|
|
|
Закон РК от 24 марта 1998 г. № 213-1 Данная редакция действовала до внесения изменений от 16 июня 2004 г. Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 6)Глава 2. Планирование подготовки проектов нормативных (статьи 7 - 12) правовых актовГлава 3. Подготовка и оформление проектов нормативных (статьи 13 - 21) правовых актовГлава 4. Научная экспертиза проектов нормативных правовых (статьи 22 - 24) актовГлава 5. Порядок принятия нормативного правового акта и (статьи 25 - 29) его введения в действиеГлава 6. Опубликование нормативных правовых актов (статьи 30 - 35)Глава 7. Действие нормативных правовых актов во времени, (статьи 36 - 43) пространстве и по лицамГлава 8. Официальное толкование нормативных правовых актов (статьи 44 - 45)Глава 9. Систематизация и учет нормативных правовых актов (статьи 46 - 48)В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия: 1) нормативный правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие; 2) законодательство - совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке; 3) норма права (правовая норма) - общеобязательное правило поведения, сформулированное в нормативном правовом акте, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц в рамках нормативно регламентированной ситуации; 4) уровень нормативного правового акта - место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов; 5) закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан - закон, принимаемый в порядке, установленном пунктом 3 статьи 62 Конституции Республики Казахстан; 6) Конституционный закон - закон, названный в Конституции Республики Казахстан конституционным, принимаемый в порядке, установленном пунктом 4 статьи 62 Конституции Республики Казахстан; 7) закон - нормативный правовой акт, который регулирует общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, принимаемый Парламентом Республики Казахстан, а в случаях, предусмотренных подпунктом 4) статьи 53 Конституции Республики Казахстан, - Президентом Республики Казахстан; См. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 3 июля 2000 года № 15/2. 8) законодательный акт - конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса; 9) кодекс - закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения; 10) подзаконные нормативные правовые акты - иные, не являющиеся законодательными, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение Конституции и законодательных актов Республики Казахстан; 11) уполномоченный орган - государственные органы и должностные лица Республики Казахстан, которые вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, а также законодательством, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц (Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, Конституционный Совет Республики Казахстан, Верховный суд Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы, Национальный Банк Республики Казахстан, иные государственные органы); 12) последующее опубликование официальных текстов нормативных правовых актов - опубликование в печатном издании нормативных правовых актов, прошедших экспертизу на соответствие эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан. В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 2. Сфера действия настоящего Закона 1. Особенности разработки и представления, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия, опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов определяются, в соответствии с их уровнем, законодательными актами, регулирующими деятельность государственных органов, принимающих нормативные правовые акты, актами, определяющими правовой статус этих органов, в том числе положениями о них и их регламентами, другими нормативными правовыми актами. 2. Настоящий Закон не регулирует порядок принятия, изменения и прекращения действия Конституции Республики Казахстан. 3. Настоящим Законом не регулируется порядок подготовки, заключения, исполнения и денонсации международных договоров, в том числе включающих в себя нормы права. 4. Настоящим Законом не определяется порядок разработки, представления, принятия, введения в действие, действия, опубликования, изменения, дополнения и прекращения действия нормативных актов, принятых в соответствии с законодательством, но не отвечающих требованиям, приведенным в подпункте 2) статьи 1 настоящего Закона, и имеющих правореализующее и правоприменительное значение, в частности: 1) нормативных актов негосударственных организаций, в том числе общественных объединений и органов местного самоуправления; 2) нормативных актов государственных организаций, не являющихся уполномоченными органами; 3) нормативных актов, содержащих технические и технологические нормы и стандарты. В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 3. Основные и производные виды нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные. 2. К основному виду нормативных правовых актов относятся: 1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы; 2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан; 3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; О нормативных постановлениях Верховного суда см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 6) нормативные приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов; 7) нормативные постановления государственных комитетов, нормативные постановления иных центральных государственных органов; 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. 3. К производному виду нормативных правовых актов относятся: 1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений; 2) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения; 3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности; 4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений. 4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида. 5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты. 6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являются нормативными правовыми актами. В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.10.01 г. № 248-II (см. стар. ред.); Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 4. Иерархия нормативных правовых актов 1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. 2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням: 1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; 2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; 2-1) кодексы Республики Казахстан; 3) законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; 4) нормативные указы Президента Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан; 6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 7) нормативные приказы министров; нормативные постановления государственных комитетов; нормативные приказы, постановления иных центральных государственных органов; 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. 3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. 4. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. 5. Иерархия нормативных решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении. 6. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить. Статья 5. Прямое действие нормативных правовых актов 1. Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие. 2. Для применения нормативных правовых актов, вступивших в силу, не требуется каких-либо дополнительных указаний. 3. Если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения. См.например: Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 17 августа 1999 года N ДНП-3/11/5700, Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 29 сентября 2001 г. N ДНП-2-1-16/7794 . Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 6. Противоречия норм права различных нормативных правовых актов 1. При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. 2. Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений. 3. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие. Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 7. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов 1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов подразделяются на текущие, составляемые на один год, и перспективные, составляемые на более длительные сроки. В перспективных планах предусматривается разработка наиболее важных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, подготовка которых планируется на срок более одного года. 2. В планах подготовки указываются: 1) наименование нормативного правового акта, отражающее его уровень, форму и предмет регулирования; 2) сроки подготовки; 3) государственные органы и организации, ответственные за разработку проекта. 3. Планы подготовки нормативных правовых актов составляются и утверждаются государственными органами, компетентными принимать соответствующие акты, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другим законодательством. 4. При составлении планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются предложения государственных и иных органов и организаций, в том числе научных, а также предложения иных заинтересованных лиц. 5. Государственные органы, составляющие и утверждающие планы подготовки проектов нормативных правовых актов, могут включать в планы и другие показатели, отражающие подготовку этих актов. Статья 8. Планирование подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан Порядок и формы планирования подготовки проектов нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан, определяются Президентом Республики Казахстан. Статья 9. Планирование подготовки законодательных актов Парламента Республики Казахстан Порядок и формы планирования подготовки проектов законодательных актов, принимаемых Парламентом Республики Казахстан, определяются Парламентом и его палатами в соответствии с их компетенцией, установленной пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. Статья 10. Планирование законопроектных работ Правительства Республики Казахстан 1. Правительство Республики Казахстан составляет перспективный и ежегодные планы законопроектных работ. 2. Проекты планов разрабатываются Министерством юстиции Республики Казахстан. 3. Планы законопроектных работ Правительства согласовываются с Президентом Республики Казахстан. Статья 11. Поручения Правительства Республики Казахстан по подготовке нормативных правовых актов Правительство Республики Казахстан в соответствии с планом законопроектных работ дает поручения государственным органам и организациям, указанным в плане, подготовить проекты нормативных правовых актов в сроки, предусмотренные в плане. См.также: Инструкцию о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-министра и правилах их оформления (юридическая техника). Статья 12. Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных органов, как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и иных центральных органов Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления Республики Казахстан Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан как входящих, так и не входящих в Правительство Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления, определяются каждым из этих органов. Глава 3. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 13. Государственные органы, разрабатывающие проекты нормативных правовых актов 1. Проекты нормативных правовых актов разрабатываются уполномоченными органами по своей инициативе или по поручениям вышестоящих государственных органов, если иное не установлено законодательством. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 1999 года № 1654 "О мерах по улучшению работы по совершенствованию нормативных правовых актов". 2. Все иные государственные и негосударственные организации и лица вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать на рассмотрение уполномоченных органов инициативные проекты таких актов. Уполномоченные органы могут принять их в качестве основы для разрабатываемых ими проектов или признать их дальнейшую разработку и принятие проектов нецелесообразными. См.например: Закон РК о сертификации. В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 14. Порядок разработки проекта нормативного правового акта 1. Уполномоченный орган, разрабатывающий проект нормативного правового акта, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект. 2. К подготовке законов, нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан, а при необходимости - проектов нормативных правовых актов других уполномоченных органов могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и научные работники. 3. Подзаконные нормативные правовые акты уполномоченных органов одного уровня могут разрабатываться, а при необходимости - приниматься несколькими уполномоченными органами. Подзаконные нормативные акты нескольких уполномоченных органов разрабатываются ими совместно в порядке, предусмотренном настоящим Законом, и принимаются в виде совместных приказов или постановлений, подписываемых руководителями уполномоченных органов. Производные виды совместных нормативных правовых актов (пункт 3 статьи 3 настоящего Закона) утверждаются посредством основных нормативных правовых актов уполномоченных органов, принявших производный нормативный правовой акт, с указанием в нем основных нормативных правовых актов, посредством которых принят производный акт. 4. Разработчиками проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы депутатами Парламента Республики Казахстан, являются депутаты Парламента. По проектам нормативных правовых актов Министерство юстиции Республики Казахстан проводит юридическую экспертизу, если эти акты имеют общеобязательное значение, касаются прав и свобод граждан или регулируют предпринимательскую деятельность. 5. Уполномоченный орган, если иное не установлено законодательством, может поручить подготовку проекта нормативного правового акта подведомственным ему государственным органам и организациям или заказать его подготовку на договорной основе специалистам, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам, в том числе зарубежным, с использованием на эти цели выделенных бюджетных и внебюджетных средств. 6. Уполномоченный орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов нескольким государственным органам и организациям или поручить их разработку на договорной основе, в том числе по конкурсу, нескольким научным организациям или ученым. 7. Если для обеспечения действия норм готовящегося проекта законодательного акта Республики Казахстан, нормативного правового указа Президента Республики Казахстан, нормативного правового постановления Правительства Республики Казахстан необходимо внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, одновременно с проектом основного акта должны быть подготовлены проекты актов с указанными изменениями и дополнениями или дано поручение соответствующим органам о подготовке таких актов. См.: Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан. Статья 15. Согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами и организациями 1. Подготовленный проект нормативного правового акта, а при необходимости - и проект другого нормативного правового акта, принимаемого в его развитие, направляются на согласование с заинтересованными государственными органами и организациями. 2. Перечень государственных органов, с которыми проекты нормативных правовых актов подлежат обязательному согласованию, определяется Правительством Республики Казахстан, за исключением проектов актов Президента Республики Казахстан и проектов законодательных актов, вносимых депутатами Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы. 3. Государственные органы и организации, которым проект нормативного правового акта направлен на согласование, должны подготовить свои замечания и предложения по проекту или сообщить об их отсутствии органу, разработавшему проект, в течение тридцати календарных дней со дня получения, если иной, более короткий, срок не был установлен уполномоченным органом. 4. По полученным замечаниям проект, при необходимости, дорабатывается органом, разработавшим проект, а рабочая группа составляет справку о принятых и отклоненных замечаниях, мотивах отклонения замечаний. Эта справка передается государственному органу, создавшему рабочую группу, вместе с проектом нормативного правового акта. 5. Государственный орган, создавший рабочую группу, может внести в проект изменения и дополнения, которые должны быть обсуждены с рабочей группой, или вернуть проект на доработку в рабочую группу. См.также: Инструкцию о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-министра и правилах их оформления (юридическая техника), Инструкцию по подготовке, оформлению и согласованию нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов (юридическая техника). Статья 16. Реквизиты нормативного правового акта Нормативные правовые акты должны иметь следующие реквизиты: 1) государственный Герб Республики Казахстан; 2) указание на форму акта: конституционный закон Республики Казахстан; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона; кодекс; закон Республики Казахстан; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона; постановление Парламента Республики Казахстан; постановление Сената; постановление Мажилиса; указ Президента Республики Казахстан; постановление Правительства Республики Казахстан; приказ Министра; постановление Государственного комитета; решение маслихата; решение акима; другое наименование нормативного правового акта, предусмотренное настоящим Законом или иным законодательством; 3) заголовок, обозначающий предмет регулирования данного нормативного правового акта; 4) место и дату принятия нормативного правового акта; 5) регистрационный номер нормативного правового акта; 6) подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт; 7) указание на дату государственной регистрации нормативного правового акта в нормативных правовых актах, подлежащих такой регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 8) гербовую печать. См.также: Инструкцию о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-министра и правилах их оформления (юридическая техника), Инструкцию по подготовке, оформлению и согласованию нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов (юридическая техника). В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 17. Структура нормативного правового акта 1. Основным структурным элементом нормативного правового акта является статья или пункт, содержащие в себе нормы права. В виде статей с наименованием "статья" нормы права включаются в законодательные акты. Иные нормативные правовые акты состоят из пунктов, без их наименования словом "пункт". 2. Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части нормативного правового акта. 3. В больших по объему главах могут выделяться параграфы нормативного правового акта и части параграфа, а в больших разделах могут аналогично выделяться подразделы. 4. Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на пункты, содержащие отдельные нормы права, а пункты - на подпункты. Внутри статей, пунктов и подпунктов могут быть части - логически законченные отдельные нормы права, выделяемые абзацами. Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части). В кодексах могут быть использованы другие обозначения внутренней структуры. 5. Каждая статья (пункт), а также главы, разделы и части нормативного правового акта нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта. Самостоятельной и сквозной является также нумерация разделов и частей нормативного правового акта. 6. Нумерация пунктов и подпунктов статьи самостоятельна для каждой статьи, а в нормативных правовых актах, в которых основным структурным элементом является не статья, а пункт, самостоятельна нумерация подпунктов каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе нормативного правового акта. 7. Номера подпунктов в пунктах статьи обозначаются арабскими цифрами со скобкой. 8. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия нормативного правового акта, основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула). 9. При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья, разъясняющая их смысл. 10. В целях удобства пользования каждая глава нормативного правового акта, его раздел, часть, а также параграфы глав и подразделы разделов должны иметь заголовки. Заголовки должны иметь и статьи законодательных актов. Небольшие, не имеющие глав, законодательные акты могут не иметь заголовков статей. 11. Необходимым структурным элементом кодексов, а в случаях, когда это признает необходимым уполномоченный орган, и других крупных нормативных правовых актов является оглавление. 12. В структуру нормативного правового акта могут включаться приложения. Статья 18 изложена в редакции Закона РК от 12.03.04 г. № 536-II (см. стар. ред.) Статья 18. Требования к содержанию и стилю изложения текста нормативного правового акта 1. Задачи, функции и компетенция государственных органов в области государственного регулирования общественных отношений должны устанавливаться в законах с четким разграничением по уровню государственного управления. 2. Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускаются употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов. Текст статьи (пункта) не излагается повторно в других статьях (пунктах). Статья 19. Ссылки в нормативных правовых актах на статьи других актов и воспроизведение в актах статей других актов В случае необходимости в нормативном правовом акте допускаются ссылки на статьи (пункты) иных актов, а также воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов вышестоящих уровней со ссылкой на такие акты. Статья 20. Ссылки в статьях нормативных правовых актов на другие статьи Ссылки в статьях (пунктах и подпунктах) нормативного правового акта на другие его статьи (пункты, подпункты) применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений. Статья 21. Внесение проекта нормативного правового акта в Мажилис Парламента Республики Казахстан 1. В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Проект нормативного правового акта вносится в Мажилис на государственном и русском языках. См. также: Правила определения приоритетности рассмотрения проектов законов, а также объявления рассмотрения проекта закона срочным. 2. Предоставляемые материалы по проекту должны содержать следующие приложения: 1) наименование государственного органа или организации, подготовившей проект; 2) пояснительную записку с обоснованием необходимости принятия проекта, развернутой характеристикой целей, задач, основных положений; 3) состав рабочей группы; 4) лист согласований с заинтересованными государственными органами; 5) экспертные заключения по проекту, если проводилась экспертиза; 6) перечень законодательных актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта, и предложения о разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта; 7) к проекту, как правило, прилагаются финансово-экономические расчеты, статистические данные, прогнозы возможных экономических, социальных, юридических, экологических последствий действия принимаемого нормативного правового акта. При внесении проекта нормативного правового акта об изменении и дополнении в действующее законодательство представляется сравнительная таблица прежней и новой редакций статей. Положительное заключение Правительства Республики по проектам законов, предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, является одним из обязательных условий внесения указанных проектов на рассмотрение в Мажилис Парламента, в соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 июня 1997 г. № 14/2 "Об официальном толковании пункта 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан". См. также: Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Глава 4. НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 22. Задачи научной экспертизы 1. По проектам нормативных правовых актов может проводиться соответствующая научная экспертиза. По проектам конституционных законов и кодексов, а также законодательных актов по внесению изменений и дополнений в них проведение научной экспертизы обязательно. 1-1. Проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, последствия от принятия которых создают угрозу экологической, в том числе радиационной, безопасности, охране окружающей среды, подлежат обязательной экологической экспертизе. 1) оценки качества, обоснованности, своевременности, правомерности проекта, соблюдения в проекте закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека и гражданина; 2) определения возможной эффективности нормативного правового акта; 3) выявления возможных отрицательных последствий принятия проекта в качестве нормативного правового акта. См.: Правила проведения научной экспертизы законопроектов, Постановление Бюро Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 27 января 2003 г. № 1741-II БМ "О Положении о порядке проведения научной экспертизы проектов законодательных актов". Статья 23. Лица и организации, осуществляющие экспертизу 1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами, привлекаемыми из числа ученых и специалистов, в зависимости от содержания рассматриваемого проекта. Проведение экспертизы может быть поручено одному или нескольким экспертам (экспертной комиссии). 2. По проекту может проводиться комплексная экспертиза экспертами различных специальностей или самостоятельные экспертизы различных видов, а при необходимости - и повторная экспертиза. 3. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта. 4. В качестве экспертов могут привлекаться специалисты из других государств и международных организаций. Проект может быть направлен для научной экспертизы в иностранные и международные организации. Статья 24. Инициатива при направлении проектов нормативных правовых актов на экспертизу 1. Решение о проведении экспертизы проекта нормативного правового акта может быть принято: 1) уполномоченным органом; 2) депутатами Парламента Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан, вносящими проект в Мажилис в порядке законодательной инициативы; 3) должностными лицами или структурными подразделениями уполномоченного органа, если регламентом этого органа или иным законодательством этим лицам и структурным подразделениям такое право предоставлено. 2. В случаях, когда проект нормативного правового акта подготавливается на договорной основе (пункт 5 статьи 14 настоящего Закона), экспертиза проекта может быть проведена по решению заказчика проекта. Глава 5. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА И ЕГО ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 25. Определение порядка принятия нормативных правовых актов 1. Порядок принятия нормативных правовых актов определяется Конституцией Республики Казахстан и настоящим Законом. 2. Особенности порядка принятия различных видов нормативных правовых актов определяются также: 1) для кодексов - настоящим Законом. Кодексы, изменения и дополнения в них принимаются не менее чем в двух чтениях путем последовательного рассмотрения на раздельных заседаниях палат Парламента Республики Казахстан; 2) для законов - Конституцией Республики Казахстан, законодательными актами о Парламенте Республики Казахстан, о Президенте Республики Казахстан, о референдуме, иными законодательными актами, в том числе регламентами Парламента и его палат; 3) для указов Президента Республики Казахстан - Конституцией Республики Казахстан, законодательным актом о Президенте Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан, регулирующими этот порядок; 4) для постановлений Правительства Республики Казахстан - Конституцией Республики Казахстан, законодательным актом о Правительстве, актами Президента и Правительства Республики Казахстан; 5) для нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов, как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, в том числе Национального Банка Республики Казахстан - законодательными актами о Правительстве и этих органах, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан, постановлениями Правительства Республики Казахстан, регулирующими деятельность этих органов; 6) для нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан - законодательным актом о Конституционном Совете Республики Казахстан; 7) для нормативных постановлений Верховного суда Республики Казахстан - законодательством о судах Республики Казахстан;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |