|
|
|
Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. № 2709 Данная редакция действовала до внесения изменений от 10 июля 2003 г. Заголовок изложен в редакции Закона РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 8) Глава 2. Система органов прокуратуры и их организация (статьи 9 - 17) Глава 3. Правовые акты прокуратуры (статьи 18 - 27) Глава 4. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства (статьи 28 - 29) Глава 5. Представительство интересов государства в суде (статьи 30 - 33) Глава 6. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью (статьи 34 - 36) Глава 7. Надзор за законностью следствия и дознания (статьи 37 - 39) Глава 8. Надзор за законностью административного производства (статьи 40 - 42) Глава 9. Надзор за законностью исполнительного производства (статьи 43 - 44) Глава 10. Уголовное преследование (статьи 45 - 47) Глава 11. Служба в органах прокуратуры социальная и правовая защита сотрудников органов прокуратуры (статьи 48 - 55) Глава 12. Иные вопросы организации и деятельности прокуратуры (статьи 56 - 59) В Закон внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Общие положения Статья 1. Прокуратура Республики Казахстан 1. Прокуратура Республики Казахстан - подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. 2. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. О представлении интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Организация, порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, законодательными актами, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, а также приказами Генерального прокурора республики. Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры 1. Прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору республики. 2. Прокуратура Республики Казахстан осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений. 3. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий, установленных законодательством. 4. Акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан. 5. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства республики об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов. См.разъяснение в Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 августа 2002 г. № 5. Статья 4 дополнена подпунктом 6) в соответствии с Законом РК от 02.07.98 г. № 266-1 В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 4. Основные направления и содержание деятельности органов прокуратуры В целях обеспечения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, прокуратура от имени государства: 1) выявляет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента республики; 2) осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства; 3) представляет интересы государства в суде; О представлении интересов государства см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 4) опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики; О понятии иные правовые акты см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 5) в порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование; 6) формирует государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, ведет специальные учеты, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики и специальных учетов. См.: Указ Президента Республики Казахстан от 28 марта 2003 года № 1050 Об образовании Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Статья 5. Деятельность органов прокуратуры по осуществлению высшего надзора 1. Высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов осуществляется путем проведения проверок. 2. Проверка применения законодательства проводится прокурором в пределах его компетенции после вынесения постановления о производстве проверки в связи с: 1) поручением Президента Республики Казахстан; 2) заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными о нарушениях законодательства; 3) непосредственным выявлением признаков нарушения законодательства; 4) поручением или запросом вышестоящего прокурора. 3. Прокурором проверка может быть также поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок. 4. Проверка применения законодательства проводится в течение месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство. 5. Все действия прокуроров и акты прокурорского надзора влекут установленные законом последствия, если они совершены в порядке и формах, установленных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами. См.разъяснение в Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 августа 2002 г. № 5. В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.98 г. № 266-1; Законом РК от 29.03.2000 г. № 42-II (см. стар. ред.); Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 6. Правовые гарантии деятельности органов прокуратуры 1. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений, предписаний, указаний, требований прокуроров влечет ответственность, установленную законом. 2. По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные лица обязаны: 1) безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну предоставить необходимые материалы и сведения; 2) выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения; 3) принять иные необходимые меры для обеспечения надзорной деятельности прокуроров и обеспечения их безопасности. 3. Поручения прокурора, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для органов дознания и следствия. 4. Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установленных законодательством формах, порядке, а также в сроки, определенные прокурором. 5. Прокуроры в пределах своей компетенции имеют право на беспрепятственный вход в помещения государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, безотлагательный прием их руководителями и другими должностными лицами по вопросам проверки, доступ к документам и материалам, ознакомление с судебными делами и их истребование из суда, за исключением случаев, когда материалы дела находятся непосредственно в судебном производстве. 6. Должностные лица и граждане обязаны явиться по требованию прокурора в установленное им время для дачи показаний. Вызов оформляется письменным уведомлением-повесткой и вручается под расписку. Уведомление может быть также направлено телефонограммой, телеграммой или с использованием других средств связи, обеспечивающих его надлежащую передачу. 7. Неисполнение законных требований прокурора либо неявка по требованию прокурора без уважительных причин влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан. Прокурор вправе в случае неисполнения предписаний и постановлений в пределах своей компетенции обратить их к принудительному исполнению. 8. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения. Статья 7. Рассмотрение обращений 1. Органы прокуратуры в установленном законодательством порядке, рассматривая обращения о нарушениях законодательства, принимают меры к устранению нарушений прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства, восстановлению нарушенных прав. 2. Если лицо в силу физических, психических и иных недостатков не в состоянии осуществлять защиту своих прав, прокурор обязан принять необходимые меры по ее обеспечению. 3. Органы прокуратуры в установленном законом порядке принимают меры для привлечения к ответственности должностных лиц, не выполняющих возложенных на них обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства. 4. Анонимные обращения в органах прокуратуры не проверяются, однако прокурор вправе не разглашать источник информации в интересах гражданина. В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 8. Обжалование действий и актов прокурора 1. Действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд. Обжалование требований и актов прокурора не приостанавливает их исполнение. 2. Суд либо вышестоящий прокурор может до вынесения решения по заявлению (жалобе) на действия или акты прокурора приостановить их исполнение. 3. Вышестоящий прокурор по жалобе граждан и (или) юридических лиц либо по своей инициативе может отменить либо отозвать акты нижестоящего прокурора. См.: Нормативное постановление Верховного Суда РК от 20 марта 2003 № 2 "О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства". Система органов прокуратуры и их организация Статья 9. Система органов прокуратуры Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.98 г. № 266-1 Статья 10. Генеральный прокурор республики и его заместители 1. Генеральный прокурор Республики Казахстан: 1) назначается на должность Президентом республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет; 2) освобождается от должности Президентом республики; 3) подотчетен Президенту республики; 4) в течение срока полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 2. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом республики по представлению Генерального прокурора. См.: Указ Президента Республики Казахстан от 29 марта 2002 года № 828 О некоторых вопросах кадровой политики в системе органов государственной власти. 3. Заместители Генерального прокурора республики могут быть назначены одновременно начальниками соответствующих департаментов Генеральной прокуратуры. В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.10.01 г. № 247-II (см. стар. ред.); Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 11. Полномочия Генерального прокурора республики Генеральный прокурор республики: 1) осуществляет надзор за применением законов и указов Президента и иных нормативных правовых актов на территории республики, руководит деятельностью нижестоящих прокуратур; 2) опротестовывает законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, в органы и должностным лицам, их принявшим; 3) является членом Высшего судебного совета; 4) издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками органов и учреждений прокуратуры Республики Казахстан приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры Республики Казахстан и порядок реализации мер материального и социального обеспечения; 4-1) принимает в пределах своей компетенции следующие нормативные правовые акты: по вопросам применения норм Уголовно-процессуального кодекса и законодательства Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами дознания и следствия, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; по вопросам правовой статистики и специальных учетов, обязательные для всех субъектов правовой статистики; другие нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан; 4-2) принимает решение о согласовании по нормативным правовым актам, издаваемым органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие; 5) образует, реорганизует и упраздняет прокуратуры, учреждения органов прокуратуры, определяет их структуру, права и обязанности структурных подразделений, штатную численность и фонд оплаты труда в органах прокуратуры в пределах лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан; См.: Штатную численность Прокуратуры Республики Казахстан и государственные учреждения, находящиеся в ведении Прокуратуры Республики Казахстан, Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 15 мая 2001 года № 73 Об утверждении сквозных предметных направлений деятельности структурных подразделений. 6) представляет Президенту республики кандидатуры для присвоения высших классных чинов и воинских званий; 7) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, военных прокуроров, их заместителей, прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров; 8) отчитывается перед Президентом республики о деятельности органов прокуратуры; 9) в установленном порядке присваивает классные чины и воинские звания сотрудникам органов прокуратуры; 10) представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Республики Казахстан сотрудников органов прокуратуры; 10-1) присваивает звание "Почетный работник Прокуратуры", утверждает Положение о порядке присвоения этого звания; 11) определяет порядок приобретения, хранения, ношения и перевозки сотрудниками органов прокуратуры оружия и боеприпасов; 11-1) вносит предложения на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда о даче разъяснений по вопросам судебной практики; 12) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством. В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.98 г. № 266-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 12. Генеральная прокуратура 1. Генеральную прокуратуру Республики Казахстан возглавляет Генеральный прокурор республики. 2. Генеральный прокурор республики имеет первого заместителя и заместителей. 3. Структура Генеральной прокуратуры и полномочия ее сотрудников определяются Генеральным Прокурором. См.: Положение об Управлении международных отношений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Положение об Управлении кадровой работы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Положение о Департаменте по надзору за законностью судебных актов и исполнительного производства по гражданским и административным делам, Положение об Управлении документационного обеспечения, обращений и приема граждан Секретариата Генерального прокурора Республики Казахстан. 4. Исключен 1) обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры республики по основным направлениям их деятельности; 2) анализирует практику надзора за применением законов, состоянием законности в республике; 3) вырабатывает рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора; 4) контролирует работу органов прокуратуры республики по надзору за применением законов; 5) взаимодействует с другими республиканскими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, в обеспечении законности и правопорядка и координирует их деятельность; См.: Распоряжение Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан и Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 12 июля 2000 года № 38/15р О порядке взаимодействия и дальнейшего совершенствования деятельности органов прокуратуры и внутренних дел по вопросам раскрытия и расследования умышленных убийств. 6) организует и проводит повышение квалификации кадров; 7) участвует в нормотворческой деятельности; 8) представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества. См.: Положение об Управлении международных отношений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Распоряжение Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 12 января 2001 года № 6/36р О создании постоянно действующей межведомственной группы по международному розыску и экстрадиции преступников . Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры: 1) руководят деятельностью областных, городских, районных и иных приравненных к ним прокуратур по обеспечению прокурорского надзора; 2) издают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных работников. В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 14. Прокуратуры областей 1. Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми с согласия Президента республики Генеральным прокурором республики сроком на пять лет. 2. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников. Заместители прокуроров областей могут быть назначены начальниками соответствующих управлений областных прокуратур. 3. В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах имеются управления и отделы. Начальники управлений и отделов соответственно являются старшими помощниками и помощниками прокуроров областей. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 15. Городские, районные и иные приравненные к ним прокуроры и прокуратуры 1. Городские, районные и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми Генеральным Прокурором республики сроком на пять лет. 2. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников. 3. В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах могут создаваться отделы. См.: Положение о прокуратуре по надзору за законностью исполнения наказаний в исправительных учреждениях. Статья 16. Подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим 1. Подчиненность прокуроров включает: 1) обязательность указаний вышестоящих прокуроров по вопросам организации и деятельности для нижестоящих прокуратур; 2) ответственность нижестоящих прокуроров перед вышестоящими за выполнение служебных обязанностей; 3) осуществление вышестоящими прокурорами в необходимых случаях полномочий нижестоящих; 4) отмену, отзыв или изменение актов нижестоящих прокуроров вышестоящими; 5) разрешение вышестоящими прокурорами жалоб на действия и акты нижестоящих. 2. Генеральным прокурором республики могут быть установлены иные формы подчиненности нижестоящих прокуроров. Статья 17. Коллегии в органах прокуратуры 1. Коллегии образуются в Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах. 2. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности органов прокуратуры, а также иные вопросы, связанные с выявленными нарушениями законов, требующие по усмотрению Генерального прокурора, прокурора области или приравненного к нему прокурора коллегиального рассмотрения с участием должностных лиц, нарушивших закон. 3. Решения коллегии принимаются большинством от общего числа ее членов. 4. Решения коллегии реализуются приказами соответствующих прокуроров и обязательны для сотрудников органов прокуратуры. По выявленным нарушениям закона принимаются акты прокурорского надзора. 5. Регламент работы коллегии и статус членов коллегий определяются Генеральным прокурором республики. Правовые акты прокуратуры В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 18. Система правовых актов прокуратуры 1. Систему правовых актов прокуратуры составляют: 1) акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона; 2) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции. См.: Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 27 февраля 2001 года № 26 О порядке подготовки приказов, распоряжений и указаний по основной деятельности и кадровым вопросам. 1-1. Акты прокурорского надзора, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, подлежат опубликованию. 2. Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров. 1. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц. О понятии иные правовые акты см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 2. Протест приносится в принявший его орган или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные решения и действия должностного лица. 3. Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок. Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о дне рассмотрения протеста. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются законодательством. 4. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведение его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. 5. Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанавливает их действие. См.: Производство по обращениям прокурора о признании нормативных правовых актов незаконными; в соответствии с ГПК- обращение в суд приостанавливает. В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 20. Постановление 1. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона выносит постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении. 2. Прокурор выносит постановление о производстве проверки применения закона, о производстве выемки, досмотра, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта о принудительном исполнении требований прокурора, о доставлении (приводе), а также и в иных случаях, предусмотренных законом. 3. Постановление прокурора подлежит обязательному исполнению уполномоченным органом или должностным лицом в установленный законом срок, а при отсутствии такового в срок, установленный прокурором. О результатах исполнения постановления прокурору сообщается незамедлительно. Неисполнение постановления прокурора в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан. В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 21. Санкция 1. Прокурор дает письменную санкцию (согласие) на: 1) арест лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; 2) обыск в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством; 3) отстранение обвиняемого от должности, помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для производства экспертизы; 4) проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища; 5) задержание иностранцев для выдворения в административном порядке; 5-1) негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, а также прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств; 5-2) доступ государственных органов и их должностных лиц (за исключением должностных лиц Национального Банка Республики Казахстан) к документам, содержащим банковскую тайну; 5-3) арест на деньги и другое имущество физических и юридических лиц, находящиеся в банках, и приостановление расходных операций на банковских (за исключением корреспондентских) счетах физических и юридических лиц; 5-4) объявление международного розыска в отношении лица, совершившего преступление на территории Республики Казахстан и скрывающегося от следствия; 6) в иных случаях, прямо предусмотренных законом. 2. Санкция на совершение указанных действий либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении должностного лица либо в иной письменной форме после изучения материалов, на основании которых испрашивается санкция, в течение двадцати четырех часов. 3. Прокурор дает согласие на действие ведомственных нормативных правовых актов по вопросам оперативно-розыскной и иной деятельности, которая может повлечь ограничение прав свобод человека и гражданина. 1. Прокурор дает указания: 1) органам дознания и следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел; 2) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 3) в других случаях, установленных законодательством. 2. Указание Генерального прокурора республики нормативного характера по вопросам оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания обязательно для исполнения всеми органами следствия и дознания, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. См.: Указание Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 12 июня 2001 года № 86/36. В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 23. Заявление 1. Прокурор в соответствии с законодательством вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, физических и юридических лиц. 2. В случаях отклонения актов прокурорского надзора либо нерассмотрения их в установленный законом срок, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными действий и актов органов и должностных лиц, а также об устранении нарушений законов. Прокурор вправе своим постановлением приостановить действие опротестованного акта до рассмотрения заявления судом. 3. Заявление в суд в связи с отклонением или оставлением без рассмотрения актов прокурорского надзора рассматривается судом в порядке, установленном законом. 4. Заявление прокурора не облагается государственной пошлиной и иными сборами. В статью 24 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 24. Предписание 1. Письменное предписание об устранении нарушения закона вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание вносится в случае, если нарушение закона носит явный характер, может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства и не будет незамедлительно устранено. Предписание не может выноситься на нормативные правовые акты. 2. В предписании должны содержаться указания на нормы Конституции, законов и актов Президента республики, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по устранению нарушения. 3. Предписание подлежит обязательному исполнению в срок, установленный прокурором. Об исполнении предписания незамедлительно сообщается прокурору. Неисполнение предписания прокурора влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан. 4. Предписание может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. Обжалование предписания не приостанавливает его исполнения. 5. Вышестоящий прокурор или суд может приостановить исполнение предписания до принятия решения по жалобе. В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 25. Представление 1. Прокурор в пределах своей компетенции вносит представление: 1) об устранении нарушений законности; 2) об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений; 3) по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан; 4) в иных случаях, установленных законом. 2. Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом в месячный срок с обязательным принятием мер по устранению нарушений законности, а также причин и условий, способствующих им. Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру. 1. При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях - предусмотренную ответственность за нарушение закона. 2. В случаях несоответствия закону проекта правового акта прокурор разъясняет требование закона органу или должностному лицу, принимающему акт. См.: Письмо Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 11 мая 2001 года № 28-21-1332-01, Письмо Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 2 октября 1997 г. № 7-31-1737-97, Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 20 сентября 2001 г. N ДВК-2-1-12/280 . Закон дополнен статьей 26-1 в редакции Закона РК от 09.08.02 г. № 346-II Статья 26-1. Меры принудительного исполнения правовых актов прокурора 1. В случае неисполнения в добровольном порядке постановлений и предписаний прокурора он вправе вынести постановление о принудительном исполнении требований прокурора, за исключением предусматривающих принудительное лишение имущества, и направить его для исполнения в уполномоченные государственные органы. 2. Уполномоченные государственные органы обязаны по получении соответствующего постановления прокурора незамедлительно принять меры к его исполнению. 3. В случае отказа должностных лиц, граждан от явки для дачи показаний в органы прокуратуры прокурор вправе вынести постановление о доставлении (приводе) такого лица в органы прокуратуры, которое исполняется органами внутренних дел в течение двадцати четырех часов. В статью 27 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 27. Опубликование актов прокурорского надзора Для обеспечения гласности своей деятельности органы прокуратуры могут публиковать в средствах массовой информации акты прокурорского надзора на незаконные действия и решения органов и должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства Статья 28. Задачи надзора 1. Задачами надзора являются: 1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соответствия законодательству правовых актов и действий органов, организаций, должностных лиц и граждан; 2) принятие мер к выявлению и устранению любых нарушений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав. 2. Прокуратура не подменяет другие государственные органы и не вмешивается в деятельность организаций и частную жизнь граждан. См.: Инструкцию "Об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере". В статью 29 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.) Статья 29. Полномочия прокурора 1. При осуществлении надзора прокурор вправе: 1) вызывать граждан и должностных лиц и получать от них показания по вопросам проводимой проверки; 2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить на территорию и в помещения государственных органов, а также организаций всех форм собственности; 2-1) получать в банках сведения по операциям и счетам физических и юридических лиц по вопросам проводимой проверки с соблюдением требований к неразглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну; 2-2) в целях выявления скрытых преступлений требовать от компетентных органов осуществления оперативно-розыскных мероприятий с уведомлением об их результатах; 3) получать от руководителей и других должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические данные и иные сведения о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |