|
|
|
Настоящий материал является собственностью ИС «Параграф». Перепечатка и иное воспроизведение запрещено правообладателем.
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за сентябрь 2020 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Трудовая деятельность, занятость населения Пенсии, пособия, социальное и медицинское страхование, обеспечение Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Гос. регулирование оборота отдельных видов товаров, деятельности Цены, тарифы, оценочная деятельность, инфляция Банковское дело, кредитная деятельность
Утвержден Общенациональный план мероприятий. Утвержден Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» (далее - Общенациональный план). Приведем несколько пунктов из Общенационального плана:
См. Указ президента РК от 14.09.20 г. № 413 (вводится в действие со дня его подписания).
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также об изменении и прекращении действия отдельных международных договоров, совершенный в Ереване 1 октября 2019 года. Внесены следующие изменения в Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года): пункт 12 изложен в следующей редакции: «12. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства-члена устанавливаются в следующих размерах: Республика Армения - 1,220 процента; Республика Беларусь - 4,860 процента; Республика Казахстан - 6,955 процента; Кыргызская Республика - 1,900 процента; Российская Федерация - 85,065 процента.». абзац первый пункта 40 изложен в следующей редакции: «40. Уполномоченный орган государства-члена ежедневно, не позднее 16 часов по местному времени (для Республики Армения - время г. Еревана, для Республики Беларусь - время г. Минска, для Республики Казахстан - время г. Нур-Султана, для Кыргызской Республики - время г. Бишкека, для Российской Федерации - время г. Москвы) текущего дня, направляет уполномоченным органам других государств-членов следующую информацию за отчетный день:»; пункт 53 изложен в следующей редакции: «53. Высшие органы государственного финансового контроля государств-членов в рамках совместных контрольных мероприятий ежегодно проверяют соблюдение уполномоченными органами государств-членов положений настоящего Протокола.». См. Закон РК от 26.10.20 г. № 369-VI.
Ратифицирован Протокол о внесении дополнения в Конвенцию между Правительством РК и Правительством Великого Герцогства Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал. Ратифицирован Протокол о внесении дополнения в Конвенцию между Правительством Республики Казахстан и Правительством Великого Герцогства Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал, подписанную в Астане 26 июня 2008 года, с учетом изменений, внесенных Протоколом, подписанным в Люксембурге 3 мая 2012 года, совершенный в Нур-Султане и Люксембурге 14 октября 2019 года. В соответствии с данным Протоколом статья 10 Конвенции дополнена пунктом 2-1 следующего содержания: «2-1. Несмотря на положения пункта 2, дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, облагаются налогом только в другом Договаривающемся Государстве, если фактическим владельцем дивидендов является: (а) в Казахстане: (i) Правительство Республики Казахстан или центральный или местный орган власти; (ii) Национальный Банк Республики Казахстан; или (iii) любое другое учреждение, полностью принадлежащее Правительству Республики Казахстан, которое может согласовываться время от времени между компетентными органами Договаривающихся Государств; (b) в Люксембурге: (i) Правительство Люксембурга или местный орган власти; (ii) Центральный Банк Люксембурга; (iii) «Société Nationale de Crédit et d’Investissement» (Национальная компания по кредитованию и инвестициям); или (iv) любое другое учреждение, полностью принадлежащее Правительству Люксембурга, которое может согласовываться время от времени между компетентными органами Договаривающихся Государств.» См. Закон РК от 14.10.20 г. № 367-VI.
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по вопросам экологии» (проект) Проектом представлена сравнительная таблица по планируемым изменениям. См. досье на проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по вопросам экологии» (октябрь 2020 года). Закон планируется ввести в действие с 01.01.22 г.
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста» (проект) Проектом планируется внести изменения, в том числе в Трудовой кодекс и в Кодекс РК от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан». В Трудовой кодекс изменения вносятся в соответствии с обязательствами Республики Казахстан в рамках ВТО по финансовому сектору с 16.12.2020 г. иностранные страховые (перестраховочные) организации вправе открывать на территории Республики Казахстан филиалы, которые будут осуществлять страховую деятельность на основании лицензии уполномоченного органа. Филиалы страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан должны соблюдать условия, эквивалентные тем, которые применяются к национальным страховым (перестраховочным) организациям. Предусматривается распространение положений статей 157, 187, 188, 190 Трудового кодекса Республики Казахстан, предусмотренных в отношении страховой организации, на филиал страховой организации-нерезидента Республики Казахстан. Также, в связи с введением на законодательном уровне понятия «базовая ставка» исключается (заменяется) понятие «официальная ставка рефинансирования», вносятся изменения в статью 113 « Порядок и сроки выплаты заработной платы» Трудового кодекса. См. досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста» (октябрь 2020 года).
Ратифицирован Протокол о внесении дополнения в Конвенцию между Правительством РК и Правительством Великого Герцогства Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал. Ратифицирован Протокол о внесении дополнения в Конвенцию между Правительством Республики Казахстан и Правительством Великого Герцогства Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал, подписанную в Астане 26 июня 2008 года, с учетом изменений, внесенных Протоколом, подписанным в Люксембурге 3 мая 2012 года, совершенный в Нур-Султане и Люксембурге 14 октября 2019 года. В соответствии с данным Протоколом статья 10 Конвенции дополнена пунктом 2-1 следующего содержания: «2-1. Несмотря на положения пункта 2, дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, облагаются налогом только в другом Договаривающемся Государстве, если фактическим владельцем дивидендов является: (а) в Казахстане: (i) Правительство Республики Казахстан или центральный или местный орган власти; (ii) Национальный Банк Республики Казахстан; или (iii) любое другое учреждение, полностью принадлежащее Правительству Республики Казахстан, которое может согласовываться время от времени между компетентными органами Договаривающихся Государств; (b) в Люксембурге: (i) Правительство Люксембурга или местный орган власти; (ii) Центральный Банк Люксембурга; (iii) «Société Nationale de Crédit et d’Investissement» (Национальная компания по кредитованию и инвестициям); или (iv) любое другое учреждение, полностью принадлежащее Правительству Люксембурга, которое может согласовываться время от времени между компетентными органами Договаривающихся Государств.» См. Закон РК от 14.10.20 г. № 367-VI.
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по вопросам экологии» (проект) Проектом представлена сравнительная таблица по планируемым изменениям. См. досье на проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по вопросам экологии» (октябрь 2020 года). Закон планируется ввести в действие с 01.01.22 г.
В соответствии с пунктом 41 Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан Мажилис Парламента Республики Казахстан постановил одобрить проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» и направить его на рассмотрение в Сенат Парламента Республики Казахстан. См. постановление Мажилиса Парламента РК от 23.09.20 г. № 1275-VI «О проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (второе чтение)
Постановление о продлении применения коэффициента «0» до 1 января 2021 года (проект) Правительством РК разработан проект постановления «О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287«О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения»: «Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения» (САПП Республики Казахстан 2020 г., № 12-13 ст. 117) следующее дополнение: дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Установить поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование; поправочный коэффициент «12/19» к ставке социального налога, за исключением лиц, занимающихся частной практикой. Положения настоящего пункта применяются в отношении лиц, занимающихся частной практикой, а также субъектов микро, малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по перечню видов деятельности согласно приложению 1 к настоящему постановлению, и их работников по обязательствам, срок уплаты (перечисления) по которым наступает в период с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года, за исключением уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя.». 2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 октября 2020 года и подлежит официальному опубликованию. Премьер-Министр Республики Казахстан А. Мамин» Постановление планируется ввести в действие с 1 октября 2020 года.
Утверждены Правила и срок реализации пилотного проекта по администрированию налогоплательщиков, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию ЕЕАЭС c применением системы управления рисками. В целях модернизации и совершенствования налогового администрирования налоговые органы вправе осуществлять реализацию (внедрение) пилотных проектов, предусматривающих иной порядок налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками. При этом категории налогоплательщиков, на которых будет распространяться пилотный проект, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых и иных уполномоченных государственных органов, а также организации, территория (участок) и (или) регион осуществления реализации (внедрения) пилотных проектов, правила и сроки реализации (внедрения) пилотных проектов определяются уполномоченным органом (п. 1-1 ст. 68 «Налоговое администрирование» Налогового кодекса). В связи с данными нормами Налогового кодекса, утверждены Правила и срок реализации пилотного проекта по администрированию налогоплательщиков, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию ЕЕАЭС c применением системы управления рисками (далее - Правила). Согласно Правилам, пилотный проект по администрированию налогоплательщиков, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза реализуется с целью предоставления налогоплательщикам права самостоятельного устранения нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, содействия налогоплательщикам путем проведения мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений налогового и таможенного законодательства Республики Казахстан. Правила определяют: категории налогоплательщиков, на которых распространяется Пилотный проект; территорию (участок) и (или) регион осуществления реализации Пилотного проекта; порядок реализации Пилотного проекта, включающий последовательность действий органов государственных доходов и налогоплательщиков при осуществлении Пилотного проекта; срок реализации Пилотного проекта. Участниками Пилотного проекта являются: 1) налогоплательщики, осуществляющие ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС и зарегистрированные в качестве плательщиков НДС, за исключением налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 14 декабря 2018 года № 1082 «Об утверждении Перечня налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 декабря 2018 года № 17992); 2) органы государственных доходов. Срок реализации Пилотного проекта - до 1 сентября 2021 года. Пилотный проект реализуется на территории Республики Казахстан. Также Правилами утверждены формы: Приложением 1 к Правилам утверждена форма извещения об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля; Приложением 2 к Правилам утверждена форма уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля; Приложением 3 к Правилам утверждена форма решения о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, неисполненным. См. приказ Министра финансов РК от 19.10.20 г. № 1024 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 03.11.20 г.).
Перечень юридических лиц, исчисляющих налог по ставкам физических лиц, по объектам налогообложения, предоставленным в рамках реализации государственных и (или) правительственных программ жилищного строительства по договорам долгосрочной аренды жилища физическому лицу, являющемуся участником такой программы, изложен в новой редакции. Перечень юридических лиц, исчисляющих налог по ставкам физических лиц, по объектам налогообложения, предоставленным в рамках реализации государственных и (или) правительственных программ жилищного строительства по договорам долгосрочной аренды жилища физическому лицу, являющемуся участником такой программы, утвержденный приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 20 февраля 2018 года № 122 и в соответствии с пунктом 6 статьи 521 Налогового кодекса, изложен в новой редакции, а именно, из перечня исключено юридическое лицо - Акционерное общество «Байтерек девелопмент». См. приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.10.20 г. № 536 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 06.11.20 г.).
Перечень товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, изложен в новой редакции. Перечень товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, утвержденный приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 1424, изложен в новой редакции:
Перечень товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары
Внедрение СНТ предусмотрено для обеспечения прозрачности и сквозного контроля товарооборота страны от момента импорта до розничной реализации или экспорта, в том числе, во исполнение международных обязательств, принятых Республикой Казахстан при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), в соответствии с Протоколом от 16 октября 2015 года «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС». При присоединении к ВТО Казахстан взял на себя обязательство перед странами ЕАЭС создать национальную систему в целях обеспечения прослеживаемости товаров, по которым были применены пониженные ставки ввозных таможенных пошлин, и принять необходимые меры по недопущению вывоза на территорию других государств-членов ЕАЭС таких товаров. Так, сроки внедрения переносятся: 1) на 1 марта 2021 года для налогоплательщиков, осуществляющих экспортно-импортные операции и реализующих подакцизные товары; 2) на 1 мая 2021 года для налогоплательщиков, осуществляющих реализацию товаров из Перечня изъятия ВТО, по которым электронные счета - фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур; 3) на 1 июля 2021 года для НП, осуществляющих реализацию товаров из Перечня изъятия ВТО и товаров подлежащих маркировке. Кроме того, для предоставления налогоплательщикам адаптационного периода для работы с СНТ, с 1 ноября 2020 года планируется запуск пилотного проекта по оформлению СНТ с освобождением от административной ответственности. СНТ подлежит оформлению не по всем видам товаров, а только по утвержденному перечню товаров, это: - подакцизные товары; - товары из перечня изъятия ВТО; - товары, подлежащие маркировке; - товары, по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля Виртуальный склад; - при осуществлении экспортно-импортных операций. См. приказ Министра финансов РК от 14.10.20 г. № 1006 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 30.10.20 г.).
С 18 октября признаны утратившими силу два приказа Министра финансов: 1) приказ Министра финансов РК от 5 февраля 2015 года № 68 «Об утверждении Правил списания суммы пеней, числящейся в лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и не уплаченной по состоянию на 1 октября 2014 года»; 2) приказ Министра финансов РК от 17 февраля 2015 года № 97 «Об утверждении Правил списания суммы штрафа, наложенной до 1 января 2014 года и не уплаченной по состоянию на 1 октября 2014 года, за правонарушения в области налогообложения, нарушение законодательства о пенсионном обеспечении и (или) обязательном социальном страховании в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях». См. приказ Министра финансов РК от 01.10.20 г. № 944 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 18.10.20 г.).
Внесены изменения и дополнения в Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе специальных экономических зон, соответствующих целям создания специальной экономической зоны. Внесены изменения в Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе специальных экономических зон, соответствующих целям создания специальной экономической зоны, утвержденный приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 27 февраля 2018 года № 142. Пункт 4 Перечня «Специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий» дополнен следующими видами деятельности: 17) производство нетканых текстильных изделий, кроме одежды; 18) производство прочих химических продуктов, не включенных в другие группировки; 19) производство основных фармацевтических продуктов; 20) производство фармацевтических препаратов и медицинских материалов; 21) производство резиновых санитарно-гигиенических и медицинских изделий; 22) производство электроизмерительных приборов; 23) производство приборов для физических исследований; 24) производство медико-хирургических инструментов; 25) производство облучающего, электромедицинского и электротерапевтического оборудования; 26) производство медицинских инструментов, аппаратов и оборудования; 27) производство прочих тканей; 28) производство спецодежды. См. приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.09.20 г. № 498 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 13.10.20 г.).
Изменен перечень государств с льготным налогообложением. Внесены изменения в Перечень государств с льготным налогообложением, утвержденный приказом Министра финансов РК от 8 февраля 2018 года № 142. Из перечня исключен пункт 23: 23. Княжество Лихтенштейн. Напомним, что Государством с льготным налогообложением признается иностранное государство или территория, которое или которая отвечает одному из следующих условий: 1) в таком государстве или на такой территории установлена ставка налога на прибыль в размере менее 10 процентов; 2) в таком государстве или на такой территории имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или законы, позволяющие сохранять тайну о фактическом владельце имущества, дохода или фактических владельцах, участниках, учредителях, акционерах юридического лица (компании). Положения подпункта 2) части первой настоящего пункта не применяются в отношении иностранного государства или территории, с которым или которой у Республики Казахстан действует международный договор, предусматривающий положение об обмене информацией между компетентными органами по вопросам налогообложения, за исключением иностранного государства или территории, не обеспечивающих обмен информацией с уполномоченным органом для целей налогообложения. Иностранное государство или территория признается как не обеспечивающее или не обеспечивающая обмен информацией с уполномоченным органом для целей налогообложения при выполнении одного из следующих условий: 1) уполномоченным органом получен от компетентного или уполномоченного органа иностранного государства или территории письменный отказ в представлении сведений, обмен которыми предусмотрен международным договором; 2) компетентный или уполномоченный орган иностранного государства или территории не предоставил требуемые сведения в течение более чем двух лет после направления уполномоченным органом соответствующего запроса. Перечень государств с льготным налогообложением, определенных в соответствии с настоящим пунктом, утверждается уполномоченным органом. См. приказ Министра финансов РК от 25.09.20 г. № 920 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 11.10.20 г.).
С 1 октября в Перечень товаров, по которым ЭСФ выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» дополнен еще 51 новым пунктом. Перечень товаров, по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад», утвержденный приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 23 апреля 2019 года № 384, дополнен следующими пунктами:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |