|
|
|
Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ МСО 1: ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 2: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 3: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МСО 4: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЭТИКА И ОТНОШЕНИЯ МСО 5: ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ МСО 6: ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ МСО 8: Требования к компетентности специалистов по аудиту
МСО 4
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЭТИКА И ОТНОШЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и сфера применения Стандарта
1. Настоящий Стандарт определяет профессиональные ценности, этику и отношение, которыми должны овладеть бухгалтеры в процессе обучения для получения квалификации. 2. Цель настоящего Стандарта - обеспечить овладение кандидатами в члены организации, которая входит в состав МФБ, надлежащими профессиональными ценностями, этикой и отношением, необходимыми для выполнения обязанностей профессионального бухгалтера. 3. МФБ признает, что профессиональные бухгалтеры работают в странах с разными культурами и законодательством. Несмотря на это, МФБ разработала международный Кодекс этики для профессиональных бухгалтеров. Профессиональные ценности, этика и отношения имеют прямое отношение к задаче МФБ по развитию и повышению авторитета бухгалтерской профессии, чтобы профессиональные бухгалтеры имели возможность предоставлять услуги одинаково высокого качества в интересах общественности.
4. Общество предъявляет высокие требования к бухгалтерской профессии. Профессиональным бухгалтерам необходимо принимать и соблюдать этические принципы, которые регулируют их отношения с другими лицами. Профессиональные ценности, этика и отношения определяют принадлежность профессиональных бухгалтеров к единой профессии и должны влиять на все аспекты их профессиональной деятельности. Организации-члены МФБ несут ответственность за правильное понимание их членами принципов профессиональной этики, а также понимания причин ограничений, которые профессиональная этика накладывает на деятельность профессионального бухгалтера. 5. Так как профессиональные бухгалтеры участвуют в принятии решений, они должны четко осознавать потенциальные этические следствия профессиональных и управленческих решений. Они также должны знать о необходимости соблюдения и отстаивания этических принципов участниками принятия решений. Это распространяется на все виды их деятельности: оказание услуг клиентам, работа на промышленных и коммерческих предприятиях, в государственном секторе или в учебных заведениях. 6. Профессиональные бухгалтеры работают в мире, который постоянно меняется. Надлежащее управление, как в частном, так и государственном секторах, значительной мерой зависит от соблюдения профессиональных ценностей, этики и отношения. При таких условиях четкое понимание и изучение этических принципов имеет большое значение. 7. МФБ считает, что организации-члены, имея обязательства перед своими существующими и будущими членами, а также перед обществом в целом, должны обеспечить понимание профессиональными бухгалтерами профессиональных ценностей, этики и отношения. Этого понимания должно быть достаточно для того, чтобы они имели возможность эффективно и честно работать в условиях постоянных изменений. Цель данного Стандарта - помочь организациям-членам МФБ выполнить эту задачу. 8. Профессиональные ценности, этику и отношения следует выделить в учебном плане как отдельную дисциплину. Если профессиональные бухгалтеры должны воспринимать профессиональные ценности, этику и отношения как важные условия своей успешной работы, очень важно, чтобы они не относились к профессиональным ценностям, этике и отношениям как к второстепенным аспектам основных учебных программ. 9. Преподаватели и профессиональные организации должны проводить различие между преподаванием студентам профессиональных ценностей, этики и отношения и развитием и воспитанием этического поведения, развитию профессиональных ценностей, этики и отношения необходимо уделять внимание в самом начале образования профессионального бухгалтера, возвращаясь к этому на протяжении всей профессиональной карьеры. Профессиональный бухгалтер должен изучать эти аспекты на протяжении всей жизни. 10. Учебные программы должны объяснять этические правила, уделяя им должное внимание и обеспечивая активное участие студентов, например, через изучение связи между этическим поведением, банкротством компаний и мошенничеством. Для профессиональных бухгалтеров очень важно извлечь уроки из такого опыта. 11. Определения и объяснение ключевых терминов, используемых в Стандартах, приводятся в «Концептуальной основе международных положений по образованию».
12. Настоящий Стандарт вступает в силу с 1 января 2005 года.
Профессиональные ценности, этика и отношения
13. Программа образования профессиональных бухгалтеров должна дать потенциальным профессиональным бухгалтерам концептуальную основу профессиональных ценностей, этики и отношения, чтобы они имели возможность профессионально оценивать ситуацию и действовать этично в интересах общества и профессии. 14. Необходимые ценности, этика и отношения профессиональных бухгалтеров включают обязанность соблюдать национальные кодексы этики, которые должны быть приведены в соответствие с Кодексом этики МФБ. 15. Освещение ценностей и отношения в программах профессионального образования бухгалтеров должно обеспечить стремление к: (а) защите интересов общественности и пониманию социальной ответственности; (б) постоянному совершенствованию и обучению на протяжении всей жизни; (в) надежности, ответственности, своевременности, вежливости и уважении; а также (г) соблюдению законодательных и нормативных актов. 16. Хотя подход к каждой из программ профессиональных ценностей, этики и отношений будет отражать существующие нормы национальной и культурной среды, все программы должны включать по крайней мере следующие понятия и темы: (а) сущность этики; (б) различие между детальным, основанным на правилах, и концептуальным подходами к этике, их преимущества и недостатки; (в) соблюдение таких фундаментальных этических принципов, как честность, объективность, профессиональная компетентность и внимательность, а также сохранение конфиденциальности информации; (г) профессиональное поведение и соблюдение специальных стандартов; (д) понятия независимости, скептицизма, подотчетности и ожиданий общественности; (е) этика и профессия: социальная ответственность; (ж) этика и закон, включая связь между законами, нормативными актами и интересами общественности; (з) следствия неэтичного поведения для отдельного лица, профессии и общества в целом; (и) этика в бизнесе и надлежащее управление; а также (й) этика и деятельность отдельного профессионального бухгалтера: информирование о нарушении, конфликте интересов, этические дилеммы и их решение.
Преподавание профессиональных ценностей, этики и отношений
17. В силу того, что понятия профессиональных ценностей, этики и отношения являются очень важными для профессиональных бухгалтеров, преподавание этой темы может быть выделено в качестве отдельного вопроса. В процессе обучения и приобретения студентами знаний по другим дисциплинам, будет уместно объединить эти предметы. Это будет побуждать студентов к поиску и рассмотрению возможных этических следствий проблем, которые обсуждаются во время изучения других предметов. 18. Студенты должны понимать, что ценности, этика и отношения пронизывают всю деятельность профессиональных бухгалтеров, способствуя появлению уверенности и доверия на рынке услуг. Дальнейшее образование в этой области может включать отдельные этические проблемы, с которыми, вероятно, столкнутся все профессиональные бухгалтеры, а также проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы профессиональных бухгалтеров, предоставляющих услуги клиентам в определенной культурной среде. 19. Необходимо поощрять изучение студентами роли соответствующих кодексов этики и их критическую оценку. Студентам можно предложить рассматривать профессиональные положения в этой области как попытку создания атмосферы доверия и честности, в которой могут работать профессиональные бухгалтеры. Студентов необходимо побуждать к изучению материалов по этике в других профессиях, а также изучению и обсуждению альтернативных подходов к этическим вопросам и их применение в профессии бухгалтера. Заучивание наизусть кодексов и последующие тесты на проверку запоминания материала не будут иметь желательного эффекта. 20. Преподавание студентам предмета по профессиональным ценностям, этике и отношению, как будущим профессиональным бухгалтерам, можно значительно улучшить благодаря использованию методов, которые стимулируют активное участие студентов в процессе обучения. Такие методы могут включать: (а) использование многогранных ситуационных примеров в качестве учебных материалов; (б) ролевые игры; (в) обсуждения выбранных текстов и видео-материалов; (г) анализ реальных ситуаций в бизнесе, которые предусматривают этические дилеммы; (д) обсуждения дисциплинарных мероприятий и выявленных фактов; а также (е) семинары с участием лекторов, имеющих опыт принятия решений в корпоративной или профессиональной среде. 21. Такие методы, направленные на обеспечение активного участия студентов, будут способствовать лучшему пониманию этических следствий и потенциальных конфликтов для лиц и предприятий, которые могут возникать во время принятия сложных административных решений. Дистанционные программы обучения не могут предложить такой опыт для студентов, поэтому следует применять как можно больше методов для расширения учебного опыта студентов-заочников. 22. Важно, чтобы профессиональные бухгалтеры учились на основе своего этического опыта. Учитывая это, учебные программы должны включать обсуждение этического опыта, когда студенты должны сделать анализ ситуации, - что прошло успешно, что не удалось, и какие подходы к конкретной проблеме можно применить в будущем при возникновении подобных обстоятельств.
Обучение на рабочем месте и профессиональные ценности, этика и отношения
23. Профессиональные ценности, этика и отношения влияют на работу всех профессиональных бухгалтеров. Надлежащее этическое поведение важно в такой же мере, как и техническая компетентность. Лица, желающие вступить в организации-члены МФБ, должны иметь определенную практическую подготовку (тренинг) и опыт работы. Соответственно, структура тренинга и получение опыта работы должны дать практикантам возможность наблюдать применение профессиональных ценностей, этики и отношения в рабочей ситуации. 24. Ответственные за надлежащий опыт работы практикантов должны подчеркивать этические стороны роли, которую профессиональные бухгалтеры выполняют на рабочем месте. Это можно сделать, побуждая практикантов определять очевидные этические следствия и конфликты в работе с целью формирования предварительного мнения о таких случаях и обсуждение их со своими начальниками. 25. Кроме общения с начальниками или наставниками, существуют другие методы обсуждения практикантами этических проблем, например, обсуждение или собеседования с другими работниками в организации. 26. Практикантам и тем, кто недавно получил квалификацию профессиональных бухгалтеров, также будет полезно принять участие в обсуждении этических проблем, которые имеют отношение к деятельности работодателей и которые, на их взгляд, имеют потенциальные этические следствия, например, конфликты интересов, связанные с: (а) должностными обязанностями профессиональных бухгалтеров (включая обязанности, определенные внутренними положениями организаций и инструкциями начальников), и их профессиональными обязанностями (в соответствии с профессиональными кодексами поведения и другими документами); (б) конфиденциальностью информации, а также ограничениями конфиденциальности; (в) структурами и целями профессиональных объединений (включая лоббирование от имени членов); (г) разнообразными ситуациями, в которых профессиональные бухгалтеры могут столкнуться с конфликтом интересов, например, недопустимая защита интересов и распределение прибылей. 27. В процессе работы могут возникать этические проблемы и потенциальные дилеммы. Когда возникают сомнения относительно этических аспектов мероприятий или ситуации, практиканты должны обратиться за советом к коллегам по месту работы или в организацию-член МФБ.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |