|
|
|
О развитии и поддержке малого и среднего
МОРОЗ Светлана, доктор юридических наук, профессор
Предпринимательское законодательство РК: этапы становления и развития Становление законодательства Казахстана о предпринимательской деятельности началось еще в советский период в 80-е годы ХХ в., когда, так называемая, «перестройка» привела к появлению кооперативного движения и активизации хозяйственной деятельности. Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 г. и «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. определили правовые основы осуществления индивидуальной деятельности граждан и юридических лиц и узаконили право на занятие деятельностью, направленной на получение личного дохода. Хотя эта деятельность и не называлась предпринимательской, но она впервые была легализована. Многие годы в СССР (за исключением небольшого периода НЭПа (1921-1927 гг.), когда допускалось участие частных лиц в экономике советского государства) занятие предпринимательством было запрещено и зачастую влекло за собой самые суровые меры уголовной ответственности - многие предприимчивые граждане СССР были приговорены к длительным срокам лишения свободы, а наиболее «успешные» из них, сумевшие «заработать» несколько десятков тысяч и сотен тысяч рублей - к расстрелу. Партия и правительство принимали серьезные шаги в деле борьбы с «незаконным» личным обогащением наших граждан - в системе МВД создавались специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями - ОБХСС, ужесточались меры ответственности за хищения социалистической собственности и др. Все это привело к тому, что когда в середине 80-х г.г. «предприимчивость» наших граждан была узаконена, у многих из них еще остался страх, что все это временно и делается только для того, чтобы выявить наиболее слабых и менее приверженных идеям социализма и коммунизма граждан, даже находились такие, кто не просто «сигнализировал» о новоявленных богачах - кооператорах в соответствующие органы, а собирал и обобщал эту информацию в течение ряда лет в ожидании того времени, когда произойдет очередная смена курса коммунистической партии. Однако вопреки ожиданиям ситуация в стране стала еще более либеральной и на смену кооператорам - первым вестникам частного капитала пришли предприниматели - коммерсанты. В начале 90-х г.г. начался процесс распада СССР и становления новых суверенных государств, который охарактеризовался также и бурным развитием хозяйственной деятельности. 11 декабря 1990 г. принимается Закон Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР» (аналогичные законодательные акты были приняты тогда во всех союзных республиках), которым впервые в новейшей истории Казахстана был провозглашен принцип свободы предпринимательской деятельности. В соответствии с новым законом к участию в предпринимательской деятельности были допущены не только граждане Казахской ССР, граждане иностранных государств, лица без гражданства, но и иностранные юридические лица и юридические лица Казахской ССР (в том числе и государственные). Несколькими днями ранее был принят Закон Казахской ССР «Об иностранных инвестициях» от 7 декабря 1990 г., который был направлен на формирование в республике экономики открытого типа и должен был способствовать скорейшему переходу страны на общепринятые в мировой практике принципы хозяйствования [1]. В этот же период были заключены крупные нефтяные контракты с французской фирмой «Эльф Акитен», американской корпорацией «Шеврон», с английской фирмой «Бритиш-газ» и итальянской компанией «Аджип» и др. Первый этап в развитии предпринимательского законодательства характеризуется тем, что в этот период практически с нуля создавалась правовая база для осуществления деятельности субъектами предпринимательства. Об этом свидетельствуют принятые тогда законодательные акты, такие как Закон РК «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Республике Казахстан» от 11 июня 1991 г.; Закон РК «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» от 21 июня 1991 г.; Закон РК «О концессиях в Республике Казахстан» от 23 декабря 1991 г.; Закон РК «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 25 декабря 1991 г. и др. Особое влияние на процесс развития предпринимательской деятельности в этот период оказал Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства» от 4 июля 1992 г. № 1543-ХII, который определил основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепил политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. Важную роль в становлении национальной системы законодательства сыграла кодификация гражданского законодательства. Гражданский кодекс РК (общая часть) был принят 27 декабря 1994 г. (одновременно с Законом РК «Об иностранных инвестициях»), с момента введения его в действие (с 1 марта 1995 г.) были признаны утратившими силу преамбула, ст.ст. 1-223 Гражданского кодекса Казахской ССР 1963 г.; ст.ст. 1-73 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (остальные статьи Гражданского кодекса и Основ гражданского законодательства продолжали действовать до 1 июля 1999 г., т.е. до введения в действие Особенной части Гражданского кодекса РК); Законы РК «О собственности», «О предприятиях», «О залоге» 1991 г. Гражданский кодекс представляет собой основной специальный нормативный акт в области регулирования частно-правовых отношений (в том числе и предпринимательских отношений). Таким образом, данный период представляет собой начальный этап развития рыночных отношений в Республике Казахстан и создания совершенно новой законодательной системы независимого и суверенного государства в целом; и системы предпринимательского законодательства Казахстана в частности. Началом второго этапа в развитии предпринимательского законодательства послужило введение в действие Законов Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г. № 131-I и «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997 г. № 135-I. Закон о государственной поддержке малого предпринимательства закрепил следующие принципы государственной поддержки малого предпринимательства: принцип приоритета развития малого предпринимательства в РК; принцип комплексности государственной поддержки малого предпринимательства; принцип доступности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства; принцип международного сотрудничества в области поддержки и развития малого предпринимательства. Закон об индивидуальном предпринимательстве был направлен на реализацию установленного Конституцией РК права граждан на свободу предпринимательской деятельности, формирование системы государственных гарантий для индивидуального предпринимательства. В качестве законодательного акта, оказавшего позитивное воздействие на предпринимательские отношения, можно назвать Закон РК «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 г., которым определялись такие основные задачи, как: внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами; государственная поддержка и стимулирование отечественных производителей; развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; создание новых рабочих мест; улучшение окружающей природной среды; и т.п. В соответствии с данным актом предоставлялись серьезные преференции и льготы при осуществлении инвестирования в приоритетных секторах экономики (том числе, инвестиционные налоговые преференции, освобождение от уплаты таможенных платежей, предоставление натурных грантов). Приоритетными секторами экономики были признаны: 1) производственная инфраструктура; 2) обрабатывающая промышленность; 3) объекты города Акмолы (Астаны); 4) жилье, объекты социальной сферы и туризма; 5) сельское хозяйство. Государство определило те сектора экономики, развитие которых является приоритетным, и те меры стимулирования и поддержки, которые будут предоставлены в этом случае, все это активизировало предпринимателей и способствовало планомерному развитию экономики. Также в определенной мере стимулировал предпринимательскую деятельность с участием субъектов малого предпринимательства Закон РК «О государственных закупках» от 16 июля 1997 г. № 163- I, который в качестве меры поддержки субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственных закупок закрепил обязательное резервирование до 10% от общего объема государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) для организации закупок у субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 25-2). Третий этап берет свое начало с введения в действие Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г., который систематизировал нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, и объединил их в едином законодательном акте. На смену многочисленных актов, регулировавших предпринимательские отношения, был принят один законодательный акт, установивший общие начала осуществления частного предпринимательства в РК. В результате, в нашей стране сложилась монистическая система частного права - есть Гражданский кодекс, который является основным законодательным актом, регулирующим рыночные отношения, и специальное законодательство о предпринимательстве. Такое соотношение способствует единообразному применению правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, и свидетельствует о единстве частно-правового регулирования, тогда как в отдельных странах СНГ наряду с Гражданским кодексом принят и действует Хозяйственный кодекс (например, в Украине), т.е. сложилась дуалистическая система частного права. Вместе с тем, дуализм частного права вряд ли будет способствовать совершенствованию и повышению эффективности, как гражданского, так и предпринимательского законодательства, поскольку Хозяйственный кодекс является специальным актом, регулирующим отношения в сфере предпринимательской деятельности, а Гражданскому кодексу уготована роль общего закона в сфере предпринимательства. Исходя из принципа приоритета норм специального законодательства перед нормами общего законодательства, значение Гражданского кодекса в условиях дуалистической системы частного права существенно снижается, что вряд ли оправданно. На данном этапе развития рыночных отношений не столь актуально, чтобы процесс развития законодательства о предпринимательстве обязательно завершился его кодификацией, более значимым является приведение его в соответствие с международными стандартами и реалиями сегодняшнего дня.
Система предпринимательского законодательства Республики Казахстан В настоящее время систему предпринимательского законодательства РК составляют Конституция РК, Гражданский кодекс РК и другие нормативные правовые акты. В частности, нормативные правовые акты: устанавливающие основные начала осуществления предпринимательской деятельности (Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III; Закон РК «О лицензировании» от 11 января 2007 г. № 214- III; Закон РК «О конкуренции» от 25 декабря 2008 г. № 112-IV ЗРК и др.); нормативные правовые акты о государственной поддержке малого предпринимательства (постановление Правительства РК «Об утверждении Правил проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства» от 17 июня 2003 г. № 572; постановление Правительства РК «Об утверждении Правил предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующей безвозмездной передачи в собственность неиспользуемых объектов республиканской государственной собственности» от 4 апреля 2003 г. № 327; и др.); нормативные правовые акты о государственной поддержке инновационной деятельности (Закон РК «О науке» от 9 июля 2001 г. № 225-II; Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 23 марта 2006 г. № 135-III; Указ Президента РК «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан» от 16 марта 2006 г. № 65; и др.); нормативные правовые акты о защите прав потребителей (Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991 г. № 640-XII; Закон РК «О потребительском кооперативе» от 8 мая 2001 г. № 197-II; Закон РК «О сельском потребительском кооперативе водопользователей» от 8 апреля 2003 г. № 404-II; Закон РК «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 8 апреля 2004 г. № 543-II; и др.); нормативные правовые акты о поддержке отечественных товаропроизводителей (Закон РК «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров» от 28 декабря 1998 г. № 337-I; Закон РК «Об антидемпинговых мерах» от 13 июля 1999 г. № 421-I; Закон РК «О субсидиях и компенсационных мерах» от 16 июля 1999 г. № 441-I; Закон РК «О государственном оборонном заказе» от 19 января 2001 г. № 146-II; Закон РК «О государственных закупках» от 16 мая 2002 г. № 321-II и др.); нормативные правовые акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г. № 2444; Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 г. № 304-I; Закон РК «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 г. № 126-II; Закон РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 г. № 211-II; и др.); нормативные правовые акты общего характера, регулирующие отдельные аспекты предпринимательской деятельности (Уголовный кодекс РК от 16 июля 1997 г. № 167-I; Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. № 155-II; Таможенный кодекс РК от 5 апреля 2003 г. № 401-II; Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 г. № 99-IV ЗРК и др.).
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства Вопросы государственной поддержки малого предпринимательства в Казахстане впервые были поставлены еще в начале 90-х гг. ХХ в. (было принято специальное постановление Совета Министров Казахской ССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий в Казахской ССР» 31 октября 1990 г. № 432), но на законодательном уровне эти вопросы были решены только во второй половине 90-х гг. (в частности, был принят Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» 19 июня 1997 г. № 131-1). В это же время встал вопрос о том, как определить какой субъект может быть отнесен к субъектам малого предпринимательства, а какой - к субъектам среднего или крупного предпринимательства. Подходы не раз менялись - то количественный критерий и сфера осуществляемой деятельности выделись в качестве решающих критериев, то количественный критерий и общая стоимость активов за год. Например, первоначально предусматривалось, что к малым предприятиям относятся предприятия: в промышленности и строительстве с численностью работающих до 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 100 человек, в других отраслях производственной сферы - до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек, в розничной торговле - до 15 человек. Впоследствии было предусмотрено, что субъектом малого предпринимательства является физическое лицо без образования юридического лица и юридическое лицо, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше 60-тысячекратного расчетного показателя (п. 1 ст. 3 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства). До сих пор ситуация остается неоднозначной, поскольку законодатель учитывает как количественные, так и качественные показатели осуществляемой предпринимателем деятельности. Так, в соответствии с Законом о частном предпринимательстве субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не выше 60-тысячекратного месячного расчетного показателя (далее - МРП), установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (т.е. 1296 тенге), а среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта). В случае превышения одного из названных условий, на субъекты малого предпринимательства не распространяются льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства. Речь идет как о мерах государственной поддержки малого предпринимательства, так и о других льготах (в частности об упрощенной форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности). Также законодательством специально выделены те субъекты частного предпринимательства, которые, хотя и отвечают указанным условиям, но они не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства. В частности, к ним отнесены индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие: 1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции; 3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; 4) проведение лотереи; 5) деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса; 6) деятельность в области сертификации, метрологии и управления качеством; 7) деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии; 8) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов; 9) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента); 10) аудиторскую деятельность; 11) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (п. 4 ст. 6 Закона о частном предпринимательстве). Такие ограничения введены не случайно, предполагается, что эти субъекты не нуждаются в предоставлении мер государственной поддержки. Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325-тысячекратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (п. 7 ст. 6 Закона о частном предпринимательстве). Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников более 250 человек или общей стоимостью активов за год свыше 325-тысячекратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (п. 8 ст. 6 Закона о частном предпринимательстве). Таким образом, согласно законодательной концепции: 1) индивидуальные предприниматели могут быть только субъектами малого или среднего предпринимательства; 2) субъектами малого предпринимательства признаются индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников не более 50 человек независимо от среднегодовой стоимости их активов; 3) субъектами среднего предпринимательства признаются индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек независимо от среднегодовой стоимости их активов. Следовательно, для индивидуальных предпринимателей в отличие от юридических лиц главным критерием является количественный (до 50 или свыше 50 человек), тогда как для юридических лиц - количественный и качественный критерии применяются в совокупности. В Российской Федерации в соответствии с законодательной трактовкой количественный и качественный критерии также дифференцированы, но в несколько ином соотношении. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические и физические лица, внесенные в соответствующий государственный реестр, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; б) от 16 до 100 человек включительно для малых предприятий; в) до 15 человек включительно для микропредприятий (ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») [2]. Кроме того, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год у таких предприятий не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Это предельное значение будет устанавливаться один раз в 5 лет и для изменения категории лицу необходимо либо превышать, либо занижать установленные предельные значения в течение 2 календарных лет, следующих один за другим [3]. Сравнивая критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по законодательству РК и РФ можно отметить следующее: в РК количественный критерий в два раза ниже (примечательно, что по законодательству США, к категории малых относятся предприятия с числом работающих до 500 человек, а для отдельных видов деятельности такой предел повышен до 1500 работающих, кроме того, в некоторых сферах деятельности существуют ограничения только по объему ежегодных финансовых операций [4]), а качественный критерий сформулирован более четко (поскольку прямо закреплен в Законе о частном предпринимательстве и не может быть изменен подзаконными актами). К числу негативных моментов следует отнести отсутствие дифференциации среди индивидуальных предпринимателей - возможно, следует применить и качественный критерий - например, размер среднегодовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС. В противном случае, законные интересы других субъектов частного предпринимательства могут быть нарушены.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства: основные подходы Мировой опыт свидетельствует, что без государственной поддержки субъекты малого бизнеса обречены на банкротство, т.к. в среднем из каждых 10 остаются функционировать только 2-3, поэтому малый бизнес относится к сфере наиболее рискованного бизнеса. Субъекты малого предпринимательства весьма уязвимы ко всем рыночным изменениям и потрясениям, поскольку обладают гораздо меньшими возможностями и ресурсами по сравнению с субъектами среднего, а тем более крупного предпринимательства. Но именно малый бизнес выполняет стабилизирующую функцию в сфере экономики, позволяет создать и поддерживать конкурентную среду, обеспечивает равный доступ к осуществлению предпринимательской деятельности для всех ее участников. Поэтому экономическая политика развитых государств направлена на то, чтобы компенсировать эти способности малых предприятий и помочь им действовать на рынке как полноправным субъектам конкуренции. По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, а объем производства в этой сфере в различных странах составляет от 33 до 67% ВНП [5]. Например, в Германии в данное время насчитывается более 3,3 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства в ремесленном производстве, промышленности и непроизводственных отраслях, торговле, сфере услуг и свободных профессий, что составляет более 99% предприятий налогоплательщиков, при этом на них приходится почти 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80% всех молодых специалистов страны, платят около 45% налогов с оборота, осуществляют 30% немецкого экспорта [6]. В Республике Казахстан эти цифры пока еще не такие значительные. По официальным данным в РК ежегодный прирост количества зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, начиная с 2002 г. в среднем достигает 15-18% [7] и по состоянию на сентябрь 2008 г. в республике насчитывалось 666 098 активных малых предприятий, численность занятых в малом и среднем бизнесе на сентябрь 2008 г. превысила 1,9 млн. человек [8]. На 1 октября 2009 г. ситуация уже несколько изменилась - общее количество зарегистрированных юридических лиц составило 294 905 единиц, в том числе 279 471 единиц с численностью работников менее 50 человек, количество действующих юридических лиц составило 187 452, среди которых малые предприятия составляют 172 998 единиц, количество субъектов малого бизнеса составило 211 985 [9], а число занятых в малом бизнесе на 31 декабря 2008 г. составило 1 млн. 726 тыс. 170 человек [10]. Для сравнения можно указать, что в РФ количество малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1 млн. 100 тыс. единиц, с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, зарегистрировано около 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей; с учетом работающих по договорам и по совместительству, в предпринимательстве занято около 14 млн. человек (но если учесть предприятия, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, а также так называемые средние предприятия, то можно говорить об удвоении представленных цифр) [10]. В целом на этом фоне РК выглядит менее предпочтительно - в РК число занятых в малом и среднем бизнесе составляет всего 20,5% от численности трудоспособного населения страны, тогда как в РФ число занятых только в малом бизнесе - 6,7% от численности трудоспособного населения страны, в сфере предпринимательства без образования юридического лица - 15,5%, всего в малом и среднем бизнесе - более 30%. Все это свидетельствует о том, что в Республике Казахстан пока не созданы все необходимые условия для развития малого предпринимательства, в частности, и для формирования цивилизованной предпринимательской среды, в целом. В этой связи оказание мер государственной поддержки субъектам малого бизнеса могло бы послужить стимулом общего подъема экономики и преодоления спада производства. В настоящее время государственная поддержка малого предпринимательства в РК реализуется по таким направлениям, как: 1) создание условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; 2) разработка государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития малого предпринимательства; 3) установление упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства; 4) установление оптимального режима налогообложения; 5) принятие программ кредитования малого предпринимательства; 6) создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательства; 7) обеспечение гарантированного объема закупа товаров (работ, услуг) для государственных нужд; 8) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства; 9) создание национальных институтов развития (п. 3 ст. 18 Закона о частном предпринимательстве). Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства осуществляется путем: 1) оказания финансовой поддержки; 2) организации сети центров поддержки малого предпринимательства; 3) организации деятельности бизнес-инкубаторов; 4) передачи субъектам малого предпринимательства в доверительное управление или аренду не используемых более одного года объектов государственной собственности; 5) безвозмездной передачи субъектам малого предпринимательства в собственность объектов, переданных в аренду или доверительное управление для организации промышленного производства и развития сферы услуг населению по истечении года с момента заключения договора в случае выполнения предусмотренных им условий в порядке, установленном Правительством РК. Указанные направления и способы осуществления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства были разработаны с учетом опыта зарубежных государств в этой области. В 70-х г.г. ХХ в. в условиях энергетического кризиса и экономической депрессии, явившихся следствием излишней концентрации капитала и перенасыщением рынка товарами, работами, услугами произошла переоценка ценностей и на первый план вышли вопросы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Начиная с 80-х г.г. многие страны стали постепенно переходить от индустриального к постиндустриальному пути развития экономики, что привело к закрытию, переспециализации, деконцентрации многих крупных предприятий, особенно в промышленных центрах, больших городах и индустриальных регионах [4]. Для улучшения экономической ситуации и снижения социальной напряженности стали разрабатываться государственные и региональные программы оздоровления депрессивных районов, направленные на оказание мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, реализация которых способствовала экономическому и социальному развитию некогда депрессивных регионов. При этом следует учитывать, что такие программы осуществляются не от случая к случаю (как это нередко имеет место в практике нашего государства), а систематически и целенаправленно. Здесь также нужно обратить внимание на то, что число таких государственных программ значительно превышает привычные для нас цифры. Например, государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Германии включает более 500 программ федерального и регионального значения, содействующих инвестиционной активности [6]. Разумеется, это не означает, что нужно механически увеличивать количество бюджетных программ, разрабатываемых в РК, главное, чтобы реализация таких программ способствовала повышению инвестиционной активности в тех отраслях экономики, которые наиболее подвержены негативному влиянию международного финансового кризиса. Антикризисные программы, разрабатываемые правительствами государств с развитой экономикой, прежде всего, направлены на оказание поддержки и развитие малого и среднего предпринимательства, и, как правило, реализуются по трем основным направлениям: 1) поддержка уровня продаж и предотвращение истощения оборотного капитала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе предоставления экспортных кредитов и гарантийных обязательств, облегчение налогового бремени и предоставление отсрочки по налоговым платежам, а также принятие мер по сокращению сроков платежей всеми партнёрами деловых отношений и обеспечению непрерывности денежных потоков; 2) облегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, своевременное предоставление оборотных средств, реструктуризация кредитной задолженности, расширение схем предоставления гарантий и улучшение условий погашения действующих кредитов; 3) осуществление финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в обеспечении реализации и завершения действующих инвестиционных и инновационных проектов, обладающих высокой коммерческой привлекательностью с целью обеспечения возможности в ближайшем будущем осуществить выход на рынок с новыми продуктами и услугами, обладающими повышенным спросом [4]. Вместе с тем, по предварительным оценкам исследований Европейской Комиссии и Европейского Инвестиционного Фонда, проведённым в 29 государствах установлено, что малые и средние предприятия в большинстве стран, начиная с 4-го квартала 2008 г., претерпевают значительные трудности, связанные с резким снижением спроса на их продукцию и услуги, вызванные нынешним кризисом [11]. Во всех странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), начиная с 4-го квартала 2008 г., наблюдалось резкое уменьшение количества заявок на получение кредитов со стороны крупных, средних и малых предприятий, которое продолжилось и в 2009 г., причём основное снижение происходило в запросах на получение долгосрочных кредитов - в среднем по странам ЕС падение достигло примерно 40%, а самое большое падение 73-78% было отмечено во Франции [4]. В отличие от этого, в РК, также как и в РФ, в первую очередь, стремятся сохранить и защитить крупный бизнес. Так, в экономику Казахстана в антикризисных целях дополнительно было направлено свыше 2-х триллионов 700 млрд. тенге, в том числе на поддержку жилищного строительства и решение проблем дольщиков - 545 млрд. тенге, на развитие агропромышленного комплекса - 280 млрд. тенге, на реализацию инфраструктурных проектов - 120 млрд. тенге, тогда как на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса - 275 млрд. тенге [12]. Конечно, 275 млрд. тенге - это огромная сумма, но по сравнению с общей суммой финансирования она составляет всего 10%. Это означает, что только десятая часть от общей суммы была направлена на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, что явно недостаточно. В конце 2007 г. АО ФУР «Казына» выделило 122 млрд. тенге для поддержания устойчивого развития экономики Казахстана, из этой суммы 48,8 млрд. тенге через фонд поддержки малого предпринимательства «Даму» было размещено в семи банках второго уровня для финансирования проектов малого и среднего бизнеса [8]. 14 февраля 2009 г. АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» в рамках реализации 3-го транша Стабилизационной программы финансирования проектов малого и среднего бизнеса подписали генеральное кредитное соглашение с 12 банками второго уровня на общую сумму 117 млрд. тенге (в том числе АО «Казкоммерцбанк» - 16 млрд. тенге, АО «БТА Банк» - 22 млрд. тенге, АО «Народный банк Казахстана» - 11,7 млрд. тенге, АО «АТФ Банк» - 10 млрд. тенге, АО «Банк Центр Кредит» - 10 млрд. тенге, АО «KaspiБанк» - 6 млрд. тенге, АО «Нурбанк» - 8 млрд. тенге, АО «Евразийский Банк» - 3 млрд. тенге, АО «Цесна Банк» - 3,3 млрд. тенге, АО «Альянс Банк» - 18 млрд. тенге, АО «Банк Астана - Финанс» - 3 млрд. тенге, АО «Сбербанк» - 6 млрд. тенге) [13]. Предварительно по договоренности между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и НФ «Самрук-Қазына» был создан инвестиционный фонд с капиталом в 125 млн. долларов США для финансирования проектов малого и среднего бизнеса («ИФ «Kazakhstan Growth Fund») [14].
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |