|
|
|
Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ МСО 1: ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 2: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 3: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МСО 4: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЭТИКА И ОТНОШЕНИЯ МСО 5: ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ МСО 6: ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ МСО 8: Требования к компетентности специалистов по аудиту
МСО 6
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и сфера применения Стандарта
1. Настоящий Стандарт устанавливает требования по окончательной оценке профессиональных способностей и компетентности кандидата перед признанием его квалификационного уровня. 2. В настоящем Стандарте рассматривается оценка профессиональных способностей (профессиональных знаний, профессиональных привычек, а также профессиональных ценностей, этики и отношений), приобретенных в рамках программ профессионального образования (см. также МСО 2 «Содержание программ профессионального образования бухгалтеров», МСО 3 «Профессиональные навыки» и МСО 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения»). 3. В «Концептуальной основе международных положений по образованию» профессиональные знания, профессиональные навыки и профессиональные ценности, этика и отношения трактуются как «способности». Способности - это свойства человека, позволяющие ему компетентно выполнять свои функции. Способности являются надежным свидетельством того, что человек может компетентно выполнять должностные обязанности. 4. Определенную компетентность, профессиональные навыки и ценности можно приобрести через профессиональный опыт и оценить их на рабочем месте, или путем моделирования практических ситуаций. Мониторинг, контроль и оценка практического опыта рассматриваются в МСО 5 «Требования по практическому опыту».
5. Организации-члены МФБ отвечают за установление процедур оценки, которые обеспечивают, чтобы в члены этих организаций принимались кандидаты, имеющие необходимый уровень квалификации. Может быть проведен целый ряд мероприятий по оценке, которые приведут к окончательной оценке способностей и компетентности членов. 6. Окончательная оценка способностей и компетентности, как правило, является дополнением к сугубо академической квалификации, выходя за пределы уровня высшего образования. Этот стандарт предусматривает, что оценка способностей и компетентности должна в значительной мере осуществляться в письменной форме. В процессе оценки необходимо продемонстрировать основные теоретические знания, а также умение применять знание на практике. 7. Кандидатам необходимо продемонстрировать, что они: (а) владеют глубокими профессиональными знаниями по конкретным предметам учебного плана; (б) могут использовать профессиональные знания для аналитической и практической работы; (в) могут выбирать среди разнообразных предметов именно те знания, которые необходимы для решения многогранных или комплексных задач; (г) умеют решать конкретную задачу, отличать нужную информацию от ненужной в представленном массиве данных; (д) могут выявлять задачи и устанавливать приоритетность их решения в ситуациях, которые предусматривают решение нескольких задач; (е) могут осознавать возможность альтернативных решений и понимать роль суждения при их рассмотрении; (ж) могут объединять знания и навыки из разнообразных областей; (з) могут эффективно общаться с пользователями информации, сжато и логично формулировать реалистичные рекомендации; (и) могут выявлять этические дилеммы. 8. Практический опыт, являющийся компонентом процесса подготовки к получению квалификации, предназначен для развития и непосредственного использования профессиональных знаний, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношений. Наконец, именно в процессе получения практического опыта кандидаты демонстрируют компетентность, необходимую для выполнения функций профессиональных бухгалтеров. Более подробно оценка практического опыта представлена в МСО 5 «Требования по практическому опыту». 9. Определения и объяснение ключевых терминов, используемых в Стандартах, приводятся в «Концептуальной основе международных положений по образованию».
10. Настоящий Стандарт вступает в силу с 1 января 2005 года.
Оценка профессиональных способностей и компетентности
11. Профессиональные способности и компетентность кандидатов необходимо официально оценить перед присвоением им квалификации профессионального бухгалтера. Организации - члены МФБ должны отвечать за обеспечение надлежащего качества этой окончательной оценки в соответствии с требованиями, изложенными в параграфе 12 настоящего Стандарта. Окончательную оценку может осуществлять организация-член МФБ или регулирующий орган при существенном участии организации-члена МФБ. 12. Окончательная оценка профессиональных способностей и компетентности должна: (а) требовать, чтобы значительная часть ответов кандидатов была представлена в письменном виде; (б) быть достоверной и обоснованной; (в) охватывать достаточную часть полного объема профессиональных знаний, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношений, чтобы обеспечить доверие к результатам оценки; а также (г) быть максимально приближенной к концу доквалификационной программы. 13. Хотя за проведение окончательной оценки может отвечать организация-член МФБ, и, как правило, оценка осуществляется организацией-членом МФБ или регулирующим органом, организации-члены могут выразить желание сотрудничать с другими организациями-членами в проведении оценки, в полном объеме или частично. Ответственность за проведение окончательной оценки несут организации-члены, квалификации которых будут присваиваться. 14. Оценка профессиональных способностей и компетентности служит нескольким целям. Во-первых, организации-члены МФБ и регулирующий орган обеспечивают наличие у профессиональных бухгалтеров способностей и компетентности, которых ожидают от них работодатели, клиенты и общественность. Во-вторых, лицам, которые должны проявлять осмотрительность в отношениях со своими клиентами, работодателями и заинтересованными лицами, необходимо продемонстрировать способность компетентно выполнять такие обязанности. В-третьих, защита интересов общественности и повышение доверия к представителям профессии происходит тогда, когда только тем лицам, которые отвечают профессиональным стандартам компетентности, разрешается быть профессиональными бухгалтерами. 15. Особое внимание необходимо уделять надежности и обоснованности оценок. С течением времени надежная оценка знаний и способностей дает последовательные и объективные результаты. Методы обоснованной оценки применяются для оценки желательных следствий, при этом могут использоваться как количественные, так и качественные показатели. Необходимо, чтобы оценка была приемлемой для заинтересованных лиц и служила интересам общественности. 16. Такая оценка должна соответствовать проверяемым профессиональным знаниям, профессиональным навыкам и профессиональным ценностям, этике и отношениям. 17. Хотя за одну сессию практически невозможно проверить весь спектр способностей и знаний, за несколько сессий необходимо охватить их полный объем. Возможно, определенные материалы рассматривались раньше, поэтому экзаменаторы имеют право допускать, что этот материал изучен и осознан. В других случаях предполагается, что определенные навыки были проверены во время установленного периода получения практического опыта. 18. МФБ признает отсутствие единого метода осуществления окончательной оценки профессиональных способностей и компетентности, которому следовало бы отдать предпочтение. Ввиду разнообразия оцениваемых способностей и знаний, членам МФБ, в зависимости от обстоятельств, следует использовать широкий спектр методов оценки. 19. Применяемые методы также будут зависеть от особенностей каждой конкретной организации-члена МФБ, включая: (а) географическое расположение; (б) наличие учебных и других ресурсов; (в) количество кандидатов, которые принимают участие в тестировании, и информацию об их образовании и квалификации, а также (г) возможность проведения тренингов. 20. С целью обеспечения достаточного подтверждения оценки профессиональных способностей и компетентности кандидатов, необходимо, чтобы значительную долю в общей оценке составляли ответы кандидатов в письменной форме. 21. Кандидаты также должны продемонстрировать умение объединять все разнообразные элементы, предложенные в определенном комплексе ситуаций, и использовать их в контексте работы профессионального бухгалтера. 22. Процесс оценки может также включать элементы устного опроса и оценивания группы, а также объективное тестирование. Для оценки знаний и навыков более высокого интеллектуального уровня можно использовать ситуационные задачи. Уровень сложности задач во время оценки должен обеспечивать доверие к окончательной проверке способностей и компетентности. 23. Оценку профессиональных способностей и компетентности можно осуществлять в несколько этапов на протяжении доквалификационной программы кандидата. Тем не менее, окончательная оценка, по результатам которой присваивается квалификационная степень, должна быть максимально приближенной к завершению этим кандидатом квалификационной программы. Окончательная оценка должна охватывать достаточную часть общего объема профессиональных знаний, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношений, чтобы продемонстрировать, что кандидат обладает способностями и компетентностью, необходимыми для получения квалификации профессионального бухгалтера.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |