|
|
|
Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ МСО 1: ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 2: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 3: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МСО 4: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЭТИКА И ОТНОШЕНИЯ МСО 5: ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ МСО 6: ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ МСО 8: Требования к компетентности специалистов по аудиту
МСО 7
ПОСТОЯННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ И ПОСТОЯННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Настоящий стандарт требует, чтобы организации-члены МФБ: (а) оказывали содействие возникновению у профессиональных бухгалтеров стремления к постоянному обучению; (б) помогали своим членам использовать возможности и ресурсы постоянного профессионального развития (повышения квалификации); (в) устанавливали для членов критерии развития и поддерживали профессиональную компетентность на уровне, необходимом для защиты интересов общества; а также (г) контролировали и обеспечивали соблюдение требований постоянного развития (повышения квалификации) и поддержание профессиональной компетентности бухгалтеров на определенном уровне. 2. Стандарт основан на принципе, согласно которому профессиональный бухгалтер должен отвечать за развитие и поддержание уровня своей профессиональной компетентности, необходимого для оказания услуг высокого уровня клиентам, работодателям и другим заинтересованным сторонам.
3. Согласно настоящему стандарту, организации-члены МФБ должны вводить требования относительно постоянного профессионального развития (повышения квалификации) (ППР) в качестве обязательного условия продолжения членства профессионального бухгалтера. Такое требование способствует достижению целей профессии, т.е. оказанию профессиональных услуг для удовлетворения потребностей общества (включая клиентов и работодателей). 4. Концепция постоянного профессионального развития (ППР) вводится этим Стандартом как актуальные формы и результаты учебной деятельности, которые можно проверить и оценить. 5. Настоящий стандарт основан на Международной инструкции по образованию № 2: «Постоянное повышение квалификации» (впервые издана в феврале 1982 г.; пересмотрена в мае 1998 г.). 6. Постоянное профессиональное развитие (повышение квалификации) касается учебной деятельности, которая развивает и поддерживает способность профессиональных бухгалтеров компетентно выполнять свои обязанности в профессиональной среде. (См. «Концептуальную основу Международных положений по образованию бухгалтеров», выданную в октябре 2003 г.). 7. Миссия Международной федерации бухгалтеров (МФБ) - служить интересам общественности, укреплять всемирную бухгалтерскую профессию во всем мире и вносить вклад в развитие сильных экономических систем, ориентированных на международные отношения, путем установления и содействия выполнению высококачественных профессиональных стандартов, содействия сближению таких стандартов в международном масштабе и выражения мнения по общественно важным вопросам, входящим в непосредственную компетенцию профессии. Основополагающий принцип Кодекса этики МФБ для профессиональных бухгалтеров: «Профессиональный бухгалтер ... обязан постоянно поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, необходимом, чтобы обеспечить оказание клиенту или работодателю компетентных профессиональных услуг на основе современных тенденций в практике, законодательстве и методах работы». В настоящем Стандарте рассматривается то, как профессиональные бухгалтеры выполняют свои обязанности по постоянному поддержанию уровня компетентности. 8. Продолжает быстро возрастать и изменяться объем знаний, необходимых для эффективного выполнения функций профессионального бухгалтера при оказании услуг клиентам, работе в сфере промышленности, торговли, образования и в государственном секторе. От профессиональных бухгалтеров ожидаются новые знания и навыки. Вместе с профессиональными организациями бухгалтеры проходят беспрецедентную проверку качества внутреннего контроля, управления, финансовой отчетности и независимых аудитов. Это распространяется на профессиональных бухгалтеров, работающих как в частном, так и в государственном секторах. Кроме того, необходимость поддерживать конкурентоспособность на определенном уровне в условиях всемирной экономики вызвала большой интерес к роли и обязанностям профессиональных бухгалтеров на предприятиях всех видов. Значительный вклад в работу должны сделать профессиональные бухгалтеры во всех областях. Постоянное повышение профессиональной компетентности и обучение на протяжении всей жизни является необходимыми условиями выполнения этих требований профессиональным бухгалтером. 9. Профессия может сделать все необходимое, чтобы профессиональные бухгалтеры продолжали повышать и поддерживать на определенном уровне компетентность, которую требуют профессиональные роли и пользователи их услуг. Организации-члены МФБ призываются доводить до сведения своих членов, заинтересованных сторон и общественности преимущества ППР, подчеркивая важность постоянного повышения компетентности и стремления к обучению на протяжении всей жизни. 10. Само по себе ППР не гарантирует, что все члены организации постоянно оказывают высококачественные профессиональные услуги. Для этого необходимо не только поддерживать на определенном уровне профессиональную компетентность, но и применять знания на основе профессионального суждения и объективности. Также не может быть уверенности в том, что каждый участник программы повышения квалификации получит полное преимущество от такой программы, поскольку люди имеют разный уровень индивидуальных склонностей и разные способности к обучению. Тем не менее, нет сомнений в том, что члены, не владеющие современными техническими и общими знаниями по своей работе, не смогут компетентно оказывать профессиональные услуги. Итак, несмотря на ограничения, присущие любой программе ППР, требование по ППР имеет большое значение для поддержания доверия со стороны общественности. 11. Представители бухгалтерской профессии действуют в условиях изменений, заставляющих организации-члены МФБ периодически пересматривать свою политику в области ППР и применения настоящего Стандарта. 12. Исходя из их ответственности за защиту интересов общественности, организациям-членам МФБ следует рассмотреть разные методы обеспечения качества. ППР - это лишь один из таких методов. Другие предусматривают проверку обеспечения качества работы бухгалтеров, режимы расследования и применения дисциплинарных взысканий в случае нарушений, в соответствии с Положениями об обязанностях членов МФБ № 1 и № 6, соответственно.
13. Настоящий Стандарт вступает в силу с 1 января 2006 года.
Пропаганда концепции «обучение на протяжении всей жизни»
14. Организации-члены МФБ должны доводить до сведения всех профессиональных бухгалтеров важность постоянного повышения компетентности и стремления к обучению на протяжении всей жизни. 15. Все профессиональные бухгалтеры обязаны повышать и поддерживать на определенном уровне свою компетентность в соответствии с характером работы и профессиональных обязанностей. Такая обязанность распространяется на всех профессиональных бухгалтеров, независимо от того, работают они в традиционных сферах бухгалтерской профессии или в других областях. 16. Процесс обучения на протяжении всей жизни начинается рано, включает учебную программу для получения квалификации профессионального бухгалтера и продолжается на протяжении всей индивидуальной карьеры. ППР является продолжением учебного процесса, необходимого для получения квалификации профессионального бухгалтера. Профессиональные знания, профессиональные навыки, профессиональные ценности, этика и отношение, полученные на момент присвоения квалификации, продолжают развиваться и уточняться в соответствии с видами профессиональной деятельности и обязанностей специалиста.
17. Организации-члены МФБ должны создать условия для использования курсов и ресурсов ППР для того, чтобы помочь профессиональным бухгалтерам выполнять обязанности по обучению на протяжении всей жизни. 18. Организации-члены МФБ могут непосредственно предлагать соответствующие программы ППР для профессиональных бухгалтеров и обеспечивать доступ к программам, которые предлагаются другими органами, с использованием всех методов обучения.
Обязательное ППР для всех профессиональных бухгалтеров
19. Организации-члены МФБ должны обязывать всех профессиональных бухгалтеров повышать и поддерживать на определенном уровне компетентность, соответствующую и необходимую для выполнения их работы и профессиональных обязанностей. Ответственность за повышение и поддержание уровня своей компетентности несет, в первую очередь, сам профессиональный бухгалтер. 20. ППР касается каждого профессионального бухгалтера, независимо от области или размера организации, в которой он работает, так как: (а) все профессиональные бухгалтеры имеют этическую обязанность уделять надлежащее внимание клиентам, работодателям и другим заинтересованным лицам, а также обязаны делать это компетентно; (б) профессиональные бухгалтеры во всех областях занимают важную должность, которая предусматривает работу с финансовой отчетностью, ответственность перед общественностью и поддержание доверия общественности; (в) общественность, вероятно, будет полагаться на звание или профессиональную репутацию профессионального бухгалтера. Более того, все профессиональные бухгалтеры имеют профессиональное звание, а отсутствие компетентности или неэтичное поведение имеет одинаковые следствия для репутации и престижа профессии независимо от сектора или роли, которую выполняют бухгалтеры; (г) на все области влияют быстрые изменения условий деятельности и, вследствие этого, возникает необходимость адаптировать стратегические или бизнес-планы организаций, которые полагаются на профессиональную компетентность профессионального бухгалтера; (д) принимая на работу профессиональных бухгалтеров, работодатели в любом секторе полагаются, хотя бы отчасти, на профессиональное звание как доказательство профессиональной компетентности. 21. При установлении требований к ППР, организации-члены МФБ должны определить, что является уместным и нужным для профессиональных бухгалтеров в таких обстоятельствах, как перерыв в стаже работы по специальности и выход на пенсию.
22. ППР способствует повышению компетентности профессиональных бухгалтеров, и поэтому приемлемые мероприятия с ППР должны повышать уровень профессиональных знаний, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношения профессионального бухгалтера, уместных для его текущей и будущей работы и профессиональных обязанностей. 23. Некоторые организации-члены МФБ могут принимать решения относительно разработки рекомендации или других инструкций, касающихся того, какие виды мероприятий с ППР можно считать уместными с профессиональной точки зрения. Другие организации могут установить требования в определенных областях, а также предоставить членам определенные возможности проявить гибкость в выборе уместных учебных мероприятий в других областях. 24. Для членов, которые работают в узкоспециальных областях или в областях с высоким риском для общественности, организации-члены могут устанавливать отдельные или дополнительные требования по ППР. 25. Профессиональные бухгалтеры призываются к проведению консультаций с работодателями, коллегами, организациями-членами МФБ и другими лицами, чтобы определить пробелы в компетентности или обучении и возможности пройти обучение, а также восполнить эти пробелы.
26. Для выполнения требований по ППР, установленных организацией-членом МФБ, профессиональные бухгалтеры должны измерять учебные мероприятия или их результаты. 27. Учебное мероприятие можно измерять с точки зрения затраченных усилий и времени, или используя возможный метод измерения, который оценивает достигнутую или развитую компетентность.
28. Этот стандарт разработан на основе принципа, согласно которому определенная часть учебных мероприятий, которые осуществляют профессиональные бухгалтеры, поддается проверке. Это означает, что обучение может быть объективно проверено компетентным источником. Некоторые учебные мероприятия можно оценить (измерить), но не проверить. 29. Профессиональные бухгалтеры должны сохранять соответствующие записи и документы по ППР и, по просьбе организации-члена МФБ, предоставлять достаточные доказательства, чтобы продемонстрировать соблюдение требований организации-члена МФБ.
30. Цель ППР состоит в оказании помощи профессиональным бухгалтерам в повышении профессиональной компетентности для оказания высококачественных услуг в интересах общественности. Оценить ППР можно, по крайней мере, тремя разными методами: (а) Методы на основе входящих данных - установление определенного объема учебного мероприятия, который считается надлежащим для повышения и поддержания компетентности. (б) Методы на основе исходящих данных - выдвижение требования к профессиональным бухгалтерам продемонстрировать повышение или поддержку уровня компетентности на основе результатов. (в) Комплексные методы - это эффективное и рациональное объединение элементов методов на основе входящих и исходящих данных, установление объема требуемого учебного мероприятия, и измерения достигнутых результатов. 31. Системы на основе входящих данных традиционно применялись как способ измерения повышения и поддержания уровня компетентности благодаря простоте измерения и проверки. Системы на основе входящих данных имеют ограничения, например, с их помощью не всегда можно оценить результаты обучения или повышения уровня компетентности. Вследствие этого, некоторые профессиональные бухгалтеры могут не принимать участия в семинарах или курсах, но все же соответствовать критериям измерения и проверки. Такой подход «преобладания формы над сущностью» может подорвать реальную цель постоянного повышения компетентности. Организации-члены МФБ могут преодолеть эти ограничения, информируя об основных целях постоянного повышения уровня компетентности и стремлении к обучению на протяжении всей жизни. 32. Методы на основе исходящих данных сосредоточивают внимание не на оценке разнообразных проведенных учебных мероприятий, а на оценке достигнутого повышения или поддержания уровня компетентности благодаря обучению. 33. Методы на основе входящих данных, исходящих данных и комплексных методов имеют разные системы измерения и проверки.
Метод на основе входящих данных
34. Организации-члены МФБ, применяющие метод на основе входящих данных, должны требовать, чтобы профессиональный бухгалтер: (а) каждые три года прослушал как минимум 120 часов или эквивалентных единиц обучения в соответствующей области профессионального развития (повышения квалификации), из которых 60 часов или эквивалентных единиц обучения должны поддаваться проверке; (б) каждый год прослушал как минимум 20 часов или эквивалентных единиц обучения; (в) отслеживал и измерял учебные мероприятия с целью выполнения вышеупомянутых требований. 35. Настоящий Стандарт измеряет мероприятия по ППР в часах или эквивалентных единицах обучения. Организации-члены МФБ могут, в качестве единицы измерения, использовать другой термин, понятный профессиональным бухгалтерам (например, баллы или единицы обучения). Такая другая единица измерения может представлять один час аудиторных занятий или его эквивалент по сути. 36. Некоторые учебные мероприятия можно измерять, но не проверять. Эти мероприятия также оказывают содействие повышению и поддержанию компетентности, тем не менее, не могут входить в 60 часов ППР, поддающихся проверке, которые необходимо прослушать каждые три года.
Метод на основе исходящих данных
37. Организации-члены МФБ, применяющие метод на основе исходящих данных, должны требовать, чтобы профессиональный бухгалтер продемонстрировал поддержание и повышение соответствующего уровня компетентности путем периодического представления доказательств, которые были: (а) объективно подтверждены компетентной стороной и б) оценены с использованием надежного метода измерения компетентности. 38. Организации-члены МФБ должны требовать, чтобы профессиональные бухгалтеры получили доказательство повышения или поддержания компетентности.1 Профессиональный бухгалтер может предоставить такое доказательство организации-члену МФБ, по ее требованию, и обеспечить достаточность и достоверность предоставленного доказательства. _____________________ 1 См. Международный доклад по образованию № 2 «Подготовка компетентных профессиональных бухгалтеров», опубликованный в апреле 2003 года, в котором приводятся модели на основе компетентности.
39. Проверка уровня компетентности при использовании систем на основе исходящих данных является объективной оценкой повышения или поддержания компетентности. Осуществлять проверку должна компетентная сторона, способная, применяя надежный метод или прием, подтвердить, что уровень компетентности возрос или остался на прежнем уровне. Такая оценка должна четко определять результат или достигнутый уровень компетентности, что может быть следствием конкретного учебного мероприятия или расширенной программы профессионального развития (повышения квалификации), которая предусматривает многочисленные учебные мероприятия, достижение определенных результатов деятельности (например, в рабочих условиях), или другие средства (например, повторные профессиональные экзамены). 40. Доказательство может иметь много форм. Примеры проверки содержатся в Приложении к настоящему Стандарту.
41. Организации-члены МФБ, применяющие сочетание методов на основе входящих и исходящих данных, должны, где это необходимо, придерживаться изложенных в настоящем Стандарте принципов систем на основе входящих и исходящих данных. 42. Существует несколько вариантов применения комплексного подхода к ППР. Например, организации-члены МФБ могут принять решение: (а) применять метод на основе входящих данных для бухгалтеров, работающих в определенных областях или объединенных по другим признакам, а метод на основе входящих данных - для других групп бухгалтеров; (б) использовать концепции систем как на основе как входящих, так и исходящих данных, согласно которым количество единиц обучения используется для измерения достигнутой в результате этого компетентности в определенных областях знаний, главным образом, в рамках системы на основе исходящих данных; (в) разрешить профессиональным бухгалтерам, которые могут не выполнить требования по количеству единиц обучения, предоставить доказательство того, что их компетентность возросла или осталась на прежнем уровне; (г) установить определенное количество единиц обучения, как показатель вероятных усилий, необходимых для достижения компетентности, а также контролировать и проверять компетентность, достигнутую вследствие проведения учебных мероприятий; или (д) ввести комплексный подход к переходу на полную систему на основе исходящих данных.
Контроль и обеспечение выполнения требований
43. Организации-члены МФБ должны установить систематический процесс для контроля за выполнением требования по ППР и обеспечить применение надлежащих санкций в случае невыполнения этого требования, включая непредоставление отчета или недостижение повышения или поддержания компетентности на определенном уровне. 44. При разработке метода контроля, организации-члены МФБ могут определить, какие из их членов несут перед общественностью наибольшую ответственность или представляют самый большой риск для общественности, и установить более строгий контроль за теми, кто работает на должностях с высоким риском. 45. Процесс контроля может требовать от профессиональных бухгалтеров регулярно: (а) подавать декларацию о выполнении этического обязательства относительно поддержания на определенном уровне знаний и навыков, необходимых для компетентного осуществления деятельности; (б) подавать декларацию о выполнении конкретных требований по ППР, выдвинутых организацией-членом МФБ и/или (в) предоставлять доказательство участия в учебных мероприятиях или проверки повышения и поддержания компетентности на определенном уровне. 46. Если периодичность предоставления отчетности составляет более пяти лет, цели настоящего Стандарта вряд ли будут достигнуты. 47. Другие процессы контроля могут предусматривать: (а) проверку определенной выборки профессиональных бухгалтеров на выполнение требований по ППР; (б) включения анализа и оценки планов обучения или документов ППР в практику осуществления программ проверки и/или (в) требование к работодателям включать программы ППР и эффективные системы контроля в программы по обеспечению качества и отслеживать мероприятия по ППР в рамках систем учета времени. 48. Организации-члены МФБ должны требовать от профессиональных бухгалтеров сохранять доказательства в течение такого периода времени, который был бы достаточным для выполнения отчетных требований. 49. Проверочная документация должна быть оформлена таким образом, чтобы ее легко было предоставить организации-члену для ознакомления. Примеры документов приводятся в Приложении к настоящему Стандарту. 50. Система обязательного ППР будет действовать эффективно и в интересах общественности только в том случае, если профессиональных бухгалтеров, не выполняющих это требование, заставляют его своевременно выполнять, или, если они сознательно продолжают не выполнять это требование, то к ним применяются надлежащие санкции. Такие санкции должны определяться организациями-членами МФБ после рассмотрения правовых и общих условий деятельности в соответствующих странах. Некоторые организации-члены могут иметь юридические полномочия исключать профессиональных бухгалтеров, не выполняющих этого требования, или лишать их права осуществлять профессиональную деятельность. Одним из мероприятий, которые можно рассматривать в этой связи, является оглашение фамилий профессиональных бухгалтеров, которые сознательно не выполняют требования по ППР. Это может служить фактором сдерживания для профессиональных бухгалтеров и четким сигналом для общественности, свидетельствующим о стремлении профессии к поддержанию компетентности на определенном уровне. 51. Первые мероприятия, осуществленные для решения проблемы невыполнения требований, наверное, будут сосредоточены на том, чтобы заставить профессионального бухгалтера выполнить требование в течение разумного периода времени. Следует быть осторожным, чтобы найти золотую середину между санкцией, которая, по своей сути, разрешает профессиональному бухгалтеру отложить или не выполнять требование по ППР, и чрезвычайно жесткой санкцией. 52. Исключение из организации или лишение права осуществлять профессиональную деятельность может применяться к тем профессиональным бухгалтерам, которые самим характером невыполнения требования и ответами на запросы организации-члена МФБ дали четко понять, что они, возможно, и в дальнейшем не будут признавать важность соблюдения требования по ППР. 53. Не следует злоупотреблять применением санкций. Тем не менее, сознательное невыполнение профессиональным бухгалтером требований, касающихся повышения и поддержание на определенном уровне его профессиональной компетентности, является нарушением важной профессиональной обязанности, что оправдывает дисциплинарное взыскание. 54. Организация-член МФБ может обеспечить необходимыми ресурсами процесс контроля и выполнения требований. Также организации-члены МФБ могут рассмотреть вопрос о создании совета или комитета на общественных началах, который будет осуществлять надзор за выполнением требований по ППР, процессами контроля и применения. 55. С целью защиты интересов общественности, организаций-членов МФБ призывают предавать огласке то, в какой мере их члены выполняют установленные в настоящем Стандарте требования по ППР.
В настоящем Приложении приводятся примеры разных видов учебных мероприятий и методика проверки такого обучения при применении методов на основе входящих и исходящих данных при осуществлении Постоянного профессионального развития (ППР).
Примеры приемов планирования
Приводимые ниже приемы могут помочь профессиональным бухгалтерам определить потребности в обучении и развитии, а также спланировать пути удовлетворения этих потребностей. Такие приемы, как карты компетентности и планы обучения могут помочь организациям-членам МФБ и профессиональным бухгалтерам правильно определить учебные потребности и возможности. С помощью карт компетентности определяются потребности в развитии. Планы обучения помогают определить учебные возможности для удовлетворения этих потребностей. Эти приемы следует регулярно пересматривать и изменять в соответствии с изменениями потребностей в компетентности.
Карта компетентности
Карта компетентности может помочь профессиональным бухгалтерам определить потребности в обучении и развитии до определения необходимых учебных мероприятий. В картах компетентности приводится перечень всех ключевых сфер компетентности для определенных ролей или секторов профессии на разных уровнях (например, базовый, средний, высший). Карты компетентности могут помочь профессиональным бухгалтерам оценить существующий уровень компетентности и определить цели развития. Карты компетентности разрабатывались некоторыми организациями-членами МФБ и некоторыми работодателями с целью помощи профессиональным бухгалтерам в планировании своей карьеры и служебном росте.
План обучения
План обучения помогает профессиональным бухгалтерам определить потребности в обучении и развитии, а также пути удовлетворения этих потребностей. Профессиональных бухгалтеров призывают проводить анализ своих существующих навыков и сфер компетентности (в этом может помочь карта компетентности, описанная выше) в сравнении с целями. После определения потребностей в развитии профессиональный бухгалтер может найти источник соответствующих учебных мероприятий, которые помогут развить необходимые навыки и сферы компетентности. Для развития необходимых навыков и сфер компетентности может потребоваться несколько учебных мероприятий. Некоторые организации-члены МФБ разработали интерактивные приемы для оценки компетентности и составления плана повышения и поддержания компетентности на определенном уровне.
Учебные мероприятия, приемы измерения и доказательства
В приведенных ниже перечнях содержатся примеры разных учебных мероприятий, методы потенциального измерения обучения, и разные примеры использования методов на основе входящих данных и исходящих данных. Все они могут быть использованы с помощью электронных средств и возможностей обучения через Интернет. При рассмотрении этих примеров считается, что организации-члены МФБ действуют в соответствии с намерением, определенным в параграфах 36, 38 и 39 настоящего Стандарта. Приведенные ниже примеры представляют собой ППР в той мере, в какой отдельный профессиональный бухгалтер развил способности, принимая участие в таких мероприятиях.
Примеры учебных мероприятий
• участие в курсах, конференциях, семинарах; • модули самообучения или организованное на рабочем месте обучение работе с новым программным обеспечением, системами, процедурами или методами, которые применяются при выполнении профессиональной роли; • опубликованные профессиональные или научные работы; • участие и работа в составе специальных комитетов; • преподавание курса или сессия ППР в области, связанной с профессиональными обязанностями; • официальное обучение в области профессиональных обязанностей; • выступление на конференциях, брифингах или на заседании дискуссионных групп; • написание технических статей, докладов, книг; • исследования, в том числе ознакомление с профессиональной литературой или журналами для использования полученных знаний при выполнении профессиональной роли; • повторные профессиональные экзамены или официальное тестирование. Работа члена организации с ППР не может состоять лишь из одного единственного, многократно повторяемого мероприятия, например, преподавания курса «введение в бухгалтерский учет» для разных аудиторий.
Примеры единиц измерения
Рассматривая приведенные ниже единицы измерения, следует отметить, что, согласно настоящему Стандарту, деятельность по методу на основе входящих данных измеряется в часах. Любая альтернативная единица измерения может быть эквивалентной одному часу аудиторных занятий или его аналогу по сути (см. параграфы 34 и 35). • время, затраченное на проведение данного мероприятия; • количество единиц обучения, выделенное организатором ППР на это мероприятие; • количество единиц обучения, установленное организацией-членом;
Доказательства для проверки обучения по методу на основе входящих данных
• план курсов, учебные материалы; • журнал посещения, формы для регистрации или подтверждение регистрации организатором обучения; • независимое тестирование, которое свидетельствует о том, что учебное мероприятие было проведено; • подтверждение участия члена организации, полученное от преподавателя, наставника, куратора; • подтверждение участия члена организации в программе внутреннего обучения на предприятии, полученное от работодателя.
Доказательства для проверки обучения по методу на основе исходящих данных
• проверка полученных знаний, исходя из результатов обучения или деятельности; • оценка рецензентом написанных или опубликованных материалов; • оценка достигнутых результатов обучения; • публикация профессиональной статьи или результатов исследования; • регулярные повторные экзамены; • квалификация специалиста или другая квалификация; • рабочие журналы, которые прошли объективную проверку по внешней карте компетентности; • карты компетентности, разработанные организацией-членом МФБ, на основе которых член такой организации оценивает себя и предоставляет подтверждение по требованию; • объективные оценки индивидуального уровня компетентности специалиста по карте компетентности, разработанной работодателем или профессиональной организацией. В ходе проверки каждого конкретного члена организации, доказательства его компетентности можно получить из таких источников: • независимые проверки практики; • оценки или выводы профессиональных ассоциаций, которые свидетельствуют о повышении уровня компетентности, а также оценки регулирующих органов, например, государственные проверки банков, имеющих лицензии.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |