов управления системой образованияСтатья 8. Государственные гарантии в области образованияСтатья 8-1. Минимальные социальные стандарты в сфере образованияСтатья 8-2. Государственная монополия в сфере образованияСтатья 9. Язык обучения и воспитанияСтатья 9-1. Аккредитация организаций образования Глава 3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯСтатья 10. Понятие системы образованияСтатья 11. Задачи системы образованияСтатья 12. Уровни образования Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯСтатья 13. Понятие содержания образованияСтатья 14. Образовательные программыСтатья 15. Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обученияСтатья 16. Общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образованияСтатья 17. Образовательные программы технического и профессионального образованияСтатья 18. Специализированные общеобразовательные учебные программыСтатья 19. Специальные учебные программыСтатья 20. Образовательные программы послесреднего образованияСтатья 21. Образовательные программы высшего образованияСтатья 22. Образовательные программы послевузовского образованияСтатья 23. Образовательные программы дополнительного образованияСтатья 24. ИсключенаСтатья 25. Экспериментальные образовательные программы Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтатья 26. Общие требования к приему обучающихся и воспитанников в организации образованияСтатья 27. Формы получения образованияСтатья 28. Организация учебно-воспитательного процессаСтатья 29. Организация учебно-методической и научно-методической работыСтатья 30. Дошкольное воспитание и обучениеСтатья 31. Начальное, основное среднее и общее среднее образованиеСтатья 32. Техническое и профессиональное образованиеСтатья 32-1. Профессиональная подготовкаСтатья 33. Послесреднее образованиеСтатья 34. ИсключенаСтатья 35. Высшее образованиеСтатья 36. Послевузовское образованиеСтатья 37. Дополнительное образованиеСтатья 37-1. Индивидуальная педагогическая деятельностьСтатья 37-2. Дистанционное обучениеСтатья 38. Профессиональная практика обучающихсяСтатья 39. Документы об образовании Глава 6. СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтатья 40. Организации образованияСтатья 40-1. ИсключенаСтатья 41. Устав организации образованияСтатья 42. Создание, реорганизация и ликвидация организаций образованияСтатья 43. Компетенция организаций образованияСтатья 43-1. Деятельность и компетенция организаций высшего и (или) послевузовского образованияСтатья 44. Управление организациями образованияСтатья 45. Трудовые отношения и ответственность руководителя организации образованияСтатья 45-1. Социальное партнерство в области профессионального образованияСтатья 46. Объединения в системе образованияСтатья 47. Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанниковСтатья 48. Охрана здоровья обучающихся, воспитанниковСтатья 48-1. Организация питания обучающихся, а также приобретение товаров, связанных с обеспечением питания детей в государственных организациях образованияСтатья 49. Права и обязанности родителей и иных законных представителей Глава 7. СТАТУС ПЕДАГОГА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО И (ИЛИ) ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯСтатья 50. Статус педагогаСтатья 51. Права, обязанности и ответственность педагога, осуществляющего профессиональную деятельность в организации высшего и (или) послевузовского образованияСтатья 52. Система оплаты труда педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в организациях высшего и (или) послевузовского образованияСтатья 53. Социальные гарантии Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯСтатья 54. Цели и формы государственного регулирования в области образованияСтатья 55. Управление качеством образованияСтатья 56. Государственные общеобязательные стандарты образованияСтатья 57. Лицензирование деятельности в сфере образованияСтатья 57-1. Уведомление о начале или прекращении осуществления деятельности в сфере дошкольного воспитания и обученияСтатья 58. ИсключенаСтатья 59. Государственный контроль в системе образованияСтатья 60. Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль Глава 9. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯСтатья 61. Система, принципы и источники финансированияСтатья 62. Государственное финансирование организаций образованияСтатья 63. Предоставление организациями образования товаров (работ, услуг) на платной основеСтатья 64. Развитие материально-технической базы организаций образования, отчуждение организаций образованияСтатья 64-1. Ответственность государства по обязательствам организаций среднего образования в организационно-правовой форме государственных предприятий на праве хозяйственного ведения Глава 10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯСтатья 65. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельностьСтатья 66. Удовлетворение образовательных потребностей зарубежной казахской диаспоры Глава 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯГлава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |