|
|
|
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за июнь 2012 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность. Аудиторская деятельность Пенсии, пособия, социальное страхование, обеспечение Трудовая деятельность, занятость населения Денежная система, платежи и переводы денег Банковское дело. Кредитная деятельность Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Государственное регулирование оборота отдельных видов товаров Валютное регулирование и контроль Цены, оценочная деятельность, инфляция
По вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию внесены изменения и дополнения в: Уголовно-процессуальный кодекс РК; Гражданский процессуальный кодекс РК; Налоговый кодекс РК; Закон РК «Об адвокатской деятельности»; Закон РК «О медиации» Законом РК от 17.02.12 г. № 565-IV (вводится в действие с 1 июля 2012 г.) Так, в структуру областных судов Законом вводится две судебные инстанции: апелляционная - по обжалованию судебных актов, не вступивших в законную силу, и кассационная - по пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу. Таким образом, Законом полностью исключается направление дел на новое рассмотрение в суды первой инстанции (кроме дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей). В свою очередь, кассационное производство становится самостоятельной стадией судебного процесса, сущность которого заключается в проверке законности вступивших в законную силу судебных актов, после рассмотрения их апелляционной инстанцией. Эти изменения позволят Верховному Суду эффективно использовать свои конституционные полномочия по надзору за деятельностью местных судов.
По вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег вносятся изменения и дополнения в: Гражданский кодекс РК (Общая часть); Уголовный кодекс РК; Уголовно-процессуальный кодекс РК; Гражданский кодекс РК (Особенная часть); Кодекс РК об административных правонарушениях (частично вводятся в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования; с 1 января 2013 г.); Налоговый кодекс РК (вводятся в действие с 1 января 2013 г.); Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; Закон РК «О нотариате»; Закон РК «Об адвокатской деятельности»; Закон РК «О платежах и переводах денег» (частично вводятся в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования; с 1 января 2013 г.; с 1 января 2014 г.); Закон РК «Об аудиторской деятельности»; Закон РК «О рынке ценных бумаг»; Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»; Закон РК «О товарных биржах»; Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» (частично вводятся в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования); Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (вводятся в действие с 1 января 2013 г.) Законом РК от 21.06.12 г. № 19-V (см. сроки введения в действие). Закон направлен на совершенствование законодательства по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и кроме того, содержит положения, разработанные в целях сокращения количества компаний с признаками лжепредпринимательства, объемов обналичивания денег. В частности, внесено изменение в пункт 4-1 статьи 21 Закона РК «О платежах и переводах денег», согласно которому платежи между юридическими лицами по сделке, сумма которой превышает 1 000-кратный размер МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа», осуществляются только в безналичном порядке. Ранее данный лимит предусматривал лимит в 4 000 МРП. Также по статье 203 Кодекса об административных правонарушениях в измененной редакции осуществление юридическими лицами платежа в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше 1 000 МРП в пользу другого юридического лица - влечет штраф на юридическое лицо, осуществившее платеж, в размере 5% от суммы платежа. Данные изменения вводятся в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования.
22 июня 2012 года подписан Закон РК № 20-V «О магистральном трубопроводе» (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) Закон регулирует общественные отношения, возникающие при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации магистрального трубопровода, и направлен на обеспечение эффективной, надежной и безопасной эксплуатации магистрального трубопровода. Действие настоящего Закона распространяется на общественные отношения в области магистрального трубопровода. Действие Закона не распространяется на: 1) общественные отношения, возникающие при создании и эксплуатации трубопровода, не относящегося к магистральным трубопроводам, магистрального водопровода, а также на отношения, связанные с созданием, функционированием и ликвидацией объектов социально-бытового назначения магистрального трубопровода; 2) правоотношения, возникающие в рамках межправительственных соглашений, заключенных Правительством РК до принятия Конституции РК, и связанных с ними последующих договоров с участием Правительства РК по вопросу трансграничного трубопровода. Закон применяется к отношениям в области магистрального газопровода в части, не урегулированной Законом РК «О газе и газоснабжении».
По вопросам магистрального трубопровода и налогообложения вносятся изменения и дополнения в: Гражданский кодекс РК (Общая часть); Земельный кодекс РК; Налоговый кодекс РК; Закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках»; Закон РК «О трансфертном ценообразовании»; Закон РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»; Закон РК «О недрах и недропользовании»; Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»; Закон РК «О газе и газоснабжении» Законом РК от 22.06.12 г. № 21-V (см. сроки введения в действие).
По вопросам здравоохранения вносятся изменения и дополнения в: Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»; Закон РК «О государственных закупках» Законом РК от 28.06.12 г. № 22-V (вводится в действие с 1 июля 2012 г.)
В Конституционный закон РК «О государственных символах Республики Казахстан» вносятся изменения и дополнения в соответствии с Конституционным законом РК от 28.06.12 г. № 23-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) Конституционным законом понятие «государственный стандарт» заменено на «национальный стандарт», конкретизируются нормы, касающиеся порядка использования (исполнения) Государственного Гимна РК, уточняется компетенция Правительства и уполномоченных органов в части утверждения правил использования государственных символов РК. Кроме того, в связи с внесением в сопутствующем законе новой статьи 317-4 в Кодекс об административных правонарушениях, дается новая редакция статьи 15 Конституционного закона об ответственности за нарушение казахстанского законодательства, регулирующего изготовление и использование государственных символов РК.
По вопросам государственных символов внесены изменения и дополнения в: Уголовный кодекс РК - в части усиления (ужесточения) ответственности за надругательство над государственными символами РК; Кодекс РК об административных правонарушениях - в части установления ответственности за нарушение национальных стандартов при изготовлении Государственного Флага РК и Государственного Герба РК, а также материальных объектов с их изображением. Кроме того, ужесточена ответственность за нарушение порядка использования Государственного Флага, Государственного Герба РК и исполнения Государственного Гимна РК; Закон РК «О нотариате» - о наличии Государственного Герба РК на печатях нотариусов; Закон РК «О физической культуре и спорте» - об обеспечении соблюдения законодательства РК о государственных символах при проведении спортивных мероприятий на территории РК и международных спортивных мероприятий, проводимых в иностранных государствах, а также знания спортсменами музыкальной редакции и текста Государственного Гимна РК Законом РК от 28.06.12 г. № 24-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)
По вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка внесены изменения и дополнения в: Гражданский кодекс РК (Особенная часть); Кодекс РК об административных правонарушениях; Закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках»; Закон РК «Об электроэнергетике»; Законом РК от 04.07.12 г. № 25-V (см. сроки введения в действие). Закон направлен на повышение ответственности энергопроизводящих организаций, субъектов естественных монополий и регулируемого рынка за выполнение инвестиционных обязательств, на повышение качества оказываемых услуг, прозрачности инвестиционной деятельности энергопроизводящих организаций, а также обеспечение потребности экономики Казахстана в электрической энергии и мощности путем внедрения рынка электрической мощности. Документ разработан в целях совершенствования законодательной базы по вопросам энергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка, а также создания благоприятных условий для дальнейшего развития электроэнергетики страны.
Ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Кыргызской Республики и граждан Кыргызской Республики на территории Республики Казахстан, совершенное в Астане 11 мая 2012 года Законом РК от 05.07.12 г. № 26-V
В Закон РК от 7 декабря 2000 года «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 27-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) Целью Закона является развитие системы жилищных строительных сбережений, путем обеспечения возможности: - участия жилищных строительных сберегательных банков в государственных программах по развитию жилищного строительства; - выдачи предварительных жилищных и промежуточных жилищных займов за счет долгосрочных бюджетных кредитов широким слоям населения; - изменение срока с 5 лет до 3 лет, по истечении которого вкладчик имеет право на получение премии государства. В прежней редакции Закона было предусмотрено, что предварительные и промежуточные займы за счет бюджетных средств могут предоставляться только определенным категориям граждан. Это молодые семьи, государственные служащие, работники бюджетных организаций и государственных предприятий. Для того, чтобы такие займы могли предоставляться широким слоям населения сейчас такое ограничение исключено. Таким образом, все граждане Казахстана могут принять участие в Программе жилищного строительства на 2011-2014 годы, а также в разрабатываемой новой Программе «Доступное жилье-2020». Раннее Законом было предусмотрено, что при расторжении договора о жилстройсбережениях участник системы жилстройсбережений вправе получить премию государства только в том случае, если он накапливал их не менее 5-ти лет. Теперь же при расторжении договора о жилстройсбережениях участник системы будет вправе получить накопленные сбережения с учетом премии государства, если срок накопления составлял не менее 3-х лет. Для защиты прав потребителей участников системы жилстройсбережений Законом внесена новая норма. Если клиент вернет заем в течение 14 календарных дней с даты получения займа, то за ним сохранится право на премию государства, если срок накопления его сбережений в системе составлял более 3-х лет. В рамках законопроекта из понятий «предварительный жилищный заем», «промежуточный жилищный заем» исключается требование по заключению отдельного договора. Данные изменения позволяют жилстройсбербанкам организовать процедуру рефинансирования предварительных и промежуточных займов без дополнительного оформления договора по предоставлению жилищного займа. Для клиента данное изменение исключает необходимость повторного подтверждения платежеспособности, переоформления договоров банковского займа, перерегистрации залогового обеспечения, переоформления страховых полисов. В результате значительно сократится количество собираемых документов для получения жилищного займа, и соответственно, время на его оформление. Согласно поправок, переводные операции выполняются по поручению не только физических, но и юридических лиц. Также дополнена возможность открытия и ведения банковских счетов юридических лиц.
Ратифицирован Протокол о внесении изменения в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Исламской Республики Афганистан о сотрудничестве в области образования от 22 ноября 2009 года, совершенный в Кабуле 18 июня 2010 года Законом РК от 05.07.12 г. № 28-V
О ратификации Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокола по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования см. Закон РК от 05.07.12 г. № 29-V (вводится в действие с 25 марта 2008 г.)
По вопросам организации деятельности Национального Банка Республики Казахстан, регулирования финансового рынка и финансовых организаций Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. сроки введения в действие) внесены изменения и дополнения в 54 законодательных акта, в том числе в 7 кодексов: Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РК, Бюджетный кодекс РК, Налоговый кодекс, Кодекс о таможенном деле в РК. Исходя из того, что в Казахстане сформирована многоуровневая система финансовых институтов, на законодательном уровне закрепляется возможность функционирования банков, способных функционировать в полноценной конкурентной среде, без образования дополнительных специализированных банков, деятельность которых возможна лишь при поддержке со стороны государства. При этом ранее созданные специализированные финансовые организации (Жилстройсбербанк, Банк развития Казахстана) будут продолжать функционировать. Кроме того, в целях реализации положений Концепции развития финансового сектора РК в посткризисный период законодательно закреплено понятие «макропруденциальное регулирование», а также полномочия Национального Банка в рамках макропруденциального регулирования, под которым понимается комплекс административных, организационных и правовых мер, направленных на регулирование системных рисков финансовой системы. Законом закрепляются за Национальным Банком полномочия по реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота для пополнения золотовалютных резервов. Это обеспечит поддержку интересам государства в такой стратегически важной отрасли как добыча, производство и реализация золота по аналогии с опытом РФ. В Кодексе РК об административных правонарушениях четко обозначены разделение полномочий по рассмотрению дел между Национальным Банком и Комитетом по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка. Изменениями устанавливается ограничение на применение штрафов на банки в период проведения реструктуризации, консервации либо принудительной ликвидации ввиду того, что такая ответственность в указанные периоды вызовет ухудшение нестабильного положения банка и подрыв проводимой работы по стабилизации ситуации. Изменения и дополнения также направлены на изменение ряда норм КоАП, касающихся составов административных правонарушений, рассматриваемых Национальным Банком и КФН. Законом исключаются 14 видов разрешительных документов, например, разрешение на государственную регистрацию в органах юстиции организациям, осуществляющим обменные операции с иностранной валютой, документы, свидетельствующие о выполнении всех организационно-технических мероприятий, и другие.
По вопросам технического регулирования и метрологии вносятся изменения и дополнения в ряд законодательных актов РК, таких как: Гражданский кодекс РК (Особенная часть); Кодекс РК об административных правонарушениях; Лесной кодекс РК; Водный кодекс РК; Трудовой кодекс РК; Налоговый кодекс РК; Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»; Закон РК «О транспорте в Республике Казахстан»; Закон РК «Об обеспечении единства измерений»; Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»; Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»; Закон РК «Об автомобильных дорогах»; Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»; Закон РК «О семеноводстве»; Закон РК «О профилактике йододефицитных заболеваний»; Закон РК «О рекламе»; Закон РК «О связи»; Закон РК «О внутреннем водном транспорте»; Закон РК «Об электроэнергетике»; Закон РК «О техническом регулировании»; Закон РК «О государственных закупках»; Закон РК «Об аккредитации в области оценки соответствия»; Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии»; Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы»; Закон РК «О космической деятельности»; Закон РК «О газе и газоснабжении»; Закон РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности»; Закон РК «О телерадиовещании» Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением абзаца пятого подпункта 19) пункта 21 статьи 1, который вводится в действие с 1 июля 2014 г.). Разработка закона обусловлена необходимостью приведения национального законодательства в области технического регулирования в соответствие с международными договорами, принятыми Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) от 11.12.09 г. № 27. Так, в Закон РК «О техническом регулировании» вводится понятие «система каталогизации продукции» - организационно-техническая система, обеспечивающая сбор и предоставление информации о характеристике и изготовителях продукции. Гармонизированная с региональными системами Российской Федерации и Республики Беларусь казахстанская система каталогизации продукции позволит создать условия для обеспечения свободного обращения продукции, а также обеспечить единство описания и идентификации продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза. Ряд терминов законодательства в области технического регулирования приводится к единообразию в рамках Таможенного союза, а также в соответствие с международной терминологией, установленной соглашениями ВТО по техническим барьерам в торговле. Унифицируется понятие «Государственный фонд технических регламентов и стандартов» путем замены на «Единый государственный фонд нормативных технических документов». В Кодекс РК об административных правонарушениях вносятся изменения, направленные на установление ответственности за внесение недостоверных сведений о заявителе при регистрации заявления-декларации, предоставление лабораториями недостоверных результатов испытаний объектов при подтверждении соответствия, нарушение порядка электронного учета данных о зарегистрированных декларациях и другие материальные нормы. Кроме того, увеличиваются штрафные санкции за нарушения реализации продукции, опасной для жизни и здоровья людей, поскольку в соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза, совершенным в Санкт-Петербурге от 11.12.09 г., изготовитель государства, на территории которого изготовлена продукция, принявший декларацию о соответствии с нарушениями правил декларирования государства стороны назначения, если хотя бы одно из допущенных нарушений повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям, несет ответственность согласно законодательству государства стороны назначения. Данная мера обусловлена необходимостью гармонизации национального законодательства с законодательством Российской Федерации и Республики Беларусь в области технического регулирования.
По вопросам реализации статьи 78 Конституции Республики Казахстан внесены изменения и дополнения в: Уголовно-процессуальный кодекс РК; Гражданский процессуальный кодекс РК; Кодекс РК об административных правонарушениях; Закон РК «О третейских судах» Законом РК от 10.07.12 г. № 32-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)
По вопросам развития и поддержки агропромышленного комплекса внесены изменения и дополнения в: Кодекс РК об административных правонарушениях; Бюджетный кодекс РК (введены в действие с 1 января 2012 года); Закон РК «О зерне»; Закон РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» (частично вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после первого официального опубликования, с 1 января 2012 года, с 1 января 2013 года); Закон РК «О государственных закупках» (введены в действие с 1 января 2012 года); Закон РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (частично введены в действие по истечении 10 календарных дней после первого официального опубликования, с 1 января 2009 года); Закон РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» (введены в действие с 1 января 2012 года) Законом РК от 10.07.12 г. № 33-V (см. сроки введения в действие). Основной целью Закона является создание законодательной базы для формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров. Стабфонд представляет собой оперативный запас продовольственных товаров, за исключением зерна, используемый для оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок соответствующей административно-территориальной единицы в период межсезонья и обеспечения продовольственной безопасности, который будет формироваться по перечню социально значимых продовольственных товаров, имеющих сроки хранения более шести месяцев. Кроме того, вносятся нормы, предусматривающие внедрение инновационных методов защиты растений. В связи с тем, что ассортимент применяемых в республике гербицидов отечественного производства очень узкий, предлагается субсидировать все виды гербицидов вне зависимости от страны происхождения с тем, чтобы у сельхозпроизводителей был выбор относительно цены и качества. Также изменения предусматривают ответственность за нарушение требований законодательства при формировании и использовании региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров, так как закладываемые законом механизмы проведения закупочных и товарных интервенций значительно расширяют круг обязанностей субъектов по управлению региональными стабилизационными фондами. Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» дополняется новым понятием «фиксированная цена» в целях исключения коррупционных правонарушений при формировании и использовании региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров. В Закон «О зерне» внесена поправка, позволяющая хлебоприемным предприятиям, имеющим базы нефтепродуктов и резервуары для хранения ГСМ, предоставлять их в аренду оптовым поставщикам нефтепродуктов. Помимо этого, в целях обеспечения единообразного толкования норм налогового законодательства внесены соответствующие изменения.
По вопросам государственной монополии внесены изменения и дополнения в: Земельный кодекс РК; Лесной кодекс РК; Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»; Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; Закон РК «О регистрации залога движимого имущества»; Закон РК «О карантине растений»; Закон РК «Об охране селекционных достижений»; Закон РК «Патентный закон Республики Казахстан»; Закон РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Закон РК «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»; Закон РК «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»; Закон РК «О торговом мореплавании»; Закон РК «О защите растений»; Закон РК «О ветеринарии»; Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»; Закон РК «Об обязательном социальном страховании»; Закон РК «О связи»; Закон РК «О внутреннем водном транспорте»; Закон РК «О техническом регулировании»; Закон РК «Об информатизации»; Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»; Закон РК «Об аккредитации в области оценки соответствия»; Закон РК «О конкуренции»; Закон РК «О государственной статистике»; Закон РК «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»; Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; Закон РК «О государственном имуществе»; Законом РК от 10.07.12 г. № 34-V (вводится в действие со дня его первого официального опубликования) Данный Закон, направлен на минимизацию государственного вмешательства в экономику и введение государственной монополии только в исключительных случаях, требующих участия государства в предпринимательской деятельности в целях обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства, охраны общественного порядка, здоровья населения. Законом создаются следующие положительные правовые и социально-экономические последствия: сокращение сфер, отнесенных к государственной монополии, путем закрепления исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование отвечающего законодательно установленным критериям создания субъекта государственной монополии; сокращение исключительных прав, неназванных государственной монополией и закрепление на законодательном уровне возможности предоставления видов услуг на конкурентном рынке либо отнесение их к функциям, реализуемым государственными учреждениями; утверждение тарифов на уровне Правительства Республики Казахстан с целью обеспечения прозрачности и максимальной транспарентности ценообразования, а также недопущения фактов установления субъектом государственной монополии высоких тарифов и ущемления законных прав потребителей; обеспечение гармонизации национальных законодательств стран-членов Таможенного союза в сфере государственной монополии.
Законом РК от 10.07.12 г. № 35-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) вносятся изменения и дополнения в законы «О транспорте в Республике Казахстан» и «О торговом мореплавании», предоставляющие возможность передачи морских портов, имеющих статус международного значения, в оплату акций национального управляющего холдинга, национального холдинга, национальной компании, а именно, передачи республиканского государственного предприятия «Актауский международный морской торговый порт» в ведение акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы».
По вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов вносятся изменения и дополнения в 89 нормативных правовых актов в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. сроки введения в действие). Закон запрещает проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юридических лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц). При этом запрет не распространяется на осуществление контроля и надзора, связанного с: 1) соблюдением установленных правил обращения и функционирования взрывчатых веществ; 2) деятельностью физических и юридических лиц, занятых в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением; 3) атомной энергией, радиоактивными веществами; 4) деятельностью физических и юридических лиц, занятых в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением. Закон направлен на устранение административных барьеров при ведении бизнеса. Положениями документа предусматривается отмена лицензирования отдельных видов деятельности, перевод лицензий в электронный формат. Также предполагается перевод в уведомительный порядок 40 видов разрешений. Кодекс РК об административных правонарушениях дополняется новыми статьями, устанавливающими ответственность за нарушения в области геодезии и картографии, осуществление строительства без сопровождения авторского и технического надзоров, а также за нарушение требований, предъявляемых к монтажу, наладке и техническому обслуживания средств охранной сигнализации. Часть 2-1 статьи 634 КоАП излагается в новой редакции и предусматривает расширение действия нормы о наложении административных взысканий только по результатам проверки на все составы правонарушений, касающиеся субъектов частного предпринимательства. В Лесном кодексе отменяется лицензирование некоторых видов деятельности по лесопользованию. В законе РК «Об административных процедурах» прописывается единый уведомительный порядок. Вместо прохождения разрешительной процедуры, по новому положению субъекты малого предпринимательства подают уведомление о начале своей деятельности через ЦОН или путем заполнения заявлений в форме электронного документа на портале электронного правительства. Предприниматель вправе начать деятельность сразу после подачи уведомления. Пересмотрены критерии отнесения к субъектам предпринимательства. Критерий «среднегодовая стоимость активов» заменяется на «среднегодовой доход» с установлением следующих пороговых значений: для малого бизнеса- до 60 тыс. МРП, для крупного - свыше 3 млн МРП. К среднему бизнесу будут отнесены субъекты, не подпадающие под параметры малого и крупного бизнеса. Кроме того, Законом законодательно закрепляется принцип полной свободы бизнеса.
В Налоговый кодекс РК внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.06.12 г. № 21-V (частично вводятся в действие с 1 января 2009 г., с 1 июля 2010 г., с 1 января 2011 г., с 1 октября 2011 г., по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Касательно изменений в Налоговый кодекс см. комментарии А. Абдировой, партнера юридической компании «GRATA», члена Палаты налоговых консультантов РК.
По вопросам развития и поддержки агропромышленного комплекса в Закон РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 33-V (частично введены в действие по истечении 10 календарных дней после первого официального опубликования, с 1 января 2009 года). В частности, изменения внесены в статью 49, касающейся уплаты НДС на импорт методом зачета. Акцент сделан на то, что применить метод зачета могут плательщики НДС по товарам, помещаемым под таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения (иначе говоря импорт товаров) либо под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (выпуском для внутреннего потребления является таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению). Ранее в этой статье было прописано, что метод зачета могут применить только плательщики НДС, импортирующие товары на территорию РК, то есть только применяющие таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения. Теперь процедуру уплаты методом зачета могут применить и по товарам, помещаемым под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом сделано достаточно серьезное примечание, что эти товары должны быть использованы в собственном производстве и не могут быть реализованы , в том числе в составе готовой продукции. То есть, если предприятие ввозит сельскохозяйственную технику или племенных животных, то они должны быть использованы исключительно для собственного производства и не подлежат дальнейшей реализации даже в составе готовой продукции. Напомним, что статья 250 Налогового кодекса 2001 года действует до 1 января 2017 года в редакции статьи 49 Закона РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»
С 1 июля 2012 года уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату частично или полностью также в случаях заключения соглашения об урегулировании спора в порядке медиации. См. изменения в Налоговый кодекс РК Законом РК от 17.02.12 г. № 565-IV
Изменены базовые минимальные и максимальные размеры ставок консульских сборов, а также ставки консульского сбора за срочность за выдачу виз Республики Казахстан в соответствии с постановлением Правительства РК от 12.06.12 г. № 781 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования). Напомним, что согласно статье 549 Налогового кодекса консульский сбор - платеж, взимаемый дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Казахстан с иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц - нерезидентов, физических и юридических лиц Республики Казахстан, за совершение консульских действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение.
Утверждены Правила снятия показаний с приборов учета количества реализованного нестабильного конденсата по системе трубопроводов. Правила разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 245 Налогового кодекса и определяют порядок снятия показаний с приборов учета количества реализованного нестабильного конденсата по системе трубопроводов. См. постановление Правительства РК от 26.06.12 г. № 847 (вводится в действие со дня первого официального опубликования, при этом пункт 17 Правил распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2010 г.)
Перечень импортируемых товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» и Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» дополнен погружной буровой установкой для бурения нефтяных и газовых скважин глубиной до 6000 м в Каспийском море на глубинах воды не менее 2,5 м, но не более 5,5 м.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |