|
|
|
ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ТОО «ИНФОТЕХ&СЕРВИС»
1. КВАЛИФИКАЦИЯ ПОСТАВЩИКА. ПРЕДМЕТ ЗАКУПОК 2.1. Закупка как товара 2.2. Закупка как услуги 2.3. Закупка способом запроса ценовых предложений 2.4. Закупка способом конкурса 2.5. Закупка через электронный магазин 4. ЗАКУПКИ СУБЪЕКТОМ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ И ИХ ПОДРЯДЧИКАМИ
1. КВАЛИФИКАЦИЯ ПОСТАВЩИКА. ПРЕДМЕТ ЗАКУПОК
ТОО «ИнфоТех&Сервис» отвечает всем квалификационным требованиям, предъявляемым к потенциальному поставщику: 1. Правоспособность: Свидетельство о государственной регистрации юридического лица 2. Является финансово устойчивым и не имеет налоговой задолженности. 3. Не подлежит процедуре банкротства либо ликвидации. 4. Обладает материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о закупках. 5. Обладает необходимым опытом работы. 6. Не состоит в реестрах недобросовестных участников закупок.
ТОО «ИнфоТех&Сервис» располагает следующими свидетельствами о регистрации объектов интеллектуальной собственности:
Свидетельства о государственной регистрации от 14 марта 2014 года № 345 и 346
Свидетельство о государственной регистрации на программу для ЭВМ «Информационная система Параграф» от 23 октября 2008 года № 472
Сфера применения Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках», с исключениями, указана в статье 1.
Статья 2 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» 14) государственные закупки - приобретение заказчиками товаров, работ, услуг полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) собственных доходов, за исключением доходов международных аэропортов, связанных с оказанием услуг нерезидентам Республики Казахстан; 28) товары - предметы (вещи), в том числе полуфабрикаты или сырье в твердом, жидком или газообразном состоянии, электрическая и тепловая энергия, объекты права интеллектуальной собственности, а также вещные права, с которыми можно совершать сделки купли-продажи в соответствии с законами Республики Казахстан;
С точки зрения законодательства о государственных закупках, объекты права интеллектуальной собственности относятся к товарам. Поэтому, правильным будет производить закуп вышеуказанных объектов интеллектуальной собственности ТОО «ИнфоТех&Сервис» согласно пп.3 п.3 ст.39 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434 «О государственных закупках», способом из одного источника путем прямого заключения договора с «лицом, обладающим исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг». При этом, применительно к закупаемым товарам следует различать такие объекты интеллектуальной собственности, как программы для ЭВМ и базы данных. Согласно Закону Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-І «Об авторском праве и смежных правах»: «база данных - совокупность данных (статей, расчетов, фактов и других), представляющих по подбору и (или) расположению материалов результат творческого труда, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронно-вычислительной машины (далее - ЭВМ). Понятие базы данных не распространяется на программу для ЭВМ, с помощью которой может осуществляться электронный доступ к материалам базы данных». Других подобных объектов интеллектуальной собственности в части юридических баз данных, аналогичных по подбору и (или) расположению материалов, представляющих результат творческого труда – на данный момент не существует, соответственно базы данных «Информационная система «Параграф - WWW» обладают всеми необходимыми признаками для закупок на основании пп.3 п.3 ст.39 Закона. Базы данных ИС «ПАРАГРАФ» в виде отдельных комплектов размещены на интернет-ресурсе https://online.zakon.kz. Заказчик вправе выбрать наиболее подходящее для него с учетом специфики деятельности. Предметом закупок в данном случае будет именно база данных, а не программное обеспечение, которое обеспечивает функционирование интернет-ресурса. Согласно Закону Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-І «Об авторском праве и смежных правах», программа для ЭВМ - набор команд, выраженный в виде слов, схем или в любой иной форме выражения, при записи которого на машиночитаемый материальный носитель обеспечивается выполнение или достижение ЭВМ определенной задачи или результата, включая подготовительные материалы, природа которых такова, что программа для ЭВМ является их результатом на более поздней стадии. Иначе обстоит дело с закупкой стационарной версии ИС «ПАРАГРАФ», устанавливаемой на персональный компьютер и работающей в режиме офлайн, а не в сети Интернет. Такие заказчики закупают программу для ЭВМ «Информационная система Параграф», которая представляет собой комплекс программных средств и баз данных, скомпиллированных в единое целое и представленное в виде единого программного продукта, но также в виде разных комплектов (баз данных). Стационарная (обновляемая и необновляемая) версия ИС «Параграф» обладает уникальными характеристиками, которые приводятся в технической спецификации, позволяющими закупать ее как объект интеллектуальной собственности. О различии между базой данных и программой для ЭВМ говорится также в Ответе Министра юстиции РК от 26 апреля 2022 года на вопрос от 14 апреля 2022 года № 735262 (dialog.egov.kz): «База данных и программа для ЭВМ это разные объекты авторского права. В этой связи, передача имущественного права на программу для ЭВМ (на основании авторского договора) не урегулирует вопросы правомерного использования базы данных».
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства от 24 апреля 2008 года № 387 «О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан», Министерство финансов Республики Казахстан осуществляет межотраслевую координацию и методологическое руководство в области государственных закупок. В последнее время, Министерство финансов РК постоянно и неизменно транслирует позицию, изложенную в частности, в письме Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 11 февраля 2021 года № КВГА-03-КВ/2643-И относительно товаров и услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг. 1) В письме говорится следующее: «на первом этапе нужно понимать, что закупаемому товару / услуге должны быть свойственны особые характеристики, связанные с интеллектуальным трудом автора». Применительно к ИС «ПАРАГРАФ», данные «особые характеристики, связанные с интеллектуальным трудом автора» подтверждены авторскими свидетельствами. 2) Далее в письме говорится: «Наличие документа, свидетельствующего о правах на интеллектуальную собственность (свидетельство об авторском праве, на товарный знак, патент), не всегда означает владение исключительными правами. К примеру, автор или правообладатель может передать или временно предоставить третьим лицам свои исключительные права на интеллектуальную собственность на основании соответствующих гражданско-правовых сделок (договоры уступки или лицензии/сублицензии). Таким образом, создается конкурентная среда, когда объект интеллектуальной собственности можно на законных основаниях приобрести у нескольких потенциальных поставщиков. В этом случае закупки не должны производиться по специальному порядку (принцип предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей)». ТОО «ИнфоТех&Сервис» не передавало и временно не предоставляло третьим лицам свои исключительные права. Соответственно, данное положение письма к ИС «ПАРАГРАФ» также не применимо. 3) Также в письме утверждается: «Кроме того, следует учитывать, что на рынке может быть несколько объектов интеллектуальной собственности, обладающих аналогичными или сходными характеристиками. К примеру, заказчику могут быть предложены программные обеспечения, решающие одни и те же задачи. В этом случае нельзя произвольно выбирать для заключения договора любого обладателя исключительных прав на определенный объект интеллектуальной собственности по любой цене». Других подобных объектов интеллектуальной собственности в части юридических баз данных, аналогичных по подбору и (или) расположению материалов, представляющих результат творческого труда для государственных закупок не существует, что подтверждается технической спецификацией, соответственно базы данных «ПАРАГРАФ» обладают всеми необходимыми признаками для закупок на основании пп.3 п.3 ст.39 Закона, полностью соответствуют действующему законодательству о закупках, интеллектуальной собственности и авторском праве, а потому являются правомерными.
Что касается возможности приобретения услуг ТОО «ИнфоТех&Сервис», то здесь необходимо отметить следующее. В пп.3 п.3 ст.39 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434 «О государственных закупках», речь идет о закупках способом из одного источника путем прямого заключения договора с «лицом, обладающим исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг». Статья 2 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» называет услугами - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей заказчика, не имеющая вещественного результата. Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-І «Об авторском праве и смежных правах»: «исключительное право - имущественное право автора и (или) иного правообладателя осуществлять, разрешать и запрещать использование произведения и (или) объекта смежных прав любым способом в течение установленного срока». База данных относится к составным произведениям, представляющим собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческой деятельности. Соответственно, деятельность, направленная на удовлетворение потребностей заказчика с использованием базы данных ИС «ПАРАГРАФ» соответствует критериям пп.3 п.3 ст.39 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434 «О государственных закупках» для закупа услуг.
Также, согласно статье 1 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации» 12) информационная система - организационно упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач; 38) программный продукт - самостоятельная программа или часть программного обеспечения, являющаяся товаром, которая независимо от ее разработчиков может использоваться в предусмотренных целях в соответствии с системными требованиями, установленными технической документацией; 57) электронные информационные ресурсы - информация в электронно-цифровой форме, содержащаяся на электронном носителе и в объектах информатизации; 4) объекты информатизации - электронные информационные ресурсы, программное обеспечение, интернет-ресурс и информационно-коммуникационная инфраструктура. Таким образом, с точки зрения законодательства об информатизации, предметом закупок может являться услуга по предоставлению в пользование программных продуктов (товаров в виде стационарной версии ИС «ПАРАГРАФ») либо услуга по предоставлению доступа к электронным информационным ресурсам (комплектам ИС «ПАРАГРАФ», размещенным на интернет-ресурсе https://online.zakon.kz).
Также, например, согласно п. 66 Квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих соответствие им, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2015 года № 391, для организаций образования, реализующих образовательные программы по направлению «Право» требуется наличие подписки к лицензируемым международным и национальным базам правовой информации. Согласно статье 966 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I: «По лицензионному договору сторона, обладающая исключительным правом на результат интеллектуальной творческой деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар), предоставляет другой стороне (лицензиату) право временно использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности определенным способом». Договор о предоставлении в пользование и обслуживание ИС «ПАРАГРАФ» и является таким лицензионным договором. Авторский договор является разновидностью лицензионного договора.
2.3. Закупка способом запроса ценовых предложений
Государственные закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на однородные товары, работы, услуги, если годовые объемы таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышают восьмитысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. При этом решающим условием является цена. Однородными товарами или услугами являются товары и услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции. Таким образом, возникает вопрос, а какие задачи решает заказчик применительно к данному виду закупок и какие товары, услуги имеют характеристики и выполняют функции, сходные с ИС «ПАРАГРАФ»? Согласно статье 1 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434 «О государственных закупках», Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика. В рассматриваемом случае, очевидно, речь идет о приобретении товаров и услуг, необходимых для обеспечения функционирования осуществления деятельности юридических служб организаций, осуществляющих закупки, в части их информационно-правового обеспечения. Согласно Типовому положению о юридических службах государственных органов Республики Казахстан, утвержденному Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года № 1072: «7. В государственном органе, в пределах выделенных бюджетных средств, создаются надлежащие условия для эффективной и качественной деятельности юридических служб, включая: обеспечение отдельным помещением, законодательно-справочными материалами, периодическими печатными изданиями по правовым вопросам, юридической литературой, а также периодически обновляемой электронной базой нормативных правовых актов». В соответствии с Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 1 сентября 2016 года № 775 «Об утверждении Квалификационных характеристик отдельных должностей специалистов государственных учреждений и казенных предприятий, общих для всех сфер деятельности», юрист должен знать: нормативные правовые акты Республики Казахстан в сфере труда и нормативные правовые акты Республики Казахстан в сфере налогообложения; гражданское, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, трудовое, финансовое, административное право; методические материалы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; стандарты делопроизводства по правовым документам; структуру государственных органов, органов местного самоуправления, судебных органов; порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий; основы администрирования; этику делового общения; экономику и организацию производства, труда и управления. ИС «ПАРАГРАФ» обладает уникальными характеристиками, которые позволяют выполняют указанные функции юридических, управленческих, финансовых, экономических и прочих подразделений организаций, что подтверждается ее технической спецификацией. Некоторые заказчики полагают, что сходные с ИС «ПАРАГРАФ» характеристики имеют информационные системы, созданные по принципу электронного архива, которые полагаются на автоматические, машинные механизмы и алгоритмы формирования и обработки определенных подборок документов. Однако, на сегодня в Республике Казахстан отсутствуют достоверно подтвержденные и используемые практически технологии искусственного интеллекта, позволяющие оптимально решать поставленные задачи в информационно-правовой сфере. Постоянные поправки в законодательство, регулярные смены концепций и применяемой терминологии, принципиально затрудняют работу автоматических шаблонов, рассчитанных на стабильное законодательство. В отличие от вышеуказанных систем в ИС «ПАРАГРАФ» для работы с базой данных также предоставляется интуитивно понятный интерфейс, легкий дизайн представления материалов, расширенный функционал и удобство работы с информацией. Организатор государственных закупок способом запроса ценовых предложений не позднее пяти рабочих дней до окончания срока представления ценовых предложений обязан разместить на веб-портале государственных закупок краткое описание закупаемых товаров, услуг с указанием национальных стандартов, а в случае их отсутствия межгосударственных стандартов на закупаемые товары, услуги. В настоящее время, национальные либо межгосударственные стандарты на базы данных правовой информации отсутствуют. При отсутствии национальных и межгосударственных стандартов указываются требуемые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, услуг с учетом нормирования государственных закупок.
2.4. Закупка способом конкурса
В государственных закупках способом конкурса участвуют потенциальные поставщики, определенные по итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе соответствующими квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации. Конкурсная документация, кроме квалификационных и прочих требований, должна содержать техническую спецификацию с указанием национальных стандартов, а в случае их отсутствия межгосударственных стандартов на закупаемые товары, работы, услуги. При отсутствии национальных и межгосударственных стандартов указываются требуемые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг с учетом нормирования государственных закупок. С данными характеристиками можно ознакомиться в Технической спецификации ИС «ПАРАГРАФ».
2.5. Закупка через электронный магазин
Государственные закупки через электронный магазин проводятся на однородные товары, общая стоимость которых не превышает четырехтысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Предметом государственных закупок через электронный магазин является товар. В настоящее время, возможны закупки ИС «ПАРАГРАФ» через торговую площадку OMarket.kz https://omarket.kz/catalog/ecc_kompyutery/ecc_soft/informatsionnye-sistemy/
3. ЗАКУПКИ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ КВАЗИГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА, В ТОМ ЧИСЛЕ АО «ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ «САМРУК-ҚАЗЫНА»
Закон Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 47-VII «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» регулирует отношения, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения уставной деятельности национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям, а также социально-предпринимательских корпораций, за исключением юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальным компаниям, переданных в доверительное управление физическим лицам или негосударственным юридическим лицам с правом последующего выкупа (далее - отдельные субъекты квазигосударственного сектора). Детально порядок закупок описан в следующих документах. Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2021 года № 1253 утверждены Правила осуществления закупок отдельными субъектами квазигосударственного сектора, за исключением Фонда национального благосостояния и организаций Фонда национального благосостояния. Терминология и порядок закупок - в целом идентичны вышеприведенному порядку государственных закупок. Соответственно, рекомендуется использовать и алгоритм закупок, приведенный выше. С 1 апреля 2022 года действует Порядок осуществления закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления (утвержден решением Совет директоров АО «Самрук-Қазына» от 3 марта 2022 года № 193). В данном порядке имеется основание приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг способом из одного источника (подпункт 1 статьи 59).
4. ЗАКУПКИ СУБЪЕКТОМ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ
Статья 23 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года № 204-VI «О естественных монополиях» распространяется на закупки субъекта естественной монополии, которому утвержден тариф с применением затратного метода тарифного регулирования, за исключением: 1) государственных закупок; 2) закупок субъектов естественных монополий, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу; 3) закупок электрической и (или) тепловой энергии у энергопроизводящей организации, использующей возобновляемые источники энергии, которые осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области поддержки использования возобновляемых источников энергии; 4) закупок балансирующей электроэнергии, электрической энергии на централизованных торгах, спот-рынке в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике; 5) закупок субъектов естественных монополий малой мощности; 6) закупок субъектов естественных монополий, затраты по которым не учитываются при утверждении тарифа. Закупки товаров, работ и услуг осуществляются в информационных системах электронных закупок одним из следующих способов: 1) конкурса; 2) запроса ценовых предложений; 3) из одного источника; 4) через товарные биржи. Закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на однородные товары, работы, услуги, если годовые объемы таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышают четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. При этом решающим условием является цена. Закупки способом из одного источника осуществляются в том числе, в следующих случаях: 1) если закупки способом конкурса или запроса ценовых предложений признаны несостоявшимися; 3) приобретения товаров, работ, услуг у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, работ, услуг, или у лица, являющегося субъектом государственной или естественной монополии; 6) приобретения периодических печатных изданий на бумажном носителе и (или) в электронной форме; 8) приобретения однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год; 10) когда у заказчика, закупившего товары, работы, услуги, возникает необходимость в приобретении товаров, работ, услуг у того же поставщика в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости. Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-І «Об авторском праве и смежных правах»: «исключительное право - имущественное право автора и (или) иного правообладателя осуществлять, разрешать и запрещать использование произведения и (или) объекта смежных прав любым способом в течение установленного срока». База данных относится к составным произведениям, представляющим собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческой деятельности. Соответственно, деятельность, направленная на удовлетворение потребностей заказчика с использованием баз данных ИС «ПАРАГРАФ», соответствует критериям подпункта 3.
5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ И ИХ ПОДРЯДЧИКАМИ
Согласно статьям 131, 179 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года № 125-VI «О недрах и недропользовании»: Приобретение товаров, работ и услуг при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и урана, в том числе подрядчиками, осуществляется одним из следующих способов: 1) открытый конкурс; 2) из одного источника; 3) открытый конкурс на понижение (электронные торги); 4) на товарных биржах; 5) закуп товаров, работ и услуг без применения способов, указанных в настоящем пункте. В соответствии с пунктом 85 Правил приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и добыче урана, утвержденных Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 196, приобретение ТРУ из одного источника осуществляется в том числе по ТРУ, являющимся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых ТРУ. Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-І «Об авторском праве и смежных правах»: «исключительное право - имущественное право автора и (или) иного правообладателя осуществлять, разрешать и запрещать использование произведения и (или) объекта смежных прав любым способом в течение установленного срока». База данных относится к составным произведениям, представляющим собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческой деятельности. Соответственно, деятельность, направленная на удовлетворение потребностей заказчика с использованием баз данных ИС «ПАРАГРАФ», соответствует критериям пункта 85.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |